Прием антидепрессантов при синдроме раздраженного кишечника

Прием антидепрессантов при синдроме раздраженного кишечника thumbnail

Сидром раздраженного кишечника является функциональной патологией, связанной с нарушением нервной и гуморальной регуляции органов пищеварительной системы. Любая ситуация (предстоящее свидание, экзамен, собеседование, неприятности на работе, командировка) могут спровоцировать появление очередного приступа схваткообразных болей в животе, нередко с поносом, метеоризмом или запором.

Люди больные СРК часто подвержены депрессивному состоянию, ведь больной живот мешает им нормально жить, работать, отдыхать, заниматься сексом, воспитывать детей.

Кроме того, в основе развития недуга тоже принимают участие психоэмоциональные факторы. Лечение СРК проводится комплексно с привлечением разных специалистов, в том числе психиатра и психотерапевта.

Виды антидепрессантов

При СРК эти препараты играют важную роль, они дополняют другие методы психотерапевтического воздействия, применяются для коррекции имеющихся расстройств со стороны нервной системы и облегчения состояния больного. Все антидепрессанты делятся на две большие группы:

  • психолептические средства;
  • психоаналептические средства.

Первая группа – препараты с успокоительным и затормаживающим эффектом, которые снижают психомоторное возбуждение (нейролептики) и успокаивают страхи (транквилизаторы). Вторая группа –напротив, возбуждающего и стимулирующего действия, они применяются только по назначению врача из-за возможного развития лекарственной зависимости.

При СРК применение антидепрессантов даже в минимальных дозах позволяет добиться клинического улучшения почти у 80% больных. Поэтому без них в терапии этой патологии не обойтись.

Самые популярные препараты

  1. Трициклические антидепрессанты – оказывают наибольшее положительное влияние на клинические симптомы СРК. Самый известный представитель – амитриптилин, это оптимальный вариант для лечения и психического расстройства, и кишечной патологии. Эффективность препарата доказана при курсовом назначении не менее чем намесяц. Препарат противопоказан для пожилых людей с сердечной недостаточностью и артериальной гипертонией, не используется при СРК с запорами. Амитриптилин оказывает седативное и снотворное действие, доза подбирается врачом индивидуально для каждого больного с тяжелой или умеренной формой депрессии.
  2. Селективные блокаторы обратного захвата серотонина – современная группа антидепрессантов, обладающих меньшим количеством побочных эффектов, доза также должна регулироваться врачом. Чаще других назначается циталопрам, паксил, флуоксетин. Эти препараты устраняют панический страх, тревогу у пациентов с болями в животе, диареями или запорами. Результат лечения становится заметным спустя пару недель от начала терапии.
  3. Нейролептическое средство эглонилоказывает хороший терапевтический эффект у пациентов с болями в животе, запором, метеоризмом на фоне нарушений сна, тревоги и страха. Терапевтическое действие начинает проявляться спустя неделю от приема первой таблетки, рекомендуемые дозы от 25 до 50 мг дважды в сутки.
  4. Афобазол– транквилизатор, не угнетает ЦНС, а восстанавливает естественные процессы торможения, результат от применения наступает спустя примерно неделю от начала терапии, при СРК устраняет патологическую тревогу, эффективен при расстройствах ЖКТ, вызванных длительным стрессом и невротическим состоянием.
  5. Фенибут– оптимален при СРК на фоне повышенной нервной возбудимости, может вызвать привыкание, не назначается детям.
  6. Тенотен– оказывает регулирующее и стабилизирующее влияние на физиологию организма без прямого воздействия на мозговые структуры.

СРК лечится длительными курсами различных лекарственных средств, что может сказаться на состоянии кишечной микрофлоры. Кроме того, сам недуг приводит к дисбалансу микробов из-за неправильной моторики и нарушения нормального пищеварительного процесса. В этом случае на помощь придут пробиотики, одним из которых является линекс – комбинированный препарат из бифидобактерий, лакто бактерий и молочнокислого энтерококка. Назначается по 2 капсулы на прием трижды в день от 2 недель и более по рекомендации врача.

Для успешного лечения СРК необходимо наладить контакт доктора и пациента, приложить все усилия для выяснения причины заболевания.

Если это психическое расстройство, то терапия антидепрессантами в комплексе с другими приемами психотерапии позволит добиться максимально положительного результата уже через полтора — два месяца после начала терапии.

Источник

Õî÷ó íà÷àòü ñâîþ èñòîðèþ ñ ïîïûòêè îáúÿñíèòü, ïî÷åìó åå ñîäåðæàíèå èìååò öåííîñòü íå òîëüêî äëÿ ëþäåé, çàìåòèâøèõ êàêèå-òî óõóäøåíèÿ ñâîåãî ñàìî÷óâñòâèÿ èëè óæå ïîëó÷èâøèõ ïñèõè÷åñêèé äèàãíîç, íî è äëÿ âñåõ.

Âî-ïåðâûõ, ìîé äëèòåëüíûé (îêîëî 3.5 ëåò) îïûò è îïûò ìíîãèõ ëþäåé, ðàññêàçûâàþùèõ ñâîè èñòîðèè, ïîêàçûâàåò, ÷òî âðà÷è ñîìàòè÷åñêèõ ñïåöèàëüíîñòåé (ïîïðîñòó, îáû÷íûå âðà÷è) â ïîäàâëÿþùåì áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ïëîõî îñâåäîìëåíû î ïñèõîýìîöèîíàëüíûõ ðàññòðîéñòâàõ (ÿ ãîâîðþ êðàéíå ìÿãêî). Ïîýòîìó íå ñòîèò íàäåÿòüñÿ, ÷òî ïîõîä ê òåðàïåâòó ðåøèò âñå âàøè ïðîáëåìû, åñëè èñòèííàÿ ïðè÷èíà ëåæèò â ïñèõîýìîöèîíàëüíîé îáëàñòè.

Âî-âòîðûõ, â íàøåé ñòðàíå ïðèíÿòî ðåøàòü ïñèõîýìîöèîíàëüíûå ïðîáëåìû 3 ñïîñîáàìè: íè÷åãî íå äåëàòü, ñïèâàòüñÿ èëè ñîâåðøàòü ñóèöèä. Îòñþäà âûòåêàåò òàêæå è îáùèé íèçêèé óðîâåíü îñâåäîìëåííîñòè íàñåëåíèÿ î ïñèõîýìîöèîíàëüíûõ çàáîëåâàíèÿõ. ß è ñàì ðàíüøå íè÷åãî íå çíàë.

Åñòü åùå íåñêîëüêî âàæíûõ ïðè÷èí, ïðî êîòîðûå ðàññêàæó äàëåå.

 îáùåì, ÿ õî÷ó â ìåðó ñâîèõ ñèë ïðîñâåòèòü ëþäåé, ÷òîáû îíè íà ñàìûõ ðàííèõ ýòàïàõ ìîãëè çàìåòèòü ïðîáëåìó ó ñåáÿ èëè ñâîèõ áëèçêèõ è íà÷àòü åå ïðàâèëüíî ðåøàòü.

Áóêâ äîâîëüíî ìíîãî, ïîýòîìó äëÿ òåõ, êòî íå õî÷åò ÷èòàòü âñå èëè êîìó íå íðàâèòñÿ ìîé ñòèëü èçëîæåíèÿ, â êîíöå ÿ ïî ïóíêòàì âûïèñàë îñíîâíûå òåçèñû.

Читайте также:  Гипокальциемический синдром у детей раннего возраста

Ìîÿ èñòîðèÿ íà÷àëàñü âåñíîé 2015 ãîäà (ìíå òîãäà áûëî 28 ëåò).  òî âðåìÿ ó ìåíÿ áûëî âñå õîðîøî: ïîëó÷èë êëþ÷è îò íîâîé êâàðòèðû, ðàáîòàë â õîðîøåì ìåñòå, ðåãóëÿðíî çàíèìàëñÿ â òðåíàæåðêå, âñòðå÷àëñÿ ñî ñâîåé áóäóùåé æåíîé, ãîòîâèëèñü äåëàòü ðåìîíò. Íå áûëî íè åäèíîãî ïîâîäà äëÿ ðàññòðîéñòâà, íî âäðóã íà÷àë ñíèæàòüñÿ àïïåòèò.

Òàê êàê ÿ ãîäàìè ñòàðàëñÿ íàðàùèâàòü ìûøå÷íóþ ìàññó, ñíèæåíèå àïïåòèòà ìåíÿ î÷åíü âîëíîâàëî. Îíî åùå ñî÷åòàëîñü ñ êàêîé-òî ìàëîîáúÿñíèìîé òðåâîãîé, âîçíèêàþùåé ïðè ïèòàíèè â êîìïàíèè êîëëåã/äðóçåé.

Òàê êàê ìîé àïïåòèò óõóäøèëñÿ äî ÿâíî íå íîðìàëüíûõ ïîêàçàòåëåé, ÿ ðåøèë íå ìåäëèòü è îáðàòèòüñÿ ê ãàñòðîýíòåðîëîãó. Ãàñòðîýíòåðîëîã áûë ïëàòíûé è ðàçâåë ìåíÿ íà âñå âîçìîæíûå èññëåäîâàíèÿ â îáëàñòè æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà è âñåõ ñìåæíûõ. ß áûë íå ïðîòèâ âñåõ ýòèõ òðàò, òàê êàê õîòåë âûÿñíèòü, â ÷åì äåëî.  îáùåì-òî, âñå áûëî ïî÷òè èäåàëüíî, êðîìå ýðîçèè ñòåíêè æåëóäêà. Íàñêîëüêî ÿ ïîíèìàþ, ýòî ñîâñåì íå ñòðàøíî, íî ìåíÿ íà÷àëè ëå÷èòü, âûïèñàëè ïðåïàðàò Äå-Íîë, âðîäå êàê äîâîëüíî áåçîáèäíûé.

À â ýòî âðåìÿ ÿ î÷åíü èíòåíñèâíî çàíèìàëñÿ ðåìîíòîì. Õîòÿ áîëüøóþ ÷àñòü ñòðîèòåëüíûõ ðàáîò ÿ äåëàë íå ñàì, íî ýíåðãèè çàòðà÷èâàë ìàññó, òàê êàê íåîáõîäèìî áûëî çà ìåñÿö âûáðàòü è çàêóïèòü âñå ñ àáñîëþòíîãî íóëÿ äî ïîëíîñòüþ óêîìïëåêòîâàííîé êâàðòèðû. Ïëþñ ÿ î÷åíü-î÷åíü ñòàðàëñÿ ñäåëàòü âñå êàê ìîæíî ëó÷øå, ïåðåæèâàÿ çà êàæäóþ ìåëî÷ü.

È âîò ÿ ïðîõîæó ëå÷åíèå òàáëåòêàìè, àêòèâíî çàíèìàþñü ðåìîíòîì, ïðè ýòîì ðàáîòàþ, è â îäèí “ïðåêðàñíûé” ëåòíèé ïîíåäåëüíèê ñëó÷èëñÿ â ìîåé æèçíè ðåçêèé è ãëîáàëüíûé ïåðåëîì. ß ïðèøåë íà ðàáîòó óòðîì, åùå ïî ïóòè ÷óâñòâóÿ íåêîòîðîå íåäîìîãàíèå, è ãäå-òî ÷åðåç 15 ìèíóò ìíå ñòàëî î÷åíü ïëîõî. Ïîçäíåå ÿ óçíàþ, ÷òî òî ñîñòîÿíèå íàçûâàåòñÿ ïàíè÷åñêîé àòàêîé. Çà 3.5 ãîäà ÿ èñïûòàë îãðîìíîå êîëè÷åñòâî ñàìûõ ðàçíûõ íåðâíûõ ñèìïòîìîâ è ïîíÿë, ÷òî âñåõ èõ î÷åíü ñëîæíî îïèñàòü. Òåì íå ìåíåå, ïîñòàðàþñü ðàññêàçàòü î ïàíè÷åñêèõ àòàêàõ äëÿ íåïîñâÿùåííûõ.  òîò ìîìåíò ó ìåíÿ ïîïëûëî ïåðåä ãëàçàìè, îðãàíèçì ñòðåìèòåëüíî îñëàáåâàë, è ìíå ïðèøëîñü ïðèíÿòü ãîðèçîíòàëüíîå ïîëîæåíèå. Äàæå ãîâîðèòü ìíå áûëî î÷åíü òÿæåëî, ÿ ÷óâñòâîâàë ëåãêóþ òîøíîòó è ïîëíåéøåå íåïîíèìàíèå, ÷òî ïðîèñõîäèò. Òåëî çíîáèëî, íåìíîãî òðÿñëî, â ðàçíûõ òî÷êàõ òåëà ïîÿâèëèñü êàêèå-òî íåîáúÿñíèìûå îùóùåíèÿ. Êîëëåãè âûçâàëè ìíå ñêîðóþ, ê ïðèåçäó êîòîðîé ìíå ñòàëî ëó÷øå. Ñêîðàÿ ïðîâåðèëà ìåíÿ, ñêàçàëà, ÷òî âñå ó ìåíÿ õîðîøî, è íàäî áîëüøå êóøàòü. Êîëëåãà âçÿëñÿ îòâåçòè ìåíÿ äîìîé, è íà ïðîòÿæåíèè îñòàâøåãîñÿ äíÿ ÿ ÷óâñòâîâàë ëèøü ñèëüíóþ óñòàëîñòü è òðåâîãó çà ïðîèçîøåäøåå.

ß îñòàëñÿ äîìà è íà ñëåäóþùèé äåíü, à íà òðåòèé äåíü ðåøèë, ÷òî âñå ïðîøëî, è ñòàë ñîáèðàòüñÿ íà ðàáîòó.  ìàøèíå ìíå ñòàëî îïÿòü íå ïî ñåáå, è ÿ ðåøèë íå ðèñêîâàòü èñïûòàòü òî æå ñàìîå. Äîìà ó ìåíÿ ñíîâà ïåðèîäè÷åñêè âîçíèêàëè ñòðàííûå “ïðèñòóïû”, êîãäà äàæå ëåæàòü áûëî òÿæåëî è íåïðèÿòíî. Êðîìå òîãî, åñòü ÿ ïðàêòè÷åñêè íå ìîã, çàïèõèâàíèå åäû íàñèëüíî íå ïîëó÷àëîñü èç-çà ðâîòíîãî ðåôëåêñà. Ïîäóìàâ, ÿ ñ áëèçêèìè ïðèøåë ê âûâîäó, ÷òî ïëîõîå ñàìî÷óâñòâèå âûçâàíî òàáëåòêàìè. Èõ îòìåíèëè, ïîçâîíèëè âðà÷ó, êîòîðàÿ ñêàçàëà, ÷òî òàêîãî ýôôåêòà îíà íå âñòðå÷àëà.

Òàê êàê ñàìî÷óâñòâèå ñíîâà óõóäøèëîñü, ñíîâà âûçâàëè ñêîðóþ, êîòîðàÿ ñíîâà íè÷åãî íå îáíàðóæèëà, íî ðåøèëà âåçòè ìåíÿ â áîëüíèöó. Çäåñü áûë çàáàâíûé ýïèçîä, êîãäà ìíå âêîëîëè êàêîå-òî óñïîêîèòåëüíîå, è ïî äîðîãå â áîëüíèöó ÿ îùóùàë ñåáÿ ñîâåðøåííî ïðåêðàñíî, ÷òî áûëî äàæå íåìíîãî ñòûäíî â ïðèåìíîé.

 áîëüíèöå ó ìåíÿ âçÿëè áûñòðûå àíàëèçû, âðà÷ ïîñìåÿëñÿ íàä òåì, ÷òî îíè ñëèøêîì õîðîøèå. Çàòåì îí ïîñìåÿëñÿ íàä îãðîìíîé ïà÷êîé àíàëèçîâ, êîòîðûå ÿ ñäàâàë ó ãàñòðîýíòåðîëîãà. Ïîñëå ýòîãî ñëó÷àÿ ÿ ñòàë áåçãðàíè÷íî óâàæàòü âðà÷åé â áîëüíèöàõ, òàê êàê îí ïðàêòè÷åñêè ñ ïåðâîãî âçãëÿäà ïîñòàâèë ìíå ïðàâèëüíûé äèàãíîç (õîòÿ íàïðÿìóþ ìíå íå ñêàçàë), ïîðåêîìåíäîâàë îòêàçàòüñÿ îò ãîñïèòàëèçàöèè è íàâåäàòüñÿ ê åãî çíàêîìîìó âðà÷ó (ñïåöèàëüíîñòü îí òàêæå íå íàçâàë, íî ýòî îêàçàëñÿ ïñèõèàòð).

Ïñèõèàòð òàêæå îöåíèë ñèòóàöèþ ÷åòêî è ïðàâèëüíî, íî íå îáúÿñíèë ìíå âñå äåòàëè, è ïîýòîìó èñòîðèÿ òóò íå çàêîí÷èëàñü. ß áûë áû íåñêàçàííî ðàä, åñëè áû ïðî÷èòàë ïîäîáíóþ ìîåé èñòîðèþ òîãäà, âåäü ýòî áû ñýêîíîìèëî ìíå ïî÷òè 3 ãîäà æèçíè, ñåðüåçíàÿ ÷àñòü êîòîðîé áûëà ïîñâÿùåíà ìó÷åíèÿì è àäó ïîä íàçâàíèåì “äåïðåññèÿ, êîòîðóþ íå ëå÷àò”. Ïîýòîìó íàäåþñü, ÷òî ìîè ÷èòàòåëè èëè èõ áëèçêèå íå çàéäóò äàëüøå ýòîé ñòàäèè çàáîëåâàíèÿ.

Èòàê, ÷òî æå ïîìåøàëî ìíå òîãäà íà÷àòü ðåøàòü ìîþ ïðîáëåìó? Âåäü ÿ óæå ïîïàë ê íóæíîìó âðà÷ó, òåì ñàìûì ïðåîäîëåâ ïåðâóþ âàæíåéøóþ ÷àñòü ýòîãî ïðîöåññà (à ïñèõèàòðû ãîâîðÿò, ÷òî ê íèì ïðèõîäÿò â ñðåäíåì ïîñëå 5 ñîìàòè÷åñêèõ ñïåöèàëèñòîâ).

Читайте также:  Особенности обучения и воспитания детей с синдром дауна

Çäåñü áûëà ñîâîêóïíîñòü ôàêòîðîâ, îäèí èç êîòîðûõ ÿ îïèñàë â ïðåäèñëîâèè: ÿ è ìîè áëèçêèå, êàê áîëüøàÿ ÷àñòü íàñåëåíèÿ, íè÷åãî íå çíàëè è çíàòü íå õîòåëè î ïñèõîýìîöèîíàëüíûõ ðàññòðîéñòâàõ. Íî áûëè è äðóãèå êðèòè÷åñêèå ôàêòîðû, êîòîðûå, ÿ ñ÷èòàþ, äîëæåí çíàòü êàæäûé.

Âî-ïåðâûõ, ìíå âûïèñàëè îäèí èç ñàìûõ ñåðüåçíûõ àíòèäåïðåññàíòîâ (àìèòðèïòèëèí), ñïèñîê ïîáî÷íûõ ýôôåêòîâ êîòîðîãî âûçûâàåò â íåïîñâÿùåííîì ÷åëîâåêå ñîñòîÿíèå, ñîïîñòàâèìîå ñ äåïðåññèåé. Âî-âòîðûõ, ìíå ïîñîâåòîâàëè ñìåíèòü îáñòàíîâêó è óåõàòü â îòïóñê, ÷òî ÿ íåçàìåäëèòåëüíî ñäåëàë. ×òî ïëîõîãî â îòïóñêå, ñïðîñèòå âû? Îòïóñê – ýòî ïðåêðàñíî, è ó ìåíÿ âñå áûñòðî òàì ïðîøëî. È ÷òî æå òóò ïëîõîãî, ïðîäîëæàåòå íåäîóìåâàòü âû? Îòâåò íà ýòîò âîïðîñ ïîÿâèëñÿ ó ìåíÿ ëèøü ÷åðåç 3 ãîäà, êîãäà ÿ ïîøåë òàêè ê ïñèõèàòðó, íà÷àë ëå÷èòüñÿ è ðàçáèðàòüñÿ â âîïðîñå. Äåëî â òîì, ÷òî äåïðåññèÿ çà÷àñòóþ èìååò öèêëè÷åñêèé õàðàêòåð. Ýòî îçíà÷àåò, ÷òî îíà ñàìà ïî ñåáå ïðîõîäèò è ñàìà ïî ñåáå ïîÿâëÿåòñÿ ÷åðåç îïðåäåëåííûå èíòåðâàëû âðåìåíè. Îïûòíûé ïñèõèàòð ïî âàøåé èñòîðèè ìîæåò ñ òî÷íîñòüþ äî íåäåëè ïðåäñêàçàòü áóäóùåå âàøåãî ñàìî÷óâñòâèÿ. Íî åñëè âû íå çíàåòå ýòó îñîáåííîñòü, òî âû ïîäâåðãàåòå ñåáÿ áëóæäàíèþ â ïîòåìêàõ â ïîèñêàõ ïðè÷èí âàøèõ ïðîáëåì. Âåäü âàì êàæåòñÿ, ÷òî óëó÷øåíèå èëè óõóäøåíèå ñàìî÷óâñòâèÿ ñâÿçàíî ñ âàøèìè äåéñòâèÿìè. Âû ïðåäïðèíèìàåòå êàêóþ-òî íåëåïóþ ïîïûòêó ëå÷åíèÿ, âàì ñòàíîâèòñÿ ëó÷øå, âû äåëàåòå âûâîä – íåëåïàÿ ïîïûòêà ñðàáîòàëà! Èëè âû äåëàåòå ÷òî-òî íîðìàëüíîå, âàì ñòàíîâèòñÿ õóæå, âû äåëàåòå âûâîä – íå íàäî òàê äåëàòü! Ê ñîæàëåíèþ, ýòà ëîãè÷åñêàÿ ëîâóøêà íå òàê ïðîñòà, ÷òîáû áûñòðî ïîíÿòü, ÷òî âñå âàøè äåéñòâèÿ íèêàê íà ñèòóàöèþ íå âëèÿþò, äî òåõ ïîð, ïîêà âû íå ïîéäåòå ê íàñòîÿùåìó âðà÷ó.

 ýòó ëîâóøêó ïîïàëñÿ è ÿ. Âåðíóâøèñü ñ îòïóñêà, ÿ ÷óâñòâîâàë ñåáÿ ïðåêðàñíî, æèçíü íàëàæèâàëàñü, íî îñåíüþ ìåíÿ ñíîâà íàêðûëî íåäîìîãàíèå. Ðàññòðîèâøèñü, íî ïî-ïðåæíåìó íè÷åãî íå ïîíèìàÿ â ïñèõîýìîöèîíàëüíûõ ðàññòðîéñòâàõ, ÿ ïîøåë ê íåâðîëîãó. ß ïîäóìàë, ÷òî ðàç ó ìåíÿ ÷òî-òî ñ íåðâàìè, òî è ëå÷èòü èõ íàäî ïî-ñåðüåçíîìó. Çäåñü ÿ ïîòðàòèë åùå îäèí àõðåíèëèàðä äåíåã íà êó÷ó ðàçíîîáðàçíûõ èññëåäîâàíèé, àíàëèçîâ è îñìîòðîâ. Ñ êàêîãî-òî ìîìåíòà ÿ óñïîêîèëñÿ è ïîíÿë, ÷òî íè÷åãî ó ìåíÿ íå íàéäóò. À òåì âðåìåíåì âðà÷ ïðîïèñûâàë ìíå êó÷ó ðàçíîîáðàçíûõ òðàíêâèëèçàòîðîâ (äëÿ ñïåöèàëèñòîâ îòìå÷ó, ÷òî áûëè ëèøü àòèïè÷íûå, çàòî ðàçíîîáðàçèå áîëüøîå). Êàêèå-òî ñèìïòîìû íàâåðíîå ñíèìàëè òðàíêâèëèçàòîðû, êàêèå-òî ïðîõîäèëè è ïîÿâëÿëèñü âñëåäñòâèå öèêëè÷íîñòè çàáîëåâàíèÿ, íî â òàêîì âåñåëîì ðåæèìå ÿ ïðîâåë îêîëî ïîëóãîäà. Ïîíÿâ, ÷òî ÿñíîñòè ñèòóàöèè ñî âðåìåíåì íå óâåëè÷èâàåòñÿ, ÿ çàêîí÷èë õîäèòü ê íåâðîëîãó.

Çäåñü ìîæíî óæå è íà÷àòü ðàññêàçûâàòü ñîáñòâåííî î äåïðåññèè è îòìåòèòü îñîáåííîñòü ìîåãî ñëó÷àÿ, êîòîðàÿ îò÷àñòè îïðàâäûâàåò ìíîæåñòâî âðà÷åé, óïîðíî íå çàìå÷àâøèõ ìîþ èñòèííóþ ïðîáëåìó. Îñíîâíûìè ïðèçíàêàìè äåïðåññèè ÿâëÿþòñÿ ñëåäóþùèå: ïîíèæåííîå íàñòðîåíèå, ñíèæåíèå ïñèõè÷åñêîé è ôèçè÷åñêîé àêòèâíîñòè, ïîòåðÿ óäîâîëüñòâèÿ îò ðàíåå ïðèÿòíûõ âåùåé. Âñå ýòî äîëæíî ñòîéêî ïðîäîëæàòüñÿ â òå÷åíèå êàê ìèíèìóì äâóõ íåäåëü, à áîëåå êîðîòêèå ïðîÿâëåíèÿ ïðèçíàêîâ äåïðåññèè – ýòî íîðìàëüíàÿ ðåàêöèÿ çäîðîâîãî ÷åëîâåêà.

È â ýòîì êðîåòñÿ ìîÿ îñîáåííîñòü çàáîëåâàíèÿ – ó ìåíÿ íå áûëî ïàòîëîãè÷åñêîãî ñíèæåíèÿ íàñòðîåíèÿ. Ìíîãèå èç ìîèõ çíàêîìûõ äî ñèõ ïîð íå âåðÿò, ÷òî ó ìåíÿ äåïðåññèÿ. Íî ðàäè ýòîãî ÿ è ïèøó, ÷òîáû âñå óçíàëè, ÷òî áûâàåò òàê íàçûâàåìàÿ “ñêðûòàÿ” äåïðåññèÿ, êîòîðàÿ ñîâñåì íå ïîõîæà íà ñòåðåîòèïíûé îáðàç ïå÷àëüíîãî ÷åëîâåêà, êîòîðûé çàêóòàëñÿ â ïëåä è ãðóñòèò. Òóò òî íàì ïîìîãóò äîïîëíèòåëüíûå è âàæíåéøèå ïðèçíàêè äåïðåññèè – íàðóøåíèå âèòàëüíûõ ôóíêöèé.

Âèòàëüíûå ôóíêöèè – ýòî ñîí, àïïåòèò è ëèáèäî. Óõóäøåíèÿ ëþáîé èç ýòèõ ôóíêöèé – ýòî óæå çíà÷èòåëüíûé ïîâîä èäòè ê ïñèõèàòðó. À âåäü ìíîãèå, êàê è ÿ, ìîãóò íå çàìåòèòü ïðîáëåì ñî ñíîì. Íàïðèìåð, ÿ ïëîõî çàñûïàë, âî ñíå ñòàë ðàçãîâàðèâàòü, ÷àñòî ïðîñûïàëñÿ. Ýòî íå êàçàëîñü ìíå ïàòîëîãèåé, íî òåïåðü ÿ (è íàäåþñü, âû) ïîíèìàþ, ÷òî ýòî áûëî òàêèì æå âàæíûì ìîìåíòîì, êàê è àïïåòèò.

Òàêæå äåïðåññèè äåëÿò íà ýíäîãåííûå è ýêçîãåííûå, ïî ïðîèñõîæäåíèþ. Ýêçîãåííûå äåïðåññèè âûçâàíû êàêèì-òî êàòàñòðîôè÷åñêèì ñîáûòèåì â æèçíè èëè äîëãèì íåãàòèâíûì âîçäåéñòâèåì îáñòîÿòåëüñòâ. Ýíäîãåííûå æå çàáîëåâàíèÿ íå èìåþò íåïîñðåäñòâåííûõ æèçíåííûõ ïðè÷èí, à âûçâàíû ãåíåòè÷åñêîé ïðåäðàñïîëîæåííîñòüþ.

Ñîîòâåòñòâåíî, ìîÿ ñêðûòàÿ ýíäîãåííàÿ äåïðåññèÿ ñ òî÷êè çðåíèÿ îáûâàòåëÿ (äà è ìåíÿ ñàìîãî) ñîâåðøåííî íå ïîõîäèëà íè íà êàêóþ äåïðåññèþ, ÷åì çàìåäëÿëà ðåøåíèå ïðîáëåìû.

Íåîáõîäèìî äîáàâèòü, ÷òî äåïðåññèÿ, êàê è äðóãèå ïñèõîýìîöèîíàëüíûå ðàññòðîéñòâà, èìååò òåíäåíöèþ ñî âðåìåíåì óñóãóáëÿòüñÿ. Òàê ÷òî ìîè “ïîòåðÿííûå” ãîäû íå ïðîñòî áûëè ïîòåðÿíû, íî è óõóäøèëè ìîå ñîñòîÿíèå.

Åùå îäíà âàæíàÿ äåòàëü – äåïðåññèÿ ÷àùå âñåãî ñî÷åòàåòñÿ ñ òðåâîæíûì ðàññòðîéñòâîì, òàê ÷òî ïîâûøåííàÿ òðåâîãà, ïàíè÷åñêèå àòàêè è âñÿ÷åñêèå ôîáèè òðåáóþò ïðèñòàëüíîãî âíèìàíèÿ.

Читайте также:  Туннельный синдром локтя как лечить

Ìîÿ äàëüíåéøàÿ æèçíü âñòàëà ïîä áîëüøèì âîïðîñîì, íî ÿ íàòêíóëñÿ íà çàìå÷àòåëüíóþ êíèãó “Ñðåäñòâî îò âåãåòî-ñîñóäèñòîé äèñòîíèè” Êóðïàòîâà.  íåé ÿ ÷èòàë êàê áóäòî ïðî ñåáÿ, è ýòî ïîðàçèòåëüíîå ñõîäñòâî âíóøàëî îïòèìèçì. Ïðî âåãåòî-ñîñóäèñòóþ äèñòîíèþ óãëóáëÿòüñÿ íå áóäó, ñêàæó ëèøü, ÷òî åñëè âàì î íåé çàèêíóëèñü, òî áåãîì ê ïñèõèàòðó.

Ìîå ñîñòîÿíèå íåìíîãî óëó÷øèëîñü íà ôîíå ïðî÷òåíèÿ êíèãè è ïîñòåïåííîãî èçó÷åíèÿ íåêîòîðûõ îñîáåííîñòåé áîëåçíè, íî äåïðåññèÿ íèêóäà íå äåëàñü, ïîýòîìó ÿ âñå åùå ïðåäïðèíèìàë ïîïûòêè ÷òî-òî ñäåëàòü.  ìîìåíò î÷åðåäíîãî îáîñòðåíèÿ ÿ îáðàòèëñÿ ê ïñèõîëîãó, êîòîðûé çàíèìàåòñÿ ãèïíîòåðàïèåé. Ñåàíñû ñ íèì äàâàëè îùóòèìûé ýôôåêò, íî î÷åíü îáèäíî, ÷òî äàæå îí íå ñìîã ïîñòàâèòü ìíå ïðàâèëüíûé äèàãíîç. Ïîýòîìó ÿ ïîòåðÿë åùå îêîëî ãîäà æèçíè, ïåðèîäè÷åñêè îáðàùàÿñü ê íåìó.

È âîò â êîíöå êîíöîâ ìîÿ ñèòóàöèÿ ñäâèíóëàñü ñ ìåðòâîé òî÷êè, êîãäà ó ìåíÿ îáîñòðèëîñü äíåâíîå êîëåáàíèå ñàìî÷óâñòâèÿ. Óòðîì ÿ ÷óâñòâîâàë ñåáÿ àáñîëþòíî óæàñíî (à ÿ âîîáùå ïî æèçíè ñîâà, è óòðî äëÿ ìåíÿ íåïðèÿòíî, íî òóò íåñðàâíèìî õóæå), à âå÷åðîì âñå êàê áóäòî ïðîõîäèëî. Íà ôîíå ýòèõ ñèìïòîìîâ ÿ ñòàë èñêàòü èíôîðìàöèþ è íàòêíóëñÿ íà îòðûâîê èç ïñèõèàòðè÷åñêîé êíèãè, â êîòîðîì îïèñûâàåòñÿ ñêðûòàÿ äåïðåññèÿ. Î÷åíü âàæíî çíàòü, ÷òî çíà÷èòåëüíûå ñóòî÷íûå êîëåáàíèÿ ñàìî÷óâñòâèÿ – ýòî êëàññè÷åñêèé ñèìïòîì çàáîëåâàíèÿ. È â ýòîò ìîìåíò ÿ ñîïîñòàâèë ôàêòû è íàêîíåö-òî ïîíÿë, ÷òî ñî ìíîé. Çàïèñàëñÿ íà ñåàíñ ñ ïñèõîëîãîì, îí ñî ìíîé ñîãëàñèëñÿ è ïîðåêîìåíäîâàë ïñèõèàòðà. Ýòî ïðîèçîøëî ëèøü ÷óòü áîëüøå ïîëóãîäà íàçàä.

Ïåðâûé ñåàíñ ó ïñèõèàòðà ïðîõîäèò äîëãî, òàê êàê åìó íóæíî ñîñòàâèòü ìàêñèìàëüíî ïîëíóþ êàðòèíó ñîáûòèé. Íî â èòîãå îí ñêàçàë, ÷òî ñëó÷àé ó ìåíÿ “ñòóäåí÷åñêèé”, òî åñòü êàíîíè÷åñêèé è òèïè÷íûé. Íèêàêèõ ñîìíåíèé â äåïðåññèè ó íåãî íå áûëî, õîòÿ îí ñòàðàåòñÿ íå áûòü êàòåãîðè÷íûì. ß íà÷àë ïðèåì àíòèäåïðåññàíòîâ, è â ïðîöåññå ìû âêëþ÷èëè ñåàíñû ïñèõîòåðàïèè. Ïîäáîð àíòèäåïðåññàíòîâ – ýòî ïðîöåññ íå ïðîñòîé, íå ñòîèò ðàññòðàèâàòüñÿ, åñëè ñ ïåðâîãî ðàçà íå âñå ïðîøëî èäåàëüíî. Êðîìå òîãî, ïî÷òè ó âñåõ àíòèäåïðåññàíòîâ åñòü î÷åíü íåïðèÿòíûå ïîáî÷íûå ýôôåêòû, êîòîðûå íàäî ãåðîè÷åñêè òåðïåòü è æäàòü. Ïîäðîáíåå îá àíòèäåïðåññàíòàõ ìîãó ðàññêàçàòü, åñëè áóäåò èíòåðåñíî.

È âîò ñåé÷àñ ÿ âïåðâûå çà î÷åíü äîëãîå âðåìÿ ÷óâñòâóþ ñåáÿ äåéñòâèòåëüíî õîðîøî (õîòÿ è íå áåç èçúÿíîâ). ß ñòàë ãëóáîêî èíòåðåñîâàòüñÿ âñåìè âîïðîñàìè ïñèõèàòðèè è ôàðìàêîëîãèè, è õîòÿ æàëü ïîòðà÷åííûå ãîäû ïîèñêîâ, íî íàäåþñü, ìîÿ èñòîðèÿ ïîìîæåò âàì èëè âàøèì áëèçêèì, åñëè (íå äàé áîã) ïîíàäîáèòñÿ.

Ïîéìàë ñåáÿ íà òîì, ÷òî ÿ ïî÷òè íå îïèñûâàë îùóùåíèÿ îò ñàìîé äåïðåññèè. Íàâåðíîå, ìîé ìîçã ñòàðàåòñÿ èçáåãàòü ìûñëåé îá ýòîì. Ñêàæó ëèøü, ÷òî ýòî àáñîëþòíî óæàñíî, õîòÿ ó ìåíÿ è íå òÿæåëàÿ äåïðåññèÿ. Ê ñîæàëåíèþ, ÿ ñìîã ïîíÿòü ëþäåé, êîòîðûå ñîâåðøàþò ñàìîóáèéñòâà (õîòÿ ñàì, ñëàâà áîãó, íå õîòåë), à ïðåäñòàâèòü èõ îùóùåíèÿ ìíå äåéñòâèòåëüíî ñòðàøíî.

Èòàê, êðàòêèå âûâîäû è òåçèñû:

1. Åñëè åñòü âîçìîæíîñòü, ïîñòàðàéòåñü íåìíîãî èçó÷èòü âîïðîñû ïñèõîýìîöèîíàëüíûõ ðàññòðîéñòâ. Íå äóìàéòå, ÷òî ýòà îáëàñòü äëÿ “äèáèëîâ” è “øèçèêîâ”, ñ ýòèì ìîæåò ñòîëêíóòüñÿ ëþáîé.

2. Åñëè ó âàñ èëè âàøèõ áëèçêèõ ñ ñàìî÷óâñòâèåì/íàñòðîåíèåì ÷òî-òî èçìåíèëîñü â õóäøóþ ñòîðîíó èëè âû ñòîëêíóëèñü ñ ñèòóàöèåé, íàïîìèíàþùåé ÷òî-òî èç ìîåé èñòîðèè èëè èç äðóãèõ èñòî÷íèêîâ, îáÿçàòåëüíî èäèòå ê âðà÷ó (çäåñü è äàëåå, âðà÷ – ïñèõèàòð èëè ïñèõîòåðàïåâò). Åñëè íàäî, îí ïîøëåò âàñ ïðîâåðèòüñÿ ê ñîìàòè÷åñêèì ñïåöèàëèñòàì, à âîò îíè ê ïñèõèàòðó âàñ îòïðàâÿò ñ êðàéíå ìàëîé âåðîÿòíîñòüþ.

3. Çà÷àñòóþ ïñèõîýìîöèîíàëüíûå çàáîëåâàíèÿ èìåþò öèêëè÷åñêèé õàðàêòåð, òî åñòü îíè ïðîõîäÿò è ïîÿâëÿþòñÿ ñàìè, âíå çàâèñèìîñòè îò âàøèõ äåéñòâèé. Åñëè âû íå èäåòå ê âðà÷ó, òî âû ìîæåòå äîëãî êà÷àòüñÿ íà âîëíàõ áîëåçíè.

4. Èíîãäà äåïðåññèÿ, êàê è íåêîòîðûå äðóãèå ïñèõîýìîöèîíàëüíûå çàáîëåâàíèÿ, ìîæåò ïîÿâèòüñÿ áåç âñÿêîé âåñêîé ïðè÷èíû, íî ýòî íå çíà÷èò, ÷òî áîëåçíè íåò.

5. Èíîãäà äåïðåññèÿ íå òàêàÿ, êàêîé ìû åå ïðåäñòàâëÿåì. Èíîãäà ÷åëîâåê íå ãðóñòèò, áîëåå-ìåíåå àêòèâåí, íî ýòî íå çíà÷èò, ÷òî âñå õîðîøî.

6. Ñëåäèòå çà ñíîì, àïïåòèòîì è ëèáèäî. Åñëè îíè íàäîëãî èçìåíèëèñü â õóäøóþ ñòîðîíó, òî íàäî èäòè ê âðà÷ó.

7. Ïñèõîýìîöèîíàëüíûå çàáîëåâàíèÿ ñêëîííû ñî âðåìåíåì óñóãóáëÿòüñÿ è ðàçðàñòàòüñÿ. Òÿíóòü âðåìÿ – ýòî ãðàíäèîçíàÿ îøèáêà.

8. Äåïðåññèÿ ÷àùå âñåãî ñî÷åòàåòñÿ ñ òðåâîæíûìè ðàññòðîéñòâàìè, ïîýòîìó òðåâîæíàÿ ñèìïòîìàòèêà ÿâëÿåòñÿ î÷åíü âàæíîé.

9. Âåãåòî-ñîñóäèñòàÿ äèñòîíèÿ – ýòî ãðàíäèîçíûé ïîâîä èäòè ê âðà÷ó.

10. Çíà÷èòåëüíûå êîëåáàíèÿ ñàìî÷óâñòâèÿ/íàñòðîåíèÿ â òå÷åíèå äíÿ – ýòî ñåðüåçíûé ïîâîä îáðàòèòüñÿ ê âðà÷ó.

11. Ïåðåä ïðèåìîì àíòèäåïðåññàíòîâ èçó÷èòå è ðàññïðîñèòå âðà÷à î÷åíü ïîäðîáíî. Áóäüòå ãîòîâû ê òîìó, ÷òî ïîíà÷àëó áóäåò òÿæåëî, íî ýòî ðàäè áîëüøîé öåëè.

Åùå ðàç íàäåþñü, ÷òî ìîÿ èñòîðèÿ ïîìîæåò êîìó-òî.

Источник