Ринолалия код по мкб

Ринолалия код по мкб thumbnail
Шифр Расшифровка
Методические рекомендации по использованию Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, десятого пересмотра в диагностической деятельности центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации
/ М-во образования Респ. Беларусь. – Минск, 2002.
Модели диагностики и лечения психических и поведенческих расстройств: Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.08.1999 г. № 311 // Логопед. – 2004. – № 4. Логопед. – 2005. – № 1.
Логопед. – 2005. – № 3.
F80 – специфические расстройства развития речи и языка    
F80.0–специфические расстройства речевой артикуляции дислалия дислалия
F80.1–расстройство экспрессивной речи моторная алалия
 
1. задержки (нарушения) речевого развития, проявляющиеся в общем недоразвитии речи (ОНР) I – III уровня;
2.моторная алалия;
3. моторная афазия.
F80.2–расстройство рецептивной речи сенсорная алалия 1. сенсорные агнозии (словесная глухота);
2. сенсорная алалия;
3. сенсорная афазия.
F80.3–приобретенная афазия и эпилепсия детская афазия  
F80.9–расстройства развития речи и языка, неуточненные неосложненный вариант ОНР, ОНР невыясненного патогенеза  
F80.81–задержки речевого развития, обусловленные социальной депривацией   1. задержка речевого развития вследствие педагогической запущенности;
2. физиологическая задержка развития речи.
F81–специфические расстройства развития школьных навыков    
F81.0–специфическое расстройство чтения дислексия, в т.ч. в сочетании с дисграфией дислексия
F81.1–специфическое расстройствоспеллингования дисграфия дисграфия
F81.2–специфическое расстройствосчета дискалькулия дискалькулия
     
F98.5–заикание (запинание) заикание заикание
F98.6–речь взахлеб тахилалия  
     
R47.0–афазия афазия  
R47.1–дизартрия, анартрия дизартрия, анартрия  
R49.0 – дисфония дисфония  
R49.1–афония
 
афония  
R49.2–открытая и закрытая гнусавость открытая и закрытая ринолалия  

Классификация недоразвития речи у детей (по А.Н. Корневу)[9]:

Принципы построения классификации:

– клинико-патогенетический принцип

– многомерный подход к диагностике

– мультидисциплинарный подход

– системно-функциональный подход

А. Клинико-патогенетическая ось

1. Первичное недоразвитие речи (ПНР)

1.1.Парциальное ПНР

а) функциональная дислалия

б) артикуляторная диспраксия

– дисфонетическая форма

– дисфонологическая форма

– динамическая форма

в) дизартрия развития

г) ринолалия

д) дисграмматизм

1.2. Тотальное ПНР

Алалический вариант нарушения («миксты»)

а) моторная алалия

б) сенсорная алалия

2. Вторичное недоразвитие речи (ВНР)

2.1. Вследствие умственной отсталости

2.2. Вследствие тугоухости

2.3. Вследствие психической депривации

3. Недоразвитие речи смешанного происхождения

3.1. Параалалический вариант тотального недоразвития речи (ТНР)

3.2. Клинические формы со сложным типом нарушения («миксты»)

Б. Нейропсихологическая ось (синдромы и механизмы нарушения)

1. Синдромы неврологического уровня

Синдромы центрального полиморфного тотального нарушения звукопроизношения органического генеза (синдромы дизартрии развития)

2. Синдромы гностико-праксического уровня

2.1. Синдром функциональных нарушений отдельных фонетических характеристик звуков речи (дислалия)

2.2. Синдромы центральных полиморфных избирательных нарушений звукопроизношения (синдромы артикуляторной диспраксии)

– Синдром дисфонетической артикуляторной диспраксии

– Синдром дисфонологической артикуляторной диспраксии

– Синдром динамической артикуляторной диспраксии

– Синдром задержки лексико-грамматического развития

3. Синдромы языкового уровня

3.1. Синдром экспрессивного фонологического недоразвития (в составе моторной алалии)

3.2. Синдром импрессивного фонологического недоразвития (в составе сенсорной алалии)

3.3. Синдромы лексико-грамматического недоразвития

а) с преобладанием нарушения парадигматических операций (морфологический дисграмматизм)

б) с преобладанием нарушения синтагматических операций (синтаксический дисграмматизм)

4. Нарушения со смешанным механизмом (гностико-праксического и языкового уровней)

4.1. Синдром вербальной диспраксии

4.2. Синдром импрессивного дисграмматизма

4.3. Синдром полиморфного экспрессивного дисграмматизма

4.4. Синдром несформированности фонематических представлений и метаязыковых навыков

В. Психопатологическая ось (ведущий психопатологический синдром)

1. Синдромы психического инфантилизма

2. Неврозоподобные синдромы

3. Психоорганический синдром

Г. Этиологическая ось

1. Конституциональная (наследственная) форма НР

2. Соматогенная форма НР

3. Церебрально-органическая форма НР

4. Форма НР смешанного генеза

5. Депривационно-психогенная форма НР

Д. Функциональная ось (степень дезадаптации)

1. Тяжесть речевых нарушений

I степень – легкие нарушения

III степень – нарушения средней тяжести

III степень – тяжелые нарушения

2. Степени выраженности социально-психологической дезадаптации

а) легкая б) средней тяжести в) тяжелая

[1] Лопатина Л.В. Методические рекомендации к проведению диагностики речевых нарушений у детей дошкольного и школьного возраста // Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей: сб. метод. рек. – СПб., М.: САГА: ФОРУМ, 2006. – С. 4 – 36.

[2] Методические рекомендации по использованию Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, десятого пересмотра в диагностической деятельности центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации / М-во образования Респ. Беларусь. – Минск, 2002.

[3] Лопатина Л.В. Методические рекомендации к проведению диагностики речевых нарушений у детей дошкольного и школьного возраста // Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей: сб. метод. рек. – СПб., М.: САГА: ФОРУМ, 2006. – С. 4 – 36.

[4] Лалаева Р.И. Методические рекомендации по логопедической диагностике // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. метод. рекомендаций / Сост. В.П. Балобанова и др. – СПб.: Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2000. – С. 5–14.

[5] Прищепова И.В. Логопедическая работа по формированию предпосылок усвоения орфографических навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи. Автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.03 / Российск. гос. пед. ун-т. – Л., 1993. – 16 с.

[6] Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учеб.-метод. пособие. – СПб.: ИД «МиМ», 1997. – 286 с.

[7] Лалаева Р.И. Методические рекомендации по логопедической диагностике // // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. метод. рекомендаций / Сост. В.П. Балобанова и др. – СПб.: Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2000. – С. 5–14.

Лалаева Р.И. Проблемы логопедической диагностики // Логопедия сегодня. – 2007. – № 3. – С. 37 – 43.

[8] Лопатина Л.В. Методические рекомендации к проведению диагностики речевых нарушений у детей дошкольного и школьного возраста // Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей: сб. метод. рек. – СПб., М.: САГА: ФОРУМ, 2006. – С. 4 – 36.

Читайте также:  Дгпж предстательной железы код мкб

[9] А.Н. Корнев Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. СПб., 2006.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник

Содержание

  1. Описание
  2. Дополнительные факты
  3. Симптомы
  4. Классификация
  5. Причины
  6. Диагностика
  7. Лечение
  8. Прогноз
  9. Профилактика

Названия

 Название: Ринолалия.

Ринолалия

Описание

 Ринолалия. Расстройства артикуляции и голосообразования, обусловленные дефектами строения и функционирования речевого аппарата. Ринолалия характеризуется грубыми искажениями звукопроизношения, назализацией согласных и гласных звуков, вторичным нарушением фонематических процессов и письменной речи, недоразвитием лексико-грамматической стороны речи. Диагностическое обследование при ринолалии включает консультацию отоларинголога, челюстно-лицевого хирурга, логопеда для выявления анатомических и функциональных дефектов артикуляционного аппарата и степени нарушения всех сторон речи. С целью преодоления ринолалии может проводиться хирургическое, физиотерапевтическое, ортодонтическое лечение; психотерапия, логопедическая работа.

Дополнительные факты

 Ринолалия – искажение звукопроизношения и тембра голоса вследствие нарушения нёбно-глоточного смыкания. Ринолалия встречается с частотой 1 случай на 760 человек. Некоторые авторы рассматривают ринолалию как форму механической дислалии, однако общепринятым в современной логопедии является выделение ринолалии в самостоятельное нарушение речи. Для обозначения ринолалии в литературе иногда используются термины «гнусавость» или «ринофония», однако оба этих понятия недостаточно полно отражают суть речевого нарушения, поскольку указывают лишь на специфическое нарушение голоса (назализацию), в то время как при ринолалии страдает артикуляционная и акустическая сторона речи.
 Многообразие и сложность расстройств, лежащих в основе ринолалии, обусловливают необходимость участия в ее преодолении специалистов в области хирургической стоматологии, ортодонтии, отоларингологии, логопедии, психологии.

Ринолалия
Ринолалия

Симптомы

 Ассоциированные симптомы: Диспросодия. Замена звуков. Замкнутость. Искажение звуков. Кашель. Невнятность речи. Раздражительность. Ротацизм. Сигматизм.

Классификация

 Механизм развития ринолалии связан с нарушением взаимодействия носовой полости и ротоглотки. В зависимости от особенностей этого нарушения принято выделять открытую и закрытую форму ринолалии. С учетом возможных причин (анатомических дефектов или нарушения функции речевого аппарата) каждая из форм может быть органической и функциональной.
 Открытая ринолалия характеризуется наличием постоянного открытого сообщения между носовой и ротовой полостью, что обусловливает свободное прохождение воздушной струи одновременно через нос и рот в процессе речи и возникновение носового резонанса при фонации.
 Закрытая ринолалия связана с наличием препятствия, преграждающего выход воздушной струи через нос. В зависимости от уровня расположении анатомического препятствия (полость носа или носоглотка) выделяют соответственно закрытую переднюю и закрытую заднюю ринолалию.
 При сочетании непроходимости носа и недостаточности небно-глоточного кольца, говорят о смешанной ринолалии. В этом случае отмечается отсутствие носовых звуков и назальный оттенок голоса.

Причины

 По времени возникновения открытая органическая ринолалия может быть врожденной или приобретенной. Врожденная открытая ринолалия встречается у детей с расщелинами мягкого и твердого нёба («волчьей пастью»), расщеплением альвеолярного отростка верхней челюсти и верхней губы («заячьей губой»), укорочением мягкого нёба, раздвоением или отсутствием маленького язычка, скрытыми (субмукозными) расщелинами твердого нёба. Причинами врожденных расщелин лица может служить заражение беременной на ранних сроках гестации токсоплазмозом, гриппом, краснухой, паротитом и тд инфекциями; контакт с ядохимикатами и другими вредными веществами, курение, употребление наркотиков и алкоголя во время беременности, стрессы, эндокринные нарушения у будущей мамы. Критическим периодом для формирования расщелин лица служит 7-8 неделя эмбриогенеза.
 Приобретенная открытая органическая ринолалия возникает в результате рубцовых деформаций, травматической перфорации нёба, параличей и парезов мягкого нёба, обусловленных ранением или опухолевой компрессией языкоглоточного или блуждающего нервов.
 Случаи открытой функциональной ринолалии встречаются после удаления аденоидов или при постдифтерийных парезах мягкого неба. При этом наблюдается недостаточный подъем мягкого неба и неполное нёбно-глоточное смыкание при фонации.
 Причинами закрытой органической ринолалии выступают различного рода анатомические изменения в носовой полости или носоглотке. Передняя закрытая ринолалия может быть связана с наличием искривления носовой перегородки, полипов носа, гипертрофии слизистой, опухолей полости носа. Задняя закрытая ринолалия вызывается аденоидами, полипами, фибромами носоглотки, ростом непарной глоточной миндалины.
 Закрытая функциональная ринолалия возникает при гипертонусе мягкого неба, препятствующем выходу воздушной струи через нос. Данное состояние может развиваться вследствие аденоидэктомии, неврологических нарушений, а также на фоне копирования гнусавой речи окружающих.

Диагностика

 Обследование детей и взрослых с ринолалией многопланово и проводится различными специалистами: отоларингологом, челюстно-лицевым хирургом, ортодонтом, неврологом, фониатром, логопедом, дефектологом, психологом. Наиболее важными инструментальными исследованиями, позволяющими выявить причины ринолалии, служат рентгенография носоглотки, риноскопия, фарингоскопия, электромиография и тд.
 При логопедическом обследовании больного с ринолалией основное внимание уделяется оценке строения и подвижности артикуляционного аппарата, физиологического и фонационного дыхания, нарушений голоса. Для выявления открытой ринолалии используется проба Гутцмана – произнесение гласных [а] и [и] с попеременным закрытием и открытием носовых ходов. При зажатых ноздрях звуки заглушаются, одновременно логопед ощущает пальцами сильную вибрацию крыльев носа. Затем исследуется звукопроизношение всех гласных и согласных звуков, просодическая сторона речи, фонематические процессы, состояние лексики и грамматики; у школьников – состояние чтения и письма.
 На основании медицинской диагностики и обследования устной речи намечается план лечебной и коррекционно-педагогической работы при ринолалии.

Лечение

 При органических формах ринолалии требуется устранение анатомических дефектов: изготовление глоточного обтуратора, хирургическая коррекция деформаций лица (уранопластика, велофарингопластика, хейлопластика), аденотомия, полипотомия носа, септопластика, удаление новообразований глотки и пр. Главная роль в лечении функциональной ринолалии принадлежит физиотерапии и психотерапии. Медицинское воздействие дополняется дифференцированной логопедической работой. Особенности коррекционного процесса рассмотрим на примере ринолалии при нёбных расщелинах.
 Логопедические занятия по коррекции открытой органической ринолалии проводят в до- и послеоперационной периоде. До операции проводится артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, логопедический массаж (пальцевой массаж фрагментов твердого нёба и вибрационный массаж мягкого нёба). На этом этапе необходимо работать над постановкой и автоматизацией доступных звуков (при сохранении их назального оттенка), развивать силу и гибкость голоса, расширять словарь ребенка, воспитывать слуховое внимание и фонематический слух.
 Целью послеоперационной работы по коррекции ринолалии служит закрепление достигнутых навыков в новых анатомических условиях. С этой целью проводится массаж послеоперационных рубцов нёба, развитие полноценного нёбно-глоточного смыкания, выработка дифференцированного ротового и носового выдоха, коррекция звукопроизношения, устранение назального оттенка голоса, ликвидация пробелов в лексико-грамматическом строе и фразовой речи.

Читайте также:  Код мкб фурункул молочной железы

Прогноз

 Функциональная ринолалия, как правило, имеет благоприятный прогноз и устраняется с помощью фониатрических упражнений и логопедических занятий. Эффективность преодоления органической ринолалии во многом определяется результатами хирургического лечения, сроками начала и полнотой логопедической работы.

Профилактика

 Профилактика ринолалии заключается в предупреждении возникновения и своевременном устранении анатомических дефектов и функциональных расстройств речевого аппарата.

Источник

Открытая ринолалия – это комплексное нарушение артикуляционного и фонационного механизмов речи, обусловленное несостоятельностью небно-глоточного смыкания. Сопровождается дефектами звукопроизношения, тембра голоса, назальной окраской речи. На этом фоне вторично нарушается фонематический слух, лексическо-грамматические процессы, овладение письменной речью. Речевая патология диагностируется в рамках обследования речевого аппарата, состояния различных сторон речи, голоса, дыхания. Логопедическая коррекция ринолалии проводится на до- и послеоперационном этапах, включает массаж неба, специальную гимнастику, развитие всех речевых компонентов.

Общие сведения

Открытая ринолалия ‒ врожденная либо приобретенная речевая патология, при которой грубо нарушается артикуляция звуков, голосоподача, просодика. Согласно данным, встречающимся в медицинской литературе, ежегодно в России рождается 3,5-5 тыс. детей с лицевыми расщелинами. Именно они составляют основной контингент пациентов с открытой формой ринолалии. Частота такой патологии составляет 1 случай на 700-1000 новорожденных. Как челюстно-лицевые пороки, так и открытая ринолалия чаще встречаются у лиц мужского пола (соотношение М:Ж = 6:4).

Открытая ринолалия

Открытая ринолалия

Причины

Открытая ринолалия обусловлена наличием аномального сообщения между ротовой и носовой полостью. Причины данного явления могут иметь органическое или функциональное происхождение. Чаще всего этиология открытой ринолалии связана со следующими патологическими состояниями:

  • Врожденные расщелины ЧЛО. К ним относятся несращение верхней губы («заячья губа»), альвеолярного отростка челюсти, твердого и/или мягкого неба («волчья пасть»), укорочение мягкого неба. Данные аномалии могут встречаться изолированно либо в сочетании друг с другом. Особенно тяжелые дефекты речи отмечаются при сквозных расщелинах.
  • Перфорации неба. Травматические повреждения небной кости возникают в результате ранений. Дефекты мягкого и твердого неба могут образоваться при саркоидозе, гранулематозе Вегенера, инфекциях полости рта (туберкулезе, третичном сифилисе). У наркоманов встречается кокаин-индуцированная перфорация неба, вызванная интраназальным применением наркотика.
  • Параличи и парезы неба. Гипокинез мягкого неба может быть обусловлен поражениями языкоглоточного, блуждающего нервов при опоясывающем герпесе, дифтерии. Центральные параличи, сопровождающиеся открытой гнусавостью, развиваются при инсульте, сирингобульбии, опухолях ствола мозга.
  • Рубцы в области неба. Наличие рубцовых изменений ограничивает подвижность небной занавески, затрудняет ее смыкание с задней стенкой глотки. Такими последствиями могут сопровождаться оперативные вмешательства, ожоги, травмы.

Факторы риска

Факторами, способствующими формированию врожденных челюстно-лицевых аномалий и открытой ринолалии, выступают:

  • наследственная отягощенность;
  • негативные влияния на развивающийся плод: радиационное излучение, контакт беременной с промышленными и бытовыми химикатами, бесконтрольный прием ЛС, курение, употребление алкоголя, наркотических веществ;
  • внутриутробные инфекции: коревая краснуха, паротит, токсоплазмоз;
  • дисбаланс нутриентов: гиповитаминозы, гипервитаминозы, дефицит микроэлементов;
  • общие заболевания матери: почечные, эндокринные, сосудистые, анемия;
  • поздняя беременность.

Патогенез

Небо представляет собой горизонтальную диафрагму, разобщающую носовую и ротовую полость. Передние две трети неба представлены костной частью ‒ твердым небом; задняя треть – мышечно-апоневротической пластинкой ‒ мягким небом. Небо принимает участие в обеспечении физиологического акта глотания, фонации, артикуляции.

При небно-глоточного недостаточности изменяется аэродинамический механизм звукообразования. Анатомический или функциональный дефект приводит к невозможности разобщения ротовой и носовой полости. При артикуляции ротовых звуков воздушный поток свободно выходит через нос, что вызывает назальную окраску оральных звуков – ринофонию. К образованию задненебных согласных подключается глоточный резонатор – наблюдается явление фарингализации.

Наряду с фонацией и артикуляцией страдают функции глотания, дыхания. Во время приема пищи происходит регургитация пищи через небное отверстие в полость носа. Вдыхаемый атмосферный воздух, не успевая согреться, сразу попадает в дыхательные пути.

Классификация

В зависимости от возраста манифестации открытая ринолалия делится на врожденную и приобретенную. Первая возникает вследствие внутриутробных пороков, вторая – в результате патологий, развившихся в течение жизни.

По причинам небно-глоточной несостоятельности в практической логопедии различают 3 формы открытой ринолалии:

  • Органическую. Вызвана анатомическими дефектами челюстно-лицевой области.
  • Функциональную. Связана с гипофункцией мягкого неба без явных признаков органического повреждения последнего.
  • Смешанную. Обусловлена сочетанием анатомических и функциональных дефектов смыкания небно-глоточного свода.

Лицевые расщелины - самая частая причина открытой ринолалии у детей

Возможно, здесь скрыты шокирующие фото медицинских операций

Лицевые расщелины – самая частая причина открытой ринолалии у детей

Симптомы открытой ринолалии

Физическое развитие

Наличие врожденной небной расщелины неблагоприятно влияет на физическое развитие ребенка. Из-за того, что молоко попадает в дыхательное горло, с первых дней жизни становится невозможным грудное вскармливание. Так как дети с открытой ринолалией не могут осуществлять полноценные сосательные движения, их вынужденно переводят на зондовое питание, кормят из пипетки или ложечки.

При менее грубых дефектах возникает поперхивание, кашель, срыгивание. Следствием недостаточного питания становится гипотрофия. Нарушение полноценного дыхания и глотания обусловливает рецидивирующие инфекции ЛОР-орагнов: евстахииты, отиты, трахеобронхиты.

У детей с ринолалией отмечается аномальное развитие зубных рядов: прорезываются сверхкомплектные зубы, которые растут в два ряда, вне зубных дуг. Из-за недостаточного питания и дефицита микроэлементов зубы подвержены кариозному разрушению.

Читайте также:  Очаговый атрофический гастрит мкб 10 код

Психический статус

Психический онтогенез при наличии открытой ринолалии может протекать различно. Некоторые дети имеют нормальный интеллект, другие ‒ задержку психического развития или умственную отсталость. Для многих пациентов характерны микропризнаки неврологической дисфункции: асимметрия носогубных складок, нистагм, гипервозбудимость. Отмечается снижение оральной чувствительности, нарушение стереогнозиса.

Речевое развитие

Речевая функция при открытой ринолалии страдает в большей степени. Лепетный период протекает малоактивно, вокализации не получают мелодической окраски, звуки и слоги произносятся монотонно, иногда беззвучно. Появление первых слов задерживается до 2-летнего возраста и позже. Развитие всех сторон речи протекает искаженно.

Ввиду формирования компенсаторной артикуляции (оттягивание корня языка вглубь полости рта и его высокий подъем, недостаточно активное участие губ, гипертонус мимических мышц) искажаются практически все группы звуков. Ротовые фонемы обретают носовую тональность, задненебные – гортанный призвук. Наиболее специфическими для открытой ринолалии являются следующие нарушения:

  • замены, смешения гласных звуков (а-о, о-у, ы-и);
  • усредненное произношение согласных: переднеязычные близки к [Н], губные и губно-зубные – к [М];
  • свистящий и шипящий сигматизм;
  • дополнительные призвуки при произношении согласных: шипение, храп, «щелкающие» шумы, придыхание;
  • отсутствие вибрантов, различные виды ротацизма;
  • дефекты озвончения;
  • замены и редуцирование аффрикат.

Устная речь у ребенка с открытой ринолалией плохо понятна, невыразительна. Неполноценные артикуляционные кинестезии приводят к затруднению формирования фонематического слуха. Это негативно сказывается на становлении письменной речи, обусловливает большое разнообразие дисграфических ошибок: замены, пропуски букв, смешение глухих и звонких, аграмматизмы. Чтение осуществляется с ошибками, в медленном темпе, страдает понимание прочитанного текста.

Осложнения

Пациенты с открытой ринолалией некомфортно чувствуют себя в коллективе сверстников, отличаются замкнутостью, застенчивостью, тяжело переживают насмешки окружающих. Дети часто болеют простудными заболеваниями, инфекциями ЛОР-органов и дыхательных путей. Это приводит к общей астенизации, еще более усугубляет речевые и психологические проблемы. Возможно развитие тугоухости различной степени выраженности.

Малоразборчивость, невнятность речи сопровождается коммуникативными затруднениями, сужением социальных контактов. При относительно благоприятной ситуации в речевом статусе имеется фонетическое или фонетико-фонематическое недоразвитие. Однако часто малый объем речевой практики, а также сопутствующие дизартрия и алалия закономерно ведут к общему недоразвитию речи.

Диагностика

Состояние речевой функции у больных с ринолалией оценивает логопед-дефектолог. С учетом ведущей причины и сопутствующих нарушений могут быть показаны консультации челюстно-лицевого хирурга, оториноларинголога, невролога. Логопедическая диагностика открытой ринолалии включает:

  • Осмотр артикуляционного аппарата. Производится первичная визуальная оценка строения губ, зубных рядов, прикуса, твердого и мягкого неба. Выявляется наличие неоперированных расщелин, послеоперационных рубцов, парезов. Уделяется внимание подвижности губ и языка, активности мимический мускулатуры, переключаемости артикуляционных движений.
  • Исследование дыхательной и фонаторной функции. Определяется тип физиологического дыхания, степень сформированности речевого дыхания, основные характеристики голоса. Для открытой ринолалии типично наличие носовой эмиссии, назализация голоса.
  • Обследование устной речи. Подразумевает анализ звукопроизношения, просодических компонентов, фонематических процессов, словарного запаса, грамматической составляющей. Диагностика проводится с использованием дидактических пособий, подобранных с учетом возраста и интеллекта ребенка. По результатам обследования определяется группа речевого нарушения: ФН, ФФН либо ОНР (его уровень).

Медико-диагностический этап выстраивается, исходя из причинного заболевания и планируемого лечения. Пациенту с челюстно-лицевой патологией может быть назначена ортопантомография, рентгенография верхней челюсти, МСКТ лицевого скелета. При функциональных формах открытой ринолалии выполняется мезофарингоскопия, ЭНМГ, рентгенография носоглотки.

Расщелина лица до и после операции

Расщелина лица до и после операции

Лечение открытой ринолалии

Дооперационный этап

Целью логопедической работы до операции является формирование подготовительной базы для правильной речи. Грамотно организованный коррекционный процесс способствует более гладкому течению послеоперационного периода. Работа при открытой ринолалии ведется в следующих направлениях:

  • постановка речевого (диафрагмально-реберного) дыхания;
  • дифференциация носового и ротового выдоха;
  • активизация мышц небно-глоточного аппарата;
  • постановка звуков, доступных для правильной артикуляции;
  • развитие фонематического слуха;
  • развитие голосовых модуляций.

Хирургическое лечение

В современной челюстно-лицевой хирургии придерживаются тактики раннего оперативного лечения лицевых расщелин. Первичная пластика несращения губы (хейлопластика) выполняется в сроки от 1 месяца до 1 года, операции при дефектах мягкого неба (велофарингопластика) – в возрасте 6-8 месяцев, твердого неба (уранопластика) – от 1 года до 5 лет.

Вторичное устранение послеоперационных дефектов и косметические операции проводятся в школьные годы. Ввиду того, что в большинстве случаев хирургическое лечение осуществляется поэтапно, оно может растягиваться вплоть до подросткового возраста.

Послеоперационный этап

Постоперационный коррекционный маршрут направлен на формирование физиологического и фонационного дыхания, развитие полного небно-глоточного затвора, совершенствование фонетико-фонематических процессов, автоматизацию всех речевых звуков, нормализацию просодики.

Дополнительно ставится задача устранения гиперназализации. При исходном статусе ОНР совершенствуется лексико-грамматический строй языка. Решению поставленных задач способствуют следующие методы:

  • логопедический массаж языка, послеоперационных рубцов, неба;
  • артикуляционная гимнастика для губ, щек, языка, небной занавески;
  • дыхательная гимнастика;
  • голосовые, вокальные упражнения;
  • логопедическая ритмика.

Программа реабилитации лиц с открытой ринолалией проводится до достижения максимально приемлемых результатов. Повторная логопедическая помощь может потребоваться в пубертате (если в период мутации голос вновь приобретает назальный оттенок) или после косметической хейлоринопластики, которая обычно выполняется в 18-20 лет.

Прогноз и профилактика

Полное устранение старого речевого стереотипа у ринолаликов возможно при раннем оперативном вмешательстве (до 1-го года), полноценном коррекционно-восстановительном курсе. У 80% подростков и взрослых, прооперированных в более поздние сроки, сохраняются различные остаточные явления: умеренная гнусавость, дефекты артикуляции, охриплость голоса.

Профилактика открытой ринолалии заключается в предупреждении условий для ее возникновения, в первую очередь, – врожденных расщелин лица. Необходимо минимизировать все вредные воздействия на плод, ответственно подходить к планированию и вынашиванию беременности. После рождения требуется раннее начало и планомерное осуществление логопедической работы, своевременно проведение хирургической коррекции.

Источник