Психическое выгорание представляет собой синдром

Психическое выгорание представляет собой синдром thumbnail

Синдром эмоционального выгорания

Синдром эмоционального выгорания – это комплекс симптомов, характеризующийся постепенной утратой эмоциональной вовлеченности в деятельность, нарастанием умственной и физической усталости, личностной отстраненности от содержания труда. Проявляется равнодушием к работе, формальным выполнением должностных обязанностей, негативизмом в отношении коллег, клиентов, пациентов, невротическими и психосоматическими расстройствами. Диагностикой синдрома занимаются психологи и психиатры, используется метод беседы, а также ряд специфических опросников. Лечение проводится методами психотерапии.

Общие сведения

Понятие «синдром эмоционального выгорания» введено в психологию американским психиатром Г. Фрейденбергером в 1974 году. Синонимичные названия – эмоциональное сгорание, перегорание, психическое выгорание, профессиональное выгорание. Синдрому подвержены специалисты, работа которых предполагает постоянное глубокое взаимодействие с людьми. В группе риска находятся врачи, психологи, учителя, преподаватели, социальные работники, спасатели, служащие правоохранительных органов. Распространенность СЭВ среди таких специалистов достигает 80-90%. Эмоциональное выгорание чаще выявляется у работников, стаж которых превышает 10 лет. Существует гендерная предрасположенность, в числе больных преобладают женщины.

Синдром эмоционального выгорания

Синдром эмоционального выгорания

Причины

Факторы, способствующие развитию СЭВ, активно исследуются клиническими и социальными психологами, психиатрами, кадровыми специалистами. Установлено, что ведущую роль играют психологические особенности и общее состояние здоровья человека, содержание и организация процесса труда. Причины эмоционального сгорания могут быть распределены на три группы:

  • Личностные. Отсутствие мотивации к выполнению деятельности может быть связано с неоцененностью работы, недостатком автономности (свободы действий). Эмоционально сгорающими чаще оказываются люди, склонные к сочувствию, проявлению гуманности, увлекающиеся, сопереживающие, одержимые навязчивыми идеями.
  • Организационные. Вероятность развития синдрома увеличивается при отсутствии четких обязанностей и справедливого распределения ответственности. Зачастую в коллективах повышена конфликтность и конкуренция, совместные усилия не согласованы, существует дефицит времени и/или материальных ресурсов, успешный результат достигается редко.
  • Содержательные. Синдрому выгорания способствует напряженная психоэмоциональная деятельность. Она включает различные виды личностного взаимодействия, переработку и интерпретацию сложной информации, принятие решений, несение ответственности за результат. К особой группе относится трудный контингент, с которым необходимо работать – тяжелобольные, правонарушители, конфликтные клиенты.

Патогенез

Эмоциональное выгорание обычно связывают с определенными профессиями, однако данному синдрому также подвержены домохозяйки, молодые мамы, творческие личности. Патогенетические механизмы частично совпадают с таковыми при развитии стресса, организм испытывает постоянное продолжительное воздействие неблагоприятных факторов. На первом этапе разворачивается фаза сопротивления – используются физиологические и психологические резервы (изменяется уровень активации ЦНС, выработка гормонов), человек чувствует напряжение, но успешно с ним справляется. Интерес и удовлетворенность работой сохранены.

Второй этап – фаза истощения. Утрачивается способность организма противостоять стрессу, негативные факторы (организационные, содержательные, личностные) приводят к нарушениям на физиологическом и психологическом уровне. Снижается мотивация, заинтересованность деятельностью, нарастает подавленность настроения, раздражительность. На третьем этапе истощение проявляется стойкими эмоциональными и соматическими расстройствами: развивается депрессия, обостряются хронические болезни, возникают новые заболевания на психосоматической основе.

Классификация

СЭВ рассматривается исследователями как многокомпонентный и поэтапный процесс. Классификации на основе составляющих синдрома подробно описывают его клиническую картину. Процессуальные модели рассматривают динамику развития выгорания через возрастание эмоционального истощения, в результате которого формируются негативные установки по отношению к субъектам деятельности и труду. Среди теорий, выделяющих стадии синдрома, широко известна пятиступенчатая классификация Дж. Гринберга:

  1. Медовый месяц. Отношение к работе положительное, доминируют энтузиазм и увлеченность. Факторы стресса не вызывают напряжения.
  2. Недостаток топлива. Накапливается усталость, возрастает апатия. Без дополнительной стимуляции, усиления мотивации продуктивность снижается.
  3. Хронический процесс. Развивается повышенная раздражительность, чувство подавленности, обостряется неудовлетворенность работой, появляются мысли о бесперспективности будущего. Постоянная усталость сменяется физическими недомоганиями.
  4. Кризис. Здоровье ухудшается, возникают хронические заболевания, частично или полностью снижающие работоспособность. Усиливается депрессия, неудовлетворенность качеством жизни, собственной продуктивностью.
  5. Пробивание стены. Соматические и психические нарушения обостряются, могут стать угрозой жизни. Формируется дезадаптация в профессиональной сфере, семье, дружеских отношениях.

Симптомы эмоционального выгорания

Синдром психического выгорания проявляется как реакция на продолжительный стресс с последующей депрессией, при этом симптомы связаны со сферой труда, профессиональной деятельностью. Базовая триада проявлений – чувство безразличия и психического истощения, дегуманизация, негативное восприятие себя как специалиста. На эмоционально-волевом уровне формируется равнодушие к рабочим процессам, неуверенность в собственной компетентности (силах, навыках, знаниях), разрушение личных идеалов, утрата профессиональной мотивации, раздражительность, недовольство, плохое настроение. В зависимости от стадии СЭВ данные признаки возникают иногда и только в рабочее время либо проявляются постоянно, распространяясь на семейные и дружеские отношения.

На социально-поведенческом уровне определяется стремление к изоляции: контакты с окружающими сводятся к минимуму, ограничиваются непосредственными обязанностями – обслуживание пациентов, клиентов. Инициативность, энтузиазм заметно снижаются. Человек стремится избежать ситуаций принятия решений, несения ответственности. При неудачах склонен обвинять окружающих (начальство, систему). Часто выказывает недовольство по поводу рабочей нагрузки, оплаты, организации условий труда. В суждениях преобладают пессимистические прогнозы. Попытки «бегства» от действительности реализуются через злоупотребление алкоголем, применение наркотических средств, переедание.

Физические проявления СЭВ включают хроническую усталость, мышечную слабость, вялость, частые головные боли, нарушения сна, аппетита, подверженность инфекциям (снижение иммунитета), перепады кровяного давления, головокружение, приступы потливости или озноба, потемнение в глазах, ноющие боли в суставах, особенно в области спины. Человек с большим трудом просыпается по утрам, с неохотой идет на работу, долго «включается» в трудовой процесс, увеличивает продолжительность и частоту перерывов. Он не успевает выполнить задачи своевременно, в итоге растягивает рабочий день до позднего вечера, переносит выполнение заданий домой. Такой режим только усиливает СЭВ, лишая нормального отдыха.

Осложнения

На поздних стадиях эмоциональное выгорание осложняется психосоматическими заболеваниями и депрессией. Характерно развитие осложнений, препятствующих выполнению профессиональных обязанностей. Среди наиболее распространенных – сезонные инфекции (ОРВИ, ангина, грипп), мигрени, артериальная гипертония, остеохондроз. Заболевания становятся своеобразным подсознательным защитным механизмом, обеспечивают перерыв, отдых от основной деятельности. Депрессия возникает из-за неудовлетворенности работой, ощущения собственной «бесполезности». Она снижает работоспособность, приводит к дезадаптации на работе и в семье.

Читайте также:  Опасен ли синдром пустого турецкого седла

Диагностика

Необходимость диагностики СЭВ осознается пациентами на последних стадиях, когда проявляются соматические нарушения, становится выраженной депрессия и раздражительность, нарастает профессиональная и семейно-бытовая дезадаптация. Обследование проводится врачом-психиатром, психологом, психотерапевтом. Используются клинические и психодиагностические методы:

  • Опрос. В беседе с больным врач обращает внимание на наличие трех ключевых признаков СЭВ: истощения, персональной отстраненности, ощущения утраты собственной эффективности. Все симптомы отражают изменения в ведущей деятельности – профессиональной, бытовой, воспитательной, творческой.
  • Специфическая психодиагностика. Стандартизированными методами обнаружения СЭВ являются опросники. Наиболее распространено применение теста MBI (Maslach Burnout Inventory), опросников эмоционального выгорания В. В. Бойко и Е. П. Ильина. Результаты отражают выраженность симптомов, риск дезадаптации, стадию процесса истощения.
  • Общая психодиагностика. Дополнительно проводится исследование эмоционально-личностной сферы пациента. Более широкий взгляд на имеющиеся отклонения позволяет определить уровень депрессии, тревожности, выраженность психосоматических расстройств, риск агрессивного и аутоагрессивного поведения. Используются комплексные методики исследования личности (СМИЛ, опросник Айзенка, метод цветовых выборов).

Лечение синдрома эмоционального выгорания

Для устранения эмоционального выгорания необходима помощь психолога, психотерапевта, поддержка семьи и коллег. Немаловажную роль играет мотивация пациента – готовность изменить привычки, режим отдыха и труда, оценку себя и своей работы. Для достижения стойкого результата важен комплексный психо-медико-социальный подход, который включает:

  • Психотерапию. Сеансы направлены на изменение личностных установок пациента относительно профессиональной деятельности, формирование мотивации и заинтересованности работой, умение распределять ресурсы (время, силы) на различные сферы жизни. Психотерапия проводится в форме бесед, выполнения упражнений, домашних заданий.
  • Медикаментозное лечение. Препараты подбираются психиатром индивидуально, схема терапии зависит от клинической картины. Нередко назначаются антидепрессанты, противотревожные средства, седативные и стимулирующие лекарства на растительной основе.
  • Общеукрепляющие мероприятия. Больным показано соблюдение режима дня: полноценный сон ночью, регулярные умеренные физические нагрузки, правильный рацион. Для восстановления работоспособности рекомендован курс массажа, санаторно-курортное лечение.

Прогноз и профилактика

При своевременной диагностике и лечении синдром выгорания имеет благоприятный прогноз. Его проявления хорошо поддаются психотерапевтической и медикаментозной коррекции. Так как в основе СЭВ лежит физическое и психическое истощение, профилактика должна быть нацелена на укрепление здоровья и выработку навыков преодоления стресса. Необходимо ежедневно выделять время для отдыха, не переносить рабочие задачи на выходной день, использовать методы психологической разгрузки – спорт, подвижные игры, занятия творчеством, хобби. Для поддержания физического здоровья важно придерживаться правильного питания (достаточно калорийного, насыщенного витаминами, микроэлементами), гулять или работать на свежем воздухе, спать не меньше 7-8 часов в сутки.

Источник

Синдром эмоционального выгорания (англ. burnout) — понятие, введённое в психологию американским психиатром Гербертом Фрейденбергером[en] в 1974 году, проявляющееся нарастающим эмоциональным истощением. Может влечь за собой личностные изменения в сфере общения с людьми (вплоть до развития глубоких когнитивных искажений[1]).

Сам термин «синдром выгорания» был введён К. Маслач в соответствии с трёхкомпонентной моделью «выгорания». «Выгорание» определялось как синдром и включало три компонента: эмоциональное истощение, деперсонализация («обезличивание» человека), а также редукцию личных достижений — умаление собственного достоинства.

Выгорание (англ. burnout) — понимается, как состояние физического и психического истощения, возникшее в ответ на эмоциональное перенапряжение при работе с людьми. Ему особенно подвержены люди, чья трудовая деятельность связана с регулярным общением с другими людьми, эмоциональными сопереживаниями, большой ответственностью[2], трудящиеся с профессией типа «человек — человек», так как именно они подвержены постоянному взаимодействию и общению с людьми. Выгорание также понимается как профессиональный кризис, связанный не только с межличностными отношениями, но и с работой в целом.

Классификация по МКБ[править | править код]

Классификация по МКБ-10[править | править код]

  • Класс: Факторы, влияющие на состояние здоровья населения и обращения в учреждения здравоохранения
  • Блок: Обращение в учреждения здравоохранения в связи с другими обстоятельствами
  • Код: Z73.0
  • Название: Переутомление

Классификация по МКБ-11[править | править код]

  • Класс: Факторы, влияющие на состояние здоровья населения и обращения в учреждения здравоохранения
  • Подкласс: Факторы, влияющие на состояние здоровья
  • Блок: Проблемы, связанные с занятостью или безработицей
  • Код: QD85
  • Название: Переутомление

Клиника[править | править код]

Проявляется нарастающим безразличием к своим обязанностям и происходящему на работе, дегуманизацией в форме негативизма по отношению как к клиентам (пациентам), так и к коллегам (сотрудникам), ощущением собственной профессиональной несостоятельности, неудовлетворенности работой, в явлениях деперсонализации, а в конечном итоге в резком ухудшении качества жизни. В дальнейшем могут развиваться невротические расстройства и психосоматические заболевания. Одним из ярких симптомов выраженного синдрома профессионального выгорания являются частые и длительно текущие разнообразные заболевания, обусловленные психосоматикой[источник не указан 620 дней].

Факторы развития[править | править код]

Развитию этого состояния способствует необходимость работы в однообразном или напряжённом ритме, с эмоциональной нагрузкой при взаимодействии с трудным контингентом. Способствует этому и отсутствие должного вознаграждения (не только материального, но и психологического) за выполненную работу, что заставляет человека думать, что его работа не имеет ценности.

Фрейденбергер указывал, что такое состояние развивается у людей, склонных к сочувствию, идеалистическому отношению к работе, вместе с тем неустойчивых, склонных к мечтаниям, одержимых навязчивыми идеями. При этом синдром эмоционального выгорания может представлять собой механизм психологической защиты в форме частичного, либо полного исключения эмоций в ответ на травмирующие воздействия.

Отдельного изучения требует фактор влияния злоупотребления алкоголем на динамику развития синдрома эмоционального выгорания.

Встречается нередко и у лиц, работа которых связана с тесным контактом с людьми[3] — у врачей[4], психологов, педагогов[5], людей, чья профессия относится к «помогающему» типу профессий, работников социальных служб, операторов, работающих в сфере «человек-машина», менеджеров, руководителей и т. д.

Читайте также:  Скачать презентацию синдром диабетической стопы

По наблюдениям психотерапевтов, эмоциональному выгоранию особенно подвержены интроверты. Людям с таким психотипом рекомендуется тщательно дозировать уровень общения, избегать излишнего воздействия текущих новостей и принимать другие меры, ограничивающие нагрузку на эмоциональную сферу[6].

Проявления синдрома «выгорания»[7][править | править код]

Синдром выгорания может проявляться очень многообразно, это зависит во многом от личностных характеристик и факторов среды, в которых находится человек. В работе M. Burisch указаны наиболее встречающиеся проявления синдрома выгорания. В следующей таблице расположены признаки возникновения синдрома и описание к ним. Также важно понимать, что некоторые симптомы могут взаимно исключать друг друга. Проявления синдрома индивидуальны и не каждый человек проходит все ниже указанные стадии, хронология симптоматики не является обязательной, она также очень индивидуальна.

Таблица 1. Симптомы «выгорания» и хронология их возникновения[8]

1. Симптомы

начальной фазы

А. Повышенная заинтересованность; постановка целей
  • потеря идеализма
  • концентрация на собственных желаниях
  • неутоленная жажда признания
  • зависть
  • проблемы с партнёрами
  • конфликты с детьми
Б. Истощение
  • чувство вины
  • заниженная самооценка
  • жалость к себе
  • озлобленность
  • чувство слабости
  • беспокойство
  • пессимизм/фатализм
  • апатия
  • мысли о самоубийстве
2. Сниженная заинтересованность А. Клиенты, пациенты и т. д.
  • обвинение других или системы
  • упрёки в адрес других людей
  • нетерпение
  • нетерпимость
  • неспособность к компромиссам
  • недоверие
  • частые конфликты
Б. Остальные
  • ослабление внимания и памяти
  • неспособность к решению комплексных задач
  • неточность
  • неорганизованность
  • неспособность к принятию решений
В. Работа
  • негативное отношение к работе
  • пресыщение
  • прогулы
Г. Завышенные требования
  • потеря идеализма
  • концентрация на собственных желаниях
  • неутоленная жажда признания
  • зависть
  • проблемы с партнёрами
  • конфликты с детьми
3. Эмоциональные реакции, присвоение вины А. Депрессия
  • чувство вины
  • заниженная самооценка
  • жалость к себе
  • озлобленность
  • чувство слабости
  • беспокойство
  • пессимизм/фатализм
  • апатия и даже мысли о самоубийстве
Б. Агрессия
  • обвинение других или системы
  • упрёки в адрес других людей
  • нетерпение
  • нетерпимость
  • неспособность к компромиссам
  • недоверие
  • частые конфликты
4. Редукция А. Работоспособность
  • ослабление внимания и памяти
  • неспособность к решению комплексных задач
  • неточность
  • неорганизованность
  • неспособность к принятию решений
Б. Мотивация
  • пониженная инициативность
  • пониженная продуктивность
  • служба по предписанию
В. Творчество
  • отсутствие фантазии
  • сниженная чувствительность
Г. Дифференциация
  • сопротивление любым нововведениям
  • ригидное мышление
5. Поверхностность,

притупление эмоций

А. Эмоциональная сфера
  • упрощение реакций
  • равнодушие
Б. Социальная жизнь
  • небольшое участие в жизни других
  • избегание неформальных контактов
  • одиночество
В. Духовная сфера
  • отказ от хобби
  • незаинтересованность
  • скука
6. Психосоматические реакции
  • ослабление иммунной системы
  • невозможность расслабиться во время отдыха
  • нарушения сна
  • кошмары
  • сердцебиение
  • головные боли
  • тошнота
  • изменение веса
7. Отчаяние
  • негативное отношение к жизни
  • чувство безнадежности
  • отсутствие смысла
  • мысли о самоубийстве

Основные теоретические подходы[править | править код]

Трехфакторная модель «выгорания» К. Маслач и С. Джексон.[править | править код]

Это наиболее распространенная «модель синдрома выгорания». В ней синдром выгорания рассмотрен как трехмерный конструкт.

  1. Эмоциональное истощение. Данное состояние вызвано утомлением, как физическим, так и эмоциональным, вследствие истощения ресурсов организма, постоянного нахождения в стрессовых ситуациях в процессе трудовой деятельности и взаимодействия с людьми. Человек не находит ресурсов и сил для восстановления собственного состояния до того, которое позволило бы эффективно работать без вреда собственному здоровью.
  2. Деперсонализация. Проявляется в циничности поведения, бездушности к окружающим, предмету собственного труда, деформации отношений с окружающими. Деперсонализация сегодня заменяется на сходное понятие «цинизм». Также может быть проявлением как сильной зависимости от окружающих, так и проявлением негативизма к рецепиентам.
  3. Редукция личных достижений. Проявляется в негативной оценке собственных профессиональных успехов и достижений, приуменьшении собственного достоинства, ограничении собственных возможностей.

Модель Е. Перлмана и Б. Хартмана[править | править код]

Е. Перлман и Б. Хартман предложили модель, которая рассматривает выгорание в аспекте профессиональных стрессов.

Три измерения выгорания отражают три основные симптоматические категории стресса:

  • физиологическую, сфокусированную на физических симптомах (физическое истощение);
  • аффективно-когнитивную, сфокусированную на установках и чувствах (эмоциональное истощение, деперсонализация);
  • поведенческую, сфокусированную на симптоматических типах поведения (деперсонализация, сниженная рабочая продуктивность).

Модель включает четыре стадии развития стресса.

  1. Первая стадия отражает степень, в которой рабочая ситуация способствует стрессу. Существует два наиболее вероятных типа ситуаций, при которых возникает стресс. Первый тип ситуаций — навыки и умения субъекта труда являются недостаточными, чтобы соответствовать воспринимаемым или действительным профессиональным требованиям. Второй тип ситуаций — работа не соответствует ожиданиям, потребностям или ценностям субъекта труда. Противоречие между профессиональной компетентностью субъекта труда, его ожиданиями и требованиями со стороны рабочих ситуаций способствует возникновению стресса.
  2. Вторая стадия включает в себя восприятие, переживание стресса. Многие ситуации, способствующие стрессу, не приводят к тому, что люди считают себя находящимися под воздействием стресса. Движение от первой стадии ко второй зависит от субъективной оценки стресс-факторов, ресурсов личности, а также от ролевых и организационных переменных.
  3. Третья стадия содержит три основных класса реакций на стресс (физиологические, аффективно-когнитивные, поведенческие).
  4. Четвертая стадия представляет собой последствия стресса.

Выгорание как многогранное переживание хронического эмоционального стресса находится на четвертой стадии, представляя собой результат реакции на продолжительный стресс.

Диагностика[править | править код]

Изучение указанного состояния проводилось американскими психологами Кристиной Маслач (англ.) и Сьюзан Джексон[9], которые характеризовали его как эмоциональное опустошение. Изучение синдрома проводится по предложенной Маслач методике: Maslach Burnout Inventory (MBI).

На основе «MBI» был разработан опросник «MBI-GS» («Maslach Burnout Inventory-General Survey»). Данный вариант опросника позволяет оценивать выгорание как в профессиях с непосредственными интенсивными межличностными коммуникациями, так и без них.

Читайте также:  Какие боли в животе при синдроме раздраженной кишки

Помимо MBI в российской психотерапевтической практике используется опросник Виктора Васильевича Бойко. Для тестирования и самотестирования специалистов разных профессий используется опросник по профессиональному выгоранию Е. П. Ильина.

Для диагностики эмоционального выгорания при работе с мигрантами используется методика «Межкультурное эмоциональное выгорание»[10][11].

На основе методики К. Маслач и С. Джексон была разработана русскоязычная версия — опросник «Профессиональное выгорание», утверждения в котором оценивают чувства и переживания, связанные с выполнением профессиональной, рабочей деятельности.

Противодействие синдрому выгорания[12][править | править код]

Рассматривая противодействие синдрому выгорания в контексте субъектно – личностного подхода, важно, чтобы у человека была активная позиция и заинтересованность в саморазвитии и самоуправлении. Высокая мотивация, своевременное позитивное подкрепление (как внешнее, так и внутреннее) помогают наиболее эффективно овладеть техниками и приемами саморазвития, укрепить ресурсы преодоления синдрома выгорания,

Помощь «выгорающему» человеку может быть оказана не только специалистом. Возможно помочь самому себе. Однако системная помощь будет много эффективнее. Она включает в себя самопомощь (подробнее будет описана ниже), оптимизация гигиенических и мотивационных условий труда, а также организационной культуры, и, конечно же, оказание специализированной профессиональной помощи консультирующих психологов, социально — психологической, морально — психологической, профилактико-реабилитационной, деловой и др.

Для того, чтобы помочь самому себе, необходимо

  1. научиться осознавать симптомы психологического стресса и «выгорания»;
  2. знать и понимать негативные последствия процессов выгорания;
  3. иметь желание противостоять негативным последствиям трудовых стрессов — развивать мотивацию (самодетерминацию) к самоизменению и личностному росту;
  4. овладевать широким спектром приемов саморегуляции (самоорганизации) и преодоления ключевых причин выгорания — дефицита личностных и профессиональных компетентностей, а также преодоления отчуждения личных жизненных смыслов от смыслов выполняемой профессиональной деятельности.

В случае недостаточности самопомощи требуется профессиональная консультативная или коррекционная помощь специалистов, владеющих методами стресс-менеджмента.

В культуре[править | править код]

Симптомы эмоционального выгорания («приступы равнодушия к работе и жизни») были описаны в романе Туманность Андромеды (1957) у персонажа Дар Ветер, которого лечили музыкой и трудотерапией.

Примечания[править | править код]

  1. ↑ см. смежное понятие Профессиональная деформация
  2. ↑ Эмоциональное выгорание – что это такое, симптомы и лечение. dispanseri.ru. Дата обращения: 26 августа 2018.
  3. Римма Фёдоровна Теперик. Как не сгореть на работе? // Журнал «Психология для руководителя». — 2008. — № 2. Архивировано 27 февраля 2013 года.
  4. Галина Сергеевна Абрамова, Юлия Анатольевна Юдчиц. Психология в медицине. — Кафедра – М, 1998. — 272 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-8059-0027-0.
  5. А. А. Реан, Я. П. Коломинский. Социальная педагогическая психология. — СПб: Прайм-Еврознак, 2008. — 576 с. — (Большая университетская библиотека). — 2000 экз. — ISBN 978-5-93878-723-0.
  6. ↑ Санд, 2020, Глава 2, с. 48.
  7. ↑ Burisch M. Das Burnout — Syndrom. Theorie der inneren Erschoepfung. Springer, 1989.
  8. ↑ Величковская С.Б. Проблема развития профессионального «выгорания». Синдром «выгорания» у преподавателей иностранного языка. Статья // Психологические и педагогические проблемы развития образования. Вестник МГЛУ. – Выпуск 484. – М.: Изд-во МГЛУ. – 2004.
  9. Christina Maslach[en], Susan E. Jackson. The measurement of experienced burnout (англ.) // Journal of Occupational Behaviour[en]. — 1981. — Vol. 2. — P. 99−113. — ISSN 0894-3796. Архивировано 19 февраля 2015 года.
  10. ↑ Ларин Н.А. Феномен эмоционального выгорания при межкультурном взаимодействии. // Психология и Психотехника. — 2017-3. — Т. 3, вып. 3. — С. 1–9. — ISSN 2454-0722. — doi:10.7256/2454-0722.2017.3.23962.
  11. Ларин Никита Андреевич. Феномен эмоционального выгорания в поликультурной среде образовательных учреждений (рус.) // Живая психология. — 2018. — Т. 5, вып. 2. — ISSN 2413-6522. — doi:10.18334/lp.5.2.39225.
  12. ↑ Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. — СПб.: Питер, 2009. — 336 с.: ил. — (Серия «Практикум»).

Литература[править | править код]

  1. Enzmann, D., Berief, P., Engelkamp, C. et al. Burnout and coping will burnout. Development and evaluation of a burnout workshop. Berlin: Technische Univercitat Berlin, Institut fur Psychologie., 1992.
  2. Herbert J. Freudenberger[en]. Staff burn-out (англ.) // Journal of Social Issues[en]. — 1974. — Vol. 30, no. 1. — P. 159—165. — ISSN 0022-4537.
  3. Maslach, C. Burnout: A social psychological analysis. In The Burnout syndrome ed.J.W.Jones, pp. 30−53, Park Ridge, IL: London House, 1982.
  4. Schaufell, W.B., Enzmann, D. And Girault, N. Measurement of burnout: A review. In Professional Burnout: Recent Development in Theory and Reserch ed. W.B.Schaufell, C.Maslach and T.Marek, pp. 199−215, Washington, DC: Taylor&Francis.
  5. Величковская С. Б. Зависимость возникновения и развития стресса в профессиональной деятельности педагогов. Дисс. … канд. психол. наук. М.: 2005
  6. Величковская С. Б. Проблема развития профессионального «выгорания». Синдром «выгорания» у преподавателей иностранного языка. Статья // Психологические и педагогические проблемы развития образования. Вестник МГЛУ. — Выпуск 484. — М.: Изд-во МГЛУ. — 2004.
  7. Водопьянова Н. Е. Противодействие синдрому выгорания в контексте ресурсной концепции человека // Вестник СПбГУ. Серия 12. — 2009. — Вып. 2. — С.75-86.
  8. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. — СПб.: Питер, 2009. — 336 с.: ил. — (Серия «Практикум»).
  9. Водопьянова Н. Е Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд: Питер; Спб.; 2008
  10. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. «Синдром выгорания» в системе «человек — человек». — В кн.: Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности./ Под ред. Никифорова Г. С., СПб., 2001. С. 276—282.
  11. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. — СПб., 2005.

На русском

  • Илсе Санд. Дистанция счастья. Правила гармоничной жизни для интровертов и сверхчувствительных людей = Ilse Sand. Introvert eller særligt sensitiv: guide til grænser, glæde og mening / переводчики Наумова Анастасия, Н. Фитисов. — М.: Альпина Паблишер, 2020. — 144 p. — ISBN 978-5-9614-3760-7.

См. также[править | править код]

  • Многофакторная теория выгорания
  • Профессиональный стресс
  • Деперсонализация

Ссылки[править | править код]

  • Синдром эмоционального выгорания
  • П.Сидоров. Синдром эмоционального выгорания — конспект врача
  • Г. А. Макарова. Синдром эмоционального выгорания
  • Диагностика эмоционального выгорания по В. В. Бойко
  • Диагностика профессионального выгорания по Е.Ильину

Источник