Школа для больного с метаболическим синдромом

Метаболический синдром (МС) представляет собой симптомокомплекс, сочетающий в себе абдоминальное ожирение, инсулинорезистентность, гипергликемию, дислипидемию и артериальную гипертензию. Все эти нарушения связаны в одну патогенетическую цепь, ведущую к формированию дисбаланса всех видов обмена организма (Чу Сяоян, Киргизова О.Ю., 2016; Волков В.П., 2017; Ляшук Р.П., Ляшук П.П., 2017).

К настоящему времени отмечается рост численности лиц, страдающих МС. Данное заболевание широко распространено, приводит к сокращению продолжительности жизни, инвалидности и нарушению качества жизни (Урясьев О.М. и др., 2017).

Не менее распространен в современном мире и суставной синдром, сопровождающий ревматические заболевания. На 49% за последние десять лет увеличилась частота встречаемости ревматических заболеваний. По данным Министерства Здравоохранения в настоящее время в России зафиксировано 15 млн. больных с ревматическими заболеваниями. (Насонова В.А., Фоломеева О.М., Эрдес Ш.Ф., 2003; Фоломеева О.М., Галушко Е.А., Эрдес Ш.Ф., 2008).

Проведённые в последнее десятилетие эпидемиологические и клинические исследования выявили, что сочетанное течение метаболического и суставного синдромов встречается достаточно часто, что может быть связано с общими этиопатогенетическими механизмами. Кроме того, это связано с увеличением количества людей престарелого и старческого возраста. При совместном течении суставной синдром осложняется интенсивностью и длительностью боли, появляются более серьезные морфологические изменения. По имеющимся данным доказано, что больные МС имеют более высокий риск возникновения суставного синдрома (Гордеев А.В., Галушко Е.А., Насонов Е.Л., 2014; Reste J.et al.,2013; Radner H. et al, 2014).

Не смотря на это, осведомленность населения о данных заболеваниях крайне мала. Необходимость постоянного приема препаратов, часто комбинированной терапии, отсутствие навыков самоконтроля, неумение правильно измерять уровень артериального давления (АД), обуславливает особо низкую комплаентность пациентов к лечению. В этой связи оказывается затруднительна эффективная профилактика и лечение данных патологий без достаточной информированности больных о своих заболеваниях.

Одним из путей для повышения приверженности к лечению больных с метаболическим синдромом при сочетании с дегенеративно-дистрофическими и воспалительными заболеваниями суставов служит использование различных форм обучения. Форм организации обучения может быть несколько: очные («Дни здоровья», школы, телефоны доверия), заочные (санитарно-просветительские бюллетени, брошюры, фильмы), смешанные (очно-заочные) (Калинина А.М., Еганян Р.А., Стоногина В.П., 2003; Михайлова Н.В., Калинина А.М., Олейников В. Г., 2004).

«Школа здоровья» – это очная система обучения больных хроническими неинфекционными заболеваниями (Оганов Р.Г., 2002). В 70-х годах прошлого века в нашей стране появились первые школы для больных и сразу показали свою высокую значимость в виде эффективности лечения, повышения качества жизни (КЖ), уменьшения осложнений.

В настоящее время существуют школы для больных с заболеваниями суставов. О.М. Лесняк и Мухина Р.Г. с соавторами разработали и внедрили в практику образовательные программы для больных с остеопорозом и остеоартрозом (ОА) (Лесняк О.М., Пухтинская П.С., 2008;). Чукаева И.И. с соавторами в 2011г. создали школы здоровья для больных сердечно-сосудистыми заболеваниями, куда вошли образовательные программы для больных с метаболическим синдромом (Чукаева И.И. и др., 2011). Однако, не смотря на имеющиеся разработанные программы обучения для больных заболеваниями суставов и метаболическим синдромом, к настоящему времени не существует оптимальных «Школ здоровья», которые бы подходили для больных с сочетанным течением двух патологий.

Цель исследования: оценка эффективности образовательных программ « Школы здоровья для больных метаболическим синдромом при сочетании с дегенеративно-дистрофическими и воспалительными заболеваниями коленных суставов».

Материалы и методы исследования. В «Школе здоровья» прошли обучение 40 человек с метаболическим синдромом (21 человек с остеоартрозом и 19 человек с воспалительными заболеваниями коленных суставов). В контрольную группу входили 26 человек с метаболическим синдромом и сопутствующим суставным синдромом (по 13 человек с дегенеративно-дистрофическими заболеваниями и воспалительными заболеваниями коленных суставов (КС)). Основная и контрольная группы были сопоставимы по полу (58 и 56% мужчин соответственно), возрасту (53,5±6,2 лет в основной группе и 55,4±7,2 лет в группе контроля) и длительности течения заболеваний.

После курса лечения основного заболевания, перед выпиской из стационара, а так же через 1 и 3 месяца после выписки из госпиталя больные прошли клиническое и инструментальное обследование, включающее определение динамики жалоб, субьективной оценки болезненности в коленных суставах, инфракрасную (ИК) – термографию коленных суставов, суточное мониторирование артериального давления (СМ-АД), определение КЖ с помощью опросника MOS SF- 36.

Читайте также:  Синдрома жильбера в гомозиготной форме

Обучение включало в себя 4 занятия (по 3 в неделю), продолжительностью 60 минут каждое. При разборе материала, обращалось внимание и на обратную связь при общении со слушателями, заключающуюся в создании условий, при которых каждый больной должен был отвечать на вопросы преподавателя, что должно было послужить лучшему усвоению материала. Изложение происходило на доступном языке для пациента, в открытой и доверительной атмосфере. Занятия проводились во время нахождения пациента в госпитале по поводу лечения основного заболевания. Во время обучения, больным рассказывали о причинах и факторах развития заболеваний, современных методах лечения и профилактике, учили измерять уровень АД, вычислять индекс массы тела (ИМТ), выбирать «правильные продукты» питания.

Результаты исследования. Всем больным до начала обучения и через 3 месяца после его окончания проводился тест, направленный на выяснение базовых знаний о метаболическом и суставном синдромах. По полученным результатам на рисунке 1 видно, что после курса обучения большее количество слушателей дали правильные ответы на тест, а количество неверных ответов сократилось, так же как и доли вопросов, вызвавших затруднение.

Рис 1. Распределение ответов на вопросы «до» и «после» обучения в «Школе здоровья».

На рисунке 2 и 3 представлены данные по динамике клинических симптомов у больных с МС и сопутствующим ОА сразу после выписки из госпиталя и через 1 и 3 месяца (у больных основной группы, прошедших обучение в «Школе здоровья» и больных контрольной группы, в % от общего числа опрошенных).

Рис 2. Жалобы больных в основной группе с МС и сопутствующим ОА.

*Примечание: С.Б.- стартовые боли; Ч.Х. – чувство «хруста» в КС; Ч.Б. – чувство блокировки в КС; О. – одышка; П. Гол. Б. – периодические головные боли; Г. – головокружение.

Рис 3. Жалобы больных контрольной группы с МС и сопутствующим ОА. *Примечание: С.Б.- стартовые боли; Ч.Х. – чувство «хруста» в КС; Ч.Б. – чувство блокировки в КС; О. – одышка; П. Гол. Б. – периодические головные боли; Г. – головокружение.

В основной группе после обучения в «Школе здоровья», отмечается уменьшение количества опрошенных, предъявляющих жалобы. Так, при сравнении «стартовых болей» в коленных суставах, в основной группе через 1 месяц боли отмечены у 66,6%, а через 3 месяца у 57,1%, в то время как в группе контроля через 1 месяц доля предъявлявших жалобы составила 69,2%, а через 3 месяца 61,5%. Оценить чувство «хруста» в суставах и «блокировку» сустава достаточно сложно, так как исходный уровень в группах был разным. При оценке жалоб, касающихся МС, выявлено, что при примерно одинаковом проценте, предъявлявших жалобы на одышку, в основной группе через 1 месяц после обучения одышку отмечали 80,9%, а через 3 месяца 71,4%. В группе контроля жалобы на одышку предъявляли через 1 месяц 76,9% и через 3 месяца так же 76,9% опрошенных. Жалобы на головные боли и головокружение исходно были в несколько разных процентных соотношениях, что затруднило их оценку.

Данные 4 и 5 рисунка показывают изменение жалоб пациентов по поводу МС с сопутствующими воспалительными заболеваниями.

Рис 4. Жалобы больных основной группы с МС и сопутствующими воспалительными заболеваниями.*Примечание: Б.КС. – боль в КС; ГМ. – гиперемия; ГТ.- гипертермия; О.- одышка; Г.Б.-головные боли; Г.- головокружение.

Рис 5. Жалобы больных контрольной группы с МС и сопутствующими воспалительными заболеваниями КС. *Примечание: Б.КС. – боль в КС; ГМ. – гиперемия; ГТ.- гипертермия; О.-одышка; Г.Б.-головные боли; Г.- головокружение.

В основной группе больных МС с воспалительными изменениями в КС, отмечено уменьшение жалоб после обучения в «Школе здоровья». Так, при сравнении болевого синдрома в коленных суставах, в основной и контрольной группах исходно 84,2 и 76,9 % опрошенных предъявляли жалобы, через 1 месяц 68,4 и 69,2%, а через 3 месяца 57,8 и 68,2% соответственно. При жалобах на гипертермию, в основной группе к 3 месяцу отмечается снижение процента опрошенных, предъявляемых жалобы до 15,7%, в то время как в группе контроля отмечается снижение к 1 месяцу до 23,07%, и такой же процент остается к 3 месяцу.

При оценке жалоб на одышку, при исходных уровнях 84,2 и 84,6% в основной и контрольной группе соответственно, к 3 месяцу после выписки эти показатели составили 42,1 и 61,5 %.

Читайте также:  Мазь при синдроме запястного канала

В таблице 1 представлены данные по изменению болезненности в КС после обучения в «Школе здоровья» у больных с МС и сопутствующим ОА.

Таблица 1. Сводная таблица по показателям болезненности КС в группах c ОА КС

Таблица 1. Сводная таблица по показателям болезненности КС в группах c ОА КС

Примечание: * – достоверные различия (p < 0,05) между основной и контрольной группами по парному критерию Уилкоксона.

Как следует из приведенных данных таблицы, средние величины всех показателей при первом исследовании, отражающих болезненность коленных суставов у больных с МС и ОА, в контрольной и основной группе примерно были одинаковыми. Достоверные и выраженные различия получены через месяц после выписки из стационара по показателю болезненности суставной щели, где в основной группе показатель равнялся 2,4 [1,5; 3,5], а в группе контроля 3,1 [1,5;3,5]. Так же достоверные различия были получены по показателям числовой рейтинговой шкалы (день), где в основной группе через 3 месяца после выписки показатель равнялся 5,1[2;10], а в группе контроля 5,5 [3;10.] По остальным показателям достоверных различий выявлено не было, однако, отмечается более выраженная тенденция к улучшению в группе больных, прошедших обучение в «Школе здоровья».

Положительное влияния обучения пациентов, просматривается и в группе больных МС с воспалительными заболеваниями КС, данные изменения прослеживаются в таблице 2.

Таблица 2. Сводная таблица по показателям болезненности КС в группах с воспалительными заболеваниями КС

Таблица 2. Сводная таблица по показателям болезненности КС в группах с воспалительными заболеваниями КС

Примечание: * – достоверные различия (p < 0,05) между основной и контрольными группами по парному критерию Уилкоксона.

В ходе обследования были получены достоверные различия по продолжительности утренней скованности в коленных суставах, так в основной группе через 3 месяца после обучения показатель составлял 7,4 [5;11] минут, а в группе контроля 14,6 [11;19] минут. По остальным показателям прослеживается динамика улучшения показателей, хотя достоверных статистических данных получено не было.

Еще одним методом исследования, который говорит о положительном влиянии образовательных программ явилась ИК – термография коленных суставов. Так, на рисунке 6 показаны результаты по градиенту разности температур у больных с МС и сопутствующими заболеваниями КС исходно, через 1 и через 3 месяца после выписки.

Рис 6. Динамика градиента разности температур у больных с МС и заболеваниями КС после обучения в «Школе здоровья». *Примечание: ПА – подагрический артрит; РА – ревматоидный артрит; ПсА – псориатический артрит.

По представленным данным видно, что после обучения в школе здоровья у больных с ОА, подагрическим артритом (ПА), псориатическим артритом (ПсА) уменьшился градиент разности температур в КС, что свидетельствует об уменьшении воспаления. Так, при ОА КС у больных с МС исходно градиент разности температур составил 1,46 ˚С, а к 3 месяцу снизился до 1,37˚С. У больных с ПА при исходном уровне в 2,58 ˚С к 1 месяцу уменьшился до 2,31˚С, а к 3 месяцу уже составил 2,18˚С. При рассмотрении ревматоидного артрита (РА) градиент разности несколько увеличился, мы связываем это с возможным прогрессированием заболевания у рассматриваемых больных.

Данные СМ-АД так же подтверждают позитивное влияние образовательных программ на лечение гипертонической болезни, таблице 3. По данным таблицы видно, что при первом исследовании между больными основной и контрольной группы не отмечено статистических различий по уровню систолического (САД) и диастолического артериального давления (ДАД) среднее. Через месяц среднее САД в группе МС и сопутствующего остеоартроза в среднем снизилось на 7,3 мм рт ст, и достигло статистической значимости, среднее ДАД так же снизилось на 3,7 мм рт ст, но не достигло статистической значимости. В группе МС с сопутствующими воспалительными заболеваниями коленных суставов, выявлено достоверное снижение САД в основной группе через 3 месяца после обучения, средний показатель снижения которого составил 12,9 мм рт ст. Статистически значимого снижения уровня АД у больных контрольной группы выявлено не было.

Таблица 3. Сводная таблица показателей СМ-АД у больных прошедших обучение в «Школе здоровья» и не обучавшихся

 Таблица 3. Сводная таблица показателей СМ-АД у больных прошедших обучение в «Школе здоровья» и не обучавшихся

Примечание * – достоверные различия (p < 0,05) между основной и контрольными группами по парному критерию Уилкоксона.

Объективное улучшение состояние здоровья больных, прошедших обучение в школе здоровья, сопровождалось улучшение субъективной оценки КЖ по опроснику MOS SF – 36, рисунки 7 и 8.

Читайте также:  Оказание доврачебной помощи при судорожном синдроме

Рис 7. Усредненные профили КЖ здоровых лиц, больных с МС и ОА до начала занятий в «Школе здоровья» и через 3 месяца после них. *Примечание: «ФФ» – физическое функционирование; «РФФ» – ролевое физическое функционирование; «Б»- интенсивность боли; «ОЗ» – общее здоровье; «Ж»- жизнеспособность; «СФ»- социальное функционирование; «РЭФ» – ролевое эмоциональное функционирование; «ПЗ»-психическое здоровье.

Рис 8. Усредненные профили КЖ здоровых лиц, больных с МС и сопутствующими воспалительными заболеваниями КС сразу после обучения в «Школе здоровья» и через 3 месяца после. *Примечание:«ФФ» – физическое функционирование; «РФФ» – ролевое физическое функционирование; «Б»- интенсивность боли; «ОЗ» – общее здоровье; «Ж»- жизнеспособность; «СФ»- социальное функционирование; «РЭФ» – ролевое эмоциональное функционирование; «ПЗ»-психическое здоровье.

Как видно из представленных рисунков, через 3 месяца после обучения в «Школе здоровья» у пациентов возросло качество жизни практически по всем показателям.

Выводы:

  1. Обучение в «Школе здоровья» позитивно влияет на объективное и субъективное состояние, проявляющееся уменьшением количества жалоб и уменьшении болезненности коленных суставов от больных метаболическим синдромом с сопутствующими дегенеративно-дистрофическими и воспалительными изменениями коленных суставов.
  2. Образовательные программы влияют на уменьшение активности воспалительного процесса в коленных суставах, что доказывают данные сравнения градиента разности температур коленных суставов методом инфракрасной термографии.
  3. «Школы здоровья для больных метаболическим синдромом при сочетании с дегенеративно-дистрофическими и воспалительными заболеваниями коленных суставов» является важной частью профилактики артериальной гипертензии и должна быть включена в комплексное ведение таких пациентов.
  4. «Школа здоровья» положительно влияет на качество жизни больных, оцененную по опроснику MOS SF-36.

Источник

Форма обучения на программах профессиональной переподготовки – заочная (с применением дистанционных технологий). Пройти программу обучения можно не выходя из дома. “Институт медицины” предоставляет всем слушателям доступ к уникальной образовательной системе, обеспечивает не ограниченным в период обучения доступом ко всем необходимым материалам.

Для зачисления на программу необходимо выполнить поэтапно следующие действия:

  • выбрать нужную программу
  • зарегистрироваться на нее
  • произвести оплату (онлайн или по квитанции в банке)

После подачи заявки и ее оплаты каждому слушателю на сайте открывается доступ к образовательной системе посредством личного кабинета. В личном кабинете размещаются все необходимые материалы для изучения и выполнения учебного плана.
Оформление личного дела. Слушателю курсов необходимо заполнить в личном кабинете Анкету для получения проформ Заявления и Договора для личного дела. Подписанный комплект документов направляется в электронном виде через личный кабинет.

Материалы. Мы обеспечиваем наших слушателей актуальными материалами, поэтому искать дополнительно что-либо Вам не придется. Лекционные материалы представляются в формате pdf, их можно изучать через личный профиль (онлайн-просмотр), скачивать на любые электронные устройства и носители, а также при необходимости распечатывать.

График обучения. Поскольку обучение дистанционное, то каждый слушатель может адаптировать под себя график обучения, определить порядок изучения материалов, сдачи зачетов и экзаменов. Начать обучение можно в любой удобный рабочий день. После того, как учебные материалы будут размещены в личном кабинете, они будут сохраняться в течение всего периода обучения.

Учебный план. Для того, чтобы выполнить установленный учебный план и успешно завершить обучение, необходимо изучение материалов и своевременное выполнение аттестационных мероприятий. По каждой дисциплине предусмотрено тестирование, составленное исключительно по лекционным материалам. Каждое тестирование можно проходить несколько раз (основных попыток – три, возможно получение и дополнительных попыток бесплатно). Из всех попыток сдачи в качестве итогового фиксируется лучший результат.

Помимо тестирований по дисциплинам предусмотрено выполнение Итоговой контрольной работы (ответы на пять заданий), также составленной по материалам курса, и Итогового междисциплинарного экзамена (тестирование).

В случае, если слушатель по уважительным причинам не успевает выполнить учебный план в установленные сроки, ему может быть продлено обучение еще на некоторое время, и это совершенно бесплатно.

Завершение обучения и получение документов. Программу можно считать завершенной, если у слушателя ко дню окончания периода обучения не имеется академических задолженностей и предоставлены все необходимые для личного дела документы. Подготовка диплома о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации после завершения курса осуществляется максимум в течение 10 рабочих дней. Получить документы слушатели могут либо по Почте России (отправка заказным письмом), либо лично.

Источник