Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов скачать

Модуль: Основы здорового образа жизни

Профилактика синдрома «выгорания» у педагогов.

               Эмоциональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности. Это несоответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику, и его реальными возможностями. Этот синдром возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека.

Причины возникновения  СЭВ у педагогов:

  • Повышенная  ответственность педагога в выполнении своих профессиональных функций;
  • Загруженность в течение рабочего дня;
  • Высокая эмоциональная включенность в деятельность — эмоциональная перегрузка;
  • Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка на рабочем месте;
  • Необходимость творческого отношения к своей профессиональной деятельности;
  • Необходимость владения современными методиками и технологиями обучения.
  • отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам;
  • жесткие временные рамки деятельности (занятие, семестр, год), ограниченность времени урока для реализации поставленных целей;
  • неумение регулировать собственные эмоциональные состояния;
  • «неотрегулированность» организационных моментов педагогической деятельности: нагрузка, расписание, кабинет, моральное и материальное стимулирование;
  • ответственность перед администрацией, коллегами, обществом в целом за результат своего труда;
  • отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с учащимися, коллегами, администрацией.

Ситуации, влияющие на возникновение СЭВ

  • Начало своей деятельности после отпуска, каникул, курсов (функция – адаптационная);
  • Ситуации эмоционально неадекватного общения с субъектами образовательного процесса, особенно с администрацией  (функция – защитная);
  • Проведение открытых уроков; мероприятий, на которые было потрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения;
  • Окончание учебного года.

Симптомы появления СЭВ

Психофизические симптомы:

  • чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
  • ощущение эмоционального и физического истощения;
  • снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
  • общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии);
  • частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
  • резкая потеря или резкое увеличение веса;
  • полная или частичная бессонница;
  • постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
  • одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
  • заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания.

Социально-психологические симптомы:

  • безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
  • повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
  • частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);
  • постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
  • чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
  • чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;
  • общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).

Поведенческие симптомы:

  • ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;
  • сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);
  • постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;
  • чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
  • невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
  • дистанцированность от коллег, повышение неадекватной критичности.

Профилактика профессионального выгорания

      Качества, помогающие педагогу избежать профессионального выгорания

        Во-первых:

  • хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни);
  • высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.

           Во-вторых:

  • опыт успешного преодоления профессионального стресса (нужно решить свою проблему)
  • способность конструктивно меняться в напряженных условиях (изменить отношение к проблеме);
  • высокая мобильность;
  • открытость;
  • общительность;
  • самостоятельность;
  • стремление опираться на собственные силы.

           В-третьих:

  • способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности — как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.

Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

Релаксация — это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения.

ПАМЯТКА ПЕДАГОГУ

  • Старайтесь смотреть на вещи оптимистично.
  • Стремитесь побороть страх.
  • Найдите время, чтобы побыть наедине с собой.
  • Не позволяйте окружающим требовать от Вас слишком многого.
  • Не старайтесь делать вид, что Вам нравится то, что Вам на самом деле   неприятно.
  • Не оказывайте слишком большое давление на своих детей.
  • Старайтесь реже говорить: «Я этого не могу сделать».
  • Используйте возможность выступить с речью.
  • Следите за питанием и фигурой.
  • Позволяйте себе «маленькие женские радости».
  • Не забывайте, что Вы красивы!!!

Источник

МБДОУ детский сад № 5

г.Владимир мкр.Оргтруд

 Профилактика

синдрома профессионального выгорания

Практикум для воспитателей

Читайте также:  Доктор александров синдрома даунито хромосом

Смотрела ст.воспитатель

_________И.В.Балацкая

подготовила и провела

педагог-психолог

Голованова Е.В.

31января 2012 г.

Цель: формирование у воспитателей знаний о профессиональном выгорании, симптомах и факторах, способствующих его появлению ; проведение тренинга на предупреждение синдрома выгорания; создание условий для личностного роста участников тренинга и актуализация их личностных ресурсов стрессоустойчивости.

Задачи:

1.Принять себя, свои достоинства и недостатки, осознать собственную ценность и уникальность.

2.Научиться спокойно относиться к стрессам как возможности приобретения личного опыта и возможности личностного роста, выработать способность в сложной ситуации находить для себя смысл.

3.Научиться вырабатывать активную жизненную позицию.

4.Развивать рефлексию, умение распознавать свои эмоциональные состояния, мотивы поведения, последствия поступков.

5.Развивать способность к когнитивной структуризации и осмыслению ситуаций, позитивность и рациональность мышления.

6.Научить эффективно использовать способы снятия внутреннего напряжения и саморегуляции.

Содержание:
1.Введение понятия «синдром профессионального выгорания». Его  признаки и факторы.

2.Самодиагностика «Выгорание»

3.Проведение игр и упражнений на  сплочение педагогического коллектива.

4.Проведение техник на снятие психоэмоционального напряжения.

Понятие «Синдром профессионального выгорания»

Одной из наиболее распространенных преград к профессионализму , творчеству и самореализации педагога является возникновение синдрома профессионального выгорания.

Эмоциональное «выгорание»-это состояние физического, эмоционального, умственного истощения, это вы выработанный личностью механизм психологической защиты в форме  полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействие. «Выгорание»-это ответ на хроническое эмоциональное напряжение.

Е.Малер выделяет 12 основных и факультативных  признаков эмоционального «выгорания»:

  1. Истощение, усталость;
  1. Психосоматические осложнения;
  1. Бессонница
  1. Негативные установки по отношению к окружающим людям, детям;
  1. Негативные установки по отношению к своей работе;
  1. Пренебрежение исполнением своих обязанностей;
  1. Увеличение объема психостимуляторов (табак, алкоголь, кофе, лекарства);
  1. Уменьшение аппетита или переедание;
  1. Негативная самооценка;
  1. Усиление агрессивности(раздражительности);
  1. Усиление пассивности (цинизм, пессимизм, апатия);
  1. Чувство вины.

Факторы ,  вызывающие синдром профессионального выгорания.

  1. Монотонность работы;
  1. Вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки;
  1. Строгая регламентация времени работы;
  1. Напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег;
  1. Нехватка условий для самовыражения личности на работе, когда подавляются экспериментирование и инновации;
  1. Неразрешенные личностные конфликты пр.

Личностные факторы риска «выгорания»

  1. Склонность к самокопанию;
  1. Социальная несмелость;
  1. Низкая или чрезмерно высокая эмпатия;
  1. Жесткость и авторитарность по отношению к другим;
  1. Направленность  интересов на внутренний мир.

Все эти факторы отрицательно сказываются на эмоциональном самочувствии педагога, так и на исполнение профессиональных обязанностей и ухудшают отношения с окружающими.

Чтобы определить, грозит ли Вам синдром «профессионального выгорания» заполним экспресс-анкету «выгорания»

На следующие предложения отвечайте «да» или «нет», количество положительных ответов подсчитайте.

1

Да

Нет

Когда в воскресенье в полдень я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток выходных уже испорчен.

2

Если бы у меня была возможность уйти на пенсию по-раньше , я сделала бы это без промедления

3

Коллеги по работе раздражают меня: невозможно терпеть их одни и те же разговоры.

4

То, насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравнению с тем, как меня выводят из равновесия дети и их родители.

5

На протяжении последних трех месяцев я отказалась от курсов повышения квалификации, от участия в конкурсах…

6

Детям и коллегам я придумала обидные прозвища, которые использую мысленно.

7

С делами по работе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня своей новизной.

8

О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое.

9

Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать ее подальше.

10

За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга. Из которой я почерпнула бы что-нибудь новенькое.

Оценка результатов.

  1. балл-синдром выгорания Вам не грозит

2-6 баллов- Вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел.

7-9 баллов- пришло время решать: либо сменить работу, либо лучше, переменить стиль жизни.

10-баллов-положение весьма серьезное, но. возможно, в вас еще теплится огонек; нужно, чтобы он не погас.

А чтобы действительно этот огонек не погас, предлагаю Вам  некоторые приемы снятия психоэмоционального выгорания.

Игра-фантазия «Магия нашего имени»(10 минут)

Цель: Знакомство участников тренинга друг с другом, умение презентовать себя и других участников тренинга.

Участники делятся на пары. Партнеры представляются по имени и обсуждают:

  1. От кого я получил свое имя?
  2. Кто из моих знакомых (родных) носит то же имя?
  3. Есть ли мои тезки среди известных людей?
  4. Знаю ли я литературных или кино-героев, носящих то же имя?
  5. Как имя влияет на мое поведение в жизни?
  6. Нравится ли мне мое имя?
  7. Знаю ли я, что означает мое имя?
  8. Хотел бы я, чтобы меня называли другим именем (если да, то каким)?

Игра «Молекулы»

Цель: снятие напряжения, создание дружеской обстановки.

Члены группы – «атомы» – свободно двигаются по комнате под музыку. По сигналу ведущего (хлопок) Атомы объединяются в молекулы по 2 человека, затем по 3 и т.д. в конце упражнения объединяется вся группа

4 пары: от каждой группы по паре участников – остальные поддерживают. Пары участников берут друг друга за руку и свободными руками делают бумажный самолетик.

Вывод: Вы попытались договориться друг с другом, распределить, кто, что будет делать и выполнить сообща задание.

Упражнение «Перекинь мяч» ( 5 минут)

Цели: вербальное и невербальное общение, сближает членов группы. Оно направлено на раскрепощение членов группы, на установление контактов друг с другом и поиску быстрого решения поставленной задачи.

Читайте также:  Синдромы и симптомы при артериальной гипертензии

Материалы: мяч.

Время: 2-5 минут

Процедура: Участники стоят в тесном кругу, им дается небольшой мячик (размером приблизительно с теннисный) и формулируется задание: как можно быстрее перекинуть этот мячик друг другу так, чтобы он побывал в руках у каждого. Ведущий фиксирует потребовавшееся на это время. Оптимальное число участников в кругу от 6 до 8; при большем их количестве целесообразно выполнять упражнение в нескольких подгруппах. Упражнение повторяется 3-4 раза, ведущий просит делать его как можно быстрее. Когда затраты времени доведены примерно до 1 с на каждого участника, ведущий просит изобрести и продемонстрировать способ, которым можно перекинуть мяч так, чтобы он побывал в руках у каждого, потратив лишь 1 с на всю группу. Обычно через некоторое время участники придумывают и демонстрируют соответствующее решение. (Оно состоит в том, что все они ставят сложенные «лодочкой» руки друг над другом и поочередно разводят ладошки в стороны. Мячик, падая вниз, передается из рук в руки и таким образом успевает побывать у каждого участника). Задача решена!

Психологический смысл упражнения. Демонстрация того, как проблема может быть решена более эффективно с помощью нетривиального подхода к ней и как этому препятствуют стереотипы («перекинуть – значит подбросить вверх, а потом поймать»). Сплочение группы, обучение координации совместных действий.

Вопросы для обсуждения:

  1. Что мешало сразу же увидеть быстрый способ выполнения задания, какой стереотип при этом активизировался?
  2. Кому первому пришла мысль перебрасывать мяч, не подкидывая, а роняя его, и что подтолкнуло к этой идее?
  3. Какие ситуации, когда стереотипное видение мешало разглядеть простой и нетривиальный способ решения проблемы, встречались в жизненном опыте участников и как удавалось преодолеть эти ограничения?

Упражнение «Островки» (5 минут)

Цель: всем участникам разместится на газете. (на всей, на половине газеты, на трети).

Материалы: газеты.

Время: 5-10 минут

Процедура: Участники разбиваются на группки по 4-6 человек и на скорость выполняют задания.

Смысл упражнения: Создание условий для воплощения и выдвижения идей о способах действия нестандартной ситуации, сплочение группы, физическая разминка. Участники обмениваются эмоциями и чувствами и озвучивают все свои идеи.

Медитация «Горная вершина» ( под спокойную музыку)

Горная вершина 

Задача приводимой медитации-визуализации – помочь человеку войти в диссоциированное состояние, чтобы увидеть и осознать свои проблемы как бы со стороны. Это позволяет значительно смягчить негативные переживания, найти новые, неожиданные пути разрешения проблем. Благодаря этому психотехника “Горная вершина” способствует повышению уверенности в себе.

— Вообразите, что вы стоите у подножия огромной горы. Со всех сторон вас окружают каменные исполины. Может быть, это Памир, Тибет или Гималаи. Где-то в вышине, теряясь в облаках, плывут ледяные вершины гор. Как прекрасно должно быть там, наверху! Вам хотелось бы оказаться там. И вам не нужно добираться до вершин, карабкаясь по труднодоступной и опасной крутизне, потому что вы… можете летать. Посмотрите вверх: на фоне неба четко виден темный движущийся крестик. Это орел, парящий над скалами… Мгновение – и вы сами становитесь этим орлом. Расправив свои могучие крылья, вы легко ловите упругие потоки воздуха и свободно скользите в них… Вы видите рваные, клочковатые облака, плывущие под вами… Далеко внизу – игрушечные рощицы, крошечные дома в долинах, миниатюрные человечки… Ваш зоркий глаз способен различить самые мелкие детали развернувшейся перед вами картины. Вглядитесь в нее. Рассмотрите подробней…

Вы слышите негромкий свист ветра и резкие крики пролетающих мимо мелких птиц. Вы чувствуете прохладу и нежную упругость воздуха, который держит вас в вышине. Какое чудесное ощущение свободного полета, независимости и силы! Насладитесь им…

Вам не составляет труда достигнуть любой самой высокой и не доступной для других вершины. Выберите себе удобный участок и спуститесь на него, чтобы оттуда, с недосягаемой высоты, посмотреть на то, что осталось там, далеко, у подножия гор… Какими мелкими и незначительными видятся отсюда волновавшие вас проблемы! Оцените – стоят ли они усилий и переживаний, испытанных вами! Спокойствие, даруемое высотой и сплои, наделяет вас беспристрастностью и способностью вникать в суть вещей, понимать и замечать то, что было недоступно там, в суете. Отсюда, с высоты, вам легко увидеть способы решения мучавших вас вопросов… С поразительной ясностью осознаются нужные шаги и правильные поступки… Пауза.

Взлетите снова и снова испытайте изумительное чувство полета. Пусть оно надолго запомнится вам… А теперь вновь перенеситесь в себя, стоящего у подножия горы… Помашите рукой на прощание парящему в небе орлу, который сделал доступным для вас новое восприятие мира… Поблагодарите его…

Вы снова здесь, в этой комнате

Литература:

  1. Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. Методические разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов. – М.: Российское педагогическое агентство, 1995.
  2. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие Пер. с нем. – 4-е изд. – М. Генезис, 2006.
  3. Хрящева Н.Ю. Психодиагностика в тренинге. – СПб.: «Речь», Институт Тренинга, 2000.
  4. О.И.Бабич « Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов».Волгоград. Учитель. 2009 г.
  5. Е.В.Шитова Практические семинары и тренинги для педагогов. Волгоград. Учитель 2009 г.

Источник

Синдром профессионального выгорания.

(выступление на педсовете)

Цель:  Профилактика  профессионального выгорания педагогов.

Задачи:

  1. Сформировать представление о профессиональном  выгорании.
  2. Помочь педагогам проанализировать  свой уровень  профессионального выгорания.
Читайте также:  Катаральный синдром при каких заболеваниях

3. Познакомить с ресурсами  по противодействию  профессиональному выгоранию.

4. Способствовать  развитию позитивного  восприятия  окружающей действительности.

Оборудование:  проектор, компьютер, презентация, памятки.

Содержание выступления.

(Слайд 1)

Интерес к синдрому профессионального выгорания вызван тем, что значительно увеличилось число работающих людей, которые ощущают себя измотанными, обессиленными и эмоционально «потухшими», что в результате сказывается на продуктивности их работы.  

Профессиональной деятельности принадлежит особая роль в социальном формировании человека. При этом роль профессии носит не только позитивный, но и порой негативный, даже разрушительный характер по отношению к личности исполнителя.  В настоящее время определен широкий круг профессионалов, склонных к профессиональному выгоранию, учителя  занимают в нем  одно из первых мест.   Запускающий механизм  синдрома профессионального выгорания обусловлен не столько внешними факторами, сколько внутренним миром определенного человека. Состояние профессионального выгорания первично возникает в душе из-за недостатка психологической гибкости, духовного потенциала в сложившихся условиях. По-другому это называется – эмоциональное выгорание.

(Слайд 2)

Эмоциональное выгорание – это состояние физического, эмоционального, умственного истощения, это выработанный  личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.

(Слайд 3)

Модель синдрома выгорания.( по К.Маслач, С.Джексон)

Эмоциональная истощенность

Деперсонализация

Сокращенная профессиональная реализация

  • Уменьшение ощущения ценности своей деятельности

Окружающие представляются в негативном свете

Ощущение, что плохо работает

Постоянное чувство усталости

Человек дистанцируется, ожидая от воспитанников самого худшего

Мало достиг в профессии

Развивающиеся безразличие и апатия

Человек начинает страдать от чувства вины (как к себе, так и  к ученику)

  • Негативное оценивание себя

Экспресс-оценка «выгорания». (слайд 4,5 )

Инструкция: Прочитайте утверждения, за каждый положительный ответ оставьте себе 1 балл. Подсчитайте количество баллов, сравните с результатами интерпретации.

  1. Когда в воскресенье в полдень я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу. То остаток выходных  уже испорчен.
  2. Если бы у меня была возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, по инвалидности), я сделал(а) бы это без промедления.
  3. Коллеги по работе раздражают меня: невозможно терпеть их одни и те же разговоры.
  4. То, насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия клиенты ( ученики, родители и т.д.)
  5. На протяжении последних трех месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации , от участия в конференциях и т.д.
  6. Коллегам (учинекам, родителям и т.д.) я придумал (а) обидные прозвища (например, «идиоты»), которые использую мысленно .
  7. С делами по службе я справляюсь одной левой. Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной.
  8. О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое.
  9. Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать ее ко всем чертям.
  10. За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул (а) бы что-нибудь новенькое.

Оценка результатов:    (Слайд 6)

  0-1 балл – синдром выгорания вам не грозит.

2-6 баллов – вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел.

7-9 б. – пришло время решить: либо сменить работу, либо стиль жизни.

10 б. – положение весьма серьезное, но, возможно в вас еще теплится огонек; нужно, чтобы он не погас.

(Слайд 7)

Ресурсы противодействия профессиональному выгоранию.

Внешние                                    

  • Сфера профессиональной деятельности  
  • Сфера семейной жизни. (Слайд 8)
  • Сфера свободного времени  (хобби, увлечение).  (Слайд 9)

Внутренние

  1. Физиологический уровень. ( тип нервной системы, пол, возраст, состояние здоровья) (Слайд 10)
  2. Психологический уровень. (Слайд 11)

– эмоциональ-волевой компонент- осознание и принятие своих чувств и эмоций.

– когнитивный компонент – понимание причин, осмысление ситуации;

– поведенческий компонент – гибкость и перестройка поведения

  1. Социальный уровень. (социальные роли, позиции и установки, отношение к другим людям. (Слайд 12)
  2. Духовный уровень. (надежда, рациональная вера, душевная сила). (Слайд 13)

Ключевым ресурсом противодействия «выгоранию» считается способность личности к смысло -творчеству. ( к поиску смысла жизни).

На память о нашей встрече  я хочу подарить, уважаемые педагоги,  памятки о нестрессовом стиле жизни.  И закончить свое выступление  словами  Э. Ремарка: «Во всем можно  найти   светлую   сторону».

(Слайд 14)

Литература

Профилактика синдрома профессионального выгорания  педагогов: диагностика, тренинги, упражнения / авт.-сост. О.И. Бабич.- Волгоград:Учитель,2009.-122с.

Нестрессовый стиль жизни.

(памятка)

Человек активно работает и отдыхает:

– допускает наличие «творческого» стресса в определенные периоды напряженной деятельности;

– умеет отдыхать и временно отстраниться и расслабиться;

– умеет отстаивать собственные права и потребности;

– сохранает стимулирующую рабочую нагрузку, когда периоды перегрузки и кризисов уравновешиваются периодами «передышки»;

– заботится о хорошей физической форме, правильно питается, не имеет вредных привычек;

– вкладывает энергию в различные виды деятельности, что в целом приносит чувство удовлетворения;

– умеет найти удовольствие в простой деятельности, не чувствуя необходимости оправдываться или надевать «маски»;

Наслаждается жизнью в целом; может посмеяться над собой; имеет хорошо развитое чувство юмора;

– умеет выражать естественные потребности. Желания и чувства, не оправдываясь перед кем-либо;

– эффективно распределяет время, хорошо планирует дела и умеет избегать напряженных ситуаций.

Источник