Понятие синдром в нейропсихологии детского возраста

Дисгенетический синдром – синдром дисфункции стволовых образований мозга; синдром дисфункции подкорковых образований.

Ствол и подкорка.

Развитие стволового ребенка изначально со смещением этапов, заранее дисгармонично.

Часто зубы формируются неправильно, не в срок, а раньше. Наблюдаются стигмы (знаки) о патологии: например изменена форма уха, эпикантус, монголоидный разрез глаз, фаланги пальцев в форме барабанных палочек, грыжи, нарушение развития внутренних органов, крипторхизм, фимоз. У девочек изменение полового развития, в дальнейшем нарушение цикла, сложности с зачатием.

У стволовых детей (если и ствол задействован и подкорка) – снижение иммунитета, диатез, нарушение работы эндокринной системы. Внешне дети очень худы или наоборот. Нарушение формулы сна, трудности с засыпанием. Проблематичное становление навыков опрятности – энурез, энкопрез.

Психические функции: крупная и мелкая моторика страдает. Долго не формируется избирательная активация. Можно заметить ложную леворукость Плохое развитие речи.

У подкорковых детей ситуация с психическими функциями получше. Подкорка очень рано берет на себя компенсирующие функции. Детки много и умно говорят.

В случае со стволовыми детками – трудно поддаются коррекции. Обучаются во вспомогательных классах.

В случае с подкорковыми детками – все зависит ото лба (воспитывается функционально). В процессе коррекционной деятельности будет простроена лобная доля и за счет подключения лобного контроля ребенок компенсирует подкорку. В таком случае ребенок будет интеллектуально сохранен. Если лоб “не воспитывают”, то идет интеллектуальная недостаточность. “Я хочу” – ведущая позиция на всю жизнь.

В исследованиях наблюдается большой период врабатываемости, инертность вплоть до повторения задания, трудность переключения внимания (проявляется в пробах на динамический праксис), эхолалия, эхопраксия. Темп деятельности снижен, низкая работоспособность с истинными признаками утомляемости, зевота, ухудшение деятельности, колебания внимания или даже сознания, следовательно ухудшение памяти. У ребенка могут наблюдаться тонические нарушения в руках.

В школе могут нарастать признаки церебростении, головные боли, головокружения, давление, слабый вестибулярный аппарат. Проблемы с почерком. Позднее может добиться лучших результатов, но на данном этапе нет. У стволовых деток – левостороннее игнорирование. Сложности с ударением, ритмизация на всех уровнях нарушена. Школьная дезадаптация. Проявление неуклюжести на уроках физкультуры.

Чем можно подтвердить стволовые нарушения?

Маркеры ствола:

  • речь (6-7 лет)
  • обилие разных патологий на уровне организма, стигмы
  • искажение моторного развития: тики, заикания, тремор, тенденция к тикам (гипертонус, инертность)
  • леворукость (ложная)
  • нарушение деятельности черепно-мозговых нервов: косоглазие, астигматизм, нистагм, слюнотечение

Синдром функциональной недостаточности височных отделов.

Левый висок: страдает слухо-речевая память. Если подключается правый висок – то добавляется нарушение нужного порядка слов, происходит замена слов. Конфабуляции – замена по смыслу. Контаминации – замена по звукам. Нарушение слухо-речевой памяти сочетается с запаздыванием созревания фонематического слуха.

Правый висок: нарушение ритма, постановка ударений. Это проявления в нарушении фонематического слуха.

Теменные области: функциональная недостаточность теменных областей: кожно-кинестетическая чувствительность (куда дотронулась?), с 7 лет – кожное чтение. Проба на кинестетический фактор (он нарушен). Артикуляция речи нарушается – путаются звуки близкие по говорению. В письме путает “у” и “и”, “о” и “а”.

Тактильная память: если говорим о правом полушарии – то добавляется соматогнозис – соматические обманы на фоне повышения температуры (может казаться, что пальцы распухли и горячие).

Синдром функциональной недостаточности затылочных отделов.

Сам по себе затылок страдает редко.

При нарушении деятельности височно-затылочной области – трудности называния с 5-6 лет.

Читайте также:  Жильбера синдром во время беременности

При нарушении деятельности теменно-затылочной области- при копировании и воспроизведении геометрических фигур – трудности, зеркальность. Нарушение ориентировки в пространстве элементов на письме (строчку не держит). Пространственный фактор и в речи, и в предлогах, также право-лево, за или перед.

Синдром функциональной недостаточности лобных отделов.

Нарушение программирования, регуляции и контроля. Нарушение динамического пракcиса, контроля. Проба: ладонь, кулак, ребро – не запоминает. Речь бедная. Фразы примитивные. Слова, предлоги, слоги – не дописаны. Упрощение программы. Простейшие правила не запоминает.

Синдром функциональной недостаточности правого полушария.

Левостороннее игнорирование, резонерство, вычурность. Общая стратегия – симультанная – ориентация в целом.

Синдром функциональной недостаточности зоны ТРО.

В основном нарушен пространственный фактор и смысловая часть речи.

Источник

¶€ƒÃGI¥‚VÈó¿Î}!à#6´ªÙøþIÅ äv(%¡!‘*ßRg¬at,–ì&(¨ä]îêz€¡·Ola÷³p™ÞWœ1y#j]Àa#ØryÍ«.+:‰@ðc–ѹ&œ>ÀQ—ä¸{á5øñš¤¯ò€Ã¨J©Q´ä6T)lR“ûôÊ0n$ê8¤Ùä«/ó³7‚¾ÃPYÚgΏü¹¢¹Í[_j蝲ÏTÓ+csŒÔà诊9^oŸ9‰¬µ ¿
¯“  Êü;[°u¨í̸ß9ô°›o¶Â;­ïéݱ¥¼ŸÄLü˜ÍI€5ÆXt—¹Ã¾¬blH¶¥mB’JÌÙA5¦PÏÄƛÉ8ƒ3òޟ%:lSlå€âHȳÖ`êÂpDâéáq”A4T¤)·Aja±ýF?Ø÷饪}Œâ©å“J±
B’$úÄó„Å|Ì#¢‹Åóç‹aYiI
¿™#!²˜ÿÛÔö¦ Çæ5OÑã¶6u5ñrøÔÊÐ¥£–ŸOÏëFåéVš#ƒÆxGš•øpWÄ~‰ˆcÕý„›’#æs©!iÊÿ¶‘fX¢ÁN˛:y.’¿€x5_)·”ñ¶^îgRþê](ì¢Ìe5ƒQˆóêñ¨Ð_øUù÷Z²ÿxp¡lA*Æ~Žˆ³gÝþJ¦÷—’ð¦¯áNòÃ[µôåZ–‰°Ü4ЈçËBó¥Ç#7À(g}?…Y‰Ð^{ß
cE‚¦­ÙR„ià ¹øF%ÿŠkgZR`©ž 鉵kí¡X—ƒ#.±Ýöƶ2-ÊòÃ.`}’Rn,³5ϒ”÷÷(tœR€Ã a ŽÖÄJ:™›ê›Ç¢ª‰0ÓÇè:M,ç·B+=íýë÷ҔøB¢²wt˜Æ›vb‚Q
†ÄùÖ&1Çô¼EbɟtbÐ!xk¬p*ôöðŠsßú”ò¿ï*W–µXÍ¡[#–’¥ÞŽõz‚
Y”}öñEcX—ù•d¦þ­•_w9ÀL93ÉM:Ô]à–­(hH÷‹]_`›ÛÜYï5©‚ÔÓEãÝ)©f0Ì} ”•ÎeE‚è®nHRð”@ÚïVy©O
£?æɑjyɹÒ;úf5D1™®ܕÌrÞ¶+šþU†P6µy@TÒüi_øÛ=hÌD1dSŒ%âs¿R²ž÷?e¼–ìâ*’W©Öoó 7۔/`J|òùævł$ôMOlQm
»> àjÝÐPúºú§z@RŽJbì…
æÅ©@U~x¿õStRúöRN½‹C…Y˜%ŽØ¼,‹TTÔßå.f =äù¥H×F€•ƒŸYÒÃם:»¬hi5£ÿF‹uՇkMum.ÏÜõ#d隝]´ª&|yÓb҇d;’GËÏáj™¶5Ùpâ!›—’Î7‚¡¿’§j%¦‚I%«àŠþ¼;gY
•Pj°–ûq²ü×íùL»¢[Òà†¥awÄàp-])1TSôÏÔ
« þþœ¬œÃ?bðlà%H›ärŤÆæ$Œ¤Ó•ñx’Aý´ùÓS%/payžX¥j3–‰êáGži®ÚÜ9“©+ëoRêËýªÙ³úý+Ž 9°Ät-Ïè¥åãØ©SyÓ”l½¸»_W’/wj0¸»Yz³ÿò …͉V¤ù†›¡“ãVøî–{O¶ºÌܖ4-‡œŠš;¼‘$ЋºÝÕݥɈ$‘םRè~áù|¡àf†vé)©™¼‰â¼Ä»&ӁŒ÷SDë¯uςs°EdR£w+÷5÷:œy”öÑB´¥ŽQcÌ¡å6ÿÿp†Z ISq—`*‡ß9†{ÔK’X¨KCiõ»ì)[ò]Rƒ_Vh­¦–k†L¸{óyur!ð´(
¶ãªßb{~¼ÚV áyðªÊf˜‰ŒoY¸ÁÕ3d hò‹žÓ@ə£;@¶ý Þ`‰mö’ìÔË:A¸ÈIAýʳ‰YœFÓ[ꞂœÄuÜ»x¤¬fÑ
êÑô‡¶ê ¤Ñt°ò|¬ì֜ϭTœŽ£ÈjV¥Õòœ^|3Ð.šÛùJ{_¤VHôzŠÝ“‡»´÷r¨ha=(҈bË pG Þð{”/ûÅ¡ÒÌû‹&I!vÕ#~ü#ã1¸µO3ËéꝔÍ[07ªA~é¨?kVD¸4†ùé­e˜Öƒ‹;E³céï1£2º4yÝô-”×,0)9Ìó¤j+ó™hs|Ó)¦°ò·E.Vâ¢~âð²4­.ÃÉäfÿEzq2T€M®m¦ùÇÉxµyù¹Äj=OQûJ~¸øÍ)iû-©Î»

ø¼6„pnÚ(pc4oªPö”8ð« ¸QÂÕ>¸j¾Ç~¬ÿ2 èþV%ÿÀ¦6Þ§hcUÑ䉷¿£Öï%ýÔm󷄟ï`þ¢énï½ßôÊLw¦'[D¨sµ”nDM™>è›&¤
¾‡8Ýyæ…ÜoG/%Z&-l©¾Ó^¿$9qq•¹*›èï1_«¯”‚­bÌu• ÕÆP7—|&NÊxüós¢~ô‰f,+ÞÛµ©U¯hà=íß[ï6}Äè”´]š¬ÌQX%LÛ¿$qaÅ0·Ž”!’cž,„«×h:LSÁäî~˜ˆ²Èk—eTS?ж󙑺&E’ó­Ó“©ËÄÌ V|iyQ{¨Ò$
©ª}+NtÇg$ìãð†Lî€b?ÛÂq`-{›ƒ±y¨þáYm>/öÚJFæòܟ”§‰H•¼·Ñ¶µ®Qª0o؏I±P²ÖialET¼ã^ïšø¨@$çà+j”²RÃ$F4¹3è¬ Vyê瀃1wlvÑYÛñZ†°¾ù›™£Âr«‘rÆ#ÚHõ™’,:0ôû”:@K›7`’ÞÓƏËEéÚ½ÌáN8p[e(vt²ìÅqmÃèKyd(N6ó)ŒÊ3À+›WÙoÖ q0Xú´+¾hښÀõƒ‘ñk…“­³¥=¿Š­ZÊF™x’»¸í¡”S’ŸÜ°¬;éí´_ Í,–|ò·õ;+|ü0ó
P ;®®0#Ÿ˜Õƒ,™Õ.LÐ`ÐRãǨ¸gFŠ»Û!ï$”j_³®Ê]¸Æ ÄÇÃn6”ÝYGLCIf½Nv{¤|YÃÉW_ý1…¶kƒÌ_vå¤k~(7T?®¯uM`¥ƒÍFP®ÝNDïo{ØÛǎçÄîž4#²H¬ö«J÷U.â6!ç¨+|Cš;—ýç’’F#AL«IÄß:aáÊÎmh¬¡?M4g§õF
ÐÞ
g§Ãn¯ez|è4è!Rºz“hkéDŒ±Þþ”v>9ûøËkÚe·Ò÷òK‡ˆß®¢ ˳]&®/̌_e%cóƒ~ÚëÔd 4¬&y…Lůþx°ÃèÎtÖǂ>WÝ0©Y×G0½¤›ÓÞ¥è‹ylþ ¼­,d8t“2ÌMT¦§s
`¬JÈq?”;—Ò^ùwk†2âH‡w˜Mo÷ñȇÌk¥.SVÞÿÔ©+þBëz[Lkú†)Ž ñMUfþM‹ŸXÿ6-‰s…î‡íýôƒ
endstream
endobj

11 0 obj
[ /PDF /Text ]
endobj

12 0 obj
> /ProcSet 14 0 R >>
/Type /Page
>>
endobj

13 0 obj
>
stream
yoÕՇÊÂ!óFMЗõrÚàÌR»Ï+Öõ“l‚€`1†)ºcRá€*­=ºæÕº0T´¼_Ú[ÙÈ«$k‚¸aÃÈ»m‡´Êäuå=F̃ :Ċ’Gߋ&-Ù@ˆ3‰i[r„fm˜$¶–ÛãêҠǚ ¸Åä€t¡ÃGc¹©?BÒ¡ÛÆ»|te¦Y}§€}dãR3‹÷­?43ÌÈKüôåsm0Fû£«ŸÝLŽçVõ^BKýI=)Ý*ÄsXiûbÿ8Kö8æÀ³ø¡Ù‰¸´f=x}YKãÚRôu三¯/ÈU€mèrå…6Š: ¡Äï ò1Òèó}փ×%^¿$¥ÿ©]{Òêäªðâd|Ãáòaò5ÉõBðBVd Ü´°’¿[4Ïáv`„Rn6‘ê÷#² Uñp‚ê÷0Í£B÷SåÂÉ]=›¦±]X/(7®lüaöê¸@›ÄÁ:÷áŠA›­¨!9Q:£²»’†@êG¶¼1bž}l”˃ö¸hË_ãEMÂH’o1oº[
*°ÉÀ€UÀ`~•´ož;Á.Ð݌-¼ ’løeWî]ïu­˜ê¢¢x>2Lw€·A°V ŽÒ…ŽLqÍÓX¸Òyƒ¯¸”ÓÑÔD猈gB­qx¥›xï~cĉÐþbv+R­ÏŠ÷”j›sÿq•;W”Ô²ïz ©iÿ¼Ã‹|twäG’—«x¿zÁÒÎÆìài¯ á¼ÓÖJ-òiïµzvõÔñ7ÒÞêáòÜ]k‡¥í½•X²à`‡yÄLäтƒósÆÔùˆzm¨T¬Êë ƽÔvS*œ·Ž2벯¤åMpX|Ð.úQ™©·ÂGØô ŠðøÕï¯eÐÀ{1eüíM͈ìύ„òÞwsD“Ô¡‹Ô´rŸÙMæ²ÕqÇ]–9FOvÑݳËîù°ülæf7Š‡ïت§%v ß2:~E1Bær*î/ÕÅ3tù(× ¢ˆwùܲEÖöEñé¯
äâo”vd«]¨/8•] ×¼ó¶êùüï8¡.Iür@G²ÑÂ:ˆDb=(Ëja”Š©ˆöè’̧˜Ðž¦Õ!š”¡#’œi¼Uî3F%‡ó`ߙڣV`œì΃©„¾ƒÞnÊïEõ4s7-–€!#¶f¸’RrùÖÂO¼Õ”ÙÀ‰Wv;ÛÒ2GÚD³ÜÝ÷À›Ýsâï¸qúÞäzmª~_Vú.¥ã[gËñŸ¾U¼ —î
ójE…I`ìj¸:£ª

ç9ê†~±r¼ª­§;4o$æúyLÏfç3ӓÒY1&ÕBŒnêÚSã˜]óW>»DÛë_)»ë껪tmåý&ŸðŒDæ¯þ,.,Õ©lBÜÀ4WgPLÉn¯Em¼UÑ1-·P‰ø
BšL¾÷l#¶^¯QÉÁ~è’Ä´¾Ú¦Újž® —±“7e§Ñô¹uÛ½½b¥¶î oGÚÁúÑ=¶Ä†â¹]¸¦5܋Y·¤)ûA‘ª:íבHæ{lÊèIîcb¥SýæeÝ÷Áƒ¶É%€»¶ñ;æ­ïzFòÃ7MÙÌe^–óüd?òÎßV|§®Ùºï®H*a.®?C¨GKð_)‰ jéAÂñLžÅΊø(Œ«ÅI#{¡O1͌ahC)!øg Úït!Ë(q§!Sme æ5 >pgÇé{ þè=E˜¼Ñˆ6%Iñæ¤R¾6D9§MæßK´ÅŅVáó›Dj!åý­’Häù8ÛÀ¸¢«w¬¨=’?’œæmÂå¾ØþÇx²Ds÷Ç>òèGB8Kƒy¥ÆJå*ؐí¤ãe…³~,Ñ¿³»)‘5Ž¯Ôœ„¢Xw1÷Œƒêˆ¦ÈDüKPëÛO­ õi-¥8[lúÀ®’OÚ´Áì¶óЙžÓ›I¢ZÏ(,ªî-„­ñH9ozvÀQ£fÖÞ&}hûxRK‘˜J+UHÚ{–sSƒ1ãƂnUòí‡Åë‡†*3¢~mQkšø4žà5ñ*Hm6‚-H¥yÏÒi?gôÙñCɍT¾)RοՆÔÕ6èn!y*;•0ñ‚éuéQ×WTíÓ§.šŒ× ¿ßbîËâÂ+¹µ]•_ô–µcA§¢JùÞùÔm†‚^L̐0þŠ.—”E>ùЫi`”ÑOÄÑ÷̤åsň@Ë(ÛSxO^¤(3L«ÈR&è͆#¹Õ®ÅԃuaÍ*8rðóîé/M6ût³‚).)È/ò{~ø­ÀîÂÛmwpŒ)G‰nšŽtõ&G:Z’˜ñ–SYk±Ä|’~;ÝAˆÝ vX„MQ­Íý²X½«Õ±ƒ.‹äQopÆLN,†NE¼ CÁ&¥Ï­å‚Ü õò1‘æŽÑ¬÷ð/ì.=^¡·…íxáA‡âUöÄ͇ð„OCѹ„òô™…JH„æ–Ocq»¿5P)Ô}á{xL§RÇM[´p]c…0’®˜ÍÍã¥ã¦MÁ ÁG

Источник

Понятие и сущность нейропсихологических синдромов

Определение 1

Синдром в нейропсихологии – это закономерное сочетание определенных симптомов, нарушений высших психических функций.

При этом в основу такого сочетания положены нарушения или выпадения какого-либо фактора, которые происходят в результате локального поражения головного мозга. Такие поражения могут возникнуть как следствие ранений, кровоизлияний, опухолей и т.д.

Исследование нейропсихологических синдромов является основной задачей клинической нейропсихологии и происходит посредством специальных методов, которые были разработаны А. Р. Лурия. Такие синдромы могут возникнуть только как результат поражения коры головного мозга. Однако необходимо отметить, что речь идет только о вторичных и третичных корковых полях. Если поражение затрагивает только первичные поля, происходит элементарное расстройство сенсорных и двигательных функций.

В каждом синдроме можно выделить:

  • Первичные нарушения, которые возникают в результате непосредственного поражения определенной мозговой структуры;
  • Вторичные нарушения, которые базируются на первичных.

Они могут проявляться в расстройстве функций, нормальное осуществление которых будет возможно только если сохранится соответствующее звено функциональной системы, которое связано с функционирование пораженного участка мозга. Например, если происходит поражение височных отделов, нарушается речевой слух (звуковой анализ и синтез речи). Это приводит к нарушению понимания устной речи, чтения и т.д. Иными словами, изначально возникает первичный дефект (поражение височного отдела), который оказывает влияние на появление вторичных нарушений (непонимание устной речи).

Виды нейропсихологических синдромов

Все синдромы в нейропсихологии зависят от локализации поражений мозга. В связи с этим выделяют поражения наружных, внутренних и нижних отделов коры головного мозга. Наиболее изученными являются наружные поражения. Особое внимание уделяется локальным поражениям головного мозга у детей.

Таким образом, можно выделить:

  1. Синдром поражения теменно-затылочных отделов, который приводит к зрительным агнозиям, нарушению зрительной памяти, внимания. В результате могут появиться нарушения в интеллектуальной и двигательной сфере. Например, при нарушении вторичных корковых полей затылочных отделов мозга могут проявляться расстройства в восприятии букв и цифр, что, в дальнейшем, приведет к нарушению чтения;
  2. Синдром поражения зоны ТРО (височной, теменной и затылочной коры), симптомами которого является нарушение координации, счета, зеркальности в отображении букв и т.д. В этом случае у больного отсутствует ориентировка в пространстве, возникают дефекты организации движения, могут появиться расстройства в понимании определенных логико-грамматических конструкций;
  3. Теменные синдромы – поражения теменной зоны, приводящие к снижению тактильной памяти, нарушению артикуляции, оральной апраксии (нарушению движений рта) и т.д.
  4. Височные синдромы – поражения данной области могут привести к нарушениям слухового восприятия и слухоречевой памяти. Результатом может стать отсутствие понимания текстов, устного счета, неспособность писать что-то и т.д. Здесь первичным дефектом выступает нарушение речевого или неречевого слуха, а вторичным, например, расстройство музыкального слуха;
  5. Синдромы, связанные с поражениями лобных отделов, которые отвечают за двигательную систему. В таком случае могут возникнуть расстройства координации, управления различными движениями, нарушения речи, осязания;
  6. Синдром поражения префронтальных отделов, в результате которого нарушается общее поведение и личность больного. В этом случае характерным является инертность и ригидность, нарушение эмоциональной сферы, поведение человека может стать спонтанно-импульсивным;
  7. Синдром поражения премоторных областей, которое может привести к нарушению переключения движений, двигательным и речевым персеверациям. У больного может наблюдаться инертность психических процессов.
Читайте также:  Рабочая программа учителя дефектолога для детей с синдромом дауна

Еще одной классификацией синдромов в нейропсихологии выступают поражения медиобазальных отделов коры головного мозга. Здесь можно выделить:

  • Синдром поражения медиальных отделов лобных долей мозга, результатом которого становятся нарушения в эмоциональной сфере. У больного появляется эйфория, эмоциональная неадекватность поведения, некритичность. Основным симптомом такого поражения выступает нарушение системы регуляции неспецифической активации. Например, снижение уровня бодрствования, нарушение памяти и т.д.;
  • Синдром поражения медиобазальных отделов височных долей мозга. В этом случае происходят изменения в аффективных процессах, появляются расстройства памяти, нарушаются состояния бодрствования, сознания;
  • Синдром поражения медиальных теменных и затылотеменных отделов мозга. Нарушения, связанные с этим синдромом, являются малоизученными.

Если происходит поражение расположенных по средней линии подкорковых структур, возникающие нейропсихологические синдромы будут зависеть от степени такого поражения. Как правило, результатом становится расстройство в цикле «сон-бодрствования», меняется состояние сознания, появляются нарушения в памяти и внимании. Синдромы поражения иных подкорковых структур недостаточно изучены.

Следует отметить, что у детей и у взрослых по-разному проявляются синдромы поражения определенных областей головного мозга. Например, если происходит поражение зон левого полушария, у взрослых больных могут возникнуть речевые нарушения, а у детей – пространственные расстройства. Изучение подобных синдромов относится к области исследования нового направления – нейропсихологии детского возраста.

Источник

Основные понятия нейропсихологии детского возраста.

Теоретические основы нейропсихологии детского возраста

Теоретическую основу детской нейропсихологии составляют три принципа, разработанные Л.С. Выготским и А.Р. Лурия: принцип социогенеза высших психических функций (ВПФ), принцип системного строения ВПФ, принцип динамической организации и локализации ВПФ. Луриевский принцип динамической локализации психических функций в онтогенезе означает изменение степени и характера участия различных структур мозга и особенностей их функционального объединения при осуществлении одного и того же вида когнитивной деятельности в различные возрастные периоды.

Терминологический аппарат детской нейропсихологии довольно широкий и неоднозначный у разных авторов. Осторожно следует использовать такие термины как «симптом» и «нарушение», так как нарушиться может уже сформированная функция или процесс, а, исследуя детей, мы анализируем тот или иной этап функциогенеза. Термин «дефицит», или «дефект психического функционирования», широко используется и может отражать как временную несформированность определенной психической функции, так и задержку общего или речевого развития, а в некоторых случаях являться проявлением перинатальной патологии мозга.

Читайте также:  Принципы интенсивной терапии при двс синдроме

Термин «отклоняющееся развитие» понимается как часть детской популяции, пограничная между нормой и патологией, то есть «практически здоровые» дети, плохо адаптирующиеся в детском саду или школе, не справляющиеся с программой обучения. Другие авторы используют термины «атипичное развитие», «проблемные дети». Термин «иррегулярное психическое развитие» означает отклонение отнормы, неподчиненность определенному положению, порядку, неравномерность, возникающие в силу индивидуальных особенностей онтогенеза ребенка и несвязанные с какой-либо патологией мозга или психики ребенка.

Многие авторы широко применяют термин «дизонтогенез», понимая под ним процесс, вызываемый пороками развития в период, когда морфологические системы детского организма еще не достигли зрелости.

По этиологии дизонтогенез может иметь разную природу:

  1. дизонтогенез биологической природы:

– хромосомные аберрации, наследственные заболевания мозга – стабильное патологическое состояние мозга;

–   внутриутробные поражения (краснуха, токсоплазмоз, сифилис у беременной) – резидуальное органическое состояние;

–   перинатальные нарушения (патологии родов), вызывающие частично обратимые резидуальные органические состояния;

–  повреждения развития (черепно-мозговые травмы, опухоли мозга, прогрессирующая гидроцефалия);

–  сенсомоторная депривация (тугоухость, слабовидение, дефекты моторики);

2.  дизонтогенез социальной природы:

 – педагогическая запущенность (недостаточное внимание родителей к своевременному моторному и речевому развитию ребенка);

–   педагогические аберрации (преждевременное обучение ребенка письму, чтению или чрезмерные физические нагрузки, не соответствующие уровню развития ребенка);

–   культурная и эмоциональная депривация (особенно у детей, воспитывающихся в интернатах и домах ребенка);

–  нарушение общения в семье (излишняя авторитарность матери, эмоциональная холодность, гиперопека и т.п.);

–   билингвизм, когда с первых дней жизни ребенок находится в двуязычной среде.

Проявления дизонтогенеза различны, в зависимости от этиологии, выраженности, устойчивости, времени возникновения и длительности патологического воздействия.

Основные проявления дизонтогенеза:

  1. сенсорное недоразвитие;
  2. моторное недоразвитие;
  3. когнитивное недоразвитие;
  4. недоразвитие произвольное регуляции своего поведения и навыков общения.

Синдромы дизонтогенеза:

  1. недоразвитие – носит стойкий, тотальный, но иерархический характер, например, синдром олигофрении – диффузное повреждение незрелого мозга при ряде пре-, пере- и постнатальных патологических воздействий. Мышление страдает больше остальных психических функций.
  2. задержанное развитие (ЗПР) – замедление темпа формирования когнитивных, двигательных и эмоциональных функций, которое характеризуется обратимостью и парциальностью. Дети не имеют умственной отсталости, но отстают от сверстников. Иногда эту группу характеризуют такие понятия, как «специфическая неспособность к обучению», «медленная обучаемость», «иррегулярность психического развития».
  3. поврежденное развитие – отличительной чертой является более позднее воздействие на мозг – после достижения ребенком двух-, трехлетнего возраста, когда большая часть мозговых систем уже сформирована в значительной степени и повреждение сформированных психических функций может сочетаться с вторичной задержкой развития функций, формирующихся позднее, например пространственных или регуляторных, а также с эмоциональными расстройствами (эпилепсия, опухоль головного мозга).
  4. дефицитарное развитие – вследствие патологии отдельных анализаторных систем (слепота, дефекты слуха), приводящих к вторичному недоразвитию илизамедленному развитию всех психических функций и эмоциональной сферы ребенка. При правильном психологическом сопровождении возможна компенсация дефектов за счет сохранных анализаторных систем.
  5. искаженное развитие – сочетание предыдущих форм с качественно новыми образованиями. Например, синдром раннего детского аутизма.
  6. дисгармоничное развитие – сочетание задержки развития одних функциональных систем с парциальной акселерацией других и нарушение последовательности развития психических функций (психопатии, одаренные дети).

Источник