Программа коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности

Программа коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности thumbnail

Пояснительная записка

В качестве методической основы взяты методическое пособие Арцишевской И. Л. “Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду” – М.: Книголюб, 2005. – 64с., программы Богатиковой Л. А., Плотниковой Т.М., Хухлаевой О.В, Хухлаевой О.Е., Первушиной И.М., Князевой О.Л., материалы сайта adalin.ru.

Актуальность проблемы определяется высокой частотой данного синдрома в детской популяции и его большой социальной значимостью. Дети с синдромом дефицита внимания имеют, как правило, плохо учатся в школе. Помимо трудностей обучения, синдром дефицита внимания проявляется двигательной гиперактивностью, дефектами концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими. Совершенно очевидно, что в фокусе научных проблем синдрома дефицита внимания/гиперактивности концентрируются интересы различных специалистов – педиатров, педагогов, нейропсихологов, дефектологов, неврологов.

Коррекционно – развивающая программа «Стань внимательным!» разработана для детей с СДВГ и направлена на:

– коррекцию нарушений внимания, самоконтроля;

– развитие произвольного внимания, навыков самоконтроля, двигательной и эмоциональной сфер.

Усилия специалистов должны быть направлены на своевременную диагностику и коррекцию СДВГ.

Цель: развитие произвольного внимания, контроля над импульсивностью и управления двигательной активностью.

Задачи:

– корректировать негативные эмоции и способствовать снятию психоэмоционального напряжения у детей;

– обучать детей способам снятия мышечного и эмоционального напряжения;

– развивать устойчивость внимания, умение произвольно переключать и концентрировать внимание.

В качестве методологических основ программы выступают общеметодологические принципы – принципы системного подхода, деятельностного подхода, гуманистического подхода.

Необходимость введения данной программы обусловлена запросом родителей, ростом числа детей с СДВГ в психологической практике.

Отличительной чертой данной программы является характер проведения занятий. Каждое занятие включает в себя игры, направленные на развитие внимания, контроля над импульсивностью, а также психогимнастические и телесно-ориентированные упражнения. Игры и упражнения предыдущих занятий повторяются на последующих, что способствует лучшему закреплению пройденного материала.

Участие в программе «Стань внимательным!» детей с ярко выраженными органическими нарушениями центральной нервной системы противопоказано.

Занятия с ребёнком проводятся с письменного согласия родителей.

Ресурсы, необходимые для реализации программы.

  1. Специалисты, реализующие программу должны иметь высшее психологическое или педагогическое образование, опыт индивидуальной коррекционной работы с младшими школьниками. Специалистами должны быть знакомы техники психогимнастики и телесно-ориентированной терапии, элементы гештальттерапии и юнгианского подхода.

  2. Специалисты должны быть обеспечены методической литературой по проблеме СДВГ.

  3. Материально – техническая оснащенность. Отдельное помещение (кабинет) для индивидуальной консультационной работы, обеспеченный необходимыми пособиями, игрушками, канцелярскими принадлежностями.

  4. Обеспеченность доступа в Интернет.

Проведение программы включает в себя три этапа.

Программа состоит из 10 занятий, которые проводятся с регулярностью один раз в неделю (курс рассчитан на 2,5 – 3 месяца). Занятия проводятся индивидуально или в группе. Длительность каждого занятия 25-40 минут. Каждое занятие включает в себя следующие игры и упражнения:

1. для развития произвольности;

2. для развития внимания и памяти;

3. для развития моторики и координации движений;

4. для нормализации мышечного тонуса.

В результате реализации программы предполагается, что проведенный курс занятий, поможет ребенку справиться с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

Требования к уровню подготовки обучающихся

– повышение уровня развития внимания и памяти;

– повышение объёма дифференцируемой информации;

– уверенное освоение дыхательных и релаксационных техник.

Критерии и нормы оценки работ обучающихся

В начале проведения программы (занятие 1), в середине (занятие 6) и по окончании проведения программы (занятие 10) проводится индивидуальная диагностика уровня развития слуховой и зрительной памяти по методу воспроизведения слов и рисунков, а также диагностика продуктивности, устойчивости, распределения и переключения внимания с помощью колец Ландольта (см. Приложение 1).

Сравнение показателей по результатам тестирования, качеству прохождения повторяющихся заданий и результатам наблюдения за ребёнком на различных этапах участия ребёнка в программе является показателем успешности и эффективности данной программы.

Учебно – методическое, информационное и материально- техническое обеспечение программы

  1. Арцишевская И. Л. “Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду” – М.: Книголюб, 2005. – 64с.

  2. Афонина А.В., Груздева Н.В. «Пойми меня и действуй правильно!»: Методическое пособие для психологов, педагогов и родителей – Иваново, 2005.

  3. Болотовский Г. В., Чутко Л. С., Кропотов Ю. Д. Гиперактивный ребёнок: лечить или наказывать. СПб.: 2004.

  4. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребёнок, или всё о гиперактивных детях. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:Психотерапия, 2008. – 208 с.

  5. Л. Бурлачук, А. Кочарян, М. Жидко. Психотерапия. Учебник для ВУЗов . – СПб.: Питер, 2009, 496 с.

  6. Гиперактивный ребёнок. Как найти общий язык с непоседой / Гульнара Ломакина., Москва, Центрполиграф, 2009.

  7. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает? – М.: Знание, 1994.

  8. Заваденко Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. М., 2005.

  9. Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Диагностика и коррекция гиперактивности ребёнка. М.: НИИ семьи,1997.

  10. Лютова Е.К. Монина Г.Б Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми – М., Генезис – 2000.

  11. Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр. – М.: Владос, 2008. – 256 с.

  12. Цветкова Л.С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей. М.: Знание, 1998.

  13. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 160 с.

  14. Ясюкова Л. А. Оптимизация обучения и развития детей с минимальными мозговыми дисфункциями. СПб.: Иматон, 1997.

Приложение 1

Учебно-тематический план занятий

1. Знакомство. Игра «Что изменилось»

2. Методика “Дифференцировка”.

3. Игра “Волшебное слово”.

4. Дыхание с задержкой на вдохе.

5. Упражнение “Насос и мяч”.

6. Диагностика внимания и памяти проводится индивидуально.

Бланк-задание “Кольца Э.Ландольта”, 5-7 игрушек, 10 рисунков, карточка «10 слов»

2

Способствовать развитию внимания, моторики и координации движений, снятию психоэмоционального напряжения, развитию согласованности движений.

25 мин

1. Методика “Дифференцировка”.

2. Игра “Будь внимательным”.

3. Игра “Маленький жук”

4. Упражнение «Солдат и тряпичная кукла».

5. Упражнение “Дерево”.

Карточка с 16 полями и нарисованным или игрушечным жуком.

3

Создать благоприятные условия для развития произвольности и самоконтроля, развития внимания, моторики и координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения.

25 мин

1. Игра “Съедобное, не съедобное”.

2. “Внимание – рисуй”.

3. Игра «Птица – не птица».

4. Картинки “Найди отличие”.

5. Упражнение на дыхание.

6. Упражнение “Пальчики”.

Рисунок. Лист белого цвета, карандаши, мяч.

4

Создать благоприятные условия для активизации ребенка, развития внимания, речи и координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения.

25 мин

1. Игра “Запретное движение”.

2. Игра “Волшебное слово”.

3. Игра «Только об одном»

4. Методика «Дифференцировка»

5. Упражнение на дыхание.

6. Упражнение на расслабление.

Игрушки.

5

Создать благоприятные для развития речи ребенка, внимания, воображения, координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения.

25 мин

1. Игра “Молчу – шепчу – кричу”
2. Упражнение на развитие устойчивости и переключения внимания.

3. Игра «Речка-берег»

4. Упражнение на дыхание.

5. Упражнение на расслабление “Снеговик”.

Игрушки, верёвка или шнур

6

Содействовать развитию мелкой моторики ребенка, развития внимания, координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения.

25 мин

1.Игра “Волшебное слово”.

2.Игра «Потеряшки».

3. Дыхание с задержкой на вдохе.

4. Упражнение “Насос и мяч”.

5. Диагностика внимания и памяти проводится индивидуально.

Бланк-задание “Кольца Э.Ландольта”,10 рисунков, карточка «10 слов», игрушки, рисунки, карандаши

7

Способствовать развитию внимания, моторики и координации движений, содействовать снятию психоэмоционального напряжения.

25 мин

1. Игра “Пуговица”.

2. Игра «Топ-хлоп».

3. Игра «Запомни и повтори движения».

4. Дыхательное упражнение.

5. Упражнение “Пальчики”.

Две карточки с 12 полями, 2 набора пуговиц

8

Создать благоприятные условия для развития внимания, мышления, моторики и координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения.

Читайте также:  Чем вылечить похмельный синдром в домашних

25 мин

1 Игра “Съедобное, не съедобное”.

2 Игра «Замри»

3. Упражнение “Раскрась вторую половинку”.

4. Упражнение “Запомни и повтори движения”.

5. Упражнение на дыхание.

6. Упражнение “Лодочка”.  

Мяч, рисунки, закрашенные наполовину, карандаши

9

Создать благоприятные условия для активизации ребенка, развития внимания, моторики и координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения.

25 мин

1. Игра “Море волнуется раз”.

2. Упражнение “Соедини по порядку”.

3 Игра “Раз-два-три-говори!”.

4. Упражнение на дыхание.

5. Упражнение на расслабление “Шалтай-болтай”.

Бланки с точками – 3–4 шт., картинки или карточки лото 6-7 шт.

10

Содействовать развитию внимания у ребенка, моторики и координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения.

25 мин

1.“Дифференцировка”.

2. Работа с симптомом

3. Упражнение на дыхание.

4. Упражнение на расслабление “Снеговик”.

5. Диагностика внимания и памяти проводится индивидуально

диагностический набор игрушек, Бланк-задание “Кольца Э.Ландольта”,10 рисунков, карточка «10 слов»

Приложение 2

Психологические методики и технологии, психолого-педагогический

инструментарий.

Занятие 1.

  1. Игра, развивающая внимание «Что изменилось?»

Поставьте на стол 3-4 игрушки и дайте ребёнку рассмотреть их 1-2

минуты. Затем попросите его отвернуться и уберите одну из игрушек. Когда малыш повернется, спросите его, что изменилось.
Игру можно усложнить: увеличить количество игрушек до 5-7, ставить похожие игрушки (например, 3 игрушки из 5 – немного отличающиеся друг от друга машинки), не убирать ни одной игрушки, а поменять 2 из них местами. Еще один вариант – не убирать игрушку, а, наоборот, добавить. И спросить: Кто новый появился?», «Кто пришел?».

Можно превратить эту игру в соревнование, задавая друг другу задачки по очереди. Для этой игры можно использовать не только игрушки, но и карточки с изображением животных, овощей.

Источник: (Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает? – М.: Знание, 1994).

2. Техника «Дифференцировка»

Предложена Ф. Перлзом в рамках гештальтпсихологии. Осознавание должно происходить на трех уровнях: осознавание внешнего мира (что я вижу, слышу), внутреннего мира (эмоции, телесные ощущения), а также мыслей.

Психолог задает следующие вопросы, на которые должен ответить клиент:

  • Что ты видишь?

  • Что ты слышишь?

  • Какой вкус ты ощущаешь?

  • Какой запах?

  • Какие ощущения в руках, ногах, теле?

  • Что ты чувствуешь (какое у тебя настроение)?

  • Что ты хочешь?

  • О чем ты думаешь?

  • Что ты будешь делать?

Этот эксперимент выполняет несколько функций. Во-первых, он позволяет усилить, обострить ощущение настоящего; Перлз описывает ситуации, когда после использования этой техники клиенты говорили о том, что мир для них стал реальнее и ярче. Во-вторых, этот эксперимент помогает осознать способы, с помощью которых человек убегает от реальности (например, воспоминания или фантазии о будущем). В-третьих, монолог – осознавание является ценным материалом для терапии. В работе с СДВГ важность этой техники содержится ещё и в возможности развивать произвольность внимания, его концентрацию.

3. Игра “Волшебное слово”.

Игра для развития внимания у гиперактивных детей.

Дети обычно очень любят эту игру, так как в ней взрослый оказывается в положении ребенка, которого приучают быть вежливым.

Спросите у ребенка, какие он знает «волшебные» слова и почему они так называются. Если он уже достаточно овладел этикетными нормами, то сможет ответить, что без этих слов просьбы могут выглядеть как грубый приказ, поэтому людям не захочется их выполнять. «Волшебные» слова показывают уважение к человеку и располагают его к говорящему. Сейчас в роли такого говорящего, пытающегося добиться исполнения своих пожеланий, будете выступать вы. А ребенок будет внимательным собеседником, чувствительным к тому, сказали ли вы слово «пожалуйста». Если во фразе вы его произносите (например, говорите: «Подними, пожалуйста, руки вверх!»), то ребенок выполняет вашу просьбу. Если вы просто говорите свою просьбу (например, «Хлопни три раза в ладоши!»), то ребенок, приучающий вас к вежливости, ни за что не должен выполнять это действие.

Примечание. Эта игра развивает не только внимание, но и способность детей к произвольности (выполнению действий не импульсивно, просто потому, что сейчас этого хочется, а в связи с определенными правилами и целями). Эта важная характеристика считается многими психологами одной из ведущих при определении того, готов ли ребенок к обучению в школе.

(https://www.psychologos.ru/articles/view/volshebnoe_slovo._igra).

4. Дыхание с задержкой на вдохе.

Дыхание с задержкой на вдохе (выдохе) – сначала в собственном, затем в установленном ритме. Выполняется сидя на полу “по-турецки” или стоя на коленях, ладони кладутся на область диафрагмы.

6. Упражнение “Насос и мяч”.

Игра для снятия мышечного и эмоционального напряжения (релаксации) у гиперактивных детей.

Встаньте напротив друг друга. Игрок, изображающий мяч, должен стоять с опущенной головой, вяло висящими руками, согнутыми в коленях ногами (то есть выглядеть как ненадутая оболочка мяча). Взрослый тем временем собирается исправить это положение и начинает делать такие движения, как будто в его руках находится насос. По мере увеличения интенсивности движений насоса «мяч» становится все более накаченным. Когда у ребенка уже будут надуты щеки, а руки с напряжением вытянуты в стороны, сделайте вид, что вы критично смотрите на свою работу. Потрогайте его мышцы и посетуйте на то, что вы перестарались и теперь придется сдувать мяч. После этого изобразите выдергивание шланга насоса. Когда вы это сделаете, «мяч» сдуется настолько, что даже упадет на пол.

Примечание. Чтобы показать ребенку пример, как играть надувающийся мяч, лучше сначала предложить ему побыть в роли насоса. Вы же будете напрягаться и расслабляться, что поможет и вам отдохнуть, а заодно и понять, как действует этот метод.

(Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 160 с.).

6. «Кольца Ландольта».

Методика «Кольца Ландольта» является универсальным средством, которое можно применять для изучения внимания людей разного возраста: от детей пяти-шестилетнего возраста до взрослых людей, получая сравнимые и преемственные показатели. Настоящая методика представляет собой модификацию корректурной пробы Б. Бурдона и основана на кольцах французского офтальмолога Ландольта (Е. Landolt).

Определение продуктивности и устойчивости внимания

Методические рекомендации. Процедура ведения опыта такая же, как и при использовании корректурной пробы Бурдона–Анфимова. Кольца Ландольта желательно предъявлять величиной примерно равной высоте строчной буквы. Время выполнения задания — 5 минут.

Для оценки устойчивости, распределения и переключения внимания можно использовать один и тот же бланк с кольцами Ландольта, обращаясь при каждом новом задании к той его части, которая при выполнении прежнего задания осталась незаполненной (можно, например, продолжать просматривать бланк или перевернуть его на 180°). Обработка и анализ результатов осуществляется так же как и в методике «Корректурная таблица Бурдона–Анфимова».

Оснащение эксперимента. Бланк «Кольца Ландольта», секундомер, протокол, ключ.

Инструкция: «Будьте внимательны и работайте как можно быстрее. Вам необходимо внимательно, просматривая кольца по рядам слева направо, находить среди них такие, в которых имеется разрыв, расположенный слева (или в другом определенном месте) и зачеркивать их. По команде «Черта!» поставьте вертикальную черту в том месте бланка, где Вас застала эта команда и продолжайте работу».

Обработка. При обработке результатов экспериментатор определяет количество колец, просмотренных и вычеркнутых испытуемым, а также количество ошибок, допущенных в процессе работы, как за исследуемые временные промежутки работы, так и за все время, в течение которого продолжался психодиагностический эксперимент.

При диагностике слуховой и зрительной памяти ребёнку предъявляются для запоминания соответственно 10 слов и 10 рисунков.

Занятие 2

1.Техника «Дифференцировка» (см. Занятие 1)

Читайте также:  Дети с синдромом дауна игрушки

2. Игра «Будь внимательным»

Цель: развитие внимания, общей и мелкой моторики.

Ход игры: взрослый предлагает поиграть, обращает внимание на руки и говорит: «Наши ручки умеют стучать, как молоточки «тук-тук-тук» (стучит кулаком по столу), затем другой рукой хлопает по столу «хлоп-хлоп-хлоп», ребром ладони и производит другие движения, ребенок повторяет.

(Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр. – М.: Владос, 2008. – 256 с.).

3. Игра “Маленький жук”

Ход работы: «Сейчас мы будем играть в такую игру. Видишь, перед тобой поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать тебе ходы, а ты будешь передвигать по полю жука в нужном направлении. Делай это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя!» Внимание? Начали. Одна клеточка вверх, одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Покажи, где остановился жук”. (Если ребенок затрудняется выполнять задание мысленно, то сначала можно позволить ему показывать пальчиком каждое движение жука, или изготовить жука и двигать его по полю. Важно, чтобы в результате ребенок научился мысленно ориентироваться в клеточном поле).

4. Упражнение «Солдат и тряпичная кукла».

5. Упражнение “Дерево”.

Источник

В последнее время все большую актуальность приобретает синдром дефицита
внимания и гиперактивности (СДВГ), который в процессе онтогенеза может фасадно
измениться в девиантность или делинквентность. Анализ литературы выявил широкую
вариабельность данных по распространенности СДВГ. Так, например, в США
гиперактивных детей 4–20%, Великобритании – 1–3%, Италии – 3–10%, в Китае –
1–13%, Австралии – 7–10%, России – 4–18% В настоящее время в Германии более
полумиллиона детей страдают синдромом дефицита внимания и гиперактивности,
причем мальчиков среди них в 9 раз больше, чем девочек. Чаще всего девочки
страдают особой формой синдрома дефицита внимания без гиперактивности.

Синдрому дефицита внимания и гиперактивности часто сопутствуют запаздывание
процессов созревания высших психических функций и, следовательно, специфические
трудности обучения. У детей с СДВГ проявляются трудности планирования и
организации сложных видов деятельности. Большинству из них свойственна слабая
психоэмоциональная устойчивость при неудачах, низкая самооценка, упрямство,
лживость, вспыльчивость, агрессивность. Кроме того, у них возникает
неуверенность в себе и проблемы в коммуникациях. Подросткам с СДВГ свойственно
отрицание авторитетов, незрелое и безответственное поведение, нарушение семейных
и общественных правил. Они не могут поддерживать определенную поведенческую
реакцию на протяжении длительного времени. Для них характерно деструктивное,
оппозиционно-вызывающее, а иногда и разрушительное поведение. Из-за непонимания
со стороны окружающих у гиперактивного ребенка формируется трудно исправляемая
агрессивная модель защитного поведения.

Фасадные проявления СДВГ с возрастом могут меняться. Если в раннем детстве
отмечается незрелость двигательных и психических функций, то в подростковом
возрасте проявляются нарушения адаптационных механизмов, что может стать
причиной правонарушений. Известно, что у гиперактивных детей рано развивается
тяга к алкоголю и наркотическим веществам. В связи с этим данная патология
представляет серьезную социальную проблему. Для профилактики подростковой
преступности, алкоголизма, наркомании необходимо своевременно выявлять и
корригировать детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

У таких детей действительно есть ряд недостатков, которые могут навредить как
самому ребенку, так и окружающим, но при правильном отношении и коррекции можно
развить сильную и творческую личность.

Слабые стороны:

  • трудности в концентрации внимания (ребенок не способен сконцентрировать
    внимание на деталях, например, не обращает внимания на изменение указаний в
    процессе выполнения задания);
  • не может сосредоточиться на выполнении заданий, требующих продолжительной
    концентрации внимания (такие как домашние задания, хотя, занимаясь тем, что ему
    нравится, ребенок может быть более внимательным);
  • слушает, но не слышит (родителям и учителям приходится повторять по
    несколько раз);
  • не выполняет инструкций и не доводит задания до конца;
  • часто теряет вещи, необходимые для выполнения заданий и повседневной
    деятельности;
  • может быть неаккуратен (как в выполнении школьных заданий, так и по
    отношению к своему внешнему виду);
  • отвлекается на посторонние раздражители (после того, как отвлекся, вовсе
    может забыть, чем занимался);
  • нередко проявляет забывчивость в повседневных ситуациях:
  • ребенок постоянно вертится на стуле или встает со стула;
  • ребенок встает тогда, когда должен сидеть (ходит по классу во время урока);
  • болтлив;
  • начинает отвечать на вопрос, не дослушав до конца;
  • ребенок не может дождаться своей очереди, когда того требует ситуация;
  • ребенок мешает другим, вмешиваясь в их разговор или в игру (может раздражать
    других детей).

Сильные стороны:

  • щедрые (даже в ущерб себе);
  • отзывчивые (может быть помощником как дома, так и в школе);
  • энергичные (активны в спорте и на физкультуре);
  • добрые;
  • смелые;
  • творческие;
  • веселые (могут стать центром внимания в кругу детей);
  • дружелюбные;
  • непосредственные;
  • с повышенным чувством справедливости.

У гиперактивных детей присутствуют проблемы с успеваемостью, это так
называемые “качели успеваемости”. Сегодня ребенок “приносит” домой одни девятки
и десятки, а завтра по тем же предметам может получить два. Это очень
расстраивает родителей и удивляет учителей. Учителя предполагают, что ребенок не
подготовился сегодня к уроку или попросту незахотел ответить хорошо.

На самом же деле причиной таких результатов может быть нарушение режима дня и
ребенок попросту не выспался. Обычный ученик даже если и не выспался, то к
середине урока может собраться и ответить, а ребенок с гиперкинетическим
расстройством в течение всего дня будет несобран, импульсивен и капризен.
Вследствие этого показывает результаты хуже, чем мог бы.

Ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) при выполнении
каких-либо заданий сильно отвлекается на посторонние раздражители, например,
звуки. В итоге ни одно из дел не доводится до конца или делается поверхностно.
Постоянно перескакивает с одного занятия на другое, невозможно чем-то увлечь его
на длительное время. В этом кроется и причина неуклюжести, проявляющаяся в том,
что они постоянно что-то роняют, сбивают, натыкаются на мебель.

Неадекватность поведения, социальная дезадаптация, личностные расстройства
могут стать причиной неудач и во взрослой жизни. Такие люди суетливы,
легкоотвлекаемы, нетерпеливы, импульсивны, вспыльчивы, им трудно сосредоточиться
на предмете деятельности. У них часто меняется настроение. Трудности
планирования деятельности и неорганизованность мешают им в продвижении по
службе, в устройстве семейной жизни. Гиперактивные проявления сильной степени
выраженности могут в более зрелом возрасте смениться рядом аффективных и
личностных расстройств. В то же время своевременная медицинская и
психологическая помощь позволяет компенсировать этот недостаток.

Система лечения и наблюдения детей с дефицитом внимания разработана
недостаточно, что обусловлено неясностью патогенеза заболевания. Выделяются
немедикаментозные и медикаментозные методы коррекции.

Немедикаментозная коррекция включает в себя методы модификации поведения,
психотерапию, педагогическую и нейропсихологическую коррекцию. Ребенку
рекомендуется щадящий режим обучения – минимальное количество детей в классе
(идеально не более 12 человек), меньшая продолжительность занятий (до 30 мин),
пребывание ребенка на первой парте (контакт глаз учителя и ребенка улучшает
концентрацию внимания). Важным с точки зрения социальной адаптации является
также целенаправленное и длительное воспитание у ребенка социально поощряемых
норм поведения, так как поведение некоторых детей носит черты асоциального .
Необходима психотерапевтическая работа с родителями, чтобы они не расценивали
поведение ребенка как “хулиганское” и проявляли больше понимания и терпения в
своих воспитательных мероприятиях. Родителям следует следить за соблюдением
режима дня “гиперактивного” ребенка (время приема пищи, выполнение домашних
заданий, сон), предоставлять ему возможность расходовать избыточную энергию в
физических упражнениях, длительных прогулках, беге. Следует также избегать
утомления при выполнении заданий, так как при этом может усиливаться гиперактивность.
“Гиперактивные” дети чрезвычайно возбудимы, поэтому необходимо
исключить или ограничить их участие в мероприятиях, связанных со скоплением
большого числа людей. Так как ребенок испытывает сложности в концентрации
внимания, нужно давать ему только одно задание на определенный промежуток
времени. Важен выбор партнеров для игр – друзья ребенка должны быть
уравновешенными и спокойными.

Читайте также:  Синдром шахматиста дата выхода 2 сезона

Эффективна семейная игровая терапия.

В. Оклендер в работе с гиперактивными детьми рекомендует использовать 2
основных приёма: сглаживание напряжения и следование за интересами ребёнка.

Коррекционную работу с такими детьми можно производить в рамках игровой
терапии. Полезна работа с песком, глиной, крупой, водой.

В работе с гиперактивным ребёнком потенциальную помощь оказывают
релаксационные упражнения и упражнения на телесные контакт. Они способствуют
лучшему осознанию своего тела и осуществлению контроля.

Коррекционно – развивающая и формирующая работа, основанная на
двигательных методах, должна включать в себя растяжки, дыхательные,
глазодвигательные, перекрёстные телесные упражнения, упражнения для языка и мышц
челюсти, для развития мелкой моторики рук, релаксация развития коммуникативной и
когнитивной сферы, упражнения с правилами.

Своевременная диагностика и коррекция трудностей позволяет приблизить любой
вид онтогенеза к нормальному течению, облегчить вхождение ребёнка в обычную
социальную среду. Наиболее коррегируеиый возраст – от 5 до 12 лет.

Главный принцип развития: “Своевременность решает всё!”.

Медикаментозная терапия синдрома дефицита внимания/гиперактивности
целесообразна при неэффективности немедикаментозных методов коррекции.
Применяются психостимуляторы, трициклические антидепрессанты, транквилизаторы и
ноотропные препараты. В международной педиатрической неврологической практике
эмпирическим путем установлена эффективность двух препаратов – антидепрессанта
амитриптилина и риталина, относящегося к группе амфетаминов.

Наибольший эффект в лечении синдрома дефицита внимания/гиперактивности
достигается при сочетании различных методик психологической работы (как с самим
ребенком, так и с его родителями) и медикаментозной терапии.

Прогноз относительно благоприятен, так как у значительной части детей
симптомы исчезают в подростковом возрасте. Постепенно по мере роста ребенка
нарушения в нейромедиаторной системе мозга компенсируются, и часть симптомов
регрессирует. Однако в 30-70% случаев клинические проявления синдрома дефицита
внимания/гиперактивности (чрезмерная импульсивность, вспыльчивость,
рассеянность, забывчивость, непоседливость, нетерпеливость, непредсказуемые,
быстрые и частые смены настроения) могут наблюдаться и у взрослых. Факторами
неблагоприятного прогноза синдрома являются его сочетание с психическими
заболеваниями, наличие психопатологии у матери, а также симптомы импульсивности
у самого больного. Социальная адаптация детей с синдромом дефицита
внимания/гиперактивности может быть достигнута только при условии
заинтересованности и сотрудничества семьи, школы и общества.

Помощь учителю в обучении детей с синдромом дефицита внимания и
гиперактивности.

Помощь такому ребенкубудет заключаться в обучении
саморегуляции и контролю над собственным телом. Следует обучить ребенка техникам
расслабления, научить получать удовольствие от отдыха. Этого можно достичь путем
медитативных сказок, дыхательных упражнений, прослушивания расслабляющей музыки.
Также необходимо направить ребенка на обучение развития скорости реакции и
координации движений.

У детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности зачастую присутствуют
дополнительные проблемы: заикание, дислалия, дизартрия, высокая утомляемость и
агрессивное поведение, вследствие чего у ребенка возникает недостаточное
усвоение школьной программы, заниженная самооценка, социальная изоляция. В таких
ситуациях как можно раньше следует обратиться к специалистам: неврологам,
психиатрам, психологам, логопедам и дефектологам.

Одна из больших сложностей у детей с СДВГ – трудности в самоорганизации.
Такие дети часто опаздывают, не могут распределять свое время. Отвлекаясь на
посторонние раздражители, они часто не успевают выполнить контрольную работу или
тест за ограниченное время, однако знаний для успешного выполнения контрольной
вполне достаточно. В таких случаях негативные методы воздействия, такие как
ругань или одергивания, не действуют на детей с СДВГ и вызывают протестную и
агрессивную реакцию.

В первую очередь, следует ставить перед ребенком конкретные цели и давать
короткие и однозначные указания.

Следует поощрять ребенка, что будет стимулировать его усилия к достижению
поставленной задачи. Если ребенку пора поменять вид деятельности, то следует
предупредить его об этом за 5–10 минут.

Многие родители обращаются к специалистам в связи с трудностями адаптации
ребенка в коллективе, большую часть этих детей учителя направляют к детскому
психиатру, а в некоторых случаях это решение принимает педсовета. Родители
опускают руки и теряют надежду, становятся агрессивными. Доведенные до отчаяния
родители применяют к детям строгие дисциплинарные меры в виде наказаний,
окриков, шлепков и т.д. Все это не дает положительного результата, а наоборот
вызывает агрессию.

Ведущую роль в коррекции СДВГ отводят поведенческой психотерапии, включающей
обучение детей и их окружения. Часто в семьях, в которых растет гиперактивный
ребенок, нарушен психологический микроклимат, между родителями происходят ссоры
по поводу воспитания такого малыша. Поэтому акцент следует делать на развитии
эмоциональной устойчивости самих родителей и выработке единой стратегии
воспитания с преобладанием методов поддержки и поощрения. Кроме того, в семье
должен поддерживаться четкий режим жизни ребенка.

Все больше и больше гиперактивных детей обучается в школах, и совсем не
просто подобрать к ним подход. Ведь у учителя есть другие ученики, которые
требуют внимания. Гораздо легче перевести его в другой класс или в другую школу.
Достаточно часто такие дети, несмотря на удивительные
способности и креативность, уже к концу первого класса оказываются в числе
неуспевающих.

Если в классе учится ребенок с СДВГ, ему однозначно следует уделять больше
внимания, создать более приятную атмосферу, и впоследствии он может оказаться
очень способным и ярким учеником.

В первую очередь, следует организовать рабочее место таким образом, чтобы
ребенок как можно меньше отвлекался.

1. Посадите ученика впереди или в центре класса, подальше от того, что может
его отвлечь.
2. Посадите его возле ученика, который может служить положительным образцом
для подражания.
3. Используйте как можно больше наглядных средств обучения.
4. Если ребенок теряет внимание и начинает мешать, займите его (дайте ему
прочитать вслух часть учебного параграфа или условие задачи).
5. Если ребенок отвлекается, незаметно для других подайте ему знак вернуться к
заданию или просто подойдите к нему и дотроньтесь до плеча, дав понять, что он
неправильно себя ведет, не ругаясь и не крича при этом.
6. Поощряйте стремление к учебе (доска лучших учеников дня, недели, месяца).
7. Создайте список правил, которые ученики должны выполнять. Сформулируйте
список в позитивной форме: что надо делать, а не то, чего делать не следует.
Удостоверьтесь, чтодети знают, какого поведения от них ожидают.
8. Сообщайте родителям не только об отрицательных сторонах ребенка, но о
положительных.
9. Сократите количество экзаменов и проверочных работ, ограниченных во времени.
Подобные экзамены не имеют большой образовательной ценности и не позволяют
многим детям с СДВГ продемонстрировать свои знания.
10. Всегда записывайте на доске указания по выполнению заданий. Оставляйте
указания на доске до окончания занятий. Есть ученики, которые не могут
самостоятельно записать или запомнить устные указания.
11. Позволяйте себе шутить, быть оригинальными. Это может разрядить обстановку.
12. Если одноклассники не уважают ребенка с СДВГ и посмеиваются над ним,
давайте ему важные задания в присутствии других детей и объясните насколько
важно выполнить его хорошо. Это повысит самооценку и ответственность.
13.Организуйте творческие уроки, где ребенок с СДВГ может показать свои
творческие способности.

Таким образом, обучение детей с СДВГ требует большого внимания и сил как
стороны родителей, так и со стороны учителя, в классе которого учится такой
ребенок. В этом случае родителям следует еще более тщательно выбирать учителя,
способного понять и быть терпеливым в его обучении