Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов доу

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Питлярская средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр»

Семинар-практикум

“Профилактика синдрома эмоционального выгорания среди педагогов дошкольных образовательных учреждений”

                                                                      Провела

Хартаганова А.Г.

С. Питляр

Цель: в ходе семинара-практикума ознакомить педагогов с понятием “синдром эмоционального выгорания”, его основными причинами и симптомами, определить основные условия сохранения эмоционального здоровья педагога; повысить самооценку педагогов, их уверенность в себе; привлечь их к самопознанию и самоанализу; создать условия для психологической разгрузки педагогов; развитие толерантности и эмпатии друг к другу.

 Участники: педагоги дошкольных образовательных учреждений.

 Ход проведения

 Оглашение психологом темы семинара-практикума.

 Приветствие

 Участникам семинара-практикума предлагается поздороваться с группой и продолжить фразу: “Здравствуйте! Сегодня замечательный день, потому что…”.

 Ожидания

 Педагоги на бутонах бумажного цветка записывают свои ожидания от семинара.

 Упражнение “Ассоциации”

 Цель: самопрезентация, привлечение педагогов к самоанализу и самопознанию.

 Материалы: листы бумаги А4, карандаши, фломастеры.

Психолог: Подумайте, с каким предметом, живым существом или явлением природы вы могли бы себя ассоциировать. Долго не размышляйте, остановитесь на первом варианте, который пришел вам в голову, и изобразите его на листе бумаги”.

 После того как педагоги завершат свои рисунки, каждый по очереди должен охарактеризовать, назвать главные черты и назначение того, что он изобразил, рассказать почему именно с этим предметом, животным или явлением себя ассоциирует.

Информационное сообщение психолога

 Профессия педагога – одна из тех, где синдром эмоционального выгорания достаточно распространенное явление. Создавая для детей условия эмоционального комфорта, заботясь об их здоровье, развитии и безопасности, мы буквально “сгораем” на работе, чаще всего забывая о своих эмоциях, которые “тлеют” и со временем постепенно превращаются в “пламя”.

 Эмоциональное выгорание – это синдром, который развивается под воздействием хронического стресса и постоянных нагрузок и приводит к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. Эмоциональное выгорание возникает в результате накопления негативных эмоций, без “разрядки” или “освобождения” от них. Это защитная реакция организма на стресс, который возникает, если нет способа освободиться от негативных эмоций.

 Понятие “эмоциональное выгорание” ввел американский психиатр Х. Фрейденбергер в 1974 году для характеристики психического состояния здоровых людей, которые интенсивно общаясь с другими людьми, постоянно находятся в эмоционально перегруженной атмосфере при предоставлении профессиональной помощи. Это люди, которые работают в системе “человек-человек”: врачи, педагоги, психологи, социальные работники, юристы, психиатры и др.. Как отмечают зарубежные и отечественные исследователи, люди этих профессий, постоянно сталкиваются с негативными эмоциями своих пациентов, клиентов, воспитанников, и поневоле привлекаются к этим переживаниям, из-за чего и переживают повышенное эмоциональное напряжение.

 В. Бойко выделяет три фазы синдрома эмоционального выгорания:

 1. Напряжение – характеризуется ощущением эмоционального истощения, усталости, вызванной собственной профессиональной деятельностью. Проявляется в таких симптомах:

 – переживание психотравмирующих обстоятельств (человек воспринимает условия работы и профессиональные межличностные отношения как психотравмирующие);

 – недовольство собой (недовольство собственной профессиональной деятельностью и собой как профессионалом);

 – “загнанность в тупик” – ощущение безвыходности ситуации, желание изменить работу или вообще профессиональную деятельность;

 – тревога и депрессия – развитие тревожности в профессиональной деятельности, повышение нервности, депрессивные настроения.

 2. “Резистенция” – характеризуется избыточным эмоциональным истощением, которое провоцирует развитие и возникновения защитных реакций, которые делают человека эмоционально закрытым, отстраненным, безразличным. На таком фоне любое эмоциональное привлечение к профессиональной деятельности и коммуникации вызывает у человека чувство избыточного переутомления.

 Проявляется в таких симптомах:

 – Неадекватное выборочное эмоциональное реагирование – неконтролированное влияние настроения на профессиональные отношения;

 – Эмоционально-моральная дезориентация – развитие безразличия в профессиональных отношениях;

 – Расширение сферы экономии эмоций – эмоциональная замкнутость, отчуждение, желание прекратить любые коммуникации;

 – Редукция профессиональных обязанностей – свертывание профессиональной деятельности, стремление как можно меньше времени тратить на выполнение профессиональных обязанностей.

 3. “Истощение” – характеризуется психофизическим переутомлением человека, опустошенностью, нивелированием собственных профессиональных достижений, нарушением профессиональных коммуникаций, развитием циничного отношения к тем, с кем приходится общаться, развитием психосоматических нарушений. Проявляется в таких симптомах:

 – Эмоциональный дефицит – развитие эмоциональной бесчувственности на фоне переутомления, минимизация эмоционального вклада в работу, автоматизм и опустошение человека при выполнении профессиональных обязанностей;

 – Эмоциональное отчуждение – создание защитного барьера в профессиональных коммуникациях;

 – Личностное отчуждение (деперсонализация) – нарушение профессиональных отношений, развитие циничного отношения к тем, с кем приходится общаться;

 – Психосоматические нарушения – ухудшение физического самочувствия, развитие таких психосоматических нарушений, как расстройства сна, головная боль, проблемы с давлением.

 В целом, для синдрома эмоционального выгорания характерны такие симптомы:

 – усталость, истощение;

 – недовольство собой, нежелание работать;

 – усиление соматических болезней;

 – нарушение сна;

 – плохое настроение и различные негативные чувства и эмоции: апатия, депрессия, чувство безнадежности, цинизм, пессимизм;

 – агрессивные чувства (раздражительность, напряжение, гнев, обеспокоенность);

 – негативная самооценка;

 – пренебрежение своими обязанностями;

 – снижение энтузиазма;

 – отсутствие удовлетворения от работы;

 – негативное отношение к людям, частые конфликты;

 – стремление к уединению;

 – чувство вины;

 – потребность в стимуляторах (кофе, алкоголь, табак, и тому подобное);

 – снижение аппетита или переедание.

 Наличие отдельных симптомов может отметить у себя каждый из нас. Но для того чтобы они не развивались и в результате не привели к эмоциональному истощению, необходимо знать и придерживаться условий сохранения своего эмоционального здоровья. О них мы с вами сегодня также поговорим.

 Упражнение “Ведро мусора”

 Цель: освобождение от негативных чувств и эмоций.

 Материалы: листы бумаги, ручки, ведро для “мусора”.

 Посреди комнаты психолог ставит символическое ведро для мусора. Участники имеют возможность поразмышлять, зачем человеку мусорное ведро и почему его нужно постоянно освобождать. Психолог: “Представьте себе жизнь без такого ведра: когда мусор постепенно заполняет комнату, становится невозможно дышать, двигаться, люди начинают болеть. То же происходит и с чувствами – у каждого из нас накапливаются не всегда нужные, деструктивные чувства, например, обида, страх. Я предлагаю всем выбросить в мусорное ведро старые ненужные обиды, гнев, страх. Для этого на листах бумаги напишите ваши негативные чувства: “я обижаюсь на…”, “я сержусь на…”, и тому подобное”.

 После этого педагоги рвут свои бумажки на мелкие кусочки и выбрасывают их в ведро, где они все перемешиваются и убираются.

 Упражнение “Лужайка позитивных качеств”

 Цель: проанализировать и определить сильные стороны своей личности, свои позитивные качества, повысить самооценку и уверенность в себе.

 Материалы: лист бумаги А3 зеленого цвета, стикеры в форме цветка.

 На доске висит лист бумаги зеленого цвета, которая напоминает лужайку. Педагоги получают бумажные цветки, на которых должны написать свои самые главные позитивные качества (по меньшей мере три) как профессионала и просто человека. После этого каждый зачитывает свои качества и цепляет цветок на доску. Все остальные могут дополнить от себя позитивные качества педагога, которые заметили, работая с ним в одном коллективе (психолог, в случае необходимости, может помогать).

Читайте также:  Синдром клайнфельтера может возникнуть в результате

 Коллаж “Создание условий эмоционального комфорта педагога дома и на работе”

Цель: активизация группового взаимодействия, определение условий, которые помогают обеспечить эмоциональный комфорт педагога дома и на работе.

 Материалы: фото, журналы, ватманы, ножницы, клей, скотч, фломастеры, карандаши.

 Психолог: “Мы с вами уже ознакомились с основными причинами и признаками “синдрома эмоционального выгорания”. А теперь я предлагаю определить те условия, которые помогут нам сохранить ощущение внутреннего равновесия и эмоционального комфорта как дома, так и на работе”.

 Педагоги делятся на две группы. Психолог предлагает первой группе создать коллаж на тему “Условия эмоционального комфорта педагога на работе”, а второй – “Условия эмоционального комфорта педагога дома после работы”.

 По окончании команды защищают свои проекты.

 Упражнение “Открытки позитива”

 Цель: повысить самооценку и позитивное настроение педагогов, их уверенность в себе.

 Материалы: основа для открыток, материал для декорирования, ножницы, клей, карандаши, фломастеры.

 Каждый педагог выбирает себе основу для открытки и используя материал для декорирования (наклейки, картинки, бантики, бусинки, клей с блестками, фломастеры и тому подобное) создает свою авторскую открытку и подписывает ее. Потом педагоги возвращаются на свои места и по кругу передают открытки, записывая на них хорошие пожелания, комплименты и т.п., пока те не вернутся к своим владельцам. Педагоги по желанию могут зачитать содержание своих открыток.

Релаксация

 Цель: релаксация, снятие эмоционального напряжения.

 Материалы: ноутбук, проектор, проекционный экран.

 Релаксацию можно провести двумя способами: либо подготовить видеофильм, который содержит в себе фото с пейзажами природы и сопровождается спокойной и расслабляющей музыкой, либо подобрать текст и музыку и провести релаксацию с использованием зрительных представлений.

 Игра “Волшебная шкатулка”

 В конце семинара-практикума участникам предлагается достать по одной записке из волшебной шкатулки (вазы, мешочка), которая подскажет им, что на них ожидает сегодня или что им нужно сделать в ближайшее время.

 Варианты пожеланий:

 – Тебе сегодня особенно повезет!

 – Жизнь готовит тебе приятный сюрприз!

 – Наступило время сделать то, что ты постоянно откладываешь!

 – Люби себя такой, какая ты есть, – неповторимой!

 – Сделай себе подарок, ты на него заслуживаешь!

 – Сегодня с тобой вместе радость и спокойствие!

 – Сегодня твой день, успехов тебе!

 – Все твои желания и мечты реализуются, поверь в это!

 Можно также пожелать педагогам создать такую шкатулку у себя дома и каждое утро доставать из нее по одной записке. Эти пожелания волшебным образом влияют на настроение людей, подбадривают, придают уверенности.

 После этого каждый педагог получает буклет с практическими рекомендациями относительно профилактики эмоционального выгорания (содержание рекомендаций в конце семинара-практикума).

 Ожидания (подведение итогов)

 Психолог раздает педагогам вырезанные из цветной бумаги изображения цветов, на лепестках которых они записывают, что из их ожиданий исполнилось, чего удалось достичь, чего нового научились и узнали. Если какие-то ожидания не исполнились, то их опять записывают на бутонах.

 Рекомендации педагогам по профилактике эмоционального выгорания

 1. Определите для себя главные жизненные цели и сосредоточьте усилия на их достижении.

 2. Думайте о чем-то хорошем, отбрасывайте плохие мысли. Позитивное мышление и оптимизм – это залог здоровья и благополучия.

 3. Каждое утро, поднимаясь из кровати, думайте о чем-то хорошем, улыбнитесь, напомните себе, что все будет хорошо, а вы обворожительны и прекрасны, у вас замечательное настроение.

 4. Планируйте не только свое рабочее время, но и свой отдых. Устанавливайте приоритеты.

 5. Особенное место отводите отдыху и сну. Сон должен быть спокойным, не менее 7-8 часов. Перед сном можно приготовить успокаивающую ванну с аромамаслами.

 6. Используйте на протяжении дня короткие паузы (минуты ожидания, вынужденной бездеятельности) для расслабления.

 7. Не сгущайте тучи! Не делайте из мухи слона!

 8. Руководите своими эмоциями! Закройте глаза. Представьте берег моря. Руки поднимите вверх и разведите в сторону. Почувствуйте силу энергии. Сложите руки на животе.

 9. Не пренебрегайте общением! Обсуждайте с близкими вам людьми свои проблемы.

 10. Отдыхайте вместе с семьей, близкими друзями, коллегами.

 11. Найдите место для юмора и смеха в вашей жизни. Когда у вас плохое настроение, посмотрите кинокомедию, посетите цирк, почитайте анекдоты.

 12. Не забывайте хвалить себя!

 13. Улыбайтесь! Даже если не хочется (1-1,5 хв.).

 14. Находите время для себя: примите расслабляющую ванну, почитайте любимую книгу, сделайте косметические процедуры и тому подобное! Устраивайте для себя небольшие праздники!

 15. Станьте энтузиастом собственной жизни!

 16. Предпримите шаги для устранения причин напряжения.

 17. Проблемы не нужно переживать, их нужно решать!

 18. Умейте отказывать вежливо, но убедительно!

 19. Если негативные эмоции захватили вас во время общения, то сделайте паузу, помолчите несколько минут, посчитайте до 10, выйдите из помещения, займитесь другим видом деятельности: переберите бумаги на столе, поговорите со своими коллегами на нейтральные темы, подойдите к окну и посмотрите в него, рассмотрите уличное движение, небо, деревья, порадуйтесь погоде, солнцу.

 20. Делайте дни “информационного отдыха” от ТВ и компьютера. Почитайте что-то.

 21. Посещайте музеи, выставки, театр, концерты.

 22. Наилучшим средством для снятия нервного напряжения являются физические нагрузки – физическая культура и физический труд. Очень полезным также есть расслабляющий массаж. Замечательным средством достижения внутреннего равновесия является йога, дыхательная гимнастика, релаксация.

 23. Музыка – это тоже психотерапия.

 24. Позаботьтесь о психотерапевтическом влиянии среды, которая вас окружает (цветовая гамма). Хорошо успокаивают нервную систему зеленый, желто-зеленый и зелено-голубой цвета. Хорошо, когда дома стены окрашены в эти цвета, или же достаточно просто посмотреть на любую вещь, какого-то из этих цветов, – и нервное напряжение постепенно уменьшится.

 25. Отдыхайте на природе, ведь такой отдых замечательно успокаивает нервную систему и делает человека добрее.

 26. Позитивное влияние на нервую систему и настроение имеет и общение с животными.

 26. Снять напряжение также поможет смена деятельности, когда позитивные эмоции от приятного занятия вытесняют грусть.

 27. Уделяйте надлежащее внимание собственному здоровью!

 Успехов Вам и внутреннего равновесия!

Источник

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ по профилактике ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ.

Тема: «Жить полной жизнью, не сгорая на работе!»

Цели семинара-практикума: 
Формирование навыков сопротивляемости организма ежедневным стрессогенным  ситуациям и обучение педагогов различным техникам, направленных на снижение профессионального выгорания.
Задачи:

1.Знакомство с понятием «синдром эмоционального выгорания», его основными причинами и симптомами.

2.Снижение негативных переживаний и трансформация их в положительные эмоциональные состояния.

3.Ознакомление с техниками саморегуляции эмоциональных состояний с целью предупреждения и преодоления возможных последствий психического перенапряжения, поддержания оптимального уровня психических состояний в условиях профессиональной деятельности.

4.Формирование потребности в самоуправлении и саморегуляции своих эмоциональных состояний.

Читайте также:  Что такое синдром нижней косой мышцы головы

5.Помощь в выработке навыков адекватного поведения в стрессовых ситуациях, приобретение уверенности в себе.

6.Развитие толерантности и эмпатии друг к другу.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

1 ЭТАП – Приветствие. 

Упражнение “Карусель общения”.

Цель: включение в работу, снятие накопившегося напряжения; сплочение, создание группового доверия и принятия.

Участники по кругу передают мягкую игрушку и у кого из участников игрушка продолжают фразу, заданную ведущим.

 “Я люблю…”, “Мне грустно когда…”, “Я сержусь, когда… ”, “Я горжусь собой, когда…

2 ЭТАП – Определение понятия  «Эмоциональное выгорание». 
Профессия педагога – одна из тех, где синдром эмоционального выгорания достаточно распространенное явление. Создавая для детей условия эмоционального комфорта, заботясь об их здоровье, развитии и безопасности, мы буквально “сгораем” на работе, чаще всего забывая о своих эмоциях, которые “тлеют” и со временем постепенно превращаются в “пламя”.

«Эмоциональное выгорание» – это состояние физического, эмоционального, умственного истощения,  выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействие. «Выгорание» – это ответ на хроническое эмоциональное напряжение.
     Впервые термин «эмоциональное выгорание» был введен американским психиатром X. Фрейденбергером в 1974г. для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи.
    Это люди, которые работают в системе “человек-человек”: врачи, педагоги, психологи, социальные работники, юристы, психиатры и др. Как отмечают зарубежные и отечественные исследователи, люди этих профессий, постоянно сталкиваются с негативными эмоциями своих пациентов, клиентов, воспитанников, и поневоле привлекаются к этим переживаниям, из-за чего и переживают повышенное эмоциональное напряжение. К тому же, нервная система человека имеет некоторый лимит общения, то есть за день человек может уделить полноценное внимание лишь ограниченному количеству людей. Если их число больше, неизбежно наступает истощение, а со временем и выгорание
    В 1981 г. А. Морроу предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: «Запах горящей психологической проводки». Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них.

3 ЭТАП – Анализ анкетирования педагогов по методике К. Маслач и М.Джексона.

     Изначально классификация стадий “эмоционального выгорания” была разработана американскими психологами Кристиной Маслач и Сьюзен Джексон. Уже позже была масса интерпретаций данной классификации, в том числе и отечественными психологами, но суть осталась прежней.

ИТАК:

     1.”эмоциональное истощение” – проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошенности, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов; человек чувствует, что не может отдаваться работе, как раньше;

      2.”деперсонализация” связана с возникновением равнодушного, негативного и даже циничного отношения к людям, с которыми необходимо контактировать по роду работы; контакты с ними становятся обезличенными и формальными;

3.”редукция личных достижений” проявляется в снижении оценки своей компетентности (в негативном восприятии себя как профессионала), недовольстве собой, уменьшении ценности своей деятельности, негативном отношении к себе как к личности; в безразличии к работе.
    Выраженность эмоционального выгорания зависит от возрастных и профессиональных кризисов педагога. Стаж работы 0-5 лет, возрастные границы 23-29 лет, – возможной причиной ЭВ может стать несоответствие ожиданий, связанных с профессией и реальной действительностью. Наиболее устойчивые к СЭВ педагоги со стажем работы от 15 до 20 лет. Стаж работы более 20 лет, возрастные границы 43-53 года. Этот период связан с кризисом идентичности. Перед человеком встают вопросы: «А зачем все это? Зачем я работаю, зачем живу? Если человек успешно решает жизненные задачи, то новый подъем творческих сил в возрасте 50-55 лет.

      В нашем исследовании, как раз, и представлены результаты проведённого анкетирования, как раз по методике К. Маслач и С. Джексон. Результаты наглядно демонстрируют тенденции в проявлении эмоционального выгорания у педагогов с разным стажем работы в ДОУ, и отмечается (положительное или отрицательное) влияние возрастных особенностей на появление данного синдрома у работников ДОУ. А именно мы видим, что…
*Происходит осознание проблемы профессионального выгорания. Делаются определённые выводы самими участниками семинара.

4 ЭТАП – Работа в группах.

1.Анализ ситуации на основе выявления проблем. 
А сейчас мы предлагаем вам поработать в группах. Первая группа подготовит ответ на вопрос:
Каковы причины эмоционального выгорания? Какие стресс-факторы могут спровоцировать возникновение и развитие профессионального выгорания работников ДОУ?

Повышенная  ответственность педагога в выполнении своих профессиональных функций;

Загруженность в течении рабочего дня;

Высокая эмоциональная включенность в деятельность — эмоциональная перегрузка;

Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка на рабочем месте;

Необходимость творческого отношения к своей профессиональной деятельности;

Необходимость владения современными методикам и         технологиями обучения.

отсутствие четкой связи между процессом обучения  и воспитания и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам;

неумение регулировать собственные эмоциональные состояния; тревожность, невротизм, низкая самооценка;

«неотрегулированность» организационных моментов педагогической деятельности: нагрузка, расписание, кабинет, моральное и материальное стимулирование;

ответственность перед администрацией, коллегами, обществом в целом за результат своего труда;

отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с родителями, коллегами, администрацией.

Вторая группа подумает над вопросом:

Какие симптомы профессионального выгорания вы знаете? И какие из них, по вашему мнению, проявляются наиболее явно в работе педагога?
Проделанная работа в группах обсуждается и закрепляется теоретической основой.
Психологи выделяют следующие причины эмоционального выгорания:
Психологи К. Маслач (1978 г.) и Е. Малер (1983 г.) условно разделяют на три группы  симптомов эмоционального выгорания.

Физические симптомы: усталость, утомление, истощение, психосоматические недомогания, бессонница, одышка.

Психологические симптомы: негативное отношение к клиентам и к самой работе, агрессивные чувства (раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство, гнев), упадническое настроение и связанные с ним цинизм, пессимизм, чувство безнадежности и бессмысленности существования, апатия, депрессия, чувство вины, общая негативная установка на жизненные перспективы. Человек испытывает двойственное состояние: вроде бы все хорошо, но скучно и пусто на душе. Все чаще коллегам и домочадцам хочется сказать: «Ну не лезьте ко мне, оставьте меня в покое!».

Поведенческие симптомы: восприятие репертуара рабочих действий как скудного, стремление пораньше уйти с работы, установить дистанцию в общении с клиентами и коллегами, неприязнь к исполнению профессиональных обязанностей.
    Все эти признаки или их часть люди часто списывают на авитаминоз, сезонную депрессию, недосыпание, загруженность рабочими и домашними делами, а некоторые стараются не придавать усталости особого значения («А с кем не бывало? Работоспособность имеет свойство снижаться и повышаться!»). Но в случае эмоционального выгорания речь идет об интенсивных, частых, продолжительных проявлениях, которые причиняют человеку дискомфорт и как следствие приводят к чрезмерному напряжению, психологическому и физическому истощению. 
ПОМНИТЕ: эмоциональное выгорание не наступает вдруг, это явление накопительного характера!!!

2. Способы саморегуляции.
-Какие способы саморегуляции используете вы?
Вообще, термин саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием. 
Релаксация — это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения
Мы  приготовили для вас небольшие памятки на тему « Скорая помощь. Приемы эмоциональной саморегуляции после воздействия стрессовых факторов» (см. Приложение 2).
Нам лишь хотелось показать некоторые из них:  
Психомышечное упражнение «Гора с плеч»
Цель: сброс психомышечного напряжения в области плечевого пояса и спины, контроль за осанкой и уверенностью в себе. Необходимое время: 3с.
Выполняется стоя, можно на ходу. Максимально резко поднять плечи, широко развести их назад и опустить. Такой должна быть постоянно ваша осанка.
Дыхательное  упражнение для быстрого снятия стресса 
Сделать вдох на 4 счета, задержать на 4 счета дыхание, затем сделать выдох на 4 счета, снова задержать дыхание на 4 счета. Просто попробуйте подышать подобным образом хотя бы 3-4 цикла. Тело само по себе распрямляется и повышается настроение! Не поленитесь, проведите этот маленький эксперимент.
Упражнение «Владей собой среди толпы смятенной…» 
Сложите руки в «замок» за спиной. напрягите руки и спину, потянитесь, расслабьте плечи и руки. Сбросьте напряжение с кистей. 2. Сложите руки в «замок» перед собой. Потянитесь, напрягая плечи и руки, расслабьтесь, встряхните кисти. Во время потягивания в организм поступает «гормон счастья» – эндорфин. 3. Улыбнитесь! 4. Зафиксируйте улыбку на лице на 10-15 секунд. Почувствуйте, как расслабляется Ваше тело от улыбки!
Японская пословица гласит: «Сильнейший тот, кто улыбается». Улыбка это эффективный инструмент позитивного воздействия на себя и окружающих. Если мышцы лица «работают на улыбку», то происходит гораздо большее, чем вы можете себе представить: мышцы активизируют нервы, расположенные в них, и тем самым в мозг «посылается» позитивный сигнал. Если вы честно проделаете этот эксперимент, то сможете однозначно констатировать: что наступило облегчение. И с этого момента все пойдет к лучшему.

Читайте также:  Как вылечить народными средствами синдром раздраженного кишечника

Упражение «Жил-был педагог».
 Ваша задача, не особо задумываясь, закончить предложения. Здесь не может быть правильных и неправильных ответов. Пишите первое, что придет в голову. Время на выполнение 2-3 минуты. 
1.По утрам он просыпался и думал ____________________________________________
2.Собираясь на работу, он ________________________ __________________________
3. Весь рабочий день он мечтал __________________ ____________________________ 
4. Придя домой, он ______________________________________________ __________
5. Засыпая, он думал ___________________________________________ ____________ 
Интерпретация: Это проективная методика. Это когда человек рисует или описывает что-либо, на подсознательном уровне имея в виду свои переживания и проблемы. Прочтите, пожалуйста, по очереди только первое предложение. Прочтите еще раз про себя свои ответы. Они Вам нравятся? Если да, то замечательно. Если же что-то вызывает у Вас недовольство – в течение 1-2 минут перечитайте, подумайте и перепишите непонравившиеся предложения так, как бы Вам хотелось. Переведите все на позитив. Вот такими несложными упражнениями можно проработать любую проблему. 
Самым мощным и при этом часто игнорируемым средством избавления от эмоционального напряжения является сознание человека. Главное — это установка человека на то, что жизнь — прекрасна и удивительна, что мы обладаем мозгом, чтобы мыслить, мечтать, самосовершенствоваться; глазами — чтобы видеть прекрасное вокруг: природу, красивые лица, рукотворные шедевры; слухом — чтобы слышать прекрасное: музыку, птиц, шелест листвы. Мы можем творить, двигаться, любить, получать массу удовольствий от того, что на каждом шагу дарит нам жизнь. Вопрос лишь в том, умеем ли мы все это замечать, ощущать, умеем ли радоваться. Главное — это установка на радость и позитив.

5 ЭТАП – Заключение.

Игра “Волшебная шкатулка” 
Цель: релаксация, снятие эмоционального напряжения. Создание позитивного настроя. 
Участникам предлагается достать по одной записке из волшебной шкатулки, которая подскажет им, что на них ожидает сегодня или что им нужно сделать в ближайшее время. 
Варианты пожеланий: 
 – В ближайшее время тебе особенно повезет! 
 – Жизнь готовит Вам приятный сюрприз! 
 – Наступило время сделать то, что ты постоянно откладываешь на потом! 
 – Люби себя такой, какая ты есть – единственную и неповторимую! 
 – Обязательно сделай себе подарок, ты этого заслуживаешь! 
 – Что бы ты не делала, радость и спокойствие всегда будут рядом! 
 – Ближайший месяц твой! Работа или отдых – решать тебе! 
 – Все твои желания и мечты реализуются, поверь в это!
 – Не веришь в сказку? А зря…что-то чудесное и волшебное готовит тебе весна!
 – Просто необходимо устроить себе праздник, позвать хороших друзей и добрых коллег!
 – Давно не уделяла себе времени? Салон красоты или просто ароматная ванна порадует тебя!
 – Не бойся своих желаний, их исполнение даёт новые жизненные ресурсы!
 – А часто ли ты довольна своими поступками? Если нет, то обязательно найди повод гордиться собой!
 – Загляни внутрь себя, там есть всё то, что тебе так импонирует в других людях!
 – Ты нужна, тебя любят, тобой восхищаются и гордятся…дорожи этим!!!
 – Внутри каждого человека, есть хотя бы одно малюсенькое, но позитивное качество…рассмотри его!

А закончить нашу с вами встречу мы хотим притчей.
«Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками – ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.
Тогда хозяин рассудил так: “Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев – засыплю ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю”.
Недолго думая, он пригласил своих соседей – все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец.
Однако, очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянули в колодец, он увидел следующую картину – каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца! Так вот…
Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому, подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца».

Обратная связь. Участники обмениваются впечатлениями по мероприятию. 
– Какие моменты показались наиболее интересными?

Спасибо за сотрудничество!

Источник