При синдроме ван дер вуда у 20 больных
Синдром Ван дер Вуда является аутосомно-доминантным синдромом, который характеризуется развитием расщелин губ или нёба, развитием отличительных ямок в нижней губе, или в обоих губах. Это наиболее распространенный синдром, связанный с заячьей губой или волчьей пастью.
Синдром Ван дер Вуда. Причины
Синдром Ван дер Вуда имеет аутосомно-доминантный признак. Ген синдрома Ван дер Вуда находится на первой хромосоме в регионе 1q32-q41. Совсем недавно, исследователи предположили, что за развитие этого синдрома также может отвечать еще два других гена. Первый ген находится на хромосоме 17 в регионе 17p11.2-p11.1. И второй ген — IRF-6 (теоретически), который был идентифицирован как специфический. По второму гену еще остаются вопросы, так как исследования над ним проводились на лабораторных мышах. И мутации в этом гене приводили к развитию проблем в регуляции развития лицевых костей плода у мышей.
Синдром Ван дер Вуда. Патофизиология
Наиболее известные и устойчивые проявления синдрома Ван дер Вуда (аномалии неба и губ) уже начинают развиваться в спустя 30-50 дней после зачатия ребенка. В большинстве реальных случаев развитие этого синдрома было связано с делециями в хромосоме №1 в регионе 1q32-q41. Возможно, ответственность за развитие этого синдрома может также лежать на мутациях в гене IRF-6, но точный механизм влияния мутаций в этом гене на развитие черепно-лицевых аномалий является неопределенным. Ну и как мы уже говорили выше, мутации в хромосоме №17 в регионе 17p11.2-p11.1 также имеют отношение к развитию этого синдрома.
Синдром Ван дер Вуда. Симптомы и проявления
Орофациальные проявления
- Синдром Ван дер Вуда характеризуется развитием расщелин в губах и / или в нёбе и отличительными ямками в нижней губе. Эта комбинация присутствует у приблизительно 70% лиц с этим синдромом, но присутствует менее чем у половины тех, кто является носителем дефектного гена.
- Тяжесть проявлений может варьироваться в широких пределах, даже у членов одной семьи.
Заячья губа и волчья пасть
- Заячья губа и волчья пасть являются относительно распространенным проявлением синдрома.
- Тяжесть этих аномалий варьируется в широких пределах и может быть односторонней или двусторонней.
- Субмукозная волчья пасть также является очень частым проявлением и она может быть легко пропущенна во время обычного физического обследования.
- Раздвоенный язычок также может присутствовать у некоторых лиц с синдромом Ван дер Вуда.
Ямки на губах
- Образование ямок на губах является довольно своеобразным проявлением. Ямки, как правило, медиальные, часто (но не всегда) появляются на ярко-красной части нижней губы. И уже с возрастом, они часто становятся простыми и относительно малозаметными углублениями. Тем не менее, глубина, диаметр и другие хар-ки этих ямок могут сильно изменяться между несколькими лицами с этим синдромом. Эти ямки, как правило, двусторонние и наиболее часто встречаются на нижней губе, хотя на сегодня уже также известно и о существовании других моделей расположения этих ямок.
- У некоторых детей, в ямках можно обнаружить постоянные накопления слюны, это может происходить из-за того, что в этих ямках могут находиться дополнительные слюнные железы.
Заячья губа и волчья пасть у младенца с синдромом Ван дер Вуда
У этого же ребенка, с синдромом Ван дер Вуда, на нижней губе расположено две ямки
Интраоральный вид заячьей губы и волчьей пасти у ребенка с синдромом
Зубы: гиподонтия (отсутствие некоторых зубов) является одним из самых распространенных зубных проявлений у детей с этим синдромом, чаще всего у детей отсутствуют боковые резцы на нижней челюсти. В некоторых случаях, это может быть единственным проявлением. Другие пероральные проявления: хотя они и редко встречаются, эти другие проявления включают врожденную адгезию челюстей, узкое, высокое, арочное небо и анкилоглоссию. Внеротовые проявления:
- Внеротовые проявления встречаются редко, но они включают развитие аномалий конечностей и развитие аномалий в головном мозгу.
- В некоторых случаях, внеротовые проявления могут быть несвязанными или очень нечастыми, что может привести в замешательство работников здравоохранения.
Синдром Ван дер Вуда. Диагностика
Хотя постановка диагноза синдрома Ван дер Вуда, прежде всего, проводится на основе определения клинических проявлений и аномалий, хромосомный анализ может быть целесообразным у большинства пациентов. Эта технология быстро улучшается и ее можно проводить неинвазивно с использованием образцов тканей, которые можно легко и безболезненно получить от пациента (например, кусок ногтя).
Синдром Ван дер Вуда. Лечение
Наряду с тщательным анализом аномалий, тщательно общее физическое обследование может помочь в определении других связанных с синдромом отклонений, например это касается сердечно-сосудистой системы, мочеполовой системы, конечностей или других органов и систем. Расщелины губ и нёба или другие аномалии часто требуют хирургического вмешательства.
- Реконструкция нижней губы может включать применение аллотрансплантата.
- Даже у менее пострадавших лиц, хирургическое иссечение ямок на губе выполняется часто, это необходимо для облегчения дискомфорта или в косметических целях (например, для улучшения внешнего вида губ или для уменьшения слизистых выделений). Хирургическое удаление слюнных путей проводится очень редко, так как эта операция может быть сложной задачей, а сложности могут заключаться в том, что эти пути могут быть довольно длинными и они могут проникать в другие близлежащие структуры.
Синдром Ван дер Вуда. Осложнения
Волчья пасть может быть связана с трудностями в кормлении, речи. Такие дети также часто развивают средний отит и потерю слуха.
Синдром Ван дер Вуда. Прогноз
Тяжесть синдрома Ван дер Вуда варьирует в широких пределах, даже в отдельных семьях. Примерно 25% людей с синдрома являются бессимптомными или ощущают только минимальный дискомфорт, связанный с отсутствующими зубами или с углублениями в нижней губе. С другой стороны, другие лица могут иметь серьезные аномалии губ или неба. Ямы в губе часто связаны с дополнительными слюнными железами, которые иногда приводят к неловкому видимому слюновыделению.
Источник
Ямки на слизистой поверхности нижней губы – признак синдрома Ван дер Вуда.
1. Амниотические перетяжки относятся к
1) деформации;
2) дизрупции;+
3) дисплазии;
4) мальформации.
2. Аномалии развития плода вследствие диабета у матери — это
1) ассоциации;
2) дизрупции;+
3) диспоазии;
4) мальформации.
3. Большая часть малых аномалий развития выявляется
1) в области лица и конечностей;+
2) во всех участках тела;
3) на коже;
4) на туловище.
4. В каком периоде внутриутробного развития формируются грубые пороки развития?
1) перинатальном;
2) постнатальном;
3) фетальном;
4) эмбриональном.+
5. Вероятность наличия крупного порока развития у ребенка с 3 и более малыми аномалиями развития достигает
1) 1%;
2) 10%;
3) 30%;
4) 5%;
5) 90%.
6. Врожденный морфогенетический вариант — это
1) вариант нормального развития органа или части тела;+
2) врожденный порок развития;
3) деформация;
4) дизрупция.
7. Врожденный порок развития — это
1) анатомический дефект органа с нарушением его функции;+
2) малая аномалия развития;
3) нарушение положения органа;
4) нарушение функции органа без морфологического дефекта.
8. Деформация – это
1) аномалия вследствие действия механических сил;+
2) недоразвитие органа;
3) порок развития наследственной природы;
4) удвоение органа.
9. Для синдромов МВПР наследственной природы характерны
1) врожденный характер симптомов;+
2) множественность поражений;+
3) семейные случаи;+
4) тератогенная этиология.
10. К какому типу врожденных пороков относится талидомидная эмбриопатия?
1) деформация;
2) дизрупция;+
3) диспазия;
4) мальформация.
11. К синдромам с МВПР с аутосомно-доминантным типом наследования относятся
1) синдром Ленца;
2) синдром Марфана;+
3) синдром Нунан;+
4) синдром Смита-Лемли-Опица.
12. К синдромам с низким ростом относятся
1) ахондроплазия;+
2) синдром Аарскога;+
3) синдром Крузона;
4) синдром Марфана.
13. Какие из синдромов МВПР наследуются по аутосомно-рецессивному типу?
1) синдром Ленца;
2) синдром Нунан;
3) синдром Робертса;+
4) синдром Секкеля.+
14. Какова популяционная частота малых аномалий развития?
1) 10%;
2) 20%;
3) 25%;
4) до 4%.+
15. Каковы этиологические факторы синдромов с МВПР?
1) генные мутации;+
2) средовые воздействия;+
3) хромосомные мутации;+
4) хронические заболевания отца ребенка.
16. Какой из пороков формируется в фетальном периоде?
1) анофтальмия;
2) анэнцефалия;
3) косолапость;+
4) расщелина губы.
17. Когда риск возникновения порок максимален?
1) весь период беременности;
2) второй триместр;
3) первый триместр беременности;+
4) последний триместр.
18. Комплекс аномалий в виде гидроцефалии, косолапости и спинномозговой грыжи следует рассматривать, как
1) ассоциацию;
2) изолированный порок развития;
3) синдром;
4) следствие.+
19. Кровное родство родителей повышает риск
1) доминантного заболевания;
2) не имеет никакого значения;
3) рецессивного заболевания у потомства;+
4) тератогенного синдрома.
20. Кто ввел термин «дизморфология»?
1) Грегор Мендель;
2) Джон Опиц;
3) Дэвид Смит;+
4) Корнелия де Ланге.
21. Мальформация — это
1) нарушение функции органа;
2) порок развития вследствие внутренних причин;+
3) порок развития вследствие внутриутробной инфекции;
4) порок развития вследствие сдавления органа.
22. Микроформой расщелины неба является
1) гиподонтия;
2) микрогения;
3) микроглоссия;
4) расщепление язычка.+
23. Микроформой спинномозговой грыжи является
1) аплазия позвонков;
2) кифоз;
3) незаращение дужек позвонков без грыжевого образования;+
4) сколиоз.
24. Множественные атрезии пищеварительного тракта — это
1) изолированный порок;
2) множественные пороки развития;
3) системные пороки;+
4) следствие.
25. Множественные пороки развития, являющихся результатом одного первичного врожденного порока, называется
1) ассоциация;
2) неклассифицированный комплекс ВПР;
3) синдром;
4) следствие.+
26. Наиболее частыми причинами врожденных деформаций являются
1) генные мутации;
2) геномные мутации;
3) механические воздействия;+
4) тератогенные воздействия.
27. Наука, изучающая клиническое значение врожденных пороков и малых аномалий развития — это
1) генетика;
2) дизморфология;+
3) тератология;
4) эмбриология.
28. Плагиоцефалия или асимметрия черепа чаще всего является
1) деформацией;+
2) дизрупцией;
3) дисплазией;
4) мальформацией.
29. Позиционная косолапость — это
1) деформация;+
2) дисплазия;
3) мальформация;
4) следствие.+
30. Пороки в результате тератогенного воздействия — это
1) ассоциации;
2) деформации;
3) дизрупции;+
4) дисплазии.
31. Причиной возникновения врожденных пороков развития являются
1) генные мутации;+
2) тератогенные факторы;+
3) травма женщины во время беременности;
4) хромосомные мутации.+
32. Расщелины губы/неба — это
1) деформация;
2) дизрупция;+
3) дисплазия;
4) мальформация.+
33. Синдром множественных пороков развития — это
1) результат действия первичного порока;
2) синдром вследствие хромосомных мутаций;+
3) случайное сочетание двух и более ВПР;
4) устойчивое сочетание ВПР, имеющих общую этиологию.+
34. Синофриз — это
1) двойной ряд ресниц;
2) сращение век;
3) сросшиеся брови;+
4) широкие брови.
35. Сколько синдромов с МВПР известно в настоящее время?
1) 100;
2) 500;
3) около 1000;
4) около 4000.+
36. Телекант – это
1) короткий разрез глазных щелей;
2) увеличение дистальных фаланг;
3) увеличение расстояния между зрачками;
4) увеличенное расстояние между внутренними углами глаз.+
37. Уникальные симптомы – симптомы, характерные
1) для группы синдромов;
2) для конкретного синдрома;+
3) для редких синдромов;
4) для синдромов с МВПР.
38. Устойчивое сочетание двух и более не индуцированных друг другом пороков развития, в основе которого лежит одна причина, называется
1) ассоциация;
2) неклассифицированный комплекс ВПР;
3) синдром;+
4) следствие.
39. Фетальные подушечки пальцев – признак синдрома
1) Ван дер Вуда;
2) Кабуки;+
3) Марфана;
4) Тричера Коллинза.
40. Характерными признаками моногенных синдромов с МВПР являются
1) высокая температура тела;
2) множественность поражений;+
3) наличие малых аномалий развития;+
4) повторные случаи в родословной.+
41. Характерными признаками наследственных синдромов является
1) вовлечение в процесс разных систем органов;+
2) высокая температура тела;
3) сегрегация заболевания в семьях;+
4) симметричность поражений.+
42. Частота ВПР среди новорожденных составляет
1) 0%;
2) 1%;
3) 10-20%;
4) 2-4%;+
5) 25%.
43. Что из перечисленного относится к ассоциациям?
1) CHARGE синдром;+
2) VACTERL ассоциация;+
3) ВВВ синдром Опица;
4) синдром EEC.
44. Что из перечисленного относится к малой аномалии развития?
1) клинодактилия мизинца;+
2) расщелина неба;
3) телекант;+
4) частичная кожная синдактилия 2-3 пальцев ног.+
45. Что такое малая аномалия развития?
1) морфологическая аномалия органа без нарушения его функции;+
2) морфологический дефект органа с нарушением его функции;
3) нарушение функции органа без морфологического дефекта;
4) позиционная деформация.
46. Что является ведущей причиной младенческой смертности?
1) врожденные пороки развития;+
2) инфекции;
3) перинатальная патология;
4) родовая травма.
47. Ямки на слизистой поверхности нижней губы – признак синдрома
1) Беквита-Видемана;
2) Ван дер Вуда;+
3) Кабуки;
4) Рассела-Сильвера.
Если хотите поблагодарить автора, сказать спасибо или заказать тест, можете просто отправить ДОНАТ на развитие проекта (для ПК справа, для мобильных в нижней части сайта).
Таким образом, мы будем видеть вашу поддержку и обратную связь, и будем замотивированы делать еще больше! Спасибо.
Источник
Цель занятия:Изучить основные формы изменчивости, механизмы их возникновения, значение для адаптации к условиям среды при эволюции и индивидуальном развитии организмов.
Задачи:
1. Разобрать причины возникновения, классификацию и медицинское значение разных форм изменчивости;
2. Разобрать классификацию мутаций и медицинское значение мутаций.
3. Овладеть навыками решения задач на разные формы изменчивости.
Студент должен знать:
А) до изучения темы:
1. Классификацию форм изменчивости;
2. Медицинское значение мутаций;
3. Экспрессивность и пенетрантность, способы определения пенетрантности.
Б) после изучения темы:
1. Механизмы возникновения, результаты и биологическую роль разных форм изменчивости;
2. Генные и хромосомные мутации у человека, их последствия для организма.
Уметь:
1. Решать задачи на формы изменчивости.
2. Идентифицировать хромосомные мутации по фотографиям кариотипа человека.
Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:
1). Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и рекомендуемой учебной литературы.
2). Ответить на вопросы для самоконтроля:
1.Основные формы изменчивости, определение.
2.Модификационная изменчивость признаков у человека, ее адаптивное значение.
3.Статистический метод изучения модификационной изменчивости.
4.Пенетрантность и экспрессивность гена как проявление модификационной изменчивости.
5. Понятие о фенокопиях и генокопиях.
6. Виды генотипической изменчивости.
7.Комбинативная изменчивость, ее причины и значение.
8.Мутационная изменчивость, причины возникновения.
9. Принципы классификации мутаций.
10.Значение генных и хромосомных мутаций в патологии человека.
3). Проверить свои знания с использованием тестового контроля:
Выбрать правильный ответ (ответы).
1.Норма реакции определяется: 1)средой, 2)генотипом, 3)фенотипом, 4)сцеплением генов.
2.Степень выраженности признака: 1) пенетрантность, 2) экспрессивность, 3)плейотропия, 4) полимерия.
3.В течение нескольких поколений могут передаваться и вызывать наследственные болезни мутации:1)генеративные генные, 2)соматические генные, 3) генеративные геномные, 4)соматические геномные.
4.Заболевания человека, вызванные геномными мутациями, называются: 1) мультифакториальные, 2) генные, 3)геномные, 4) хромосомные.
5. К геномным мутациям относятся: 1) трисомии, 2)моносомии, 3) транслокации, 4)полиплоидия.
6. К генным болезням человека относятся: 1) фенилкетонурия, 2)синдром Дауна, 3)гемофилия, 4)синдром Шерещшевского-Тернера.
7.К антимутационным механизмам относятся: 1)многократные повторы генов, 2)парность хромосом, 3) рекомбинация, 4) репарация, 5)репликация.
8. При пенетрантности гена 100% ген проявится у: 1)50% особей, 2)100% особей, 75% особей.
4. Решите задачи:
1. При синдроме Ван дер Вуда (аутосомно-доминантный тип наследования) у 20% больных выявляется расщелина губы или неба. Какова вероятность развития расщелины у ребенка в семье, где болен один из родителей?
2. Полидактилия обусловлена аутосомно-доминантным геном с полной пенетрантностью, сахарный диабет – рецессивным геном с пенетрантностью 20%. Определить вероятность одновременного проявления двух аномалий у детей в семье, где отец страдает сахарным диабетом, но нормален в отношении кисти, а у жены – полидактилия, но нормальный углеводный обмен. Известно, что у отца жены была полидактилия, а у матери – сахарный диабет.
3. В овогенезе произошла робертсоновская транслокация между 15 и 21-ой хромосомами. Какова вероятность рождения детей с хромосомной болезнью?
4. Пациент направлен на медико-генетическую консультацию врачом-андрологом в связи с первичным бесплодием. У больного отмечается высокий рост, евнухоидные пропорции тела. В анализе спермы снижено количество и подвижность сперматозоидов. Половой хроматин обнаружен в 30% клеток. Какие исследования необходимы для окончательной диагностики? Поставьте диагноз заболевания. Запишите кариотип больного.
5. Пробанд, женщина 30 лет, обращается в консультацию для прогноза потомства. Первая беременность закончилась рождением ребенка с фенотипом синдрома Патау. Ребенок умер вскоре после рождения. Две последующие беременности заканчивались выкидышами. Кариотип пробанда 45,ХХ,t13q/13q, мужа – 46,ХУ. Дать прогноз потомства.
Литература:
Основная:
1. Учебник “Биология” в 2х томах под ред. В.Н. Ярыгина, 2008, т. 1, р.- 2.4, 3.5.
2. Учебник «Биология с общей генетикой», А.А. Слюсарев, 2011.
3. Лекции по биологии.
4. Родина Н.Е., Косых А.А. «Генетика».- Учебно-метод. пособие, КГМА, Киров, 2012.
Дополнительная:
1. Чебышев Н.В. Биология, М., 2005.
2. Косых А.А., Родина Н.Е Задачи по общей и медицинской генетике, Киров, 2001.
Ответы на тестовые задания: 1)1; 2)2,3; 3)1; 4)4; 5)1,2,4; 6)1,3; 7)1,2,4; 8)2.
Методические указания подготовлены: доцентом кафедры, к.б.н. Родиной Н.Е., зав.кафедрой, проф. Косых А.А. ___________________________________________
Методические указания утверждены на заседании кафедры № 10 от «02.04.2012» .
Зав. кафедрой: ________________________
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Кафедра биологии
Методические указания для студентов1 курса
Специальности лечебное дело
по самостоятельной внеаудиторной работе
по дисциплине биология
Составитель: Родина Н.Е., Косых А.А.
Источник