Результаты исследования синдрома эмоционального выгорания педагогов

Результаты исследования синдрома эмоционального выгорания педагогов thumbnail
  1. Опросник на выгорание (MBI)
  2. (Авторы методики: американские психологи К. Маслач и С. Джексон. Данный вариант адаптирован Н.Е. Водопьяновой)
  1. Инструкция

Ответьте, пожалуйста, как часто Вы испытываете чувства, перечисленные ниже в опроснике. Для этого на бланке для ответов отметьте по каждому пункту позицию, которая соответствует частоте Ваших мыслей и переживаний: «никогда», «очень редко», «иногда», «часто», «очень часто», «каждый день».

  1. Текст опросника

Никогда

Очень редко

Иногда

Часто

Очень часто

Каждый день

1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным

2.После работы я чувствую себя, как «выжатый лимон»

3.Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу

4.Я хорошо понимаю, что чувствуют мои коллеги и стараюсь учитывать это в интересах дела

5.Я чувствую, что общаюсь с некоторыми коллегами без теплоты и расположения к ним

6.После работы мне на некоторое время хочется уединиться

7.Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами

8.Я чувствую угнетенность и апатию

9. Я уверена, что моя работа нужна людям

10.В последнее время я стала более черствой по отношению к тем, с кем я работаю

11. Я замечаю, что моя работа ожесточает меня

12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление

13.Моя работа все больше меня разочаровывает

14. Мне кажется, что я слишком много работаю

15. Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими подчиненными и коллегам

16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех

17.Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе

18. Во время работы я чувствую приятное оживление

19. Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного

20. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе

21. На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемам

  1. Обработка результатов

Опросник имеет 3 шкалы «эмоциональное истощение» (9 утверждений), «деперсонализация» (5 утверждений) и «редукция личных достижений» (8 утверждений). Ответы испытуемого оцениваются:

0 баллов – «никогда», 1 балл – «очень редко», 3 балла – «иногда», 4 балла – «часто», 5 баллов – «очень часто», 6 баллов – «каждый день».

  1. Ключ:

«Эмоциональное истощение» – ответы «да» по пунктам 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20. (максимальная сумма баллов – 54).

«Деперсонализация» – ответы «да» по пунктам 5, 10, 11, 15, 22 (максимальная сумма баллов – 30).

«Редукция личных достижений» – ответы да по пунктам 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21 (максимальная сумма баллов – 48).

  1. Выводы

Чем больше сумма баллов по первой и второй шкале в отдельности, тем больше у обследуемого выражены различные стороны «выгорания».

Чем меньше сумма баллов по третьей шкале, тем меньше профессиональное «выгорание».

  1. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко

Опросник личностный, предназначенный для диагностики такого психологического феномена как «синдром эмоционального выгорания», возникающего у человека в процессе выполнения различных видов деятельности, связанных с длительным воздействием ряда неблагоприятных стресс-факторов. Разработан В. В. Бойко.

По мнению автора, эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.

Стимульный материал теста состоит из 84 утверждений, к которым испытуемый должен выразить свое отношение в виде однозначных ответов «да» или «нет». Методика позволяет выделить следующие 3 фазы развития стресса: «напряжение», «резистенция», «истощение».

Для каждой из указанных фаз определены ведущие симптомы «выгорания», разработана методика количественного определения степени их выраженности. Ниже приводится перечень выявляемых симптомов на разных стадиях развития «эмоционального выгорания».

«Напряжение».

Переживание психотравмирующих обстоятельств;

Неудовлетворенность собой;

«Загнанность в клетку»;

Тревога и депрессия.

«Резистенция».

Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование;

Эмоционально-нравственная дезориентация;

Расширение сферы экономии эмоций;

Редукция профессиональных обязанностей.

«Истощение».

Эмоциональный дефицит;

Эмоциональная отстраненность;

Личностная отстраненность (деперсонализация);

Психосоматические и психовегетативные нарушения.

Инструкция.

Проверьте себя. Если вы являетесь профессионалом в какой-либо сфере взаимодействия с людьми, вам будет интересно увидеть, в какой степени у вас сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгорания. Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет». Примите во внимание, что, если в формулировках опросника речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности – пациенты, клиенты, зрители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.

Стимульный материал.

1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют меня нервничать, переживать, напрягаться.

2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.

3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).

4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).

5. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения — хорошего или плохого.

6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.

7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.

8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).

9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.

10. Моя работа притупляет эмоции.

11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.

12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.

13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.

14. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.

15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.

16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.

17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.

18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером. .

19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.

20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.

21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.

22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.

23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.

24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.

25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.

Читайте также:  Синдром конского хвоста группа инвалидности

26.Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.

27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.

28. У меня часто возникают тревожные ожидания, святые с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т. п.

29. Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.

30. В общении на работе я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра, не получишь зла».

31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.

32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).

33. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.

34. Я очень переживаю за свою работу.

35.Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.

36.При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.

37.У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным уководителем.

38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.

39. Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.

40.Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.

41. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.

42. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) хуже, чем обычно.

43.Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.

44. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.

45.Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.

46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами, без души.

47. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.

48.После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.

49. На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.

50. Успехи в работе вдохновляют меня.

51. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется мне безысходной (почти безысходной).

52. Я потерял покой из-за работы.

53. На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера(ов).

54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.

55. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.

56. Я часто работаю через силу.

57. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.

58. В работе с людьми руководствуюсь принципом: не тратить нервы, береги здоровье.

59. Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.

60. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.

61. Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный.

62. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.

63. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.

64. Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.

65. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.

66. Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.

67. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.

68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.

69. Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.

70.Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.

71. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.

72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.

73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.

74.Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.

75. Моя карьера сложилась удачно.

76. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.

77. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.

78.Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.

79. Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.

80. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.

81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.

82. Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство.

83. Работа с людьми плохо повлияла на меня, как на профессионала — обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.

84. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.

Разработчиком теста применена усложненная схема подсчетов результатов тестирования. Каждый вариант ответа предварительно был оценен экспертами тем или иным числом баллов, которые указывается в «ключе». Это сделано потому, что признаки, включенные в симптом, имеют разное значение в определении его тяжести. Максимальную оценку – 10 баллов получил от экспертов признак, наиболее показательный для данного симптома.

Существует трехступенчатая система получения показателей: количественный расчет выраженности отдельного симптома, суммирование показателей симптомов по каждой из фаз «выгорания», определение итогового показателя синдрома «эмоционального выгорания» как сумма показателей всех 12-ти симптомов. Интерпретация основывается на качественно-количественном анализе, который проводится путем сравнения результатов внутри каждой фазы. При этом важно выделить к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.

Таким образом, оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что, по мнению автора, не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции.

Обработка данных.

В соответствии с «ключом» осуществляются следующие подсчеты:

1. Определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов «выгорания», с учетом коэффициента указанного в скобках. Так, например, по первому симптому положительный ответ на вопрос №13 оценивается в 3 балла, а отрицательный ответ на вопрос №73 оценивается в 5 баллов и т.д. количество баллов суммируется и определяется количественный показатель выраженности симптома.

2. Подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из 3-х фаз формирования «выгорания».

3. Находится итоговый показатель синдрома «эмоционального выгорания» – сумма показателей всех 12-ти симптомов.

Ключи.

«Напряжение»

Переживание психотравмирующих обстоятельств: +1(2), +13(3), +25(2), -37(3), +49(10), +61(5), -73(5)

Читайте также:  Врожденный нефротический синдром финский тип

Неудовлетворенность собой: -2(3),+14(2),+26(2),-38(10),-50(5),+62(5), +74(3)

«Загнанность в клетку»: +3(10), +15(5), +27(2), +39(2), +51(5), +63(1), -75(5)

Тревога и депрессия: +4(2), +16(3), +28(5), +40(5), +52(10), +64(2), +76(3)

 «Резистенция»

Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование: +5(5), -17(3), +29(10), +41(2), +53(2), +65(3), +77(5)

Эмоционально-нравственная дезориентация: +6(10), -18(3), +30(3), +42(5), +54(2), +66(2), -78(5)

Расширение сферы экономии эмоций: +7(2), +19(10), -31(20), +43(5), +55(3), +67(3), -79(5)

Редукция профессиональных обязанностей: +8(5), +20(5), +32(2), -44(2), +56(3), +68(3), +80(10)

«Истощение»

Эмоциональный дефицит: +9(3), +21(2),+33(5), -45(5), +57(3), -69(10), +81(2)

Эмоциональная отстраненность: +10(2), +22(3), -34(2), +46(3), +58(5), +70(5), +82(10)

Личностная отстраненность (деперсонализация): +11(5), +23(3), +35(3), +47(5), +59(5), +72(2), +83(10)

Психосоматические и психовегетативные нарушения: +12(3), +24(2), +36(5),+48(3), +60(2), +72(10), +84(5)

Интерпретация результатов.

Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоционального выгорания». Прежде всего, надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:

  • 9 и менее баллов – не сложившийся симптом,
  • 10-15 баллов – складывающийся симптом,
  • 16 -20 баллов – сложившийся симптом.
  • 20 и более баллов – симптомы с такими показателями относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме эмоционального выгорания.

Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса – осмысление показателей фаз развития стресса – «напряжение», «резистенция» и «истощение». В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако, сопоставление баллов, полученных для фаз, не правомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные: реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:

  • 36 и менее баллов – фаза не сформировалась;
  • 37-60 баллов – фаза в стадии формирования;
  • 61 и более баллов – сформировавшаяся фаза.

В психодиагностическом заключении освещаются следующие вопросы:

  • какие симптомы доминируют;
  • какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается «истощение»;
  • объяснимо ли «истощение» (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными факторами; какой симптом (какие симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние личности;
  • в каких направлениях надо влиять на обстановку в профессиональном коллективе, чтобы снизить нервное напряжение;
  • какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное «выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.

Источник

Аннотация. В статье представлены результаты исследования эмоционального выгорания педагогов системы образования. Основными составляющими этого синдрома является чувство эмоционального и физического истощения, вызванного эмоциональной перегрузкой. Исследование синдрома эмоционального выгорания педагогов проведено по методике «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко.
Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, эмоциональное истощение, стресс, педагоги.

Ряд профессий, связанных с интенсивными межличностными  взаимодействиями, сопровождается повышенными эмоциональными нагрузками на работника. В категорию, так называемых, «помогающих профессий», входят работники сервисных служб, медицинской, психологической, социальной, юридической сфер, специалисты, связанные с работой в условиях экстремальных ситуаций (пожарные, спасатели, военные, работники правоохранительных органов), учителя (Н.Е. Водопьянова, Н.В. Гришина, В.Е. Орел, Е.С. Старченкова) [1]. Педагоги оказываются беззащитными перед наличием таких явлений, как информационные перегрузки, социальная защищенность, многофункциональность деятельности, постоянные психотравмирующие ситуации (Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Коржова, и др.). Происходит формирование синдрома эмоционального выгорания [2].

Основу синдрома, по мнению К.Маслач, составляют многие симптомы: чувство эмоционального истощения, изнеможения; дегуманизация, деперсонализация – формирование отрицательного отношения к ученикам;  негативное самовосприятие в профессиональном плане [3].

С целью изучения эмоционального выгорания нами проведено исследование, в котором приняли участие 33 педагога. По методике «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко [4] определили уровень эмоционального выгорания у молодых специалистов в системе образования г. Челябинска. Педагогический стаж педагогов от 0 до 5 лет.

В таблице 1 приведены данные о количестве педагогов, имеющих сформированные или формирующиеся фазы «эмоционального выгорания». 

Таблица 1

Уровень развития фаз «эмоционального выгорания» (в % к количеству опрошенных)

Уровень развития фаз

Название фаз

Напряжение

Резистенция

Истощение

Складывается

28%

44%

28%

Сложился

28%

48%

20%

В эту таблицу мы разместили результаты исследования уровня «эмоционального выгорания» педагогов по трем фазам  (напряжение, резистенции и истощения).

Более всего проявляются симптомы резистентной фазы «эмоционального выгорания» (у 15 педагогов из 33 (у 44%); а 16 педагогов испытывают уже сложившееся психическое состояние резистенции (рис.1).

Результаты исследования синдрома эмоционального выгорания педагогов
Рис.1. Проявление синдрома «эмоционального выгорания» педагогов по фазе «резистенция»

На втором месте по проявлению можно констатировать «напряжение» как фазу «эмоционального выгорания». В начале этой фазе находятся 28% (9 человек) педагогов, сформировалось напряжение тоже у 28% (9 человек). Эти педагоги ощущают воздействие психотравмирующих факторов, возрастает напряжение, которое проявляется в отчаянии и негодовании. Но они пока еще не испытывают недовольства собой в профессии и конкретными обстоятельствами на рабочем месте. Но и у них случаются ситуации, неразрешимость которых в совокупности приводит к развитию «эмоционального выгорания». У педагогов проявляется повышенная совестливость и чувство ответственности, это нагнетает напряжение, а на последующих этапах «выгорания» может провоцировать деструктивную психологическую защиту. Педагоги испытывают напряжение в форме переживания ситуативной и личной тревоги, разочарование в профессии. Следует отметить, что у 15 человек напряжение наблюдается в самой начальной стадии (рис.2).

Результаты исследования синдрома эмоционального выгорания педагогов
Рис.2. Проявление синдрома «эмоционального выгорания» педагогов по фазе «напряжение»

И на третьем месте по проявлению эмоционального выгорания находится фаза «истощения».

Результаты исследования синдрома эмоционального выгорания педагогов Рис.3. Проявление синдрома «эмоционального выгорания» педагогов по фазе «истощение» 

Получается, что у значительной части педагогов сопротивление действию стрессогенных факторов находится на стадии резистенции. Вместе с тем у 28% (9 человек) педагогов начинает складываться, а у 7 педагогов (20%) уже наблюдается истощение нервной системы. Среди наших испытуемых больше педагогов, эмоциональное выгорание которых характеризуется резистенцией и истощением.

В таблице 2 приведены данные о частоте различных проявлений фазы такой фазы эмоционального выгорания как «резистенция».

Таблица 2

Уровень проявления симптомов фазы «резистенция» (в % к количеству опрошенных) 

Уровень сформированности симптомов

Название симптомов

Неадекватность эмоций

Нравственная дезориентация

Экономия эмоций

Упрощение проф. обяз.

Складывается

28%

20%

16%

24%

Сложился

72%

44%

40%

56%

Доминирует

52%

28%

32%

36%

На фазе эмоционального выгорания «резистенция» доминирующим симптомом является симптом «неадекватного эмоционального реагирования». Этот симптом сложился у 72% педагогов, у 28% он начинает складываться. Сформированность названного симптома говорит, о том, что профессионал перестает улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися эмоциями: экономным проявлением эмоций и неадекватным избирательным реагированием. Неадекватная «экономия» эмоций ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования в ходе рабочих конфликтов. При этом человеку кажется, что он поступает допустимым образом. Субъект общения фиксирует при этом иное – эмоциональную черствость, равнодушие и неуважение к личности.

Читайте также:  Развиваем речь у детей с синдромом дауна

Далее следует симптом «упрощение или редукция профессиональных обязанностей». Этот симптом сложился у 56% педагогов и начинает складываться у 24% педагогов. На этом уровне проявляются попытки облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат. Одним из примеров такого упрощения является недостаток элементарного внимания к учащимся и коллегам.

Следующим по степени выраженности является симптом «расширения сферы экономии эмоций». Этот симптом сложился у 40% педагогов и складывается у 16% педагогов. На этом уровне форма защиты осуществляется вне профессиональной области – в общении с родными, друзьями. На работе эти люди держатся соответственно нормам, а дома замыкаются или хуже того отстраняются от всех.

Наименее выраженным в данной фазе оказался симптом «эмоционально нравственной» дезориентации. Он сложился у 44% педагогов, а складывается этот симптом у 20% педагогов. Для таких педагогов настроение и субъективные предпочтения влияют на выполнение профессиональных обязанностей. Педагог пытается решать проблемы подопечных по собственному выбору, определяет достойных и недостойных, «хороших» и «плохих». В целом фаза «резистенция» сформировалась у 48% педагогов, находится в стадии формирования у 44%.

Результаты исследования показывают, что приспособление организма к действию стресса у педагогов происходит за счет, в первую очередь,  повышения избирательности восприятия травмирующей ситуации и искаженного, в связи с этим, эмоционального реагирования на ситуацию. Помимо этого, в качестве способов снижения психоэмоцинального напряжения используются упрощение профессиональных обязанностей, размывание морально – нравственных ориентиров и снижение чувствительности и эмоционального реагирования на стрессовые ситуации.

В таблице 3 приведены данные о частоте различных проявлений фазы «истощения».

Таблица 3

Величина симптомов фазы «истощения» (в % к количеству опрошенных) 

Уровень сформированности симптомов

Название симптомов

Эмоциональный дефицит

Эмоц.отстраненность

Личностная отстраненность

Психосомат. нарушения

Складывается

24%

12%

48%

24%

Сложился

28%

16%

12%

36%

В фазе «истощения» доминирующим является симптом «личностной отстраненности». Он уже сложился у 48% из обследованных нами педагогов, а складывается этот симптом всего у 12% педагогов. Симптом проявляется в процессе общения в виде частичной утраты интереса к субъекту профессиональной деятельности.

Следующим по степени выраженности является симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений». Симптом сложился у 36% педагогов; складывается – у 24%.

Симптом «эмоционального дефицита» сложился у 28% а складывается – у 24% педагогов. Он проявляется в ощущении своей неспособности помочь субъектам своей деятельности в эмоциональном плане, человек не может войти в их положение. При этом личность переживает проявления этих ощущений. Если положительные эмоции проявляются все реже, а отрицательные чаще, значит симптом усиливается.

Грубость, раздражительность, обиды – все это проявления симптома «эмоционального дефицита».

Наименее выраженным оказался симптом «эмоциональной отстраненности». Он сложился у 16% педагогов, а складывается у 12%. Педагоги, пораженные этим симптомом, почти полностью исключают эмоции из профессиональной деятельности. Их почти не волнуют, не вызывают эмоционального отклика ни позитивные обстоятельства, ни негативные. В целом фаза «истощения» сформировалась у 20% педагогов, а стадия формирования у 28%.

Таким образом, мы видим, что наибольший процент педагогов находится во второй фазе «эмоционального выгорания», в фазе «резистенция – сопротивления»; у 48% педагогов эта фаза сложилась и у 44% складывается; в фазе «истощения» находятся 20% педагогов; у 28% эта фаза начинает складываться.

Эмоциональному выгоранию в большей степени подвержены те педагоги, которые работают с высокой самоотдачей, ответственностью, установкой на инновационный процесс (Долгова В.И., Буслаева М.Ю., Капитанец Е.Г., [5, 6, 7]).

Стадия «истощения» уже начинает складываться у 48% педагогов, причем приспособление к ситуациям повышенного психического напряжения осуществляется у них за счет развития психосоматических заболеваний, а также сужения способов эмоционального реагирования на проблемы, возникающие на работе.

Полученные данные позволили разработать программу профилактики эмоционального выгорания педагогов, включающую проведение тренинга по развитию конструктивных психологических защит у молодых педагогов в стрессовых ситуациях (В.И. Долгова, О.А. Кондратьева [8]), и тренинга по развитию профессионально важных качеств у педагогов (В.И. Долгова, В.К. Шаяхметова [9]).

При проведении профилактической работы с педагогами рекомендуется снижать темп предъявления информации, давать отсрочки для принятия решений. С педагогами для предотвращения снижения восприятия к поступающей информации необходимо проводить занятия по развитию креативности, гибкости мыслительных процессов. Необходимо также проводить педсоветы, методические объединения, консилиумы с применением активных методов обучения, в том числе мозгового штурма.

Выводы:

По результатам диагностирования мы определили уровень «эмоционального выгорания». У большинства педагогов 28% (9 человек) начинает складываться, а у определенного количества педагогов 20% (7 человек) уже сложилась стадия «истощения» нервной системы. Стадия «резистенция» начинает складываться у 44% (15 человек) педагогов, а у 48% (16 человек) эта стадия уже сложилась. Полученные нами данные, свидетельствуют, что фаза «напряжения» начинает складываться у 28% (9 человек)  педагогов и у такого же количества педагогов 28% (9 человек) эта фаза уже сложилась. В процессе  проведения целевой программы по снижению уровня «эмоционального выгорания» большинство педагогов  могут справиться с негативными проявлениями его синдрома.

 Ссылки на источники 

  1. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 336 с.
  2. Коржова Е.Ю. Представления о здоровье личности в отечественных психологических подходах// Вестник Смоленского государственного университета. – 2012. –  Т.20. – №4. – С. 16-20.
  3. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются [Электронный ресурс]. –  Режим доступа: // URL:https://hr.qetu.net/pages/professional_noe_vygoranie_kak_lyudi_spravlyayutsya.html
  4. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении/В.В. Бойко. – СПб.: Питер, 1999. – 105 с.
  5. Долгова В.И. Simulation of the formation of emotional stability of personality // В сборнике: HEALTH AS A FACTOR OF QUALITY AND LIFETIME OF BIOLOGICAL SPECIES Materials digest of the XXXVIII International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in medicine, pharmaceutics and veterinary sciences. (London, December 05 – December 10, 2012). Chief editor – Pavlov V. V.. –  London, 2013. – С. 67-70.
  6. Долгова В.И., Буслаева М.Ю. Формирование эмоциональной устойчивости молодых специалистов в образовательной среде педагогического вуза // Письма в Эмиссия.Оффлайн: электронный научный журнал. – 2013. – № 12. – С. 2113.
  7. Капитанец Е. Г. Исследование формирования синдрома эмоционального выгорания педагогов // Концепт. – 2015. – № 02 (февраль). – ART 15047. – URL: https://e-koncept.ru/2015/15047.htm. – Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X.
  8. Долгова В.И., Кондратьева О.А. Психологическая защита: монография. –  М.: Издательство Перо, 2014. – 160 с.
  9. Долгова В.И., Шаяхметова В.К. Инвариантность профессионально важных качеств: монография – Челябинск: ООО «Издательство РЕКПОЛ», 2009. –  314 с.

Источник