Программа коррекции синдрома эмоционального выгорания у

Программа коррекции синдрома эмоционального выгорания у thumbnail

Пояснительная записка

В настоящее время особое внимание уделяется
модернизации российского образования, главная
цель которой – повышение его качества. Одной из
задач психологической службы является оказание
психологической профилактической помощи
педагогам с целью предупреждения у них
эмоционального выгорания, которое является
одной из наиболее распространенных преград к
профессионализму, творчеству и самореализации
педагога.

Эмоциональное выгораниеэто состояние
физического, эмоционального, умственного
истощения, это выработанный личностью механизм
психологической защиты в форме полного или
частичного исключения эмоций в ответ на
психотравмирующие воздействия.

Впервые термин “эмоциональное выгорание” был
введен в научный лексикон американским
врачом-психиатром X. Дж. Фрейденбергом в 1974 году.
Этот термин был применен для характеристики
психологического состояния здоровых людей,
находящихся в интенсивном и тесном общении с
клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной
атмосфере при оказании профессиональной помощи.
Базой исследования ученый взял своих коллег.
Первоначально этот термин определялся как
состояние изнеможения, истощения с ощущением
собственной беспомощности, а позднее он получил
новую трактовку. Следует отметить, что эволюция
термина происходила около трех десятилетий, пока
термин не приобрел современную, хотя и не
окончательную, трактовку. Согласно современным
походам, под эмоциональным выгоранием
понимается состояние физического,
эмоционального и умственного истощения,
проявляющееся в профессиях социальной сферы,
системы “человек-человек”.

Определенный вклад в его становления внесла
группа ученых под руководством социального
психолога Кристины Маслач. Они выделили три
основные составляющие:

  • эмоциональную истощенность (наличие чувства
    эмоциональной опустошенности и усталости от
    работы);
  • деперсонализацию (циничное отношение к труду и
    объектам своего труда);
  • редукцию профессиональных достижений
    (возникновение у специалиста чувства
    некомпетентности и осознание неуспеха в
    выбранной профессии).

Актуальность программы определяется тем, что
профессия учитель относится к разряду
стрессогенных, требующих от него больших
резервов самообладания и саморегуляции. По
данным социальных исследований, труд педагога
относится к числу наиболее напряженных в
эмоциональном плане видов труда.
Профессиональная деятельность педагогов
вызывает эмоциональное напряжение, которое
проявляется в снижение устойчивости психических
функций и понижение работоспособности. Низкий
уровень психической культуры, недостаточное
развитие коммуникативных способностей, навыков
саморегуляции приводит к тому, что значительная
часть педагогов (в соотношение с другими
профессиями) страдает болезнями стресса —
многочисленными соматическими и нервно
психическими болезнями (Л. А. Китаев-Смык, 1983; Р. О.
Серебрякова, 1987).

Не всегда данную проблему определяют термином
“эмоциональное выгорание”, но присущие этому
явлению симптомы знакомы всем. Это и потеря
интереса к изначально любимой работе, и
немотивированные вспышки агрессии и гнева по
отношению к ученикам, коллегам, и утрата
мотивации негативные установки по отношению к
своей работе, и, как следствие, снижение
эффективности работы, ее интереса, пренебрежение
исполнением своих обязанностей, негативная
самооценка, усиление агрессивности, пассивности,
чувства вины. Накопившись, эти проявления
приводят человека к депрессии, результатом
которой становятся попытки избавиться от работы:
уйти из школы, сменить профессию, отвлечься
любыми доступными, как правило,
саморазрушительными способами. Одной из
важнейших психолого-педагогических проблем,
актуальных для личностного и профессионального
развития современного педагога, остается
проблема эмоциональной саморегуляции. В связи с
этим огромное внимание необходимо уделять
организации целенаправленной работы по
сохранению психического здоровья педагогов,
которая должна опираться на глубокое знание всей
системы основных факторов, определяющих
формирование и развитие личности профессионала.

Цель программы: обучение педагогов приемам
психосаморегуляции с целью профилактики и
преодоления эмоционального выгорания.

Задачи.

1. Развитие информационно-теоретической
компетентности педагогов.

2. Обучение педагогов психотехническим приемам
саморегуляции негативных эмоциональных
состояний.

3. Развитие у педагогов мотивации к
профессиональному самосовершенствованию
личности через повышение самооценки, снятие
тревожности.

4. Способствовать сохранению в педагогическом
коллективе благоприятного психологического
микроклимата, снижению уровня конфликтности,
агрессивности.

Сроки реализации программы: общая
продолжительность программы составляет 20 часов.
Занятия проводятся 1 раз в неделю,
продолжительностью 2 академических часа.
Наполняемость группы составляет 12-15 человек.

Система внутреннего контроля за реализацией
программы осуществляется руководителем
образовательного учреждения, на основании
предоставленных педагогом-психологом
промежуточных и итоговых результатов
диагностики.

Используемые методы и методики.

  1. Методика диагностики уровня эмоционального
    выгорания В.В. Бойко (см. Приложение 2).
  2. Опросник выявления эмоционального выгорания MBI
    К. Маслач, С Джексон (см. Приложение 3).
  3. Анкета НПУ “Прогноз” (изучение
    нервно-психической устойчивости педагогов) (см.
    Приложение 4).
  4. Методика измерения уровня тревожности Дж.
    Тейлора (см. Приложение 5).
  5. Метод наблюдения.

Условия проведения: занятия проводятся на
базе образовательного учреждения в групповой
форме, в отдельном кабинете. Занятия могут
проводиться под музыкальное сопровождение, что
способствует расслаблению, включенности в
работу, снятию психологических барьеров,
мышечно-двигательных зажимов, повышению
настроения.

Читайте также:  Анемический синдром при заболеваниях крови

Материально-техническое оснащение.

– Помещение не менее 18 м2.

– Столы и стулья из расчета на группу.

– Ковровое покрытие (для проведения
релаксирующих упражнений и медитации).

– Магнитофон или музыкальный центр и
аудиозаписи / компьютер.

– Маркерная доска.

– Проектор.

– Писчая бумага, цветные карандаши, фломастеры,
шариковые/ гелиевые ручки из расчета на одного
человека.

Участники программы: педагоги
образовательных учреждений.

Предполагаемые результаты:

1. Повышение уровня
информационно-теоретической компетентности
педагогов.

2. Овладение педагогами психотехническими
приемами саморегуляции негативных
эмоциональных состояний.

3. Повышение самооценки, стрессоустойчивости,
работоспособности, снижение уровня тревожности,
эмоциональной напряженности, утомления.

4. Снижение уровня конфликтности, агрессивности
в педагогическом коллективе.

Тематическое планирование

№ ппТема занятияЦель занятияКол-во часов
1234
Психологические аспекты
и факторы эмоционального выгорания педагога (2 ч.)
1Эмоциональное выгорание:
методологические основы, причины.
1. Знакомство с понятием
“эмоциональное выгорание” и основными
теоретико-методологическими основами выделения
его причин.

2. Самодиагностика: выявление уровня
СЭВ у педагогов.

2
Влияние личностных
особенностей педагога на процесс эмоционального
выгорания (8 ч).
2Источники напряжения в
профессиональной деятельности.
1. Анализ собственных источников
негативных переживаний на работе, выявление
ресурсов профессиональной деятельности,
направлений роста.

2. Снятие напряжения за счет
высказывания накопившихся негативных эмоций,
получение психологической поддержки.

2
3Самооценка и уровень притязаний.1. Знакомство с понятием
“самооценки”, “уровня притязаний” и их
влиянием на успешность профессиональной
деятельности педагога.

2. Самодиагностика
уровня самооценки и уровня притязаний.

3. Выработка навыков повышения уровня
самооценки. Осознание своих личностных
особенностей с точки зрения того, какие
возможности они открывают в профессиональной
деятельности и какие накладывают ограничения.

2
4Коммуникативная компетентность1. Знакомство с понятием
“общение”, структура общения, вербальное и
невербальное общение.

2. Осознание своих
коммуникативных особенностей.

3. Выработка навыков эффективного общения в
различных сферах своей деятельности.

2
5Конструктивное поведение в
конфликтах
1. Информирование о конфликтах:
видах, основных структурных элементах,
механизмам возникновения и конструктивных/
неконстуктивных стратегиях поведения в
конфликте.

2. Осознание своего поведения в
конфликте.

3. Формирование навыков консруктивного
поведения в конфликтах.

2
Методы
психопрофилактики эмоционального выгорания
педагогов (10 ч.)
6.Методы профилактики СЭВ1. Знакомство с
теоретико-методологическими основами
психопрофилактики “эмоционального выгорания”.

2.
Знакомство с методами психопрофилактики
эмоционального выгорания у педагогов.

1
7.Целеполагание1.Помощь в осознание своих
жизненных и профессиональных целей.

2. Помощь в
осознании своих ценностных ориентаций и личных
приоритетов.

2
8.Тайм-менеджмент1. Информирование об основных
причинах дефицита времени, знакомство с
основными правилами планирования времени.

2.
Анализ использования рабочего времени, его
планирование.

3. Выработка навыков эффективного планирования
и контроля своего времени.

2
9.Аутогенная тренировка и
саморегуляция
1. Понятие “аутогенной
тренировки”, “саморегуляции” как средств
снятия эмоционального напряжения и физической
усталости, улучшения самочувствия, повышения
работоспособности и творческой активности.

2.
Освоение методов предотвращения состояния
стресса. Приобретение навыков и умений
эмоциональной устойчивости.

2
10.Дыхательная и звуковая
гимнастика.
1. Знакомство педагогов с методом
“дыхательной и звуковой гимнастики”.

2.
Обучение основным приемам дыхательной и
звуковой гимнастики.

2
11.Обобщающее занятие1. Закрепить полученные знания.

2.
Самодиагностика: выявление уровня СЭВ у
педагогов.

1
Всего: 20 ч.

Библиографический список

1. Аминов А. Н. Российская энциклопедия
социальной работы // Синдром эмоционального
выгорания: В 2 т. Т. 2. – М., 1997.

2. Аникеева Н. П. Психологический климат в
коллективе / Н. П. Аникеева — М., Просвещение, 1997.

3. Антипов В. В. Психологическая адаптация к
экстремальным ситуациям / В. В. Антипов. — М., 2002.

4. Батаршев А. В. Психодиагностика способности к
общению, или Как определить коммуникационные и
организационные качества. / А. В. Батаршев.— М., 2003.

5. Битянова В. Н. Психология личностного роста /
В. Н. Битянова. — М., 1996.

6. Бойко В.В. Синдром “эмоционального
выгорания” в профессиональном общении / В.В.
Бойко. — СПб.: Питер, 1999. – 105 с.

7. Водопьянова Н.Е. Синдром психического
выгорания и его профилактика. / Психология
профессионального здоровья. / Под ред. Проф. Г.С.
Никифорова. – СПб.: Изд-во “Речь”, 2006.

8. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром
выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е.
Водопьянова, Е. С. Старченкова.— СПб.: Изд-во
“Речь”, 2005. – 336 с.

9. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом
общении / В. А. Кан-Калик. — М., 1988.

10. Качюнас Р. Психологическое консультирование
и групповая психотерапия / Р. Качюнас. – М., 2004.

Читайте также:  Синдром корнелии де ланге обучение

11. Козырев Г. И. Введение в конфликтологию / Г.И.
Козырев. — М., 2000.

12. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии /
Е.С. Кузьмин. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1967. — 173 с.

13. Леонова А. Б. Основные подходы к изучению
профессионального стресса: Учебное пособие //
Вестник МГУ, серия 14. “Психология”, 2000, № 3.

14. Личность и профессия: психологическая
поддержка и сопровождение / Под ред. Л.М.
Митиной.— М.: Издательский центр “Академия”, 2005.
— 336 с.

15. Митина Л.М. Психология профессионального
развития учителя./ Л.М. Митина. – М.: Флинта:
Московский психолого-социальный институт, 1998. –
200 с.

16. Митина Л.М. Психология труда и
профессионального развития учителя. / Л.
М.Митина.– М.: Издательский центр “Академия”, 2004.
– 320 с.

17. Орел В.Е. Синдром психического выгорания
личности / В.Е. Орел — М.: Институт психологии РАН ,
2005. – 329 c.

18. Панфилова А. П. Деловая коммуникация в
профессиональной деятельности / А.П. Панфилова. —
М., 2002.

19. Прохоров А.О. Особенности психических
состояний личности в обучении // Психологический
журнал. — Т. 12, 1991, № 1, с. 47–55.

20. Психогимнастика в тренинге. Серия:
Психологический тренинг / Под редакцией Н. Ю.
Хрящевой.— СПб.: Речь, Институт Тренинга, 2001.

21. Розанова В.А. Психология управления / В. А.
Розанова. – М.: ЗАО “Бизнес-школа
“Интел-синтез””, 2000. – 384 с.

22. Самаукина Н. В. Игры в школе и дома:
Психотехнические упражнения / Н. В. Самаукина. —
М.: Изд-во “Новая школа”, 2001.

23. Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной
устойчивости педагога: Учебное пособие / Е. М.
Семенова. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005.

24. Тарасов Е. А. Как победить стресс / Е. А.
Тарасов. — М., 2002.

25. Форманюк Т.В. Синдром “эмоционального
сгорания” как показатель профессиональной
дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 1994.
№6. –С.57-64.

Приложение

Источник

СОГБОУ  «Вяземская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Утверждаю

Директор СОГБОУ

«Вяземская

школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями»

М.М.Анисимова

Согласно

Зам. директора по

учебной работе

Евдокимова И.А.

Рассмотрено на педсовете

      Протокол №______

  от «____»_________201__г.

    Председатель педсовета

(Ф.И.О)

(Ф.И.О)

(Ф.И.О)

Программа 

  профилактики и коррекции синдрома эмоционального выгорания педагогов

                                                                                                                  Разработала

  Педагог-психолог

                                                                                                                      Яковлева Н.А

2017 г.

Пояснительная записка.

           В настоящее время синдром  эмоционального выгорания встречается всё чаще, особенно среди педагогов.  Исследователями в этой среде выявлены симптомы, определяющие профессиональное выгорание: снижение мотивации к работе, неудовлетворённость работой, игнорирование требований к безопасности и процедурам, потеря концентрации и увеличение ошибок,  поиск оправдания вместо решений, конфликты на рабочем месте, хроническая усталость, раздражительность, нервозность, беспокойство и многое другое.

           С повышением требования со стороны общества к качеству образования, и, следовательно, к личности педагога, увеличивается нагрузка, меняется привычный режим и темп деятельности. Такие изменения содержат в себе увеличение нервно-психического напряжения педагога.  Нельзя игнорировать тот факт, что любая профессия, связанная с общением с людьми, требует терпения и особых навыков взаимодействия. В связи с этим работа людьми, а особенно с детьми, требует  особых усилий и со временем вызывает эмоциональное перенапряжение.

            Профессия педагога является еще более сложной, в связи с тем, что он в процессе работы взаимодействует не только  с детьми, но и с родителями, коллегами, родственниками. Большая часть рабочего времени педагога проходит в эмоциональном напряжении и требует постоянной концентрация внимания, высокой ответственности за жизнь и здоровье обучающихся.

Читайте также:  Лечение при туннельном синдроме запястья

           И, естественно это оказывают влияние на эмоциональное состояние педагога. Проявления усталости,  нервозности и раздражительности негативно сказываются не только на педагога, но и на окружающих.  А так как профессиональный долг педагога обязывает принимать взвешенные решения и преодолевать эмоциональное напряжение, ему необходимо справляться с накопившимися проблемами, без вреда для окружающих.

    В связи с вышесказанным возникла необходимость создания специальной программы для педагогов, способствующей профилактике и коррекции синдрома выгорания и повышению стрессоустойчивости в обществе. Актуальность программы заключается в том, что она направлена на снятие эмоционального напряжения, обучение методам саморегуляции психоэмоционального состояния, выработку педагогами в процессе занятий приемлемых  способов профилактики эмоционально-личностного выгорания.    

 Программа предполагает реализацию комплекса занятий в течение учебного года 2 раза в месяц.  На первом этапе программы проводятся беседы и тестирование педагогов, где учитываются все предложения и желания участников. Программа включает в себя комплекс групповых занятий (тренингов), направленный на профилактику и коррекцию синдрома эмоционального выгорания.    

 В состав программы входят 20 занятий, продолжительность которых, в среднем 30-40 минут. Занятия проводятся с использованием звукового и музыкального сопровождения (спокойная музыка, запись аутотренингов с голосом ведущего, звуки природы: пение птиц, звук морского прибоя, шум дождя, водопада  и др.).

Цель программы:  профилактика   синдрома  эмоционального  выгорания через сплочение педагогического коллектива и снятие психоэмоционального напряжения.

Задачи программы:

– ознакомить  педагогов с теорией синдрома эмоционального выгорания и причинами его возникновения;

– обучить педагогов психотехническим приемам саморегуляции негативных эмоциональных состояний;

– способствовать сохранению в педагогическом коллективе благоприятного психологического микроклимата;

– развивать систему профилактики стрессовых ситуаций, эмоционального выгорания в педагогической среде.

Ожидаемые  результаты  программы:

1. Повышение психологической защищенности каждого педагога,     укрепление его психического здоровья;

2. Улучшение  психологического микроклимата в педагогическом  коллективе;

3. Формирование начальных навыков рефлексии, саморегуляции негативных психоэмоциональных состояний.

4. Раскрытие внутренних потенциалов личности педагога.

5. Повышение  мотивация педагогов к участию в работе тренинговых групп,           как возможности самопознания и саморазвития.

 Используемые  методы:  игровые, арттерапевтические  и релаксационные техники, психогимнастические упражнения и элементы тренинга общения.

В программе  используются различные  способы управления эмоциональным состоянием:

  • игры, направленные на развитие социальной перцепции;
  • методы телесно – ориентированной терапии;
  • элементы арт – терапии;
  • элементы музыкотерапии;
  • игровые методы.

                                     Календарно – тематический план

Сроки проведения

Форма работы

Тема, цель

Участники

1

сентябрь

диагностика

Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко;

Опросник на выявление причин эмоционального выгорания;

Методика определения психологического климата в коллективе

психолог, педагоги

2

сентябрь

тренинг

«Мы личности»

Сплочение педагогического коллектива и преодоление  психологических зажимов

психолог, педагоги

3

октябрь

тренинг

Обучаемся навыкам саморегуляции. Упр. «Дыхание». Звуковая гимнастика.

психолог, педагоги

4

октябрь

тренинг

«Улыбнись вопреки всему». Упр. с элементами релаксации.

психолог, педагоги

5

ноябрь

тренинг

Обучение диафрагмальному дыханию. Звуковая гимнастика.

психолог, педагоги

6

ноябрь

тренинг

«Ты не одинок». Упр. «Дыхание».

психолог, педагоги

7

декабрь

игротренинг

«Давайте говорить друг другу комплементы»

Преодоление трудностей в совместной работе и конструктивное сотрудничество

психолог, педагоги

8

декабрь

тренинг

«Рисуем вместе». Занятие с элементами аоттерапии.

психолог, педагоги

9

январь

тренинг

«Мы рядом»

Сплочение педагогического коллектива и развитие эмпатии.

психолог, педагоги

10

январь

тренинг

«Список эмоций»

психолог, педагоги

11

февраль

мозговой штурм

«Решение конфликтных ситуаций»

психолог, педагоги

12

февраль

игротренинг

«Вместе весело шагать»

психолог, педагоги

13

март

тренинг

«Самооценка и уровень притязаний»

психолог, педагоги

14

март

тренинг

«Закончи предложение». Звуковая гимнастика.

психолог, педагоги

15

апрель

тренинг

«Поверь в себя»

психолог, педагоги

16

апрель

тренинг

«Учимся снимать напряжение». Самомассаж. Элементы телесно-ориентированной терапии. Упр. «Дождик».

психолог, педагоги

17

май

тренинг

«Здоровье не купишь»

психолог, педагоги

18

май

игротренинг

«Передача чувств»

психолог, педагоги

19

июнь

диагностика

Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко;

Опросник на выявление причин эмоционального выгорания;

Методика определения психологического климата в коллективе

«Плечом к плечу»

Сплочение педагогического коллектива, снятие эмоционального напряжения.

психолог, педагоги

20

июнь

беседа

Просмотр презентации на тему:

«Профилактика эмоционального выгорания». Индивидуальные беседы по результатам диагностики.

психолог, педагоги

Источник