Ронгинская синдром выгорания в социальных профессиях
Исследования стрессоустойчивости человека в различных профессиях показали, что в группе педагогов существует реальная опасность появления симптомов профессионального выгорания (Burnout). В начале 70-х годов американский психолог Х.Фрейденберг [Freudenberg, 1974] впервые использовал этот термин (Burnout – англ. – выгорание) в связи с требованиями к профессиям, связанным с работой с людьми. В литературе, посвященной синдрому выгорания, можно заметить значи-тельное расширение сфер деятельности, в которых появляется такая опасность. К ним относятся: учителя, психологи и педагоги, полицейские, воспитатели детских домов и др. Проведенные в различных странах исследования показывают, что особой «группой риска» являются учителя [Kyriacou, 1987; Maslach, 1982; Cole, Walker, 1989; Arold, Rongiсska, Schaarschmidt, 1998; Wrona-Polaсska, 1998; Kliњ, Kossewska, 1998].
Развитие синдрома профессиональнго выгорания в группе педагогов вызвано специфическими требованиями, предъявляемыми к этому виду деятельности. Сюда можно отнести, прежде всего, стремление к совершенству и нежелание признавать право на ошибки, низкий социальный престиж педагогов, особенно учителей школ, необходимость решения проблем, связанных с трудными учащимися и отсутствие надлежащей психо-педагогической подготовки. Исследования, проведенные нами среди учителей различных типов польских школ, были направлены на выяснения индивидуальных стратегий поведения в ситуации возрастающих требований, вызванных реформой образовательной системы.
В качестве инструмента исследования был использован Опросник Форм Поведения и Переживания, связанных с Работой, в оригинальном сокращении – AVEM (нем. – Arbeitsbezogenes Verhaltens- und Erlebensmuster) У. Шааршмидта и А. Фишера, разработанный в институте психологии потсдамского университета (Schaarschmidt, Fischer, 1996) и адаптированный к польским условиям на кафедре психологии Высшей Педагогической Школы в Зеленой Гуре (Польша) под руковод-ством Т.Ронгинской и В.Гайды. Опросник позволяет выделить 4 типа поведения в ситуациях профессиональной деятельности:
• Тип G – здоровый тип (нем. gesund – здоровый), активный, способный к решению трудных проблем, придающий работе высокое значение, контролирующий собственные энергетические затраты, отмеченный конструктивным способом преодоления ситуаций неудач.
• Тип S – тип экономный, бережливый (нем.
sparsam – экономный, бережливый), со средним уровнем мотивации и профессиональных амбиций, выраженной склонности к сохранению дистанции по отношению к профессиональной деятельности, удовлетворенный результатами своего труда. Психологическое вмешательство может быть направлено на повышение мотивации деятельности (мотивационный тренинг).
• Тип А – тип риска А, соответствующий классическому описанию Фридмана и Розенмана [Friedmana, Rosenmana, 1974], характеризующийся экстремально вы-соким субъективным значением профессиональной деятельности, высокой готовностью к энергетическим затратам, низкой устойчивостью к фрустрации. Высокий уровень негативных эмоций, являющийся следствием неудовлетворенности работой, а также отсутствием социальной поддержки, позволяет отнести этот тип к груп-пе риска с высокой вероятностью быстрого развития синдрома профессионального выгорания.
• Тип B – тип выгорания (англ. burnout – выгорание) отмечен низким субъективным значением деятельности, низкой стрессоустойчивостью, ограниченной спо-собностью к релаксации и конструктивному решению проблем, тенденцией к отказу в трудных ситуациях, постоянным чувством беспокойства и беспредметного страха. Эти симптомы соответствуют картине синдрома профессионального выгорания, описанного Фрейденбергом и Маслач [Freudenberg, 1974; Maslach, 1982].
Исследования, проведенные в группе из 300 учителей, показали, что более половины из них испытывают чувство перегруженности, беспомощности, недостатка социальной поддержки и нежелания выполнять свою деятельность, т.е. проявляют симптомы профессионального выгорания. Распределение четырех типов AVEM выглядит следующим образом: тип G (21%), тип S (11%,), тип А (48%) и тип В (20%). Полученные результаты показывают, что профессия учителя относится сегодня к группе, наиболее подверженной стрессу, и требует принятия соответствующих психопрофилактических мер и прежде всего усиления пихологической подготовки будущих учителей во время обучения в высших учебных заведениях.
Источник
Считается что воспитатели и учителя наиболее склонны к нервным перегрузкам 42%, людей убеждены, что работники образовательных учреждений находятся в условиях эмоциональной перегруженности чаще, чем представители других проф. отраслей. Именно поэтому они более подвержены синдрому эмоционального выгорания. Вместе с тем, по мнению респондентов, журналисты страдают от этого «симптома наше время».
В ТОП-5 профессий, представители которых в большей степени находятся в зоне риска пережить состояние эмоционального выгорания, по сравнению с другими, – это учителя, медики, банкиры, социальные работники и продавцы. Данные опроса показывают, что именно представители социономических профессий (тип работы «человек – человек») подвержены СЭВ (синдрома эмоционального выгорания) больше, чем другие. Считается что воспитатели и учителя наиболее склонны к нервным перегрузкам и эмоциональному выгоранию. 42% опрошенных убеждены, что именно сотрудники образовательных учреждений наиболее часто переживают стрессы на работе. «Не отстают» от них и медицинские работники. Каждый четвертый респондент считает, что в связи с постоянной ответственностью за жизнь и здоровье пациентов медики также довольно часто испытывают нервное перенапряжение, которое может привести к синдрому эмоционального выгорания. Аналогичное количество опрошенных (25%) отмечают, что существенную нагрузку испытывают и представители финансовой сферы. Каждый пятый убежден, что социальные работники довольно часто страдают от эмоционального выгорания. Респонденты считают, что специфика их работы предполагает глубокое погружение в непростые проблемы людей, обращающихся за помощью в центры социальных служб. А вот представители масс-медиа, маркетологи и специалисты PR-сферы, страдают от синдрома эмоционального выгорания в значительно меньшей степени. Сегодня более половины общества находятся в состоянии эмоционального выгорания.
Каждый третий сотрудник имеет опыт пребывания в таком состоянии, но сейчас их эмоциональное здоровье не вызывает беспокойства. Каким образом справляются с эмоциональными проблемами и с синдромом эмоционального выгорания в частности? 47% респондентов считают, что занятия любимым делом является лучшим способом борьбы с любыми эмоциональными и психологическими проблемами. 40% людей уверены, что действовать нужно радикально, поэтому для них единственный эффективный способ противостояния эмоциональной дисгармонии заключается в изменении работы. Треть народа убеждены, что избавиться от ощущения переутомления поможет только здоровый и полноценный сон. Еще треть опрошенных пытаются решить проблему внутреннего дискомфорта и ощущения повышенной тревожности с помощью спорта. Они посвящают много времени активного отдыха, проводят выходные на спортивных площадках, в залах. Каждый четвертый респондент считает, что единственным эффективным методом борьбы с переутомлением или нервной перегрузкой является длительный отдых. В то же время 24% респондентов уверены, что на отдых не стоит тратить много времени. Вполне достаточно провести выходные, не думая о работе. 22% акцентируют внимание на том, что о своем эмоциональном состоянии нужно заботиться постоянно – учиться распределять время на работу и отдых, а также расставлять приоритеты и др.
Если человек будет проводить на работе все время, он будет постоянно сопровождать ощущение эмоционального выгорания. Каждый четвертый респондент считает, что единственным эффективным методом борьбы с переутомлением или нервной перегрузкой является длительный отдых. В то же время 24% респондентов уверены, что на отдых не стоит тратить много времени. Вполне достаточно провести выходные, не думая о работе. 22% акцентируют внимание на том, что о своем эмоциональном состоянии нужно заботиться постоянно – учиться распределять время на работу и отдых, а также расставлять приоритеты и др. Если человек будет проводить на работе все время, он будет постоянно сопровождать ощущение эмоционального выгорания. 14% респондентов находят отдых в семейном кругу, так как считают, что человек может справиться со своими проблемами именно благодаря поддержке родных. Такие методы профилактики и борьбы с эмоциональным выгоранием, как медитации или аутотренинга. Только 7% опрошенных практиковали подобные инструменты работы с собой. Опрос свидетельствует о том, что, когда речь идет об оздоровлении и борьбе с эмоциональным выгоранием, люди предпочитают пребыванию с родными или близкими, а также любимому хобби или спорта.
Источник
“Выгореть можно лишь после того, как мы горели” – Анна Кушнерук экспертно о том, как преодолеть эмоциональное выгорание.
Анна Кушнерук – известный психоаналитик, специалист в области прикладного психоанализа, бизнес-психолог. Еstet-portal.com пообщался с профессионалом на актуальную тему – синдром эмоционального выгорания.
Анна Кушнерук экспертно о том, как преодолеть эмоциональное выгорание
Эмоциональное выгорание – платформа для постоянного безвозвратного оттока энергии
Еstet-portal.com уточнил у эксперта, что представляет собой это явление. Эмоциональное выгорание способно привести нас к тяжелейшей клинической картине.
Анна, в чем первопричина возникновения эмоционального выгорания?
А.К. Это явление прежде всего касается нашей профессиональной деятельности, но уверяю Вас, эмоциональное выгорание – вот платформа для того, чтобы происходил постоянный безвозвратный отток энергии в любом направлении (будь то профессия или любовная жизнь).
Выгореть можно лишь после того, как мы горели: пылали страстью, энергией, идеей, творчеством и верой в то, что это приведёт нас к нашему представлению об успехе. Но случается так, что мы (ежедневно повторяя истощающий набор однотипных действий), утрачиваем смысл продолжать.
Утрата смысла проявляется в трех направлениях:
- отсутствие желанной (необходимой) обратной связи от близких, коллег, руководителей;
- отсутствие достаточного вознаграждения;
- отсутствие возможности конвертировать свои затраты в возможность жить комфортно, отдыхать, позволять себе радости (как материально, так и пользуясь самым ценным ресурсом – временем.
Синдром эмоционального выгорания: в чем его опасность
Опасность выгорания в том, что оно способно привести нас к тяжелейшей клинической картине, к депрессии! И это – вовсе не плохое настроение или хандра, а утрата чувства и желания во всем.
Кто в группе риска
В группе риска находится каждый, кто стремится жить “модно” и в духе времени: быть максимально функциональным и эффективным.
Как психоаналитика меня ужасает то, насколько сегодня востребовано болезненное состояние, дисгармоничное, убийственное для нашей психики.
По сути, это – стремление к маниакальному состоянию:
В группе риска те, кто не выдерживает и не отстаивает свои границы. Тот, кто не может сказать себе – «Стоп» и другим – «Нет».
Профвыгоранию больше подвержены мужчины или женщины?
В силу нашей нервной конституции и предрасположенности, женщины с меньшими усилиями способны ежедневно повторять рутинные действия и при этом “не сходить с ума”. Мужчины больше страдают от монотонности. Но хаос – беспорядок – постоянное выживание в бардаке и тщетные попытки его упорядочить – это путь к выгоранию.
Если быт и рутину превратить в уют и гармоничный упорядоченный распорядок – жить будет приятней.
21 век даёт возможность обоим полам быть востребованными в культуре. Замыкаться в рамках дома, кабинета, пола и отношений – вот дорога в никуда!
Профессиональное выгорание: какие его основные симптомы
Какие стадии развития синдрома?
Мне бы не хотелось уходить в стадийность, но важно обозначить главное: ежедневные «потерплю», «ещё немного», «ничего, не сахарный», «ок, уступлю», «посплю потом», «пропущу обед и сегодня», «потерплю и не пойду в туалет ещё часок» – это все как снежный ком наворачивается и окутывает нас пассивностью и отсутствием желания продолжать.
Как можно предупредить появление синдрома?
Все секреты и советы прописаны и доступны нам. Это принципы ЗОЖ:) Главное – найти комфортный для себя образ жизни, а не ставить рекорды своей ответственностью, и соблюдать правила здорового питания и тренировок. Радовать себя! Украшать свою жизнь приятными встречами, порядком, последовательностью. Позволить себе путешествия, новые знакомства, продолжать учиться! Всю жизнь.
Влюбляться. Это – лучшее лекарство.
Лечение синдрома профвыгорания: профессиональная помощь и методы самопомощи
Метод самопомощи – отказаться от нарциссического стремления “быть идеальным”. Признать себя живым, разным. Обнаружить себя человеком, который нуждается в поддержке и гармонии. Психотерапия – это возможность познакомиться с собой и перестать полагаться на чьи-то ожидания.
Антидепрессанты и седативные – необходимость при лечении или способ на время убрать симптомы?
Рекомендовать их назначение имеет право только профильный специалист. Самоназначение препарата приведет к трагедии. Чаще всего, психотерапия и гармонизация образа жизни справляются просто прекрасно!
Могут ли близкие люди помочь человеку, у которого есть симптомы профвыгорания?
Да, они могут перестать критиковать и оценивать, волноваться, требовать помощи и внимания,
и просто сказать: «Я люблю тебя и ценю, я вижу, как много ты трудишься, и мне кажется, что это по-настоящему тяжело. Я готов попытаться облегчить твою жизнь тем, что буду выполнять твои просьбы. Ты можешь ко мне обращаться». Этого достаточно.
Одна профессия на всю жизнь – пережиток прошлого или оптимальный вариант?
Мы сегодня все – мультифункционалисты. Люди, которые могут найти себя в множестве даже не смежных направлений!
Образование – не равно профессия! Выбор, сделанный в 20 лет, не обязан длиться до последнего вздоха. Важно продолжать учиться и помнить, что в этой жизни можно и нужно успеть все, к чему стремится душа. Чаще всего, это смежное с детской игрой.
Можно ли избежать профвыгорания, работая на протяжении многих лет в одной сфере?
Безусловно! Соблюдая гармоничный для Вас образ жизни. Речь не о равном разделении 100 % времени между 4 основными сферами жизни. Это абсурд! В какие-то периоды совершенно уместно отдавать 70 % своего времени 1 направлению (например, новорождённый малыш, или любовные отношения, или прощание с близким человеком, который покидает этот мир).
Задача – научиться себя слышать, а не слушаться Сверх – Я (одна из структур нашего психического аппарата, которая очень условно диктует нам «ты должен»).
Некоторые (а, возможно, и многие) убеждены: «работа на то и работа, чтобы страдать от отпуска до отпуска». Имеет ли такой способ мышления право на жизнь, и как можно искоренить эту установку?
Работа – это 70% нашего жизненного времени. Посчитайте, сколько жизни можно “прострадать” и вспомните, что жизнь конечна. Работа – это не хобби, она может быть энергозатратной, она может быть сложной! Но она должна давать ресурс жить! Ресурс отдыхать! Интересоваться и главное – развиваться!
Насколько важно человеку найти свое призвание или дело по душе?
Безусловно, это очень важно. Смысл жизни – это жить с мыслью. Призвание – это озвученная мысль жизни.
Несколько Ваших советов, что помогут человеку найти его призвание:
- Пробовать!
- Учиться!
- Путешествовать (не обязательно на другие континенты, можно даже в другой город)!
- Осваивать новые навыки.
- Танцевать! Рисовать! Петь!
Ведь это развитие того, что раньше в душе и теле было невостребованным.
Это – новый круг общения, новые отношения, новый виток жизни.
Подытоживая беседу со специалистом, estet-portal.com отмечает: синдром эмоционального выгорания – актуальная проблема современности, во избежание которой очень важно грамотно распределять нагрузку, научиться слушать себя, находить возможность переключаться с одного вида деятельности на другой, а также не забывать радовать себя, ведь счастье и гармония – ближе, чем нам, порой, кажется.
Читайте также: Синдром выгорания: как это обычно происходит
Читать больше на Estet-portal.com
Источник
64. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал, Т.23, № 3, – 2002.
65. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002. – 702с.
66. Рукавишников А.А. Опыт создания методики для диагностики психического выгорания // Психология и практика. Ежегодник Российского психологического общества. Ярославль, – 1998.
67.Рутман Э. М. Как преод
олеть стресс. – М., 2000.
68. Сандомирский М. Е. Защита от стресса. – М., 2001.
69. Селье Г. Стресс без дисстресса. – М., Прогресс, 1979.
70. Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости – 2002 – № 7, с. 3-9.
71.Социальная психология управления. Свенцицкий А.Л., Ленинград, – 1986.
72.Стресс и тревога в спорте: Международный сборник 84 научных статей. / Сост. Ю. Л. Ханин. – М., 1983
73. Судаков К.В. Системные механизмы эмоционального стресса. М., 1981.
74.Тараненко В. Управление персоналом, корпоративный мониторинг, психодиагностика. Изд-во «Ника-Центр», 2002. – 235с.
75. Трунов Д. Г. “Синдром сгорания”: позитивный подход к проблеме // Журнал практического психолога, N 5, 1998.
76.Уиткин. Защити себя от стресса. – М., 2001.
77. Филина С. О “синдроме профессионального выгорания”: https://psy.1september.ru/articlef.php?ID=200303613Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя. Ж-л «Вопросы психологии», 1994, №6, с. 54 – 67.
78. Фрейденбергер Герберт, Интернет, http: // mm.com.ua
AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA
79.Чернисс К. Профессиональное выгорание: беспокойство за работников и боссов растет. Интернет, https://edinorog.boom.ru
80. Шваб Р., Интернет, https:// psyedy.ru
81. Шеффер Д., Интернет, https:// psyedy.ru
82. Юдиц Ю.А. К проблеме профессиональной деформации. Журнал практического психолога. 1998 г., N 7.
Приложение 1
Методика «Феномен эмоционального выгорания»
Инструкция: «Проверьте себя. Если вы являетесь профессионалом в какой-либо сфере взаимодействия с людьми, вам будет интересно увидеть, в какой степени у вас сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгорания. Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет». Примите во внимание, что, если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности — пациенты, клиенты, потребители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете».
Тест
1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.
2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.
3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).
4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).
5. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения — хорошего или плохого.
6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.
7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть одному, чтобы со мной никто не общался.
8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).
9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.
10. Моя работа притупляет эмоции.
11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.
12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.
13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.
14. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.
15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.
16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.
17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.
18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.
19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.
20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю партнеру меньше внимания, чем положено.
21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.
22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.
23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.
24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.
25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.
26. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.
27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.
28. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т. п.
29. Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.
30. В общении на работе я придерживаюсь принципа: «Не делай людям добра, не получишь зла».
31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.
32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).
33. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.
34. Я очень переживаю за свою работу.
35. Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.
36. При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.
37. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.
38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.
39. Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.
40. Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.
41. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.
42. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) хуже, чем обычно.
43. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.
44. Я обычно проявляю интерес к личности партнера и помимо того, что касается дела.
45. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.
46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души.
47. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.
48. После общения с неприятными партнерами у меня ухудшается физическое или психическое самочувствие.
49. На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.
50. Успехи в работе вдохновляют меня.
51. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной).
Источник