Школа для детей с синдромом дауна в казани

Школа для детей с синдромом дауна в казани thumbnail

Школа для детей с синдромом дауна в казани

Общество

08:28 | 26 июня 2019

Автор материала:
Ирина Егорова

Педагоги признаются, что до недавнего времени плохо понимали потребности воспитанников.

Министерство образования и науки Татарстана продолжает подводить итоги учебного года на секциях, предваряющих августовское совещание. На очередной такой встрече говорили о развитии в республике инклюзивного образования. Казань четвертый год реализует федеральный госстандарт, по которому детям с ограниченными возможностями здоровья должны предоставить равные условия для обучения. В общей сложности в городских школах, детсадах и учреждениях допобразования занимаются 4 009 детей с особенностями развития.  

Школа для детей с синдромом дауна в казани

– Для таких ребят существуют два пути. Первый – обучение в коррекционном образовательном учреждении. В Казани таких учреждений девять. В них получают образование более двух тысяч детей.  Второй путь – получение услуг в системе инклюзии, по которой обучаются 587 детей. Но право выбора учреждения остается за родителями, – рассказывает начальник Управления образования Казани Ильнар Хидиятов.  

Инклюзивное образование – система, основанная на совместном обучении здоровых детей и детей-инвалидов, благодаря чему они могут быстрее и легче привыкнуть к окружающему их миру. Сегодня в Казани по этой системе работают 37 базовых школ и 26 детских садов. 

В рамках проекта «Доступность-качество-результат» в дошкольных учреждениях работают специализированные группы для детей с ОВЗ, открыты группы для малышей с расстройством аутистического спектра, с синдромом Дауна и другие. Развивается сеть ДОУ для воспитанников с заболеваниями аллергического характера.

Школа для детей с синдромом дауна в казани

– Два городских ресурсных центра – это лицей №78 и школа №156 – установили сетевое взаимодействие со специальными медицинскими учреждениями. Важным шагом стало открытие ресурсных классов для детей с расстройством аутистического спектра в пяти школах города. С 1 сентября нового учебного года планируется открытие еще двух ресурсных классов: на базе школы №51 для детей с расстройством аутистического спектра и школы №181 для детей с синдромом Дауна, – продолжает Хидиятов.        

Инклюзивное воспитание и образование – процесс сложный, многогранный, он возможен только тогда, когда в нем взаимодействуют все участники образовательного процесса: родители, педагоги, психолог, логопед, администрация образовательного учреждения. Поэтому задача системы образования заключается не только в создании условий для особенных воспитанников, но и в подготовке детей и родителей обычных детей.

Одним из первых работать с людьми с ОВЗ стал университет управления ТИСБИ, именно поэтому на базе этого вуза было решено провести вторую секцию августовского совещания. Ректор ТИСБИ Нэлла Прусс отмечает, что 25 лет назад, когда все только начиналось, было множество сложностей. 

Школа для детей с синдромом дауна в казани

– Мы плохо понимали, кто такие дети-инвалиды, плохо понимали их потребности. Когда проучили первую группу в колледже, мы стали немножко разбираться в том, что это такое. За это время успели проникнуться тем, что это настолько благое дело. Мы все в него втянулись. За последние годы больше 700 студентов мы обучили на бесплатной основе. Это стало делом нашей жизни, – говорит Нэлла Прусс. – Нас признают все вузы, потому что мы являемся одними из первых, кто целенаправленно стал работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В Казани в целом все университеты и институты готовы принимать детей с ОВЗ, но по традиции больше всего в ТИСБИ. Сегодня в вузе обучается 138 особенных студентов. Как отмечает ректор, на данный момент для получения ими образования есть все условия. Учиться приходят те, кто хочет получить знания, а вуз готов их предоставить.

– У нас были студенты из разных городов, в том числе Москвы и Санкт-Петербурга. Мы начали обучать инвалидов дистанционно до того, как это стало массово внедряться. У нас вуз гуманитарный. Проще обучиться специальности, которую можно освоить дистанционно, и сразу пойти работать. Мы рады, что те, кто закончил наш вуз, открывают свое дело. Например, юристы – собственные агентства по консультированию инвалидов. Они сидят дома, не могут двигаться, но теперь время такое, что и дома можно работать. Благодаря интернету можно консультировать людей в любой точке мира, – отмечает ректор. – Отношение обычных людей к ним изменилось разительно. За эти 25 лет сделан огромный шаг по отношению к людям с инвалидностью как в республике, так и во всей стране.

Школа для детей с синдромом дауна в казани

Сегодня в Татарстане проживает более 18 тысяч детей дошкольного и школьного возраста с нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, умственного развития. По данным мониторинга Республиканской психолого-медико-педагогической консультации, количество детей с ОВЗ продолжает увеличиваться. 

По состоянию на 2018 год число дошкольников с ОВЗ – 6 407 человек, что почти на 50% больше, чем в 2017 году. Также наблюдается рост численности детей с нарушением речи более чем в два раза, нарушением зрения – на 54,4%, нарушением слуха – на 24,5%, опорно-двигательного аппарата – на 7,5% и с умственной отсталостью – на 31,1%. 

Читайте также:  Синдром при котором человек считает себя мертвым

– К сожалению, данная динамика сохраняется и в школах, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы как в государственных специализированных учреждениях, так и в муниципальных общеобразовательных. В 2015 году количество детей с ОВЗ составляло 13 793 человека, а в 2017 году – 14 646 человек, – говорит первый заместитель министра образования и науки Татарстана Ильсур Хадиуллин.

Школа для детей с синдромом дауна в казани

Сегодня в Татарстане работает сеть учреждений для детей с ОВЗ. В 492 детских садах организованы группы компенсирующей направленности, в которых воспитываются 16 тысяч детей дошкольного возраста. Основная их доля логопедического направления. В 63 садах сформированы группы для детей с нарушениями зрения, слуха, интеллекта, опорно-двигательного аппарата. На базе шести госучреждений для воспитанников с ОВЗ имеются дошкольные группы, в которых обучаются 162 ребенка. Ещё в 64 детских садах республики действуют 238 групп оздоровительной направленности, в которых воспитываются 4,5 тысячи детей с туберкулезной интоксикацией, аллергическими, нефрологическими заболеваниями, группы часто болеющих детей.

– Следует отметить, что в республике сохранились и развиваются все школы системы специального образования. По состоянию на начало 2018/2019 учебного года функционируют 52 общеобразовательные организации, которые ведут образовательную деятельность исключительно по адаптированным программам и в которых обучаются более 7 358 детей, в том числе 1 338 – на дому, – добавляет Хадиуллин.

С 2012 года в республике реализуется госпрограмма «Доступная среда», в рамках которой укрепляется материально-техническая база школ, работающих по адаптированным основным общеобразовательным программам. 

Школа для детей с синдромом дауна в казани

В 2019 году планируется модернизация 12 образовательных организаций, из них 5 коррекционных школ на общую сумму 16,31 млн рублей. Также в этом году Татарстан стал участником проекта «Современная школа» нацпроекта «Образование», в рамках которого запланировано укрепление материально-технической базы 17 школ для детей с ОВЗ на общую сумму более 70 млн рублей.

– В республике работает 247 человек административно-управляющего персонала, 1 843 педагога, в том числе 185 учителей технологии. В коррекционных школах работают 35 учителей-дефектологов, из них 8 олигофренопедагогов, 5 тифлопедагогов, 17 сурдопедагогов, 41 педагог-психолог, 13 социальных педагогов. Высшую и первую квалификационные категории имеют 1 096 человек. Таким образом, качественный состав педагогов – 59,46%, – отмечает замминистра.

По словам Хадиуллина, педагогам важно постоянно повышать квалификацию. Сегодня трудности возникают при диагностике имеющихся знаний, умений и навыков у детей для составления индивидуальных карт-маршрутов развития и программы обучения, поэтому важно смотреть на опыт коллег из школ – ресурсных центров. 

Школа для детей с синдромом дауна в казани

Профессиональное образование дети-инвалиды на сегодняшний день могут получить в 60 учреждениях. Занятия в них проходят в виде интегрированного обучения. Для этого открыты специализированные группы для детей-инвалидов и лиц с ОВЗ по адаптированным методикам. Они действуют в 35 профессиональных образовательных организациях. 

– В связи с высокой потребностью выпускников школ министерство ежегодно увеличивает план приема в профессиональные образовательные организации. Контрольные цифры приема для обучения лиц с ОВЗ на 2019/2020 учебный год в колледжах и техникумах составляют 558 человек, – заявил замминистра.

В заключение Хадиуллин сказал, что программы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья разработаны. Теперь основная задача – подготовить учителей и родителей к работе с ними.

Теги:

образование. инклюзивное образование,
Татарстан,
педагоги,
учителя,
Минобрнауки РТ,
дети,
детские сады,
школы,
особенные дети

Источник

Родителям особенных детей очень сложно принять сам факт направления сына или дочери в коррекционную школу. Поэтому многие из них прибегают к услугам репетитора и пытаются устроить ребенка в обычное общеобразовательное учреждение. Выбор, безусловно, всегда остается за родителями, но стоит понимать, как непросто будет особенному ребенку адаптироваться в классе. К тому же зачастую педагоги сами не знают, что делать с необычным учеником, поскольку не обладают достаточной квалификацией. К тому же наполняемость классов обычных школ не дает педагогам уделять должное внимание каждому воспитаннику. Как итог – трудности с усвоением учебного материала, психологические проблемы, конфликты с одноклассниками. Все это говорит в пользу коррекционных школ, о лучших из которых в Казани пойдет речь ниже.

Школа для детей с синдромом дауна в казани

Особенности образовательного процесса в коррекционных школах

Главное отличие от общеобразовательного учреждения — это разделение учебного дня на 2 части. Первая половина дня – это обычные уроки, вторая – занятия с воспитателями, специалистами-логопедами, психологами.

Как правило, это занимательные игры, которые направлены на обучение детей с ОВЗ развитию коммуникативных навыков.

Школа для детей с синдромом дауна в казани

Полноценное образование

Для начала стоит отметить, что коррекционная школа – это такое же общеобразовательное учреждение. Просто программа адаптирована под особенности учеников, что позволяет им лучше усваивать материал.

Зачастую уже к 5 классу дети (гиперактивные, с незначительными нарушениями речи) догоняют сверстников по уровню знаний, и могут быть переведены в обычное общеобразовательное учреждение.

По окончании коррекционной школы ребята получают аттестат установленного образца, сдают экзамены.

Читайте также:  Синдром линч 1 и 2

Внимание и забота

Количество учеников в классах коррекционных школ редко превышает 15, что дает возможность педагогам уделять больше внимания каждому из них. Например, в учреждениях для воспитанников с задержками развития речи, сложными речевыми патологиями работают педагоги-логопеды, окончившие специальные дефектологические курсы.

Также в специализированных учебных заведениях ученики находятся под постоянным присмотром медиков, воспитателей, получают необходимое лечение.

Социальная адаптация

Работа коррекционных школ направлена и на социальную адаптацию учеников – коррекция поведения (агрессия или наоборот замкнутость), стимуляция эмоциональной, интеллектуальной активности с учетом индивидуальных особенностей каждого воспитанника.

Между учениками коррекционных классов, как правило, нет жесткой конкуренции за первенство, в отличие от общеобразовательной. Соответственно и поводов для конфликтных ситуаций меньше.

Педагоги обучают детей взаимодействовать друг с другом, формировать навыки общения, совместно решать задачи
Стоит отметить, что адаптация в специальных учебных заведениях проходит намного быстрее и проще.

Школа для детей с синдромом дауна в казани

Как выбрать коррекционную школу

Направление выдается на основании заключения медицинских специалистов, либо педагогов. После того, как будет принято решение, что ребенок не способен усваивать школьный материал наравне со сверстниками. При выборе специального учебного заведения стоит обратить внимание на:

  • техническое оснащение (компьютерные классы, интерактивные доски), ремонт, состояние мебели;
  • предусмотрена ли доставка до учебного заведения (например, если школа находится далеко от дома);
  • как общаются педагоги с подопечными – для этого можно посетить школу во время занятий;
  • специализацию и стаж работы преподавателей;
  • сроки обучения, перечень платных услуг, взаимодействие школы с учебными заведениями высшей ступени (колледжи, профильные училища, ВУЗы).

При выборе специализированного учебного заведения нужно обращать внимание и на расположение. Например, если у родителей нет возможности ежедневно отвозить школьника на занятия, а потом забирать, стоит рассмотреть вариант обучения в школе-интернате.

Ниже представлен обзор лучших коррекционных школ Казани. С описанием специализации, перечня образовательных услуг. Все учебные заведения являются государственными, имеют соответствующие лицензии и предоставляют услуги на бесплатной основе.

Лучшие коррекционные школы в Казани в 2020 году

ГБОУ Казанская школа-интернат № 7

Образована в 1959 году. Единственное учебное заведение в Татарстане для детей с тяжелыми речевыми патологиями. Обучение ведется по обычной общеобразовательной школьной программе на русском языке, адаптированной для особенных учеников. Коррекция речевых нарушений ведется не только во время уроков, но и на внеклассных мероприятиях.

Для первоклассников разработана специальная, ступенчатая программа адаптации. Так, в первом полугодии ежедневно проходит по 3 урока длительностью 35 минут, во втором — количество занятий увеличивается до 4. Остальное время посвящено прогулкам, развивающим играм, экскурсиям.

Срок обучения составляет 10 лет. За это время дети проходят полноценную школьную программу, по окончании получают аттестат государственного образца.

Педагоги и воспитатели – профессионалы с большим стажем работы и дефектологическим образованием. Многие из них получили награды регионального уровня за достижения в профессиональной деятельности.

Технологические кабинеты оснащены столярным и слесарным оборудованием, девочек учат шить, готовить несложные блюда.

Контакты:
Телефоны:☎+7 (843) 564‑81-45, +7 (843) 564‑83-30
Режим работы: пн.-пт. с 9.00–18.00
Адрес: Окольная ул., 25 А (станция метро Яшьлек)
Сайт: https://edu.tatar.ru/kirov/school-int7

Достоинства:

  • сильный педагогический состав;
  • коррекция нарушений речи, в том числе письменной;
  • специальные образовательные программы, направленные на развитие правильного произношения, и
  • развития речи в целом;
  • наличие медицинского кабинета;
  • участие в олимпиадах, мастер-классах;
  • обучение рабочей специальности;
  • проводятся интересные мероприятие в выходные дни;
  • обучение полностью бесплатное;
  • большое внимание уделяется физическому развитию.

Недостатки:

  • нет.

Школа для детей с синдромом дауна в казани

Школа для слепых и слабовидящих детей № 172

Работает с 2001 года. Принимает на обучение детей-инвалидов, в том числе полностью лишенных зрения. Дети обучаются по адаптированной общеобразовательной программе с 1 по 11 класс. Также применяются современные компьютерные технологии. Уроки ведутся как на русском, так и на татарском языке.

Помимо школьных предметов программа учебного заведения включает:

  • адаптивная физическая культура;
  • пространственная и бытовая ориентировка, в том числе разработка индивидуального маршрута;
  • программы, обеспечивающие интеграцию слабовидящих детей, имеющих серьезные нарушения зрения в обществе зрячих людей;
  • развитие коммуникативной деятельности.

Учебное заведение активно сотрудничает с Институтом педагогики и психологии, что позволяет преподавателям и воспитателям создавать собственные развивающие программы обучения.

Зачисление в первый класс осуществляется без каких-либо вступительных испытаний на основании рекомендации Республиканского ПМПК.

Контакты:
Телефон:☎ +7(843)562‑53-72
Режим работы: пн. – сб.с 8.30–17.00
Адрес: ул. Бондаренко, 29 А
Сайт: https://edu.tatar.ru

Достоинства:

  • бесплатное обучение;
  • применение на занятиях современной компьютерной техники;
  • групповые и индивидуальные занятия;
  • насыщенная школьная жизнь – конкурсы, творческие и развлекательные мероприятия;
  • участие в региональных олимпиадах;
  • организована доставка на занятия на школьных автобусах;
  • хороший сайт, на котором отображается актуальная информация о школьной жизни;
  • предоставляется бесплатное 2-разовое питание.

Недостатки:

  • зачисление – только по назначению Республиканского ПМПК.

Школа для детей с синдромом дауна в казани

ГБОУ Казанская школа-интернат № 4

Работает с 1966 года. На обучение и одновременное лечение принимаются дети, имеющие нарушения работы опорно-двигательного аппарата, а также с последствиями ДЦП.

Читайте также:  Синдром смерти детей до года

Главные задачи учебного заведения – медицинская, психологическая и социальная адаптация. Учебное заведение-интернат работает круглосуточно. Здесь созданы комфортные условия для обучения и проживания. В 2014 году в спальном корпусе был произведен капитальный ремонт, в комнатах полностью заменена мебель. Игровые зоны для учащихся младших классов оборудованы всем необходимым.

Учебный процесс разделен на две части. Первая половина дня отводится на занятия, вторая – на прохождение назначенных лечебных процедур, организация и участие во внеклассных мероприятиях (экскурсиях, прогулках). План обучения включает:

  • общеобразовательную программу на русском языке;
  • изучение английского языка;
  • изучение татарского языка;
  • занятия по коррекции (восстановлению) функций опорно-двигательного аппарата;
  • индивидуальные занятия с психологом, логопедом.

Все кабинеты оснащены мультимедийными экранами, имеется собственный компьютерный класс.
Медицинский блок включает: кабинеты ЛФК, электролечения, подводного массажа. А также бассейн, сенсорную комнату и процедурный кабинет, что позволяет выполнять рекомендации врачей без отрыва от учебного процесса.

Контакты:
Телефон:☎ +7 (843) 272-04-80
Адрес: ул. Заря, 11
График работы: круглосуточно
Сайт: https://edu.tatar.ru/sovetcki/page8967.htm

Достоинства:

  • возможность постоянного проживания;
  • совмещение учебы и лечения;
  • индивидуальные занятия с психологом;
  • современное оборудование;
  • в программу включено изучение английского языка;
  • удачное расположение в тихом районе.

Недостатки:

  • попасть на обучение можно только по направлению.

Школа для детей с синдромом дауна в казани

ГБОУ Казанская школа имени Е.Г. Ласточкиной

Принимает на обучение детей с нарушениями слуха. На базе учебного заведения действует дошкольное отделение для детей от 3 до 7 лет, школьное и круглогодичный оздоровительный лагерь «Ласточка».

На сегодняшний день здесь учатся 179 человек, 39 ребят находятся на дошкольном обучении.

Здание состоит из 2 корпусов: учебного и спального. В учебном корпусе расположены кабинеты, тренажерный зал, библиотека, столярные, слесарные мастерские. Спальный корпус рассчитан на одновременное проживание 60 учеников.
Есть собственный медицинский кабинет, учащиеся ежегодно проходят диспансеризацию, флюорографию.

Срок обучения – 10 лет (общее образование), 12 лет – полное среднее. Параллельно с учебным процессом, воспитанники школы получают профессии:

  • столяр художественной мебели;
  • художник-оформитель, в том числе специальность «роспись по дереву»;
  • швея.

Все занимаются в спортивных секциях, кружках, основанных на базе учебного заведения.

Контакты:☎ + 7 (843) 273‑82-70, +7 (843) 279‑55-21
Режим работы: пн. – пт. с 8.00–17.00; сб. с 8.00–14.00; интернат – круглосуточно.
Адрес: ул. А.Попова, 21
Сайт: https://edu.tatar.ru/sovetcki/page2456.htm

Достоинства:

  • наличие подготовительной школы;
  • возможность проживания на бесплатной основе;
  • широкий выбор внеклассных занятий;
  • адаптационные программы;
  • занятия проводят педагоги с большим опытом работы;
  • школа активно сотрудничает с профессиональными училищами, что впоследствии облегчает выбор будущей профессии, обучения и трудоустройства.

Недостатки:

  • пользователи отмечают снижение образовательного уровня из-за обновления педагогического состава.

Школа для детей с синдромом дауна в казани

Школа № 142

Основное направление деятельности – коррекция психо-физических недостатков развития, нарушения речи, общее оздоровление воспитанников.

Благодаря специально составленным учебным планам, индивидуальному подходу дети осваивают общеобразовательную школьную программу, развивают потенциал. В школе очень много кружков, поэтому можно выбирать те, что больше нравятся.

На базе школы действуют группы продленного дня, кружки:

  • танцевальный;
  • вокальный;
  • по настольному теннису;
  • художественного слова;
  • творческие коллективы.

Возможно индивидуальное обучение на дому, с составлением плана, учитывающего особенности воспитанника. Данная услуга предоставляется для детей-инвалидов по предварительному заявлению родителей.

Контакты:
Телефон:☎ +7(843)-279-55-13
Адрес: ул. Попова, 17
График работы: пн. – пт. с 8.00 – 17.00 (группа продленного дня – до 18.00)
Сайт: https://edu.tatar.ru/sovetcki/page2454.htm

Достоинства:

  • сильные педагоги с большим стажем работы по профилю;
  • просторные классы;
  • кружки, секции;
  • возможность обучения на дому;
  • активная школьная жизнь.

Недостатки:

  • информация на сайте не обновляется;
  • неудобное расположение.

Школа для детей с синдромом дауна в казани

ГБОУЗ Казанская школа-интернат № 1

Основная специализация – дети с задержкой развития, умственной отсталостью. Для обучения применяются специальные программы, большое внимание уделяется развитию речи, навыков выражения собственных мыслей, общения. Параллельно с учебным процессом происходит мониторинг и анализ успеваемости, развития учеников.
Школа работает по нескольким принципам, главный из которых – это индивидуальный подход к каждому ребенку.
Помимо основных предметов предоставляется возможность освоения таких профессий как:

  • швея;
  • столяр.

Школьный комплекс состоит из 2-х зданий. Учебного корпуса, где располагаются кабинеты для проведения занятий, мастерские, и спального – для проживания и отдыха. На территории есть спортивные площадки, футбольное поле и собственный приусадебный участок.

С детьми работают психологи, логопеды.

Воспитанники участвуют в различных региональных конкурсах, занимают призовые места.

Контакты:
Телефон: ☎ +7 (843) 571‑47-14, +7 (843) 570‑79-14
Адрес: ул. Тимирязева, 3
График работы: пн. – пт. с 8.00–17.00, сб. с 9.00–14.00; интернат – круглосуточно
Сайт: https://edu.tatar.ru/aviastroit/page1822457.htm

Достоинства:

  • бесплатное обучение;
  • занятия с логопедами, психологами;
  • возможность получения профессии;
  • хорошая техническая база;
  • участие в спортивных соревнованиях, конкурсах;
  • возможность проживания.

Недостатки:

  • неудобное расположение;
  • старые здания.

В Казани на сегодняшний день действует более 15 учреждений, специализирующихся на обучении особенных детей. Школы расположены в разных районах города, предназначены как для дневного, так и круглосуточного пребывания (интернаты). Поэтому определиться с учебным заведением не составит особого труда.

Источник