Повышенный синдром возбудимости у ребенка

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок сделал что-то, то давайте подробное последовательное описание того, что он должен сделать. Помните, что наилучшего результата можно достичь хорошим примером для подражания.
Важно изолировать гиперактивных детей от различных раздражителей, так как даже тихий посторонний звук может отвлечь их от работы. Например, детская должна быть окрашена в белый цвет, без картин, плакатов на стенах. Интерьер комнаты должен быть простым. Даже самые обычные школьные принадлежности должны быть удалены с рабочего стола и находиться вне поля зрения ребенка.
Проблема в том, что такие дети могут легко стать возбуждаться в различных ситуациях. Им быстро надоедает однообразие, скука и они начинают драку. Они не терпят насмешек и поэтому часто не любят своих сверстников. Гиперактивные дети имеют ярко выраженное чувство справедливости, как правило, бурно реагируют на несправедливость.
Повышенная возбудимость у детей растет с каждым годом, такое состояние без использования соответствующей терапии может привести к необратимым изменениям в их психике и поведении. Впоследствии, будет трудно что-либо исправить или ликвидации, поэтому, когда родители понимают, что есть некоторые трудности в поведении ребенка, они должны обратиться за помощью к специалисту.
Амбивалентность поведения ребенка [лат. ambi — вокруг, около, с обеих сторон + valens (valentis) — крепкий, прочный, влиятельный] — индивидуальный и возрастной вариант конфликтного поведения ребенка по отношению ко взрослому, характеризуемый борьбой положительных и отрицательных тенденций. Возникает в раннем возрасте и проявляется в процессе коммуникативной деятельности.
Амбивалентность поведения ребенка представляет собой целостный синдром, который проявляется в локомоциях детей, их эмоциональном состоянии, практических и аффективных связях с окружающими людьми, а также в характере ответа детей на воздействия взрослых: одновременном стремлении к взрослому и движении от него – робости, неуверенности, тревоге, плаче, в сочетании с интересом и положительном отношении к взрослым- отсутствии ситуативно-делового общения, характерного для этого возраста, низком уровне развития предметной деятельности- яркой избирательности во взаимоотношениях со взрослыми с преобладанием эмоционального общения в ущерб предметному взаимодействию. Этот синдром наблюдается примерно у трети детей. В его основе лежит конфликт между потребностью ребенка в общении со взрослым и отсутствием у него средств для установления контактов с окружающими людьми. Одной из причин его возникновения являются особенности семейного воспитания ребенка на первом году жизни, которое отличается гипертрофией эмоциональных связей между ребенком и взрослым и препятствует формированию практических контактов.
В современной психологии есть два понимания амбивалентности:
- психоанализе под амбивалентностью обычно понимается сложная гамма чувств, которую человек испытывает к кому-либо. Предполагается, что амбивалентность нормальна по отношению к тем, чья роль в жизни индивида также неоднозначна. Однополярность же чувств (только положительные или только отрицательные) интерпретируется скорее как проявление идеализации или обесценивания, то есть предполагается, что чувства на самом деле скорее всего амбивалентны, но индивид этого не осознаёт.
- В клинической психологии и психиатрии под амбивалентностью понимается периодическая глобальная смена отношения индивида к кому-либо: ещё вчера вечером пациент испытывал к некоему человеку только положительные чувства, сегодня утром — только отрицательные, а сейчас — снова только положительные. В психоанализе такое изменение отношения обычно называется «расщепление Эго».
Что касается психоинверсии у детей, то это характеризуется тем, что ребенку хорошо, когда кому-то плохо.
Процесс развития и воспитания ребенка предполагает не только активное воздействие взрослого на ребенка и создние взрослым условия, в которых ребёнок мог бы развиваться, но и деятельность самого ребенка (игровую, учебную, трудовую), имеющую свои цели, направленность, мотивы.
Развитие ребенка представляет собой сложное, целостное образование, состоящее из ряда взаимосвязанных уровней регуляции поведения.
При решении практических задач ребенок часто подражает взрослому. Наблюдая за его деятельностью, он постепенно присваивает человеческие формы практической предметной деятельности. Накопление впечатлений, почерпнутых в предметной деятельности, служит основой для развития ребенка.
Гармоничное развитие детей школьного возраста предполагает также обязательно достаточно высокий уровень развития его эмоциональной сферы, социальной ориентации и нравственной позиции.
Источник
В неонатологии это патологическое состояние носит название: «повышенная нервно-рефлекторная возбудимость» или определяется как «синдром гипервозбудимости» неонатологом или диагностируется детским неврологом сразу после первой консультации.
Но и многие родители могут заметить, что с малышом «что-то не так» – ребенок плохо спит, постоянно вздрагивает (и не только от пугающих звуков, а и в покое), наблюдается тремор подбородка и ручек, вялое сосание, частые срыгивания с выгибанием крохи и многие другие признаки.
Многие специалисты Европы и в США считают этот синдром пограничным состоянием, не требующим терапии, а наши детские неврологи назначают малышам лечение.
Кто же прав и как вести себя в сложившейся ситуации?
Ведь многие родители занимают такую же позицию – все пройдет само собой и «нечего пичкать ребенка сразу после рождения разной химией….».
В этой статье я хочу разобраться в этой ситуации с точки зрения практикующего врача педиатра.
Что такое синдром гипервозбудимости
Всем известно, что в первые месяцы жизни груднички в большинстве случаев сосут грудь или едят смесь, а затем крепко спят. Но на сегодняшний день все чаще родители предъявляют жалобы на выраженную реакцию крохи на минимальный раздражитель, малыш постоянно плачет и часто просыпается ночью. Некоторые родственники, а иногда и сами родители считают это капризами и даже пытаются «не обращать на это внимание» и «не приучать ребенка к рукам». Но это не так: если ребенок не может успокоиться и постоянно плачет – значит, его что-то беспокоит. Поэтому необходимо разобраться, почему так ведет себя вполне здоровый малыш?
Синдромом гипервозбудимости у детей грудничкового возраста называют совокупность симптомов, которые спровоцированы различными соматовегетативными расстройствами и нервно-рефлекторной возбудимостью.
Это состояние чаще всего возникает в результате перинатального поражения нервной системы различной степени. Поэтому проявления гипервозбудимости у новорожденного и грудничка нельзя оставлять без внимания – патология в силу действия каких-либо факторов может приобретать неблагоприятное течение и это может вызвать у ребенка более серьезные расстройства деятельности нервной системы.
Причины
В большинстве случаев главными причинами возникновения синдрома гипервозбудимости считаются:
- Нарушения процессов формирования и правильного созревания структур нервной системы малыша в период внутриутробного развития, связанные с воздействием различных факторов, особенно дефицит кислорода, питательных веществ и витаминов, а также стрессы и переживания в период беременности.
- Недоношенность.
- Патологические и осложненные роды.
После рождения синдром гипервозбудимости могут вызвать нервно-артритический диатез, рахит, прорезывание зубов, травмы или любой болевой синдром.
Чаще всего проявления гипервозбудимости связаны с незрелостью нервной системы и нарушением нервной регуляции и взаимодействия различных органов и систем.
При этом важно знать, что нервная система малыша в грудничковом возрасте:
- очень динамична;
- податлива к различным воздействиям как положительным, так и отрицательным;
- пластична с высокими возможностями к восстановлению.
Потому при легких изменениях и благоприятных условиях происходит самостоятельное восстановление всех нарушенных процессов и проявления этого патологического синдрома постепенно проходят, но постоянное наблюдение невролога в данном случае необходимо.
И все же существуют ситуации, когда изменения в нейронах значительные и/или организм малыша не может самостоятельно справиться с активными процессами возбуждения ЦНС, а нервная система отличается истощаемостью, особенно при выраженной незрелости у недоношенных малышей или выраженных воздействиях в период беременности.
В этих случаях без адекватного лечения перевозбуждение будет усиливаться, а симптомы патологии со временем будут только усиливаться.
Симптомы
Часто родители не обращают внимания на определенные проявления у малыша, и упускается момент ранней диагностики заболевания.
Если знать ранние клинические проявления патологии – лечение можно начать как можно раньше, а результаты будут оптимистичными или симптомы пройдут полностью.
Признаки гипервозбудимости, которые отмечаются у малыша в первые месяцы жизни:
- ребенок постоянно плачет без видимой причины;
- малыш беспокойно спит: отмечаются частые вздрагивания во сне, длительное засыпание, чуткий, поверхностный сон в связи, с чем кроха просыпается от любого шума;
- отмечается тремор (подбородка, ручек) или спонтанные движения;
- наблюдается изменение тонуса мышц и симптомы мышечной дистонии, чаще возникновение гипертонуса.
Кроме этих симптомов у ребенка могут наблюдаться различные сбои работы систем организма, связанные с нарушением их нервной регуляции во время плача и беспокойства у малыша наблюдаются:
- тахикардия;
- посинение носогубного треугольника;
- мраморность кожи или наоборот усиление сосудистой сетки;
- повышенное потоотделение;
- неустойчивый стул или чередование запоров и поносов;
- частые и обильные срыгивания.
Поэтому при появлении вышеперечисленных симптомов у грудничка необходимо акцентировать на этом внимание участкового педиатра, обратиться за консультацией к детскому неврологу и пройти дополнительное обследование (при необходимости).
В чем опасность синдрома гипервозбудимости
Важно помнить, что при отсутствии своевременного лечения синдрома гипервозбудимости могут сформироваться:
- синдром дефицита внимания и гиперактивности;
- неврозы;
- метеозависимость;
- тревожные расстройства;
- минимальная мозговая дисфункция;
- задержка речевого развития и/или психического развития;
- эпилепсия или другие серьезные органические изменения нервной системы, которые маскируются синдромом гипервозбудимости.
Поэтому малыши с различными проявлениями синдрома гипервозбудимости должны постоянно наблюдаться у детского невролога и в полном объеме выполнять все рекомендации врача. Это позволит значительно снизить риск развития осложнений.
Источник
Синдром нервно-рефлекторной возбудимости – неврологическое нарушение у новорожденных, возрастом от 1 до 4-х месяцев. По статистике, данный диагноз в 3 раза чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Чаще всего причиной патологии выступает легкая степень перинатального поражения нервной системы.
В странах СНГ детские неврологи рассматривают синдром нервной возбудимости как патологию, а зарубежные специалисты считают его пограничным нарушением, не требующим срочного медикаментозного вмешательства.
Важно! При отягощающих обстоятельствах и отсутствии лечения повышенная нервная возбудимость у грудничков способствует дальнейшему развитию невротических заболеваний
О том, как лечить повышенную возбудимость нервной системы у новорожденных, в медицине до сих пор ходят споры. В некоторых случаях можно не использовать лекарственное лечение, но многие родители больше доверяют медикаментозным препаратам. Популярностью пользуются натуральные растительные средства.
Здоровая рефлекторная возбудимость – это правильные реакции на внешние раздражители, а повышение возбудимости нервной системы препятствует нормальной мобилизации защитных механизмов организма в непривычной ситуации.
Проявления синдрома могут носить эпизодический или постоянных характер. Повышенная нервная возбудимость у ребенка обнаруживается в следующем:
- Нарушение засыпания: процесс сна характеризуется прерывистостью, частыми пробуждениями.
- Частые выраженные вздрагивания в период сна и бодрствования.
- Крики и плач без объективных внешних причин – ребенок изнурительно плачет даже тогда, когда накормлен, переодет, ему не жарко и не холодно.
- Кулачки грудничка большую часть времени в сжатом положении.
- Дрожь подбородка, повышен уровень мышечного тонуса. Мышцы малыша напряжены даже в состоянии покоя и неподвижности.
- Чрезмерно активны врожденные безусловные рефлексы, особенно рефлекс Моро.
- Возможны судороги, покраснения кожи, тахикардия, повышенное потовыделение.
- Пищеварительные нарушения – обильные срыгивания, прерывистый характер процесса кормления.
- Нервные тики, непроизвольные ритмичные движения.
Внешне такой грудничок выглядит «скованным» и зажатым. Дети с повышенной возбудимостью нервной системы плохо набирают вес, их кожа приобретает синеватый или красный оттенок. При повышенной нервно-рефлекторной возбудимости существует свой максимальный порог температуры тела: при 37,5 градусов необходимо начинать сбивать температуру. Присущая повышенная психическая истощаемость проявляется ускоренными двигательными и эмоциональными реакциями, которые резко возникают и быстро угасают.
При возникновении описанных симптомов необходимо обратиться к детскому врачу-неврологу или невропатологу.
Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости: причины возникновения
Основная причина развития нервной возбудимости у грудничка – это травмы в процессе родов или беременность с отклонениями. Важными факторами являются:
- инфекционные болезни, которыми болела мать в период беременности или сам новорожденный в первые дни после появления на свет;
- сильный токсикоз матери;
- сильные стрессы и психотравмирующие ситуации в жизни беременной женщины.
Причины нервно-рефлекторной возбудимости у грудничка классифицируются по четырем группам: травматические, гипотоксические, инфекционные, метаболические. Травматическая группа включает в себя родовые травмы, быстрые роды. Гипотоксические факторы – это асфиксия плода в утробе матери. Инфекционные факторы – болезнь матери инфекционными заболеваниями в период беременности. Метаболическая группа причин включает в себя употребление беременной женщиной алкоголя, курение табака, кальяна, самолечение медикаментами. Среди провоцирующих факторов особое место занимает наследственность и генетика.
Терапия
Лекарства от повышенной нервной возбудимости требуются не всегда. Снизить нервную возбудимость помогут следующие процедуры, которые назначаются и проводятся специалистами:
- Лечебная зарядка и массажи, способствующие понижению мышечного тонуса. Каждому ребенку индивидуально подбирается комплекс упражнений и расписывается курс массажа.
- С первых месяцев жизни можно использовать плавание. Вода благоприятно влияет на становление нервной системы. Так как малыш еще слишком мал, процедура осуществляется под контролем специалиста.
- Физиотерапия – электрофорез, парафиновая терапия. Данные методы приводят в норму обмен веществ и улучшают кровообращение мозга.
- Успокоительные процедуры осуществляются путем купания грудничка в солевых и хвойных ванночках.
Неоспорим тот факт, что детям при повышенной нервной возбудимости требуется особый режим дня. Он включает в себя частые прогулки на свежем воздухе, питание по расписанию, проветривание помещения и отсутствие пыли в комнате, в которой находится ребенок. Такого малыша нужно чаще брать на руки, устранять все громкие и пугающие звуки, не повышать тон голоса в доме.
Профилактика
Для того чтобы снизить риски возникновения синдрома нервной возбудимости у грудничка, профилактику важно проводить еще в период вынашивания. Во время беременности запрещается употреблять алкоголь, табак. Беременной женщине важно соблюдать правильный режим дня и питания, посещать врача для своевременного предотвращения патологий плода. Во время родов очень важно избежать родовые травмы.
После появления на свет, новорожденного следует приучать к режиму дня и кормления, проводить курсы массажа и гимнастики. Грудничка необходимо вовремя показывать врачу и проходить все требуемые обследования.
О проблеме диагностики заболевания читайте в полном варианте статьи на сайте Depressiya911.ru
Источник
В первой части Вы узнали, что такое ППП ЦНС и какова роль детского врача-невролога в лечении данного заболевания. И один из синдромов этого нарушения – это синдром мышечной дистонии.
Здесь я остановлюсь на синдроме повышенной нервно-рефлекторной возбудимости. Это достаточно частый синдром у детей в возрасте 1-4 месяца. Проявляется этот синдром в возбудимости ребёнка, вздрагивании, разбрасывании ручек, дрожании подбородка, крике без видимой причины, нарушении сна. Такие нарушения чаще всего связаны с соматическими, а не неврологическими нарушениями.
Ребенок может кричать и беспокоится по многим причинам. У маленьких детей очень часто отмечаются кишечные колики. После 1-го месяца педиатры и детские неврологи рекомендуют ребёнку давать витамин D, нехватка которого может вызывать возбуждение. Дети могут заболеть простудным заболеванием, могут перегреться или переохладиться. Ребёнок может кричать, потому что голодный. И есть даже такие данные, что у детей может возникать спонтанный необоснованный крик. Здесь очень важен опыт педиатра, и при необходимости консультация детского невролога, а, возможно, и хирурга или другого специалиста. Ко мне часто обращаются с такими жалобами для исключения повышения внутричерепного давления у ребёнка.
Действительно, повышение внутричерепного давления у детей бывает, но, во-первых, очень редко, а во-вторых, вопреки общепринятому мнению при повышении внутричерепного давления дети вялые и сонливые, а не возбудимые. Взрослый человек кричит, когда у него болит голова? Нет. А вот когда болит живот, беспокоиться и кричать будут и дети, и взрослые. Ещё многие утверждают, что если ребёнок плохо спит, то это признак повышения внутричерепного давления. У новорожденного ребёнка естественно незрелая нервная система. У них часто отмечаются нарушения сна.
У детей не сформированы «биологические часы» (сон-бодрствование). Они могут путать день с ночью, могут спать днём по 15 минут и т.д. Чётко такие «биологические часы» у детей формируются только после 3-х лет. Все это опытные детские неврологи объясняют родителям на приеме в кабинете или при вызове на дом.
В связи с этой незрелостью центральной нервной системы у детей даже могут отмечаться судороги. И они могут быть вызваны нарушением обмена микроэлементов (магния, калия, кальция), нехваткой витамина В6 и т.д.
Говоря о незрелости нервной системы новорожденных, сразу хочется Вам рассказать о ещё одном синдроме: синдроме вегето-висцеральных нарушений. Часто, чтобы людям стало понятней, детские неврологи в Москве говорят родителям ребёнка, что это ВСД (вегето-сосудистая дистония) у детей до 1-го года. Этот синдром характеризуется «мраморностью кожи» ребёнка, возможной «синевой» верхней губы, потливостью ручек и ножек (хотя такое может наблюдаться и при нехватке витамина Д), «синевой» стоп, срыгиванием и другими нарушениями. Я замечаю, что такие дети реагируют на погодные изменения, чаще на осадки (снег или дождь) или сильный ветер. Такие вегетативные нарушения не требуют медикаментозного лечения, а уменьшаются и потом совсем проходят с возрастом.
В статье использованы фотографии Анны Геддес.
Автор: Воронов Игорь Анатольевич, детский невролог сети ПреАмбула, кандидат медицинских наук
Стоимость приема невролога:
Первичный 1750 руб, Повторный 1550 руб.
Как снизить стоимость?
Источник