Развитие умений у детей с синдромом дауна

Начало статьи: Дети с синдромом Дауна

Характер этого процесса зависит от врождённого потенциала ребенка, от качества окружающей среды и возможностей для учебы, которые она ему даёт. Каждый ребёнок уникален, каждый обладает своим потенциалом и опытом. Психологи, такие как Самерофф и Чандлер (1975) обращали внимание на то, что развитие происходит во взаимодействии, т. е. дети являются активными исследователями и учениками, они оказывают влияние на мир вокруг себя и подвергаются влиянию с его стороны, особенно со стороны людей, с которыми они общаются (см Sameroff, 1987).

Ум ребёнка — то, что ребёнок знает, о чём он думает и размышляет, — развивается со временем; мозг каждого ребёнка уникален, он содержит определённый опыт и знания, которые у него была возможность приобрести, но развитие ребенка, помимо прочего, зависит от того, насколько хорошо он помнит свой опыт и насколько хорошо может им распорядиться. Мышление, запоминание и обдумывание психологи называют когнитивным процессом, и именно способность к этому определяет интеллект ребёнка. Психологи Выготский и Брюнер проиллюстрировали социальную природу детского когнитивного развития, показав что обучение в основном происходит во время социального взаимодействия с взрослыми и детьми, и качество этого взаимодействия влияет на прогресс ребёнка (см. Schaffer, 1992).

Как и развитие всех маленьких детей, развитие детей с особыми потребностями зависит от качества их опыта, социальных отношений и возможностей для обучения, которые они получают. Некоторые авторы утверждают, что развитие таких детей даже в большей степени зависит от качества окружающей среды в ранние годы, потому что они в меньшей степени способны компенсировать нехватку опыта самостоятельно (напр., Rauch et al., 1990). Теперь, имея в виду тот факт, что развитие динамично и основывается на взаимодействии, мы рассмотрим основные аспекты развития и влияние, которое на них оказывает синдром Дауна.

Первый год жизни

Социальное и эмоциональное развитие

Для всех детей развитие это процесс роста и освоения новых знаний и умений. С каждым днём, с каждой неделей возрастает их опыт отношений с миром, и они начинают этот опыт осознавать. Самый важный опыт в жизни маленьких детей — это контакт с людьми, которых они видят, слышат, чувствуют, обоняют, когда их берут на руки, кормят, купают, играют с ними. Не удивительно, что большинство детских реакций социальны, потому что они улыбаются и устанавливают контакт глазами при социальном взаимодействии со взрослыми, начиная с шести недель.

В этих ранних взаимодействиях они постепенно учатся общаться; они лепечут, а потом слушают и учатся убеждать другого человека ответить. Они также учатся интерпретировать чувства других людей, например, удовольствие, гнев, грусть, которые сопровождаются соответствующими выражениями лица, жестами и тоном голоса. Это начало обучения социально приемлемому поведению, тому, как влиять на других и понимать чувства.

Несмотря на то, что дети с синдромом Дауна могут немного позже начать улыбаться, устанавливать контакт глазами, соблюдать очерёдность, их развитие в первый год жизни в целом не отличается от обычного. Они проявляют интерес к людям, социально отзывчивы и восприимчивы, и эта тенденция хорошего социального и эмоционального развития и хорошего развития невербальных навыков общения обычно сохраняется и в последующие годы.

Развитие моторики

В первые месяцы жизни дети почти неподвижны, их движения и активность почти целиком зависят от других, но на четвертом месяце они начинают тянуться к предметам и трогать их, и это увеличивает их возможности узнать что-то об окружающем их физическом мире и научиться координировать взгляд и прикосновение. Потом начинают развиваться самостоятельные движения. Дети учатся переворачиваться, сидеть, ползать, потом лазить и ходить. Все эти достижения значительно расширяют мир ребёнка. Они учатся держать предметы, манипулировать ими, развивают координацию движений. Они могут идти и исследовать то, что хочется, быть с другими детьми или взрослыми. Весь этот опыт влияет на темп когнитивного развития — и в плане общения с физическим миром, и в плане социального взаимодействия.

Развитие моторики происходит медленнее у большинства детей с синдромом Дауна, а это, в свою очередь, ограничивает их ранний опыт и задерживает когнитивное развитие, поскольку они, как правило, учатся хватать, ползать и ходить позже, чем обычно. Программа соответствующих упражнений в первый год жизни поможет улучшить ситуацию и сведёт отставание к минимуму.

Зрительное изучение окружающего мира и зрительный контакт

Во второй половине первого года жизни дети начинают меньше времени своего бодрствования проводить, вовлекая окружающих в социальные игры, и больше времени посвящать изучению мира вокруг себя. Зрительное изучение среды в дополнение к большей подвижности позволяет детям больше узнавать об окружающем мире. В конце первого года для привлечения внимания взрослых они более активно начинают использовать контакт глазами, но теперь они это делают не для того, чтобы вовлечь взрослых в «беседу», когда, глядя друг на друга, они общаются лепетом.

Дети начинают использовать контакт глазами «референтно» — после того, как они привлекут внимание взрослого, установив контакт глазами, они снова возвращаются к тому, что они делали до этого или к тому, что вызывает у них интерес, то есть, контакт глазами используется для привлечения внимания взрослого к тому же предмету. К этому моменту взрослый, скорее всего, уже заговорит с ребёнком о том, что он делает или на что он смотрит, или включится в его занятие. Считается, что эти эпизоды совместных действий важны для когнитивного развития ребёнка. Это те случаи, когда взрослый показывает ребёнку, как делать что-то, чем ребёнок ещё не вполне овладел. Психологи называют этот процесс поддержкой усилий ребёнка чему-то научиться (scaffolding — строительные леса), и родители делают это совершенно естественно много раз в течение дня. Иногда родители разговаривают с детьми, называя слова, которыми описываются их действия, предметы, на которые они смотрят, то о чём они могут думать. Эти моменты важны для развития речи, и чувствительности матерей к этому может повлиять на темп развития словаря ребёнка (см. Harris, 1992).

Клифф Каннингем и его коллеги из центра Hester Adrian Манчестерского университета в Великобритании провели исследование навыков общения детей с синдромом Дауна в первый год жизни, которое показало, что, несмотря на хороший уровень социального контакта глазами и игр в лепет в середине года, в конце года эти дети не начинают больше времени посвящать зрительному исследованию мира и не переходят к референтному использованию контакта глазами для инициирования эпизодов совместных действий (см. Berger).

Это означает, что они, по-видимому, не могут изучать окружающий мир так же быстро, как другие дети их возраста, особенно, если учесть, что существует большая вероятность, что они будут менее мобильны, и их мелкая моторика будет менее развита. Это также означает, что у них, вероятно, гораздо меньше возможностей для освоения речевых навыков и получения помощи в игре. Обследования, проведённые в конце первого года, показывают, что социальная сфера развивается быстрее, чем когнитивная и языковая.

Второй год жизни

Развитие речи

Самый важный аспект развития на втором году жизни — это развитие речи. Большинство детей начинают произносить отдельные слова вскоре после того, как им исполняется год; первые десять слов набираются довольно медленно, со скоростью от одного до трёх слов в месяц. Затем скорость освоения новых слов резко возрастает, и в возрасте между 19 месяцами и 2 годами дети обычно усваивают примерно 25 слов в месяц. Скорость овладения новыми словами продолжает расти, и к пяти годам словарный запас обычного ребёнка превышает 2000 слов, у него появляется фразовая речь и владение большинством грамматических и синтаксических правил языка.

Читайте также:  Гипертермический синдром алгоритм оказания помощи

Однако стоит отметить, что скорость, с которой отдельные дети учатся говорить, может варьироваться. В одном исследовании, прослеживающем успехи 23 обычных детей в течение года, были определены три группы, различавшиеся по скорости освоения новых слов. «Средняя» группа состояла из 11 детей, которые выучили 23 слова за период времени, необходимый для достижения прогресса в один месяц (в соответствии с психическим возрастом), «быстрая» группа из восьми детей, выучивших 38 слов за тот же временной интервал, и «медленная» группа из четырёх детей, выучивших всего 5,6 слова (Miller et al, 1992).

Понимание речи

Прежде чем дети научатся пользоваться словами для общения, они должны научиться понимать их. Для того чтобы начать понимать значения слов, у детей должна быть возможность слышать эти слова в ситуациях, в которых они могут понять их значения или по действиям людей, или по тому, на что они указывают. Поэтому не удивительно, что первые 100 слов, которые начинают произносить разные дети, очень похожи, и это те слова, которые наиболее часто употребляются в контексте семейной жизни, слова, называющие знакомые предметы, действия и людей. Обучение речи — непростая задача, решение которой, в частности, зависит от наличия хорошего слуха, поскольку большинство детей учатся говорить на своём родном языке, слушая тех, кто в их среде разговаривает на нём. Дети с синдромом Дауна учатся понимать те же самые первые слова, что и другие дети, но это, как правило, происходит позже.

Экспрессивная речь

Если дети с синдромом Дауна не получают интенсивной помощи, направленной на развитие речи, они начинают произносить первые слова позже, иногда гораздо позже обычных детей. Даже если они получают эту помощь, они всё равно, вероятно, начнут произносить слова позже, но прежде чем они заговорят, они смогут пользоваться жестами. Исследования, особенно те, которые были проведены Джоном Миллером и его коллегами из университета Висконсин, США, показали, что из четверых детей трое отстают в произнесении слов, и это не даёт им возможности чётко передать то, что они хотят, хотя они знают, что хотят сказать.

Исходя из исследований Миллера, можно сказать, что примерно у 75% детей навыки экспрессивной речи начинают отставать от умения понимать речь в возрасте 18 месяцев. У оставшихся 25% детей уровень развития речи соответствует ожидаемому для их уровня понимания (Miller, 1988). Помимо эффекта снижения количества «совместных действий», который приводит к уменьшению возможностей для овладения речью, и только что рассмотренной задержки в произнесении слов и предложений, существует ряд других причин задержки в развитии речи. Среди них — потеря слуха и нарушения в слуховом восприятии.

Потеря слуха

У значительного числа детей с синдромом Дауна в раннем возрасте наблюдается потеря слуха. Согласно исследованию, проведённому в Манчестере, это число достигает 4 из 5 (Cunningham & McArthur, 1981). У большинства детей эти потери то появляются, то исчезают, и вызываются инфекционными заболеваниями среднего уха, которые его блокируют. Однако у незначительного числа детей с синдромом Дауна наблюдается нейро-сенсорная глухота, и это — уже навсегда. Очень важно регулярно проводить проверку слуха и проводить соответствующее лечение. Несмотря на широкое распространение информации о повышенном риске нарушений слуха, не все дети с синдромом Дауна получают адекватную помощь аудиологических служб или соответствующее лечение после обнаружения серьёзной потери слуха.

Возможно, значительная часть нарушений и задержек речевого и когнитивного развития, которые описаны в работах, посвященных исследованию способностей взрослых с синдромом Дауна, вызвана потерей слуха в раннем возрасте, в критическое для развития речи время. Это важная область, которую необходимо исследовать, так как долговременных исследований развития детей с синдромом Дауна, которые включали бы в себя информацию о состоянии слуха в течение детских лет, не существует.

Нарушение слухового восприятия

Информация о нарушении слухового восприятия исходит из наблюдений за детьми, использующими жесты. Например, Пат Ле Прево, первый логопед в Великобритании, которая исследовала результаты обучения детей с синдромом Дауна жестам, обнаружила, что одна из девочек показала жест «мышка», хотя было произнесено слово «мишка» (Le Prevost, 1986). Во время исследовании частотного диапазона у ребёнка не была выявлена потеря слуха, однако ей было трудно различать слова, которые звучали похоже. За выполнение этой функции отвечает соответствующий отдел головного мозга, а не слуховой аппарат.

Представьте себе трудности в освоении значений слов, с которыми может столкнуться ребёнок, которому трудно различать звуки. Слова «мышка», «мишка», «миска» могут звучать для него одинаково, но ведь они имеют совершенно разные значения. Как же тогда ребёнок начнёт понимать речь? Процент детей с синдромом Дауна, имеющих такого рода проблемы, пока не известен, но характер речевых проблем, демонстрируемых детьми с проблемами слухового восприятия, очень похож на характер типичных проблем детей с синдромом Дауна.

Язык жестов

После новаторской работы Пат Ле Прево в Оксфорде, впервые продемонстрировавшей пользу языка жестов для детей с синдромом Дауна, стали появляться исследования, подтверждающие важность его использования. Миллер показал, что, если детей учат пользоваться языком жестов, они получают возможность осваивать новые слова так же быстро, как и обычные дети (Miller et al., 1992). Разные дети осваивают слова с разной скоростью, как и обычные дети, которых он изучал; некоторые научаются быстрее, некоторые медленнее. Из 20 детей с синдромом Дауна 9 оказались в «средней» группе; они усваивали 23 слова за период времени, необходимый для достижения прогресса в один месяц, соответствующий психическому возрасту, а 11 были в «медленной» группе и учили около 6 новых слов в месяц. Несмотря на то, что никто из детей с синдромом Дауна не был в «быстрой» группе, их прогресс всё равно проходил в рамках «нормального» развития.

Некоторые из причин, по которым язык жестов является столь полезным для детей с синдромом Дауна, уже наверняка очевидны читателю. Если взрослые используют жесты в разговоре с детьми, это помогает уменьшить влияние потери слуха и проблем слухового восприятия, Обучение языку жестов поможет детям начать общаться, как только они научатся понимать, и таким образом, могут быть преодолены проблемы задержки развития речи. Когда дети овладевают речью, они обычно перестают пользоваться жестами и начинают использовать речь. Тем не менее, их необходимо поощрять продолжать использовать жесты для обозначения тех слов, которые им сложно произносить, так как это поможет окружающим понимать их.

Ещё один положительный аспект использования языка жестов заключается в том, что он облегчает процесс обучения человеку, взаимодействующему с ребёнком. Педагог (обычно родитель) учит жесты, соответствующие раннему словарю, который, как предполагается, ребёнок может понимать, и затем уделяет основное внимание обучению этих слов, подчёркивая их при общении с ребёнком, и тем самым, вероятно, облегчая ему задачу. Педагогу также необходимо убедиться, что ребёнок смотрит на него и видит жест, а это также способствует развитию хорошего контакта глазами, умения слушать и концентрировать внимание. На ребёнка накладываются дополнительные требования, связанные с тем, что ему приходится смотреть, чтобы выучить жест и понять, к какому объекту или действию он имеет отношение, но опыт свидетельствует, что дети с синдромом Дауна справляются с этими требованиями и получают пользу от применения жестов.

Источник

Алла Еськова
Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна

Обучение детей с синдромом Дауна — непростая, но очень благодарная задача, достижения этого ребенка приносят много радости как ему самому, так и специалистам которые с ним работают. Обучая детей с синдромом Дауна, мы ставим перед собой цель максимально развить их познавательные возможности, подготовить к самостоятельной (или относительно самостоятельной) жизни в будущем. Часто эта способность связывается с развитием речи. Однако, для того, чтобы действовать самостоятельно, кроме умения понимать речь и говорить,необходимо:

Читайте также:  Синдром позвоночной артерии на фоне шейного

1. Поставить цель.

2. Спланировать действия, приводящие к этой цели.

3. Уметь выполнять каждое из этих действий в отдельности.

Например, если вы хотите купить хлеб, вам нужно выбрать одежду по сезону,

надеть ее, взять деньги, запереть дверь, найти магазин, выбрать хлеб, рас-

платиться, найти дорогу домой, открыть дверь и раздеться. И вы должны су-

меть сделать каждый из этих шагов в отдельности, правильно спланировав

порядок выполнения необходимых действий. Для ребёнка с синдромом-это очень сложная задача.

Задачей развития познавательной деятельности является:

развитие мышления,

формирование понятий и отработка отдельных навыков,

обучение ребёнка умению оперировать несколькими понятиями или навыками одновременно, что позволяет им лучше анализировать ситуацию, определять цель и планировать свои действия так, чтобы этой цели достичь.

Мы обучаем ребенка в процессе:

специально организованного занятия за столом, используя дидактический материал

в бытовой деятельности

в игре.

Занимаясь с ребенком за столом, мы, как правило, отрабатываем отдельные умения или навыки, которые затем могут быть использованы в бытовой или игровой ситуации.

В бытовой деятельности мы обычно сами ставим ребенку цель и подсказываем необходимые шаги, которые приведут его к этой цели, постепенно уменьшая свое участие, по мере того как ребенок заучивает нужную последовательность действий.

Самой главной деятельностью любого маленького ребенка является игра. Самостоятельно поставить цель, спланировать и выполнить цепочку действий ребенок может в игре.

В настоящее время не вызывает сомнений, что дети с синдромом Дауна проходят те же этапы развития, что и обычные дети. Общие принципы обучения разработаны на основе современных представлений о

развитии детей дошкольного возраста с учетом специфических особенностей, присущих детям с синдромом Дауна.К ним относятся:

1.Медленное формирование понятий и становление навыков:

·Снижение темпа восприятия и замедленное формирование ответа;

·Необходимость большого количества повторений для усвоения

материала;

·Низкий уровень обобщения материала;

2. Низкая способность оперировать несколькими понятиями одновременно,с чем связаны:

·Трудности, возникающие у ребенка, когда ему необходимо объединить новую информацию с уже изученным материалом;

·Сложности с перенесением усвоенных навыков из одной ситуации в другую.

·Нарушения целеполагания и планирования действий.

3. Нарушение сенсорного восприятия

Как заниматься с ребенком с синдромом Дауна.

Самое первое условие при проведении занятий – занятия должны нравиться дефектологу. Если занятия раздражают, то они вряд ли понравятся ребенку.

1. Необходимо использовать собственную мотивацию ребенка. Хорошо, когда ему нравятся предлагаемые игрушки. Игрушки надо выбирать яркие, с различной фактурой, яркие бытовые предметы. Так как в основе обучения лежит предметная деятельность, ребенку необходимо рассмотреть, а иногда и погрызть тот материал с которым он работает, чтобы ему было легче соотнести с словесной инструкцией и создать более полный и точный образ.

Например, для обучения сортировке можно использовать шарики и кубики, а можно – шишки и желуди или вилки и ложки. И может быть, шишки и желуди окажутся для ребенка самыми привлекательными. Для отработки одних и тех же навыков стараемся использовать разные материалы. Использование картинок возможно только тогда, когда ребенок уже знаком с предметами, которые на них изображены. А вот обучать с помощью «вопросов и ответов» можно только в тех случаях, когда ребенок уже достиг достаточно высокого уровня обобщения.

2. Важно научить ребенка заниматься за столом. Для этого следует выбирать такие виды деятельности, которые действительно требуют позы сидя за столом. Всей группой можно играть в лото, рисовать или лепить, а вот строить дом из кубиков или катать машинку лучше на полу.

Сидеть за столом мы должны напротив ребенка, чтобы ему было легко слышать инструкцию и видеть наши жесты и действия. Инструкция, которая предлагается ребенку, должна соответствовать его уровню понимания речи. Она должна быть короткой и четкой, часто ее необходимо давать пошагово, говорить медленно, подкрепляя слова жестами. Иногда вместо словесной инструкции можно показать ребенку, что он должен сделать. Обязательно необходимо выдерживать паузу, давая ребенку возможность подумать и ответить. Не стоит торопите его. Подсказка, предложенная ребенку, когда он еще не успел «додумать», часто только сбивает его. Если ребенок не справляется с заданием самостоятельно, то нужно помочь ему сконцентрировать внимание на нужном действии или важной детали, например,показать ему на схеме ту деталь, которую ему сейчас нужно найти. Если этого оказывается недостаточно, нужно помочь ребенку в выполнении правильного действия, взяв его руки в свои или выполнив часть задания вместо него. В любом случае, необходимо, чтобы задание было закончено. В каждое занятие за столом можно включить несколько заданий на разные темы. Каждое задание на начальном этапе может занимать 2-3 минуты, а все занятие 10-15 минут.

3. Для того, чтобы ребенок мог понимать и выполнять задания дефектолога во время занятий, он уже к этому времени должен научиться выполнять какие – нибудь просьбы, с которыми к нему обращаются взрослые. Эти просьбы могут быть самыми простыми и выражаться словами или жестами, а также ребенок может действовать, подражая взрослому. Например, мы даем ребенку чашку и просим поставить ее на стол, одновременно показывая, как мы ставим свою чашку. При этом, он должен следовать не своему желанию или привычке, а выполнить данную ему инструкцию. Таким образом, для подготовки к дидактическим занятиям необходимо, чтобы ребенок научился выполнять простые просьбы взрослого в бытовых ситуациях.

Если ребенок отказывается от занятий, бросает картинки или игрушки, отворачивается, это сигнал, что задание или форма, в которой они предлагаются

не соответствуют уровню развития ребенка. При этом, у ребенка быстро возникает отвращение ко всему, что напоминает ему ситуацию обучения (поза

сидя за столом, предъявление пособия, особая интонация голоса взрослого и т. д.) В таком случае нужно попытаться понять, что именно вызывает трудности, и предложить ребенку более простые задания. Нужно постараться также изменить саму форму занятий, выделите основную цель каждого задания и попытайтесь решить ее в быту или включить в те игры, в которые играем с ребенком. За столом можно в это время заниматься чем-то другим, нанизывать бусины или играть в пальчиковые игры. Поняв, что играть со взрослым интересно, и он действительно может сделать то, что от него требуют, ребенок через некоторое время согласится вернуться к дидактическим играм за столом.

Читайте также:  Диагностика на синдром дауна во время беременности

Как обучать ребенка в игре

Самой главной деятельностью любого маленького ребенка является игра. Но ребенок не может сам научиться играть, этому его тоже нужно научить. Организовывая игру, дефектолог должен принять на себя роль «продвинутого ребенка». Дефектолог, играя, показывает ребенку, что он может делать с игрушками, комментируя свои действия и действия ребенка. Долгое время ребёнок с синдромом Дауна будет зрителем. Затем, подражая взрослому, он начнет выполнять отдельные действия с игрушками, а потом научится объединять их в целые сюжеты. Если ребенок уже играет сам, то можно подключаться к его играм, внося в них новые сюжетные подробности. Комментируйте свои действия и действия малыша. Высказывания должны быть простыми, понятными и поддерживающими ребенка эмоционально. Например, «Какой высокий дом у тебя получился! Вот он сломался, зайка плачет, что же делать? Давай починим домик!» В тех случаях, когда для обучения требуется несколько повторений, необходимо подумать, как «выстроить мизансцену» так, чтобы это было оправдано и интересно. Например, если мы учим ребенка строить ворота из кирпичиков. После того, как ворота построены,можно предложить ребёнку провезти сквозь них машинку. Если ворота сломаются, будет естественным попросить ребенка снова построить их. Таким образом, он сможет потренироваться в конструировании, а кроме того, будет рад возможности снова сломать их. После занятия, когда мы продемонстрировали ребенку модель поведения, всегда оставляем игрушки в поле его досягаемости и даём возможность самому попробовать играть ими.

Со всеми детьми полезно играть в «грязные» игры. Эти игры предполагают

использование песка и воды, муки и воды, теста, пластилина, глины пальчиковых красок, пены для бритья. Хорошо, если ребенок получает разнообразные ощущения от игр с этими материалами не только кистями рук, но и всем телом. Поэтому мы рекомендуем родителям перед купанием раскрашивать его пальчиковыми красками или мазать пеной для бритья, ставя перед зеркалом, а потом давать мочалку, чтобы ребенок постарался сам отмыться.

Как обучать ребенка в быту

Для развития представлений об окружающем мире и расширения сенсорного опыта ребенка необходимо включать его в хозяйственно-бытовую деятельность. Так как мытье полов- способствует развитию точности движений. Мытье посуды, заметание мусора на совок развивают навыки двуручной деятельности и позволяют ребенку получать новые сенсорные ощущения. На этом этапе работы мы подключаем родителей. Дети с синдромом Дауна хорошо работают по подражанию. Поэтому, мы рекомендуем родителям включать детей в домашние дела,например, когда они готовят салат, можно попросить ребенка достать миску и поставить ее на стол. А затем можно дать ему безопасный одноразовый пластмассовый ножик и предложить резать вареные овощи и зелень вместе с ними. Если у него что-то не получается, то нужно показать ему правильные движения, действуя его руками. Ребенок должен не просто научиться выполнять отдельные хозяйственные дела, а заниматься этим регулярно.

Все задания, предлагаемые ребёнку с синдромом Дауна во время занятий, я по методике Медведевой Т. П. «Развитие познавательных процессов у детей с синдромом Дауна» делю на четыре блока по уровню сложности. (вообще для детей с синдромом Дауна подходят любые методики для умственно отсталых детей)В каждый блок включены задания из разных разделов обучения, освоение которых необходимо для перехода к следующему уровню.

Остановимся подробнее на каждом из блоков заданий, направленных на последовательное формирование и развитие познавательной деятельности у детей с синдромом Дауна.

БЛОК 1 Задания, базирующиеся на представлении о постоянстве объекта и понятии «одинаковый»

БЛОК 2 Задания, базирующиеся на умении оперировать одним понятием

БЛОК 3 Задания, базирующиеся на умении оперировать двумя понятиями одновременно

БЛОК 4 Задания, базирующиеся на умении оперировать тремя понятиями одновременно

Все задания, предлагаемые детям во время дидактического занятия, можно условно объединить в следующие разделы, представленные в каждом из блоков заданий.

Задания на развитие Внимания и памяти

Это такие задания,как:

Находить по просьбе одну из 1-2 игрушек, спрятанных на глазах у ребенка. (Представление о постоянстве объекта)

Находить по просьбе одну из 3-4 игрушек, спрятанных на глазах у ребенка

Выполнение инструкции из двух шагов или двух значимых слов

Запомнить и выполнить инструкцию типа: «дай матрешке огурец и помидор».

II. Размер, форма, цвет

Формирование понятий размера, формы и цвета предметов, и навыков их активного использования.

Сортировка с опорой на образец

Формирование понятия «одинаковый»: подбор пар одинаковых картинок.

Сортировка по размеру: разложить большие и маленькие круги в две коробки

Формирование понятия «средний»

Сортировка по форме: разложить треугольники и квадраты в две коробки

Сортировка по цвету: разложить детали двух цветов в две коробки

III. Конструктивная деятельность

Конструктивная деятельность, умение копировать образец, анализировать сюжетную картинку и схему — это основа для развития пространственных представлений и аналитических способностей.

Мы используем: (с показом схем)

Конструирование по жесткой схеме

Конструирование по образцу

Строить из кирпичиков конструкции, где все кирпичики ориентированы одинаково (дорожки, заборы и т. д.)

Складывание целого из частей

Складывать картинку из 2 -6 частей, опираясь на анализ сюжета

IV. Логические задания

Закладывают основу для развития абстрактного мышления, развивают аналитические и ассоциативные способности на предметном материале.

Продолжить последовательность — Красный, желтый, красный, желтый.

Классификация: найти лишнюю в серии из четырех предложенных картинок.

V. Обучение счету

Обучение счету включает в себя:

знание числовой последовательности от 1 до 5,

пересчет предметов с подведением итога,

умение взять по просьбе заданное количество предметов,

соотнесение количества и числа,

решение задач и примеров с опорой на использование счетного материала

VI. Игровая деятельность

Сюжетно-ролевая игра помогает ребенку понять цель и последовательность действий, совершаемых в реальной жизни, развивает память, ассоциативное мышление и планирование, дает ему те cюжетные элементы, которые он в дальнейшем может включать в свои собственные игры и игры с другими детьми.

Источник