Предупреждение возникновения синдрома профессионального выгорания

Понятие «профессиональное выгорание» появилось в 1970-х гг. Изначально так обозначали психологическое состояние работников, которые испытывали эмоциональное перенапряжение после плотного общения с клиентами. Сейчас под профессиональным выгоранием понимают защитную реакцию организма.

Если человек усердно трудится, забывая про полноценный отдых, какое-то время организм не сопротивляется этому. Когда отдача на работе становится чрезмерной, возникает стресс, который постепенно становится хроническим. На этом этапе организм и начинает сопротивляться работе, показывая, что так трудиться нельзя. В результате человек постоянно чувствует усталость, теряет интерес ко всему, что раньше доставляло удовольствие, и не видит для себя никаких перспектив.

Кто подвержен синдрому выгорания на работе

Профессиональному выгоранию подвержены те, кому по долгу службы приходится много общаться с людьми. В группе риска – учителя, врачи, продавцы, менеджеры по рекламе, журналисты, бизнесмены, политики и даже психологи.

Синдром выгорания провоцируют также определенные особенности личности и среды. Есть несколько категорий людей, у которых он развивается чаще всего:

  • Жители крупных городов. Они часто ведут деятельность в компаниях с большим штатом. Во внерабочее время также не удается избежать общения с огромным количеством малознакомых и незнакомых людей – в транспорте, магазинах, на улице.
  • Интроверты. Из-за психологических особенностей им сложно работать в тех отраслях, где предполагается постоянное общение с разными людьми. От природы застенчивые, замкнутые и скромные, интроверты не в силах справляться с эмоциональным напряжением.
  • Новые сотрудники во время испытательного срока. Незнакомая среда, необходимость быстро обучаться и показывать высокую эффективность – факторы, которые провоцируют стрессовую ситуацию. 
  • Люди, добившиеся карьерных высот. Достигнув цели, человек оказывается растерянным и не понимает, к чему стремиться дальше. Он ощущает отсутствие перспектив, начинает сомневаться в личной и профессиональной состоятельности, все это понижает самооценку.
  • Работники старше 45 лет. Найти новую работу становится сложнее из-за возрастных ограничений. Страх увольнения на фоне экономического кризиса вгоняет в хронический стресс.
  • Те, кому приходится разрываться между семьей и работой. Эти люди постоянно испытывают эмоциональное напряжение, которое усиливается из-за жесткой конкуренции в профессиональной сфере.

Сильнее всех рискуют трудоголики, полностью отдающиеся работе, лишающие себя выходных и отпуска. Они сосредотачивают весь смысл своей жизни на профессии и карьере, не реализуясь в других областях – в семье, хобби, общении с друзьями. Работа становится единственным способом самореализации и повышения самооценки. Нередки случаи, когда у успешных педагогов, пользующихся уважением у учеников и коллег, собственные дети не успевают в школе.

Симптомы профессионального выгорания

Все признаки профессионального выгорания делятся на 3 группы – психофизические, социально-психологические и поведенческие.

Психофизические симптомы:

  • Постоянная усталость и заторможенность.
  • Эмоциональное и физическое истощение.
  • Отсутствие страха при реальной угрозе жизни или здоровью.
  • Дневная сонливость и ночная бессонница.
  • Частые головные боли и расстройства ЖКТ.
  • Резкое похудение или набор веса.
  • Ухудшение зрения, вкуса, слуха, обоняния и осязания.
  • Одышка.

Социально-психологические симптомы:

  • Апатия.
  • Депрессия.
  • Раздражительность.
  • Нервные срывы.
  • Тревожность и подозрительность.
  • Постоянные обиды и чувство вины.
  • Гиперответственность и страх не справиться с поставленной задачей.
  • Негативная оценка будущего.

Поведенческие симптомы:

  • Человеку кажется, что работа становится все более трудной, и вскоре он не сможет ее выполнять.
  • Он скучает на работе.
  • Начинает самостоятельно изменять свой график – приходить позже, уходить раньше.
  • Постоянно берет работу на дом, даже если это не требуется, но не выполняет ее.
  • Чувствует себя бесполезным.
  • Ищет причины, чтобы не принимать ответственных решений по работе.
  • Безразличен к результатам своего труда.
  • Не выполняет важные задачи из-за того, что зацикливается на мелких деталях.

При профессиональном выгорании люди практически полностью отказываются от физических нагрузок, перестают общаться с близкими, забрасывают свои увлечения. Нередко у них появляются вредные привычки – например, пытаются избавиться от стресса с помощью алкоголя. Часто человек винит в своем внутреннем состоянии «плохую» работу, но попытки смены сферы деятельности не помогают. Через какое-то время все симптомы возвращаются и даже дополняются новыми.

Этапы выгорания и его последствия

Профессиональное выгорание развивается постепенно. Этот процесс включает несколько стадий, на каждой из которых происходят изменения в эмоциональном и психологическом состоянии человека.

Стадия предупреждения (начальная)

На этом этапе закладывается фундамент надвигающейся проблемы. Человек с головой окунается в работу, отодвигая семью, друзей, отдых и хобби на задний план. Он стремится стать лучшим в своей профессиональной сфере, построить карьеру. Это изматывает организм, поэтому накатывает усталость, возникают проблемы со сном и чувство тревоги.

Первая стадия

Постепенно приглушаются эмоции, притупляется острота чувств и свежесть переживаний. Человек утрачивает интерес к работе, он не испытывает удовлетворения от выполненных задач, все чаще опаздывает, берет больничные, завидует коллегам, которые делают успехи. Ощущается внутренняя пустота, хотя внешне пока все нормально.

Постепенно совсем пропадают положительные эмоции, на работе и дома человек начинает держаться отстраненно, старается ни с кем лишний раз не контактировать. Развивается тревожность, неудовлетворенность своей жизнью. При возвращении домой хочется, чтобы все оставили в покое. Этот этап длится в течение 2-4 лет.

Вторая стадия

Человек все сильнее отстраняется от общения с близкими, коллегами и особенно с клиентами. Появляется пренебрежение к сослуживцам, которое он даже не скрывает. Поначалу это с трудом сдерживаемая антипатия, но позже перерастает в открытое раздражение. Человек начинает срываться на других сотрудников и на клиентов, хотя раньше мог приветливо с ними общаться.

Рабочая неделя кажется вечностью, по приходу домой человек падает на кровать от усталости. Появляются признаки депрессии – апатия, ощущение собственной неполноценности. Сам человек этого не осознает, но таким образом проявляется инстинкт самосохранения. Организм пытается снизить общение до безопасного уровня.

Третья стадия

На этом этапе появляется обида на всех, человек становится безразличным к работе и близким, все глубже впадает в депрессию. Кроме психических нарушений, возникают соматические болезни – беспричинная головная боль, тошнота, бессонница, апноэ, аритмия. Слабые личности начинают искать облегчение в алкоголе, компьютерных играх, препаратах и других зависимостях.

Разочарование

Эмоции практически исчезают, притупляются представления о жизненных ценностях. Человек становится равнодушным абсолютно ко всему, включая свою жизнь, полностью пропадает мотивация. Он может пытаться по привычке сохранять внешнюю респектабельность, хотя его взгляд становится пустым, а движения – монотонными. На этом этапе для восстановления личности уже требуется серьезное лечение у врача.

Постоянное пребывание в состоянии повышенной тревоги негативно влияет на здоровье. Человек ощущает себя истощенным морально и физически. Развиваются предневротические состояния, нарушается восприятие мира – он начинает казаться опасным. Это снижает работоспособность и может спровоцировать психические расстройства.

Как избежать выгорания? Повышаем удовлетворение от работы

Чтобы предотвратить профессиональное выгорание и работать продуктивно, получая удовлетворение от процесса, возьмите на вооружение рекомендации психологов:

  • Создайте ритуалы на каждый день – медитируйте по утрам или перед сном, читайте или играйте 1-2 ч. в онлайн-игры, делайте то, что вам доставляет удовольствие. Посвящайте время себе. Так вы сможете избавляться от негатива и подпитываться позитивной энергией.
  • Слушайте музыку. Например, во время перерывов на работе, дома по вечерам или выбирайтесь на концерты. Музыка поднимает настроение, позволяет избавиться от стресса и достичь душевной гармонии.
  • Избегайте чрезмерной активности. Вначале завершите свои неотложные дела, а потом, если останутся силы и время, помогите другому человеку. Не идите на поводу у коллег и даже у начальства, требующих выполнить работу, которая не входит в ваши прямые обязанности.
  • Планируйте свой рабочий день.
  • Делайте короткие перерывы, чтобы выпить кофе или пообщаться с коллегами.
  • Решайте проблемы по мере поступления, не откладывая на потом.
  • Обзаведитесь хобби. Фотографируйте, танцуйте, ходите в театры – это поможет отвлечься и зарядиться положительными эмоциями.
  • Правильно питайтесь и занимайтесь спортом хотя бы полчаса в день. Так вы сможете поддерживать хорошее настроение и энергичность в течение всего дня.
Читайте также:  Лечение анокопчикового синдрома народными средствами

Если ваша работа не приносит вам удовлетворения, попробуйте изменить отношение к ней. Выполняя даже рутинные задачи, вы приносите пользу другим – обеспечиваете их продуктами или услугами. Заведите друзей среди коллег – даже короткие разговоры с ними помогут преодолеть монотонность. Берите отпуск, когда чувствуете, что он вам нужен. Эти советы помогут вам сохранить психологическое здоровье и жить в гармонии с собой и окружающими.

Источник

Передовые технологии открывают новые возможности для компаний, создают условия для появления новых рабочих мест, помогают наращивать производительность и повышать эффективность. Стратегическим ресурсом становится интеллектуальный капитал. Именно он формирует основную стоимость и обеспечивает конкурентоспособность бизнеса. Составляющая единица интеллектуального капитала сотрудники. К ним в условиях ускорения темпа жизни предъявляют все более серьезные требования. К классическим стрессам на работе добавляются новые в виде способности освоения новой информации, новых технологий в короткие сроки и применения их в своей работе, переосмысливания процессов и нахождения новых, более эффективных путей получения результата. Все это делает людей уязвимыми перед синдромом «эмоционального выгорания» (СЭВ) или «профессионального выгоранию» (СПВ). Ольга Абрамова, руководитель отдела персонала группы компаний «ЦМАН», соавтор комплексной программы по работе и профилактике синдрома эмоционального выгорания, рассказывает, кто из сотрудников находится в зоне риска и   как предупредить профессиональное выгорание у сотрудников.

Синдром профессионального выгорания (CПВ) — защитная реакция организма человека, которая возникает в ответ на продолжительное воздействие профессиональных стрессов средней интенсивности. Человек, столкнувшийся с профессиональным выгоранием, переживает эмоциональное истощение, постоянно чувствует усталость, становится отстраненным и все меньше чувствует удовлетворение от того, что делает. 

Тема СПВ и его влияние на конкурентоспособность компаний широко обсуждается не только в бизнес-сообществе, профессиональных кругах HR, но и на правительственном уровне. Всемирная организация здравоохранения признала хронический стресс на работе заболеванием и внесла его в каталог Международной классификации болезней (МКБ-11). 

Кто в зоне риска

Синдрому профессионального выгорания подвержены практически все, но быстрее всего выгорают люди со следующими личностными особенностями:

  • высоким уровнем ответственности, высокой самоотдачей;
  • ориентированностью на результат;
  • высоким уровнем эмоциональной лабильности; 
  • высоким самоконтролем, особенно при волевом подавлении отрицательных эмоций; 
  • способных к рационализации мотивов своего поведения; 
  • склонностью к повышенной тревоге и депрессивным реакциям, связанным с недостижимостью «внутреннего стандарта» и блокированием в себе негативных переживаний; 
  • с ригидной личностной структурой.

Факторы, влияющие на развитие симптомов профессионального выгорания

Главная причина СПВ — психологическое переутомление. Когда внутренние и внешние требования длительное время преобладают над внутренними и внешними ресурсами, у человека нарушается состояние равновесия, и это неизбежно приводит к выгоранию. Таким образом, риск будет там, где присутствуют:

  • высокая рабочая нагрузка; 
  • регулярные задержки на работе; 
  • работа в выходные дни (решение рабочих задач в выходные дни);
  • регулярные командировки;
  • отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и руководства; 
  • недостаточное вознаграждение за работу; 
  • высокая степень неопределенности в оценке выполняемой работы; 
  • невозможность влиять на принятие решений; 
  • двусмысленные, неоднозначные требования к работе; 
  • постоянный риск штрафных санкций;
  • однообразная, монотонная и бесперспективная деятельность; 
  • необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реалиям; 
  • отсутствие выходных, отпусков и интересов вне работы;
  • социально-психологические конфликты (конфликт ролей и ролевая неопределенность, перегрузка или недогрузка работников, неотлаженность информационных потоков, межличностные конфликты, высокая ответственность, дефицит времени);
  • несоответствие между стремлением работников иметь большую степень самостоятельности в работе, самим искать способы и методы достижения тех результатов, за которые они отвечают, и жесткой нерациональной политикой администрации в организации рабочей активности и контроля за ней. Результат такого контроля — возникновение чувства бесполезности своей деятельности и отсутствие ответственности;
  • необходимость повышенной концентрации внимания;
  • точность действий, отсутствие возможности «отступления от правил»;
  • высокая ответственность;
  • стаж работы в организации.

Не менее важным считается уровень развития soft и hard skills сотрудника для успешного выполнения им своих профессиональных обязанностей и его влияние на профессиональное выгорание, а именно:

  • коммуникативные навыки, в том числе навыки ведения переговоров, взаимодействие с заказчиками;
  • способность работать в команде;
  • адаптивность к меняющимся условиям; 
  • управленческие навыки (тайм-менеджмент, целеполагание, управление исполнением, делегирование, организация процессов, постановка задач);
  • эмпатия;
  • навыки управления психоэмоциональным напряжением;

Наличие профессионального выгорания у сотрудников будет иметь следующие проявления в компании:

  • снижение производительности и качества работы сотрудников;
  • увеличение сроков выполнения поставленных задач;
  • увеличение количества ошибок в производимых операциях;
  • увеличение количества претензионных документов и, как следствие, увеличение нагрузки на претензионный отдел;
  • снижение скорости и качества принятия управленческих решений;
  • нарушение процессов взаимодействия между подразделениями;
  • снижение привлекательности компании для клиентов; 
  • повышение психоэмоционального напряжения в коллективе и, как следствие, риск развития профессионального выгорания у коллег выгоревшего сотрудника;
  • повышение травматизма, заболеваемости среди персонала;
  • снижение лояльности, мотивации и вовлеченности персонала;
  • снижение трудовой дисциплины;
  • повышение текучести кадров, увеличение финансовых и временных затрат на производственные процессы и человеческие ресурсы.

Как минимизировать риски развития профессионального выгорания у персонала

Основным принципом работы с персоналом по коррекции и профилактике профессионального выгорания должно стать сочетание комплексного и индивидуального подхода, а именно:

  • аудит бизнес-процессов компании;
  • мониторинг психоэмоционального состояния сотрудников;
  • развитие необходимых soft и hard skills сотрудников (управленческого и исполнительского состава) для выполнения ими профессиональных задач;
  • в некоторых случаях, подключение для индивидуальной работы клинического психолога, невролога. 

Коротко:

Наличие профессионального выгорания сотрудников влияет на интеллектуальный капитал компании и снижает ее конкурентоспособность. Вовремя выявленные риски развития СПВ и принятые меры позволяют сократить финансовые издержки компании, повысить производительность и качество труда, а также лояльность и вовлеченность персонала.

______________

Подписывайтесь на Cotraco Group в ВК, ФБ и Ln.

Заходите на наш сайт

Источник

Содержание:

  • Упражнение “Кто Я?”
  • Упражнение “Образ жизненного пути”
  • Упражнение “Мне 70 лет”
  • Упражнение “Прожить месяц”
  • Упражнение “Продумайте свои жизненные планы”
  • Методы регуляции эмоциональной сферы
  • Упражнение “Проблема”
  • Упражнение “Зубной кабинет”
  • Инструкция психолога
Читайте также:  Тамара модель с синдромом дауна

В современных условиях невозможно полностью исключить в работе профессиональное выгорание. Однако возможно существенно уменьшить его разрушительное влияние. Предлагаем отрывки из нашей учебной программы с упражнениями для защиты от синдрома выгорания.

Практическое продолжение материала “Синдром профессионального выгорания”.

Полностью исключить в работе профессиональный стресс и профессиональное выгорание в современных условиях невозможно. Но вполне возможно существенно уменьшить их разрушительное влияние на здоровье работающих людей.

Формат статьи не позволяет изложить здесь программу предотвращения синдрома профессионального выгорания целиком, поэтому остановимся лишь на самых важных ее моментах. Ниже предложены отдельные упражнения и рекомендации для разработки практической программы психологической защиты от стресса и выгорания.

Упражнение “Кто Я?”

Необходимо написать 20 предложений, каждое из которых начинается с местоимения “Я”. Писать нужно как можно быстрее, не задумываясь.

  1. Я…
  2. Я…
  3. Я… и т. п.

Посмотрите, как и кем вы себя представляете.

На какой строке вы начали испытывать трудности в определении своего “Я”? Что вам мешало?

Какие роли, характеристики, занятия вы стали писать, характеризуя себя, после того как преодолели трудности самоопределения?

Замечено, что в условиях кризиса и необходимости решить сложную проблему вопрос о смысле своей жизни взрослый человек решает в первую очередь. Нерешенный вопрос о смысле существования или утрата привычных жизненных ценностей лишают его внутреннего духовного стержня, на который “нанизываются” все другие жизненные смыслы. Если человек живет без осознания смысла своей жизни, то у него рано или поздно возникает ощущение пустоты и никчемности своего существования, происходит снижение жизненного тонуса, и наступает депрессия. Другими словами, он становится уязвимым к воздействию разрушительных неблагоприятных факторов жизни и работы.

Если человек верит в то, что в его жизни присутствует сверхсмысл, своей верой он создает внутренние условия для сохранения своего душевного здоровья, потому что сам человек изначально уверен, что ни одно тяжелое событие в его жизни не проходит впустую, во всем заложен глубинный, скрытый от человеческого сознания смысл существования. Другими словами, у человека не возникает ощущения пустоты и бессмысленности страданий, переживаний и потерь.

Упражнение “Образ жизненного пути”

Необходимо задуматься над тем, какой образ или картинка соответствовали бы пониманию жизненного пути участников антистрессового занятия.

  1. Как можно представить стиль, в котором вы живете и работаете?
  2. Если нарисовать ваш жизненный путь, как бы вы представили самих себя на этом пути?

Один успешный деловой человек, активно строящий свою карьеру, так представил свой жизненный путь: “Я совершаю восхождение в карьере так же, как скалолаз карабкается в горы, – все выше и выше! Какие-то участки своего горного пути я проползаю, какие-то – пробегаю, а в некоторых местах буквально лезу по отвесной скале, рискуя и зная, что внизу – пропасть.

Периодически я останавливаюсь на перевалах и отдыхаю. Иногда я оглядываюсь вокруг и вижу красоту горной природы. Но даже в минуты отдыха я знаю, что впереди – трудный путь наверх и до конца я никогда не расслабляюсь”.

После того, как вы представили свой жизненный путь, подумайте над тем, как бы вам хотелось изменить его образ? Что бы хотелось “перекрасить”, стереть, перерисовать? Какой бы новый образ вашего жизненного пути понравился вам больше? Что можно было исправить в вашей жизни, чтобы она соответствовала тому образу жизненного пути, который вам нравится?

Упражнение “Мне 70 лет”

Найдите дома уютное и спокойное место, в котором вам никто не помешает размышлять. Сядьте удобнее, закройте глаза и представьте себя, каким вы будете в 70 лет. Постарайтесь представить себя как можно более конкретно, во всех деталях.

Как вы одеты? Что вы делаете? В какой обстановке вы находитесь? Кто рядом с вами? В каком настроении вы находитесь?

Подумайте с позиции семидесятилетнего. Какие важные ценности в своей жизни вы могли бы сейчас назвать? Что для вас, семидесятилетнего, выступает самым главным, ради чего стоит жить?

Откройте глаза и поразмышляйте.

Как бы вы могли организовать сейчас свою жизнь, чтобы как можно полнее эти ценности присутствовали в вашей жизни? Возможно, от каких-то дел или занятий необходимо отказаться, чтобы освободить силы и время для главного? Возможно, в своей жизни что-то нужно перестроить, чтобы не терять основные и важные для вас ценности и цели? Возможно также, что свои главные потребности и желания, связанные с вашими ведущими ценностями, вы можете реализовать только при условии полной концентрированности и направленности на их достижение?

Возможно, сейчас вы поняли, что свою жизнь нужно строить так, чтобы ни на минуту не забывать о том, что для вас является самым главным и важным, и всегда направлять свои усилия на реализацию именно главного и важного.

Определяя смысл своей жизни, человек может испытывать внутреннее противоречие между тем, что ему хочется, и тем, что он должен делать. Упражнение, которое приводится ниже, поможет поразмышлять на эту тему и сделать для себя важные выводы.

Психолог Ф. Зимбардо придумал множество важных вопросов, на которые он рекомендует ответить каждому человеку, задумывающемуся о смысле своей жизни.

Упражнение “Прожить месяц”

Представьте, что вы можете прожить только один месяц – последний месяц в своей жизни! В деньгах вы не ограничены и чувствуете себя вполне здоровым человеком.

Как вы проведете свой последний месяц? Что вы будете делать? Куда вы направитесь? Кто будет рядом с вами? Как вы проведете свой последний день? Какие слова будут говорить на ваших поминках? Что будет после вас?

А теперь – хорошая новость! Судьба подарила вам еще много лет – десять, двадцать, сорок, шестьдесят! Как вы собираетесь провести эти годы?

Упражнение “Продумайте свои жизненные планы”

Составьте план своей жизни на предстоящий год. Ответьте на нижеприведенный ряд вопросов.

  1. Каковы ваши три самые главные цели в этом году? Напишите их.
  2. Что вы можете (или должны) делать, чтобы достичь этих целей?
  3. Что вы уже делаете, чтобы реализовать эти цели?
  4. Какой, по вашему мнению, станет ваша жизнь и работа после достижения этих целей?
  5. Как вы будете себя чувствовать после достижения этих целей?
  6. Кто будет рядом с вами после того, как вы достигнете своих целей?

Методы регуляции эмоциональной сферы

В современной практической психологии существуют специальные направления, целью которых выступает разработка средств, техник и упражнений по формированию самоконтроля, а также снижения усталости и переутомления. Одним из таких направлений выступает визуальная психотехника.

Основным фактором этого направления является визуальный образ, который человек сознательно создает в своем воображении. Конкретное содержание создаваемого визуального образа насыщается эмоциональным отношением жизни человека, тем, какие детали и образы он помнит, что ему важно и дорого в его воспоминаниях.

Читайте также:  Синдромы поражения vii пары черепных нервов

Освоение техник регулирования эмоциональной сферы и получение ощутимого психотехнического результата связано с выполнением следующих условий.

  1. Регулярность психотехнических упражнений (первые положительные результаты возникают через несколько дней).
  2. Оценка и выбор тех упражнений, которые понравились и показались эффективными.
  3. Применение упражнений утром, сразу после сна или вечером, перед сном, а также при возникновении напряженных моментов в течение дня.
  4. Продолжительность упражнений должна быть в среднем от 4 до 15 минут.

Упражнение “Проблема”

Упражнение направлено на снижение субъективной значимости проблемной ситуации для человека, достижение им внутреннего спокойствия и адекватного отношения к существующей проблеме. Выполняется в течение 10-15 минут.

  1. Займите удобную позу, закройте глаза. Постарайтесь представить следующие образы-картинки.
  2. Подумайте о своей проблеме, которая в последнее время волнует и мучает вас больше всего. Кратко сформулируйте эту проблему для себя в двух-трех словах.
  3. Представьте лицо человека, с которым вы недавно обсуждали свою проблему. Вспомните, о чем он говорил и что вы ему отвечали. Воспроизведите в своем воображении обстановку комнаты, время и содержание беседы.
  4. При помощи своего воображения постарайтесь увидеть ситуацию со стороны, как будто вы стали внешним наблюдателем. Например, вы видите себя и своего собеседника отраженными в зеркале. Включите в эту “картинку” ваших ближайших соседей, знакомых или родственников. Какие проблемы и нерешенные вопросы есть у них? Что их мучает и какие препятствия им приходится преодолевать в жизни? Представьте дом, в котором вы живете, и людей, которые живут вместе с вами.
  5. Когда ваша “картинка” расширится и станет для вас отчетливой, включите в нее ваше представление о городе, в котором вы живете, подумайте также обо всей стране, ее огромных пространствах и людях, населяющих города, села, деревни. Расширяя свое воображение, представьте теперь всю нашу Землю с ее материками, океанами и миллиардами живущих на ней людей.
  6. Двигайтесь дальше к расширению “картинки”: подумайте о нашей Солнечной системе – огромном пылающем Солнце и планетах, вращающихся вокруг него. Постарайтесь почувствовать бесконечность Галактики и ее равнодушное “спокойствие” и даже безразличие к существованию каких-то маленьких человеческих существ, населяющих Землю…
  7. Продолжая удерживать в своем воображении это переживание необъятной глубины Космоса, снова подумайте о своей проблеме. Постарайтесь сформулировать ее в двух-трех словах.

После выполнения данного упражнения люди обычно делятся своими впечатлениями:

“Я смог успокоиться, когда почувствовал, что моя проблема ничтожно мала по сравнению с огромным и величественным Космосом!”

Это хорошо. Размышления в ходе упражнения были для этого человека полезными. Проблема, реально существующая у него, перестала быть такой огромной, как ему казалось раньше. По-видимому, преувеличение значимости своей проблемы подавляло его и мешало выработать разумное решение.

“Я удивлен тем, что проблема вообще перестала для меня существовать! Когда я смог почувствовать необъятность и вечность Космоса, в конце упражнения при повторном возвращении к своей проблеме я не мог ее сформулировать”.

Такой результат свидетельствует о том, что проблема этого человека была вызвана его утомлением и внутренним напряжением. Как только он немного отдохнул и успокоился в ходе размышлений, предлагаемых в данном упражнении, проблема действительно перестала для него существовать.

“Моя проблема стала для меня не такой важной, как только я подумал о том, сколько людей населяет нашу страну и вообще нашу планету и сколько людей, действительно страдающих!”

Для этого человека полезным было размышление о том, что он не один в своем страдании. Он подумал о том, что у многих людей есть еще более тяжелые проблемы, и почувствовал свое единство с этими людьми. В то же время ему удалось понять, что в жизни могут быть еще более сложные ситуации, нежели та, которую он переживает.

“Мне было так хорошо в Космосе! И совсем не хотелось возвращаться на Землю!”

Такое отношение к упражнению показывает, что человек стремился просто успокоиться за счет внутреннего дистанцирования от своих проблем, временного ухода в мир грез и фантазий. На какое-то время это ему поможет, но возвращаться в реальность и решать свои проблемы все равно нужно.

“У меня ничего не изменилось. Моя проблема осталась для меня такой же значимой, как и в начале упражнения. Та формулировка проблемы, которая была в начале, осталась и в конце. Я точно так же сформулировал проблему после возвращения из Космоса”.

Такой результат говорит о многом.

Во-первых, этот человек настолько поглощен своей действительно сложной проблемой, что размышлений о других людях и Космосе в течение нескольких минут для него явно недостаточно.

Во-вторых, вполне возможно, он уже справился со своей проблемой собственными силами и выполнение психотехнического упражнения было для него не так важно.

В-третьих, возможно, ему нужны другие средства снятия напряжения. И это – нормально. Нет средств, которые помогают всем и всегда.

Как мы уже говорили выше, психологические методы строго индивидуальны и необходимо искать те, которые помогают именно вам. Главное состоит в том, чтобы управлять своими чувствами и находить именно свои средства саморегуляции.

Упражнение “Зубной кабинет”

Рекомендуется для тех, кто на работе и в жизни испытывает повышенную тревожность и беспокойство.

Инструкция психолога

  1. Подумайте о том, что вы записались к зубному врачу. В тот день, когда назначен ваш визит, вы собираетесь и идете в зубопротезную клинику. Входите в парадные двери, поднимаетесь на нужный этаж и открываете дверь в зубной кабинет. Смотрите на часы, они показывают назначенное вам время.
  2. Вы проходите и садитесь в кресло. Справа от вас – стеклянная тележка с медицинскими инструментами, вы смотрите на них и чувствуете, как будто эти холодные металлические предметы неприятно касаются ваших десен и зубов. Слева – бормашина, неприятный звук которой, как вам кажется, вы уже слышите. Словом, при рассмотрении зубного кабинета ваше внутреннее напряжение постепенно возрастает.
  3. Сзади от вас открывается дверь, и кто-то входит. Вы не успеваете обернуться, как медсестра говорит: “Сегодня врач не придет. Он немного простужен. Давайте, я перепишу ваш талон на другое время”. Вы с облегчением вздыхаете и выходите из кабинета.

Психолог К. Шрайнер, автор этого упражнения, писал, что в жизни многие из нас ведут себя так, будто они – в зубопротезном кресле. Мы нервничаем, волнуемся, напряжены, тревожимся, что впереди – что-то плохое и неприятное. Еще ничего не произошло, а мы заранее уже переживаем и боимся невзгод.

А нужно всего лишь подождать и посмотреть, произойдет ли событие, которое может нас расстроить. Возможно, ничего плохого не будет, и мы только потом поймем, что зря волновались.

Наталья Васильевна Самоукина
ведущий научный сотрудник Психологического института РАО
Статья предоставлена сайтом Elitarium.ru

Источник