Понятие синдром в нейропсихологии детского возраста
Дисгенетический синдром – синдром дисфункции стволовых образований мозга; синдром дисфункции подкорковых образований.
Ствол и подкорка.
Развитие стволового ребенка изначально со смещением этапов, заранее дисгармонично.
Часто зубы формируются неправильно, не в срок, а раньше. Наблюдаются стигмы (знаки) о патологии: например изменена форма уха, эпикантус, монголоидный разрез глаз, фаланги пальцев в форме барабанных палочек, грыжи, нарушение развития внутренних органов, крипторхизм, фимоз. У девочек изменение полового развития, в дальнейшем нарушение цикла, сложности с зачатием.
У стволовых детей (если и ствол задействован и подкорка) – снижение иммунитета, диатез, нарушение работы эндокринной системы. Внешне дети очень худы или наоборот. Нарушение формулы сна, трудности с засыпанием. Проблематичное становление навыков опрятности – энурез, энкопрез.
Психические функции: крупная и мелкая моторика страдает. Долго не формируется избирательная активация. Можно заметить ложную леворукость Плохое развитие речи.
У подкорковых детей ситуация с психическими функциями получше. Подкорка очень рано берет на себя компенсирующие функции. Детки много и умно говорят.
В случае со стволовыми детками – трудно поддаются коррекции. Обучаются во вспомогательных классах.
В случае с подкорковыми детками – все зависит ото лба (воспитывается функционально). В процессе коррекционной деятельности будет простроена лобная доля и за счет подключения лобного контроля ребенок компенсирует подкорку. В таком случае ребенок будет интеллектуально сохранен. Если лоб “не воспитывают”, то идет интеллектуальная недостаточность. “Я хочу” – ведущая позиция на всю жизнь.
В исследованиях наблюдается большой период врабатываемости, инертность вплоть до повторения задания, трудность переключения внимания (проявляется в пробах на динамический праксис), эхолалия, эхопраксия. Темп деятельности снижен, низкая работоспособность с истинными признаками утомляемости, зевота, ухудшение деятельности, колебания внимания или даже сознания, следовательно ухудшение памяти. У ребенка могут наблюдаться тонические нарушения в руках.
В школе могут нарастать признаки церебростении, головные боли, головокружения, давление, слабый вестибулярный аппарат. Проблемы с почерком. Позднее может добиться лучших результатов, но на данном этапе нет. У стволовых деток – левостороннее игнорирование. Сложности с ударением, ритмизация на всех уровнях нарушена. Школьная дезадаптация. Проявление неуклюжести на уроках физкультуры.
Чем можно подтвердить стволовые нарушения?
Маркеры ствола:
- речь (6-7 лет)
- обилие разных патологий на уровне организма, стигмы
- искажение моторного развития: тики, заикания, тремор, тенденция к тикам (гипертонус, инертность)
- леворукость (ложная)
- нарушение деятельности черепно-мозговых нервов: косоглазие, астигматизм, нистагм, слюнотечение
Синдром функциональной недостаточности височных отделов.
Левый висок: страдает слухо-речевая память. Если подключается правый висок – то добавляется нарушение нужного порядка слов, происходит замена слов. Конфабуляции – замена по смыслу. Контаминации – замена по звукам. Нарушение слухо-речевой памяти сочетается с запаздыванием созревания фонематического слуха.
Правый висок: нарушение ритма, постановка ударений. Это проявления в нарушении фонематического слуха.
Теменные области: функциональная недостаточность теменных областей: кожно-кинестетическая чувствительность (куда дотронулась?), с 7 лет – кожное чтение. Проба на кинестетический фактор (он нарушен). Артикуляция речи нарушается – путаются звуки близкие по говорению. В письме путает “у” и “и”, “о” и “а”.
Тактильная память: если говорим о правом полушарии – то добавляется соматогнозис – соматические обманы на фоне повышения температуры (может казаться, что пальцы распухли и горячие).
Синдром функциональной недостаточности затылочных отделов.
Сам по себе затылок страдает редко.
При нарушении деятельности височно-затылочной области – трудности называния с 5-6 лет.
При нарушении деятельности теменно-затылочной области- при копировании и воспроизведении геометрических фигур – трудности, зеркальность. Нарушение ориентировки в пространстве элементов на письме (строчку не держит). Пространственный фактор и в речи, и в предлогах, также право-лево, за или перед.
Синдром функциональной недостаточности лобных отделов.
Нарушение программирования, регуляции и контроля. Нарушение динамического пракcиса, контроля. Проба: ладонь, кулак, ребро – не запоминает. Речь бедная. Фразы примитивные. Слова, предлоги, слоги – не дописаны. Упрощение программы. Простейшие правила не запоминает.
Синдром функциональной недостаточности правого полушария.
Левостороннее игнорирование, резонерство, вычурность. Общая стратегия – симультанная – ориентация в целом.
Синдром функциональной недостаточности зоны ТРО.
В основном нарушен пространственный фактор и смысловая часть речи.
Источник
¶ÃGI¥VÈó¿Î}!à#6´ªÙøþIÅ äv(%¡!*ßRg¬at,ì&(¨ä]îêz¡·Ola÷³pÞW1y#j]Àa#ØryÍ«.+:@ðcѹ&>ÀQä¸{á5øñ¤¯òèJ©Q´ä6T)lRûôÊ0n$ê8¤Ùä«/ó³7¾ÃPYÚgÎü¹¢¹Í[_jè²ÏTÓ+csÔàè¯9^o9¬µ ¿
¯ Êü;[°u¨í̸ß9ô°o¶Â;ïéݱ¥¼ÄLüÍI5ÆXt¹Ã¾¬blH¶¥mB’JÌÙA5¦PÏÄÆÉ83òÞ%:lSlåâHȳÖ`êÂpDâéáqA4T¤)·Aja±ýF?Ø÷饪}â©åJ±
B’$úÄóÅ|Ì#¢ÅóçaYiI
¿#!²ÿÛÔö¦ Çæ5OÑã¶6u5ñrøÔÊÐ¥£OÏëFåéV#ÆxGøpWÄ~cÕý#î§æs©!iÊÿ¶fX¢ÁNÃ:y.’¿x5_)·”ñ¶^îgRþê](ì¢Ìe5Qóêñ¨Ð_øUù÷Z²ÿxp¡lA*Æ~³gÝþJ¦÷ð¦¯áNòÃ[µôåZ°Ü4ÐçËBó¥Ç#7À(g}?
YÐ^{ß
cE¦ÙRià ¹øF%ÿkgZR`© éµkí¡X#.±Ýöƶ2-ÊòÃ.`}’Rn,³5Ï”÷÷(tRà a ÖÄJ:êÇ¢ª0ÓÇè:M,ç·B+=íýë÷ÒøB¢²wtÆvbQ
ÄùÖ&1Çô¼EbÉtbÐ!xk¬p*ôöðsßú”ò¿ï*WµXÍ¡[#¥Þõz
Y”}öñEcXùd¦þ_w9ÀL93ÉM:Ô]à(hH÷]_`ÛÜYï5©ÔÓEãÝ)©f0Ì} ÎeEè®nHRð@ÚïVy©O
£?æÉjyɹÒ;úf5D1®ÜÌrÞ¶+þUP6µy@TÒüi_øÛ=hÌD1dS%âs¿R²÷?e¼ìâ*W©Öoó 7Û/`J|òùævÅ$ôMOlQm
»> àjÝÐPúºú§z@RJbì
æÅ©@U~x¿õStRúöRN½C
YÂ%ؼ,TTÔßå.f =äù¥H×FYÒÃ×:»¬hi5£ÿFuÕkMum.ÏÜõ#dé]´ª&|yÓbÒd;GËÏáj¶5Ùpâ!Î7¡¿’§j%¦I%«àþ¼;gY
Pj°ûq²ü×íùL»¢[Òà¥awÄàp-])1TSôÏÔ
« þþ¬Ã?bðlà%HärŤÆæ$¤ÓñxAý´ùÓS%/payX¥j3êáGi®ÚÜ9©+ëoRêËýªÙ³úý+ 9°Ät-Ïè¥åãØ©SyÓ”l½¸»_W’/wj0¸»Yz³ÿò
ÍV¤ù¡ãVøî{O¶ºÌÜ4-;¼$кÝÕÝ¥É$×Rè~áù|¡àfvé)©¼â¼Ä»&Ó÷SDë¯uÏs°EdR£w+÷5÷:y”öÑB´¥QcÌ¡å6ÿÿpZ ISq`*ß9{ÔKX¨KCiõ»ì)[ò]R_Vh¦kL¸{óyur!ð´(
¶ãªßb{~¼ÚV áyðªÊfoY¸ÁÕ3d hòÓ@É£;@¶ý Þ`möìÔË:A¸ÈIAýʳYFÓ[êÄuÜ»x¤¬fÑ
êÑô¶ê ¤Ñt°ò|¬ìÖÏT£ÈjV¥Õò^|3Ð.ÛùJ{_¤VHôzÝ»´÷r¨ha=(ÒbË pG Þð{/ûÅ¡ÒÌû&I!vÕ#~ü#ã1¸µO3ËéêÍ[07ªA~é¨?kVD¸4ùéeÖ;E³céï1£2º4yÝô-×,0)9Ìó¤j+óhs|Ó)¦°ò·E.Vâ¢~âð²4.ÃÉäfÿEzq2TM®m¦ùÇÉxµyù¹Äj=OQûJ~¸øÍ)iû-©Î»
ø¼6pnÚ(pc4oªPö”8ð« ¸QÂÕ>¸j¾Ç~¬ÿ2 èþV%ÿÀ¦6Þ§hcUÑä·¿£Öï%ýÔmó·ï`þ¢énï½ßôÊLw¦'[D¨sµnDM>è&¤
¾8Ýyæ
ÜoG/%Z&-l©¾Ó^¿$9qq¹*èï1_«¯bÌu ÕÆP7|&NÊxüós¢~ôf,+ÞÛµ©U¯hà=íß[ï6}Äè”´]¬ÌQX%LÛ¿$qaÅ0·”!c,«×h:LSÁäî~²ÈkeTS?жóº&EóÓ©ËÄÌ V|iyQ{¨Ò$
©ª}+NtÇg$ìãðLîb?ÛÂq`-{±y¨þáYm>/öÚJFæòܧH¼·Ñ¶µ®Qª0oØI±P²ÖialET¼ã^ïø¨@$çà+j²RÃ$F4¹3è¬ Vyêç1wlvÑYÛñZ°¾ù£Âr«rÆ#ÚHõ’,:0ôû:@K7`’ÞÓÆËEéÚ½ÌáN8p[e(vt²ìÅqmÃèKyd(N6ó)Ê3À+WÃÂoÖ q0Xú´+¾hÚÀõÆÂñk
³¥=¿ZÊFx»¸í¡S’Ü°¬;éí´_ Í,|ò·õ;+|ü0ó
P ;®®0#Õ,Õ.LÐ`ÐRãǨ¸gF»Û!ï$j_³®Ê]¸Æ ÄÇÃn6ÝYGLCIf½Nv{¤|YÃÉW_ý1
¶kÌ_vå¤k~(7T?®¯uM`¥ÍFP®ÝNDïo{ØÛÇçÄî4#²H¬ö«J÷U.â6!ç¨+|C;ýç’F#AL«IÄß:aáÊÎmh¬¡?M4g§õF
ÐÞ
g§Ãn¯ez|è4è!RºzhkéD±Þþ”v>9ûøËkÚe·Ò÷òKß®¢ ˳]&®/Ì_e%có~ÚëÔd 4¬&y
Lůþx°ÃèÎtÖÇ>WÝ0©Y×G0½¤ÓÞ¥èylþ ¼,d8t2ÌMT¦§s
`¬JÈq?;Ò^ùwk2âHwMo÷ñÈÌk¥.SVÞÿÔ©+þBëz[Lkú) ñMUfþMXÿ6-s
îíýô
endstream
endobj
11 0 obj
[ /PDF /Text ]
endobj
12 0 obj
> /ProcSet 14 0 R >>
/Type /Page
>>
endobj
13 0 obj
>
stream
yoÕÕÊÂ!óFMÐõrÚàÌR»Ï+Öõl`1)ºcRá*=ºæÕº0T´¼_Ú[ÙÈ«$k¸aÃÈ»m´Êäuå=FÌ :Ä’Gß&-Ù@3i[rfm$¶ÛãêÒ Ç ¸Åät¡ÃGc¹©?BÒ¡ÛÆ»|te¦Y}§}dãR3÷?43ÌÈKüôåsm0Fû£«ÝLçVõ^BKýI=)Ý*ÄsXiûbÿ8Kö8æÀ³ø¡Ù¸´f=x}YKãÚRôu丯/ÈUmèrå
6: ¡Äï ò1Òèó}ÖÃ%^¿$¥ÿ©]{Òêäªðâd|Ãáòaò5ÉõBðBVd Ü´°’¿[4Ïáv`Rn6ê÷#² Uñpê÷0Í£B÷SåÂÉ]=¦±]X/(7®lüaöê¸@ÄÁ:÷áA¨!9Q:£²»’@êG¶¼1b}lËö¸hË_ãEMÂHo1oº[
*°ÉÀUÀ`~´o;Á.ÐÝ-¼ løeWî]ïuꢢx>2Lw·A°V Ò
LqÍÓX¸Òy¯¸”ÓÑÔDçgBqx¥xï~cÄÐþbv+RÏ÷”jsÿq;W”Ô²ïz ©iÿ¼Ã|twäG’«x¿zÁÒÎÆìài¯ á¼ÓÖJ-òiïµzvõÔñ7ÒÞêáòÜ]k¥í½X²à`yÄLäÑósÆÔùzm¨T¬Êë ƽÔvS*·2벯¤åMpX|Ð.úQ©·ÂGØô ðøÕï¯eÐÀ{1eüíMÍìÏòÞwsDÔ¡Ô´rÙMæ²ÕqÇ]9FOvÑݳËîù°ülæf7ïت§%v ß2:~E1Bær*î/ÕÅ3tù(× ¢wùܲEÖöEñé¯
äâo”vd«]¨/8] ×¼ó¶êùüï8¡.Iür@G²ÑÂ:Db=(Ëja”©öè’̧ЦÕ!”¡#i¼Uî3F%ó`ßÚ£V`ìΩ¾ÞnÊïEõ4s7-!#¶f¸’RrùÖÂO¼Õ”ÙÀWv;ÛÒ2GÚD³ÜÝ÷ÀÝsâï¸qúÞäzmª~_Vú.¥ã[gËñ¾U¼ î
ójE
I`ìj¸:£ª
ç9ê~±r¼ª§;4o$æúyLÏfç3ÓÒY1&ÕBnêÚSã]óW>»DÛë_)»ë껪tmåý&ðDæ¯þ,.,Õ©lBÜÀ4WgPLÉn¯Em¼UÑ1-·Pø
BL¾÷l#¶^¯QÉÁ~è’Ä´¾Ú¦Új® ±7e§Ñô¹uÛ½½b¥¶î oGÚÁúÑ=¶Äâ¹]¸¦5ÜY·¤)ûAª:í×Hæ{lÊèIîcb¥SýæeÝ÷Á¶É%»¶ñ;æïzFòÃ7MÙÌe^óüd?òÎßV|§®Ùºï®H*a.®?C¨GKð_) jéAÂñLÅÎø(«ÅI#{¡O1ÍahC)!øg Úït!Ë(q§!Sme æ5 >pgÇé{ þè=E¼Ñ6%Iñæ¤R¾6D9§MæßK´ÅÅ
VáóDj!åý’Häù8ÛÀ¸¢«w¬¨=?’æmÂå¾ØþÇx²Ds÷Ç>òèGB8Ky¥ÆJå*Øí¤ãe
³~,Ñ¿³»)5¯Ô¢Xw1÷ê¦ÈDüKPëÛO õi-¥8[lúÀ®’OÚ´Áì¶óÐÓI¢ZÏ(,ªî-ñH9ozvÀQ£fÖÞ&}hûxRKJ+UHÚ{sS1ãÆnUòíÅë*3¢~mQkø4à5ñ*Hm6-H¥yÏÒi?gôÙñCÉT¾)RοÕÔÕ6èn!y*;0ñéuéQ×WTíÓ§.× ¿ßbîËâÂ+¹µ]_ôµcA§¢JùÞùÔm^LÌ0þ.”E>ùЫi`ÑOîÄÑ÷̤åsÅ@Ë(ÛSxO^¤(3L«ÈR&èÍ#¹Õ®ÅÔuaÍ*8rðóîé/M6ût³).)È/ò{~øÀîÂÛmwp)Gntõ&G:ZñSYk±Ä|’~;ÝAÝ vXMQÍý²X½«Õ±.äQopÆLN,NE¼ CÁ&¥ÏåÜ õò1æѬ÷ð/ì.=^¡·
íxáAâUöÄÍðOCѹòô
JHæOcq»¿5P)Ô}á{xL§RÇM[´p]c
0’®ÍÍã¥ã¦MÁ ÁG
Источник
Понятие и сущность нейропсихологических синдромов
Определение 1
Синдром в нейропсихологии – это закономерное сочетание определенных симптомов, нарушений высших психических функций.
При этом в основу такого сочетания положены нарушения или выпадения какого-либо фактора, которые происходят в результате локального поражения головного мозга. Такие поражения могут возникнуть как следствие ранений, кровоизлияний, опухолей и т.д.
Исследование нейропсихологических синдромов является основной задачей клинической нейропсихологии и происходит посредством специальных методов, которые были разработаны А. Р. Лурия. Такие синдромы могут возникнуть только как результат поражения коры головного мозга. Однако необходимо отметить, что речь идет только о вторичных и третичных корковых полях. Если поражение затрагивает только первичные поля, происходит элементарное расстройство сенсорных и двигательных функций.
В каждом синдроме можно выделить:
- Первичные нарушения, которые возникают в результате непосредственного поражения определенной мозговой структуры;
- Вторичные нарушения, которые базируются на первичных.
Они могут проявляться в расстройстве функций, нормальное осуществление которых будет возможно только если сохранится соответствующее звено функциональной системы, которое связано с функционирование пораженного участка мозга. Например, если происходит поражение височных отделов, нарушается речевой слух (звуковой анализ и синтез речи). Это приводит к нарушению понимания устной речи, чтения и т.д. Иными словами, изначально возникает первичный дефект (поражение височного отдела), который оказывает влияние на появление вторичных нарушений (непонимание устной речи).
Виды нейропсихологических синдромов
Все синдромы в нейропсихологии зависят от локализации поражений мозга. В связи с этим выделяют поражения наружных, внутренних и нижних отделов коры головного мозга. Наиболее изученными являются наружные поражения. Особое внимание уделяется локальным поражениям головного мозга у детей.
Таким образом, можно выделить:
- Синдром поражения теменно-затылочных отделов, который приводит к зрительным агнозиям, нарушению зрительной памяти, внимания. В результате могут появиться нарушения в интеллектуальной и двигательной сфере. Например, при нарушении вторичных корковых полей затылочных отделов мозга могут проявляться расстройства в восприятии букв и цифр, что, в дальнейшем, приведет к нарушению чтения;
- Синдром поражения зоны ТРО (височной, теменной и затылочной коры), симптомами которого является нарушение координации, счета, зеркальности в отображении букв и т.д. В этом случае у больного отсутствует ориентировка в пространстве, возникают дефекты организации движения, могут появиться расстройства в понимании определенных логико-грамматических конструкций;
- Теменные синдромы – поражения теменной зоны, приводящие к снижению тактильной памяти, нарушению артикуляции, оральной апраксии (нарушению движений рта) и т.д.
- Височные синдромы – поражения данной области могут привести к нарушениям слухового восприятия и слухоречевой памяти. Результатом может стать отсутствие понимания текстов, устного счета, неспособность писать что-то и т.д. Здесь первичным дефектом выступает нарушение речевого или неречевого слуха, а вторичным, например, расстройство музыкального слуха;
- Синдромы, связанные с поражениями лобных отделов, которые отвечают за двигательную систему. В таком случае могут возникнуть расстройства координации, управления различными движениями, нарушения речи, осязания;
- Синдром поражения префронтальных отделов, в результате которого нарушается общее поведение и личность больного. В этом случае характерным является инертность и ригидность, нарушение эмоциональной сферы, поведение человека может стать спонтанно-импульсивным;
- Синдром поражения премоторных областей, которое может привести к нарушению переключения движений, двигательным и речевым персеверациям. У больного может наблюдаться инертность психических процессов.
Еще одной классификацией синдромов в нейропсихологии выступают поражения медиобазальных отделов коры головного мозга. Здесь можно выделить:
- Синдром поражения медиальных отделов лобных долей мозга, результатом которого становятся нарушения в эмоциональной сфере. У больного появляется эйфория, эмоциональная неадекватность поведения, некритичность. Основным симптомом такого поражения выступает нарушение системы регуляции неспецифической активации. Например, снижение уровня бодрствования, нарушение памяти и т.д.;
- Синдром поражения медиобазальных отделов височных долей мозга. В этом случае происходят изменения в аффективных процессах, появляются расстройства памяти, нарушаются состояния бодрствования, сознания;
- Синдром поражения медиальных теменных и затылотеменных отделов мозга. Нарушения, связанные с этим синдромом, являются малоизученными.
Если происходит поражение расположенных по средней линии подкорковых структур, возникающие нейропсихологические синдромы будут зависеть от степени такого поражения. Как правило, результатом становится расстройство в цикле «сон-бодрствования», меняется состояние сознания, появляются нарушения в памяти и внимании. Синдромы поражения иных подкорковых структур недостаточно изучены.
Следует отметить, что у детей и у взрослых по-разному проявляются синдромы поражения определенных областей головного мозга. Например, если происходит поражение зон левого полушария, у взрослых больных могут возникнуть речевые нарушения, а у детей – пространственные расстройства. Изучение подобных синдромов относится к области исследования нового направления – нейропсихологии детского возраста.
Источник
Основные понятия нейропсихологии детского возраста.
Теоретические основы нейропсихологии детского возраста
Теоретическую основу детской нейропсихологии составляют три принципа, разработанные Л.С. Выготским и А.Р. Лурия: принцип социогенеза высших психических функций (ВПФ), принцип системного строения ВПФ, принцип динамической организации и локализации ВПФ. Луриевский принцип динамической локализации психических функций в онтогенезе означает изменение степени и характера участия различных структур мозга и особенностей их функционального объединения при осуществлении одного и того же вида когнитивной деятельности в различные возрастные периоды.
Терминологический аппарат детской нейропсихологии довольно широкий и неоднозначный у разных авторов. Осторожно следует использовать такие термины как «симптом» и «нарушение», так как нарушиться может уже сформированная функция или процесс, а, исследуя детей, мы анализируем тот или иной этап функциогенеза. Термин «дефицит», или «дефект психического функционирования», широко используется и может отражать как временную несформированность определенной психической функции, так и задержку общего или речевого развития, а в некоторых случаях являться проявлением перинатальной патологии мозга.
Термин «отклоняющееся развитие» понимается как часть детской популяции, пограничная между нормой и патологией, то есть «практически здоровые» дети, плохо адаптирующиеся в детском саду или школе, не справляющиеся с программой обучения. Другие авторы используют термины «атипичное развитие», «проблемные дети». Термин «иррегулярное психическое развитие» означает отклонение отнормы, неподчиненность определенному положению, порядку, неравномерность, возникающие в силу индивидуальных особенностей онтогенеза ребенка и несвязанные с какой-либо патологией мозга или психики ребенка.
Многие авторы широко применяют термин «дизонтогенез», понимая под ним процесс, вызываемый пороками развития в период, когда морфологические системы детского организма еще не достигли зрелости.
По этиологии дизонтогенез может иметь разную природу:
- дизонтогенез биологической природы:
– хромосомные аберрации, наследственные заболевания мозга – стабильное патологическое состояние мозга;
– внутриутробные поражения (краснуха, токсоплазмоз, сифилис у беременной) – резидуальное органическое состояние;
– перинатальные нарушения (патологии родов), вызывающие частично обратимые резидуальные органические состояния;
– повреждения развития (черепно-мозговые травмы, опухоли мозга, прогрессирующая гидроцефалия);
– сенсомоторная депривация (тугоухость, слабовидение, дефекты моторики);
2. дизонтогенез социальной природы:
– педагогическая запущенность (недостаточное внимание родителей к своевременному моторному и речевому развитию ребенка);
– педагогические аберрации (преждевременное обучение ребенка письму, чтению или чрезмерные физические нагрузки, не соответствующие уровню развития ребенка);
– культурная и эмоциональная депривация (особенно у детей, воспитывающихся в интернатах и домах ребенка);
– нарушение общения в семье (излишняя авторитарность матери, эмоциональная холодность, гиперопека и т.п.);
– билингвизм, когда с первых дней жизни ребенок находится в двуязычной среде.
Проявления дизонтогенеза различны, в зависимости от этиологии, выраженности, устойчивости, времени возникновения и длительности патологического воздействия.
Основные проявления дизонтогенеза:
- сенсорное недоразвитие;
- моторное недоразвитие;
- когнитивное недоразвитие;
- недоразвитие произвольное регуляции своего поведения и навыков общения.
Синдромы дизонтогенеза:
- недоразвитие – носит стойкий, тотальный, но иерархический характер, например, синдром олигофрении – диффузное повреждение незрелого мозга при ряде пре-, пере- и постнатальных патологических воздействий. Мышление страдает больше остальных психических функций.
- задержанное развитие (ЗПР) – замедление темпа формирования когнитивных, двигательных и эмоциональных функций, которое характеризуется обратимостью и парциальностью. Дети не имеют умственной отсталости, но отстают от сверстников. Иногда эту группу характеризуют такие понятия, как «специфическая неспособность к обучению», «медленная обучаемость», «иррегулярность психического развития».
- поврежденное развитие – отличительной чертой является более позднее воздействие на мозг – после достижения ребенком двух-, трехлетнего возраста, когда большая часть мозговых систем уже сформирована в значительной степени и повреждение сформированных психических функций может сочетаться с вторичной задержкой развития функций, формирующихся позднее, например пространственных или регуляторных, а также с эмоциональными расстройствами (эпилепсия, опухоль головного мозга).
- дефицитарное развитие – вследствие патологии отдельных анализаторных систем (слепота, дефекты слуха), приводящих к вторичному недоразвитию илизамедленному развитию всех психических функций и эмоциональной сферы ребенка. При правильном психологическом сопровождении возможна компенсация дефектов за счет сохранных анализаторных систем.
- искаженное развитие – сочетание предыдущих форм с качественно новыми образованиями. Например, синдром раннего детского аутизма.
- дисгармоничное развитие – сочетание задержки развития одних функциональных систем с парциальной акселерацией других и нарушение последовательности развития психических функций (психопатии, одаренные дети).
Источник