Профилактика синдрома эмоционального выгорания буклет

Профилактика синдрома эмоционального выгорания буклет thumbnail

«Ничто не становится для человека

такой сильной нагрузкой и таким

сильным испытанием,

как другой человек»

Джеймс Морроу

Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Профессиональное выгорание возникает в результате накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них.

 Причины возникновения

профессионального выгорания:

 Существуют три основных фактора, которые играют существенную роль в синдроме эмоционального сгорания — личностный, ролевой и организационный.

Исследования показали, что возраст человека, его семейное положение, стаж работы никак не связаны с уровнем эмоционального сгорания.

Развитие синдрома эмоционального сгорания у человека в современном обществе связано с наличием напряженной психоэмоциональной деятельности: активное восприятие и переработка получаемой информации, необходимость быстрого принятия многих решений. Другой фактор развития эмоциональных стрессов — дестабилизирующая организация деятельности и неблагополучная психологическая атмосфера в коллективе, на рабочем месте. Это, прежде всего, нечеткая организация и планирование труда, недостаточность необходимых технических средств бюрократические моменты, многочасовая и сверхурочная работа, наличие конфликтов как в системе «руководитель — подчиненный», так и между коллегами. Ученые выделяют еще один фактор, обусловливающий синдром эмоционального сгорания — существование психологически трудного контингента, с которым приходится работать.

Симптомы СЭВ

Физические: усталость, слабость, частые головные боли, бессонница, расстройства желудочно-кишечного тракта и т. п.

Поведенческие и психологические: неуверенность, беспокойство, частые обиды, раздражительность, подозрительность, общая негативная установка на жизненные перспективы, ощущение невостребованности и т. п.

Профилактика профессионального выгорания.

∙ Если вы заметили первые признаки выгорания, прежде всего, признайте, что они есть.

∙ Стремитесь к равновесию и гармонии, здоровому образу жизни,  

∙  Удовлетворяйте потребности в общении;

∙ Старайтесь как можно больше и чаще получать удовольствие (релаксация);

∙ Отвлекайтесь от переживаний, связанных с работой.

∙ Находите смысл во всем (как в значительных событиях жизни, так и в привычных, повседневных заботах);

∙ Боритесь со своими негативными убеждениями;

∙ Повышайте уровень своего профессионального мастерства.

 ЧТО НУЖНО И ЧЕГО НЕ НУЖНО ДЕЛАТЬ ПРИ ВЫГОРАНИИ

 ·   НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами;

·   НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими;

·   НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь;

·   НЕ ожидайте, что тяжелое состояние, характерное для выгорания, уйдет само собой.

·   Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений;

·   Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе;

·   Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно;

·   Старайтесь чаще использовать методы саморегуляции.

 Способы саморегуляции 

Упражнение на дыхание

Сидя или стоя постарайтесь по возможности расслабить мышцы тела и сосредоточьте внимание на дыхании.

На счет 1-2-3-4 делайте медленный глубокий вздох. На следующие четыре счета проводится задержка дыхания. Затем плавный выдох на счет 1-2-3-4-5-6. снова задержка перед следующим вдохом на счет 1-2-3-4.

Уже через 3-5 минут такого дыхания вы заметите, что ваше состояние стало заметно спокойней и уравновешенней.

Упражнение, связанное с воздействием слов

Самоприказ – это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе. Применяйте самоприказ, когда испытываете чувство гнева, раздражения.

«Разговаривать спокойно!», «Молчать, молчать!», «Не поддаваться на провокации!» – это помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики.

В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «Молодец! Умница! У тебя хорошо получается!».

Муниципальное автономное образовательное учреждение «лицей №2»г.Балаково

Синдром эмоционального выгорания

Рекомендации педагогам

2017 г.

Источник

«Профилактика эмоционального выгорания»

hello_html_2424d4f6.jpg

Термин «burnout» («выгорание», «сгорание») предложил Г. Фрейденбергер в 1974 г. для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, наблюдаемых у специалистов, работающих в системе профессий «человек-человек»

Профессиональное выгораниеэто синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Синдром профессионального выгораниясамая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: педагогов, социальных работников, психологов, врачей, политиков, – всех, чья деятельность невозможна без общения.

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека.

Чтобы избежать встречи с синдромом эмоционального выгорания, нужно:

1.Не скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.

2. Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.

3. Не избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.

4. Разрешите себе побыть некоторое время в одиночестве.

5. Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.

6. Сделайте себе небольшой подарок (букет цветов, билет в театр или на спортивное соревнование, поужинайте в кафе и т.п).

7. Любите себя или, по крайней мере, старайтесь себе нравиться.

8. Займитесь тем, чем вы давно уже хотели заняться, но на что никогда не хватало времени.

9. Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.

10. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.

Профилактика эмоционального выгорания

  • Регулярный активный отдых, общение с природой

  • Раскрытие собственных творческих возможностей, работа на перспективу, поиск нового в старом.

  • Умение видеть и ценить результат.

  • Рациональное отношение к происходящему: замена чувства вины на чувство ответственности.

  • Планирование своего дня, недели, месяца.

  • Здоровый образ жизни.

  • Хобби, танцы, увлечения

  • Вкусная еда

Для профилактики эмоционального выгорания, использовать приемы саморегуляции для быстрого снятия сильного эмоционального и физического напряжения:

Читайте также:  Генетический тест на синдром марфана

Умение снимать мышечные зажимы позволяет снять нервно-психическое напряжение. Клин клином вышибают. Что бы достичь  максимального расслабления нужно напрячься  максимально сильно.

  • Упражнение «Сосулька»

  • Упражнение «Радуга»

  • Упражнение «Напряжение-расслабление»

  • Упражнение «Муха»

Рекомендации

1.Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их в психосоматику. Как это можно сделать в условиях работы в детском саду, в школе:

  •  — резко встать и пройтись;

  •  — быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги;

  •  — измалевать листок бумаги, измять и выбросить.

2. Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.

3. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, «смывайте» их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.

4. Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!

hello_html_4d985387.jpg

САМОВНУШЕНИЕ И САМОПООЩРЕНИЕ

  • Находите возможность хвалить себя течение рабочего дня не менее 3–5 раз.

  • В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «МОЛОДЕЦ!», «УМНИЦА!», «ЗДОРОВО ПОЛУЧИЛОСЬ!», «Я ОТЛИЧНО СПРАВИЛАСЬ!», «КАК Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ!».

  • Дарите себе подарочки и милые безделушки.

Начните с любви к себе!!!!! Повышайте самооценку!!!

hello_html_33e3a879.jpghello_html_m66e395cc.jpg

Я такая ЛАПОЧКА! Я такая ЦАЦА!

На меня, КРАСАВИЦУ, не налюбоваться!

Я такая УМНИЦА! Я такая КРАЛЯ!

ВЫ такой КРАСАВИЦЫ, сроду не видали!
Я себя, ЛЮБИМУЮ, холю и лелею!   
Ах , какие плечики! Ах, какая шея!
Талия осиная, бархатная кожа!
С каждым днём , красивее!
С каждым днём, моложе!

Зубы, как жемчужины – с каждым днём, прочнее!

Ножки – загляденье, с каждым днём, стройнее!

Волосы шикарные – вам и не мечталось!

На троих готовили – мне одной досталось

НИКОГО НЕ СЛУШАЮ,

КОЛЬ СТЫДЯТ И ХАЮТ!

ПОТОМУ, ЧТО ЛУЧШАЯ,

ПОТОМУ, ЧТО  ЗНАЮ!

Вывод:

  • ЗАБОТЬТЕСЬ О СВОЕМ ПСИХИЧЕСКОМ ЗДОРОВЬЕ, КОЛЛЕГИ!

  • НЕ ДОВОДИТЕ УРОВЕНЬ ПСИХИЧЕСКИХ НАРУЗОК ДО КРИТИЧЕСКИХ!

Каждый вечер можно использовать ритуал расслабления.

– Займите удобное для себя положение. Обратите свой мысленный взор внутрь себя. Почувствуйте, как расслабляется ваше тело, каждая ваша клеточка. Дыхание становится размеренным. И вы наполняетесь приятным чувством покоя и комфорта. Теперь представьте себе то время года, которое для вас является самым приятным. Может быть, ваше воображение нарисует теплый летний денек, может, золотую осень, тихо падающий снег, а может быть, первые весенние цветы…Способы физиологической саморегуляции:

РЕЛАКСАЦИЯэто метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения.

hello_html_m71af6409.jpg

Не забывайте: работа – всего лишь часть жизни, которую нужно провести в радости и гармонии с самим собой.

Подготовил: педагог-психолог

МДОУ ДС Золотой петушок

Р.п. Средняя Ахтуба

Смирнова М.В.

2016г.

Источник

8. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она – не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.

9. Перестаньте жить за других – их жизнью. Живите своей жизнью.hello_html_m268e99c6.jpg

10. Находите время для себя, вы имеете право не только на работу, но и на частную жизнь.

11. «Свободное время педагога – это корень, питающий ветви педагогического творчества». hello_html_585663eb.jpg

12. У вас нет хобби? Обязательно найдите себе занятие по душе.

13. Время от времени вносите в вашу жизнь что-то новое: переставляйте мебель в квартире, изменяйте прическу, ходите на работу другим маршрутом… Тогда стресс будет «приставать» к вам реже. hello_html_1e22a2c1.jpg

14. Умейте отвлекаться от переживаний, связанных с работой.

15. Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.

16. Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за него его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам?

17. Дни, проведенные вдали от дома, помогут отвлечься, взглянуть на свои проблемы со стороны. hello_html_mea60743.jpg

18. Многие пытаются всюду успеть, делать больше, чем в их силах. Снизьте темп жизни! Разумнее делать меньше, но лучше, чем много, но плохо, а потом еще и переживать из-за этого «плохо».

19. Проблемы и трудности могут коснуться каждого, это норма жизни. Помните: жизнь ритмична, спады чередуются с подъемами.

20. Научитесь жить с юмором.

Смех – это отдушина. Посмеявшись над чем-то, человек чувствует себя свободнее.

Памятка

Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов

hello_html_6448102d.jpg

Профессиональное выгорание  это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Педагог-психолог: Михайленко С.И.

Стадии профессионального выгорания

Стадии профессионального выгорания

Первая стадия:

  • приглушаются эмоции, сглаживаются острота чувств и свежесть переживаний;

  • исчезают положительные эмоции, появляется отстраненность в отношениях с членами семьи;

  • возникает состояние тревожности, неудовлетворенности.

Вторая стадия:

  • возникают недоразумения с коллегами;

  • появляются антипатия, а затем и вспышки раздражения по отношению к коллегам.

Третья стадия:

  • притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру, человек становится равнодушным;

  • безразличие ко всему.

Качества, помогающие педагогу избежать профессионального выгорания

Во-первых:

  • хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни).

  • высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.

Во-вторых:

  • опыт успешного преодоления профессионального стресса;

  • способность конструктивно меняться в напряженных условиях;hello_html_m7cede8c8.jpg

  • высокая мобильность;

  • открытость;

  • общительность;

  • самостоятельность;

  • стремление опираться на собственные силы.

В-третьих:

  • способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности — как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.

Как избежать встречи с эмоциональным выгоранием

Читайте также:  Признаки у детей синдрома дауна

1. Относитесь к жизни позитивно. Помните правило: если можешь изменить ситуацию – измени ее, не можешь изменить обстоятельства – измени к ним отношение.

2. Ведите разумный образ жизни.

3. Будьте внимательны к себе.

4. Почаще прислушивайтесь к своему внутреннему голосу. Он может подсказать вам, в каких мероприятиях не следует участвовать, чтобы предупредить стресс.

5. Заботьтесь о себе: ведите здоровый образ жизни, удовлетворяйте свои  потребности в общении. Любите себя или старайтесь себе нравиться.

6. Высыпайтесь! Стресс провоцирует бессонницу, а бессонница еще больше усиливает стресс.

7. Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.

Источник

Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека.

Стадии профессионального выгорания

Первая  стадия:

  • приглушаются эмоции, сглаживаются острота чувств и свежесть переживаний;
  • исчезают положительные эмоции, появляется отстраненность в отношениях с членами семьи;
  • возникает состояние тревожности, неудовлетворенности.

Вторая  стадия:

  • возникают недоразумения с коллегами;
  • появляются антипатия, а затем и вспышки раздражения по отношению к коллегам.

Третья  стадия:

  • притупляются  представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру, человек становится равнодушным;
  • безразличие ко всему. 

ТРЕТЬЯ ГРУППА

Поведенческие симптомы:

  • ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее все труднее и труднее;
  • сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);
  • постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;
  • чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
  • невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
  • дистанцированность от коллег, повышение неадекватной критичности.

Подготовила: педагог – психолог

Ливадняя Ирина Викторовна

Симптомы профессионального выгорания

ПЕРВАЯ ГРУППА

Психофизические симптомы: 

  • чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
  • ощущение эмоционального и физического истощения;
  • снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакция страха на опасную ситуацию);
  • общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии);
  • частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
  • резкая потеря или резкое увеличение веса;
  • полная или частичная бессонница;
  • постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
  • одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
  • заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания.

Профилактика профессионального выгорания

  • НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям возможность обсуждать их вместе с вами.
  • НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.
  • НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.
  • НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе.
  • Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени.
  • Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.
  • Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе.
  • Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.

 

ВТОРАЯ ГРУППА

Социально-психологические симптомы: 

  • безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
  • повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
  • частые нервные срывы (вспышки гнева, злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств);
  • немотивированный гнев или отказ от общения, уход в себя;
  • постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
  • чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
  • чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;
  • общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).

БУКЛЕТ

Эмоциональное выгорание педагогов и способы борьбы с ним

Подготовила: педагог – психолог

Ливадняя Ирина Викторовна

2018г

Источник

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) – это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнетивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы.

На Европейской конференции ВОЗ (2005 г.) отмечено, что стресс, связанный с работой, является важной проблемой примерно                  для одной трети трудящихся стран Европейского союза.

К профессиональным факторам риска относят врачей, медицинских сестер, учителей, социальных работников, психологов, священнослужителей.

Формирование СЭВ в профессиональной деятельности социального работника может
быть связано с такими факторами, как ситуации изменения или утраты социального статуса, – риск, экстремальные условия, неопределенные ситуации. Вероятность возникновения СЭВ увеличивается в следующих условиях: вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточном признании; работа с клиентами, постоянно противодействующими усилиям помочь им; недостаточность условий для самовыражения на работе; напряженность             и конфликтность в профессиональной среде; неудовлетворенность своей профессией. Риск развития СЭВ оказывается более высоким           для молодых специалистов, и объясняется это тем, что в зрелом возрасте уже пройден этап профессионального становления и адаптации к профессии, определены конкретные цели, сформированы профессиональные интересы, выработаны механизмы профессионального
самосохранения.

Причины СЭВ. Среди главных причин СЭВ выделяют профессиональные и личностные.

Читайте также:  Сын меладзе с синдромом дауна

Стресс на рабочем месте – несоответствие между личностью и предъявляемыми                                             к ней требованиями – является ключевым компонентом СЭВ. Среди профессиональных стрессоров отмечают: обязательность работы            в строго установленном режиме дня, большая эмоциональная насыщенность актов общения, которое может длиться часами, повторяться              в течение многих лет, где клиентами выступают больные с тяжелой судьбой, неблагополучные дети и подростки, преступники и пострадавшие в катастрофах, рассказывающие о своем сокровенном, страданиях, страхах, ненависти;          а так же высокая рабочая нагрузка, отсутствие или недостаток социальной поддержки                      со стороны коллег и руководства, недостаточное вознаграждение за работу, высокая степень неопределенности в оценке выполняемой работы, невозможность влиять на принятие решений, двусмысленные, неоднозначные требования к работе, постоянный риск штрафных санкций, однообразная, монотонная и бесперспективная деятельность, необходимость внешне проявлять эмоции,               не соответствующие реалиям, отсутствие выходных, отпусков и интересов вне работы.

Развитию СЭВ так же способствуют личностные особенности: высокий уровень эмоциональной лабильности; высокий самоконтроль, особенно при волевом подавлении отрицательных эмоций; рационализация мотивов своего поведения; склонность к повышенной тревоге                             и депрессивным реакциям, связанным                         с недостижимостью “внутреннего стандарта”              и блокированием в себе негативных переживаний; ригидная личностная структура.

Признаки СЭВ. Выделяются три ключевых признака СЭВ.

Развитию СЭВ предшествует период
повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, отказывается            от потребностей, с ней не связанных, забывает  о собственных нуждах, а затем наступает первый признак – истощение. Оно определяется как чувство перенапряжения                и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. После отдыха эти явления уменьшаются, однако возобновляются                    по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию.

Вторым признаком СЭВ является личностная отстраненность.  Человека почти ничто не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика ни положительные,   ни отрицательные обстоятельства. Утрачивается интерес к клиенту, который воспринимается          на уровне неодушевленного предмета, само присутствие которого порой неприятно.

Третьим признаком является ощущение утраты собственной эффективности,                  или падение самооценки в рамках выгорания. Человек не видит перспектив в своей
профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается
вера в свои профессиональные возможности. Существует двухфакторный подход, согласно которому в СЭВ входят:

– эмоциональное истощение –
жалобы на плохое физическое самочувствие, нервное напряжение;

– деперсонализация – изменение отношений          к клиентам и к себе).

Выделяют 5 ключевых групп симптомов, характерных для СЭВ:

– физические симптомы (усталость, утомление, истощение; изменение веса; бессонница; затрудненное дыхание; тошнота, чрезмерная потливость, дрожь; повышение артериального давления; язвы и воспалительные заболевания кожи; болезни сердечно-сосудистой системы);

– эмоциональные симптомы (недостаток эмоций; пессимизм в работе и личной жизни; безразличие, усталость; ощущение беспомощности и безнадежности; агрессивность, раздражительность; тревога, беспокойство, неспособность сосредоточиться; депрессия, чувство вины; истерики, душевные страдания; потеря идеалов, надежд или профессиональных перспектив; увеличение деперсонализации своей или других; преобладает чувство одиночества);

– поведенческие симптомы (рабочее время более 45 часов в неделю; во время
работы появляется усталость и желание отдохнуть; безразличие к еде; малая
физическая нагрузка; оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств; несчастные случаи – падения, травмы, аварии и пр.);

– интеллектуальное состояние (падение интереса к новым теориям и идеям                              в работе; скука, тоска, апатия, падение вкуса             и интереса к жизни; большее предпочтение стандартным шаблонам; формальное выполнение работы);

– социальные симптомы (низкая социальная активность; падение интереса                к досугу, увлечениям; социальные контакты ограничиваются работой; скудные
отношения на работе и дома; ощущение изоляции, непонимания других и другими).

Лечение и профилактика СЭВ. Профилактические и лечебные мероприятия должны направляться на снятие действия стрессора: снятие рабочего напряжения, повышение профессиональной мотивации, выравнивание баланса между затраченными усилиями и получаемым вознаграждением, улучшение условий его труда, характер взаимоотношений в коллективе, личностные реакции и заболеваемость.

Но и сам человек, учитывая следующие рекомендации сможет предотвратить возникновение СЭВ:

– определение краткосрочных и долгосрочных целей;

– использование “тайм-аутов”, что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);

– овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию);

– профессиональное развитие                                      и самосовершенствование (курсы повышения квалификации, конференции и пр.);

– уход от ненужной конкуренции (исключение ситуаций, порождающих тревогу, что делает человека агрессивным);

– эмоциональное общение (анализировать свои чувства и делиться ими с другими);

– поддержание хорошей физической формы (отказ от вредных привычек).

Составил: педагог – психолог

Ишимова И.П.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 212 «Солнышко»

общеразвивающего вида   

Эмоциональное выгорание:     причины возникновения                      и профилактика

г. Барнаул 2016

Источник