Рас синдром что это такое

Рас синдром что это такое thumbnail

Расстройства аутистического спектра (РАС) – это группа психических заболеваний, характеризующихся искажением процесса развития с дефицитом коммуникативных способностей, поведенческими и двигательными стереотипиями. Дебют происходит в младенческом и раннем детском возрасте. Симптомы – невозможность начинать и поддерживать межличностное взаимодействие, ограниченные интересы, повторяющиеся однообразные действия. Диагностика выполняется методом наблюдения и беседы. Лечебные мероприятия включают поведенческую терапию, специальное обучение, медикаментозную коррекцию поведенческих и кататонических расстройств.

Общие сведения

В Международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ-10) расстройства аутистического спектра не выделены отдельной категорией, но включены в рубрику F84 «Общие расстройства развития». РАС объединяют детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Аспергера, другие расстройства онтогенеза, общее расстройство развития неуточненное. В новую версию классификатора (МКБ-11) введена отдельная диагностическая единица «Расстройство аутистического спектра». РАС манифестируют в детстве – до 5 лет, сохраняются в подростничестве и взрослом возрасте. Распространенность среди детей составляет 0,6-1%. Согласно эпидемиологической статистике последних десятилетий, частота расстройств во всем мире постепенно увеличивается.

Расстройства аутистического спектра

Расстройства аутистического спектра

Причины РАС

Факторы, способные спровоцировать расстройства аутистического спектра, подразделяются на генетические и средовые. В зависимости от семейного анамнеза, развитие аутистических расстройств на 64%-91% определяется наследственностью. Механизм передачи заболеваний от родителей к детям не выяснен, но установлено, что риск развития патологии наиболее высок у однояйцевых близнецов, чуть ниже у разнояйцевых и еще меньше у родных братьев и сестер. Большинство генов, ассоциированных с РАС, определяют функционирование нервной системы и активность белков, влияющих на воспроизведение генетической информации. К другим факторам, повышающим вероятность аутистических патологий, относят:

  • Пол. Расстройствам больше подвержены мальчики. Эпидемиологическое соотношение между детьми разных полов – 1:4.
  • Обменные и хромосомные болезни. Происхождение РАС связывают с генезом синдрома ломкой X-хромосомы, синдрома Ретта, синдрома Дауна, фенилкетонурии, туберозного склероза. Предположительно, существуют сходные поражения структур ЦНС, определяющие коморбидность заболеваний.
  • Недоношенность. Определенную роль в развитии аутистических нарушений играет воздействие неблагоприятных факторов в кризисные периоды формирования ЦНС. Поэтому недоношенные младенцы находятся в группе повышенного риска.
  • Возраст родителей. Вероятность РАС растет вместе с увеличением возраста родителей на момент зачатия. Чаще всего заболевание имеют дети, отцы которых старше 50 лет, а матери старше 35-40 лет. Также высокий риск существует у малышей, рожденных несовершеннолетними мамами.

Патогенез

При рассмотрении патогенетических механизмов расстройства аутистического спектра разделяются на эндогенные и экзогенные (атипичные). К первой группе относится синдром Каннера и процессуальный аутизм шизофренического типа. Особенность этих заболеваний – асинхронный тип задержки развития, проявляющийся нарушением иерархии психических, речевых, моторных функций и эмоциональной зрелости. Наблюдается искажение естественного процесса вытеснения примитивных форм организации сложными. Другой механизм развития наблюдается при атипичном аутизме в рамках умственной отсталости и грубых речевых нарушений. Особенности дизонтогенеза близки к тяжелому умственному недоразвитию, специфичному для хромосомных и обменных патологий, признаков асинхронии нет.

Ведутся исследования патогенеза аутистических заболеваний с позиций нейроморфологии, нейрофизиологии и биохимии мозга. Онтогенез ЦНС включает несколько критических периодов, в которые происходят структурные и функциональные качественные изменения, обеспечивающие становление более сложных функций. Пик преобразований приходится на младенчество и раннее детство: с рождения до года, с 1 до 3 лет, с 3 и до 6 лет. Увеличивается число нейронов в каждой области, возрастает количество аутоантител к фактору роста нервов, определенным образом изменяются параметры ЭЭГ-активности, усиливается лизис нейронов зрительной коры. Развитие РАС происходит при воздействии неблагоприятных эндо- и экзогенных факторов в критические периоды. Предположительно, существует один из трех механизмов патогенеза: выпадение значимых нейронных популяций, остановка нейроонтогенеза или инактивация запасных клеток молодых областей мозга.

Классификация

В МКБ-10 РАС включают восемь нозологических единиц: пять из них признаются как аутистические всеми специалистами, по поводу других трех, наиболее редких, ведутся дискуссии. В основе классификации лежат особенности этиопатогенетических механизмов и клинической картины. Выделены следующие виды расстройств:

  1. Детский аутизм. Начинается в возрасте до 3-х лет, но может быть диагностирован позже. Среди симптомов выделяется классическая триада: нарушение социальных взаимодействий, стереотипии, регресс речи.
  2. Атипичная форма аутизма. Отличается от предыдущей формы расстройства более поздним дебютом и/или отсутствием всей триады симптомов. Характерен для лиц с глубокой олигофренией, тяжелым нарушением рецептивной речи.
  3. Синдром Ретта. Генетическое заболевание, диагностируемое у девочек. Определяется полная или частичная утрата речи, атаксия, глубокая олигофрения, стереотипные круговые движения руками. Интерес к общению относительно сохранен, поэтому данное расстройство не всеми исследователями причисляется к РАС.
  4. Дезинтегративное детское расстройство. Развивается после 2-х лет нормального онтогенеза. Поведение схоже с детским аутизмом и детской шизофренией. Наблюдается не менее двух регрессий из четырех: социального навыка, языка, двигательных навыков, контроля кишечника и мочевого пузыря. Вопрос отнесения данной патологии к категории РАС остается открытым.
  5. Гиперкинетическое расстройство с олигофренией. Диагноз подтверждается при глубокой олигофрении с показателем IQ до 35 баллов, гиперактивностью, снижением внимания, стереотипным поведением. Включение данного заболевания в группу РАС подвергается дискуссиям.
  6. Болезнь Аспергера. Речевые и познавательные функции развиты лучше, чем при детском аутизме. Отличительные характеристики – эксцентричность, неуклюжесть, однообразные модели поведения, конкретное мышление, трудности понимания иронии и юмора.
  7. Другие общие онтогенетические расстройства. Заболевания, характеризующихся стереотипиями, качественными отклонениями в социальных взаимодействиях, повторяющимися интересами. Не могут быть однозначно отнесены к какому-либо из перечисленных выше заболеваний из-за стертости или смешанности симптомов.
  8. Расстройство онтогенеза неуточненное. Проявляется широким спектром познавательных и поведенческих отклонений, нарушением социальной активности. Не соответствует критериям других РАС.

Симптомы РАС

Пациенты с расстройствами аутистического спектра испытывают трудности коммуникации. Они не способны инициировать и продолжать диалог, сближаться с людьми, сочувствовать, сопереживать, делиться эмоциями, вовлекать окружающих в свои идеи. В тяжелых случаях ответ на попытки окружающих установить контакт полностью отсутствует. Особенности мышления определяют проблемы в понимании чувственного и ролевого подтекста взаимоотношений. Дети не заводят друзей, отказываются от игр либо участвуют, не вовлекаясь в игровые взаимодействия, не используя воображение. Относительно сохранна функция общения при синдроме Аспергера, но конкретность мышления больных, непонимание мимики и интонаций осложняет установление дружеских отношений, а у взрослых людей – любовно-романтических.

Другой характерный симптом большинства РАС – отклонения невербального коммуникативного поведения. Пациенты избегают визуального контакта, не используют язык тела и речевую интонацию, имеют проблемы с пониманием и применением невербальных средств общения. В процессе специального обучения они могут выучить небольшое количество функциональных жестов, но их разнообразие гораздо меньше, чем у других людей, а спонтанность использования отсутствует. Тяжелые формы расстройств сопровождаются полным отсутствием зрительных контактов, жестов, мимических выражений.

Интересы пациентов ограниченны и ригидны. Нередко присутствует патологическая привязанность к предметам – к игрушкам или экземплярам коллекции, к личной посуде, мебели, одежде. Зачастую существует патологическая реакция на поступающие чувственные сигналы – свет, звук, прикосновение, изменение температуры. Парадоксальность ответа заключается в том, что неприятные воздействия, например, болевые, могут восприниматься спокойно, а нейтральные – шепот, шум, сумеречное освещение – вызывают неприятные ощущения.

Стереотипии проявляются в простых действиях, речи и сложных поступках. Дети бегают по кругу, стучат игрушками о твердые поверхности, выстраивают их в строгом порядке. Взрослые совершают ритуалы, бывают патологически педантичны в отношении расположения вещей в комнате, испытывают потребность в неизменности и постоянстве (расположение вещей, режим дня, маршрут прогулок, строгое меню). Вербальные стереотипии представлены словесными и фразовыми эхолалиями – бессмысленным многократным повторением слов, последних слогов, окончаний фраз.

Читайте также:  Миофасциальный синдром передней лестничной мышцы

Многие пациенты имеют интеллектуальные расстройства и речевые нарушения. Часто обнаруживаются нарушения в двигательной сфере – шаткая или угловатая походка, ходьба на цыпочках, дискоординация. При тяжелой симптоматике присутствуют самопровреждения стереотипного характера. Взрослые, подростки склонны к депрессии, тревоге. При различных формах расстройств возможно кататаноподобное поведение. В наиболее тяжелом варианте кататония проявляется как полное отсутствие движений и речи, длительная сохранность поз и восковая гибкость (каталепсия).

Осложнения

Больным необходимы специальные развивающие мероприятия и реабилитация. Без них существенно ухудшается качество жизни: пациенты не овладевают школьной программой (обычной или коррекционной), не взаимодействуют с другими людьми, не умеют использовать простую систему жестов или других вспомогательных техник общения, например, карточек ПЕКС (PECS). В результате и взрослые, и дети нуждаются в постоянном уходе и поддержке, самостоятельно не справляются даже с повседневными ритуалами самообслуживания. Нелеченая неврологическая симптоматика, включающая кактатонические приступы, плохо координированную походку, самоповреждающие стереотипные движения, приводит к различного рода травмам. Согласно статистике, физические повреждения получают 20-40% больных, большинство из которых имеют показатель IQ ниже 50.

Диагностика

Диагноз выставляется врачом-психиатром на основе данных клинического обследования. Обычно бывает достаточно провести наблюдение за поведением и эмоциональными реакциями ребенка, оценить его способность поддерживать контакт, опросить родителей, выявив жалобы и семейный анамнез. Для получения более точной и полной информации используются специальные методики, например, вопросник социальной коммуникации, скрининговый тест на аутизм у детей (М-ЧАТ), алгоритм наблюдения для диагностики аутизма (ADOS).

Дополнительно назначается консультация и осмотр неврологом, психологическое тестирование, нацеленное на измерение интеллекта, уровня развития социальных, когнитивных и языковых навыков. Дифференциальная диагностика включает различение РАС с селективным мутизмом, речевыми расстройствами и социальными расстройствами коммуникации, олигофренией без аутистической симптоматики, СДВГ, стереотипными повторяющимися движениями и шизофренией. Для постановки диагноза расстройства аутистического спектра должен быть выявлен ряд критериев:

  1. Дефициты коммуникации, социального взаимодействия. Неполноценность данных сфер устойчива, проявляется при непосредственном контакте. Определяется недостаток эмоциональной взаимности, обедненность неречевых средств коммуникации, трудности установления, поддержания и понимания взаимоотношений.
  2. Стереотипии. В структуре поведения, деятельности, интересов обнаруживается ограниченность и повторяемость элементов. Необходимо выявление минимум двух симптомов из следующих: моторные/речевые стереотипии; ригидность поведения, приверженность стабильности; ограниченные аномальные интересы; извращенные реакции на входную сенсорную информацию.
  3. Ранний дебют. Симптомы должны присутствовать в раннем периоде развития. Но клиническая картина не проявляется, когда нет соответствующих требований среды.
  4. Ухудшение адаптации. Расстройство ухудшает повседневное функционирование. Снижена адаптация в семейных, школьных, профессиональных отношениях.
  5. Симптоматика отлична от олигофрении. Коммуникативные нарушения невозможно объяснить исключительно интеллектуальной недостаточностью. Однако, умственная отсталость часто сочетается с аутистическими нарушениями.

Лечение РАС

Терапия расстройств аутистического спектра всегда мультидисциплинарна, включает психолого-педагогическое сопровождение ребенка/взрослого и членов семьи, медикаментозное купирование острой симптоматики, общеукрепляющие и реабилитационные мероприятия. Основная цель лечения – сформировать навыки, необходимые для комфортного общения, самостоятельного функционирования в быту и привычном микросоциальном окружении – в семье, учебном классе. Так как РАС разнообразны по клиническим проявлениям, план терапевтических мероприятий составляется индивидуально. Он может состоять из нескольких компонентов:

  • Поведенческая терапия. Распространено использование интенсивных поведенческих методов, которые основаны на поощрении любых форм общения и конструктивного взаимодействия. Одна из методик – прикладной анализ поведения (ABA-терапия). Он основан на поэтапном освоении сложных навыков: речь, творческая игра, умение устанавливать визуальный контакт раскладываются на мелкие действия, более доступные больному. Сложность операций увеличивается педагогом постепенно.
  • Коррекция речи, языка. Логопедические занятия проводятся как в классической форме с освоением звуков, слогов, слов и предложений, так и по специальной программе, цель которой – освоить любые доступные средства коммуникации. Пациентов обучают языку жестов, методике обмена изображениями, применению технических коммуникативных устройств, генерирующих речь на основании символов, выбранных больными на экране.
  • Физиотерапия. Массажисты, физиотерапевты, инструктора ЛФК составляют и реализуют план лечебных мероприятий, помогающий больным компенсировать дефициты двигательной сферы. Занятия и сеансы направлены на замену стереотипий целенаправленными действиями, устранение атаксий и апраксий. Назначаются курсы массажа, лечебной гимнастики, физиотерапии низкочастотными токами.
  • Медикаментозная терапия. При выраженных поведенческих симптомах – ритуалах, самоповреждении, агрессии – применяются атипичные антипсихотические препараты. Для контроля аффективных расстройств показаны антидепрессанты, в частности, СИОЗС, а также стабилизаторы настроения (вальпроаты), легкие седативные средства.

Прогноз и профилактика

Прогностически наиболее благоприятными являются формы РАС, не сопровождающиеся умственной отсталостью и тяжелыми речевыми нарушениями. Пациенты этих групп при интенсивной медико-психолого-педагогической поддержке преодолевают большинство симптомов заболевания, относительно успешно адаптируются в обществе, осваивают профессию и занимаются трудовой деятельностью. В этом плане наибольший процент положительного исхода определяется у больных с синдромом Аспергера. Профилактика аутистических расстройств не разработана, потому что ведущую этиологическую роль играет генетический фактор, а экзогенные причины предположительны. Детям из групп риска рекомендуется проходить скрининг задержек развития в 9 и 18 месяцев, в 2 и 2,5 года.

Источник

Что такое расстройство аутистического спектра?

Расстройство аутистического спектра (РАС) представляют собой ряд связанных расстройств развития человека, начинающих в детстве и сохраняющихся в течение всей взрослой жизни.

РАС может вызвать широкий спектр симптомов, сгруппированных в три широкие категории:

  1. Проблемы и трудности с социальным взаимодействием, такие как отсутствие понимания и распознавания эмоций и чувств других людей.
  2. Нарушение языковых и коммуникативных навыков, таких как задержка языкового развития и неспособность начать разговор или принять участие в них должным образом.
  3. Необычные модели мышления и физического поведения. Это включает в себя повторяющиеся физические движения, такие как постукивание руками. Ребенок развивает определенные привычки поведения, которые могут расстроить его в случае нарушения этих привычек.

В настоящее время нет лекарства от болезни, но есть ряд методов лечения, улучшающих симптомы, перечисленные выше.

Типы РАС

Симптомы и признаки РАС могут варьироваться от ребенка к ребенку и от легкой до тяжелой степени.

В широком смысле, есть три основных типа расстройства:

  1. Аутистическое расстройство, иногда известное как «классический аутизм».
  2. Синдром Аспергера.
  3. Первазивное расстройство развития без дополнительных уточнений (ПРР-БДУ), которое также называют «атипичным аутизмом».

Аутистическое расстройство

Дети с аутистическим расстройством обычно имеют серьезные проблемы с языком, социальным взаимодействием и поведением. Многие дети с аутистическими расстройствами также могут иметь трудности в обучении и интеллект ниже среднего.

Синдром Аспергера

Дети с синдромом Аспергера имеют более мягкие симптомы, влияющие на социальное взаимодействие и поведение. На языковое развитие обычно не влияет, хотя часто возникают проблемы в определенных областях, например, понимание юмора или фигуры речи.

Дети с синдромом Аспергера обычно имеют интеллект выше среднего. Некоторые дети имеют опыт в областях, требующих логического мышления, памяти и творчества, таких как математика, информатика и музыка. (Однако 1 из 200 детей являются исключительно квалифицированными, так называемыми «аутистами»).

Читайте также:  Последствия синдром аспирации мекония у новорожденных

Первазивное расстройство развития без дополнительных уточнений

ПРР-БДУ можно рассматривать как «диагноз исключения». Диагноз “ПРР-БДУ” ставиться детям, имеющие некоторые, но не все, признаки аутистического расстройства и/или синдрома Аспергера.

У большинства детей с ПРР-БДУ симптомы слабее, чем у детей с аутистическим расстройством, но у них нет хороших языковых навыков и интеллекта выше среднего, наблюдаемых при синдроме Аспергера.

Насколько распространены расстройства аутистического спектра?

РАС встречается не редко, по оценкам, у 1 из каждых 100 детей есть РАС.

РАС чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек. Мальчики в три-четыре раза чаще заболевают аутизмом, чем девочки.

Количество диагностированных случаев РАС увеличилось за последние два десятилетия, но это не обязательно означает, что состояние становится все более распространенным. Некоторые эксперты утверждают, что увеличение числа диагностированных случаев может быть связано с тем, что работники здравоохранения начали лучше диагностировать случаи расстройства.

В прошлом многие дети с расстройством аутистического спектра могли ошибочно помечаться как «трудные» или «стеснительные» дети, и им не давали необходимого лечения.

Причины расстройств аутистического спектра

Рас синдром что это такое

Причины расстройств аутистического спектра можно описать двумя способами:

  1. Первичное РАС (также известное как идиопатический РАС [возникающий самостоятельно]): при ней никаких основных заболеваний нет, что могло бы объяснить природу симптомов.
  2. Вторичный аутизм: существует основное заболевание, которое считается ответственным или частично ответственным за симптомы аутизма.

90% случаев РАС являются первичными. Остальные 10% являются вторичными.

Генетические факторы

Большинство исследователей считают, что определенные гены, наследующие ребенок от своих родителей, могут сделать их более уязвимыми для развития РАС. Это объясняется двумя причинам.

Во-первых, известно, что случаи РАС протекают в семьях. Если у старшего ребенка развивается расстройство, есть вероятность 5-6%, что у любого нового ребенка, рожденного от тех же родителей, также будет данная болезнь.

Если у идентичного близнеца развивается РАС, есть вероятность 60%, что другой близнец также будет ей болеть.

В настоящее время никаких специфических генов, связанных с РАС, выявлено не было.

Психологические факторы

Большая часть исследований возможных психологических факторов, лежащих в основе болезни, основана на концепции, известной как «Модель психики человека» или «Теория разума».

Теория разума — это способность человека понимать психические состояния других людей, то есть осознавать, что у каждого человека, с которым вы встречаетесь, есть свой набор желаний, намерений, убеждений, эмоций, перспективы, симпатий и антипатий. Или, проще говоря, Модель психики человека — это способность видеть мир глазами другого человека.

Считается, что к четырем годам большинство детей без РАС полностью понимают модель психики человека. У дети с РАС развивает ограниченное понимание модели. Это может быть одной из основных причин их проблем с социальным взаимодействием.

Симптомы и признаки

Рас синдром что это такое

Поскольку расстройство аутистического спектра может вызывать столь широкий спектр симптомов, существует множество различных способов группировки этих проявлений.

Для родителей полезно знать признаки и симптомы РАС, связанные с этапами развития ребенка.

Ранние признаки РАС: 6-18 месяцев

Хотя родителям может быть трудно обнаружить, у большинства детей с РАС появляются признаки в возрасте от 6 до 18 месяцев. Эти признаки объясняются ниже.

  • Малыш не следит за вашим взглядом. Например, когда вы смотрите на свои часы, ребенок, не страдающий аутизмом, копирует и смотрит на ваши часы. Кроме того, ваш ребенок не смотрит на объекты, на которые ему указывают.
  • У ребенка нет счастливого выражения, когда они смотрят на вас.
  • Ребенок не «болтает», т.е. отвечает «взад-вперед», когда разговариваете с ним.
  • Ребенок не распознает голос и не реагирует на него, но все же знает о других звуках, таких как звон колокола или лай собаки.
  • Малыш не проявляет особого интереса к тому, чтобы привлечь ваше внимание к вещам, указав на них или потянув к ним руку.
  • Ребенок редко или никогда не делает такие жесты, как указание на что либо пальцем или махание.

Признаки РАС у дошкольников

Признаки РАС обычно становятся более очевидными, когда ребенок становится старше.

Проблемы с языком станут более заметными. Вполне вероятно, что у ребенка начнутся проблемы с социальным взаимодействием. Они также покажут необычные образцы поведения.

Симптомы, которые часто развиваются в этом возрасте, объясняются ниже.

Развитие языка

У ребенка может наблюдаться задержка речи или он вообще не будет говорить. Большинство детей могут составить два словосочетания, такие как «мяч… хочу» или «я… пить» в возрасте до двух лет.

Задержка языкового развития обычно не затрагивает детей с синдромом Аспергера, но их речь может быть затронута другими способами. Например, он может звучать очень однообразно, ровно и/или необычно быстро.

Воспроизведение

Ребенок может не проявлять особого интереса к играм с игрушками в образной форме, но они играют в повторяющейся манере.

Например, вместо того, чтобы толкать игрушечную машинку по полу, ребенок может сконцентрироваться на вращении одного из колес только на машине. Или вместо того, чтобы использовать блоки лега для создания объекта, они выстраивают блоки в порядке размера или цвета.

Дети с РАС часто предпочитают играть с предметами домашнего обихода, такими как веревка, ручки или ключи, а не с игрушками. Они с удовольствием играют одни часами, не нуждаясь в наблюдении или внимании.

Социальное взаимодействие

Многие дети с РАС часто смотрят прямо сквозь кого-то. У них мало или нет осведомленности о других людях.

Ребенок может не интересоваться другими детьми того же возраста или участвовать в общих мероприятиях.

Некоторые дети с РАС могут попытаться установить дружеские отношения с детьми, но затем ведут себя неадекватно, например, внезапно целуя или избивая другого ребенка.

Поведение

У многих детей с РАС развивается повторяющаяся картина физического поведения. Эти паттерны известны как стереотипии.

Примеры стереотипий включают:

  • щелкание пальцами;
  • хлопанье руками;
  • покачивание взад и вперед;
  • постоянное и необъяснимое нюханье вещей;
  • лизание предметов.

Многие дети с РАС развивают строгий ритуал, например, просмотр определенного мультфильма в определенное время на Ютубе или просмотр любимого ролика от начала до конца, включая все начальные титры. Если эти ритуалы нарушаются, у ребенка может возникнуть сильная истерика, или он может нанести себе вред, ударившись головой или укусив собственную кожу.

Дети с РАС часто, кажется, не знают о боли и травмах, которые побуждают других детей обращаться за помощью к своим родителям. Многие родители с РАС отмечают, что у их ребенка серьезный порез или синяк, но ребенок выглядит счастливым.

Дети с РАС могут внезапно расстроиться из-за определенных звуков, например, звука пылесоса или мотоцикла, или внезапного появления яркого света.

Дети с расстройством аутистического спектра часто испытывают сильную неприязнь к определенным продуктам. Обычно это основано на текстуре пищи, а не на вкусе. Например, они могут отказаться от употребления мягкой пищи, растворяющейся во рту, или твердой пищи, требующей энергичного жевания.

Читайте также:  Бастемиев серик каирбекович синдром восьмого поколения

Симптомы РАС у детей школьного возраста

Рас синдром что это такое

У некоторых детей с легкой и умеренной формой заболевания могут наблюдаться улучшение их симптомов по мере взросления. Иногда посещение школы дает им возможность выучить социальные и коммуникативные навыки, которые естественно исходят от детей, не страдающих аутизмом.

Дети с более тяжелым аутизмом могут находить школу все более стрессовой. Это может вызвать эпизоды разрушительного и сложного поведения.

Основные признаки, развивающиеся у детей старшего возраста и подростков, описаны ниже.

Языковые навыки

Хотя большинство детей с аутистическим расстройством улучшают свои языковые навыки, у них могут сохраняться определенные трудности с языком, такие как:

  • называют себя «ты», «она» или «он», а не «я»;
  • повторяют слова и фразы, только что услышанные или выученные из просмотренного фильма или телевизионной программы;
  • говорят заранее заученными фразами, такими как «Я хочу это сейчас» или «Куда мы идем», вместо того, чтобы соединять отдельные слова в новые предложения;
  • их речь имеет необычный ритм;
  • неспособность начать разговор или присоединиться к нему, если речь не идет о конкретных темах, которые их интересуют, таких как динозавры или поезда.

Социальное взаимодействие

У детей старшего возраста с расстройствами аутистического спектра часто возникают дополнительные проблемы в школе, потому что они не понимают, как взаимодействовать в обществе.

Это отсутствие понимания происходит по-разному. Например, они не понимают, что обычно дети иначе относятся к своему учителю, чем к своим одноклассникам.

Ребенок может не интересоваться вопросами и занятиями, нравящаяся другим детям, такими как музыка, мода, спорт или прогулки на свежем воздухе.

Многие дети с РАС не знают, что они вторгаются в личное пространство других людей. Однако они могут сильно расстроиться, если почувствуют, что в их личное пространство вторгается.

Все эти факторы часто мешают ребенку подружиться с детьми того же возраста. Однако некоторым детям с РАС удается наладить отношения с детьми младшего возраста или взрослыми.

Поведение

Ребенок с РАС, вероятно, будет нуждаться в строгих процедурах по мере взросления. У многих детей с РАС развивается очень специфический интерес к определенному предмету или деятельности, обычно включающий сбор, нумерацию или внесение в список.

Это может варьироваться от обычной детской деятельности, такой как сбор футбольных наклеек (хотя дети с РАС часто преследуют интерес гораздо более интенсивно, чем другие дети), до занятий или предметов, обычно не связанных с детством, таких как интерес к расписанию поездов или чтение старых книг каких-нибудь компьютерных руководств.

Дети с синдромом Аспергера часто преуспевают в академических предметах, которые включают факты, цифры и логическое мышление. Но могут терпеть неудачу в предметах, требующих абстрактного мышления, таких как литература.

Лечение расстройств аутистического спектра

Рас синдром что это такое

В настоящее время не существует лекарств от расстройств аутистического спектра. Тем не менее, существует целый ряд специальных образовательных и поведенческих программ (часто называемых вмешательствами), которые доказали свою эффективность в улучшении навыков детей с РАС.

Существует много разных видов вмешательств при РАС, поэтому зачастую трудно определить, какой из них лучше всего подойдет вашему ребенку.

Американская академия педиатрии недавно опубликовала «контрольный список вмешательств», в котором изложены, по ее мнению, наиболее важные принципы и компоненты для эффективных вмешательств. Они изложены ниже.

  1. Вмешательство должно быть интенсивным. Ребенок должен принимать активное участие не менее 25 часов в неделю, 12 месяцев в году.
  2. Вмешательство должно иметь низкое соотношение учителей и учеников (то есть небольшие классы). Это необходимо для того, чтобы у ребенка было много непосредственного взаимодействия с учителем и чтобы любая групповая работа выполнялась в небольших группах учащихся.
  3. В вмешательстве должны участвовать члены семьи с особым акцентом на обучение родителей.
  4. Вмешательство должно предоставить возможность для общения с другими детьми без РАС. Так ребенок достигает определенных целей развития.
  5. Вмешательство должно быть высоко структурированным, то есть основанным на последовательности установленных процедур, которые, как мы надеемся, ребенок будет рад принять.
  6. Вмешательство должно содержать возможности для ребенка применять любые новые приобретенные навыки в новых условиях и ситуациях. Например, посещение новых мест или встречи с людьми, которых ребенок не знает.

Любое вмешательство должно быть сосредоточено на важных аспектах развития ребенка. Это:

  • коммуникативные навыки, такие как умение начать разговор;
  • навыки социального взаимодействия, такие как способность понимать чувства других людей, а затем реагировать на них;
  • когнитивные навыки, такие как поощрение творческой игры;
  • академические навыки, «традиционные» навыки, которые нужны ребенку для развития образования, такие как чтение, письмо и математика.

Некоторые широко используемые вмешательства при РАС объясняются ниже.

Прикладной анализ поведения (ПАП)

Прикладной поведенческий анализ основан на двух целях:

  • Разбейте навыки (такие как навыки общения и когнитивные навыки) на небольшие задачи, затем обучайте этим задачам с высокой степенью структурированности.
  • Награда и укрепление положительного поведения, а также поощрение и перенаправление ненадлежащего поведения.

Программы ПАП обычно проходят дома. Они состоят из 40 часов интенсивной терапии в неделю в течение двух-трех лет.

Программа ПАП обычно осуществляется:

  • консультантом программы, который разрабатывает и контролирует программу;
  • программной командой, которая обычно состоит как минимум из трех терапевтов, чередующихся при занятиях с вашим ребенком.

Команда программы будет работать с ребенком один на один в течение двух-трех часов. Команда постарается научить ребенка, разбивая навыки на более мелкие задачи. Эти задачи затем преподаются в повторяющейся и структурированной форме, с особым акцентом на похвалу ребенка и укрепление позитивного поведения.

Программа ПАП обычно начинается с простых задач, таких как побуждение ребенка хлопать в ладоши. Когда ребенок отвечает, член команды усиливает этот ответ, давая ему словесную похвалу или любимую игрушку.

Со временем эти небольшие задачи будут превращаться в более сложные навыки, которые помогут в развитии ребенка.

TEACCH (Тич)

TEACCH — это тип образовательного вмешательства, в котором большое внимание уделяется структурированному обучению с использованием визуальных подсказок. Исследования показали, что дети с расстройством аутистического спектра часто лучше реагируют на информацию, представленную визуально.

TEACCH часто проводится в специальных дневных центрах, но вы также можете пройти обучение, чтобы потом заниматься с ребенком в домашних условиях.

Логопедическая и речевая терапия

Речевая и языковая терапия — это тип обучения навыкам, предназначенный для улучшения языковых навыков ребенка, улучшающие его способность общаться с другими людьми в социальном плане.

Терапевт использует ряд методов, например, показывая наглядные пособия, истории и игрушки, для улучшения навыков общения, таких как:

  • умение слушать;
  • быть внимательным;
  • понимать социальный и/или эмоциональный контекст конкретных слов и предложений;
  • способность понимать нелитеральный язык, например, метафоры и фигуры речи.

Примечание: многие из упомянутых выше вме