Психологическая коррекция страхов при синдроме рда

Психологическая коррекция страхов при синдроме рда thumbnail

У подавляющего большинства детей с аутизмом, независимо от степени тяжести аффективной патологии, наблюдаются выраженные страхи.

Исследования психологов показали, что возникновение первых конкретных страхов и состояний тревоги при нормальном развитии обусловлено ранним возрастом ребенка. На первом году жизни страх у ребенка могут вызвать громкий звук, резкое приближение к объекту, неожиданное изменение положения тела в пространстве, появление «чужого лица». Наибольшее количество страхов отмечается на втором-третьем году жизни ребенка, что является вполне закономерным явлением на фоне нормально протекающего аффективного развития.

У детей с аутизмом наблюдается высокая интенсивность страхов и повышенная фиксация на них. Возникнув однажды, страх у ребенка с аутизмом впоследствии не исчезает и продолжает оставаться актуальным на протяжении многих лет жизни.

Страхи, которые появляются у детей с аутизмом в раннем возрасте, отличаются неконкретностью, диффузностью и часто не имеют причины, возникая на фоне общей тревоги и беспокойства, вместе с тем объектов страха у детей с аутизмом чрезвычайно много. Нередко ребенок боится определенных предметов и явлений: это может быть шум электроприборов, мягкие игрушки, собаки, все белое, машины, подземные переходы и др.

Страхи у детей с аутизмом могут быть обусловлены как внутренними, так и внешними факторами. К внутренним факторам относятся гиперчувствительность ребенка с аутизмом, которая проявляется в повышенной чувствительности к звуковым, световым, тактильным, вестибулярным и другим сенсорным воздействиям. Например, у большинства людей свет и звук люминесцентной лампы в помещении не вызывают неприятных ощущений, в то время как для ребенка с аутизмом они могут оказаться чрезмерно неприятными, стать источником эмоционального дискомфорта.

Внешние причины страхов у детей с аутизмом можно условно разделить на две группы. В первом случае объект страха действительно является источником определенной опасности, но занимает слишком большое место в аффективных переживаниях ребенка, то есть опасность как бы переоценивается ребенком. Такого рода страхи – их называют сверхценными – могут наблюдаться и у здоровых детей. Однако если у здоровых детей повторные взаимодействия с пугающим объектом уменьшают страх, то у детей с аутизмом, наоборот, усиливают его, повышают фиксацию на источнике страха, делают страх устойчивым. Ко второй группе можно отнести страхи, которые могут быть связаны с реальным пугающим событием.

Пример

На прогулке с отцом 4-летнего Сережу, страдающего ранним детским аутизмом, с громким лаем за ногу схватила собака, что очень испугало мальчика. После случившегося мальчик стал бояться всего, что было связано с происшествием: собак, собачьего лая, человека в черном плаще (хозяин собаки был одет во все черное), кошек, поводков для собак, а также мягких игрушек, изображающих животных. В конечном итоге ребенок стал бояться всех животных и того, что с ними связано.

Многие авторы выделяют такие особенности страхов у аутичных детей, как стойкость страхов, специфика их содержания и трудность психологической коррекции.

В связи с этим становится очевидным, что крайне важно своевременное, или раннее, выявление страхову детей. В преддошкольном возрасте (до развития экспрессивной речи) определить наличие страха у детей возможно только по особенностям их поведения. Радикалами страхов у детей в этот возрастной период являются:

· повышение мышечного тонуса;

· немотивированные крики;

· замирание или внезапное «бегство» от предмета;

· закрывание глаз, затыкание ушей;

· искажение лица и пр.

В дошкольном возрасте у многих детей с аутизмом наблюдается своеобразная тяга к пугающему предмету. Ребенок проявляет особый интерес к движущемуся шумному транспорту, стремится заглянуть в люк или в подвал, тянется к «шумному», пугающему его, пылесосу и пр.

Клинический анализ позволил выделить три группы страхов:

1. Сверхценные страхи, типичные для детского возраста и обусловленные реакцией ребенка на реальную, значимую опасность (например, боязнь остаться одному, потерять мать, страх чужих людей, незнакомой обстановки). Такие страхи наблюдаются у 28% детей с ранним детским аутизмом.

2. Страхи, обусловленные характерной для детей с аутизмом аффективной и сенсорной гиперчувствительностью. Такие страхи наблюдаются значительно чаще — в 35% случаев. Уже в раннем возрасте дети испытывают страх различных бытовых шумов (пылесоса, шума воды и пр.), зрительных, тактильных раздражителей: света люстры, попадания на тело комаров или др. объектов. Ряд страхов связан с гиперсензитивно-стью в эмоциональной сфере: объектами страха становятся незнакомые люди, новые места и пр.

3. Неадекватные бредоподобные страхи, возникающие в связи с крайней ограниченностью и фрагментарностью представлений аутичного ребенка об окружающем его мире.

О.С. Никольская с соавторами описали особенности проявлений страхов у детей в зависимости от степени тяжести аффективной патологии.

У детей первой группы,в силу их глубокой отрешенности от внешнего мира, иногда сложно распознать признаки страха. Родители таких детей обращают внимание на то, что их дети, скорее, ничего не боятся, не понимают реальной опасности. Например, ребенок может выбежать на проезжую часть улицы, сесть на окно и смотреть вниз с девятого этажа квартиры. Внешними проявлениями страха у детей этой группы могут быть двигательные стереотипии, вокализации. Такие дети находятся в постоянном эмоциональном дискомфорте и в процессе своей «бессмысленной» активности не столько стремятся получить положительные впечатления, сколько избежать отрицательных.

Читайте также:  Синдром аспергера симптомы и признаки у детей

В соответствии с этим задача оценить интенсивность и содержательные особенности страха у детей с тяжелой степенью аффективной патологии достаточно трудна для психолога. Радикалами, свидетельствующими о наличии страха у ребенка, могут быть повышение мышечного тонуса, двигательные стереотипии, эхолалии с определенными интонациями и вокализациями.

У детей второй группы,по мнению авторов, практически постоянно наблюдается состояние страха, что находит отражение во внешнем облике ребенка (напряженная моторика, застывшая мимика лица, часто искаженная гримаса ужаса, отчаяния, крики). В поведении страхи проявляются в виде двигательных разрядов, в форме стереотипных выкриков, постукиваний, пения, в проявлении негативизма, агрессивных и аутоагрессивных действий. Авторы отмечают наличие генерализованной тревоги и локальных страхов у данной группы детей. Генерализованная тревога нередко наблюдается при изменении привычной обстановки, необычном поведении родителей. Так, ребенок может реагировать на раздраженную мать аутостимуляциями в виде прыжков, ударов руками или ногами по стенке или полу, вплоть до битья головой об стенку.

Как справедливо подчеркивают О.С. Никольская, общей чертой этих конкретных страхов является их жесткая фиксация — они остаются актуальными на протяжении многих лет, при этом их сила может не угасать со временем.

Дети третьей группыдостаточно хорошо вербализируют свои страхи: они постоянно говорят о них, включают их в свои вербальные фантазии. Дети большую часть времени фиксируются на отрицательных эмоциональных переживаниях из собственного жизненного опыта, из знакомых им сказок. Наблюдается застревание не только на страшных образах (людоед, дьявол или тигр и пр.), но и на отдельных аффективных деталях. Ребенок бесконечно задает одни и те же вопросы. Иногда дети рассказывают страшилки с целью провокации, чтобы вызвать отрицательные эмоциональные состояния у окружающих.

У детей четвертой группынаблюдается выраженная тревога, особенно обусловленная необходимостью вынужденного общения с окружающими, переменой привычной обстановки, высокими требованиями со стороны окружающих. В отличие от детей третьей группы, у них не наблюдается выраженной тенденции к преодолению страхов, когда ребенок возвращается к предмету страха в своих высказываниях или действиях. Дети этой группы характеризуются повышенной чувствительностью и сензитивностью. Нередко их тревоги и страхи могут быть связаны с отрицательными эмоциональными состояниями матери, отца или других близких людей.

Страхи у аутичных детей в значительной степени препятствуют их эмоциональной стабилизации и адаптации. В связи с этим своевременная коррекция страхов является важной задачей психологической помощи,

В процессе психологической коррекции страхову детей с аутизмом необходимо учитывать степень тяжести аффективной патологии.

Важной задачей, стоящей перед психологом при работе с детьми первой группы, является определение объектов страха у детей. Психологу или педагогу необходимо, прежде всего, уметь наблюдать за поведением ребенка. Реакции детей первой группы на пугающий предмет достаточно разнообразны. Типичными проявлениями служат как будто бы безучастность, равнодушие ребенка к источнику страха. Однако они являются лишь кажущимися: если присмотреться к ребенку повнимательнее или подержать его за руку, можно заметить, как сильно он напрягает все тело. Другие дети начинают раскачиваться, прыгать или отбегают в сторону от источника страха.

В настоящее время существует значительное число методов коррекции страхов в детском возрасте. Особое место в коррекции страхов и других аффективных нарушений в детском возрасте занимает игровая терапия. Опыт нашей работы показал достаточно высокую эффективность индивидуальных и групповых методов игровой психологической коррекции страхов.

Источник

Коррекция страхов и агрессии у дошкольников с РДА

При нормальном развитии ребенка страхи являются важным моментом в регуляции его поведения и способствуют адаптации. У детей с РДА страхи не выполняют функцию адаптации, наоборот, они тормозят освоение ребенком окружающего мира.

Коррекционная работа по преодолению страхов и агрессии у детей с РДА зависит от принадлежности ребенка к той или иной группе классификации данного заболевания по О.С.Никольской. Она выделяет четыре группы РДА:

  1. Дети I группы полностью отрешены от внешнего мира. У них наблюдается полевое поведение, т.е. происходят движения в поле без активного контакта с окружающими. Ребенок постоянно переходит от одного предмета к другому, но мгновенно теряет к ним интерес. Обычно такие дети недостаточно реагируют на холод, голод и не проявляют чувства удовольствия. Лицо такого ребенка амимично. Дети не обучаются навыкам поведения в обществе и почти не владеют навыками самообслуживания. Дети этой группы имеют наихудший прогноз и нуждаются в постоянном уходе.

  2. Дети II группы характеризуются аутистическим отвержением окружающей среды. Такие дети более активны, они могут устанавливать избирательные контакты с окружающими. Эти контакты нужны им для удовлетворения физических потребностей. У детей уже появляются переживания удовольствия, страха, слезы и крик. В их поведении наблюдаются различные штампы, речевые и двигательные, которые применяются при стереотипных условиях. Ребенок требует сохранения постоянства в окружающем и создает вокруг себя барьер. Любые неприятные для себя воздействия извне ребенок заглушает сенсорными ощущениями: надавливание на глазное яблоко, ухо и т.д. Поведение носит манерный характер, у детей наблюдаются причудливые гримасы и позы. Часто у детей наблюдается тесная симбиотическая связь с матерью, которая должна постоянно присутствовать рядом. Для детей этой группы прогноз более благоприятный, при условии длительной коррекции.

  3. Дети III группы – это дети, которые замещают внешнюю среду. Для этих детей характерны более сложные формы аффективной защиты, которые могут проявляться в формировании патологических влечений, фантазиях, иногда агрессивных. Эти фантазии разыгрываются спонтанно и снимают страхи и переживания ребенка. Речь таких детей обычно развернутая. Контакт с окружающим миром ограничен лишь их влечениями, их нельзя произвольно сосредоточить. Собственные суждения они выражают в монологе, а не в диалоге. Считается, что при длительной активной психолого-педагогической коррекции эти дети могут быть подготовлены к обучению в массовой школе.

  4. Дети IV группы характеризуются сверхтормозимостью. Этим детям присущи прежде всего неврозоподобные расстройства, Они ранимы, пугливы, робки. Контакты с окружающими ограничены и приводят к формированию патологической зависимости от близких, дети постоянно нуждаются в их одобрении и защите. Контакты с внешним миром обычно осуществляются через мать, с которой дети находятся в сильной эмоциональной связи. Эти дети имеют определенные ритуалы в поведении, у них наблюдается задержка речевого, моторного и интеллектуального развития. Движения не ловкие, речь замедленна и аграмматична. Стереотипное поведение не дает возможности реализации у таких детей самостоятельной адаптации. Считается, что эти дети могут быть подготовлены к обучению в массовой школе, в редких случаях могут обучаться и без предварительной подготовки.

Читайте также:  Как лечить синдром сухого глаза капли

Выделенные 4 группы различаются по типу поведения, степени аффективной дезадаптации. Принадлежность ребенка к определенной группе не является постоянной. Ребенок может быть отнесен к другой группе, если в его поведении начинают преобладать черты рядом стоящего уровня.

Коррекционная работа по преодолению страхов у детей I группы РДА.

Дети данной группы являются самыми проблемными, они плохо поддаются коррекции. Ребенок обычно неопределенно двигается по комнате и, если наталкивается на предметы, доставляющие ему дискомфорт, просто отстраняется от них и продолжает свое движение. А если ребенок испытывает страх перед определенными предметами, педагог должен попытаться усилить приятные характеристики. Например, ребенка пугает мяч – педагог ритмично подпевает в такт движению мяча. Постепенно ребенок начинает совершать такие же стереотипные действия для преодоления своих страхов.

Коррекционная работа по преодолению страхов у детей I группы РДА.

При нарушении какого-то из бытовых стереотипов дети этой группы испытывают панический страх. Источником такого страха служит изменение окружающей среды и привычного поведения близких людей. Эти дети требуют привычную и неизменную обстановку вокруг себя. Т.к. этого достичь практически невозможно, то дети постоянно находятся в состоянии тревоги и страха. Для своей защиты ребенок использует приемы аутостимуляции, при этом он кричит, прыгает, размахивает руками, раскачивается. Чтобы снизить такие проявления, педагог начинает подпевать ребенку в такт его раскачиваний и тем самым привносит положительную эмоциональную окраску. В другой ситуации ребенок может толкнуть пугающий его предмет или бросить на пол игрушку, которая доставляет ему неприятные ощущения. Педагогу нужно показать незначительность неприятного объекта. Интонация при этом должна быть уверенной и спокойной. Нельзя объяснять ребенку, что бояться не нужно. Это только усилит страх.

Коррекция страхов у детей III группы РДА.

У детей этой группы страх возникает не при непосредственном появлении объекта страха, а уже как переживание, предшествующее появлению пугающей ситуации. Детей этой группы привлекают огонь, насекомые, грязь, некоторые сказочные персонажи, имеющие отрицательные черты. В фантазиях таких детей доминируют пожары, войны и т.д. Ребенок может надолго зацикливаться на них. Для изживания страха нужно ввести в игру ребенка пугающий его предмет и затем попытаться расправиться с ним таким образом, чтобы этот вид игры носил социальный характер. Например, ребенок будет добрым волшебником, который наказывает злых, недобрых людей. Эффективным приемом служит совместное рисование педагога и ребенка. Если ребенок рисует свои страхи, то взрослый на глазах у ребенка стирает это изображение, комментируя свои действия ободряющими словами, которые помогают ребенку избавиться от страхов. Другим видом коррекции является не прямое, а косвенное воздействие на страх. При проигрывании сюжетов, в которых присутствует пугающий элемент, его можно игнорировать. Нужно увлечь ребенка другим развитием сюжета. Так же можно поступать и с пугающим предметом – не «уничтожать» его, а производить с ним другие действия: педагог просит ребенка просто пожалеть то, что его пугает, полечить, погладить и т.д.

Коррекция страхов у детей IV группы РДА.

Читайте также:  Материнство форум синдром эдвардса часть 10

Дети этой группы очень привязаны к матери и при этом очень бояться остаться с чужими людьми. У них появляются страхи, связанные с изменением привычной для ребенка обстановки. Педагог может объяснить ребенку суть пугающего события и внести в его состояние положительные моменты. Самым значимым страхом для ребенка является страх изменения отношения к нему матери и близких людей с положительного на отрицательное. Преодоления страха можно добиться проигрыванием таких сюжетов, в которых ребенок выступает героем – преодолевает трудности и выручает других. Вначале ребенка эмоционально тренируют. Для этого привносят в игры детей простейшие эмоциональные моменты (брызгание водой, кидание бумагой и мелкими предметами). Это необходимо для того, чтобы наполнить будущие действия ребенка дополнительными эмоциями. Постепенно ребенок начинает самостоятельно использовать психодраму для преодоления своих страхов: он проигрывает пугающую его ситуацию или рисует ее.

Детям с РДА свойственны проявления агрессии и самоагрессии. В зависимости от групп РДА, выделяют их разные формы и способы коррекции.

Детям I группы РДА свойственна такая форма агрессии, как самоагрессия. Они могут кусать себя тогда, когда взрослый человек слишком настойчиво пытается войти с ним во взаимодействие. Это должно служить сигналом, что необходимо прекратить контакт. Нельзя открыто удерживать руку ребенка, это лишь усугубит ситуацию. Надо отвлечь ребенка и показать, что взрослый относится к ребенку хорошо и хочет с ним контактировать.

У детей II группы РДА также присутствует самоагрессия как форма агрессии. Она проявляется при резком изменении привычной для ребенка ситуации. Ребенок причиняет себе боль; при этом уговоры имеют противоположное воздействие на него: ребенок только усиливает самоагрессию. Необходимо восстановить привычную для него обстановку. Если этого сделать не удается, то педагог начинает вместе с ребенком переживать неприятную ситуацию, крича с ним одновременно. Ребенок обычно замолкает, т.к. происходит пресыщение ребенка отрицательными эмоциями. Если дети проявляют агрессию к предметам или игрушкам, то необходимо их убрать из его поля зрения. Эффективным является тактильный контакт. Можно носить ребенка на руках, качать его, обнимать, это способствует снижению агрессивных действий в отношении к людям.

Дети III группы РДА наиболее подвержены агрессивным проявлениям. Агрессия может проявляться физически и вербально. При этом фантазии детей носят агрессивный характер, дети часто представляют себя отрицательными героями, могут угрожать взрослым и вести разговоры на неприятные темы. Агрессивные действия детей этой группы выражены по- разному и имеют различные формы. Иногда по окончании выполнения задания ребенок уничтожает результат своей деятельности: рвет рисунки, ломает фигурки из пластилина и т.д. Так может происходить, если взрослый слишком эмоционально оценивает деятельность ребенка. Нельзя доводить до того, чтобы ребенок начал уничтожать продукты своей деятельности. Педагог должен найти оптимальный прием, чтобы этого не случилось. Агрессия может быть направлена на близких для ребенка людей. Она проявляется в виде агрессивных высказываний, иногда угроз. Эта форма агрессии может сочетаться с физическими проявлениями, когда ребенок начинает виснуть на близких, пытаться ущипнуть или укусить их. Если ребенка начинают одергивать или наказывать, он становится еще более агрессивным. Для снижения агрессивных проявлений ребенку на вербальном уровне объясняют эмоциональное содержание сложных для него ситуаций. Иногда дети надолго «застревают» на своих вербальных фантазиях агрессивного характера. Они бесконечно могут рассказывать про сказочных героев, имеющих отрицательные черты, про пугающие предметы быта. Здесь лучше применять прием «отвлекающей» психодрамы. При этом в играх ребенка неприятная ситуация не удаляется, а временно игнорируется. Педагог соглашается с присутствием в играх или на рисунках ребенка страшных моментов или персонажей. Постепенно он вводит в игру положительные эмоциональные детали, чтобы сгладить неприятные моменты. Эти детали помогают отвлечь ребенка от агрессивных проявлений и постепенно преодолеть их.

Проявления агрессии у детей IV группы обычно минимальны. Однако в любой провокационной ситуации агрессия может стать явной. Вербальные формы агрессии преобладают над физическими, самоагрессия – над агрессией в отношении к другим людям. Агрессия по отношению к самому себе возникает у ребенка в том случае, если в результате какой-либо деятельности он терпит неудачу. Обычно дети обвиняют самих себя. Для избавления от этих проявлений или для их ослабления педагогу необходимо поднять тонус ребенка и придать ему большую уверенность в себе. Такого ребенка следует постоянно хвалить, приободрять. В ситуациях, когда ребенок чувствует себя неуютно, могут возникать физические агрессии: ребенок разбрасывает игрушки, топчет их ногами. Для этой группы уже характерно осознание своего поведения как неправильного, поэтому в сюжеты игр нужно сразу вводить элементы, помогающие пережить агрессию.

Учитывая все особенности развития детей с РДА, педагог при проведении коррекционных мероприятий должен воздействовать на поведение ребенка в целом. Только такая организация поможет и правильно воздействовать на отдельные проявления РДА – такие, как страхи, агрессия и самоагрессия.

Источник