Профилактика синдрома эмоционального выгорания диплом
Рассмотрение синдрома эмоционального выгорания как риска, связанного с деятельностью в социальной работе. Исследование влияния социально-психологических факторов на формирование феномена “эмоционального выгорания” и его психологическая профилактика.
Влияние негативных последствий выгорания на личность и организацию. Роль организационной культуры в проявлениях профессионального стресса у сотрудников. Исследование Д.В. Воронковой организационно-психологических факторов эмоционального истощения.
статья, добавлен 12.01.2018
Изучение психологических особенностей синдрома эмоционального выгорания на базе ГУЗ “Краевой клинический центр онкологии”. Методика диагностики уровня эмпатических способностей у медицинских сестер по Бойко, их личностные и профессиональные особенности.
статья, добавлен 30.09.2018
Понятие синдрома эмоционального выгорания. Профессиональные требования к личностным качествам педагога. Организация экспериментального исследования и характеристика психодиагностических методик. Негативные коммуникативные установки и болезненные ощущения.
дипломная работа, добавлен 10.06.2011
Стадии развития синдрома эмоционального выгорания по М. Буришу. Динамические процессуальные модели Б. Перлмана и Е. Хартмана, описывающих феномен. Личностные и профессиональные факторы, способствующие формированию симптоматики у социального работника.
курсовая работа, добавлен 08.12.2014
Проявление агрессии и её снижение в работе сотрудников органов внутренних дел. Содержание программ снижения эмоционального выгорания. Методы математической статистики. Изучение ключевых особенностей эмоционального состояния сотрудников ППС МВД РФ.
дипломная работа, добавлен 27.12.2016
Феномен “выгорания” в зарубежной психологии: эмпирические исследования. Причины и симптомы профессионального выгорания, которое имеет негативные последствия межличностных рабочих коммуникаций. Профилактика синдрома эмоционального выгорания работников.
реферат, добавлен 25.07.2016
Теоретические аспекты изучения синдрома эмоционального “выгорания” в профессиональной деятельности личности. Внешние и внутренние факторы, обуславливающие синдром профессионального выгорания. Фазы развития синдрома профессионального выгорания по Буришу.
курсовая работа, добавлен 03.10.2014
Эмпирическое исследование профессиональной мотивации и уровня эмоционального выгорания у летного состава международного аэропорта. Корреляционные связи профессиональной мотивации с уровнями эмоционального выгорания по методике Н. Водопьяновой, В. Бойко.
статья, добавлен 09.02.2019
Эмоциональное выгорание как процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии. Основные организационные факторы, способствующие эмоциональному выгоранию в работе врача. Профессиональные факторы риска и личные особенности.
лекция, добавлен 13.01.2012
Анализ особенностей влияния копинг-поведения на эмоциональное выгорание у сотрудников психологически – социальной сферы деятельности. Характеристика особенностей синдрома эмоционального выгорания у сотрудников психолого–социальной сферы деятельности.
статья, добавлен 17.04.2019
Источник
Ôàêòîðû, äåòåðìèíèðóþùèå ôîðìèðîâàíèå ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ, åãî âëèÿíèå íà ëè÷íîñòü ïðîôåññèîíàëà. Ñòðåññîóñòîé÷èâîñòü ëè÷íîñòè è ñïîñîáû ñàìîðåãóëÿöèè íåáëàãîïðèÿòíûõ ýìîöèîíàëüíûõ ñîñòîÿíèé. Àêòèâèçèðóþùèå òåõíèêè è ìåòîäû ðåëàêñàöèè.
Ðóáðèêà | Ïñèõîëîãèÿ |
Âèä | êóðñîâàÿ ðàáîòà |
ßçûê | ðóññêèé |
Äàòà äîáàâëåíèÿ | 05.10.2015 |
Ðàçìåð ôàéëà | 92,1 K |
Îòïðàâèòü ñâîþ õîðîøóþ ðàáîòó â áàçó çíàíèé ïðîñòî. Èñïîëüçóéòå ôîðìó, ðàñïîëîæåííóþ íèæå
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Îãëàâëåíèå
- Ââåäåíèå
- 1. Ïîíÿòèå “ýìîöèîíàëüíîå âûãîðàíèå” â èñòîðè÷åñêîì è ñîâðåìåííîì êîíòåêñòå
- 2. Ñòàäèè ðàçâèòèÿ ñèíäðîìà è åãî âëèÿíèå íà ëè÷íîñòü ïðîôåññèîíàëà
- 3. Ñèìïòîìû ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ
- 4. Ôàêòîðû, äåòåðìèíèðóþùèå ôîðìèðîâàíèå ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ
- 5. Ìåòîäû äèàãíîñòèêè ñèíäðîìà
- 6. Ëè÷íûå îñîáåííîñòè êàê ñïîñîá ïðîôèëàêòèêè ñèíäðîìà
- 7. Ñïîñîáû ñàìîðåãóëÿöèè íåáëàãîïðèÿòíûõ ýìîöèîíàëüíûõ ñîñòîÿíèé
- 8. Ïðèåìû âèçóàëèçàöèè â ïðîôèëàêòèêå ñèíäðîìà âûãîðàíèÿ
- 9. Àêòèâèçèðóþùèå òåõíèêè è ìåòîäû ðåëàêñàöèè
- 10. Ýêçèñòåíöèàëüíàÿ ïðîôèëàêòèêà
- Çàêëþ÷åíèå
- Ñïèñîê èñïîëüçîâàííîé ëèòåðàòóðû
- Ïðèëîæåíèå 1. Òåñò íà ñàìîîöåíêó ñòðåññîóñòîé÷èâîñòè ëè÷íîñòè (àâòîðû: Ë.Ï. Ïîíîìàðåíêî, Ð.Â. Áåëîóñîâà)
- Ïðèëîæåíèå 2. Ìåòîäèêà “Ïðîãíîç”
3. Ñèìïòîì “ëè÷íîñòíîé îòñòðàíåííîñòè, èëè äåïåðñîíàëèçàöèè“.
Ïðîÿâëÿåòñÿ â øèðîêîì äèàïàçîíå óìîíàñòðîåíèé è ïîñòóïêîâ ïðîôåññèîíàëà â ïðîöåññå îáùåíèÿ.
Ïðåæäå âñåãî îòìå÷àåòñÿ ïîëíàÿ èëè ÷àñòè÷íàÿ óòðàòà èíòåðåñà ê ÷åëîâåêó êàê ñóáúåêòó ïðîôåññèîíàëüíîãî äåéñòâèÿ.
Îí âîñïðèíèìàåòñÿ êàê íåîäóøåâëåííûé ïðåäìåò, êàê îáúåêò äëÿ ìàíèïóëÿöèé – ñ íèì ïðèõîäèòñÿ ÷òî-òî äåëàòü. Îáúåêò òÿãîòèò ñâîèìè ïðîáëåìàìè, ïîòðåáíîñòÿìè, íåïðèÿòíî åãî ïðèñóòñòâèå, ñàì ôàêò åãî ñóùåñòâîâàíèÿ. Ìåòàñòàçû “âûãîðàíèÿ” ïðîíèêàþò â óñòàíîâêè, ïðèíöèïû è ñèñòåìó öåííîñòåé ëè÷íîñòè. Âîçíèêàåò äåïåðñîíàëèçèðîâàííûé çàùèòíûé ýìîöèîíàëüíî-âîëåâîé àíòèãóìàíèñòè÷åñêèé íàñòðîé. Ëè÷íîñòü óòâåðæäàåò, ÷òî ðàáîòà ñ ëþäüìè íå èíòåðåñíà, íå äîñòàâëÿåò óäîâëåòâîðåíèÿ, íå ïðåäñòàâëÿåò ñîöèàëüíîé öåííîñòè.  íàèáîëåå òÿæåëûõ ôîðìàõ “âûãîðàíèÿ” ëè÷íîñòü ðüÿíî çàùèùàåò ñâîþ àíòèãóìàíèñòè÷åñêóþ ôèëîñîôèþ “íåíàâèæó”, “ïðåçèðàþ”, “âçÿòü áû àâòîìàò è âñåõ”.
 òàêèõ ñëó÷àÿõ “âûãîðàíèå” ñìûêàåòñÿ ñ ïñèõîïàòîëîãè÷åñêèìè ïðîÿâëåíèÿìè ëè÷íîñòè, ñ íåâðîçîïîäîáíûìè èëè ïñèõîïàòè÷åñêèìè ñîñòîÿíèÿìè. Òàêèì ëè÷íîñòÿì ïðîòèâîïîêàçàíà ñèÿ ïðîôåññèîíàëüíàÿ äåÿòåëüíîñòü. Íî, óâû, îíè åþ çàíÿòû, ïîñêîëüêó íåò ïñèõîëîãè÷åñêîãî ïîäáîðà êàäðîâ è àòòåñòàöèè.
4. Ñèìïòîì “ïñèõîñîìàòè÷åñêèõ è ïñèõîâåãåòàòèâíûõ íàðóøåíèé“.
Êàê ñëåäóåò èç íàçâàíèÿ, ñèìïòîì ïðîÿâëÿåòñÿ íà óðîâíå ôèçè÷åñêîãî è ïñèõè÷åñêîãî ñàìî÷óâñòâèÿ. Îáû÷íî îí îáðàçóåòñÿ ïî óñëîâíî-ðåôëåêòîðíîé ñâÿçè íåãàòèâíîãî ñâîéñòâà. Ìíîãîå èç òîãî, ÷òî êàñàåòñÿ ñóáúåêòîâ ïðîôåññèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòè, ïðîâîöèðóåò îòêëîíåíèÿ â ñîìàòè÷åñêèõ èëè ïñèõè÷åñêèõ ñîñòîÿíèÿõ. Ïîðîé äàæå ìûñëü î òàêèõ ñóáúåêòàõ èëè êîíòàêò ñ íèìè âûçûâàåò ïëîõîå íàñòðîåíèå, áåññîííèöó, ÷óâñòâî ñòðàõà, íåïðèÿòíûå îùóùåíèÿ â îáëàñòè ñåðäöà, ñîñóäèñòûå ðåàêöèè, îáîñòðåíèÿ õðîíè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé. Ïåðåõîä ðåàêöèé ñ óðîâíÿ ýìîöèé íà óðîâåíü ïñèõîñîìàòèêè ñâèäåòåëüñòâóåò î òîì, ÷òî ýìîöèîíàëüíàÿ çàùèòà – “âûãîðàíèå” – ñàìîñòîÿòåëüíî óæå íå ñïðàâëÿþòñÿ ñ íàãðóçêàìè, è ýíåðãèÿ ýìîöèé ïåðåðàñïðåäåëÿåòñÿ ìåæäó äðóãèìè ïîäñèñòåìàìè èíäèâèäà [3]. Òàêèì ñïîñîáîì îðãàíèçì ñïàñàåò ñåáÿ îò ðàçðóøèòåëüíîé ìîùè ýìîöèîíàëüíîé ýíåðãèè.
 îòå÷åñòâåííîé ïñèõîëîãèè âûãîðàíèå ðàññìàòðèâàåòñÿ êàê ñëîæíîå èíòåãðàëüíîå îáðàçîâàíèå, âêëþ÷àþùåå ýìîöèîíàëüíûå, ìîòèâàöèîííûå, êîãíèòèâíûå, ïîâåäåí÷åñêèå è ñîìàòè÷åñêèå êîìïîíåíòû, êîòîðûå, îáðàçóÿ ñèìïòîìîêîìïëåêñû, îáúåäèíÿþòñÿ, â êîíå÷íîì èòîãå, â áàçîâûå ïîäñòðóêòóðû. Ñòðóêòóðíàÿ îðãàíèçàöèÿ âûãîðàíèÿ ïðîÿâëÿåòñÿ â äâóõ ïëîñêîñòÿõ: èåðàðõè÷åñêîé (âåðòèêàëüíîé) è ãîðèçîíòàëüíîé. Âåðòèêàëüíàÿ ïëîñêîñòü ïðîÿâëÿåòñÿ â óñòàíîâëåíèè èåðàðõè÷åñêèõ îòíîøåíèé ìåæäó ñèìïòîìàìè è äîìèíèðîâàíèè îòäåëüíûõ èõ êàòåãîðèé â çàâèñèìîñòè îò óðîâíÿ âûðàæåííîñòè âûãîðàíèÿ. Ãîðèçîíòàëüíûå âçàèìîñâÿçè çàêëþ÷àþòñÿ â îáúåäèíåíèè êîíêðåòíûõ ñèìïòîìîâ â ñèìïòîìîêîìïëåêñû è èõ ïîñëåäóþùåé èíòåãðàöèè â áàçîâûå ïîäñòðóêòóðû. Ñòðóêòóðà âûãîðàíèÿ ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé äèíàìè÷íîå îáðàçîâàíèå. Ýòî îçíà÷àåò, ÷òî êîëè÷åñòâåííûé è êà÷åñòâåííûé ñîñòàâ âûãîðàíèÿ îïðåäåëÿåòñÿ ñîäåðæàíèåì ïðîôåññèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòè. Åñëè â ïðîôåññèÿõ ñóáúåêò-ñóáúåêòíîãî òèïà ñòðóêòóðà âûãîðàíèÿ âêëþ÷àåò òðè òðàäèöèîííî âûäåëÿåìûõ êîìïîíåíòà: ïñèõîýìîöèîíàëüíîå èñòîùåíèå, öèíèçì è ñàìîîöåíêó ïðîôåññèîíàëüíîé ýôôåêòèâíîñòè, òî â ïðîôåññèÿõ ñóáúåêò-îáúåêòíîãî òèïà äàííàÿ ñòðóêòóðà âûðàæåíà ìåíåå îò÷åòëèâî è ïðèáëèæàåòñÿ ê äâóõôàêòîðíîé çà ñ÷åò ÷àñòè÷íîãî ðàñòâîðåíèÿ ïîäñòðóêòóðû öèíèçìà ìåæäó îñòàëüíûìè è êà÷åñòâåííîé ïåðåñòðîéêè åãî ñîäåðæàíèÿ.
Òàêèì îáðàçîì, ñèíäðîì âûãîðàíèÿ âîçíèêàåò â ñâÿçè ñ ýìîöèîíàëüíûì èñòîùåíèåì íà ôîíå ÷ðåçìåðíûõ íàãðóçîê èëè ÷ðåçìåðíûõ òðåáîâàíèé. Èñòîùåíèå ÿâëÿåòñÿ ïðè÷èíîé îáåäíåíèÿ, ôîðìàëèçàöèè îòíîøåíèé è óòðàòû äîâåðèÿ ê ñàìîìó ñåáå, ñâÿçàííîãî ñî ñíèæåíèåì ýôôåêòèâíîñòè äåÿòåëüíîñòè [10]. Ïðè ýòîì ñèíäðîì ïðîÿâëÿåòñÿ íàðàñòàþùèì áåçðàçëè÷èåì ê ñâîèì îáÿçàííîñòÿì è ïðîèñõîäÿùåìó íà ðàáîòå, äåãóìàíèçàöèåé â ôîðìå íåãàòèâèçìà ïî îòíîøåíèþ êàê ê äðóãèì ëþäÿì (â òîì ÷èñëå è ê ñîòðóäíèêàì), îùóùåíèåì ñîáñòâåííîé ïðîôåññèîíàëüíîé íåñîñòîÿòåëüíîñòè, íåóäîâëåòâîðåííîñòè ðàáîòîé, â ÿâëåíèÿõ äåïåðñîíàëèçàöèè, à â êîíå÷íîì èòîãå â ðåçêîì óõóäøåíèè êà÷åñòâà æèçíè.  äàëüíåéøåì ó ëè÷íîñòè ìîãóò ðàçâèâàòüñÿ íåâðîòè÷åñêèå ðàññòðîéñòâà è ïñèõîñîìàòè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ.
…
Ïîäîáíûå äîêóìåíòû
Ñàìîðåãóëÿöèÿ ó÷èòåëÿ êàê ôàêòîð ïðîôåññèîíàëüíîé êîìïåòåíöèè. Ñïîñîáû ïñèõîëîãè÷åñêîé çàùèòû ó÷èòåëÿ. Òåõíèêè ðåëàêñàöèè è ñïåöèàëüíûå óïðàæíåíèÿ. Íàâûêè ïñèõè÷åñêîé ñàìîðåãóëÿöèè êàê âíóòðåííèé ðåñóðñ (ïðîôèëàêòèêà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ïåäàãîãîâ).
êóðñîâàÿ ðàáîòà [770,9 K], äîáàâëåí 08.09.2015
Àíàëèç íàðóøåíèé ýìîöèîíàëüíîé ñôåðû ëè÷íîñòè ñ ïîçèöèé ñîöèàëüíîé ïñèõîëîãèè. Ïðè÷èíû ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ, ôàêòîðû è ñòàäèè åãî ðàçâèòèÿ. Ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêèå õàðàêòåðèñòèêè, âëèÿþùèå íà ðàçâèòèå ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [69,7 K], äîáàâëåí 19.01.2016
Ïîíÿòèå ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ, åãî ñèìïòîìû, ïðè÷èíû è ýòàïû. Ëè÷íîñòü ó÷èòåëÿ – èíñòðóìåíò ïåäàãîãè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè. Ïðîôåññèîíàëüíûé ñòðåññ è ïðîáëåìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ â äåÿòåëüíîñòè ó÷èòåëÿ. Òðåíèíã ýìîöèîíàëüíîé ñàìîðåãóëÿöèè.
äèïëîìíàÿ ðàáîòà [284,9 K], äîáàâëåí 07.05.2011
Èçó÷åíèå ïîäõîäîâ ê îïðåäåëåíèþ ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ êàê ñïåöèôè÷åñêîãî ðåçóëüòàòà äåéñòâèÿ ñòðåññà. Êëþ÷åâûå îñîáåííîñòè ïðîôåññèè ó÷èòåëÿ, ñâÿçàííûå ñ ðèñêîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Ñïîñîáû ïðîôèëàêòèêè è óñòðàíåíèÿ ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ.
äèïëîìíàÿ ðàáîòà [899,6 K], äîáàâëåí 27.10.2014
Ñèíäðîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ, åãî õàðàêòåðèñòèêà è ñòàäèè. Èñòîðèÿ è ìîäåëè èçó÷åíèÿ “ñèíäðîìà âûãîðàíèÿ”. Ïðîôåññèÿ è “âûãîðàíèå”. Ëå÷åíèå è ïðîôèëàêòèêà ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Èññëåäîâàíèå ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ó ñòóäåíòîâ-ïñèõîëîãîâ.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [113,3 K], äîáàâëåí 18.06.2009
- ãëàâíàÿ
- ðóáðèêè
- ïî àëôàâèòó
- âåðíóòüñÿ â íà÷àëî ñòðàíèöû
- âåðíóòüñÿ ê íà÷àëó òåêñòà
- âåðíóòüñÿ ê ïîäîáíûì ðàáîòàì
Источник
«Профилактика синдрома эмоционального выгорания
в профессиональной деятельности специалиста»
Всякая профессиональная деятельность, связанная с большой эмоциональной вовлечённостью, ответственностью, может стать причиной возникновения синдрома, признаками которого является снижение настроения, нежелание идти на работу, неудовлетворённость собой и увеличение проблем в общении. Поэтому профилактика профессионального выгорания становится сегодня одной из важных задач каждого специалиста и администрации учреждения в целом.
В рамках сегодняшнего выступления я предлагаю вам познакомиться с важной теоретической информацией о синдроме и практическими методами его профилактики.
Что же такое синдром профессионального выгорания?
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) – отрицательное воздействие профессиональной деятельности на личность в сфере человек-человек, проявляющееся в виде определенных изменений в поведении и состоянии человека.
Этот термин стал применяться в нашей стране сравнительно недавно и описывает состояние деморализации, разочарования и крайней усталости, энергетического истощения, чувства перегруженности проблемами других людей. Это профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, – всех, чья деятельность невозможна без общения.
Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. Оно ведёт к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. Это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.
Стадии профессионального выгорания
Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии (Маслач, 1982) – три лестничных пролёта в глубины профессиональной непригодности:
1-я стадия:
- начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы всё пока нормально, но … скучно и пусто на душе;
- исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстранённость в отношениях с членами семьи;
- возникает состояние тревожности, неудовлетворённости; возвращаясь домой, всё чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»
2-я стадия:
- возникают недоразумения с клиентами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;
- неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии клиентов – вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала – это осознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.
3-я стадия:
- притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;
- такой человек по привычке может ещё сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.
Три аспекта (последствия) профессионального выгорания
Последствие | Проявления |
Первый – снижение самооценки | Как следствие, такие “сгоревшие” работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем они могут перейти в агрессию и отчаяние. |
Второй – одиночество. | Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с клиентами. Преобладают объект-объектные отношения. |
Третий – эмоциональное истощение, соматизация | Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям – гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д. |
Симптомы профессионального выгорания
Первая группа – психофизические симптомы:
- чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
- ощущение эмоционального и физического истощения;
- снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новыизны или реакции страха на опасную ситуацию);
- общая астенизация (слабость, снижение активности иэнергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);
- частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
- резкая потеря или резкое увеличение веса;
- полная или частичная бессонница;
- постоянное заторможенное. Сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
- одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
- заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.
Вторая группа – социально-психологические симптомы:
- безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
- повышенная раздражительность на незначительные , мелкие события;
- частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказа от общения, уход в себя);
- постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней стимуляции причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
- чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
- чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получается» или «я не справлюсь»;
- общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, всё равно ничего не получится»).
Третья группа – поведенческие симптомы:
- ощущение, что работа становится всё тяжелее и тяжелее, а выполнять её – всё труднее и труднее;
- сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);
- постоянно, без необходимости, берёт работу домой, но дома её не делает;
- руководитель затрудняется в принятии решений;
- чувство бесполезности, невериев улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
- невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или неосознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
- дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;
- злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.
Для проведения диагностики или самодиагностики профессионального выгорания существуют различные методики:
- опросник В.В.Бойко, предназначенный для диагностики уровня эмоционального выгорания;
- опросник MBI (К.Маслач и С.Джексон в адаптации Н.Е.Водопьяновой);
- Экспресс-диагностика «выгорания» и др.
А сейчас я вам предлагаю провести экспресс-диагностику «выгорания»:
На следующие предложения отвечайте «да» или «нет». Количество положительных ответов подсчитайте | |||
1 | Когда в воскресенье в полдень я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток выходных уже испорчен | да | нет |
2 | Если бы у меня бала возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал (а) бы это без промедления | да | нет |
3 | Коллеги по работе раздражают меня: невозможно терпеть их одни и те же разговоры | да | нет |
4 | То, насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия клиенты (пациенты, ученики, посетители, заказчики) | да | нет |
5 | На протяжении последних трех месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т.д. | да | нет |
6 | Коллегам (ученикам, посетителям, заказчикам и т.д.) я придумал (а) обидные прозвища (например, «идиоты»), которые использую мысленно | да | нет |
7 | С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной | да | нет |
8 | О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое | да | нет |
9 | Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется и послать ее ко всем чертям | да | нет |
10 | За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул (а) бы что-нибудь новенькое | да | нет |
Оценка результатов
0 -1 балл – синдром выгорания вам не грозит
2 – 6 баллов – вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел
7- 9 баллов – пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни.
10 баллов – положение весьма серьезное, но, возможно, в вас еще теплится огонек; нужно, чтобы он не погас.
Кроме этой методики можно и использовать простейшие диагностические приёмы, которые не требуют особой подготовки, не занимают много времени и имеют структуру игрового приёма.
Самооценка: Нарисуйте горизонтально 8 кружков и поставьте в один из них своё «Я». Чем левее находится кружок с «Я», тем выше самооценка.
Социальная заинтересованность: Восприятие себя частью группы или отдельно от других. На листе бумаги изображены треугольники, вершинами которых являются кружки, обозначающие других людей (родителей, коллег, друзей и т. д.). Вы должны разместить кружок, обозначенный «Я». Если кружок размещён внутри треугольника, значит Вы воспринимаете себя как часть целого, а если вне – то отдельно.
Идентификация: Нарисуйте в любом месте листа два кружочка. Обозначающих Вас и Вашего друга. Разместите эти кружочки внутри нарисованного большого круга. Если Ваш кружок оказался ближе к центру, чем кружочек другого, то это свидетельствует об эгоцентризме.
Тест отношения к жизни (моментальный тест на выявление отношения человека к жизни в целом): поставьте точку в любой плоскости.
Реалист | Фаталист |
Сензитивист | Авантюрист |
Постановка точки в той или иной плоскости предполагает склонность человека к тому или иному отношению к действительности и тип поведения.
Реалист: человек, реально оценивающий себя, свои силы и возможности, трезво смотрящий на вещи, живущий настоящим и не витающий в облаках. Розовые очки ему не к лицу, он знает, что сколько в этой жизни стоит.
Фаталист: человек, живущий под перстом своей судьбы. Он считает, что в жизни всё предопределено, что жизненный путь уготован заранее и наш выбор или не выбор был давно предрешён, а мы только следуем по начертанному пути.
Сензитивист: этот человек нуждается в поддержке в течение всей жизни. Ему необходима твёрдая опора, иначе он чувствует себя неуверенным и несчастным. В выборе жизненного пути ориентируется на советы и поддержку близких.
Авантюрист: его девиз – живём дин раз. Поэтому приключения и сомнительные авантюры его не пугают, он часто безрассуден. Живёт одним днём.
Иногда бывают случаи, когда человек ставит точку в центр пересечения плоскостей. Такого человека называют «Штирлиц». Он выбирает свою жизненную позицию в зависимости от обстоятельств и настроения. Может моделировать своё поведение и отношение к жизни как угодно.
К профилактике «выгорания» относится:
- Соблюдение правил организации труда – разграничение работы и жизни, работа не должна занимать большую часть жизни; физические и эмоциональные перегрузки; совмещение работы в различных направлениях.
- Организация командного подхода – возможность обсуждения проблем с коллективом, создание атмосферы взаимопомощи и эмоционального комфорта, возможность подмены специалистов, четкое распределение обязанностей и их соблюдение.
- Возможность повышения профессиональной квалификации.
- Организация и функционирование психологической службы в коллективе.
Для профилактики профессионального выгорания существует множество упражнений и игровых заданий:
- Упражнения, способствующие осознанию профессии и своих личностных особенностей:
– упражнения на развитие педагогической интуиции.
- Упражнения, направленные на поднятие творческой активности и способствующие сплочению коллектива:
– упражнения-энергизаторы,
– упражнения для развития способности принимать друг друга.
- Упражнения для развития познавательной сферы:
– упражнения для развития понимания устного текста,
– упражнения для развития активного слушания,
– упражнения, способствующие улучшению понимания и художественного выражения чувств.
- Приёмы по стабилизации психоэмоционального состояния и рекомендации для преодоления стрессовых ситуаций:
– методы быстрого снятия сильного эмоционального или физического напряжения,
– упражнения по выведению из аудиторного шока (самопрезентационного, сценического, ораторского страха),
– методы кинезиологии для снятия стресса,
– релаксационные упражнения,
– упражнения для предупреждения возникновения синдрома выгорания,
– методы регуляции эмоциональной сферы.
Своевременное применение способов и средств профилактики способствует значительному снижению патогенного воздействия синдрома на когнитивную, эмоциональную и поведенческую сферы личности.
Успехов Вам и внутреннего равновесия!
Текст данной публикации скопирован из Интернета или других открытых источников.
Источник