Психолого педагогическое сопровождение детей с синдромом дауна

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА
Фролова А.А.
Ульяновск, Россия
Очень часто в нашей повседневной жизни бывает, что пациенты с редкими заболеваниями, и в частности дети, вынуждены вести закрытый образ жизни. Такие дети, из-за особенностей своих заболеваний, не всегда правильно воспринимаются общественностью. К одним из таких заболеваний относится и синдром Дауна.
Прежде всего, стоит уяснить, что любой врожденный синдром, в том числе и синдром Дауна – это не болезнь, поэтому вылечить его невозможно. Синдром – это совокупность определенных симптомов, вызванных патологиями развития организма. Многие врожденные синдромы являются наследственными, однако синдром Дауна является исключением. Данный синдром вызван утроением 21 хромосомы. В норме у человека 23 пары хромосомы, но иногда случается сбой, и на месте 21 пары оказывается три хромосомы. Вот эта лишняя, 47 хромосома и вызывает данную патологию [3].
Родители детей с синдромом Дауна, как и все нормальные родители, заботящиеся о своих детях, хотят, чтобы их ребенок умел полноценно общаться с людьми. Имел настоящих друзей, которые смогли бы поддержать его в трудных ситуациях и не отвернулись бы от него в силу его врожденных особенностей.
Чтобы ребенку с синдромом Дауна научиться взаимодействовать с обычными людьми он должен посещать обычную государственную школу. Это даст ему возможность учиться действовать так, как это принято в окружающем его социуме.
Многие родители и педагоги убеждены, что таким детям, независимо от типа нарушения, следует посещать те школы, в которые ходят дети, живущие с таким ребенком, например, в одном доме или дворе. Если ребенок ходит в какую-то другую школу, он сразу становится в глазах окружения не таким, как все. В этом случае ему намного труднее наладить хорошие взаимоотношения с ровесниками и найти среди них друзей.
Право детей с синдромом Дауна, как и других ребят с ограниченными возможностями, на максимальную социальную адаптацию, то есть на посещение обычных детского сада и школы, в России закреплены законодательно.
Согласно Конвенции о правах ребенка (одобрена Ген. Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г.), ратифицированной Постановлением ВС СССР от 13 июня 1990 г. №1559-1, «дети-инвалиды с отклонениями в умственном развитии, в том числе дети с синдромом Дауна, дети с множественными психофизическими нарушениями, имеют право на получение образования и реабилитацию в условиях наибольшей социальной интеграции в системе общего или специального (коррекционного) образования».
В соответствии с п. 1 ст. 16 Закона «Об образовании» органы управления образованием обеспечивают «прием всех граждан, которые проживают на данной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня». При этом родители имеют право «выбирать формы обучения, образовательные учреждения» для своих детей, предусмотренное п.1ст. 52 Закона РФ “Об образовании”.
Дети с синдромом Дауна обучаемы. Этот факт признан во всем мире. Поэтому во многих странах дети, рожденные с синдромом Дауна, занимаются в обычных школах, а также имеют право работать. Но таким детям необходима индивидуальная программа развития и методика воспитания [1].
На сегодняшний день известны случаи психолого-педагогической реабилитации отдельных детей с синдромом Дауна, когда в результате огромных усилий психологов и дефектологов они становились полноценными членами общества. Рассмотрим некоторые из них.
Иппотерапия для детей с синдромом Дауна
В развитии детей с синдромом Дауна очень помогает общение с животными, например верховая езда. В ее основу легла методика иппотерапии. Этот метод больше коррекционный, но не менее успешный.
Занятия по иппотерапии обычно проводят специально обученные педагоги. Методика включает все этапы обучения в школе верховой езды.
Дети с синдромом Дауна могут ухаживать и заботиться о лошадях, это развивает в них чувства. Благодаря общению с лошадьми такие дети становятся доверчивыми, терпеливыми, спокойными и раскованными. Иппотерапия развивает двигательные, сенсорные, эмоциональные и психологические способности детей.
Обучение по методике «Маленькие ступеньки»
Методика разработана в австралийском университете Маккуэри. Она активно применяется в Америке и многих странах Европы.
В основе методики лежит обучение навыкам, которые обеспечивают самостоятельность ребенка в любой ситуации. К ним относятся навыки самообслуживания и навыки ухода за домом. Во время обучения задействуются базовые моторные и психические функции: мелкая и общая моторика, и концентрация внимания. Такая методика обучения позволяет формировать какой-либо навык или умение поэтапно [7].
Обучение детей с синдромом Дауна по методике Портаж
Методика рассчитана на развитие не только малышей с синдромом Дауна, но и других детей-инвалидов.
Основной акцент делается на семью. Ее регулярно посещает специалист, который занимается с ребенком и с родителями. Он обучает их наблюдению за малышом, чтобы вовремя поощряли успехи и планировали совместно с ребенком новые цели.
По этой методике семье помогает целая команда, состоящая из руководителей проекта, специалистов, владеющих методикой, и специально подготовленных волонтеров из числа студентов, будущих медиков, психологов и педагогов.
У детей с синдромом Дауна при использовании данной методики развивается двигательная активность, речь, навыки самообслуживания [6].
Обучение математике и развитию речи
«Нумикон» – специально разработанная методика для обучения детей с синдромом Дауна основам математики. В ее основу легли игровые моменты. В набор для занятий входят обычные предметы для обучения, но в ярком раскрашенном виде: цветные панельки, карточки, штырьки и т.д.
Яркие краски, которыми расписаны цифры, привлекают внимание ребенка и улучшают его восприятие: он может сам трогать цифры, складывать и вычитать их. Осязаемая и наглядная математика – самый успешный метод обучения ребенка с синдромом Дауна.
Одним из важных этапов в развитии детей с синдромом Дауна является обучение речи. Существует специальная методика Августовой, по которой раскрываются творческие способности у ребенка. Живая и легкая подача позволяет ребенку овладеть не только навыками речи, но и чтением [2].
Обучение игровым методом
Еще один метод обучения детей с синдромом Дауна называется лекотека – «хранилище игрушек». Методика разработана шведскими учеными. Она включает в себя развитие не только детей, но и взрослых.
Родители должны быть также посвящены в педагогические тонкости данной методики. И если сначала развивающие игры с детьми проводят педагоги, то после эстафету могут подхватить близкие и родители. Поэтому и проводятся для взрослых групповые тренинги. Лекотеку могут посещать дети с синдромом Дауна с раннего возраста до 7 лет [4].
Обучение в дошкольном учреждении и в школе
В странах Европы давно введена практика обучения детей с синдромом Дауна в обычных школах, но программа для них индивидуальная. Существуют также коррекционные образовательные дошкольные учреждения, которые рассчитаны на малышей с ограниченными возможностями, с нарушениями интеллекта.
Педагоги вместе со специалистами по коррекционному обучению постоянно разрабатывают и обновляют учебную программу в зависимости от уровня развития и индивидуальных возможностей ребенка. Обучение детей с синдромом Дауна школьного возраста обычно проходит в специальных коррекционных школах [5].
Как показали современные исследования, благоприятное сочетание компенсаторных возможностей организма с правильно подобранными программами на каждом этапе обучения, эффективными формами её организации могут в значительной мере, а иногда и полностью нейтрализовать действие первичного дефекта на ход психофизического развития ребенка.
Главное родителям помнить, что коррекционные занятия крайне необходимы не только для социальной адаптации ребенка в обществе, но и нужны самому обществу для воспитания, понимания проблем людей, отличных от нас.
Список используемой литературы:
1. https://vitaportal.ru/detskie-bolezni/metodiki-obucheniya-detej-s-sindromom-dauna (дата обращения 09.03.2017.)
2. Баряева, Л.Б. Математическое развитие дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Л.Б. Баряева. – СПб.: Амфора, 2003. – 245 с.
3. Баряева, Л.Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Л.Б. Баряева. – СПб.: Амфора, 2009. – 156 с.
4. Вечканова, И.Г. Театрализованные игры в абилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / И.Г. Вечканова. – СПб.: Питер, 2006. – 168 с.
5. Екжанова, Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта / Е.А. Екжанова. – М.: Педагогика-пресс, 2003. – 214 с.
6. Кондратьева, С.Ю. Коррекционно-игровые занятия в работе с дошкольниками с задержкой психического развития / С.Ю. Кондратьева. – СПб.: Питер, 2003. – 191 с.
7. Питерси, М. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Книга 1 : Введение в программу Маккуэри «Маленькие Ступеньки» . Пер. с англ. / М. Питерси, Р. Трилон. – М. : Ассоциация Даун Синдром, 1998. – 548 с.
Источник
Марина Викторовна Тищенко
Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (синдром Дауна) в условиях ДОУ
Известно всем, что долгое время наша система образования делила детей на обычных и инвалидов. Это деление практически закрывало путь получения образования и возможности реализации себя в будущей жизни детям –инвалидам. Ни для кого не секрет, что ещё 20 лет назад, таких «неудобных» детей «оберегали» в домах инвалида, коррекционных школах- интернатах и т.п, объясняя, что это для «блага» детей, им так удобнее, уютнее, среди таких же как они, так они не чувствуют себя ущербными, общество жестоко и не готово их принять. Результатом такого «гуманного» обучения стала полная социальная дезадоптация воспитанников этих учреждений. Как правило, после выпуска из школ – интернатов, такие дети не могли найти своего места в новой среде, так как были выращены в «тепличных условиях» и не социализированы. Несправедливость такой ситуации очевидна, так как дети с ограниченными возможностями здоровья должны иметь равные возможности с другими детьми.
В настоящее время в нашей стране особо остро встал вопрос об обучении и воспитании детей с ОВЗ, и это не просто слова, международное сообщество требует выполнения международных норм, направленных на защиту прав и интересов детей- инвалидов. Законодательно эти права закреплены в Законе «Об образовании в РФ». Согласно закону, инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и их индивидуальных возможностей [2]. Инклюзивное образование предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья не в специализированном, а в обычном учебном заведении. Ребёнок с ОВЗ, как и любой другой ребенок, нуждается в образовании, воспитании и общении со сверстниками. Инклюзивное образование дает возможность детям с особенностями развития ходить в обычные учебные заведения и учиться вместе с другими детьми, а в обычных детях воспитывать толерантность и уважение к людям не во всём похожих на них.
Дошкольное образование, как образование в целом, претерпевает существенные изменения, связанные с инклюзивными тенденциями. Сегодня, никого не удивляет, что в детских садах наряду с обычными детьми воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья. Международная практика показывает, что своевременная и грамотно построенная работа на ранних этапах жизни ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, повышает его шансы на благоприятную адаптацию и социализацию в современном обществе. По мнению Есиповой Татьяны Павловны, это обусловлено не только процессами гуманизации, но и доказанной эффективностью ранней коррекционно-педагогической помощи «особым» детям [1]. Такой подход к проблеме не вызывает сомнений, так как ранняя помощь даёт возможность предупреждения и своевременной коррекции вторичных отклонений, достигаются значительные результаты в самообслуживании и развитии коммуникативных навыков, дети учатся развивать позитивные отношения с другими людьми, то есть всё, что необходимо в повседневной жизни.
Для педагогов, работающих с такими детьми, это дополнительная ответственность. И поэтому, как только мы узнаём о поступлении ребёнка с ОВЗ в детское образовательное учреждение, перед воспитателями, специалистами встают вопросы «Что я буду с ним делать? С чего начать? Каких результатов он должен достичь в образовательном процессе? Как построить работу с ним? Как воспримут новенького другие воспитанники? Как объяснить им, почему он не во всём похож на нас?». Педагоги понимают груз ответственности, который ложится на их плечи и их страх перед неизвестностью вполне обоснован. В данной статье я хочу поделиться опытом нашего детского сада, где уже три года успешно воспитывается ребёнок с синдромом Дауна.
Свою работу по психолого-педагогическому сопровождению нашего ребёнка мы начали с работы с педагогами ДОУ, так как психологическая готовность педагогов к взаимодействию с ребёнком, имеющим синдром Дауна, является основным условием успешной интеграции такого ребёнка в дошкольное образовательное учреждение. Речь идёт, прежде всего, о личной готовности педагогов к принятию ребёнка с ОВЗ и установлению с ним контакта, готовности вступать во взаимодействие с ребёнком на основе безусловного принятия, с учётом индивидуальных особенностей и ограниченных возможностей его здоровья. Ещё одним немаловажным фактором является отношение дошкольного образовательного учреждения к вопросам инклюзии. Поддержка руководством идеи включения в процесс воспитания и обучения ребёнка с ОВЗ благоприятно отражается на психологическую готовность всего педагогического коллектива.
Далее мы собрали информацию и познакомились с опытом работы по данному направлению в России и за рубежом. В специальной литературе мы подробнее узнали о данном синдроме, о характерных особенностях таких детей, о специфике нарушений и возможной динамике развития. Мы не однократно встречались с родителями, так как никто как они не может нам рассказать о тех трудностях, с которыми мы можем столкнуться в своей работе. Нам очень повезло, родители ребёнка были очень заинтересованы в успехе нашей работы и с удовольствием поделились не только своим опытом, но и литературой. Мы ошибочно считали, что им нужна наша поддержка и помощь, оказалось наоборот, мы нуждались в их знаниях и опыте. Мы ориентировались на семью, а родители активно участвовали в коррекционно-педагогической работе.
На втором этапе работы мы решили задачу интеграции ребёнка в детский коллектив. Это было не сложно, он был зачислен во вторую младшую группу, где по своему биологическому возрасту и физическим параметрам, он был самым младшим и маленьким. Поэтому детям объяснили, что новый мальчик младше вас, и он нуждается в вашей помощи. Дети с радостью приняли эту новость и с удовольствием окружили необходимой заботой новенького. Осложнялась работа только тем, что у детей с синдромом Дауна существует целый ряд сопутствующих заболеваний, так же наблюдается нарушение координации движений, отсутствие речи, на очень низком уровне были развиты навыки гигиены и самообслуживания, ребёнок не понимал общих правил поведения в группе. Помимо этого, ребёнок не желал вступать в контакт ни с детьми, ни с педагогами, Период адаптации проходил сложно, ребёнок часто и долго болел, пропускал детский сад, и нам приходилось заново знакомиться, приучать к режиму детского сада и к требованиям педагогов.
После адаптационного периода, мы приступили к третьему этапу нашей работы. Мы начали разрабатывать индивидуальную программу психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ (синдром Дауна) в дошкольном образовательном учреждении. Психолого-педагогическое сопровождение-это не единовременная помощь, а долговременная поддержка ребёнка и её основой является чёткая организация работы, направленная на выбор варианта решения актуальных проблем. Сама идея сопровождения объединяет работу всех специалистов. У каждого из участников сопровождения свои задачи, но они должны стремиться к одной общей цели и работать как единый механизм. Нашей целью стало: создание условий для всестороннего развития ребёнка с особыми образовательными потребностями, с учётом его индивидуальных возможностей и особенностей (структуры дефекта ребёнка), при включении его в группу дошкольного образовательного учреждения общего типа [3]. Составляя программу, мы выдвинули ряд правил, в первую очередь к себе:
- Доступность. Мы не ставим не выполнимые цели, ориентируемся только на зону ближайшего развития;
- Интерес. В работе используем только игровые приёмы, если ребёнку не интересна предложенная игра, срочно заменяем её;
- Охрана здоровья. Обязательное использование здоровьесберегающих технологий;
- Контроль. Постоянно отслеживаем динамику развития, если нет результата, корректируем программу.
В ходе реализации программы, как было замечено ранее, осуществляется междисциплинарный подход. Мы определили, какие задачи будут решаться на занятиях у воспитателя, а какие – на занятиях у учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по плаванию, инструктора по физической культуре, медицинского работника. Основная работа легла на плечи воспитателя. Стоит заметить, что дети с синдромом Дауна по уровню развития не похожи друг на друга, поэтому программы для обучения и воспитания таких детей по ФГОС пока нет. И здесь нашими экспертами стали родители. Оказалось, что мама, занимаясь с ребёнком дома, выработала стратегию, как работать с ним и как достигать, пусть маленьких, но результатов. В планировании работы мы это учли.
Индивидуальная образовательная программа была составлена с опорой на Примерную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Мы сформировали чёткие и конкретные цели, определили по средствам чего мы можем их достигнуть, и как будут закрепляться данные навыки в деятельности каждого специалиста. Для полного раскрытия потенциальных возможностей ребёнка, мы постарались создать наиболее благоприятные условия, поэтому работа специалистов не ограничивалась расписанием и временными рамками занятий, так же использовались не только рабочие кабинеты, но и всё помещения детского сада, где разрешено находиться детям в сопровождении взрослого.
Ребёнок, наравне со всеми, участвует в групповой, подгрупповой образовательной деятельности, но задания подбираются с учётом его возможностей. Вместе с другими детьми, он посещает музыкальные занятия, бассейн, спортивный зал. Если ребёнок испытывает трудности в усвоении нового, то обучение происходит индивидуально. Помощь могут оказать не только педагоги и специалисты, но и воспитанники группы, так как в нашем сопровождении активным участником является и детский коллектив. Сверстники помогают в формировании гигиенических навыков, навыков самообслуживания, в развитии игровой и коммуникативной деятельности.
Так как в штате нашего ДОУ нет учителя-диффектолога, педагог- психолог развивает и проводит коррекционную работу не только эмоционально-волевой сферы, но и познавательных возможностей ребёнка, расширяет его знания об окружающем мире.
При поступлении ребёнка в детский сад речевые навыки отсутствовали полностью, поэтому на начальных этапах учитель-логопед обучал невербальным средствам общения. Сейчас работа направлена на формирование речевых навыков (звукоподражание) и расширение как пассивно, так и активного словаря ребёнка. Занятия специалистов так же проводятся в индивидуальной и подгрупповой форме, ребёнок учится не только общаться со сверстниками, но и принимать их помощь, а это немаловажное умение в будущем.
Медицинские работники активно сопровождают ребёнка, они не только следят за состоянием его здоровья, но и проводят оздоровительные мероприятия, дают рекомендации по профилактике заболеваний родителям.
Конечно, не все было легко, в начале работы мы столкнулись с протестом ребёнка, отказом от выполнения заданий. Но проведя наблюдения за самостоятельной деятельностью ребёнка (игрой), мы смогли выявить круг его интересов и, опираясь на полученные данные, постепенно вовлекли его в работу.
На сегодняшний день программа реализуется в полном объёме. Динамика положительная. Ребёнок с удовольствием посещает детский сад. Его соматическое здоровье укрепилось. Он легко вступает в контакт с детьми и взрослыми не только в условиях ДОУ. Соблюдает правила поведения. Навыки гигиены и самообслуживания сформированы согласно возрасту. Ребёнок принимает участие в развлекательных мероприятиях. Знает всех сотрудников детского сада. Хотя его активный словарь и состоит из небольшого количества нечётко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов, он широко пользуется мимикой и жестами. Активно и с интересом участвует в образовательной деятельности. По-мнению родителей, он легко применяет знания в повседневной жизни.
В заключении хочется сказать, что очень важную роль в жизни детей с ОВЗ играет положительный опыт пребывания в детских образовательных учреждениях. Успешность таких детей зависит от нас, от того на сколько грамотно и своевременно мы сможем построить свою работу. Именно мы, не один педагог, специалист или родители, а вместе. Только совместное длительное сопровождение ребёнка даст положительный результат и поможет ребёнку адаптироваться в будущей жизни.
Библиографический список.
- Включение ребёнка с синдромом Дауна в дошкольное образовательное учреждение общего типа : информационно-методическое пособие , пособие подготовлено по итогам проекта «Ресурсный центр-шаг в инклюзивное образование» в рамках Программы «Мир открыт для всех». Новосибирск-2010.- 48с..
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант)/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.-352с.
- Программа психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (синдром Дауна) в МБДОУ № 40 детский сад «Золотой ключик»/ Составители: учитель-логопед М.В.Тищенко, педагог-психолог В.В. Ганн, 2013.
Источник