Профилактика синдрома эмоционального выгорания буклет
«Ничто не становится для человека
такой сильной нагрузкой и таким
сильным испытанием,
как другой человек»
Джеймс Морроу
Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Профессиональное выгорание возникает в результате накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них.
Причины возникновения
профессионального выгорания:
Существуют три основных фактора, которые играют существенную роль в синдроме эмоционального сгорания — личностный, ролевой и организационный.
Исследования показали, что возраст человека, его семейное положение, стаж работы никак не связаны с уровнем эмоционального сгорания.
Развитие синдрома эмоционального сгорания у человека в современном обществе связано с наличием напряженной психоэмоциональной деятельности: активное восприятие и переработка получаемой информации, необходимость быстрого принятия многих решений. Другой фактор развития эмоциональных стрессов — дестабилизирующая организация деятельности и неблагополучная психологическая атмосфера в коллективе, на рабочем месте. Это, прежде всего, нечеткая организация и планирование труда, недостаточность необходимых технических средств бюрократические моменты, многочасовая и сверхурочная работа, наличие конфликтов как в системе «руководитель — подчиненный», так и между коллегами. Ученые выделяют еще один фактор, обусловливающий синдром эмоционального сгорания — существование психологически трудного контингента, с которым приходится работать.
Симптомы СЭВ
Физические: усталость, слабость, частые головные боли, бессонница, расстройства желудочно-кишечного тракта и т. п.
Поведенческие и психологические: неуверенность, беспокойство, частые обиды, раздражительность, подозрительность, общая негативная установка на жизненные перспективы, ощущение невостребованности и т. п.
Профилактика профессионального выгорания.
∙ Если вы заметили первые признаки выгорания, прежде всего, признайте, что они есть.
∙ Стремитесь к равновесию и гармонии, здоровому образу жизни,
∙ Удовлетворяйте потребности в общении;
∙ Старайтесь как можно больше и чаще получать удовольствие (релаксация);
∙ Отвлекайтесь от переживаний, связанных с работой.
∙ Находите смысл во всем (как в значительных событиях жизни, так и в привычных, повседневных заботах);
∙ Боритесь со своими негативными убеждениями;
∙ Повышайте уровень своего профессионального мастерства.
ЧТО НУЖНО И ЧЕГО НЕ НУЖНО ДЕЛАТЬ ПРИ ВЫГОРАНИИ
· НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами;
· НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими;
· НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь;
· НЕ ожидайте, что тяжелое состояние, характерное для выгорания, уйдет само собой.
· Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений;
· Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе;
· Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно;
· Старайтесь чаще использовать методы саморегуляции.
Способы саморегуляции
Упражнение на дыхание
Сидя или стоя постарайтесь по возможности расслабить мышцы тела и сосредоточьте внимание на дыхании.
На счет 1-2-3-4 делайте медленный глубокий вздох. На следующие четыре счета проводится задержка дыхания. Затем плавный выдох на счет 1-2-3-4-5-6. снова задержка перед следующим вдохом на счет 1-2-3-4.
Уже через 3-5 минут такого дыхания вы заметите, что ваше состояние стало заметно спокойней и уравновешенней.
Упражнение, связанное с воздействием слов
Самоприказ – это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе. Применяйте самоприказ, когда испытываете чувство гнева, раздражения.
«Разговаривать спокойно!», «Молчать, молчать!», «Не поддаваться на провокации!» – это помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики.
В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «Молодец! Умница! У тебя хорошо получается!».
Муниципальное автономное образовательное учреждение «лицей №2»г.Балаково
Синдром эмоционального выгорания
Рекомендации педагогам
2017 г.
Источник
«Профилактика эмоционального выгорания»
Термин «burnout» («выгорание», «сгорание») предложил Г. Фрейденбергер в 1974 г. для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, наблюдаемых у специалистов, работающих в системе профессий «человек-человек»
Профессиональное выгорание— это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Синдром профессионального выгорания—самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: педагогов, социальных работников, психологов, врачей, политиков, – всех, чья деятельность невозможна без общения.
Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека.
Чтобы избежать встречи с синдромом эмоционального выгорания, нужно:
1.Не скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.
2. Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.
3. Не избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.
4. Разрешите себе побыть некоторое время в одиночестве.
5. Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.
6. Сделайте себе небольшой подарок (букет цветов, билет в театр или на спортивное соревнование, поужинайте в кафе и т.п).
7. Любите себя или, по крайней мере, старайтесь себе нравиться.
8. Займитесь тем, чем вы давно уже хотели заняться, но на что никогда не хватало времени.
9. Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.
10. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
Профилактика эмоционального выгорания
Регулярный активный отдых, общение с природой
Раскрытие собственных творческих возможностей, работа на перспективу, поиск нового в старом.
Умение видеть и ценить результат.
Рациональное отношение к происходящему: замена чувства вины на чувство ответственности.
Планирование своего дня, недели, месяца.
Здоровый образ жизни.
Хобби, танцы, увлечения
Вкусная еда
Для профилактики эмоционального выгорания, использовать приемы саморегуляции для быстрого снятия сильного эмоционального и физического напряжения:
Умение снимать мышечные зажимы позволяет снять нервно-психическое напряжение. Клин клином вышибают. Что бы достичь максимального расслабления нужно напрячься максимально сильно.
Упражнение «Сосулька»
Упражнение «Радуга»
Упражнение «Напряжение-расслабление»
Упражнение «Муха»
Рекомендации
1.Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их в психосоматику. Как это можно сделать в условиях работы в детском саду, в школе:
— резко встать и пройтись;
— быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги;
— измалевать листок бумаги, измять и выбросить.
2. Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.
3. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, «смывайте» их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.
4. Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!
САМОВНУШЕНИЕ И САМОПООЩРЕНИЕ
Находите возможность хвалить себя течение рабочего дня не менее 3–5 раз.
В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «МОЛОДЕЦ!», «УМНИЦА!», «ЗДОРОВО ПОЛУЧИЛОСЬ!», «Я ОТЛИЧНО СПРАВИЛАСЬ!», «КАК Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ!».
Дарите себе подарочки и милые безделушки.
Начните с любви к себе!!!!! Повышайте самооценку!!!
Я такая ЛАПОЧКА! Я такая ЦАЦА!
На меня, КРАСАВИЦУ, не налюбоваться!
Я такая УМНИЦА! Я такая КРАЛЯ!
ВЫ такой КРАСАВИЦЫ, сроду не видали!
Я себя, ЛЮБИМУЮ, холю и лелею!
Ах , какие плечики! Ах, какая шея!
Талия осиная, бархатная кожа!
С каждым днём , красивее!
С каждым днём, моложе!
Зубы, как жемчужины – с каждым днём, прочнее!
Ножки – загляденье, с каждым днём, стройнее!
Волосы шикарные – вам и не мечталось!
На троих готовили – мне одной досталось
НИКОГО НЕ СЛУШАЮ,
КОЛЬ СТЫДЯТ И ХАЮТ!
ПОТОМУ, ЧТО ЛУЧШАЯ,
ПОТОМУ, ЧТО ЗНАЮ!
Вывод:
ЗАБОТЬТЕСЬ О СВОЕМ ПСИХИЧЕСКОМ ЗДОРОВЬЕ, КОЛЛЕГИ!
НЕ ДОВОДИТЕ УРОВЕНЬ ПСИХИЧЕСКИХ НАРУЗОК ДО КРИТИЧЕСКИХ!
Каждый вечер можно использовать ритуал расслабления.
– Займите удобное для себя положение. Обратите свой мысленный взор внутрь себя. Почувствуйте, как расслабляется ваше тело, каждая ваша клеточка. Дыхание становится размеренным. И вы наполняетесь приятным чувством покоя и комфорта. Теперь представьте себе то время года, которое для вас является самым приятным. Может быть, ваше воображение нарисует теплый летний денек, может, золотую осень, тихо падающий снег, а может быть, первые весенние цветы…Способы физиологической саморегуляции:
РЕЛАКСАЦИЯ— это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения.
Не забывайте: работа – всего лишь часть жизни, которую нужно провести в радости и гармонии с самим собой.
Подготовил: педагог-психолог
МДОУ ДС Золотой петушок
Р.п. Средняя Ахтуба
Смирнова М.В.
2016г.
Источник
8. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она – не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
9. Перестаньте жить за других – их жизнью. Живите своей жизнью.
10. Находите время для себя, вы имеете право не только на работу, но и на частную жизнь.
11. «Свободное время педагога – это корень, питающий ветви педагогического творчества».
12. У вас нет хобби? Обязательно найдите себе занятие по душе.
13. Время от времени вносите в вашу жизнь что-то новое: переставляйте мебель в квартире, изменяйте прическу, ходите на работу другим маршрутом… Тогда стресс будет «приставать» к вам реже.
14. Умейте отвлекаться от переживаний, связанных с работой.
15. Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.
16. Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за него его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам?
17. Дни, проведенные вдали от дома, помогут отвлечься, взглянуть на свои проблемы со стороны.
18. Многие пытаются всюду успеть, делать больше, чем в их силах. Снизьте темп жизни! Разумнее делать меньше, но лучше, чем много, но плохо, а потом еще и переживать из-за этого «плохо».
19. Проблемы и трудности могут коснуться каждого, это норма жизни. Помните: жизнь ритмична, спады чередуются с подъемами.
20. Научитесь жить с юмором.
Смех – это отдушина. Посмеявшись над чем-то, человек чувствует себя свободнее.
Памятка
Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов
Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Педагог-психолог: Михайленко С.И.
Стадии профессионального выгорания
Стадии профессионального выгорания
Первая стадия:
приглушаются эмоции, сглаживаются острота чувств и свежесть переживаний;
исчезают положительные эмоции, появляется отстраненность в отношениях с членами семьи;
возникает состояние тревожности, неудовлетворенности.
Вторая стадия:
возникают недоразумения с коллегами;
появляются антипатия, а затем и вспышки раздражения по отношению к коллегам.
Третья стадия:
притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру, человек становится равнодушным;
безразличие ко всему.
Качества, помогающие педагогу избежать профессионального выгорания
Во-первых:
хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни).
высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.
Во-вторых:
опыт успешного преодоления профессионального стресса;
способность конструктивно меняться в напряженных условиях;
высокая мобильность;
открытость;
общительность;
самостоятельность;
стремление опираться на собственные силы.
В-третьих:
способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности — как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.
Как избежать встречи с эмоциональным выгоранием
1. Относитесь к жизни позитивно. Помните правило: если можешь изменить ситуацию – измени ее, не можешь изменить обстоятельства – измени к ним отношение.
2. Ведите разумный образ жизни.
3. Будьте внимательны к себе.
4. Почаще прислушивайтесь к своему внутреннему голосу. Он может подсказать вам, в каких мероприятиях не следует участвовать, чтобы предупредить стресс.
5. Заботьтесь о себе: ведите здоровый образ жизни, удовлетворяйте свои потребности в общении. Любите себя или старайтесь себе нравиться.
6. Высыпайтесь! Стресс провоцирует бессонницу, а бессонница еще больше усиливает стресс.
7. Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.
Источник
Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека.
Стадии профессионального выгорания
Первая стадия:
- приглушаются эмоции, сглаживаются острота чувств и свежесть переживаний;
- исчезают положительные эмоции, появляется отстраненность в отношениях с членами семьи;
- возникает состояние тревожности, неудовлетворенности.
Вторая стадия:
- возникают недоразумения с коллегами;
- появляются антипатия, а затем и вспышки раздражения по отношению к коллегам.
Третья стадия:
- притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру, человек становится равнодушным;
- безразличие ко всему.
ТРЕТЬЯ ГРУППА
Поведенческие симптомы:
- ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее все труднее и труднее;
- сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);
- постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;
- чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
- невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
- дистанцированность от коллег, повышение неадекватной критичности.
Подготовила: педагог – психолог
Ливадняя Ирина Викторовна
Симптомы профессионального выгорания
ПЕРВАЯ ГРУППА
Психофизические симптомы:
- чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
- ощущение эмоционального и физического истощения;
- снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакция страха на опасную ситуацию);
- общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии);
- частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
- резкая потеря или резкое увеличение веса;
- полная или частичная бессонница;
- постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
- одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
- заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания.
Профилактика профессионального выгорания
- НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям возможность обсуждать их вместе с вами.
- НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.
- НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.
- НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе.
- Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени.
- Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.
- Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе.
- Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.
ВТОРАЯ ГРУППА
Социально-психологические симптомы:
- безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
- повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
- частые нервные срывы (вспышки гнева, злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств);
- немотивированный гнев или отказ от общения, уход в себя;
- постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
- чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
- чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;
- общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).
БУКЛЕТ
Эмоциональное выгорание педагогов и способы борьбы с ним
Подготовила: педагог – психолог
Ливадняя Ирина Викторовна
2018г
Источник
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) – это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнетивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы.
На Европейской конференции ВОЗ (2005 г.) отмечено, что стресс, связанный с работой, является важной проблемой примерно для одной трети трудящихся стран Европейского союза.
К профессиональным факторам риска относят врачей, медицинских сестер, учителей, социальных работников, психологов, священнослужителей.
Формирование СЭВ в профессиональной деятельности социального работника может
быть связано с такими факторами, как ситуации изменения или утраты социального статуса, – риск, экстремальные условия, неопределенные ситуации. Вероятность возникновения СЭВ увеличивается в следующих условиях: вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточном признании; работа с клиентами, постоянно противодействующими усилиям помочь им; недостаточность условий для самовыражения на работе; напряженность и конфликтность в профессиональной среде; неудовлетворенность своей профессией. Риск развития СЭВ оказывается более высоким для молодых специалистов, и объясняется это тем, что в зрелом возрасте уже пройден этап профессионального становления и адаптации к профессии, определены конкретные цели, сформированы профессиональные интересы, выработаны механизмы профессионального
самосохранения.
Причины СЭВ. Среди главных причин СЭВ выделяют профессиональные и личностные.
Стресс на рабочем месте – несоответствие между личностью и предъявляемыми к ней требованиями – является ключевым компонентом СЭВ. Среди профессиональных стрессоров отмечают: обязательность работы в строго установленном режиме дня, большая эмоциональная насыщенность актов общения, которое может длиться часами, повторяться в течение многих лет, где клиентами выступают больные с тяжелой судьбой, неблагополучные дети и подростки, преступники и пострадавшие в катастрофах, рассказывающие о своем сокровенном, страданиях, страхах, ненависти; а так же высокая рабочая нагрузка, отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и руководства, недостаточное вознаграждение за работу, высокая степень неопределенности в оценке выполняемой работы, невозможность влиять на принятие решений, двусмысленные, неоднозначные требования к работе, постоянный риск штрафных санкций, однообразная, монотонная и бесперспективная деятельность, необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реалиям, отсутствие выходных, отпусков и интересов вне работы.
Развитию СЭВ так же способствуют личностные особенности: высокий уровень эмоциональной лабильности; высокий самоконтроль, особенно при волевом подавлении отрицательных эмоций; рационализация мотивов своего поведения; склонность к повышенной тревоге и депрессивным реакциям, связанным с недостижимостью “внутреннего стандарта” и блокированием в себе негативных переживаний; ригидная личностная структура.
Признаки СЭВ. Выделяются три ключевых признака СЭВ.
Развитию СЭВ предшествует период
повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах, а затем наступает первый признак – истощение. Оно определяется как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. После отдыха эти явления уменьшаются, однако возобновляются по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию.
Вторым признаком СЭВ является личностная отстраненность. Человека почти ничто не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика ни положительные, ни отрицательные обстоятельства. Утрачивается интерес к клиенту, который воспринимается на уровне неодушевленного предмета, само присутствие которого порой неприятно.
Третьим признаком является ощущение утраты собственной эффективности, или падение самооценки в рамках выгорания. Человек не видит перспектив в своей
профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается
вера в свои профессиональные возможности. Существует двухфакторный подход, согласно которому в СЭВ входят:
– эмоциональное истощение –
жалобы на плохое физическое самочувствие, нервное напряжение;
– деперсонализация – изменение отношений к клиентам и к себе).
Выделяют 5 ключевых групп симптомов, характерных для СЭВ:
– физические симптомы (усталость, утомление, истощение; изменение веса; бессонница; затрудненное дыхание; тошнота, чрезмерная потливость, дрожь; повышение артериального давления; язвы и воспалительные заболевания кожи; болезни сердечно-сосудистой системы);
– эмоциональные симптомы (недостаток эмоций; пессимизм в работе и личной жизни; безразличие, усталость; ощущение беспомощности и безнадежности; агрессивность, раздражительность; тревога, беспокойство, неспособность сосредоточиться; депрессия, чувство вины; истерики, душевные страдания; потеря идеалов, надежд или профессиональных перспектив; увеличение деперсонализации своей или других; преобладает чувство одиночества);
– поведенческие симптомы (рабочее время более 45 часов в неделю; во время
работы появляется усталость и желание отдохнуть; безразличие к еде; малая
физическая нагрузка; оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств; несчастные случаи – падения, травмы, аварии и пр.);
– интеллектуальное состояние (падение интереса к новым теориям и идеям в работе; скука, тоска, апатия, падение вкуса и интереса к жизни; большее предпочтение стандартным шаблонам; формальное выполнение работы);
– социальные симптомы (низкая социальная активность; падение интереса к досугу, увлечениям; социальные контакты ограничиваются работой; скудные
отношения на работе и дома; ощущение изоляции, непонимания других и другими).
Лечение и профилактика СЭВ. Профилактические и лечебные мероприятия должны направляться на снятие действия стрессора: снятие рабочего напряжения, повышение профессиональной мотивации, выравнивание баланса между затраченными усилиями и получаемым вознаграждением, улучшение условий его труда, характер взаимоотношений в коллективе, личностные реакции и заболеваемость.
Но и сам человек, учитывая следующие рекомендации сможет предотвратить возникновение СЭВ:
– определение краткосрочных и долгосрочных целей;
– использование “тайм-аутов”, что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);
– овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию);
– профессиональное развитие и самосовершенствование (курсы повышения квалификации, конференции и пр.);
– уход от ненужной конкуренции (исключение ситуаций, порождающих тревогу, что делает человека агрессивным);
– эмоциональное общение (анализировать свои чувства и делиться ими с другими);
– поддержание хорошей физической формы (отказ от вредных привычек).
Составил: педагог – психолог
Ишимова И.П.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 212 «Солнышко»
общеразвивающего вида
Эмоциональное выгорание: причины возникновения и профилактика
г. Барнаул 2016
Источник