Препараты при астеническом синдроме детям

Препараты при астеническом синдроме детям thumbnail

Комментарии

Опубликовано в журнале: Практика педиатра
декабрь, 2012, стр.56-61

А.М. Пивоварова, врач-невролог отдела психоневрологии и эпилептологии ФГБУ «МНИИ педиатрии и детской хирургии», к. м. н.

Я чувствую себя ужасно уставшим. Просыпаюсь – и мне кажется, что я вовсе не спал. Первые два урока в школе – особенно мучительны. Я, конечно, пытаюсь слушать учителя, но почти ничего не понимаю. Свет кажется слишком ярким, звонок на урок – слишком громким. Шумные одноклассники – раздражают. Потом становится немного легче, но уже после обеда опять начинает болеть голова, непреодолимо тянет в сон. Учителя недоумевают, а родители волнуются за мое здоровье. Я тоже беспокоюсь – вдруг я болен чем-то серьезным? Раньше со мной такого не было.
Егор, 16 лет («Подростковая психология», 25.01.2011)

В современных условиях наблюдается значительная распространенность проявлений астении среди населения. Это связано с напряженным ритмом жизни, снижением стойкости к стрессу в условиях дефицита времени, переизбытком информации и стремительной урбанизацией [1, 2]. Все чаще это состояние стало встречаться у детей и подростков [3–5].
У детей это состояние еще называется астеническим неврозом. Несмотря на то, что астения не является диагнозом, эта проблема охватывает очень большое количество пациентов, которые обращаются к врачам самых разных специальностей. Можно с уверенностью сказать, что жалобы, связанные с астенией, время от времени предъявляет более половины всех жителей развитых стран.
Среди множества неблагоприятных факторов, являющихся причинами неуспеваемости школьника, важное место занимает утомляемость. Повышенная утомляемость и истощаемость у детей нередко выступают как основной признак астенических состояний. Астения, или астенический синдром, является одним из наиболее частых синдромов в клинической практике любого врача.
В патогенезе астении большое значение имеет гипоперфузия головного мозга с формированием нейротрансмиттерных нарушений и, как следствие, вегетативной дисфункцией, тревожными и депрессивными состояниями, раздражительностью и нарушениями сна, а также гипоперфузия скелетных мышц. Она сопровождается гипоксией, повышением уровня аммиака, усилением процессов анаэробного гликолиза, накоплением лактата с формированием ацидоза и, как следствие, мышечной слабостью [6–8]. Известно, что малат – это дикарбоновая кислота, которая нормализует работу цикла Кребса, уменьшает уровень лактата в крови и тканях, предупреждает развитие молочнокислого ацидоза, усиливает метаболизм, способствует синтезу АТФ и является основным поставщиком энергии для метаболических процессов. Важную роль в нормализации метаболических нарушений играет и промежуточный продукт цикла мочевины – аминокислота цитруллин, которая активирует вывод аммиачных соединений из организма. Обе аминокислоты присутствуют в организме в норме. Они катализируют метаболические и энергосинтезирующие процессы в клетке, и их недостаточно при астении [9–11].
Причины развития астении различны. Частые и особенно тяжело протекающие острые респираторные заболевания могут приводить к нарушению физического и нервнопсихического развития детей, способствуют снижению функциональной активности иммунитета и срыву компенсаторно-адаптационных механизмов организма, развитию астении.
Она может быть как следствием соматических или инфекционных заболеваний, так и проявлением психических расстройств и психосоматической патологии. Астеническая симптоматика неразрывно связана с негативными эмоциями (подавленность, депрессия, страх) [12, 13].
Астения является составляющей синдрома вегетативной дисфункции, который часто встречается как у взрослых, так и у детей. Он является полиэтиологическим и обусловлен нарушениями регуляторных функций высших отделов вегетативной нервной системы [4, 7, 12–17]. Основное проявление данного синдрома – состояние устойчивой неадекватной усталости при повседневной активности, сопровождающееся снижением энергии, необходимой для обеспечения нормальной жизнедеятельности.
Многие специалисты связывают проявления астении с астеновегетативным синдромом. Этот синдром является сопутствующим у детей с острыми и хроническими инфекционными заболеваниями, очагами хронической, чаще рото- и носоглоточной инфекции, ревматическими болезнями, анемией, неинфекционной патологией желудочно-кишечного тракта, болезнями эндокринной и нервной системы. Для него характерны разнообразные вегетативные нарушения: учащенное сердцебиение, гипергидроз кистей и стоп, похолодание конечностей, тенденция к гипотензии и т. п. Из сенсомоторных расстройств отмечаются непереносимость яркого света, шума, раздражительность, плаксивость, нарушение терморегуляции. Отмечаются нарушения аппетита, плохая переносимость физических нагрузок, возникают головная и мышечная боль, головокружение, расстройство сна, метеочувствительность.
К основным нарушениям психической деятельности ребенка при этом синдроме должна быть отнесена повышенная утомляемость и истощаемость. Особенно страдает функция переключения внимания, отмечается ослабление высших форм памяти, в частности логической, снижение способности к рядообразованию, волевому и психическому напряжению. У большей части детей повышенная утомляемость и истощаемость во время урока проявляется не в простом выключении, а в двигательном беспокойстве, суетливости. [3, 5–7,18, 19].
На сегодняшний день выделяют два вида астении – реактивную (функциональную, или первичную) и органическую (вторичную) [18].
В 2011 году была предпринята попытка разработки (Чутко Л.С., Сурушкина С.Ю., Рожкова А.В., 2011) новой систематизации астенических расстройств у детей:

  • Цереброгенная астения является следствием верифицированного поражения головного мозга. Данная форма характеризуется выраженной истощаемостью, очень низкой трудоспособностью.
  • Соматогенная астения является следствием или одним из проявлений соматического заболевания.
  • Резидуальная астения является последствием выраженной перинатальной патологии. Для таких детей характерны: смена настроения, плаксивость, быстрый переход от состояния оживления к апатии. Отмечается снижение памяти, бедный словарный запас, слабая выраженность интеллектуальных интересов. Клиническая картина в таких случаях носит относительно постоянный характер. При неврологическом осмотре у таких детей можно заметить нарушения мелкой моторики. Часто сопровождается энурезом, дислексией.
  • Дизонтогенетическая астения. В основе данной патологии лежат незначительные проявления гипоксически-ишемической энцефалопатии, характеризующиеся умеренной утомляемостью, невнимательностью. Клиническая картина при сравнении с предыдущей формой отличается меньшей тяжестью, носит лабильный характер, а ухудшение состояния отмечается чаще всего в весенний и осенний периоды. Поведение таких детей может характеризоваться проявлениями невротических реакций, таких как капризность и раздражительность. Сопутствующими заболеваниями могут являться моторные тики и логоневроз.
  • Неврастения. Клиническая картина очень похожа на проявления предыдущей формы, но проявления заболевания определяются острой или хронической психотравмирующей ситуацией, интенсивность клинических проявлений определяется изменением внешней ситуации. Отмечается повышенный уровень тревожности, нарушения сна (трудности при засыпании), головные боли напряжения. Для пациентов с неврастенией характерна повышенная чувствительность к громким звукам, шуму, яркому свету, многочисленные соматические жалобы. Значительного снижения внимания не отмечается.
Читайте также:  Призрак в доспехах синдром одиночки тв 2

В зависимости от преобладающих проявлений принято выделять два основных вида астении:

  • гиперстеническая астения – утомляемость сочетается с повышенной раздражительностью, обидчивостью и возбудимостью, нарушениями сна;
  • гипостеническая астения – нервно-психическая слабость, апатия и безынициативность, снижение речевой и двигательной активности, слезливость, повышенная утомляемость и истощаемость, нарушения памяти и внимания.

Астению следует отличать от обычной усталости. Усталость – это нормальный ответ организма на физическую, психическую или интеллектуальную нагрузку, проходящая после обычного отдыха, в связи с чем данное состояние не требует лечения. Астенический синдром – это уже патологическое состояние, которое ощущается усталостью, возникающей после рутинной работы, не проходящее после полноценного отдыха. При астении физическая и психическая усталость возникает вне связи с нагрузками; эта усталость не проходит даже после длительного отдыха и может сопровождаться соматическими симптомами: повышением температуры, головной и мышечной болью, нарушениями сна [3, 19, 20].
Современные ученые предлагают следующую классификацию состояний, проявляющихся астенией [18, 22, 23].

  • Состояния истощения (реакция психики на стрессы, эмоциональные и физические перегрузки).
  • Астено-депрессивный синдром. Этот вид депрессивных расстройств развивается в связи с воздействием длительных психотравмирующих обстоятельств на фоне психического перенапряжения.
  • Соматогенные астении. Астеническим синдромом начинаются и многие инфекционные, желудочно-кишечные, сердечнососудистые, эндокринные, онкологические, гематологические и другие заболевания.
  • Органические астении (церебрастении). Выраженные проявления астении наблюдаются при органических поражениях головного мозга.
  • Эндогенная витальная астения (юношеская астеническая несостоятельность). Юношеская астеническая несостоятельность – астенический симптомокомплекс, который встречается в возрасте 14–20 лет (чаще у юношей). В современной психиатрии считается, что синдром юношеской астенической несостоятельности может являться вариантом дебюта (начала) простой формы шизофрении.
  • Астении при немедицинском употреблении психоактивных веществ.

Помимо вышеописанных состояний у некоторых подростков существует конституциональная склонность к возникновению длительных состояний астении, формируется особый тип характера, называемый астено-невротическим.
При астено-невротическом типе характера уже с детства нередко выявляются признаки невропатии: плохой сон и аппетит, капризность, пугливость, плаксивость, иногда ночные страхи, ночной энурез, заикание. В других случаях детство проходит благополучно и первые признаки астено-невротического синдрома возникают только в подростковом возрасте. Как правило, это очень впечатлительные, тревожные, мнительные, капризно-раздражительные подростки. Они тяжело переживают ссоры и конфликты, волнуются перед ответственными событиями, теряются в незнакомой обстановке. Еще одна черта астено-невротических подростков – склонность к ипохондрии. Такие подростки внимательно прислушиваются к своим телесным ощущениям, охотно соглашаются на различные врачебные обследования и лечебные процедуры (к. п. н. Ю. Корчагина, 2011).
Для диагностики астенических состояний была разработана шкала астенического состояния на базе данных клинико-психологических наблюдений и клинического опросника MMPI (создана Л.Д. Малковой и адаптирована Т.Г. Чертовой). Шкала состоит из 30 пунктов-утверждений, отражающих характеристики астенического состояния [24].

ЛЕЧЕНИЕ
Терапия астенических состояний представляет собой непростую задачу и требует совместного наблюдения таких специалистов, как педиатр, невролог, психиатр, психолог. Лечение астении должно быть в первую очередь направлено на выявление и устранение основных причин и провоцирующих факторов и носить комплексный характер. Огромное значение имеет нормализация режима дня, полноценный сон, достаточные физические нагрузки (прогулки, гимнастика), нормализация питания, отказ от вредных привычек.
Следует избегать употребления стимуляторов, таких как кофе и крепкий чай, так как злоупотребление тонизирующими средствами может привести к еще большему истощению нервной системы.
Астеники нуждаются в щадящем режиме работы (им следует избегать переутомления), в то же время желательно развивать их стрессоустойчивость и умение обеспечивать себе психологический комфорт. Следует замечать и закреплять даже незначительные успехи астено-невротической личности, поддерживать высокую самооценку: такие люди особенно нуждаются в ощущении уверенности.
Для скорейшей нормализации состояния у пациентов с астенией помимо нормализации образа жизни применяется медикаментозная терапия.
Кроме обязательного лечения основного заболевания, которое и привело к астении, в медикаментозной терапии традиционно используются препараты различных фармакотерапевтических групп: витамины, минеральные комплексы, растительные адаптогены, метаболические, ноотропные препараты, средства, улучшающие микроциркуляцию. Для уменьшения эмоциональной лабильности показано применение седативных средств. Транквилизаторы, антидепрессанты и нейролептики у детей используются с учетом возраста, в минимальных дозах и только при отсутствии эффекта от других методов лечения. Применяются средства, способствующие более быстрому устранению энергодефицита и гипоксии в первую очередь в нервных клетках (энергопротекторы, например цитофлавин) [3, 6, 12].
Понимание механизма развития астении на клеточном уровне дает возможность рационально и целенаправленно влиять на ее основные звенья с использованием препаратов метаболического ряда. Попытки найти новые и эффективные подходы в лечении астении и коррекции метаболических нарушений при различных патологических состояниях привели к созданию препарата, действующего на клеточный метаболизм, – Стимол ® (Biocodex, Франция), который содержит малат и цитруллин. Этот препарат обладает энергообразующим, метаболическим и детоксикационным действием, которое реализуется за счет устранения гиперлактат- и гипераммониемии. Малат обладает способностью обходить аммиачный блок окислительного пути и ограничивать накопление молочной кислоты путем переориентации ее в сторону глюконеогенеза, а цитруллин усиливает выведение аммиака [5, 9]. Кроме того, Стимол ® обладает общетонизирующим действием, способствует нормализации обмена веществ и активации неспецифических факторов защиты организма, не вызывает психическую и физическую зависимость и синдром отмены препарата, хорошо переносится, практически не вызывает побочных реакций, поэтому безопасен при применении у детей. Важным преимуществом препарата является и то, что он не содержит глюкозу и может применяться при любом психосоматическом заболевании, в том числе при сахарном диабете [5, 25–27].
Стимол ® быстро всасывается в кишечнике. После приема 4 г цитруллина малата максимальная концентрация достигается в течение 45 минут и в 6–15 раз превышает исходный уровень в плазме крови. Выводится почками в течение 5–6 часов [9, 20].
Стимол ® рекомендовано применять внутрь, предварительно растворив содержимое пакетика в 100 мл воды или подслащенного напитка. Принимать во время или после еды. Взрослым – по 1 пакетику 3 раза в сутки. Детям в возрасте старше 6 лет – по 1 пакетику 2 раза в сутки. Рекомендуемый курс лечения – 4 недели [25].
В педиатрических периодических изданиях за последние годы опубликован ряд статей, посвященных применению Стимола ® для коррекции астенометаболических нарушений у детей с нефротическим синдромом, при вторичной метаболической кардиомиопатии, анемии различного генеза, в том числе постинфекционной, железодефицитной анемии, мышечных дистрофиях и амиотрофиях, головной боли перенапряжения, у девочек-подростков при становлении менструального периода, когда проявления вегетативной дисфункции наиболее манифестны (С.С. Казак, 2005; И.В. Киреев, 2005; А.П. Волосовец, 2006; С.Л. Няньковський, 2006; С.П. Кривопустов, 2006; Ю.В. Марушко, 2008; С.А. Крамарев, 2008; С.К. Евтушенко, 2008; С.Л. Няньковский, 2008; Д.Д. Иванов, 2008, Приходько и др.).
Таким образом, применение Стимола ® является одним из ключевых моментов в лечении астенического синдрома у детей и подростков. Его активность в коррекции астенометаболических нарушений у детей открывает все новые точки его приложения.

Читайте также:  Синдром дауна дети российских знаменитостей

Список литературы находится в редакции.

Комментарии

(видны только специалистам, верифицированным редакцией МЕДИ РУ)

Источник

-Ребенок перенес вирусную инфекцию и у него ухудшилась успеваемость, он выглядит вялым, быстро устает? Иногда еще жалуется и на головную боль?

-Возможно это синдром после вирусной астении и ребенку можно и нужно помочь с ним справится.

-Без помощи синдром после вирусной астении может длится многие месяцы и мешать умственному и физическому развитию ребенка.

2 из 100 детей страдают от синдрома послевирусной астении.

Астенические проявления после перенесенной инфекции встречаются у взрослых и у детей и как правило быстро проходить, но иногда могут сохранятся на многие месяцы или даже годы.

Синдром послевирусной астении также называют синдромом хронической усталости.

длительность послевирусной астении

Без помощи синдром послевирусной астении может длится многие месяцы и мешать умственному и физическому развитию ребенка.

Точные механизмы развития этого состояния полностью не изучены. Предполагается, что вирусы оказывают токсическое действие на центральную нервную систему. У детей это особенно часто бывает после гриппа и инфекционного мононуклеоза.

Болезнь часто не воспринимается всерьез даже некоторыми медицинскими работниками, поэтому у 90% пациентов диагноз не выставляется. При этом от многих неприятных симптомов можно избавится. У детей синдром чаще встречается у подростков, чем в младшем возрасте. 

Симптомы

  • Ребенок выглядит усталым после отдыха? Ребенок устает быстрее чем обычно?

Любая активность ребенка теперь занимает меньше времени чем обычно, в том числе домашние занятия учебой и игры – обратите внимание как быстро он перестает чем-то заниматься.

  • После физической или умственной нагрузки жалуется на головную боль?

В отличие от взрослых дети и подростки обычно не испытывают боли в мышцах и суставах. Тем не менее, головные боли и боли в животе могут быть более распространенными в этой возрастной группе. Младшие дети как правило не могут описать боль хорошо.

  • У ребенка нарушен сон: плохо засыпает, беспокойно спит, видит кошмары или яркие сновидения, просыпается не выспавшимся и все время хочет спать днем?
Читайте также:  Синдром хронической тазовой боли у мужчин википедия

У подростков проблемы со сном трудно обнаружить, так как их циклы сна меняются в период полового созревания. Многие подростки поздно ложатся спать и часто испытывают проблемы с ранним пробуждением. Высокие требования к учебе, экзамены, соревнования также могут влиять на сон.

  • У ребенка снизилась успеваемость в школе, он легче отвлекается, хуже запоминает

Появление двоек и снижение интереса к учебе – один из симптомов, наряду с жалобами на головную боль на который родитель могут обратить внимание. Если эти симптомы появились после недавно перенесенной вирусной инфекции и не проходят – время бить тревогу.

  • Когда ребенок встает у него возникает головокружение, «мушки» и темные пятна

помощь родителей при послевирусной астении

Только благодаря правильной помощи со стороны родителей и врачей ребенок может полностью восстановиться.

Терапия

Некоторые виды после вирусного астенического синдрома представляют сложную медицинскую проблему и требуют профессиональной медицинской помощи. Однако есть вещи, которые Вы можете сделать сами.

Будьте защитником своего ребенка

Принимайте активное участие в жизни ребенка и поощряйте его за любые успехи.

Поговорите с врачом о проблемах, если они не проходят.

Поговорите с учителями о болезни и о проблемах, с которыми вы сталкиваетесь в школе.

Разработать план действий совместно с учителем, который поможет вашему ребенку преуспеть.

Проинформируйте других людей, вовлеченных в жизнь вашего ребенка. Когда люди узнают больше об болезни, они смогут лучше помочь и приспособить вашего ребенка. Это особенно важно в школе.

Дозируйте нагрузку

Определите лимит возможностей для ребенка и не выходить за него. Для этих целей лучше всего завести дневник, чтобы фиксировать и планировать активность. Так вы сможете узнать сколько по времени ребенок может продуктивно заниматься и когда нужно сделать перерыв. Не ругайте ребенка и не заставляйте его что-то делать насильно если видите, что он устал. Лучше сделайте перерыв, а потом вернитесь к тому на чем остановились.

усталость ребенка при астении

Не ругайте ребенка и не заставляйте его что-то делать насильно если видите, что он устал.

Когнитивные проблемы(ухудшение успеваемости, памяти, внимания)  можно исправить.

Рекомендованы ноотропные препараты и препараты для терапии Синдрома Дефицита Внимания и Гиперреактивности.

Комментарии редактора:

В России из препаратов, которые можно приобрести самостоятельно без рецепта и которые потенциально влияют на причину болезни существует французский препарат Когитум.

Препарат Когитум – это аналог природного вещества, которое есть у нас в норме (оно называется N-ацетиласпартат). Это вещество – строительный материал для оболочек нервных отростков, благодаря которому передача сигналов в нейронах ускоряется в сотни раз. Поэтому у тех детей у кого этого вещества больше – отмечаются лучшее результаты в тестах, у них лучше память, внимание и успеваемость. Когда же токсические вещества повреждают нервные отростки, то строительного материала для восстановления может не хватать.

 При синдроме хронической усталости или послевирусной астении наблюдается снижение N-ацетиласпартата. Причем чем его ниже в головном мозге, тем хуже ребенок сдает IQ тесты, тем хуже у него внимание и память.

Препарат Когитум необходимо принимать курсом, согласно инструкции в возрастных дозировках. Препарат рекомендуют принимать утром поскольку он обладает активирующей способностью.

NB! Важно, некоторые путают Когитум  с препаратам янтарной кислоты из-за созвучия в названии соли действующего вещества. Однако Когитум – это другая молекула, с другими свойствами.

Ортостатическая непереносимость (головокружение при вставании). Измерьте артериальное давление- скорее всего оно понижено. Увеличив потребления жидкости и соли (в меру) можно таким образом его повысить. Высокие поддерживающие чулки также не будут давать скапливаться жидкости в ногах и будут способствовать повышению артериального давления.

нарушение функций организма при астении

Нарушаться может множество функций организма, но в основном, влияние идет на нервную систему.

Нарушенный сон. Возможно начать с любого безрецептурного препарата для восстановления сна начиная с минимальных доз и коротких курсов.

Головная боль. Могут помочь любые нестероидные противовоспалительные средства (НПВС), мягкий массаж, ванны.

Данная статья носит ознакомительный характер и не заменяет консультации врача.

Будьте здоровы и не болейте.

Источник контента: Центры по контролю и профилактике заболеваний , Национальный центр новых и зоонозных инфекционных заболеваний (NCEZID) , Отделение патогенов и патологий с высокими последствиями (DHCPP)

Последняя проверка страницы: 12 июля 2018 г.

Источник