Психопатологические синдромы детского возраста исаев

Психопатологические синдромы детского возраста исаев thumbnail

Автор: Исаев Д.Н.

Описание: Учебник профессора Д. Н. Исаева «Психопатология детского возраста» является итогом многократно прочитанных и переработанных лекций, которые предназначены для будущих специальных психологов и педагогов.
Содержание предлагаемого учебника подготовлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом профессионального высшего образования по специальностям 031900 — специальная психология, 031300 — социальная педагогика, тифло- и сурдопедагогика, 031700 – олигофренопедагогика, 031800 — логопедия, 032000 — специальная дошкольная педагогика, утвержденным Министерством образования РФ 14 апреля 2000 года.
Образовательный стандарт предопределил название учебника — «Психопатология детского возраста», однако логика изложения материала и сам стандарт потребовали осветить происхождение, распространенность, систематику, динамику и элементы терапии расстройств психики у детей и подростков, в связи с этим автор вынужден был выйти за рамки того, что является в узком смысле содержанием психопатологии. Полагаем, что это увеличение объема учебника улучшает содержание книги, дает возможность автору более углубленно излагать материал, что в конечном итоге сделает более понятным для будущего специалиста значимость этого предмета и расширит его кругозор. Особую ценность книга представляет для тех, кто будет работать с подрастающим поколением, поскольку во всех главах очень подробно излагаются особенности психопатологических симптомов, синдромов и психических болезней в детском возрасте. Более того, для того чтобы показать существующую специфику детской психопатологии, выделено несколько глав, в которых более подробно описаны психические расстройства у детей младенческого, раннего, дошкольного, школьного и подросткового возраста. Следует также подчеркнуть, что, удовлетворяя потребности будущих специальных психологов и педагогов в практических рекомендациях, автор дает указания по коррекционной развивающей педагогической работе при выявленных психопатологических синдромах и приводит патопсихологические характеристики некоторых психических заболеваний. Успешно реализована идея — показать связь возникающих у детей психических расстройств с социальными и психологическими факторами. Это безусловно воспитывает у учащихся стремление во всех случаях организовывать психотерапевтическую, психокоррекционно-педагогическую и социальную помощь.

Содержание учебника

«Психопатология детского возраста»

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ПСИХИАТРИИ

  1. История изучения психиатрии как науки
  2. Формирование зарубежной детской психиатрии
  3. Этапы развития детской психиатрии в России

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПСИХОПАТОЛОГИИ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА

  1. Классификация психических расстройств
  2. Основные направления детской психиатрии и ее связь с дефектологией и другими науками

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ

  1. Физиология высшей нервной деятельности
  2. Патофизиологические механизмы психических расстройств у детей

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕТСКОЙ ПСИХОПАТОЛОГИИ

  1. Возрастные особенности психики детей

ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

  1. Механизм действия эмоционального стресса и факторы, способствующие возникновению психических и психосоматических расстройств
  2. Стресс и эмоциональный стресс. Механизмы их развития
  3. Социальное окружение
  4. Стрессор
  5. Неблагоприятные психосоциальные факторы
  6. Индивид
  7. Психологическая защита и биологические процессы
  8. Соматические изменения в процессе стресса
  9. Патогенностъ стресса
  10. Соматические этиологические факторы
  11. Наследственные факторы, лежащие в основе возникновения некоторых заболеваний или отклонений в развитии

ОБСЛЕДОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНЫХ ДЕТЕЙ

  1. Диагностический опрос ребенка
  2. Оборудование для кабинета, где происходит обследование ребенка
  3. Возраст и особенности ребенка
  4. Диагностическое интервью
  5. Основные разделы психического статуса ребенка
  6. Методики, используемые для оценки психического развития
  7. Обследование детей раннего возраста

РАССТРОЙСТВА ОЩУЩЕНИЙ И ВОСПРИЯТИЯ

  1. Негативная роль расстройств восприятия в коррекционно-педагогическом процессе

НАРУШЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ

  1. Негативная роль нарушений мышления в коррекционно-педагогическом процессе

НАРУШЕНИЯ ПАМЯТИ И ИНТЕЛЛЕКТА

  1. Нарушение памяти и коррекционно-педагогический процесс
  2. Нарушения интеллекта и коррекционно-педагогический процесс

АФФЕКТИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА

  1. Расстройства эмоций и коррекционно-педагогический процесс

НАРУШЕНИЯ ВОЛИ И ВНИМАНИЯ

  1. Расстройства воли и коррекционно-педагогический процесс
  2. Нарушения внимания и коррекционно-педагогический процесс

РАССТРОЙСТВА ВЛЕЧЕНИЙ

  1. Расстройства влечений и корреционно-педагогический процесс

РАССТРОЙСТВА СОЗНАНИЯ

  1. Расстройства сознания и коррекционно-педагогический процесс

ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ В МЛАДЕНЧЕСКОМ И РАННЕМ ВОЗРАСТЕ

Читайте также:  Де нол отзывы синдром раздраженного кишечника

ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА
ДЕТСКИЙ АУТИЗМ
РАССТРОЙСТВА ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

  1. Поведенческие реакции, свойственные преимущественно детям
  2. Поведенческие реакции, свойственные преимущественно подросткам
  3. Акцентуации характера
  4. Психогенные патологические формирования личности
  5. Гиперкинетический синдром у детей
  6. Расстройства поведения
  7. Эмоциональные расстройства, специфические для детского возраста
  8. Расстройства социального функционирования с началом, специфическим для детского возраста

ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ (кризис периода взросления)
МАНИАКАЛЬНО-ДЕПРЕССИВНЫЙ ПСИХОЗ (аффективные расстройства настроения)
ШИЗОФРЕНИЯ

  1. Детская шизофрения
  2. Патопсихология детской шизофрении

ЭПИЛЕПСИЯ

  1. Эпилепсия у детей
  2. Патопсихология эпилепсии
  3. Психологическая и педагогическая коррекция психический нарушений

ПСИХОГЕННЫЕ РАССТРОЙСТВА (острые кратковременные психогенные реакции)

  1. Аффективно-шоковые реакции
  2. Острые психогенные реакции (острые истерические реакции)
  3. Подострые психогенные расстройства (реактивные состояния)
  4. Реактивные депрессии у детей и подростков

НЕВРОЗЫ

  1. Неврастения
  2. Истерический невроз
  3. Невроз навязчивых состояний
  4. Общие особенности неврозов у детей

ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА

  1. Особенности психосоматических расстройств у детей разного возраста

СОМАТОГЕННЫЕ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА

  1. Психические расстройства при общих инфекционных заболеваниях, инфекционных поражениях центральной нервной системы
  2. Нервно-психические расстройства при острых инфекционных заболеваниях у детей и подростков
  3. Нервно-психические расстройства при хронических инфекционных заболеваниях у детей и подростков
  4. Психические расстройства в связи с мозговыми инфекционными болезнями (нейроинфекциями)
  5. Психические расстройства при соматических заболеваниях
  6. Типы течения и последствия экзогенных психических расстройств

ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА ПРИ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВЫХ ТРАВМАХ
ПСИХИЧЕСКИЕ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА ВСЛЕДСТВИЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ (F1)

  1. Классификация
  2. Распространенность
  3. Психологические особенности подростков, способствующие возникновению аддиктивного поведения
  4. Аддиктивное поведение
  5. Переход аддиктивного поведения в синдром зависимости (болезнь)
  6. Синдром зависимости (алкоголизм, наркомания, токсикомания)
  7. Признаки интоксикации психоактивными веществами
  8. Профилактика зависимости от психоактивных веществ

РАССТРОЙСТВА ЛИЧНОСТИ (психопатии)

  1. Психопатоподобные нарушения (патологические развития личности)
  2. Параноидное расстройство личности (паранойяльная психопатия)
  3. Шизоидное расстройство личности (аутистическая психопатия, патологически замкнутая личность, чудак)
  4. Диссоциальное расстройство личности (антисоциальная, неустойчивая-безвольная или анэтическая психопатия)
  5. Эмоционально-неустойчивое расстройство личности (импульсивная или эксплозивная психопатия)
  6. Истерическое расстройство личности (демонстративная или жаждущая признания психопатия)
  7. Психастеническое расстройство личности (ананкастная, тревожно-мнительная психопатия, тревожно-компульсивное расстройство личности)
  8. Тревожное расстройство личности (избегающее расстройство личности, сенситивная психопатия)
  9. Зависимое расстройство личности (пассивная личность, конформная личность, конституционально-глупая слабовольная психопатия)

ПСИХОСЕКСУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И ЕГО ОТКЛОНЕНИЯ

  1. Дошкольный возраст
  2. Школьный возраст (от 8 до 11-12 лет)
  3. Пубертатный возраст (возраст полового созревания)

ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО ПРИ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВАХ У ДЕТЕЙ

  1. Принципы терапии психических и психосоматических расстройств
  2. Клинические концепции терапии психических расстройств
  3. Психотерапия психических расстройств
  4. Принципы психофармакотерапии
  5. Абилитация и реабилитация

ВОСПИТАНИЕ ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Рекомендуемая литература

Источник

Книга “Психиатрия детского возраста. Психопатология развития”

Автор: Исаев Д.Н.

ISBN 978-5-299-00524-0

Учебник создан по образовательному стандарту Министерства общего и профессионального образования.

Основные идеи книги — связь возникающих у детей психических расстройств с социальными и психологическими факторами; наличие принципиальных возрастных различий в клинических картинах психических расстройств. Клинический материал излагается в соответствии с парадигмой психопатологии развития, которая является интегративным подходом к пониманию психопатологических проявлений в течение всей жизни, а не какой-то отдельной теорией. Даны представления обо всех психических расстройствах, встречающихся в раннем возрасте, в детстве и у подростков. Особенность этой книги в том, что в каждой главе, излагающей те или иные заболевания, представлена патопсихология этих болезней. Описаны методы и методики, используемые для диагностики нервно-психических расстройств у детей и подростков.

Учебник предназначен для студентов медицинских вузов, психологов и бакалавров-педагогов.

Содержание книги “Психиатрия детского возраста. Психопатология развития”

Введение. Роль детской психиатрии в подготовке психологов и других специалистов, работающих с детьми

Глава 1. История развития детской психиатрии

История изучения психиатрии как науки

Формирование зарубежной детской психиатрии

Читайте также:  Синдром патау код по мкб 10

Этапы развития детской психиатрии в России

Глава 2. Психопатология развития

Общие положения психопатологии развития

Общие особенности психопатологии детского возраста

Классификация психических расстройств

Глава 3. Психологические основы психиатрии развития

Психология здоровья и психическая норма

Возрастные особенности психики детей

Кризисы развития

Глава 4. Этиология и патогенез психических расстройств в детском возрасте

Механизм действия эмоционального стресса и факторы, способствующие

возникновению психических и психосоматических расстройств Соматические этиологические факторы

Наследственные факторы, лежащие в основе возникновения некоторых заболеваний или отклонений в развитии

Глава 5. Изучение психически больных детей и подростков

Биография (анамнез) больного ребенка (подростка)

Диагностическое обследование ребенка

Оборудование для кабинета, где происходит обследование ребенка

Возраст и особенности ребенка

Структурирование ситуации, в которой происходит диагностическая беседа

Обследование детей раннего возраста, дошкольников

Общие принципы диагностики психического развития детей

Глава 6. Расстройства ощущений и восприятия

Ощущения в норме

Расстройства ощущений

Восприятие в норме

Расстройства восприятий

Негативная роль расстройств восприятия в коррекционно-педагогическом процессе

Глава 7. Расстройства мышления

Мышление в норме

Расстройства мышления

Условные сокращения

Предисловие

Введение. Роль детской психиатрии в подготовке психологов и других специалистов, работающих с детьми

Глава 1. История развития детской психиатрии

История изучения психиатрии как науки

Формирование зарубежной детской психиатрии

Этапы развития детской психиатрии в России

Глава 2. Психопатология развития

Общие положения психопатологии развития

Общие особенности психопатологии детского возраста

Классификация психических расстройств

Глава 3. Психологические основы психиатрии развития

Психология здоровья и психическая норма

Возрастные особенности психики детей

Кризисы развития

Глава 4. Этиология и патогенез психических расстройств в детском возрасте

Механизм действия эмоционального стресса и факторы, способствующие возникновению психических и психосоматических расстройств

Соматические этиологические факторы

Наследственные факторы, лежащие в основе возникновения некоторых

заболеваний или отклонений в развитии

Литература

Глава 5. Изучение психически больных детей и подростков

Биография (анамнез) больного ребенка (подростка)

Диагностическое обследование ребенка

Оборудование для кабинета, где происходит обследование ребенка

Возраст и особенности ребенка

Структурирование ситуации, в которой происходит диагностическая беседа

Обследование детей раннего возраста, дошкольников

Общие принципы диагностики психического развития детей

Литература

Глава 6. Расстройства ощущений и восприятия

Ощущения в норме

Расстройства ощущений

Восприятие в норме

Расстройства восприятий

Негативная роль расстройств восприятия в коррекционно-педагогическом процессе

Литература

Глава 7. Расстройства мышления

Мышление в норме

Расстройства мышления

Негативная роль расстройств мышления в коррекционно-педагогическом процессе

Глава 8. Нарушения памяти и интеллекта

Память в норме

Нарушения памяти

Нарушения памяти и коррекционно-педагогический процесс

Интеллект в норме

Нарушения интеллекта

Нарушения интеллекта и коррекционно-педагогический процесс

Глава 9. Аффективные расстройства

Эмоции и чувства в норме

Аффективные расстройства

Расстройства эмоций и коррекционно-педагогический процесс

Глава 10. Расстройства воли и внимания

Воля в норме

Расстройства волевой деятельности (формы)

Расстройства воли и коррекционно-педагогический процесс

Внимание в норме

Расстройства внимания

Расстройства внимания и коррекционно-педагогический процесс

Глава 11. Расстройства влечений

Влечение в норме

Расстройства влечений

Расстройства влечений и коррекционно-педагогический процесс

Глава 12. Расстройства сознания

Сознание в норме

Расстройства сознания

Расстройства сознания и коррекционно-педагогический процесс

Глава 13. Психопатологические синдромы в младенческом и раннем возрасте

Психосоматические расстройства, невропатия, гипертензионногидроцефальный синдром, синдром гипервозбудимости и др. (F88—F89)

Клиническая картина нервно-психических и психосоматических расстройств у младенцев

Обследование детей раннего возраста

Терапевтическое вмешательство

Глава 14. Психопатологические синдромы детского возраста

Нарушения психологического развития (F80—F89)

Специфические расстройства развития школьных навыков

Специфическое расстройство развития двигательных функций (F82)

Общие расстройства развития (F84)

Патопсихология задержки психического развития

Глава 15. Детский аутизм (F84.0)

История развития проблемы

Читайте также:  Можно ли на узи увидит у ребенка синдром дауна

Распространенность

Клинические проявления детского аутизма

Клинические формы аутизма

Патопсихология детского аутизма

Вмешательство. Терапия

Глава 16. Поведенческие и эмоциональные расстройства, обычно начинающиеся в детском и подростковом возрасте (F90—F98)

Расстройства поведения

Гиперкинетический синдром у детей (F90.0—F90.9)

Поведенческие реакции, свойственные преимущественно детям

Гиперкинетическое расстройство поведения (F90.1)

Расстройства поведения (F91)

Смешанные поведенческие и эмоциональные расстройства (F92)

Эмоциональные расстройства, специфические для детского возраста (F93)

Расстройства социального функционирования с началом, специфическим

для детского возраста (F94)

Поведенческие реакции, свойственные преимущественно подросткам

Глава 17. Психопатологические синдромы в подростковом возрасте

(кризис подросткового возраста)

Пубертатный возраст (возраст полового созревания)

Особенности психопатологии подросткового возраста

Литература

Глава 18. Аффективные расстройства настроения

(маниакально-депрессивный психоз) (F30-F39)

Распространенность

Этиология

Клиническая картина

Лечение

Депрессии у детей и подростков (F32)

Патопсихология депрессии

Литература

Глава 19. Шизофрения

Определение шизофрении по МКБ-10 (F20—F29)

Клинические формы

Патопсихология шизофрении

Детская шизофрения

Шизофрения подросткового возраста

Патопсихология детской шизофрении

Этиология шизофрении

Лечение шизофрении детского возраста

Литература

Глава 20. Эпилепсия и эпилептические припадки у детей

Состояния, сопровождающиеся припадками

Эпилепсия

Эпилепсия у детей

Патопсихология эпилепсии

Психологическая и педагогическая коррекция психических нарушений

Глава 21. Психогенные расстройства

Острая реакция на стресс — F43.0 (аффективно-шоковая реакция)

Острые истерические реакции (F44.8)

Посттравматическое стрессовое расстройство (F43.1)

Реакции на тяжелый стресс и нарушения адаптации (F43)

Профилактика дезадаптаций

Глава 22. Неврозы (F40.0)

Этиология неврозов у детей

Неврастения (F48.0)

Истерический невроз (F44.4—F44.7)

Невроз навязчивых состояний (F40—F42)

Общие особенности неврозов у детей

Патопсихология неврозов

Литература

Глава 23. Психосоматические расстройства (F45)

История развития учения о психосоматических расстройствах

Распространенность

Этиология

Клиническая картина психосоматических заболеваний

Виды расстройств

Особенности психосоматических расстройств у детей разного возраста

Соматизированные нервно-психические расстройства (F45)

Хронический болевой синдром

Глава 24. Соматогенные нервно-психические расстройства

Этиология и патогенез

Клиническая картина

Особенности психических расстройств при общих инфекциях у детей

Особенности психических расстройств при соматических заболеваниях у детей

Особенности интоксикационных психотических расстройств у детей

Типы, течение и последствия экзогенных психических расстройств

Профилактика и лечение

Психические расстройства в связи с мозговыми инфекционными болезнями (нейроинфекциями)

Бактериальные нейроинфекции

Литература

Глава 25. Резидуально-органические нервно-психические расстройства у детей и подростков

Классификация резидуально-органических нервно-психических

расстройств у детей и подростков

Варианты психопатоподобных состояний

Органический психосиндром

Слабоумие (резидуально-органическая деменция)

Обеднение интеллектуальной деятельности

Психические расстройства при черепно-мозговых травмах

Детский церебральный паралич

Патопсихология резидуально-органических поражений головного мозга

Глава 26. Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ

Определение психоактивных веществ и их виды

Классификация психоактивных веществ

Распространенность

Аддиктивное поведение

Переход аддиктивного поведения в синдром зависимости (болезнь)

Синдром зависимости (алкоголизм, токсикомания, наркомания)

Глава 27. Расстройства личности (психопатии)

Общие особенности расстройств личности

Формы расстройств личности

Динамика расстройств личности

Лечение расстройств личности

Глава 28. Психосексуальное развитие и его отклонения

Дошкольный возраст

Школьный возраст (от 8 до 11 — 12 лет)

Пубертатный возраст (возраст полового созревания)

Глава 29. Суицидальное поведение детей и подростков и его предупреждение

Суицид и суицидальное поведение

Распространенность

Группы повышенного риска суицидального поведения

Причины и условия суицидального поведения подростков

Концепции формирования суицидов

Мотивы, причины, поводы суицидального поведения

Типы суицидального поведения

Суицидальное поведение детей

Суицидальное поведение психически больных детей

Глава 30. Терапевтическое вмешательство при психических расстройствах у детей

Принципы терапии психических и психосоматических расстройств

Клинические концепции терапии психических расстройств

Психотерапия психических расстройств

Принципы психофармакотерапии

Глава 31. Воспитание психически больных детей и подростков

Реабилитация психически больных детей и подростков

Лечебная педагогика

Частная лечебная педагогика

Источник