Психология развития детей с синдромом дауна

Психология развития детей с синдромом дауна thumbnail

Синдром Дауна, пожалуй, один из самых известных и внешне узнаваемых генетических синдромов. Большинство родителей, которых я вижу на консультациях, очень включены в процесс коррекционного сопровождения ребенка и задают мне один и тот же вопрос: «Как помочь мозгу ребенка работать лучше?». В случае с синдромом Дауна дефициты у детей я вижу очень похожие. Соответственно, рекомендации для родителей также будут во многом совпадать.

Мне захотелось описать клиническую картину, которую я вижу из раза в раз, обследуя ребенка с синдромом Дауна. Я обобщила данные не только из собственного опыта, но и нашла результаты научных исследований.

Дефициты и феномены, наблюдаемые при обследовании детей с синдромом Дауна:

  • Мышечная гипотония и задержка моторного развития;
  • Дизартрия – нарушение иннервации артикуляционного аппарата;
  • Синкинезии: при выполнении пробы одной рукой подключается вторая рука или открывается рот, двигается язык;
  • Недостаточность конвергенции глаз и другие глазодвигательные нарушения;
  • 38% детей имеют проявления леворукости или амбидекстрии (в первую очередь, мальчики) – это результат нарушенного процесса латерализации и становления межполушарных отношений;
  • Нарушение формирования межполушарного взаимодействия на всех уровнях парной работы полушарий (1, 2, 3 функциональный блок), при этом проба на реципрокную координацию доступна лишь 25% детей в возрасте 9-11 лет (здоровый ребенок полноценно выполняет пробу с 6 лет);
  • Нарушение обработки тактильной и проприоцептивной информации;
  • Нарушение формирования схемы тела, соматогнозиса (при выполнении соответствующих проб дети зеркалят движения специалиста, а «перекрестные» позы им практически недоступны);
  • Дефицит кинестетического и динамического мануального праксиса (диспраксия): дети путают пальцы, даже со зрительным контролем испытывают затруднения в повторении пробы, переносе позы на другую руку (без зрительного контроля повторение проб и перенос на вторую руку недоступны большинству детей), повторении серии движений (наблюдаются трудности в усвоении программы, потеря элементов, инертность и т.д.);
  • Трудности двигательного контроля, моторного планирования, зрительно-моторной координации;
  • Дефицит пространственных представлений (координатные, метрические, структурно-топологические ошибки: искажение размера, отзеркаливание, искажение углов, целостности изображаемых фигур);
  • Графомоторные трудности (макрография);
  • Речевые дефициты;
  • Дефицит произвольной регуляции.

Данные указывают на дефицит стволовых, подкорковых образований и связей между различными зонами коры (в том числе межмодальных связей), т.е. несформированность как вертикальной, так и горизонтальной организации мозга.

Первичные и вторичные нейропсихологические нарушения развития детей с синдромом Дауна:

Первично (нарушен «фундамент»): гипотония, дефицит межполушарного взаимодействия на уровне 1 и 2 ФБ, нарушение сенсорной обработки, нарушение иннервации артикуляционного аппарата, глазодвигательные нарушения.

Вторично (следствие из первичных проблем): диспраксия в различных проявлениях, несформированность схемы тела, задержка развития речи.

Третично (следствие из вторичных и первичных дефицитов): нарушение произвольной регуляции, недоразвитие абстрактного мышления, наиболее сложных видов праксиса, письма, дефицит пространственных представлений.

На что сделать акцент в коррекции?

Для повышения эффективности коррекции смотрим на «фундамент» и улучшаем его, то есть в первую очередь воздействуем на мышечный тонус, сенсорное и моторное развитие. Обязательно – массаж, в том числе логопедический массаж, ЛФК, двигательная нейрокоррекция (с элементами метода замещающего онтогенеза, т.к. обязательно нужно развивать межполушарное взаимодействие). Также очень рекомендуются игры с мячом, проминание, утяжелители, сенсорный чулок, растяжки, пальчиковая гимнастика, массаж пальчиков с шариком су-джок и игры на развитие тактильного восприятия.

Нейропсихолог Александрова О.А.

Для записи на консультацию нейропсихолога звоните по телефону (812) 642-47-02

Источник

Кожа

Главная особенность развития детей с синдромом Дауна в телесном плане — тонкая кожа, которая слишком подтверждена влиянию окружающей среды. Зимой кожа такого ребёнка сильно сохнет, может трескаться, летом становится шероховатой на ощупь. Частые высыпания в младенчестве тоже результат того, что кожный покров очень нежный и тонкий.

Сердце

Развитие внутренних органов часто замедляется из-за врожденных пороков. Очень сильно страдает сердечно-сосудистая система. Кардиологи отмечают частые шумы в сердце, проблемы с кровообращением. Мышцы пресса ослаблены, поэтому животик у деток с синдром Дауна немного выпирает. Некоторых детей может мучить грыжа, но уже к 13-15 годам она проходит сама собой.

Подвижность

Движения у детей с ментальными нарушениями часто несогласованные, бывают проблемы с координацией. Хотя и мальчики, и девочки обычно все подвижные, любят активные игры, бегают.

Отдельно стоит остановиться на мелкой моторике. В первые несколько месяцев жизни особенные малыши почти неподвижны. Без помощи взрослых они не могут переворачиваться, принимать другие положения — их мышцы очень слабы. Только на 4-5 месяце жизни для таких новорождённых открывается мир предметов. Такое «замедленное» отставание в когнитивном развитии необходимо прорабатывать.

Родителям «солнечных» деток нужно делать больший акцент на владение пальчиками, игр с ними. Иначе писать, рисовать, играть, да даже заниматься обычными делами в дальнейшем будет тяжело.

Тонкости психики

Особенности развития детей с синдромом Дауна существенно отличаются от специфики воспитания детей с умственной отсталостью. Если отставание и есть, то оно лёгкое или среднее, что не так уж и страшно. Некоторые «солнышки» даже учатся в обычных школах. Да, они плохо концентрируются и часто бывают рассеянными. А из-за небольшого объема кратковременной памяти им приходится учиться усерднее.

Читайте также:  Синдром поражения спинного мозга презентация

Причины

Если ребёнок с синдром Дауна не реагирует на вопросы или, наоборот, отвечает невпопад, то это не потому, что он чего-то не понимает. Скорее всего, причины две.

  1. Плохой слух. Ситуацию исправит слуховой аппарат.
  2. Ребенок не в настроении: вот ребёнок был активен, включён в работу, а потом резко произошла смена настроения и всё — ему больше не хочется участвовать в происходящем. Он замыкается.

Конечно, такие особенности развития детей с синдромом Дауна сильно усложняют процесс обучения. «Солнечным» детям больше нравится наблюдать за процессом, чем участвовать в нём. Так, например, на уроках физкультуры ребёнок с синдромом Дауна с радостью смотрит, как другие резвятся с мячами, обручами и скакалками, а сам не хочет даже пробовать. Хотя такое развлечение для него вполне по силам.

Концентрация и эмоции

Еще одна особенность развития детей с синдромом Дауна — сосредоточенность на одной задаче. Другие дети легко переключаются, им даже часто надоедает заниматься чем-то одним. Ребенок с синдромом захочет непременно довести действие до конца. Он не переключит внимание, пока не будет полностью удовлетворен результатом.

В целом детям с синдромом Дауна свойственна эмоциональность. Скрывать эмоции у них не получается — они часто смеются, улыбаются, редко бывают грустными.

Очень важно «детям солнца» находиться в обществе сверстников. Так у ребенка появляются примеры для подражания. Он копирует поведение других во время игр, начинает быстрее и лучше разговаривать.

Источник

Синдром Дауна (трисомия по хромосоме 21) – это хромосомная патология, возникающая вследствие появления еще одной хромосомы в 21 паре. Вместо 46 хромосом (23 – от отца, 23 – от матери) у человека в норме, появляется 47-ая хромосома, которая и вызывает аномалию.

Отсюда причиной возникновения синдрома Дауна является лишняя хромосома.

Эта аномалия считается случайной генетической мутацией. Так как она происходит в момент слияния сперматозоида и яйцеклетки, то лишний хромосом могут содержать именно эти клетки. Выявлено, что в 90% лишнюю хромосому несет в себе яйцеклетка, а в 10% — сперматозоид.

Синдром Дауна

То, что в одной из половых клеток может оказаться лишняя хромосома, зависит от особого белка, который растягивает хромосомы к полюсам клетки во время деления.

К факторам, которые могут привести к синдрому Дауна, относятся:

  • брак между близкими родственниками;
  • ранняя беременность (до 18 лет);
  • поздняя беременность (мать старше 35 лет);
  • возраст отца старше 45 лет;
  • возраст бабушки по материнской линии старше 35 лет на момент, когда она родила дочь;
  • родители как носители транслокации 21 хромосомы (когда участок 21 хромосомы прикрепляется к другой, обычно к 14 хромосоме);
  • а также голодание женщины;
  • стрессовые ситуации;
  • ионизирующая радиация;
  • химическое воздействие.

Выделяют следующие признаки данного недуга:

  1. Во время беременности: ширина воротникового пространства плода более 3 мм (при норме не более 2 мм), недоразвитые кости носа, укороченные плечевые и бедерные кости, пороки сердца, кисты в сосудистом сплетении головного мозга, укороченные повздошные кости таза и увеличенный угол между ними, копчиково-теменной размер менее 45,85 мм (при первом УЗИ).

Вместе с этими признаками могут быть выявлены и вторичные патологии, подтверждающие наличие синдрома Дауна у плода: тахикардия (учащенное сердцебиение), отсутствие одной пупочной артерии, увеличенный мочевой пузырь.

  1. У новорожденного: короткая голова, наличие третьего родничка, приплюснутый затылок, рост и вес ниже среднего, круглое уплощенное лицо, монголоидный разрез глаз, пигментные пятна по краю радужки, короткая широкая шея, крупный язык, короткий нос, маленькие челюсти, приоткрытый рот, маленькие ушные раковины, широкие и короткие ладони, одна поперечная складка на ладони, искривленный мизинец, укороченные конечности, сандалевидная щель (между большим пальцем ноги и другими пальцами — расстояние).
  2. У детей и взрослых: низкий рост и склонность к полноте, аномально укороченный череп с круглым лицом, низкий и плоский лоб, монголоидные глаза, короткий нос, узкая и недоразвитая верхняя челюсть, аномалия зубов, крупный бороздчатый язык, короткая широкая шея, деформация грудной клетки, слабость мышц, провисание живота, короткие конечности, гиперподвижность суставов, у детей отставание развития наружных половых органов, склонность к плоскостопию, тонкая и сухая кожа, слабый иммунитет, дефекты речи.

Можно ли объяснить синдром Дауна с позиции психосоматики

Частично можно. Например, как выяснилось, одной из причин появления этой аномалии у здоровых родителей является страх родить больного ребенка, а также отождествление собственных детей с такими детьми.

Лууле Виилма причиной синдрома Дауна называет страх быть самим собой.

Говоря же о других нефизических причинах возникновения синдрома Дауна, необходимо иметь в виду, что, как говорят сами медики, это – не болезнь (болезни обычно появляются по определенным предсказуемым причинам). И интересно то, что объективных и серьезных объяснений возникновения этого синдрома нет: разве может фраза «считается случайной генетической мутацией» раскрыть причину? Если, как мы знаем, строение и функционирование организма человека, как и всей Вселенной, «продумано» до мельчайших деталей на основе действия строгих законов, то, как здесь может произойти случайность? Невольно вспоминается мудрая поговорка «Случайности не случайны».

Читайте также:  Синдром верхней глазничной щели включает в себя

Приведу хотя бы один из фундаментальных Законов Мироздания: «Закон причины и следствия». Да, формулировка знакома каждому. Но каждый ли помнит об этом Законе, когда решает что-то сделать в своей жизни? Наверное, не всегда, раз потом приходится слышать от многих: «За что?» или «Почему так получилось?».

Человек своей мыслью, словом, действием закладывает причину, которая приводит к определенному результату-следствию. Отсюда, каждому событию-следствию в жизни человека предшествовала своя причина.

Возвращаясь к нашей теме, отметим, что у синдрома тоже есть причины, но они могут быть другими, необычными (как и сам синдром), непривычными для нашего ума, выходящими за рамки психосоматики. И принимать их или нет – каждый решает сам.

Психология развития детей с синдромом дауна

Как человек и автор данной статьи, я отношусь нейтрально к сфере необычного: в наш век энергоинформационных технологий существование энергетических волн, несущих определенную информацию, давно доказано. То, что человек не видит, это еще не значит, что их нет. Только вот забываем, что эти энергетические волны могут нести как положительную, так и разрушительную информацию для человека.

Специалист по эниологии (наука о процессах энергоинформационного обмена в Мироздании) О. Морозова, опираясь на свою практику, выявила такие энергетические причины возникновения синдрома Дауна: отсутствие связи с Землей, как с планетой; отсутствие связи с родом и конкретно с родителями; жестокость по отношению к другим людям в прошлой жизни; постоянная матерщина в доме или рядом привела к перехлесту с сущностью животного; сильные страхи родителей родить больного ребенка; кармические перебросы на ребенка через бытовую магию; проклятья по роду на свадьбах или через наследство; насильственные браки в роду (по расчету, по необходимости и т.п.); прививки как подселение чуждой сущности в энергоструктуру ребенка (будущего родителя с лишней хромосомой).

Психолог Лиз Бурбо также приводит следующее метафизическое объяснение врожденных заболеваний у детей (к которым можно отнести и синдром Дауна): такая болезнь говорит о том, что душа, которая воплотилась в новорожденном, принесла с собой на эту планету какой-то неразрешенный конфликт из своего прошлого воплощения.

Далее она поясняет, что душа воплощается много раз, и ее земные жизни можно сравнить с нашими днями.  И по аналогии получается, что если человек травмировал себя и не смог вылечиться в тот же день (в предыдущей жизни), то на следующее утро (нынешняя жизнь) он проснется с той же травмой и продолжит ее лечить.

Психолог отмечает, что часто человек, страдающий таким недугом, относится к нему гораздо спокойнее, чем окружающие его. И действительно, сами дети и взрослые с синдромом Дауна не так обеспокоены своим недугом, как их родные и близкие.

Здесь хочется напомнить, что такой ребенок «приходит» к конкретным родителям (и дело здесь не в возрасте матери, так как и у молодых и здоровых родителей рождаются такие дети). Значит, души родителей и душа такого ребенка как-то связаны между собой и знают, с какой целью это происходит (души всегда знают, в отличие от эгоистичного ума).

Кто-то из практиков пишет, что ребенок с синдромом Дауна – это наказание для родителей, кто-то считает его проверкой для родителей, а кто-то – благословением для родителей (то есть им дана возможность духовного роста через любовь к своему необычному ребенку).

Метафизические причины любого недуга, как пишет Лиз Бурбо, скрыты в ответе на вопрос: «Что мешает ему делать эта болезнь?». Думаю, в данном случае также стоит прислушаться к психологу и поискать ответы на этот вопрос-подсказку.

Парапсихолог Н. Петрова считает, что рождение такого ребенка символизирует отработку кармы, как правило, по женской линии. Связано это с тем, что любовь родителя к одному из детей намного превосходит любовь к другому (папа ждет сына, рождается девочка… В будущем такая девочка может родить ребенка с синдромом Дауна).

Этот автор утверждает, что синдром Дауна – это хронический синдром добра, а дети с таким синдромом – очень добрые, и в них живет любовь.

Наверное, поэтому детей и людей с синдромом Дауна называют «солнечными»: они улыбчивы, добры, открыты, наивны, доверчивы.

Пути улучшения состояния ребенка с синдромом Дауна

Синдром Дауна. развитие детей

Не раз подтверждено практикой, что состояние таких детей можно не только улучшить, но и можно вырастить их полноценными членами общества. Так, имеется много примеров того, что если родители не опускают руки, а начинают безусловно любить ребенка и активно развивать его, то такие дети и учатся наравне с другими, и осваивают профессию, и создают семьи.

Читайте также:  Экспресс анализ на синдром дауна

Даже выявлено, что если активно заниматься с таким ребенком, он может в некоторых сферах (рисование, музыка и др.) превзойти своих ровесников.

Отсюда, первый вывод и главная мысль для родителей (потому что, как оказалось на практике, именно им в первую очередь нужна поддержка): синдром Дауна – не болезнь, и все —  в ваших руках. Да, именно в ваших, потому что именно к вам пришел такой «солнечный» ребенок. И только вы можете ему помочь. Вы можете. Только вы (а отказ от такого ребенка, как  выявлено эниологами и парапсихологами, может привести только к ухудшению душевного состояния, как самих родителей, так и ребенка).

Еще один важный момент для родителей – это ни в коем случае не винить себя. Так как душа ребенка сама выбирает родителей и условия будущей жизни, включая свое будущее тело и наличие-отсутствие в нем патологий и болезней. А с какой целью душа выбирает такое тело, это зависит от жизненных задач будущего человека, которые он (вместе со своими близкими) должен будет выполнить.

Сейчас достаточно много разнообразных и эффективных методик и примеров развития детей с таким синдромом, что улучшение действительно возможно. Было бы желание. Ваша Любовь и ваше желание действовать. Только начинать развивать надо вовремя, с самого рождения ребенка (как и всех).

Пусть в вашем сердце царит Любовь, а в теле – здоровье!

Лада

Источник

 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА

Описание слайда:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА

2 слайд

Синдром Дауна – хромосомное нарушение, трисомия по 21 хромосоме

Описание слайда:

Синдром Дауна – хромосомное нарушение, трисомия по 21 хромосоме

3 слайд

Особенности моторики -Координация движений нарушена (неловкость походки, движ

Описание слайда:

Особенности моторики -Координация движений нарушена (неловкость походки, движений) – Движения медлительны, однообразны, невыразительны – Трудности переключения с одного движения на другое, невозможность выполнения движения в условно воображаемой ситуации – Трудности самостоятельного выполнения двигательных упражнений – Повышенная гибкость суставов – Грубое недоразвитие тонких дифференцированных движений пальцев рук

4 слайд

Особенности навыков - Трудности самостоятельного выполнения действий по самоо

Описание слайда:

Особенности навыков – Трудности самостоятельного выполнения действий по самообслуживанию; – Трудности в установлении последовательности действий

5 слайд

Особенности сенсорики Грубое недоразвитие функций восприятия: - поверхностное

Описание слайда:

Особенности сенсорики Грубое недоразвитие функций восприятия: – поверхностное восприятие предметов; – не дифференцируют основные цвета и оттенки, геометрические фигуры и т.д.; – трудности восприятия пространства и времени; – реакция на окружающее слаба либо неадекватна. Основой осознания мира является зрительное восприятие Особенности внимания – Неустойчивость активного внимания – Повышенная утомляемость – Короткий период концентрации внимания – Дети легко отвлекаются, истощаются

6 слайд

Особенности мышления - Инертность, стереотипность, узкая конкретность мышлени

Описание слайда:

Особенности мышления – Инертность, стереотипность, узкая конкретность мышления. – Беспорядочность и бессистемность имеющихся понятий и представлений. – Абстрактные понятия недоступны для понимания – Ограниченность представлений, недостаточность умозаключений. Интеллект варьируется от полной идиотии до нижнего предела умственного развития нормальных людей. Особенности памяти -гипомнезия (уменьшенный объем памяти) -недостаточность слуховой кратковременной памяти и обработки информации, полученной на слух

7 слайд

Особенности воображения Образ не возникает в воображении, а воспринимается ли

Описание слайда:

Особенности воображения Образ не возникает в воображении, а воспринимается лишь зрительно. Способны соотносить части рисунка, однако, соединять их в целое изображение не могут. Особенности поведения – Без труда вступают в контакт с окружающими и часто подражают им. -В основном послушны, добродушны, легко подчиняются и готовы сделать то, что их попросят. Хотя могут встречаться и разнообразные поведенческие расстройства – Зачастую развитие останавливается на уровне трехлетнего ребенка.

8 слайд

Особенности эмоционально-личностной сферы - Эмоции элементарны и большей част

Описание слайда:

Особенности эмоционально-личностной сферы – Эмоции элементарны и большей частью связаны и физическим самочувствием и физиологическими потребностями. – Формы выражения аффекта примитивны: радость проявляется в двигательном возбуждении, выразительном крике и мимике; в состоянии злобы наблюдаются агрессия, склонность к самоповреждению. По темпераменту выделяют два типа: Эретический (повышенное настроение, легкая возбудимость, плохо тормозятся, непоседливы) Торпидный (безразличное настроение, вялые, безучастные к окружающей обстановке, заторможенные)

9 слайд

Особенности личности Сознание собственной личности смутно. Этим детям в больш

Описание слайда:

Особенности личности Сознание собственной личности смутно. Этим детям в большей степени свойственна внушаемость, подражательность действиям и поступкам других людей. У некоторых из этих детей наблюдаются эпилептоидные черты характера: эгоцентризм, чрезмерная аккуратность. Однако большинству детей присущи положительные личностные качества: они ласковы, дружелюбны, уравновешены.

10 слайд

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Описание слайда:

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Проверен экспертом

Общая информация

Номер материала:

ДБ-872546

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник