Понятия симптом и синдром в клинической психологии

Понятия симптом и синдром в клинической психологии thumbnail

Явление, с которым имеет дело медицина, — болезнь — особое образование. По мнению А.Ш. Тхостова[1], общим и в медицине, и в психологии является утверждение о том, что болезнь как субъективная реальность и феномен культуры не сводится к натуральным функциям организма. Недаром даже для описания жизни используют понятия «симптом» и «синдром».

Симптом — элементарное проявление болезни, которое ощущает человек как изменение самочувствия.

И психолог, и врач никогда не работают с одним симптомом. Исключение бывает в случаях диагностических симптомов, которые свойственны единственной нозологической, болезненной форме. В этой ситуации предполагаемый диагноз сразу становится окончательным. Такие симптомы чаще всего связаны с физиологическими показателями работы организма, например с уровнем гликемии.

Специфические симптомы встречаются при ограниченном круге болезней, например жажда при заболевании сердца и почек, при диабете, сонливость при синдроме Клейна-Левина, летаргии при функциональном заболевании центральной нервной системы.

Неспецифические симптомы, например общая слабость, утомляемость, снижение уровня внимания, встречаются при широком круге болезней. Нехарактерные симптомы никогда не встречаются при предполагаемом заболевания. Чаще всего симптом может быть охарактеризован по частоте его появления в связи с тем или иным заболеванием как частый (редкий) или как неспецифический частый (редкий).

Симптомокомплекс представляет собой сочетание симптомов, которых объединяет единый принцип образования. Так, симптомокомплекс, отражающий повышенное теплообразование (потливость, хорошая переносимость холода и плохая — жары и др.), бывает при тиреотоксикозе.

Синдром — симптомокомплекс, который специфичен для определенной болезненной формы, имеющий единое обозначение и название в соответствии с принятой медицинской терминологией.

Как и для симптома, для синдрома можно указывать степень его специфичности относительно нозологической формы. Иногда синдром исчерпывает описание болезни, и это равносильно установлению медицинского диагноза. Чаще всего синдром составляет только часть клинической картины, но его обнаружение повышает вероятность постановки верного диагноза, что является важнейшей задачей в работе врача.

Обычно синдромы носят имена людей, открывших их: синдром Шмидта, синдром Каннера и т.п. Человек, описавший синдром, берет на себя ответственность за его нозологическое содержание и возможное воздействие на его проявления.

Донозологическая диагностика, которую проводит врач в виде опросов и осмотров, предполагает выявление специфических и диагностических признаков каких-либо из известных ему нозологических форм, что позволяет сформулировать предварительный диагноз. Затем осуществляется нозологическая диагностика — обследование, предполагающее выявление специфических и диагностических признаков предполагаемой болезни, уточнение предварительного диагноза.

Врач, работающий с жалобами больного и результатами обследования, попадает под влияние таких обстоятельств, как собственная внушаемость, настойчивость жалующегося человека, «чувствительность» врача.

От диагностического поиска, выраженности неспецифических признаков болезни и можно установить наличие специфических симптомов. Именно на этапе диагностики врач и встречается с теми свойствами болезни, которые позволяют говорить о ней как о семиотической системе, т.е. о системе, содержащей означаемое, означающее и знак. В болезни телесный конструкт (орган или функциональная система) — означаемое, чувственное ощущение человека, выраженное в жалобе, — означающее, а знак — те конкретные слова и жесты, которыми устанавливаются отношения между чувственным ощущением и органом или функциональной системой, что уже является психологическим симптомом.

Симптом становится знаком (означенное телесное ощущение), который отражает связь ощущения человека и органа, обращая эту связь вовне — для другого человека, прежде всего врача. Как отмечает А.Ш. Тхостов, став симптомом, ощущение только внешне не меняется, на самом деле оно подчиняется уже другим законам и содержит в себе то, что не присутствует в нем как свойство организма человека.

Симптом как психологическое содержание не только означает болезненное ощущение человека, но и становится его знаком. Как отражение ощущений человека он имеет телесную реальность с ценностью для самого человека и для окружающих. Ведь больной — это страдающий человек.

В то же время психологический симптом становится мифом. Миф порожден самим существованием идеи или концепта болезни, так как любое обозначение состояния («болеет», «ноет», «плохо», «не получается» и т.п.), включенное в более общее понятие болезни, выраженное в диагнозе (например, ДЦП, ОРЗ и т.п.), создает особые отношения собственных ощущений больного человекам его знаний о болезни, механизме ее возникновения, закономерностях протекания. Эти знания и будут преобразовывать мир ощущений человека, его чувственные телесные ощущения. В этом смысле мысли об ОРЗ и о раке по-разному будут влиять на самочувствие человека.

Читайте также:  Что делать при синдроме жильбера

Синдром — закономерное сочетание симптомов, или симпто- мокомплекс. Под ним также понимают сочетание нарушений или несформированность психических процессов, основой которого является нейропсихологический фактор (определенные физиологические закономерности работы участков мозга, нарушение которых является причиной возникновения нейропсихологических синдромов).

Изменение психических функций при болезни рассматривают в двух планах: 1) дефицитарная симптоматика и 2) продуктивная симптоматика (новообразования, не имеющие адаптивного значения, — галлюцинации и т.п.). Нейропсихологический синдром — закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, связанный с выпадением одного или нескольких факторов.

Синдромный анализ — анализ нейропсихологических симптомов с целью обнаружения общего фактора, объясняющего происхождение различных нейропсихологических симптомов. Нейропсихологический фактор — понятие, обозначающее принцип физиологической деятельности определенной мозговой структуры участка мозга, нарушение работы которого ведет к появлению нейропсихо- логического синдрома.

Симптом — внешние проявления болезни. Нейропсихологический симптом — нарушение психической функции вследствие локального поражения головного мозга. При этом выделяют первичный нейропсихологический симптом как нарушение непосредственной связи с нарушением определенного фактора и вторичный, который возникает как системное следствие первичного нейропси- хологического по зонам системной взаимосвязи с первичным. Нейропсихологический синдром — закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, связанных с выпадением одного или нескольких факторов.

Фактор — это, с одной стороны, принцип физиологической деятельности определенной мозговой структуры, нарушение которого приводит к появлению нейропсихологического синдрома, а с другой — продукт деятельности дифференцированных зон мозга, которые одновременно являются составляющей частью различных психических процессов.

Типы факторов:

  • • произвольная регуляция деятельности — мотивация, построение образа результата деятельности, контроль, коррекция;
  • • кинетический — движение души и тела;
  • • кинестетический — обратная афферентация (предметные движения, который ориентированны на свойства предметов);
  • • пространственный анализ и синтез;
  • • зрительный анализ и зрительная память;
  • • слуховой анализ и синтез;
  • • энергетическое обеспечение активности — функциональные состояния (отдельные стволовые структуры);
  • • нейродинамика — смена и баланс возбуждения и торможения;
  • • межполушарное взаимодействие.

Миф болезни как принятая человеком идея ее существования деформирует природную сторону телесного ощущения, не уничтожая ее, а как бы отодвигая, отчуждая. В сознании больного человека постоянно присутствует (через обозначение в словах) ощущение симптома, который воспринимается то разумом, то чувствами, возникает то непроизвольно, то произвольно. Человек, как бы не желая думать о симптоме, думает о нем. И хотел бы от него избавиться, но он возникает в сознании снова.

Миф болезни нуждается в подтверждении (он так устроен), поэтому человек реагирует на соответствующие мифу телесные ощущения. У него начинает болеть там, где «должно» болеть. Всем известен симптом 3 курса у студентов-медиков, когда они обнаруживают у себя все изучаемые болезни или явления ятрогении, когда человек «специально» чувствует необходимую для диагноза боль.

Богатейшие варианты вторичного порождения телесных ощущений в рамках сверхценных идей и первичного ипохондрического бреда описаны в психопатологии[2]. Яркие случаи встречаются и у психически здоровых людей. Так, один из авторов настоящего издания был свидетелем нескольких случаев реакции матери на боль ее ребенка. Все они характеризовались появлением у матери видимых признаков боли (покраснение) в местах ушибов ребенка.

Особую роль миф болезни играет в ситуации лечения. Идея болезни начинает очень быстро наполняться конкретным содержанием. Лекарство выступает как знак. Независимо от его содержания, оно может быть заменено плацебо-агентом, ритуалом или любым другим предметом, который сможет сыграть его роль. Лечебный миф, как и миф болезни, не имеет четкой структуры и подвержен влиянию извне.

Ритуальное лечение демонстрирует влияние символического действия, объективно не связанного с причинно-следственными характеристиками заболевания, оно объединено с ними лишь в сознании человека. Эффект ритуального лечения как объективный, так и субъективный, часто очевиден. Понять его можно на психологическом уровне, если признать, что болезнь человека —не просто дефект какого-то органа, а прежде всего феномен сознания.

Читайте также:  Синдром синих штор что это

В логике ее развития есть две стороны: объективная и субъективная. Объективная подчиняется законам природы, законам организма человека. Субъективная подчиняется закономерностям психического и семиотического (знакового). В реальности эти стороны могут весьма значительно расходиться. Как замечает А.Ш. Тхостов, «объективная верность мифа, лежащая в основе метода лечения, не имеет принципиального значения. Самые фантастические и нелепые лечебные приемы находят своих убежденных последователей. Именно это и есть неспецифический фактор, обеспечивающий любой терапевтической тактике определенный успех, особенно в плане ближайших результатов»[3].

Слава целителя также может быть мифом, способствующим лечению. Большое значение имеет и готовность людей определенной группы или целой нации к восприятию мифов определенного содержания. Сегодня, например, можно говорить о том, что в США и Европе появился «психоаналитический пациент» — человек, умеющий заявить о своих жалобах в психоаналитических терминах (это связано с развитием и упрочением психоанализа как научно обоснованного метода лечения).

Врач попадает в сложное положение, если принимает миф за реальность, или наоборот. Это связано как с пониманием врачом своих терапевтических возможностей, своей способности исцелять тем или иным методом, так и с оценкой реального состояния пациента. С виду невинное заблуждение врача в своих качествах как целителя может привести к потере больными времени, сил и средств для осуществления настоящего патогенетического лечения.

Современная мифология болезней весьма разнообразна. Она основана на том, что болезнь — неуправляемое явление, обладающее не зависимой от человека активностью.

Главное свойство переживания болезни состоит в том, что болезнь делает тело человека неуправляемым, плотным, тяжелым. В состоянии здоровья тело полностью подчиняется человеку, оно осознается лишь на уровне его границ. Болезнь ставит задачу объяснения неуправляемости, чуждости тела в соответствии с картиной мира, в которой живет человек.

Каждое историческое время каждый человек создает мифы о болезнях, в которых отражаются прежде всего знания людей о свойствах их организма, свойствах и происхождении болезни, об особенностях взаимосвязи сознания и тела.

Как отмечает А.Ш. Тхостов, в сознании современного человека мифы болезни воплощаются в разные образы. Среди наиболее распространенных можно назвать биополе, карму, чакры, жизненные силы, которые понимаются чаще всего в мифологически- механическом духе. Очень популярна аналогия организма с роботом, компьютером и другой новой техникой, которая порождает и аналогичные методы воздействия на организм, и психику человека, — кодирование, программирование, зомбирование и т.п.

Развитие в XIX—XX вв. микробиологии (Р. Вирхов, Л. Пастер) привело в обыденном сознании людей к созданию модели избавления от болезней, основанной на стерилизации организма, — избавлении от микробов и бактерий. Понятия «нормальной», «патогенной» или «условно патогенной» среды крайне непопулярны и воспринимаются только специалистами.

Таким образом, лечащий врач встречается прежде всего не только с симптомами и синдромами болезни, которые человек предъявляет в виде жалоб, состояния или поведения. Каждый из участников ситуации лечения приносит в нее свой миф болезни, свое сознание, наполненное переживаниями о ее ценности, роли в жизни, о ее происхождении и возможном исходе конкретного лечения и лечения вообще. С этой точки зрения работа целителя, врача похожа на встречу с химерами. К ней надо готовиться, изучая процессы и законы психической жизни человека.

Источник

В клинической психологии существуют основные категории, создающие определенные вектора, которые задают систему восприятий и критерии оценки состояния человека в этой науке. Это категории нормы и патологии, здоровья и болезни, симптома и синдрома.

Клиническая психология изучает синдромы нарушений психически функций при измененных состояниях функционирования нервной системы.

Диагностика человека обычно начинается с выявления и оценки отдельных симптомов, то есть отдельных единичных признаков заболеваний. Главное в этом случае является анализ психопатологических признаков и анамнестических данных.

Читайте также:  Принципы оказания неотложной помощи при остром коронарном синдроме

Н.И. Осипов и П.В. Копнин определяли симптомы, которые выявлялись с помощью расспроса больных и интерпретации его заявлений, отношения к субъекту. Эти симптомы они считали недостоверными, так как они не могли быть проверены и воспроизведены.

Симптом (единичный, частный признак) указывает лишь на неблагополучие в организме и психической сфере человека. Но качественное и целостное представление о характере болезненного процесса может дать совокупность симптомов, базирующихся на единых патогенных механизмах. Отдельный симптом сам по себе не может способствовать распознаванию болезни, он приобретает значение только в симптомокомплексе. А.С. Кронфельд указывал, что мы никогда не можем констатировать единичный изолированный симптом вне зависимости от всей цепи проявления болезненного состояния.

Совокупность всех симптомов образует симптомокомплекс, в котором выделяется ряд закономерно сочетающихся друг с другом симптомов, образующих синдром.

Синдром – строго формализованное описание закономерного и устойчивого сочетания симптомов.

В синдроме выделяются обязательные, дополнительные и факультативные симптомы. Обязательный симптом указывает на происхождение расстройства. Дополнительный симптом отражает тяжесть, выраженность расстройства. Факультативный симптом связан с модифицирующим влиянием различных факторов. Среди обязательных симптомов бывает один (простой синдром) или два и более (сложный).

Использование понятий симптома и синдрома позволяет описать состояние пациента строго формализовано, так как раскладывает целостную психическую деятельность на отдельные типичные единицы, а это важно для распознавания сущности нарушения.

На проявление симптомов влияют такие факторы: возраст, пол, культура, в которой воспитывался человек.

Болезнь и дефект не разделены между собой жесткой границей, нетождественны, но и не могут быть противопоставлены друг другу (А.С. Снежевский, 1972).

Нозос или болезнь – это болезненный процесс, текущее и динамическое явление.

Патос или дефект – это патологическое состояние, стойкое изменение функций.

Их выявление возможно при изучении течения болезни с помощью клинико-биологических данных, включая исследования патологии родственников больного.

В широком смысле дефект обозначает необходимый признак существования дефекта, о чем свидетельствует наличие постепенно нарастающего снижения адаптационных возможностей при длительно текущих неврозах.

В узком смысле стойкое, необратимое, непродуктивное психопатологическое изменение с теми минусами, в основе которых предполагается наличие органического поражения головного мозга и даже соматических систем.

И.А. Полищук делила дефектное состояние по этиологическому, патогенетическому и нозологическому принципам, выделяя общий органический дефект в виде потери энергетического потенциала.

Впервые понятие «нейропсихологический симптом» вводит А.Р. Лурия как внешнего проявления нарушения какой-либо психической функции, возникающей вследствие локального поражения головного мозга. Нейропсихологическая квалификация симптомов предполагает вскрытие причин и механизмов нарушения функций. Симптом всегда имеет многозначное строение, один и тот же симптом характерен для разных нарушений.

Симптомы нарушения различных психических функций, имеющие в своей основе общую причину, объединяются в совокупность, которая называется нейропсихологическим синдромом.

Таким образом, синдром представляет систему взаимосвязанных типовых расстройств – симптомов, подчиненных некоторому особому закону.

Синдромный анализ – анализ нейропсихологических синдромов с целью обнаружения общего основания или фактора, объясняющего происхождение различных нейропсихологических симптомов. Из синдромнаеого подхода вытекает возможность диагностики. Диагностика в клинической нейропсихологии включает следующие процедуры:

собрать симптомы с помощью специальных процедур, методик;

найти нарушенный фактор;

сгруппировать симптомы на основании данного фактора;

обозначить синдром;

определить, какая зона мозга дефицитарна либо в результате повреждения, либо из-за несформированности.

Синдромный подход предполагает рассмотрение всех психических функций в их взаимосвязи.

Под синдромом в клинической психологии понимается сочетание признаков нарушений сторон и индивидуальных особенностей психической деятельности, объединенных психологическими механизмами функционировании личности.

Таким образом, характер и степень выраженности симптомов, их сочетание и взаимосвязь, объектность выявления и оценки приобретает диагностическое значение лишь в определенной совокупности.

__________________________________________________________________________________________________________________

Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 34 | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
lektsii.net – Лекции.Нет – 2014-2020 год. (0.013 сек.)
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Источник