Респираторный синдром у детей это

Респираторный синдром у детей это thumbnail

Аффективно-респираторный синдром у детей

Аффективно-респираторный синдром (АРС) – эпизодические кратковременные остановки дыхания у детей, развивающиеся при интенсивном эмоциональном возбуждении. Приступы апноэ появляются на пике плача, сильной боли, испуга после удара, падения. Аффект внезапно прекращается, ребенок не может вдохнуть, замолкает, синеет или бледнеет, тонус мышц падает. Иногда возникают судороги, обмороки. Через несколько секунд дыхание восстанавливается. Диагностика основана на опросе, осмотре невролога, дополняется ЭЭГ, консультацией психиатра, кардиолога, пульмонолога. Лечение проводится с помощью медикаментов, психокоррекции методов воспитания.

Общие сведения

Название синдрома «аффективно-респираторный» произошло от двух слов: «аффект» – интенсивная неконтролируемая эмоция, «респираторный» – относящийся к процессу дыхания. АРС – нарушение ритмичности вдоха-выдоха на фоне сильного гнева, плача, страха, боли. Синонимичные названия – аффективно-респираторный приступ, закатывания в плаче, приступ апноэ, задержки дыхания. Распространенность синдрома составляет 5%. Эпидемиологический пик охватывает детей от шести месяцев до полутора лет. После пятилетнего возраста приступы развиваются крайне редко. Гендерные особенности не влияют на частоту патологии, однако у мальчиков проявления чаще исчезают к 3 годам, у девочек – к 4-5.

Аффективно-респираторный синдром у детей

Аффективно-респираторный синдром у детей

Причины АРС у детей

Детям свойственно испытывать гнев, ярость, обиду, страх, но эти эмоции не всегда приводят к респираторным нарушениям. Причинами апноэ при сильном аффективном возбуждении могут стать:

  • Тип высшей нервной деятельности. Лабильность, неуравновешенность нервной системы проявляются повышенной чувствительностью, эмоциональной неустойчивостью. Дети легко поддаются аффекту, вегетативный компонент выраженный.
  • Наследственная предрасположенность. Положительный семейный анамнез определяется у 25% детей, имеющих аффективно-респираторные приступы. Наследуемым является темперамент, особенности вегетативных реакций.
  • Ошибки воспитания. Пароксизмы формируются, поддерживаются неправильным отношением родителей к ребенку, его поведению, эмоциям. Развитию синдрома способствует вседозволенность, воспитание по типу кумира семьи.
  • Внутренние и внешние факторы . Приступы возникают при воздействии негативных факторов, могут провоцироваться физической болью, накопленной усталостью, нервным напряжением, чувством голода, фрустрацией.

Патогенез

До пяти лет дети неспособны критически относиться к своим эмоциям и поведению, сдерживать, контролировать внешние проявления. Откровенность, прямота, экспрессивность становятся основой ярких аффективных реакций. Плач, испуг провоцируют судорожное сокращение мускулатуры в области гортани. Развивается состояние, напоминающее ларингоспазм: голосовая щель сужается, практически полностью перекрывается, дыхание останавливается. Иногда параллельно возникают тонические и клонические судороги – непроизвольное мышечное напряжение, подергивания. Через 10-60 секунд приступ прекращается – мускулатура расслабляется, дыхание возобновляется. Каждый приступ развивается по фазам: нарастание аффекта, дыхательный спазм, восстановление.

Классификация

Классификация аффективно-респираторных приступов базируется на особенностях и тяжести клинических проявлений. Выделяют четыре типа синдрома:

  • Простой. Самая легкая форма приступа. Проявляется задержкой дыхания при выдохе. Развивается как реакция на травму, фрустрацию. Признаки нарушения кровообращения, оксигенации отсутствуют.
  • Синий. Наблюдается при выражении гнева, недовольства, фрустрации. Прерывистое дыхание на вдохе останавливается, появляется синюшность (цианоз). При задержке дыхания более 10-20 секунд снижается мышечный тонус, возникают судорожные сокращения.
  • Бледный. Отмечается после неожиданного болевого воздействия – удара, укола, ушиба. На высоте аффекта ребенок бледнеет, теряет сознание. Плач проявляется слабо или отсутствует.
  • Осложненный. Начинается как синий или бледный тип. По мере развития возникают клонические, тонические судороги, потеря сознания. Внешне приступ схож с эпилептическим припадком.

Симптомы АРС у детей

Аффективно-респираторные проявления начинаются при плаче, испуге, боли. Ребенок дышит прерывисто, внезапно замолкает, замирает, рот остается открытым. Слышны хрипы, шипение, щелчки. Проявления апноэ непроизвольны. Дыхание прерывается на период от 10 секунд до 1 минуты. Простой приступ завершается спустя 10-15 секунд, дополнительные симптомы отсутствуют. Апноэ после падения, удара сопровождается побледнением кожи, слизистых оболочек. Болевая реакция развивается очень быстро, плач отсутствует либо слышны первые всхлипы. Возникает обморок, пульс слабый или не прощупывается.

Аффективно-респираторный синдром при негативных эмоциях – обиде, ярости, фрустрации – характерен для малышей 1,5-2 лет. Остановка дыхания происходит в момент сильного плача, крика. Сопровождается посинением кожи, одновременным гипертонусом или резким снижением тонуса мышц. Тело ребенка выгибается дугой либо обмякает. Реже развиваются клонические судорожные мышечные сокращения (подергивания). Во всех случаях происходит самостоятельное восстановление процесса дыхания, цвет кожных покровов нормализуется, судороги исчезают. После простого приступа ребенок быстро восстанавливается – начинает играть, бегать, просит еды. Продолжительные приступы с потерей сознания, судорогами требуют более длительного восстановления. После завершения апноэ ребенок тихо плачет, засыпает на 2-3 часа.

Осложнения

Аффективно-респираторный синдром не представляет непосредственной опасности для ребенка. Без адекватного лечения существует риск развития эпилепсии – среди пациентов с данным заболеванием приступы задержанного дыхания в анамнезе встречаются в 5 раз чаще, чем в общей популяции. Эта особенность объясняется врожденной способностью головного мозга чувствительно реагировать на внешние и внутренние факторы. Побочными эффектами аффективно-респираторного синдрома являются кислородное голодание мозга, истощение ЦНС, проявляющиеся астенией, расстройствами памяти, внимания, мыслительной деятельности.

Диагностика

Для диагностики аффективно-респираторного синдрома и его дифференциации с другими заболеваниями, протекающими с приступами нарушения дыхания, судорогами, используются клинические, инструментальные и физикальные методы. Ведущими специалистами являются врач-психиатр и невролог. Диагностический алгоритм включает следующие методики:

  • Опрос. Невролог и психиатр выслушивают жалобы родителя, задают уточняющие вопросы о симптомах приступов, продолжительности, частоте, причинах. Проводят первичную дифференциальную диагностику АРС и эпилепсии. Основные критерии – спонтанность/провоцируемость пароксизмов, учащение при возбуждении/независимость от общего состояния, стереотипность/вариабельность приступов, возраст до 5 лет/ старше.
  • Осмотр. Обязательное физикальное обследование проводится неврологом. Специалист оценивает сохранность рефлексов, чувствительности, сформированность двигательных функций, подтверждает отсутствие или наличие неврологической патологии. При нечеткой клинической картине, скудности жалоб родителей, отягощенном семейном анамнезе назначается осмотр кардиолога, пульмонолога, аллерголога для исключения кардиоваскулярных заболеваний, бронхиальной астмы, аллергии, синдрома апноэ у недоношенных и маловесных детей.
  • Инструментальные методы. Для различения аффективно-респираторного синдрома с эпилепсией выполняется электроэнцефалография. Повышенная биоэлектрическая активность не характерна для АРС. Электрокардиография позволяет исключить заболевания сердца, сопровождающиеся остановкой дыхания. Спирография используется для оценки функциональности легких, выявления причины дыхательного спазма.
Читайте также:  Что делать при судорожном синдроме у ребенка

Лечение АРС у детей

Лечение аффективно-респираторного синдрома проводится комплексно. Помощь психолога, психотерапевта показана всем детям и их семьям. Решение о необходимости назначения фармпрепаратов принимается врачом индивидуально, зависит от тяжести симптомов, возраста пациента. Используются следующие методы терапии:

  • Психотерапия. Занятия с психологом, психотерапевтические сеансы направлены на коррекцию семейных отношений, выработку эффективной воспитательной тактики. Игровые тренинги ориентированы на прививание ребенку самостоятельности, умения противостоять фрустрации, стрессовым факторам.
  • Прием медикаментов. Детям с аффективно-респираторным синдромом назначаются нейропротекторы, ноотропы, седативные препараты, аминокислоты (глицин, глютаминовая кислота), витамины группы B. Тяжелые рецидивирующие приступы купируются транквилизаторами.
  • Коррекция образа жизни. Для предупреждения усталости, раздражительности ребенка родителям рекомендуется рационально распределять время сна и отдыха, обеспечивать малышу достаточную физическую активность, полноценное питание. Необходимо ограничить просмотр телевизора, компьютерные игры.

Прогноз и профилактика

Прогноз аффективно-респираторного синдрома положительный, симптомы обычно исчезают к 5 годам. Предотвратить приступы помогают психологические приемы при взаимодействии с ребенком: необходимо научиться предчувствовать эмоциональные вспышки и предупреждать их – вовремя кормить малыша, обеспечивать полноценный сон, отдых, активные игры, позволяющие снять эмоциональное напряжение. Плач проще остановить переключением внимания, просьбой выполнить действие (принеси, посмотри, сбегай), а не требованием прекратить проявление эмоций. Фразы «не реви», «не ной» «перестань сейчас же» только усиливают аффект. Детям двух-трех лет стоит объяснять их состояние, указывать на неуместность, неэффективность истерики.

Источник

Многие родители иногда замечали, что во время сильной истерики ребенок начинает заходиться в крике и на мгновение (а может, и на больший промежуток времени) он замолкает, словно начинает набирать побольше воздуха, для еще более сильного крика. Действительно, в большинстве случаев ребенок «набирается сил», чтобы выдать еще громкий крик, но бывает, что всему виной аффективно респираторные приступы у детей. Это своего рода детское проявление апноэ сна, которое проявляется у взрослых.

Анатомическая характеристика

Аффективно респираторный приступ у ребенка (АРП) не опасен и не должен вызывать беспокойств у родителей (только если ребенок не старше 3 лет). Это состояние, которое характеризуется задержкой или неестественным дыханием, а в некоторых случаях и судорогами.

Что же происходит с малышом? Так как нервная система маленьких детей неустойчива, они очень легко перевозбуждаются, нагружая себя эмоционально и психологически.

В определенный момент крика или истерики малыш замирает, его дыхание словно внезапно обрывается, и это вызывает повод для беспокойства.

Внутри организма начинает происходить гортанный спазм, который не виден снаружи. Подобное спазмирование причиняет ребенку дискомфорт и даже боль.

Помимо внутреннего дискомфорта, приступ проявляется и вегетативными изменениями, а именно изменением оттенка кожи. Ведь в организм не поступает кислород, и он вынужден реагировать.

Длительность приступа варьируется от нескольких секунд до одной минуты, но не больше.

Частота проявления данного явления сугубо индивидуальна, так как каждый ребенок личность и обладает особенностями поведения. К примеру, дети с повышенной нервной возбудимость могут испытывать АРП чаще, чем их более спокойные сверстники.

Не стоит думать, что АРП встречается повсеместно, вовсе нет. Данные приступы могут не проявляться у самых непоседливых детей, и наоборот развиться у спокойных.

С возрастом данная патология проходит бесследно. Нет свидетельств, чтобы аффективно респираторные приступы проявлялись у взрослых. Однако, если малыш продолжает задыхаться после трех лет — это повод для беспокойства и проведения более углубленного обследования.

Классификация

Классификация АРП включает в себя два подвида недуга:

  • Бледный тип.
  • Синий тип (с цианозом).
  • Смешанный тип.

Данные названия характеризуют детский цвет кожи, который ребенок приобретает во время приступа. Причем бледный цвет случается намного реже, чем синий и свидетельствует о причинении ребенку боли (укол, удар, ушиб и т. п.). Возможно, перетекание бледного типа в потерю сознания, из-за переизбытка углекислого газа в организме

Синий цвет, в свою очередь, проявляется во время серьезного эмоционального перенапряжения (невозможность получить желаемое или страх нахождения с незнакомым человеком или незнакомой местности).

Психика ребенка, тем более новорожденного довольно хрупка и требует тотального контроля со стороны родителей, именно из-за таких неприятных и в некоторой степени опасных проявлений.

Несмотря на то что АРП не вызывает задержек в развитии ребенка, есть опасность нарушения дыхательной системы малыша.

Причины

Аффективно респираторный синдром у детей проявляется не просто так, а по конкретной причине. В частности, в группе риска находятся малыши, на которых оказывают влияние следующие факторы:

  • наследственность (если один из родителей страдал в детстве подобным недугом, с вероятностью до 35% ребенок унаследует данный синдром);
  • кардиоваскулярная патология;
  • дефицит железа;
  • эпилептическая составляющая (наличие в анамнезе больного эпилепсии повышает риск развития данного синдрома).

Со стороны нервной системы, провоцирующими факторами могут выступать:

  • сильно раздражение или гнев;
  • чувство неудовлетворенности;
  • страх, паническое состояние;
  • обида;
  • переутомление;
  • перевозбуждение.

Немаловажную роль на возникновение подобных приступов играет поведение родителей и общая атмосфера в доме.

Симптомы

Основной симптом проявления АРП — кратковременная задержка дыхания на вдохе. То есть, больной сделал выдох, но не может вдохнуть и словно замирает в таком состоянии.

Синий тип болезни развивается по следующему сценарию:

Ребенок сильно плачет или просто кричит, у него развивается истерический припадок. Во время крика он непроизвольно выдыхает воздух из легких и в этот момент происходит непроизвольная остановка дыхания.

Выглядит это следующим образом:

  • открытый рот;
  • плач прекращается;
  • начинает проявляться синюшный оттенок лица, губ;
  • полное отсутствие дыхания, но не более минуты.

Кстати, АРП может развиться и у грудничка.

После того как приступ прекратился ребенок может обмякнуть, и заснуть. Такой сон длится до 2 часов, в зависимости от интенсивности припадка.

Читайте также:  Екатерина климова в синдроме драконе

В том случае, когда задержка дыхания составляет более одной минуты у ребенка могут начаться судороги. В медицине существует такое понятие, как клиническая судорога (возникает при недостаточном поступлении кислорода в организм).

Что касается бледного типа болезни, то она проявляется немного по-другому. В случае сильного страха перед уколом или чем-то другим, чего он боится, при причинении ему боли, ребенок затихает (в большинстве случаев), бледнеет и теряет сознание.

Самый ранний признак надвигающегося аффективного приступа — бледность кожи. Также есть вероятность отсутствия пульса на короткий промежуток времени.

Ребенок словно находится в состоянии аффекта и не может контролировать свой страх. В наиболее тяжелых случаях может произойти непроизвольное мочеиспускание.

Диагностика

Аффективный синдром у малышей легко поддается диагностике. Основную роль в определении недуга играет анамнез. Врач опрашивает родителей и выясняет, что предшествовало подобному проявлению (травма, серьезное неравное перенапряжение и т. п.).

К инструментальным метода диагностирования относят:

  • Электрокардиограмма (ЭКГ).
  • Электроэнцефалограмма (ЭЭГ).

Лечение

Как правило, подобное состояние не требует лечения со стороны врачей, так как не является патологическим.

Приступы самостоятельно проходят по достижению малышом трех лет, ну а в большинстве и того раньше в год или в два года.

Лечить АРП не имеет смысла, единственно что может назначить врач, это неспецифическое лечение, которое будет направлено на приведение в норму нервной системы малыша, улучшение метаболистических процессов в головном мозге. К такому лечению относят:

  • ноотропы;
  • седативные растительные лекарства;
  • витамины группы В;
  • физиопроцедуры.

К специфическому же лечению можно отнести профилактические беседы с детским психологом и непосредственно с родителями

Должное поведение родителей

Что же делать родителям, если они обнаружили наличие приступов у своего чада.

  • не подаваться паническому состоянию;
  • постараться привести ребенка в чувство (резко подуть на него, брызнуть водой в лицо, легонько похлопать по щеке);
  • не заострять внимание ребенка на наличии у него подобной проблемы;
  • заниматься с малышом, обучать его контролю за своими эмоциями;
  • предупредить воспитателей в детском саду об особенности малыша, и рассказать их, как действовать в подобной ситуации.

Профилактика и последствия

Как правило, последствия данного недуга маловероятны и происходят в крайних случаях. Наиболее негативные из тех, что могут развиться в 10–15% случаев — это кома и прекращение сердечной деятельности.

За все время существования АРП летальный итог отмечался всего несколько раз.

Профилактика аффективно-респираторных приступов существует и она в себя включает:

  • ограничение ситуаций, которые могут привести к развитию истерики или сильному плачу, испугу;
  • своевременно кормить малыша, так как голод провоцирует АРП;
  • не переутомлять ребенка;
  • выслушивать ребенка в любой ситуации не доводить до истерик;
  • учить малыша правилам поведения в различных местах (учить контролировать свои эмоции);
  • при развитии истерики переключать внимание ребенка на положительные моменты.

Итак, аффективно-респираторные приступы у детей неприятные, но неопасные проявления. Несмотря на то что прогноз данной болезни благоприятен, необходимо учитывать, что речь идет о ребенке. Не тяните с обращением к врачу, лучше контролировать данный процесс совместно со специалистом, чем самостоятельно. Берегите своих детей и не болейте!

Источник: https://nervivporyadke.ru

Источник

Общие сведения

Аффективно-респираторные приступы являются приступами спазматического плача или выраженного беспокойства ребенка с «закатом» в условиях отрицательной эмоциональной реакции. Наиболее часто наблюдаются у детей с полугода до полутора лет и проявляются в виде эпизодической кратковременной задержки дыхания (апноэ), которая может сопровождаться апноэтическими судорогами и потерей сознания. Несмотря на пугающие проявления, припадки не опасны для жизни ребенка, и в последствие по достижении трех-пятилетнего возраста проходят самопроизвольно, поэтому не требуют лечения.

От аффективно-респираторных приступов страдает не более 5% населения вне зависимости от пола ребенка. Положительный семейный анамнез был выявлен в 25% случаев.

Патогенез

Аффективно-респираторные проявления возникают в условиях повышенной нервной рефлекторной возбудимости и склонности к истероидным реакциям. Когда ребенок плачет или кричит возникает спазм гортани и может наступить задержка дыхания на этапе вдоха, которая вызывает бледность либо синюшность как кожных покровов, так и слизистых рта. Результатом развивавшейся гипоксии становится нарушение регуляции автономной вегетативной нервной системы, развитие тонических судорог, кратковременные обмороки, которые длятся от нескольких секунд до нескольких минут.

Классификация

В зависимости от патогенеза и полноты клинической картины эффективно-респираторные приступы у детей бывают разного типа:

  • Обычный тип – классическое проявление аффективно-респираторного припадка — задержка дыхания на вдохе, которая возникает в результате травмы либо фрустрации — невозможности удовлетворения тех или иных потребностей, внешне напоминает ларингоспазм.
  • Синий тип – невротические или неврозоподобные приступы становятся следствием гнева, фрустрации, иногда — боли, в процессе плача ребенок может делать форсированный выдох, происходит задержка дыхания, которая вызывает вегетативно-сосудистые нарушения: цианоз (синюшность кожных покровов), потерю мышечного тонуса, расширение зрачков и синкопальное состояние, чаще всего дети сами приходят в сознание или засыпают на несколько часов; для этого типа аффективно-респираторных припадков характерно отсутствие постиктальной фазы и нормальная ЭЭГ.
  • Бледный или белый тип (аффективно-респираторные синкопы) – в отличие от синего типа вызывает бледность кожных покровов, асистолию и возникает во время плача или его отсутствия, также при нормальной ЭЭГ приводит к обмороку и не имеет пост-иктальной фазы.
  • Аффективно провоцируемые эпилептические припадки или так называемый осложненный тип – считается более выраженной и тяжелой формой вышеописанных типов приступов, которые начинаются как «синий» либо «бледный» и переходят в псевдо эпилептический припадок, ЭЭГ вне приступов обычно нормальная.

Причины

Как проявление повышенно-эмоционального состояния аффективно-респираторные припадки являются наиболее ранним проявлением истерических пароксизмов и обычно возникают в ответ на:

  • чувство разочарования, гнева, испуга, радости и другие сильные эмоциональные потрясения;
  • насильственное кормление;
  • сильную боль, например, при падении с высоты в результате рефлекторной асистолии возникают «бледные синкопы», что особенно опасно для детей с заболеваниями сердца.
Читайте также:  У ребенка синдром повышенной нервной возбудимости

Способствовать развитию приступов аномального дыхания может нервное напряжение, голод, усталость, неврастения и невроз, гиперопека, нарушения обмена витамина Д, гипокальциемия и гипогемоглобинемия.

Симптомы

В зависимости от типа аффективно-респираторного припадка симптоматика может отличаться, но в целом она состоит из следующих реакций:

  • остановки дыхания, вызванной криком или плачем;
  • посинения или побледнения;
  • резкой гипотонии (ребенок обмякает);
  • кратковременной потери сознания, за которой может последовать несколько часовой сон;
  • непроизвольное мочеиспускание;
  • возникновение судорог.

Если вовремя не купировать аффективно-респираторные пароксизмы, то впоследствии гипоксии у ребенка может наблюдаться:

  • кратковременная утрата сознания;
  • клонико-тонические либо тонические судороги;
  • послеприступная вялость и сонливость;
  • энурез.

Анализы и диагностика

Самое главное, чтобы респираторные аффективные пароксизмы не были спутаны с эпилептическими припадками, ведь чаще всего изучают лишь амнестические данные и забывают о необходимости установления связи между приступами и эмоциональными реакциями с невротическими проявлениями. На ЭЭГ не удается выявить патологию.

Лечение

Так как патология обычно проходит с возрастом, для здоровья и благополучия семьи самое важно быть полностью информированы и понимать, что проявления исключительно аффективно-респираторные, синдром, несмотря на свою пугающую картину, возрастной. Главное, оказывая первую помощь не нанести травм ребенку и не ухудшить состояние, ведь обычно любые старания недостаточно информированных родителей малоэффективны.

При частых и тяжелых приступах могут помочь сеансы индивидуальной и семейной психотерапии. Обычно главной целью терапии является устранение невротизирующих факторов, решение проблемы истероидности родителей, неправильного отношения к ребенку.

Доктора

Лекарства

Дети с аффективно-респираторными припадками обычно не требуют госпитализации, но может понадобиться терапия, направленная на купирование приступов судорог – аналогичная как при фебрильных. Также рекомендовано наблюдаться у невропатолога. Квалифицированный специалист, проконсультирует и разъяснит природу патологического состояния, поможет подобрать средства для улучшения метаболизма в структурах нервной системы, ноотропы, а также при необходимости назначить препараты:

  • седативные, в том числе сборы успокаивающих трав;
  • противосудорожные;
  • общеукрепляющие.

Процедуры и операции

Семейная и индивидуальная психотерапия.

Первая помощь

При аффективно-респираторных пароксизмах необходимо восстановить дыхание, для этого можно:

  • воздействовать тактильными раздражителями — легонько похлопать ребенка по щекам, дунуть в лицо или побрызгать водой;
  • повлиять на вестибулярные рецепторы – поменять положения тела или встряхнуть малыша;
  • поднести к ребенку тампон с нашатырем не ближе чем на 10 см, чтобы он подышал парами аммиачного раствора.

Комаровский об аффективно-респираторных приступах у детей

Лучше всего разъясняет, что такое аффективно-респираторный приступ популярный и любимый всеми мамочками доктор Комаровский. В своей телепередаче «Спросите у доктора Комаровского» он говорит о том, что припадок обычно начинается с ситуации, когда ребенок под действием каких-то неприятных внешних факторов, например, страха или отказа выполнить то, что он хотел, а также боли и испуга.

Ребенок начинает истерически плакать, при этом у него останавливается дыхание на какое-то время – так сказать чадо «заходится в плаче». В медицинской науке такое состояние называется аффективно-респираторный приступ, то есть в состоянии неконтролируемой отрицательной сильной эмоции — в состоянии аффекта происходит внезапная остановка дыхания.

Как правило, эти пароксизмы могут начинаться уже после 6 месяцев жизни и без всякого лечения рано или поздно заканчиваются. Обычно максимум в 4, крайне редко — в 4,5-5 лет аффективно-респираторные приступы перерастаются и они являются неким этапом развития нервной системы. Они, чаще всего, не нуждаются ни в каком лечении, хотя рекомендуется показать ребенка врачу, ведь все-таки может быть опасной для здоровья ситуация, когда:

  • остановка дыхания длится более минуты, бывает это крайне редко;
  • у ребенка тяжелые рефлекторные аноксические припадки с остановками дыхания более 30 секунд возникают чаще, чем 2-3 раза в неделю.

Что делать при аффективно-респираторных приступах?

Главная задача – не допустить падения ребенка, и соответственно — травматизации, поэтому лучше всего спокойно подойти к малышу, обнять его, тем самым предотвратив падение. Важно при этом не истерить самому родителю и не меняться в лице. Помимо этого, можно положить на лицо ребенка что-то холодное или даже смочить руку холодной водой и брызнуть на ребенка. Главное, относиться к этому спокойно, ребенок всегда это перерастает, если синдром не является поводом для личных истерик и паники родителей и родственников.

Если припадок был спровоцирован невыполнением желания ребенка, то нужно понимать, что, после того как чадо пришло в себя, нельзя поддаваться на провокацию – не выполнять то, что хотел малыш, не обсуждать происшедшее и не наказывать. Хорошо, если мать или отец сделают вид, что ничего не произошло. Ведь в противном случае вы подсказываете неправильный механизм решения проблем и способствуете развитию неврастении в будущем.

Список источников

  • Студеникина В. М. М. Эпилепсия в нейропедиатрии. «Династия», 2011. – С. 373–389.
  • Под ред. Гузевой В.И. Федеральное руководство по детской неврологии. – М.: ООО «МК», 2016 – С. 289-290.
  • Союз педиатров России. Педиатрия: национальное руководство. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – С. 925-927.

Источник