Презентации о синдроме профессионального выгорания педагогов
Слайд 1
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ
Слайд 2
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека .
Слайд 3
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ВОЗНИКАЕТ В РЕЗУЛЬТАТЕ ВНУТРЕННЕГО НАКАПЛИВАНИЯ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ БЕЗ «РАЗРЯДКИ» ИЛИ «ОСВОБОЖДЕНИЯ» ОТ НИХ. Фрейденберг .
Слайд 4
ФАКТОРЫ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ СИНДРОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ СТАТУСНО-РОЛЕВЫЕ КОРПОРАТИВНЫЕ
Слайд 5
ЛИЧНОСТНЫЕ ВНЕШНИЙ И ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ НИЗКИЙ УРОВЕНЬ САМОУВАЖЕНИЯ И САМООЦЕНКИ СКЛОННОСТЬ К ИНТРАВЕРСИИ РАСТРАЧИВАНИЕ ЭМОЦИЙ
Слайд 6
СТАТУСНО-РОЛЕВЫЕ НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ И ЛИЧНОСТНЫМ РОСТОМ НИЗКИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ
Слайд 7
НЕЧЕТКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ ТРУДА ОТСУТСТВИЕ СПЛОЧЕННОСТИ ДЕФИЦИТ АДМИНИСТРАТИВНОЙ, СОЦИАЛЬНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НАПРЯЖЕННОСТЬ И КОНФЛИКТЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СРЕДЕ КОРПОРАТИВНЫЕ
Слайд 8
РЕСУРСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ВЫГОРАНИЮ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ДУХОВНЫЙ СФЕРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Слайд 9
СИМТОМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
Слайд 10
Чувство постоянной усталости; Ощущение эмоционального и физического истощения; Снижение восприимчивости и реактивности; О бщая слабость, снижение активности и энергии, Частые беспричинные головные боли; Сонливое состояние; Ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания. ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ
Слайд 11
Безразличие, скука, пассивность и депрессия; П овышенная раздражительность; Ч астые нервные срывы; П остоянное переживание негативных эмоций; Ч увство беспокойства и повышенной тревожности; Чувство страха; О бщая негативная установка на жизненные перспективы. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ
Слайд 12
Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее; Ч увство бесполезности, о Б езразличие к результатам; Д истанцированность от сотрудников, одиночество. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ
Слайд 13
ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
Слайд 14
Ф изические упражнения, адекватный сон, регулярный отдых и др.; О бучение техникам релаксации (расслабления), медитация; У мение говорить «нет»; Х обби (спорт, культура, природа); П опытка поддержания стабильных партнерских, социальных отношений; ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Слайд 15
ОТВЛЕКАЙТЕСЬ: ПУТЕШЕСТВУЙТЕ, ГУЛЯЙТЕ
Слайд 16
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ КОПИТЬ В СЕБЕ НЕЛЬЗЯ!
Слайд 17
УВЛЕКАЙТЕСЬ
Слайд 18
ЛЮБИТЕ СЕБЯ
Слайд 19
ДЕЙСТВУЙТЕ: Физический труд – в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода.
Слайд 20
. Стресс является очень сильным источником энергии. Разрядиться можно самым простым способом:
Слайд 21
• наведите порядок дома или на рабочем месте; •устройте прогулку; •побейте мяч или подушку.
Слайд 22
ТВОРИТЕ: Любая творческая работа может исцелять от переживаний: •рисуйте; •танцуйте; •пойте; •лепите; •шейте .
Слайд 23
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РАЗРЯДКА НЕОБХОДИМА ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ (ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО)
Слайд 24
БОГ МОЖЕТ ПРОСТИТЬ НАМ ГРЕХИ НАШИ, НО НЕРВНАЯ СИСТЕМА НИКОГДА . Уильям Джеймс
Слайд 25
«Юмор – соль жизни, – кто лучше просолен, дольше живет»
Слайд 26
ЖЕЛАЮ ВАМ УДАЧИ И УСПЕХОВ В УМЕНИИ УПРАВЛЯТЬ СВОИМ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИМ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ!!!
Источник
Слайд 1
Профилактика профессионального выгорания педагогов Подготовила педагог-психолог Центра «Доверие» Гобаева И.Р. Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Центр диагностики и консультирования «Доверие» г. Владикавказ 201 7 год
Слайд 2
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) – понятие, введённое в психологию американским психиатром Фрейденбергом в 1974 году для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, наблюдаемых у специалистов, работающих в системе «человек-человек». Одной из профессиональных проблем, связанных со здоровьем педагогов, является так называемое «выгорание» . Часто его называют «эмоциональным» или «профессиональным выгоранием».
Слайд 3
Фазы и симптомы стресса (В.В.Бойко) Нервное (тревожное) напряжение Резистенция (сопротивление) Истощение
Слайд 4
Внешние факторы специфика профессиональной педагогической деятельности; организационный фактор: перегруженность рабочей недели; низкая оплата труда; напряженный характер работы; служебные неприятности; неудовлетворенность работой;
Слайд 5
Внутренние факторы коммуникативный фактор; ролевой и личностный фактор.
Слайд 6
СИМТОМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
Слайд 7
Психофизические симптомы симптом хронической усталости; ощущение эмоционального и физического истощения; снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды; общая астенизация; частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта; ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.
Слайд 8
Социально-психологические симптомы Безразличие, скука, пассивность и депрессия; повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; частые нервные срывы; постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет; чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности; чувство гиперответственности и постоянное чувство страха; общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы.
Слайд 9
Поведенческие симптомы работа становится все тяжелее и труднее; постоянно берет работу домой, но дома её не делает; чувство бесполезности, безразличие к результатам; невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях; дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности.
Слайд 10
Профилактические мероприятия улучшение навыков борьбы со стрессом («проговаривание», обсуждение после критического события, физические упражнения, адекватный сон, регулярный отдых и др.); обучение техникам релаксации (расслабления) – прогрессивная мышечная релаксация, аутогенная тренировка, самовнушение, медитация; умение говорить «нет»; хобби (спорт, культура, природа); попытка поддержания стабильных партнерских, социальных отношений; фрустрационная профилактика (уменьшение ложных ожиданий). Если ожидания реалистичны, ситуация более предсказуема и лучше управляема.
Слайд 11
Этапы психологической профилактики профессионального выгорания 1.Информирование педагогов Цель: расширение информированности сотрудников о том, как помочь себе сохранить профессиональное здоровье и работоспособность Выпуск буклетов, памяток, постеров Выступление на педсовете, собрании коллектива
Слайд 12
2.Эмоциональная поддержка и стимулирование Цель: создание хорошего климата внутри коллектива, чувства достаточной эмоциональной поддержки от коллег и администрации Поддержка творчески работающих педагогов: благодарности, грамоты, поощрения, рейтинг «Профессиональные достижения» Вовлечение профессионально успешных педагогов в участие педагогических чтений, конференций, в выступления из опыта работы, участие в конкурсе «Учитель года», показ открытых мероприятий, тьютерство Совместные вечера и отдых, поездки с детьми, участие в спортивной жизни школы, праздники и дни рождения
Слайд 13
3.Профессиональная помощь Цель: сохранение качества профессиональной деятельности педагогов Непрерывное психолого- педагогическое образование педагога, повышение его квалификации. Диагностика личностных особенностей и особенности проявления синдрома эмоционального выгорания педагогов . Организация работы творческих групп. Проведение семинаров-тренингов: -«Коммуникативные игры» -«Обучение способам саморегуляции» -«Профессиональный рост»
Слайд 14
Рекомендации педагогам для профилактики и устранения “выгорания” стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки; учиться переключаться с одного вида деятельности на другой; проще относиться к конфликтам на работе; не пытаться быть лучшим всегда и во всем.
Слайд 15
ЕСТЕСТВЕННЫЕ СПОСОБЫ РЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА длительный сон вкусная еда общение с природой и животными баня, массаж, движение, танцы музыка
Слайд 16
I. Способы, связанные с управлением дыханием . Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10–15 см висит пушинка. Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.
Слайд 17
II. Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением Сядьте удобно, если есть возможность, закройте глаза; – дышите глубоко и медленно; – пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног (либо в обратной последовательности) и найдите места наибольшего напряжения (часто это бывают рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот); – постарайтесь еще сильнее напрячь места зажимов (до дрожания мышц), делайте это на вдохе; – прочувствуйте это напряжение; – резко сбросьте напряжение — делайте это на выдохе; – сделайте так несколько раз. В хорошо расслабленной мышце вы почувствуете появление тепла и приятной тяжести. Если зажим снять не удается, особенно на лице, попробуйте разгладить его с помощью легкого самомассажа круговыми движениями пальцев (можно поделать гримасы — удивления, радости и пр.).
Слайд 18
Известно, что «слово может убить, слово может спасти». В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!» – Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз. III. Способы, связанные с воздействием слова
Слайд 19
IV. Способы, связанные с использованием образов Специально запоминайте ситуации, события, в которых вы чувствовали себя комфортно, расслабленно, спокойно, — это ваши ресурсные ситуации. – Делайте это в трех основных модальностях, присущих человеку. Для этого запоминайте: 1) зрительные образы события (что вы видите: облака, цветы, лес); 2) слуховые образы (какие звуки вы слышите: пение птиц, журчание ручья, шум дождя, музыка); 3) ощущения в теле (что вы чувствуете: тепло солнечных лучей на своем лице, брызги воды, запах цветущих яблонь, вкус клубники).
Слайд 20
ВЫВОДЫ Заботьтесь о своём психическом здоровье, коллеги. Не доводите уровень психических нагрузок до критических значений. Не залезайте в “долгосрочный кредит” ваших внутренних резервов и возможностей. Не забывайте о том, что не только Ваши подопечные, но и Вы сами в не меньшей степени нуждаетесь в помощи, заботе и внимании по защите и сбережению Вашего здоровья и психоэмоционального ресурса.
Источник
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
МАДОУ детский сад общеразвивающего вида № 15 педагог-психолог И.С.Жих
2 слайд
Описание слайда:
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) – понятие, введённое в психологию американским психиатром Фрейденбергом в 1974 году. Одной из профессиональных проблем, связанных со здоровьем педагогов, является так называемое «выгорание». Часто его называют «эмоциональным» или «профессиональным выгоранием».
3 слайд
Описание слайда:
Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека, работающего в социальной сфере.
4 слайд
Описание слайда:
Синдром профессионального выгорания – самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: педагогов, социальных работников, психологов, врачей, менеджеров, журналистов, бизнесменов и политиков, всех, чья деятельность невозможна без общения.
5 слайд
6 слайд
7 слайд
Описание слайда:
Притупляется представление о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни; Такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.
8 слайд
Описание слайда:
Список симптомов профессионального выгорания: Усталость, утомление, истощение; Психосоматические недомогания Бессонница Негативное отношение к детям, сотрудникам Скудность репертуара рабочих действий Злоупотребление химическими агентами: табаком, кофе, алкоголем, наркотиками Отсутствие аппетита или, наоборот, переедание; Негативная «Я-концепция» Агрессивные чувства (раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство, перевозбуждение, гнев и др.)
9 слайд
Описание слайда:
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Цель: развитие эмоциональной устойчивости, профилактика эмоционального выгорания педагогов. Задачи: выявление степени выраженности синдрома профессионального выгорания в педагогическом коллективе; передача психологических знаний о синдроме профессионального выгорания, его причинах и способах преодоления; – проведение мероприятий, способствующих профилактике и психокоррекции синдрома профессионального выгорания; развитие коммуникативных умений, эмоциональной сферы; сплочения и доверия в коллективе, снятие эмоционального напряжения; – формирование навыков самопознания и саморазвития личности в целом. –
10 слайд
Описание слайда:
В исследовании приняли участие 20 педагогов МАДОУ детский сад № 15 Диагностика уровня эмоционального сгорания (В.В. Бойко)
11 слайд
12 слайд
13 слайд
14 слайд
15 слайд
16 слайд
Описание слайда:
Работа в парах Рефлексия
17 слайд
18 слайд
Описание слайда:
Умиротворение должно стать основным принципом вашей жизни, ее центром, той осью, вокруг которой формируются все ваши жизненные цели. Потому что мир в душе – это и есть то мерило счастья, к которому мы все так стремимся.
19 слайд
Описание слайда:
Спасибо за внимание!
Курс профессиональной переподготовки
Воспитатель детей дошкольного возраста
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-221177
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Слайд 1
Синдром эмоционального выгорания
Слайд 2
Термин «burnout» – «выгорание», «сгорание» предложил Г. Фрейденбергер (Н. Freudenberger) в 1974 году для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, наблюдаемых у специалистов, работающих в системе профессий «человек-человек». Немного истории
Слайд 3
В 1981 г. А. Морроу предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: «Запах горящей психологической проводки». Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них.
Слайд 4
В. В. Бойко под эмоциональным выгоранием понимает “выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия”.
Слайд 5
Фазы и симптомы стресса (В.В.Бойко) Нервное (тревожное) напряжение Резистенция, то есть сопротивление Истощение
Слайд 6
Фаза напряжения. Нервное (тревожное) напряжение служит предвестником и “запускающим” механизмом в формировании эмоционального выгорания. Фаза резистенции (сопротивление нарастающему стрессу). В этой фазе человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений. Фаза истощения. Фаза истощения сопровождается общим падением энергетического тонуса и ослаблением нервной системы, оскудением психических ресурсов. Фазы эмоционального выгорания
Слайд 7
специфика профессиональной педагогической деятельности (необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей, стаж работы) организационный фактор: перегруженность рабочей недели; низкая оплата труда; напряженный характер работы; служебные неприятности; неудовлетворенность работой: отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам; демократические преобразования в области образования, приведшие к изменению взаимоотношений между субъектами учебно-воспитательного процесса. Неблагополучная атмосфера в педагогическом коллективе: однополый состав коллектива, наличие конфликтов по вертикали и горизонтали, нервозная обстановка побуждают одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов. Внешние факторы, провоцирующим выгорание
Слайд 8
коммуникативный фактор: отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией; неумение регулировать собственные эмоциональные ситуации ролевой и личностный фактор (индивидуальный): тяжелые заболевания близких, материальные затруднения, личностная неустроенность, плохие взаимоотношения между супругами, отсутствие нормальных жилищных условий, недостаток внимания, уделяемого домочадцами. Неудовлетворенность своей самореализацией в различных жизненных и профессиональных ситуациях. Внутренние факторы
Слайд 9
” педантичный”, характеризующийся добросовестностью, возведенной в абсолют, чрезмерной, болезненной аккуратностью, стремлением в любом деле добиться образцового порядка (даже в ущерб себе ) Типы личности, которым угрожает СЭВ
Слайд 10
“демонстративный”, стремящийся первенствовать во всем, всегда быть на виду. Этому типу свойственна высокая степень истощаемости при выполнении даже незаметной рутинной работы
Слайд 11
” эмотивный”, состоящий из впечатлительных и чувствительный людей. Их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с патологией, с саморазрушением.
Слайд 12
чувство безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде); дегуманизация (развитие негативного отношения к своим коллегам и клиентам); негативное самовосприятии в профессиональном плане (ощущение недостатка чувства профессионального мастерства). Синдром эмоционального выгорания имеет следующие проявления
Слайд 13
Резкое повышение утомляемости Хроническая усталость Головные боли Восприимчивость к изменениям внешней среды Изменение артериального давления Астения (бессилие, слабость) Ограничение движений в шее, боли в спине Непроизвольные движения – сжимание кулаков, зажатость Увеличение или потеря веса Одышка Бессонница Половая дисфунцкия физические симптомы
Слайд 14
Пессимизм цинизм чёрствость безразличие агрессивность раздражительность тревога, чувство вины эмоциональные
Слайд 15
желание отдохнуть безразличие к еде оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств поведенческие
Слайд 16
падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам интеллектуальное состояние
Слайд 17
низкая социальная активность падение интереса к досугу, увлечениям социальные контакты ограничиваются работой скудные отношения на работе и дома социальные симптомы
Слайд 19
снятие рабочего напряжения, повышение профессиональной мотивации, выравнивание баланса между затраченными усилиями и получаемым вознаграждением. Лечение и профилактика синдрома эмоционального выгорания
Слайд 20
1.Информирование педагогов Цель: расширение информированности сотрудников о том, как помочь себе сохранить профессиональное здоровье и работоспособность Выпуск буклетов, памяток, постеров Выступление на педсовете, собрании коллектива Этапы психологической профилактики профессиональной деформации педагогов
Слайд 21
2.Эмоциональная поддержка и стимулирование Цель: создание х орошего климата внутри коллектива, чувства достаточной эмоциональной поддержки от коллег и администрации Поддержка творчески работающих педагогов: благодарности, грамоты, поощрения, рейтинг «Профессиональные достижения» Вовлечение профессионально успешных педагогов в участие педагогических чтений, конференций, в выступления из опыта работы, участие в конкурсе «Учитель года», показ открытых мероприятий, тьютерство Совместные вечера и отдых, поездки с детьми, участие в спортивной жизни школы, праздники и дни рождения
Слайд 22
3.Профессиональная помощь Цель: сохранение качества профессиональной деятельности педагогов Непрерывное психолого- педагогическое образование педагога, повышение его квалификации. Диагностика личностных особенностей и особенности проявления синдрома эмоционального выгорания педагогов . Организация работы творческих групп. Гештальт – супервизия Проведение семинаров-тренингов: -«Коммуникативные игры» -«Обучение способам саморегуляции» -«Профессиональный рост»
Слайд 23
Рекомендации педагогам для профилактики и устранения “выгорания” стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки; учиться переключаться с одного вида деятельности на другой; проще относиться к конфликтам на работе; не пытаться быть лучшим всегда и во всем.
Слайд 24
ЕСТЕСТВЕННЫЕ СПОСОБЫ РЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА длительный сон вкусная еда общение с природой и животными баня, массаж, движение, танцы музыка
Слайд 25
САМОРЕГУЛЯЦИЯ – смех, улыбка, юмор; – размышления о хорошем, приятном; – различные движения типа потягивания, расслабления мышц; – наблюдение за пейзажем за окном; – рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей; – мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее); – «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах; – вдыхание свежего воздуха; – чтение стихов; – высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.
Слайд 26
Если ты подаришь кому-то радость, жизнь подарит тебе счастье ГЛАВНЫЙ СЕКРЕТ – УЛЫБКА!!! .
Слайд 27
I. Способы, связанные с управлением дыханием . Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10–15 см висит пушинка. Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.
Слайд 28
II. Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением Сядьте удобно, если есть возможность, закройте глаза; – дышите глубоко и медленно; – пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног (либо в обратной последовательности) и найдите места наибольшего напряжения (часто это бывают рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот); – постарайтесь еще сильнее напрячь места зажимов (до дрожания мышц), делайте это на вдохе; – прочувствуйте это напряжение; – резко сбросьте напряжение — делайте это на выдохе; – сделайте так несколько раз. В хорошо расслабленной мышце вы почувствуете появление тепла и приятной тяжести. Если зажим снять не удается, особенно на лице, попробуйте разгладить его с помощью легкого самомассажа круговыми движениями пальцев (можно поделать гримасы — удивления, радости и пр.).
Слайд 29
Известно, что «слово может убить, слово может спасти». В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!» – Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз. III. Способы, связанные с воздействием слова
Слайд 30
IV. Способы, связанные с использованием образов Специально запоминайте ситуации, события, в которых вы чувствовали себя комфортно, расслабленно, спокойно, — это ваши ресурсные ситуации. – Делайте это в трех основных модальностях, присущих человеку. Для этого запоминайте: 1) зрительные образы события (что вы видите: облака, цветы, лес); 2) слуховые образы (какие звуки вы слышите: пение птиц, журчание ручья, шум дождя, музыка); 3) ощущения в теле (что вы чувствуете: тепло солнечных лучей на своем лице, брызги воды, запах цветущих яблонь, вкус клубники).
Слайд 31
Заботьтесь о своём психическом здоровье, коллеги. Не доводите уровень психических нагрузок до критических значений. Не залезайте в “долгосрочный кредит” ваших внутренних резервов и возможностей. Не забывайте о том, что не только Ваши подопечные, но и Вы сами в не меньшей степени нуждаетесь в помощи, заботе и внимании по защите и сбережению Вашего здоровья и психоэмоционального ресурса. Выводы
Слайд 32
Помните: главный принцип любой помощи заключается в том, что поделиться с другим человеком можно только тем, чем сам располагаешь!
Слайд 33
Жизненный успех не дается без труда, иногда без тяжелых потерь. Надо быть готовым с наименьшими страданиями пройти через обиды, измены, потери. Для этого следует приучить себя не пропускать в сферу эмоций чрезмерные раздражители, несущие боль и отрицание многих человеческих ценностей. Конечно, несчастья близких, общественные катастрофы, неудачи в работе, собственные промахи не могут не расстраивать человека. Но не следует считать такие неудачи непоправимыми катастрофами. То, что можно, следует исправить. А на нет — и суда нет, как говорят в народе.
Слайд 34
Спасибо за внимание! Пусть в этот год исполняются самые несбыточные мечты и самые нереальные желания! Пусть листы календаря сменяются, оставляя в памяти яркие события года! Пусть снежинки, тая на ладошках, дарят надежду на изменения к лучшему! Пусть свечи, которые вы зажгли в праздничный вечер поддерживают огонь приятных эмоций все 365 дней года, а их тепло согревает сердца и души, день за днем даря улыбки! Всего вам большого и светлого…
Источник