Психологическое сопровождение детей с синдромом дауна в доу

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №32 «Сказка» с. Хороль

Технология социально психологического благополучия ребенка с синдромом Дауна в ДОУ. Педагогическое сопровождение детей с синдромом Дауна в условиях ДОУ

Фирсова Светлана Филипповна.

Воспитатель первой квалификационной категории.

Под технологией обеспечения социально-психологического благополучия ребенка понимается совокупность мероприятий, обеспечивающих комфортное и позитивное пребывание ребенка в детском саду.

Большинство людей незнакомы с понятием синдром Дауна, но для всех очевидно: ребёнок с синдромом Дауна – не такой, как другие дети.

Если раньше считалось и утверждалось о безнадежности этого диагноза, то в последние годы данная точка зрения коренным образом изменилась. В целях изменить сложившееся мнение о безнадежности обучения детей с синдромом Дауна, правительство РФ приняли ряд законов и нормативных актов с целью оказать помощь в лечении, образовании, социальной адаптации, а самое главное, интеграции их в дошкольные образовательные учреждения общего типа, в среду здоровых детей, о чём раньше родители таких детей и не мечтали.

Детский сад – это идеальная возможность для ребенка быть вовлеченными в группу сверстников и воспитываться в языковой среде с детьми с нормой речи.

В сентябре 2016 года в  группу была принята девочка с синдромом Дауна, Саша. На момент поступления ребенку было 5 лет, уровень интеллектуального развития был очень низким.  Речь у ребенка отсутствовала, имелись зачатки лепета. Физическое развитие находилось на низком уровне, что обусловлено основным заболеванием и комплексом сопутствующих. Ребенок не посещал логопеда- дефектолога, психолога.

Я несколько лет назад получила квалификацию воспитателя, имеющего право работать в коррекционных группах, но опыта работы с детьми с синдромом Дауна у меня не было.

Быть педагогом, “особого ” ребёнка поставило  передо мной  особые вопросы. Как воспитывать ребёнка? Что в первую очередь нужно сделать для него? Корригировать развитие, нарушенное аномалией, лечить, обучать? Или ухаживать, заботится, защищать, общаться, ласкать, играть, гулять?

Главную цель работы я определила так: обеспечение оптимального вхождения ребенка в общественную жизнь, подготовка к самостоятельной жизнедеятельности.

Я наметила несколько направлений предстоящей работы:

  1. Развитие эмоциональной сферы и сферы общения со взрослыми, сверстниками.
  2. Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия по развитию мелкой и крупной моторики, по сенсорному развитию ребенка.
  3. Речевое развитие
  4. Воспитание культурно-гигиенических навыков (-самостоятельность в процессе самообслуживания, приема пищи);

Все направления коррекционно-образовательной работы являются взаимосвязанными, а задачи обучения решаются комплексно.

В своей  работе использую:

  • Творческую деятельность – работа с различными материалами и сюжетами даёт возможность развиваться не только мелкой моторике и точности движений, но и планированию действий, воображению, творческому мышлению, самостоятельности.
  • Сказкотерапию – потенциальная возможность найти решение психологических, поведенческих проблем. Акцент делается на чувства других людей, и это позволяет ребенку развиваться в социуме как личности.
  • Пескотерапию- помогает инвалидам раскрепоститься, отпустить негативные эмоции и содействует их социальной адаптации. Постоянная практика песочной терапии приводит к формированию межличностных навыков общения инвалидов с другими людьми, раскрепощению, снятию внутреннего напряжения и освобождению от хронического стресса.
  • Музыкотерапия- гармонизация личности ребёнка посредством самопознания, самовыражения
  • Взаимодействие (дружный круг) – хороводы и другие игры с движением и обращением друг к другу, психологические игры позволяют поставить акцент на общении, развивать уважение и внимание друг к другу, социально адаптировать детей в ситуации коллектива.
  • Речевое развитие – сочетание сказки, продуктивной деятельности с речевыми играми и заданиями и направленно на развитие лексики, грамматического строя, связной речи детей.

Работа по этим направлениям значима для развития ребенка с синдромом Дауна.

Несмотря на это основной задачей интеграции остается включение детей в социум.

Результаты работы.

В процессе  реализации  индивидуального маршрута социально-психолого-педагогической  адаптации ребенка с синдромом Дауна к условиям  ДОУ общеразвивающего вида была выявлена положительная динамика в развитии культурно-гигиенических навыков(научилась закатывать рукава, под наблюдением взрослого самостоятельно моет руки).Улучшился  эмоциональный фон взаимодействия с ребенком, ребёнок приходит  в детский сад без слез, с улыбкой проходил в группу, берет за руку взрослого, ведет  к столу, приносит (предлагает) стул, чтобы сесть рядом.

Ребенок проявляет интерес к разным видам детской деятельности (игровой, музыкальной, двигательной, чтения художественной литературы, конструктивной) в разных помещениях детского сада (в группе, музыкально – физкультурном зале, но не всегда является активным участникам деятельности, а лишь наблюдателем за деятельностью детей и взрослых.

Пребывание в детском саду среди нормально развивающихся детей положительно повлияло не только на саму Сашу, но и на детей группы: они стали более внимательны к нуждам друг друга, научились заботиться о младших, стали больше стремиться совершать добрые поступки.

Читайте также:  Синдром холестаза при циррозе печени

Мои неудачи.

К сожалению, не все проходило гладко, и не все старания принесли хорошие результаты. По моим наблюдениям, эффективность воспитательной работы с девочкой в массовой группе достаточно низка без взаимодействия со специалистами. Насколько бы выше был бы результат, если бы с девочкой занимался не только воспитатель, но и логопед, психолог и учитель -дефектолог. 

Итог.

Конечно, инклюзивное образование детей с ОВЗ – новое и перспективное направление. Но успех его зависит, в первую очередь, от готовности образовательного учреждения к такой работе. Это и наличие необходимой материальной базы, и введение в штат специалистов, их работа во взаимодействии и по единому плану, и наличие тьюторов. Только соблюдение всех необходимых условий сделает инклюзивное образование не только элементарно возможным, но и успешным.

Источник

Марина Викторовна Тищенко

Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (синдром Дауна) в условиях ДОУ

     Известно всем, что долгое время наша система образования делила детей на обычных и инвалидов. Это деление практически закрывало путь получения образования и возможности реализации себя в будущей жизни детям –инвалидам. Ни для кого не секрет, что ещё 20 лет назад, таких «неудобных» детей «оберегали» в домах инвалида, коррекционных школах- интернатах и т.п, объясняя, что это для «блага» детей, им так удобнее, уютнее, среди таких же как они, так они не чувствуют себя ущербными, общество жестоко и не готово их принять. Результатом такого «гуманного» обучения стала полная социальная дезадоптация воспитанников этих учреждений. Как правило, после выпуска из школ – интернатов, такие дети не могли найти своего места в новой среде, так как были выращены в «тепличных условиях» и не социализированы.  Несправедливость такой ситуации очевидна, так как дети с ограниченными возможностями здоровья должны иметь равные возможности  с другими детьми.

 В настоящее время в нашей стране особо остро встал вопрос об обучении и воспитании детей с ОВЗ, и это не просто слова, международное сообщество требует выполнения международных норм, направленных на защиту прав и интересов детей- инвалидов. Законодательно эти права закреплены в Законе «Об образовании в РФ». Согласно закону, инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и  их индивидуальных возможностей [2]. Инклюзивное образование предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья не в специализированном, а в обычном учебном заведении. Ребёнок с ОВЗ, как и любой другой ребенок, нуждается в образовании, воспитании и общении со сверстниками. Инклюзивное образование дает возможность детям с особенностями развития ходить в обычные учебные заведения и учиться вместе с другими детьми, а  в обычных детях воспитывать толерантность и уважение к людям не во всём похожих на них.

Дошкольное образование, как образование в целом, претерпевает существенные изменения, связанные с инклюзивными тенденциями. Сегодня,  никого не удивляет, что в детских садах наряду с обычными детьми  воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья. Международная практика показывает, что своевременная и грамотно построенная работа на ранних этапах жизни ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, повышает его шансы на благоприятную адаптацию и социализацию в современном обществе. По мнению Есиповой Татьяны Павловны, это обусловлено не только процессами гуманизации, но и доказанной эффективностью ранней коррекционно-педагогической помощи «особым» детям [1]. Такой подход к проблеме не вызывает сомнений, так как ранняя помощь даёт возможность предупреждения и своевременной коррекции вторичных отклонений, достигаются значительные результаты  в самообслуживании и развитии коммуникативных навыков, дети учатся развивать позитивные отношения с другими людьми, то есть всё, что  необходимо в повседневной жизни.

Для педагогов, работающих с такими детьми, это дополнительная ответственность. И поэтому, как только мы  узнаём о поступлении ребёнка с ОВЗ  в детское образовательное учреждение, перед воспитателями, специалистами встают вопросы «Что я буду с ним делать? С чего начать? Каких результатов он должен достичь в образовательном процессе? Как построить работу с ним? Как воспримут новенького другие воспитанники?  Как объяснить им, почему он не во всём похож на нас?». Педагоги понимают груз ответственности, который ложится на их плечи и их страх перед неизвестностью вполне обоснован. В данной статье я хочу поделиться опытом нашего детского сада, где уже три года успешно воспитывается ребёнок с синдромом Дауна.

Читайте также:  Синдром повышенной нервно рефлекторной возбудимости в 3 года

Свою работу по психолого-педагогическому сопровождению нашего ребёнка мы начали с работы с педагогами ДОУ, так как психологическая готовность педагогов к взаимодействию с ребёнком, имеющим синдром Дауна, является основным условием успешной интеграции такого ребёнка в дошкольное образовательное учреждение. Речь идёт, прежде всего, о личной готовности педагогов к принятию ребёнка с ОВЗ и установлению с ним контакта,  готовности вступать во взаимодействие с ребёнком на основе безусловного принятия, с учётом  индивидуальных особенностей  и ограниченных возможностей его здоровья. Ещё одним немаловажным фактором является отношение дошкольного образовательного учреждения к  вопросам инклюзии. Поддержка руководством идеи включения в процесс воспитания и обучения ребёнка с ОВЗ благоприятно отражается  на психологическую готовность всего педагогического коллектива.

Далее мы собрали информацию и познакомились  с опытом работы по данному направлению в России и за рубежом. В специальной литературе мы подробнее узнали о данном синдроме, о характерных особенностях таких детей, о специфике нарушений и возможной динамике развития.  Мы не однократно встречались  с родителями, так как никто как они не может нам рассказать о тех трудностях, с которыми мы можем столкнуться в своей работе. Нам очень повезло, родители ребёнка были очень заинтересованы в успехе нашей работы и с удовольствием поделились не только своим опытом, но и литературой. Мы ошибочно считали, что им нужна наша поддержка и помощь, оказалось наоборот, мы нуждались в их знаниях и опыте. Мы ориентировались на семью, а родители активно участвовали в коррекционно-педагогической работе.

На втором этапе работы мы решили задачу интеграции ребёнка в детский коллектив. Это было не сложно, он был зачислен во вторую младшую группу, где по своему биологическому возрасту и физическим параметрам, он был самым младшим и маленьким. Поэтому детям объяснили, что новый мальчик младше вас,  и он нуждается в вашей помощи. Дети с радостью приняли эту новость и с удовольствием окружили необходимой заботой новенького. Осложнялась работа только тем, что у детей  с синдромом Дауна существует целый ряд сопутствующих заболеваний, так же наблюдается нарушение  координации движений, отсутствие речи, на очень низком уровне были развиты навыки гигиены и самообслуживания, ребёнок не понимал общих правил поведения в группе. Помимо этого,  ребёнок не желал вступать в контакт ни с детьми, ни с педагогами, Период адаптации проходил сложно, ребёнок часто и долго болел, пропускал детский сад, и нам приходилось заново знакомиться, приучать к режиму детского сада и к требованиям педагогов.  

После адаптационного периода, мы приступили к третьему этапу нашей работы. Мы начали разрабатывать индивидуальную программу психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ (синдром Дауна) в дошкольном образовательном учреждении. Психолого-педагогическое сопровождение-это не единовременная помощь, а долговременная поддержка ребёнка и её основой является чёткая организация работы, направленная на выбор варианта решения актуальных проблем. Сама идея сопровождения объединяет работу всех специалистов. У каждого из участников сопровождения свои  задачи, но они должны стремиться к одной общей цели и работать как единый механизм. Нашей целью стало:  создание условий для всестороннего развития ребёнка с особыми образовательными потребностями, с учётом его индивидуальных возможностей и особенностей (структуры дефекта ребёнка), при включении его в группу дошкольного образовательного  учреждения общего типа [3]. Составляя программу, мы выдвинули ряд правил, в первую очередь к себе:

  1. Доступность. Мы не ставим не выполнимые цели, ориентируемся только на зону ближайшего развития;
  2. Интерес. В работе используем только игровые приёмы, если ребёнку не интересна предложенная игра, срочно заменяем её;
  3. Охрана здоровья. Обязательное использование здоровьесберегающих технологий;
  4. Контроль. Постоянно отслеживаем динамику развития, если нет результата, корректируем программу.

В ходе реализации программы, как было замечено ранее, осуществляется  междисциплинарный подход. Мы определили, какие задачи будут решаться на занятиях у воспитателя, а какие – на занятиях у учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по плаванию, инструктора по физической культуре, медицинского работника. Основная работа легла на плечи воспитателя. Стоит заметить, что дети с синдромом Дауна по уровню развития не похожи друг на друга, поэтому программы  для обучения и воспитания таких детей  по ФГОС пока нет. И здесь нашими экспертами стали родители. Оказалось, что мама,  занимаясь  с ребёнком дома,  выработала стратегию, как  работать с ним  и как достигать, пусть маленьких, но результатов. В планировании  работы мы это учли.

Читайте также:  Синдром нервной анорексии что это такое

Индивидуальная образовательная программа была составлена  с опорой на  Примерную  общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Мы сформировали чёткие и конкретные цели, определили по средствам чего мы можем их достигнуть, и как будут закрепляться данные навыки в деятельности  каждого специалиста. Для  полного раскрытия потенциальных возможностей ребёнка, мы постарались создать наиболее благоприятные условия, поэтому работа специалистов не ограничивалась расписанием и временными рамками занятий, так же использовались не только рабочие кабинеты, но и всё помещения детского сада, где разрешено находиться детям в сопровождении взрослого.  

Ребёнок, наравне со всеми,  участвует  в групповой, подгрупповой образовательной деятельности, но задания подбираются с учётом его возможностей.  Вместе с другими детьми, он посещает музыкальные занятия, бассейн, спортивный зал. Если ребёнок испытывает трудности в усвоении нового, то обучение происходит индивидуально. Помощь могут оказать не только педагоги и специалисты, но и воспитанники группы, так как в нашем сопровождении активным участником является и детский коллектив. Сверстники помогают в формировании гигиенических навыков, навыков самообслуживания, в развитии игровой  и коммуникативной деятельности.

Так как в штате нашего ДОУ нет учителя-диффектолога, педагог- психолог развивает и проводит коррекционную работу не только эмоционально-волевой сферы, но и  познавательных возможностей ребёнка, расширяет его знания об окружающем мире.

При поступлении ребёнка в детский сад речевые навыки отсутствовали полностью, поэтому на начальных этапах  учитель-логопед  обучал невербальным средствам общения. Сейчас работа направлена на формирование речевых навыков (звукоподражание) и расширение как  пассивно, так и активного словаря ребёнка. Занятия специалистов так же проводятся в индивидуальной и подгрупповой форме, ребёнок учится не только общаться со сверстниками, но и принимать их помощь, а это немаловажное умение в будущем.

Медицинские работники активно сопровождают ребёнка, они не только следят за состоянием его здоровья, но и проводят оздоровительные мероприятия, дают рекомендации  по профилактике заболеваний родителям.

Конечно, не все было легко, в начале  работы мы столкнулись с протестом ребёнка, отказом от выполнения заданий. Но проведя наблюдения за самостоятельной деятельностью ребёнка (игрой),  мы смогли выявить круг его интересов и, опираясь на полученные данные, постепенно вовлекли его в работу.

На сегодняшний день программа  реализуется в полном объёме. Динамика положительная. Ребёнок с удовольствием посещает детский сад. Его соматическое здоровье укрепилось. Он легко вступает в контакт с детьми и взрослыми не только в условиях ДОУ. Соблюдает правила поведения. Навыки гигиены и самообслуживания сформированы согласно возрасту.  Ребёнок принимает участие в развлекательных мероприятиях. Знает всех сотрудников детского сада.  Хотя его активный словарь и состоит из небольшого количества нечётко произносимых обиходных слов, звукоподражаний  и звуковых комплексов, он широко пользуется мимикой  и жестами.  Активно  и с интересом участвует в образовательной деятельности. По-мнению родителей, он легко применяет  знания в повседневной  жизни.

 В заключении хочется сказать, что очень важную роль  в жизни детей с ОВЗ играет положительный опыт пребывания в детских образовательных учреждениях.  Успешность таких детей  зависит от нас, от того на сколько грамотно и своевременно мы сможем построить свою работу. Именно мы, не один педагог, специалист или родители, а вместе. Только совместное длительное сопровождение ребёнка даст положительный результат и поможет ребёнку адаптироваться в будущей жизни.

Библиографический список.

  1. Включение ребёнка с синдромом Дауна в дошкольное образовательное учреждение общего типа : информационно-методическое пособие , пособие подготовлено по итогам проекта «Ресурсный центр-шаг в инклюзивное образование» в рамках Программы «Мир открыт для всех». Новосибирск-2010.- 48с..
  2. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант)/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.-352с.
  3. Программа психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (синдром Дауна) в МБДОУ № 40 детский сад «Золотой ключик»/ Составители: учитель-логопед М.В.Тищенко, педагог-психолог В.В. Ганн, 2013.

Источник