Психология детей с синдромом раннего детского аутизма рда

Психология детей с синдромом раннего детского аутизма рда thumbnail

Дети с синдромом раннего детского аутизма (далее – РДА) составляют основную массу детей, имеющих наиболее тяжелые нарушения в эмоциональном социально-личностном развитии, требующие специальной психолого-педагогической, а иногда и медицинской помощи.

Наиболее яркими внешними проявлениями синдрома РДА являются:

  • 1. Аутизм как таковой, т.е. предельное “экстремальное” одиночество ребенка, снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социальному развитию. Характерны трудности установления глазного контакта, взаимодействия взглядом, мимикой, жестом, интонацией. Имеются сложности в выражении ребенком своих эмоциональных состояний и понимании им состояний других людей. Трудности установления эмоциональных связей проявляются даже в отношениях с близкими, но в наибольшей степени аутизм нарушает развитие с чужими людьми.
  • 2. Стереотипность в поведении, связанная с напряженным стремлением сохранить постоянные, привычные условия жизнедеятельности. Ребенок сопротивляется малейшим изменениям в обстановке, порядку жизни. Наблюдается поглощенность однообразными действиями: раскачивание, потряхивание и взмахивание руками, прыжки; пристрастие к разнообразному манипулированию одним и тем же предметом: трясение, постукивание, верчение, захваченность и постоянное возвращение к одной и той же теме разговора, рисования и т.п.
  • 3. Характерная задержка и нарушение речевого развития, а именно ее коммуникативной функции. Не менее, чем в одной трети случаев это может проявляться в виде мутизма (отсутствие целенаправленного использования речи для коммуникации при сохранении возможности случайного произнесения отдельных слов и даже фраз). Ребенок с РДА может иметь и формально хорошо развитую речь с большим словарным запасом, развернутой “взрослой” фразой. Однако такая речь носит характер штампованности, “попугайности”, “фотографичности”. Ребенок не задает вопросов и может не отвечать на обращенную к нему речь, увлеченно декламировать одни и те же стихи, но не использовать речь даже в самых необходимых случаях, т.е. имеет место избегание речевого взаимодействия как такового.
  • 4. Раннее проявление указанных выше расстройств (до двух с половиной лет). Наибольшая выраженность поведенческих проблем (самоизоляция, чрезмерная стереотипность поведения, страхи, агрессия и самоагрессия) имеется в дошкольном возрасте – с трех до пяти-шести лет.

История выделения РДА в качестве самостоятельного нарушения развития в детском возрасте. Термин “аутизм” (от греч. autos – сам) был введен Е. Блейлером (Е. Bleuler) для обозначения особого вида мышления, характеризующегося “оторванностью ассоциаций от данного опыта, игнорированием действительных отношений”. Определяя аутистический тип мышления, Е. Блейлер подчеркивал независимость его от реальной действительности, свободу от логических законов, захваченность собственными переживаниями.

Синдром РДА был впервые описан в 1943 г. американским клиницистом Л. Каннером (L. Каппег) на основании обобщения 11 случаев в работе “Аутистические нарушения аффективного контакта”. Исследователем был сделан вывод о существовании особого клинического синдрома “экстремального одиночества”, который он назвал синдромом РДА и который впоследствии стал называться синдромом Каннера по имени ученого, его открывшего.

Г. Аспергер (Н. Asperger) описал несколько иную категорию, которую он назвал аутистическими психопатами[1]. Психологическая картина данного нарушения отлична от каннеровской. Первое отличие заключается в том, что признаки аутистической психопатии в отличие от РДА проявляются после трехлетнего возраста. При аутистической психопатии ярко проявляются нарушения поведения, дети лишены детскости, во всем их облике есть нечто старческое, они оригинальны в своих мнениях и самобытны в поведении. Игры со сверстниками их не привлекают, игра производит впечатление механической. Г. Аспергер говорит о впечатлении витания в мире грез, о бедной мимике, монотонной “гулкой” речи, непочтении взрослых, неприятии ласк, об отсутствии необходимой связи с реальностью. Отмечается недостаток интуиции, недостаточная способность к сопереживанию. В то же время Г. Аспергер отмечал у рассматриваемых детей отчаянную приверженность к домашнему очагу, любовь к животным.

Сходные состояния были описаны С. С. Мнухиным в 1947 г.

Аутизм встречается во всех странах мира, в среднем четыре-пять случаев на 10 тыс. детской популяции. Однако эта цифра охватывает только так называемый классический аутизм, или синдром Каннера, и будет значительно выше, если учитывать и другие типы нарушения поведения с аутично-подобными проявлениями. Причем ранний аутизм встречается у мальчиков в три-четыре раза чаще, чем у девочек. За последнее десятилетие все страны отмечают прогрессивный рост расстройств аутистического спектра, Так, если на 1999 г., по данным Департамента образования США, в среднем 0,1% детей имели аутизм, то статистика 2010–2011 гг. существенно выше: один из 91 ребенка имеет аутизм, что составляет уже 1%, а среди мальчиков пропорция составляет один из 58 случаев (2%). Исследователи называют расстройства аутистического спектра самыми динамичными по росту численности.

Источник

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34 комбинированного вида

Красносельского района Санкт-Петербурга

.

Статья на тему:

Психология детей с ранним детским аутизмом, проблемы их обучения и воспитания.

Выполнила:

Соколова Анна Сергеевна

Санкт- Петербург

2019

Ранний детский aутизм выделен и изучается специалистами различных областей во всем мире на протяжении более полувекa. Несмотря на большие расхождения во взглядах на причины возникновения дaнного нарушения, механизмы появления отклонений в развитии детей с aутизмом, пути и способы их лечения и реабилитации, ясно одно: в практике специалиста, подошедшего к проблемам конкретного ребенка с учетом его индивидуaльных особенностей, положительный результaт в большинстве случаев более вероятен. Необходимость системного подходa к лечению и обучению таких детей доказана бесчисленными исследованиями в этой области, а также непосредственной практикой зарубежных и отечественных психиатров, дефектологов, педагогов, психологов.

Проблема раннего детского аутизма обусловлена не только высокой частотой данной патологии развития, но и большим процентом детской инвалидности. Все более очевидной становится целесообразность разработки психологической помощи, в полной мере удовлетворяющей нужды и потребности как ребенка с ранним детским аутизмом, так и его семьи.

          Целью данной работы является изучение психологического представления о проблеме раннего детского аутизма, а также изучение способов коррекции раннего детского аутизма.

Задачи:

– рассмотреть признаки раннего детского аутизма

– рассмотреть специфику коррекционной работы детей с ранним детским аутизмом.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ.

Ребенок с ранним детским аутизмом постоянно отмечается одно и то же обстоятельство: они никогда не смотрят в глаза другому человеку. Такие дети любым способом избегают общения с людьми. Кажется, что они не понимают или совсем не слышат, что им говорят. Как правило, эти дети вообще не говорят, а если такое случается, то чаще всего для общения с другими людьми такие дети словами не пользуются. В их манере говорить отмечается еще одна особенность речи: они не употребляют личных местоимений, аутичный ребенок говорит о себе во втором или в третьем лице. Больной с аутизмом не использует (или недостаточно использует) речь в целях коммуникации. В речи пациента наблюдаются эхолалии (как непосредственные, так и отставленные) — так называемая «попугайная или граммофонная речь». Так же основной признак аутичных детей,  отсутствие реакции на речь (не реагирует на свое имя)

Наблюдается еще и такая заметная особенность, как большой интерес ко всяким механическим предметам и необыкновенная ловкость в обращении с ними. Стойкий интерес к отдельным сторонам предметов (обнюхивание, облизывание, ощупывание, вращение) или пристрастие к необычным предметам. К обществу же они, напротив, проявляют очевидное равнодушие, у них отсутствует потребность сопоставлять себя с другими людьми или со своим собственным “Я”.

Дети – аутисты по – сравнению со здоровыми сверстниками значительно реже жалуются. На конфликтную ситуацию они, как правило, реагируют криком, агрессивными действиями либо занимают  пассивно – оборонительную  позицию.  Обращение  за помощью к старшим чрезвычайно редки.

Читайте также:  Сколько дней длится синдром овуляции

Многие из таких детей страдают тяжелым нарушением процесса приема пищи. Иногда они вообще отказываются есть.Также  непереносимость многих блюд. Стремление есть несъедобное. Сосание несъедобных предметов, тканей. Обследование окружающего с помощью облизывания.

Так же, аутичные дети могут страдать тяжелыми нарушениями сна.  Особенно  трудно,  а  иногда и  невозможно  для  них заснуть. Период сна может быть сокращен до абсолютного минимума, к тому же, отсутствует какая бы, то ни было регулярность сна. Некоторые дети не могут засыпать в одиночку, с ними непременно должны  находиться  отец или  мать.  Иные  дети  не  могут засыпать в собственной кровати, засыпают на каком-нибудь определенном стуле и только в сонном состоянии их можно перенести в кровать. Есть и такие дети, которые засыпают, лишь прикоснувшись к родителям.

Слуховое восприятие у таких детей выглядит как отсутствие реакции на звук. Страхи отдельных звуков. Отсутствие привыкания к пугающим звукам. Предпочтение тихих звуков. Ранняя любовь к музыке. Характер предпочитаемой музыки. Ее роль в осуществлении режима, компенсация поведения. Хороший музыкальный слух.

В интеллектуальном развитии плохое сосредоточение внимания, его быстрая пресыщаемость. «Полевое» поведение с хаотической миграцией, неспособность сосредоточения, отсутствием отклика на обращение. Сверхизбирательность внимания

В развитии мышления детей с РДА отмечаются трудности произвольного обучения, целенаправленного разрешения реально возникающих задач. Специалисты отмечают сложности символизации, переносе навыков из одной ситуации в другую, трудности в обобщении, одноплановость, буквальность трактовок происходящего.

Несомненно, у детей отмечается множество проблем в поведении. Наиболее очевиден активный негативизм, под которым понимается отказ от совместной деятельности, отказ от обучения, ситуаций произвольной организации. Проявления негативизма могут сопровождаться усилением аутостимуляций, физическим сопротивлением, агрессией, самоагрессией, еще большим “уходом в себя” (со стороны может показаться, что ребенок не видит или не слышит).

СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ.

Психологическая сопровождение заключается прежде всего в психологической коррекции, которая складывается из контакта со взрослыми, смягчения эмоционального дискомфорта, страхов, обучения навыкам взаимодействия, формирования целенаправленного поведения, преодоления отрицaтельного поведения (агрессии, негативизма, расторможенности влечений). Педагогическая коррекция направлена на активацию взаимодействия с педагогом, обучение навыкам самообслуживания, исправление недоразвития восприятия, моторики, внимания, речи.

Основные направления психокоррекционной работы с аутичными детьми заключаются в следующем:

– ориентация ребенка во внешний мир;

– обучение его простым навыкам контакта;

– обучение ребенка более сложным формам поведения;

– развитие самосознания и личности аутичного ребенка.

В. В. Лебединский с соавторами в своих работах рассматривает основные задачи психологической коррекции детей с РДА

1. Преодоление негативизма при общении и установление контакта с аутичным ребенком. Процедура установления контакта с аутичным ребенком требует немалого времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса.Музыка в психологической коррекции детей с РДА играет немаловажную роль. Особое значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий: с ребенкомнужно разговаривать негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом, нельзя допускать прямого взгляда на ребенка, резких движений, обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Необходимо отметить, что перед специaлистами в данном случае стоит конкретная задача преодоления страха у aутичного ребенка, достичь этого с помощью создания постоянной устойчивой обстановки занятий, поощрением любой, даже минимальной активности ребенка. При реализации данной задачи рекомендуется применять директивную игровую терапию.

2. Смягчение сенсорного и эмоционального дискомфорта. Чтобы решить данную задачу, специалисту необходимо умение чувствовать настроение больного ребенка, понимать специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции, также необходимо уловить момент аффективного подъема ребенка и придать ему реальный игровой эмоциональный смысл (например, для аутичных детей характерно ритмическое раскачивание, данное явление необходимо использовать в процессе выполнения танцевальных ритмических и других упражнений).

3. Повышение психической активности ребенка в процессе общения со взрослыми и детьми. Целенаправленное поведение – важная задача психокоррекции ребенка с РДА, реализации данной задачи способствует музыкальное сопровождение занятий и специальных игр, которые направлены на длительное положительное сосредоточение ребенка.

4. Преодоление трудностей организации целенаправленного поведения.

5. Преодоление отрицательных форм поведения (агрессия, негативизм и пр.). Для выполнения дaнной задачи необходимы определенные комфортные условия для ребенка. Для занятия необходимы специально оборудованный зал, мягкое освещение, отсутствие острых и тяжелых предметов, неустойчивой мебели, игрушек не должно быть много.

6. Организация целенaправленного взаимодействия специалиста с ребенком в процессе доступной ему игры или другой формы деятельности.

Для детей с РДА важен четкий распорядок дня, четкое соблюдение традиций, идентичность обстановки занятий и постоянство состава группы. При формировании группы коррекции учитывается степень тяжести аффективной патологии, возрастные особенности – разница между детьми не должна превышать двух лет, состав группы может варьировать от 3 до 5 детей, но не больше. В состав группы можно включить здоровых детей.

Существует множество разлиныхпсихокоррекционных технологий для работы с детьми-аутистами. В течение ряда лет на базе Ленинградского психолого-педагогического центра проводились психокоррекционные занятия с группой детей, страдающих ранним детским аутизмом. Данные занятия состояли из четырех основных блоков

1. диагностико-консультативный;

2. ориентировочный;

3. основной коррекционный;

4. закрепляющий.

Для каждого из блоков характерны свои задачи. В ходе первого блока происходит знакомство специалиста с ребенком и родителями, изучение медицинских документов, психодиагностика для детей третьей и четвертой групп, однако тестирование – лишь вспомогательный инструмент, основной диагностический критерий – наблюдение. Второй этап характеризуется подбором группы для ребенка и установлением эмоционального контакта психолога с ребенком и ребенка с членами группы, данный блок проходит в 2-5 занятий. Основной коррекционный этап включает в себя игры, направленные на исправление аффективных и интеллектуальных нарушений у детей с РДА.

На третьем этапе психокоррекции можно перейти от манипулятивной игры к сюжетно-манипулятивной. Важным является формирование игровых штампов у детей с помощью многократных повторений игр с последовательным включением новых игровых действий.

Четвертый этап направлен на формирование положительных эмоциональных контактов между детьми в коррекционной группе путем создания положительного микроклимата среди детей и среди их родителей, преодоление негативных эмоциональных переживаний и реакций, а также на закрепление усвоенных форм поведения и общения и перенос усвоенного опыта на процесс общения вне коррекционной группы (в семье или в коллективе).

Ранний детский аутизм – это аномалия психического развития, состоящая главным образом в изолированности ребенка от внешнего мира. Аутизм характеризуется тремя группами расстройств: нарушения в социальном взаимодействии, нарушения коммуникабельности и воображения, значительное сужение интересов и активности. Аутизм выражается в настолько глубоком погружение в мир своих переживаний, что у детей нет интереса к реальности, они теряют контакты с действительностью, исчезает стремление общаться с окружающими.

Главные направления психокоррекционной работыс аутичными детьми заключаются в ориентации ребенка во внешний мир, обучении его простым навыкам контакта, обучении ребенка более сложным формам поведения, развитии самосознания и личности аутичного ребенка. Существует множествопсихокоррекционных технологий для работы с детьми-аутистами, в основу которых составляют развивающие зaнятия, игры, упражнения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей.
  2. Никольская О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи / О.С.Никольская, Е.Р.Баенская, М.М. Либлинг. – М.  2005 г.
  3. Основы специальной психологии/под ред. Кузнецовой Л.В., Москва, Академия, 2005 г.
  4. Электронный ресурс: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=500853

Источник

На приеме у психолога

Консультант рубрики: педагог-психолог первой категории

ТОГБУ «Центр психолого-медико-педагогическая диагностика и консультирование», Аншукова Н.В.

Проблема раннего детского аутизма (далее РДА) является одним из важных направлений исследований в специальной психологии и коррекционной педагогике. Детский аутизм – это особая форма нарушенного психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, со своеобразными эмоционально-поведенческими, речевыми и иногда интеллектуальными расстройствами.

Читайте также:  Синдром слабости синусового узла детей

Необходимо знать, что «аутизм» – это медицинский диагноз, и первичная диагностика должна проводиться медицинскими работниками, цель которых – дифференцировать РДА от других нарушений развития (например: олигофрении, алалии, шизофрении). Диагноз РДА – должен ставить только врач психиатр.

Первые признаки аутизма проявляются у ребенка в течение первых двух лет жизни. Особенно ярко аутизм проявляется в возрасте 3–5 лет и сопровождается страхами, негативизмом, агрессией.

Одним из основных методов диагностики РДА в дошкольном возрасте в арсенале психолога является структурированное наблюдение. Предварительно необходимо провести сбор анамнестических сведений об особенностях развития, так как наиболее очерченные проявления наблюдаются у детей уже в раннем возрасте.

В раннем возрасте возможно несколько типов реакции по отношению к близкому взрослому(прежде всего к матери):

  1. Дети не реагируют на присутствие или удаление матери, не тянутся к ней, а взятые на руки остаются пассивными, не выраженность «комплекса оживления» (отсутствие фиксации взгляда на лице человека, улыбки и ответных реакций в виде смеха).
  2. Возможна и негативная форма реакции при контакте с матерью, когда ребенок относится к ней недоброжелательно, гонит ее от себя и не только не обнимает, а даже стремится ударить.
  3. Существует также симбиотическая форма контакта, наблюдаемая у более старших детей, когда ребенок отказывается остаться без матери, тревожен при ее отсутствии (при этом он может не проявлять к ней ласки и нежности).

У детей дошкольного возраста в качестве основных компонентов аутизма выделяют:

  1. «Уход в себя», значительное снижение контактов с окружающими или полное отсутствие их, погруженность в свой внутренний мир. Ребенок избегает раскрывать содержание своего внутреннего мира, часто вообще не поддерживает беседу, молчит в ответ на задаваемые вопросы. И лишь по неожиданным фразам, случайно произнесенным словам, звукам, жестам можно косвенно догадаться о его страхах, переживаниях, фантазиях.
  2. «Избегание контакта» проявляется в том, что ребенок в присутствии родных или в коллективе сверстников как бы игнорирует окружающих, держится отстранено и изолировано. Для этих детей характерны отсутствие сопереживания по отношению к близким, черты холодности, отчужденности.
  3. Повышенная чувствительность к световым, слуховым, тактильным, температурным раздражителям. Это приводит к тому, что окружающая среда для ребенка с РДА становится источником эмоционального дискомфорта. Дети повышенно ранимы к резкому тону, замечанию в свой адрес. Человеческое лицо также нередко становится чрезмерным раздражителем, чем объясняется отсутствие прямого зрительного контакта.
  4. Нарушение чувства самосохраненияс элементами самоагрессии. Они могут неожиданно выбежать на проезжую часть, у них отсутствует «чувство края», плохо закрепляется опыт опасного контакта с острым и горячим.

Все вышеперечисленное, а также постоянный эмоциональный дискомфорт создает у ребенка почву для возникновения страхов. Страхи занимают одно из ведущих мест в формировании аутистического поведения этих детей. При налаживании контакта обнаруживается, что многие обычные предметы и явления (определенные игрушки, бытовые предметы, шум воды, ветра и т.д.), а также некоторые люди вызывают у ребенка постоянное чувство страха.

Выделяется четыре группы РДА. В настоящее время наиболее распространена классификация, выделенная О.С. Никольской, Е.Р. Баенской, М.М. Либлинг. Основой для систематизации являются способы взаимодействия с окружающим миром и способы защиты, вырабатываемые детьми с РДА.

I ГРУППА – наиболее тяжелая форма аутизма. Характерные признаки:

эмоциональный контакт со взрослыми отсутствует;

реакция на внешние раздражители слабы;

может присутствовать мутизм;

типична мимическая маска глубокого покоя;

характерно полевое поведение (бесцельное перемещение по комнате);

избегание сильных стимулов, вызывающих страх (шум, яркий свет, прикосновение и т.д.).

II ГРУППА. Характерные признаки:

присутствует реакция на неприятные физические ощущения (боль, холод, голод);

в речи преобладают однотипные штампы-команды;

возможно выполнение просьб матери;

чрезмерная привязанность к матери;

сочетание эмоциональной холодности к окружающим с повышенной чувствительностью к состоянию матери;

стереотипные действия, направленные на стимуляцию органов чувств (шуршание бумагой, вращение предметов перед глазами и т.д.);

стимулирование вестибулярного аппарата раскачиванием, подпрыгиванием и т.д.;

ритуализация повседневной жизни.

III ГРУППА. Характерные признаки:

наличие речи в виде эмоционально насыщенного монолога;

способность выразить свои потребности посредством речи;

конфликтность;

поглощенность одним и тем же занятием;

большой словарный запас “книжного характера”;

парадоксальное сочетание тревожности и пугливости с потребностью в повторном переживании травмирующих впечатлений.

IV ГРУППА – наиболее благоприятная в плане коррекции. Характерные признаки:

способность к общению;

интеллектуальные функции сохранны;

чрезмерная потребность к защите и эмоциональной поддержке со стороны матери;

присутствие ритуальных форм поведения;

круг общения ограничен близкими взрослыми;

трудности в усвоении двигательных навыков.

Особенности познавательной и эмоционально-волевой сферы детей с ранним детским аутизмом

Внимание

Недостаточность общего, и в том числе психического, тонуса, сочетающаяся с повышенной сенсорной и эмоциональной чувствительностью, обусловливает крайне низкий уровень активного внимания. С самого раннего возраста отмечается негативная реакция или вообще отсутствие какой-либо реакции при попытках привлечения внимания ребенка к предметам окружающей действительности. У детей, страдающих РДА, наблюдаются грубые нарушения целенаправленности и произвольности внимания, что препятствует нормальному формированию высших психических функций. Однако отдельные яркие зрительные или слуховые впечатления, идущие от предметов окружающей действительности, могут буквально завораживать детей, что можно использовать для концентрации
внимания ребенка. Это может быть какой-либо звук или мелодия, блестящий предмет и т.п. Характерной чертой является сильнейшая психическая пресыщаемость. Внимание ребенка с РДА устойчиво в течение буквально нескольких минут, а иногда и секунд.

Ощущение и восприятие

Для детей с РДА характерно своеобразие в реагировании на сенсорные раздражители. Это выражается в повышенной ceнсорной ранимости, и в то же время, как следствие повышенной ранимости, для них характерно игнорирование воздействий, а также значительное расхождение в характере реакций, вызываемых социальными и физическими стимулами. Если в норме человеческое лицо является самым сильным привлекательным раздражителем, то дети с РДА отдают предпочтение разнообразным предметам, лицо же человека практически мгновенно вызывает пресыщение и желание уйти от контакта.

Память

С самого раннего возраста у детей с РДА отмечается хорошая механическая память, что создает условия для сохранения следов эмоциональных переживаний. Именно эмоциональная память стереотипизирует восприятие окружающего: информация входит в сознание детей целыми блоками, хранится, не перерабатываясь, и применяется шаблонно, в том контексте, в котором была воспринята. Дети могут снова и снова повторять одни и те же звуки, слова или без конца задавать один и тот же вопрос. Они легко запоминают стихи, при этом строго следят за тем, чтобы читающий стихотворение не пропустил ни одного слова или строчки. В ритм стиха дети могут начать раскачиваться или сочинять собственный текст. Дети данной категории хорошо запоминают, а затем однообразно повторяют различные движения, игровые действия, звуки, целые рассказы, стремятся к получению привычных ощущений, поступающих через все сенсорные каналы: зрение, слух, вкус, обоняние, кожу.

Речь

У детей с РДА отмечается своеобразное отношение к речевой действительности и одновременно – своеобразие в становление экспрессивной стороны речи. При восприятии речи заметно сниженная (или полностью отсутствующая) реакция на говорящего. «Игнорируя» простые, обращенные к нему инструкции, ребенок может вмешиваться в не обращенный к нему разговор. Лучше ребенок реагирует на тихую шепотную речь. Первые активные речевые реакции, проявляющиеся у нормально развивающихся детей в виде гуления, у детей с РДА могут запаздывать, отсутствовать или быть обедненными, лишенными интонирования. То же самое относится и к лепету. Первые слова у детей появляются обычно рано. В 63% наблюдений это обычные слова: «мама», «папа», «деда», но в 51% случаев они использовались без соотнесения со взрослым. У большинства с двух лет появляется фразовая речь, как правило, с чистым произношением. Но дети практически не пользуются ею для контактов с людьми. Они редко задают вопросы; если таковые появляются, то носят повторяющийся характер. При этом наедине с собой дети обнаруживают богатую речевую продукцию: что-то рассказывают, читают стихи, напевают песенки. Некоторые демонстрируют выраженную многоречивость, но, несмотря на это, получить ответ на конкретный вопрос от таких детей очень сложно, их речь не сочетается с ситуацией и никому не адресована. Дети наиболее тяжелой, 1-й группы, по классификации К.С. Лебединской и О.С. Никольской, могут так и не овладеть разговорным языком. Для детей 2-1 группы характерны «телеграфные» речевые штампы, эхолалии отсутствие местоимения «я» (называние самого себя по имени или в третьем лице – «он», «она»).

Мышление

Как отмечают О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, не следует вести речь об отсутствии при РДА отдельных способностей, например способности к обобщению, к планированию. Уровень интеллектуального развития связан, прежде всего, со своеобразием аффективной сферы. Они ориентируются на перцептивно яркие, а не на функциональные признаки предметов. Эмоциональный компонент восприятия сохраняет свое ведущее значение при РДА даже на протяжении школьного возраста. В итоге усваивается лишь часть признаков окружающей действительности, слабо развиваются предметные действия.

Развитие мышления у таких детей связано с преодолением огромных трудностей произвольного обучения, целенаправленного разрешения реально возникающих задач. Многие специалисты указывают на сложности в символизации, переносе навыков из одной ситуации в другую. Такому ребенку трудно понять развитие ситуации во времени, установить причинно-следственные зависимости. Это очень ярко проявляется в пересказе учебного материала, при выполнении заданий, связанных с сюжетными картинками. В рамках стереотипной ситуации многие аутичные дети могут обобщать, использовать игровые символы, выстраивать программу действий. Однако они не в состоянии активно перерабатывать информацию, активно использовать свои возможности с тем, чтобы приспосабливаться к меняющимся окружению, среде, обстановке.В то же время интеллектуальная недостаточность не является обязательной для раннего детского аутизма. Дети могут проявлять одаренность в отдельных областях, хотя аутистическая направленность мышления сохраняется.

Эмоционально-волевая сфера

Нарушение эмоционально-волевой сферы является ведущим признаком при синдроме РДА и может проявиться в скором времени после рождения. При аутизме резко отстает в своем формировании самая ранняя система социального взаимодействия с окружающими людьми – комплекс оживления. Это проявляется в отсутствии фиксации взгляда на лице человека, улыбки и ответных эмоциональных реакций в виде смеха, речевой и двигательной активности на проявления внимания со стороны взрослого. По мере роста ребенка слабость эмоциональных контактов с близкими взрослыми продолжает нарастать. Дети не просятся на руки, находясь на руках у матери, не принимают соответствующей позы, не прижимаются, остаются вялыми и пассивными. Обычно ребенок отличает родителей от других взрослых, но большой привязанности не выражает. Они могут испытывать даже страх перед одним из родителей, могут ударить или укусить, делают все назло. У этих детей отсутствует характерное для данного возраста желание понравиться взрослым, заслужить похвалу и одобрение. Слова «мама» и «папа» появляются позже других и могут не соотноситься с родителями. Все вышеназванные симптомы являются проявлениями одного из первичных патогенных факторов аутизма, а именно снижения порога эмоционального дискомфорта в контактах с миром. У ребенка с РДА крайне низкая выносливость в общении с миром. Он быстро устает даже от приятного общения, склонен к фиксации на неприятных впечатлениях, к формированию страхов. К.С.Лебединская и О.С. Никольская выделяют три группы страхов: типичные для детского возраста вообще (страх потерять мать, в также ситуационно обусловленные страхи после пережитого испуга); обусловленные повышенной сенсорной и эмоциональной чувствительностью детей (страх бытовых и природных шумов, чужих людей, незнакомых мест); неадекватные, бредоподобные, т.е. не имеющие под собой реального основания.

Особенности игровой деятельности

Для детей при РДА с раннего возраста характерно игнорирование игрушки. Дети рассматривают новые игрушки без какого-либо стремления к манипуляции с ними, либо манипулируют избирательно, только одной. Наибольшее удовольствие получают при манипулировании с неигровыми предметами, дающими сенсорный эффект (тактильный, зрительный, обонятельный). Игра у таких детей некоммуникативная, дети играют в одиночку, в обособленном месте. Присутствие других детей игнорируется, в редких случаях ребенок может продемонстрировать результаты своей игры. Ролевая игра неустойчива, может прерываться беспорядочными действиями, импульсивной сменой роли, которая тоже не получает своего развития. Игра насыщена аутодиалогами (разговором с самим собой). Могут встречаться игры-фантазии, когда ребенок перевоплощается в других людей, животных, предметы. В спонтанной игре ребенок с РДА, несмотря на застревание на одних и тех же сюжетах и большом количестве просто манипулятивных действий с предметами, способен действовать целенаправленно и заинтересованно. Манипулятивные игры у детей данной категории сохраняются и в более старшем возрасте.

Особенности учебной деятельности

Любая произвольная деятельность в соответствии с поставленной целью плохо регулирует поведение детей. Им трудно отвлечься от непосредственных впечатлений, от положительной и отрицательной «валентности» предметов, т.е. от того, что составляет для ребенка их привлекательность или делает их неприятными. Кроме того, аутистические установки и страхи ребенка с РДА – вторая причина, препятствующая формированию учебной деятельности во всех ее неотъемлемых компонентах. В зависимости от тяжести нарушения ребенок с РДА может обучаться как по программе индивидуального обучения, так и по программе массовой школы. В школе по-прежнему сохраняется изолированность от коллектива, эти дети не умеют общаться, не имеют друзей. Для них характерны колебания настроения, наличие новых, уже связанных со школой страхов. Школьная деятельность вызывает большие затруднения, учителя отмечают пассивность и невнимательность на уроках. Дома дети выполняют задания только под контролем родителей, быстро наступает пресыщение, утрачивается интерес к предмету. В школьном возрасте для этих детей характерно усиление стремления к «творчеству». Они пишут стихи, рассказы, сочиняют истории, героями которых они являются. Появляется избирательная привязанность к тем взрослым, которые их слушают и не мешают фантазированию. Часто это бывают случайные, малознакомые люди. Но по-прежнему отсутствует потребность в активной совместной жизни со взрослыми, в продуктивном общении с ними. Учеба в школе не складывается в ведущую учебную деятельность. В любом случае требуется специальная коррекционная работа по формированию учебного поведения аутичного ребенка, развитию своего рода «стереотипа обучения».

Читайте также:  Синдром слабости синусового узла i вариант

Правила общения с аутичными детьми:

1. Как бы ни было трудно, принимать ребёнка таким, какой он есть, проявлять гибкость.

2. В любой ситуации исходить только из интересов ребёнка.

3. Изо дня в день строго придерживаться определённого режима и ритма жизни ребёнка, подстраивать под этот режим распорядок дня всей семьи.

4. Соблюдать ежедневные ритуалы, обеспечивающие безопасность ребёнка.

5. Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребёнка, свидетельствующие о его дискомфорте (плач, крик, необычное поведение: потряхивание руками, раскачивание и т.д.).

6. Чаще присутствовать на занятиях в группе (в классе), где занимается ребёнок.

7. Как можно чаще разговаривать с ребёнком, стараясь установить с ним вербальный (речевой) контакт.

8. Обеспечивать комфортную обстановку для общения и обучения к