Сбит автомобилем код мкб

Сбит автомобилем код мкб thumbnail
  • Коды МКБ-10
  • V01-Y98
  • V01-V99

Диагноз с кодом V01-V99 включает 12 уточняющих диагнозов (рубрик МКБ-10):

  1. V01-V09 — Пешеход, пострадавший в результате транспортного несчастного случая
    Содержит 7 блоков диагнозов.
    Исключены:
    столкновение пешехода (везущего тележку или коляску) с другим пешеходом (везущим тележку или коляску) (W51.-)
    с последующим падением (W03.-).
  2. V10-V19 — Велосипедист, пострадавший в результате транспортного несчастного случая
    Содержит 10 блоков диагнозов.
  3. V20-V29 — Мотоциклист, пострадавший в результате транспортного несчастного случая
    Содержит 10 блоков диагнозов.
    Включены: мопед мотоцикл с коляской велосипед с мотором скутер с мотором
    .
  4. V30-V39 — Лицо, находившееся в трехколесном моторном транспортном средстве и пострадавшее в результате транспортного несчастного случая
    Содержит 10 блоков диагнозов.
    Включен: трехколесный велосипед с мотором
    .
  5. V40-V49 — Лицо, находившееся в легковом автомобиле и пострадавшее в результате транспортного несчастного случая
    Содержит 10 блоков диагнозов.
    Включен: микроавтобус
    .
  6. V50-V59 — Лицо, находившееся в грузовом автомобиле типа пикап или фургоне и пострадавшее в результате транспортного несчастного случая
    Содержит 10 блоков диагнозов.
    Исключен: тяжелый грузовой транспорт (V60-V69)
    Следующие четырехзначные подрубрики предназначены для использования
    с рубриками V50-V58:.
  7. V60-V69 — Лицо, находившееся в тяжелом грузовом автомобиле и пострадавшее в результате транспортного несчастного случая
    Содержит 10 блоков диагнозов.
  8. V70-V79 — Лицо, находившееся в автобусе и пострадавшее в результате транспортного несчастного случая
    Содержит 10 блоков диагнозов.
    Исключен: микроавтобус (V40-V49)
    Следующие четырехзначные подрубрики предназначены для использования
    с рубриками V70-V78:.
  9. V80-V89 — Несчастные случаи, связанные с другими наземными транспортными средствами
    Содержит 10 блоков диагнозов.
  10. V90-V94 — Несчастные случаи на водном транспорте
    Содержит 5 блоков диагнозов.
    Включены: несчастные случаи, связанные с водным транспортом, используемым в целях отдыха и развлечения
    .
  11. V95-V97 — Несчастные случаи на воздушном транспорте и при космических полетах
    Содержит 3 блока диагнозов.
  12. V98-V99 — Другие и неуточненные транспортные несчастные случаи
    Содержит 2 блока диагнозов.
    Исключен: транспортный несчастный случай, вид транспортного средства не уточнен (V89.-).

В диагноз не входят:
– нападение путем наезда моторным транспортным средством (Y03.-)

– повреждения, не уточненные как случайные или преднамеренные (Y32-Y33)

– преднамеренное самоповреждение (X82-X83)

– транспортные несчастные случаи вследствие воздействия сил природы (X34-X38)

Пояснение к заболеванию с кодом V01-V99 в справочнике МБК-10:

Примечание. Этот блок разделен на 12 групп. Группы, которые относятся к несчастным случаям, связанным с наземным транспортом (V01-V89), указывают вид транспорта пострадавшего; кроме того, они имеют подразделы для идентификации другого участника или типа происшествия. Транспортное средство, которое занимал пострадавший, обозначают первые две цифры; это представляется важным в целях проведения предупредительных мер.

Определения, относящиеся к транспортным несчастным случаям

  • (a) Транспортный несчастный случай (V01-V99) – любой несчастный случай, связанный с устройством, которое прежде всего предназначено или используется в данное время для перевозки пассажиров или грузов.
  • (b) Общественная автомагистраль [шоссе] или улица – вся ширина полосы между границами владений или другими ограничительными линиями всякого проезжего пути или места, какая-либо часть которого открыта для движения общественного транспорта или отдельных лиц согласно обычаю или закону. Проезжая часть – это часть общественной дороги, предназначенная поддерживаемая и обычно используемая для движения транспортных средств.
  • (c) Дорожный несчастный случай – это любой несчастный случай, связанный с моторным транспортным средством, произошедший на общественной автомагистрали [т.е. начинающийся, заканчивающийся или в какой-то степени связанный с нахождением этого средства на автомагистрали]. Предполагается, что мототранспортный несчастный случай произошел на дороге, если не указано другое место, за исключением несчастных случаев, связанных только с недорожным моторным транспортом, которые классифицируются как несчастные случаи, происшедшие не на общественной автомагистрали, если не противоречащих этому указаний.
  • (d) Недорожный несчастный случай – любой несчастный случай, связанный с моторным транспортным средством, происшедший в любом месте, кроме общественной автомагистрали.
  • (e) Пешеход – любое лицо, причастное к несчастному случаю, которое в момент происшествия не находилось в моторном транспортном средстве, поезде, трамвае, гужевом транспортном средстве или другом транспортном средстве, на велосипеде или верхом на животном. Включены: лицо: . меняющее покрышку колеса . занятое наладкой мотора средства передвижения . передвигающееся пешком пользующееся пешеходным средством передвижения, таким, как: . детская коляска . коньки . прогулочная детская коляска . багажная тележка . каталка . роликовые коньки . самокат . роликовая доска . лыжи . сани . кресло на колесах (с мотором)
  • (f) Водитель – лицо, находящееся в мототранспортном средстве и управляющее или намеревающееся управлять им.
  • (g) Пассажир – любое лицо, находящееся в транспортном средстве, но не являющееся водителем. Исключено: лицо, находящееся снаружи транспортного средства, и передвигающееся на нем – см. определение (h)
  • (h) Лицо, находящееся снаружи транспортного средства – любое лицо, передвигающееся на транспортном средстве, но не занимающее место, обычно предназначенное для водителя или пассажиров, или место для перевозки груза. Включены: лицо, передвигающееся (на): . корпусе . бампере . уцепившися за наружную часть . на крыше (раме) . боковой части . подножке
  • (i) Педальное средство передвижения – любое наземное транспортное средство, приводимое в движение только педалями. Включены: двухколесный велосипед трехколесный велосипед Исключен: велосипед с мотором – см. определение (k)
  • (j) Велосипедист – любое лицо, передвигающееся на педальном транспортном средстве или в коляске либо в прицепе, прикрепленных к такому транспортному средству.
  • (k) Мотоцикл – двухколесное моторное транспортное средство с одним или двумя сидениями, иногда имеющее третье колесо для поддержки коляски. Коляска считается частью мотоцикла. Включены: мопед мотороллер мотоцикл: . БДУ . комбинированный . с коляской моторизованный велосипед моторное педальное средство с ограниченной скоростью Исключен: трехколесный велосипед с мотором – см. определение (m)
  • (l) Мотоциклист – любое лицо, передвигающееся на мотоцикле или в прикрепленных к нему коляске либо в прицепе.
  • (m) Трехколесное моторное транспортное средство – моторизованный трехколесный велосипед, используемый в первую очередь на дорогах. Включены: моторный трехколесный велосипед моторизированный рикша трехколесный моторный кар Исключены: мотоцикл с коляской – см. определение (k) специальный вездеход – см. определение (w)
  • (n) Автомобиль – четырехколесное моторное транспортное средство, предназначенное главным образом для перевозки не более 10 человек. Включен: микроавтобус
  • (o) Пикап или фургон – четырех- или шестиколесное мототранспортное средство, предназначенное для перевозки грузов6 масса которых
Читайте также:  Грыжесечение по лихтенштейну код мкб

Классификация и инструкции по кодированию транспортных несчастных случаев

1. Если происшествие не уточнено как дорожное или недорожное, его следует рассматривать как:

  • (a) дорожный несчастный случай, когда его можно классифицировать в рубриках V10-V82 и V87;
  • (b) недорожный несчастный случай, когда его можно классифицировать в рубриках V83-V86. Относимые к этим рубрикам пострадавшие – это пешеходы или пассажиры прежде всего внедорожных транспортных средств.

2. Если несчастный случай связан более чем с одним видом транспортного средства, используется следующий порядок приоритетности рубрик:

  • воздушный и космический транспорт (V95-V97)
  • водный транспорт (V90-V94)
  • другие виды транспорта (V01-V89, V98-V99)

3. Если описания транспортных происшествий не определяют пострадавших как пассажиров транспортного средства, в то время, как имело место:

  • волочение
  • гибель
  • опрокидывание
  • переезд
  • раздавливание
  • ранение
  • удар

любым транспортным средством, эти пострадавшие считаются пешеходами (рубрики V01-V09)

4. Если описание транспортного несчастного случая не определяет роли пострадавшего, в случаях, перечисленных ниже, пострадавший считается пассажиром или водителем:

  • автобуса
  • автомобиля
  • автофургона
  • бульдозера
  • велосипеда
  • водного транспортного средства
  • городского транспорта
  • грузовика
  • космического корабля
  • лодки
  • мотоцикла
  • пикапа (фургона)
  • поезда
  • прогулочного транспортного средства
  • самолета
  • трактора
  • трамвая
  • трехколесного велосипеда с мотором

при:

  • аварии
  • столкновении
  • катастрофе
  • крушении

БДУ

Если в происшествии участвует более, чем одно транспортное средство, не следует предполагать, в каком из них находился пострадавший, исключая ситуацию, когда транспортные средства идентичны. В этих случаях употребляются коды рубрик V87-V88, V90-V94, V95-V97 и принимается во внимание порядок в преимуществе рубрик, приведенный выше в примечании 2.

5. Если транспортный несчастный случай связан с тем, что транспортное средство (моторное) (немоторное):

  • – заносит
  • – выходит из-под контроля из-за:
    • – засыпания водителя
    • – невнимания водителя
    • – поломки механической части
    • – превышения скорости
    • – прокола шины

и в результате происходит столкновение, случай классифицируется как столкновение.

Если столкновения не произошло, случившееся классифицируется как происшествие без столкновения и кодируется в соответствии с типом транспортного средства.

6. Если транспортный несчастный случай, связанный с движущимся транспортным средством, произошел по таким причинам, как:

  • бросок на какую-либо часть или предмет внутри
  • взрыв любой части
  • отравление отработанным газом
  • падение, выпрыгивание или сталкивание с
  • пожар, начавшийся внутри
  • поломка любой части
  • удар движущейся частью
  • удар предметом, брошенным на или внутрь
  • удар предметом, упавшим на или внутрь
транспортного(ым) средства(ом), находящегося в движении,

и результатом явилось столкновение, случай классифицируется как столкновение. Если столкновения не произошло, случившееся классифицируется как происшествие без столкновения и кодируется в соответствии с типом транспортного средства.

7. Наземные транспортные несчастные случаи, описанные как:
• столкновение (вследствие потери управления) (на общественной дороге) мототранспортного средства с:

  • грунтом, вырытым при ремонте дороги
  • деревом
  • дорожным знаком
  • ограждением или забором
  • ограждением опор (моста) (эстакады)
  • оползневой породой (неподвижной)
  • островком безопасности
  • предметом, брошенным перед движущимся мототранспортным средством
  • сооружением, разделяющим полотно дороги по его оси
  • столбом
  • упавшим камнем
  • другим объектом, неподвижным, подвижным или движущимся

включены в рубрики V17.-,V27.-, V37.-,V47.-, V57.-,V67.-, V77.-;
• опрокидывание (без столкновения), включено в рубрики V18.-, V28.-, V38.-, V48.-, V58.-, V68.-, V78.-;
• столкновение с животным (в стаде) (находящемся без присмотра) включено в рубрики V10.-, V20.-, V30.-, V40.-, V50.-, V60.-, V70.-;
• столкновение с повозкой, запряженной животным или животным под седлом, включено в рубрики V16.-, V26.-, V36.-, V46.-, V56.-, V66.-, V76.-.

Читайте также:  Аденоматозный полип код мкб

Источник

Важнейшими демографическими индикаторами являются показатели смертности — наиболее надежные и достоверные показатели состояния здоровья населения.

Для достижения одного из индикативных показателей — показателя смертности от дорожно-транспортных происшествий (далее — ДТП), определенного Указом Президента Российской Федерации №598 от 07.05.12 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» необходимо, чтобы эта информация была достоверной.

Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем, 10-го пересмотра (далее — МКБ-10) при травмах предусмотрено двойное кодирование: один код из класса XIX — код характера травмы, второй — код внешней причины (класс XX) [1, 2]. В мировой статистике код внешней причины считается основным, а код характера травмы — дополнительным.

В Российской Федерации при травмах используют оба кода как равнозначные.

МКБ-10 является официальным юридическим документом, она введена на территории Российской Федерации с 1999 г., соблюдение ее правил обязательно для всех медицинских работников, оформляющих документы, удостоверяющие случаи смерти.

В соответствии с требованиями МКБ-10 к ДТП относятся только несчастные случаи, т.е. такой род смерти, как «убийство», «самоубийство» классификация к ДТП не относит.

Цель данного исследования — изучение использования правил кодирования и выбора первоначальной причины смерти для обеспечения достоверности и международной сопоставимости статистики смертности от ДТП.

Для обеспечения достоверной статистики смертности от ДТП необходимо придерживаться следующих правил.

Медицинские свидетельства о смерти (далее — Свидетельства) выдаются судебно-медицинскими экспертами после проведения исследования трупа.

В Свидетельстве должен быть правильно сформулирован диагноз в соответствии с установленными требованиями [4].

При формулировании диагноз следует рубрифицировать, т.е. представить в виде самостоятельных разделов. Общепринятыми при травмах считаются следующие разделы диагноза:

1) «основное» состояние — травма;

2) осложнения «основного» состояния (травмы), т.е. патологические состояния, причинно связанные с травмой (их следует сгруппировать по степени тяжести, а не по анатомической локализации, например, не «сверху вниз»);

3) внешняя причина «основного» состояния (травмы) — автомобильная, мотоциклетная, велосипедная, троллейбусная, трамвайная травмы, травма с участием специального транспортного средства;

4) фоновые и конкурирующие заболевания и патологические состояния;

5) сопутствующие «основному» состоянию: травмы, отравления, заболевания и патологические состояния.

В пункте 15 Свидетельства в случае ДТП отмечают: «несчастный случай, не связанный или связанный с производством».

Несчастный случай на производстве — событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях как на территории страхователя, так и за ее пределами, либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем, которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть [3].

В пункте 16 Свидетельства указывают: число, месяц, год, время, место происшествия и обстоятельства, при которых произошла травма.

В соответствии с МКБ-10 [1, 2] и Методическими рекомендациями Минздрава России [5] в Свидетельстве должны быть правильно отражены обстоятельства ДТП:

1. Участники ДТП — пешеход, водитель, пассажир; лицо, находящееся снаружи транспортного средства (не пешеход, не водитель, не пассажир).

2. Транспортное средство — велосипед, мотоцикл, автомобиль (легковой, пикап или фургон, грузовой, автобус), трамвай, троллейбус, специальное транспортное средство.

3. Обязательным условием, при котором травма классифицируется как полученная в результате ДТП, является нахождение транспортного средства в движении.

4. Вид ДТП — столкновение с пешеходом, другим транспортным средством (указать каким), столкновение с закрепленным или стационарным объектом (указать каким), опрокидывание, без столкновения.

5. Дорожный несчастный случай классифицируется тогда, когда местом происшествия является «общественная магистраль (прим. авторов — например, шоссе) или улица — вся ширина полосы между границами владений или другими ограничительными линиями всего проезжего пути или места, какая-либо часть которого открыта для движения общественного транспорта» (МКБ-10, т. 1, ч. 2, с. 381).

Обстоятельства ДТП должны быть обязательно взяты из материалов дела (доследственной проверки). Эти сведения по степени информативности должны быть достаточными для правильной формулировки внешней причины ДТП.

Не следует определять транспортный несчастный случай как ДТП, если он произошел вне общественной магистрали или улицы. Такие несчастные случаи должны квалифицироваться как недорожные.

В пункте 19 Свидетельства в части IСбит автомобилем код мкб должна быть указана только одна, наиболее тяжелая травма с соблюдением логической последовательности формулировки диагноза (состояние, записанное на строке ниже, должно являться причиной состояния, записанного строкой выше). В формулировке диагноза в Свидетельстве следует указывать только те медицинские термины, которые позволяют установить код травмы, например, травматическое субдуральное кровоизлияние, разрыв легкого, перелом диафиза бедренной кости и др.

Читайте также:  Очаговая мастопатия код мкб

В случаях, когда характер травмы определить не представляется возможным, используется код Т07 «Множественные неуточненные травмы».

В строке «г» должна быть записана формулировка внешней причины травмы, соответствующая объективно установленным обстоятельствам происшествия, например: «пешеход, пострадавший при столкновении с легковым автомобилем, дорожный несчастный случай», «пассажир легкового автомобиля, пострадавший при столкновении с грузовым автомобилем, дорожный несчастный случай».

В часть II судебно-медицинский эксперт, с учетом особенностей данного конкретного случая, вносит еще 1—2 другие тяжелые травмы, не квалифицируемые как «основное» состояние. Так же в этой части записывают сопутствующие «основному» состоянию травмы, отравления, заболевания и патологические состояния, которые имелись у погибшего и которые способствовали наступлению его смерти.

Всем записанным состояниям должны быть присвоены коды в соответствии с МКБ-10. Для этого используют коды МКБ-10 преимущественно XIX класса «Травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин». Однако могут быть использованы коды, например, из класса XVIII «Симптомы, признаки и отклонения от нормы, выявленные при клинических и лабораторных исследованиях, не классифицированные в других рубриках» (R00—R99).

Код внешней причины должен соответствовать ее формулировке и характеру полученной травмы. Так, полученным при ДТП травмам (разрывам внутренних органов, переломам костей конечностей и др.) соответствуют внешние причины из блока «Транспортные несчастные случаи» (V00—V99) в соответствии с обстоятельствами данного конкретного происшествия.

Из кодов состояний, записанных в части I в строках «а», «б» и «в», должна быть выбрана и подчеркнута причина смерти по характеру травмы («основное» состояние). С 2013 г. этот выбор осуществляют в соответствии с ранговой таблицей ВОЗ [2].

Заполнение графы «Приблизительный период времени между началом патологического процесса и смертью» является обязательным.

При составлении логической последовательности следует помнить, что период времени между началом патологического процесса и смертью на строке ниже не может быть меньше периода, записанного на строке выше. Если пострадавший сразу погиб от полученной в ДТП травмы, то эти промежутки могут быть равны или «неизвестны».

В пункте 20 в случае смерти от ДТП отмечают, в течение какого времени наступила смерть: в течение 30 сут, из них: в течение 7 сут.

В соответствии с МКБ-10 имеются следующие особенности кодирования внешних причин при ДТП.

1. Если происшествие не уточнено как дорожное или недорожное, его следует рассматривать как:

— дорожный несчастный случай, когда его можно классифицировать в рубриках V10—V82, V87;

— недорожный несчастный случай, когда его можно классифицировать в рубриках V83—V86 (МКБ-10, т. 1, ч. 2, с. 385).

2. Опрокидывание (без столкновения) включено в рубрики V18.-, V28.-, V38.-, V48.-, V58.-, V68.-, V78.- (МКБ-10, т. 1, ч. 2, с. 388).

3. Если обстоятельства ДТП неизвестны, то необходимо выдать предварительное Свидетельство до уточнения этих сведений.

4. В соответствии с обновлениями ВОЗ 1996—2012 гг. [2], к транспортным несчастным случаям, включая ДТП, не относятся:

— несчастные случаи с людьми, участвовавшими в обслуживании или ремонте транспортного оборудования или транспортного средства (не находящегося в движении), за исключением ранения другим транспортным средством, находившимся в движении (W00—X59);

— несчастные случаи с вовлечением транспортных средств, но не имеющие отношения к опасностям, связанным с транспортными средствами, например, раны, полученные в противоправных действиях какого-либо лица в автомобиле; транспортное средство, попавшее в катастрофу; палец, поврежденный при закрытии автомобильной двери (W00—X59);

— нападение (убийство, умышленное причинение повлекшего смерть тяжкого вреда здоровью) путем наезда моторным транспортным средством (Y03);

— преднамеренное самоповреждение (Х81—Х83);

— повреждения, не уточненные как случайные или преднамеренные (Y31—Y33).

Таким образом, для получения достоверной статистики смертности от ДТП судебно-медицинскому эксперту необходимо:

— правильно заполнить первичную медицинскую документацию (Свидетельство);

— правильно построить рубрифицированный диагноз в соответствии с установленными требованиями, что позволяет в соответствии с действующими нормативными правовыми актами правильно оформить пункт 19 Свидетельства;

— строго соблюдать правила МКБ-10 по кодированию всех записанных причин и выбору первоначальной причины смерти;

— учитывать новые правила кодирования с учетом обновлений ВОЗ для обеспечения международной сопоставимости.

Руководитель государственного судебно-медицинского экспертного учреждения, в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, регулирующими порядок проведения судебно-медицинских экспертиз, обязан осуществлять контроль за правильностью оформления Свидетельства [6].

Таким образом, соблюдение правил оформления Свидетельства, кодирования и выбора первоначальной причины смерти влияет на достоверность показателя смертности от ДПТ. Подробное заполнение пункта 16 Свидетельства позволяет правильно определять причину смерти по внешней причине.

Источник