Симптом синдром и семиотика это
Семиология – это
нaука о симптомах, мех-мах их развития
и знач-я для диагноза
Симптом — один
отдельный признак, частное проявление
какого-либо заболевания, патологического
состояния или нарушения какого-либо
процесса жизнедеятельности, одна
отдельная конкретная жалоба больного.
Симптомы: 1) главные
(назвал сам больной); 2) Второстеп-е
(выявляет врач, больной их сам не
называет). 3) Спец-кие (для пневмонии:
хрипы влажные, мелкопуз-тые в опред-м
месте лёгких); 4) Патогномоничные (самые
ценные. Сразу указывают на болезнь).
Синдром – это
группа симптомов, объед-ные 1 патогенезом.
Нозологическая
форма – это конкретное забол-е, кот-е
имеет 1 этиологию, опред-ный патогенез,
присущ-ю только ей клинико-анатомич
картину и стандарт ответа на леч-е
9. Что такое симптомы болезни и какими методами они выявляются?
Симптом — один
отдельный признак, частное проявление
какого-либо заболевания, патологического
состояния или нарушения какого-либо
процесса жизнедеятельности, одна
отдельная конкретная жалоба больного.
Симптомы болезни
– это внешнее проявление болезни.
Матоды: расспрос,
физич-е методы (осмотр, пальпация,
аускультация, перкуссия). Доп-ные методы
исслед-ния (любые лаб-но-экперим-е)
10. Какие документы заполняются в приемном отделении больницы?
11. Значение истории болезни как медицинского, научного, юридического документа.
История болезни
– документ, составляемый на каждого
больного в стационаре и предназначенный
для регистрации сведенй о диагнозе,
течении и исходе болезни, а также
лечебно-профилактических мероприятиях,
проведенных за время пребывания больного
в стационаре.
Л е ч е б н о – д и а
г н о с т и ч е с к о е значение истории
болезни состоит в том, что по записям в
ней осуществляются диагностические и
лечебные мероприятия. Постановка
диагноза – и лечение больного нередко
проводятся не одним, а несколькими
врачами. В таких случаях записи в истории
болезни позволяют интегрировать усилия
разных врачей и обеспечить преемственность
в ходе лечения.
Научно-практическое
значение истории болезни заключается
в том, что они являются незаменимым
источником получения информации о
причинах и условиях возникновения
различных заболеваний и травм, их
клиническом течении и исходах, об
эффективности лечения, целесообразности
использования различных методов, средств
л препаратов с диагностическими и
терапевтическими целями. Это позволяет
при анализе, большого количества историй
болезни выработать рекомендации для
правильной диагностики, рационального
лечения и профилактики болезней, как и
иных патологических состояний.
Внедряющиеся в современную медицинскую
практику способы формализации записей
в историях болезни обеспечивают
применение компьютеризации в целях
диагностики, определения, факторов
риска, показаний для использования тех
или иных методов лечения, в том числе
оперативного, прогнозирования
исходов.
Велико воспитательное значение
историй болезни, особенно для начинающих
врачей. М. В. Черноруцкий подчеркивал,
что у постели больного с историей болезни
в руках формируется настоящий врач.
Правильно и осмысленно заполненные
истории болезни воспитывают у молодых
врачей клиническое мышление, способность
надлежащим образом оценить наблюдаемую
картину, отмеченную симптоматику и
поставить диагноз, определить тактику,
методику и объём лечения, развивают и
повышают чувство ответственности за
здоровье, и жизнь больных, а так же за
свои действия.
Истории болезни,
оформляемые в том или ином лечебном
учреждении, характеризуют «лицо этого
учреждения, уровень лечебно-диагностической
работы в нем. В каждый стационар или
поликлинику время от времени приходят
новые молодые врачи, формирование и
становление которых как специалистов
осуществляет коллектив, и от того, как
поставлена здесь работа с медицинской
документацией, зависит многое в воспитании
врача.
История болезни
как источник доказательств в уголовном
и гражданском процессах. Ошибки и
упущения, допускаемые врачами-клиницистами
при описании повреждении.
История болезни
имеет важное юридическое, значение. Это
— медицинский документ, а любой
медицинский документ является прежде
всего юридическим документом, то есть
он в любую минуту может быть предметом
следственного и судебного разбирательства.
История болезни
(амбулаторная карта) протоколирует все
действия медицинских работников по
оказанию больным лечебно-профилактической
помощи. Именно по истории болезни можно
судить о необходимости, своевременности
и, следовательно, правильности всех
лечебно-диагностических мероприятий.
Можно
отметить четыре следующих основных
случая, когда история болезни имеет
важное юридическое значение:
— при
наступлении смерти в лечебных учреждениях
от воздействия насильственных факторов
(от механической и иной травмы, от
отравления и др.);
— при наличии у
пострадавшего несмертельных повреждений,
когда требуется установить степень их
тяжести, орудие травмы, и механизм его
действия, а также разрешить другие
вопросы, возникающие у работников
правоохранительных органов;
— при
расследовании жалоб больных или их
родственников на неправильную диагностику
или лечение заболеваний (травмы) при
возбуждении уголовных дел против
медицинских работников по таким
поводам;
— в гражданских делах о
возмещении вреда, причиненного здоровью
(при производственных, дорожно-транспортных
и др. травмах), когда возникает необходимость
в определении состояния здоровья
пострадавшего, степени утраты им
трудоспособности.
Источник
СЕМИОТИКА (греч. semeiotikon знак, признак) — учение о признаках болезни, раскрывающее их содержание и проявление. С. — важная составная часть диагностики (см.). В то же время С. имеет самостоятельное значение как дисциплина, излагаемая в учебных программах по пропедевтике (см.) и во вводных курсах различных клин, дисциплин. Кроме диагностики, данные С. используют для прогнозирования, выбора тактики лечения и вторичной профилактики болезней. На всех стадиях развития болезни (см.) врач неоднократно возвращается к семиотической картине болезни, углубляя и уточняя ее в соответствии с конкретными требованиями диагностического процесса и с появлением новых или исчезновением первоначально выраженных симптомов.
Различают общую и частную С. Предметом общей С. являются признаки, относящиеся к общей характеристике больного (пол, возраст, профессия, наследственность, перенесенные заболевания, привычные интоксикации, телосложение, половое развитие) и его общему состоянию (изменение сознания, положение тела, выражение лица, окраска кожных покровов и т. д.). Каждый признак имеет значение в диагностике. Наир., женщины не болеют гемофилией А и В, но значительно чаще мужчин и в молодом возрасте болеют красной волчанкой; корь — заболевание преимущественно детского возраста, а атеросклероз — пожилого возраста; известна группа профессиональных заболеваний (силикоз легких, вибрационная болезнь), профессиональные условия могут выступать как факторы риска в развитии болезней, напр, работа, связанная с нервно-эмоциональным перенапряжением, предрасполагает к развитию гипертонической болезни; курение — фактор риска в возникновении ишемической болезни сердца, рака легкого; велика роль наследственной передачи таких заболеваний, как сахарный диабет, шизофрения и др.; равномерная бронзовая окраска кожных покровов и пигментации характерны для хронической недостаточности надпочечников; пикническое телосложение имеет самостоятельное значение в развитии легочного сердца и т. д. Общая С. изучает также отражение в симптомах изменений функции и морфологии органов (напр., изменение таких характеристик лимфатических узлов как системность поражения, степень увеличения и уплотнения, спаянность между собой и др. обусловлены различием морфологических изменений в них при лимфолейкозе, лимфосаркоме, туберкулезе, туляремии и т. д.), в том числе на основании исследований лабораторных материалов (особенности морфологического состава крови при заболеваниях крови и кроветворных органов, особенности анализа мочи при заболеваниях почек и т. д.). Все элементы общей характеристики больного учитываются врачом при диагностике любого заболевания.
Предметом частной С. органов и систем организма являются симптомы конкретных заболеваний, механизмы их возникновения и развития, диагностическое значение, оценка степени выраженности (см. Симптом), особенности их сочетания (см. Синдром), причины возможного отсутствия.
Простейшей формой научного описания и соответственно исходным уровнем исследования болезней является эмпирическое наблюдение, насчитывающее тысячелетия существования в медицине. Оно включает прежде всего конкретно-чувственное восприятие врачом морфологических и функциональных изменений организма по сравнению с нормой. При большой достоверности признаков болезни, выявленных при этом, их недостатком является субъективность восприятия врачом, индивидуальность проявления у каждого больного и сложность самого объекта исследования — больного человека, к-рый, выступая как субъект, воздействует на процесс познания болезни.
Научно-технический прогресс значительно дополнил и объективизировал чувственное познание структуры и функции различных систем организма. Инструментальные и лабораторные методы исследования дали целые области специальных знаний, привели к их дифференциации. При этом каждая специальность (напр., рентгенология, радиология, иммунология и др.) имеет свои семиотические особенности как в определении разрешающих возможностей методов и значимости полученных данных, так и в вопросах способов их выражения.
Из трех основных аспектов изучения знаков и знаковых систем — синтактики, семантики и прагматики, мед. С. на современном этапе наиболее связана с двумя последними: с семантической информацией и особенно с прагматикой — изучением полезности, ценности, понятности знака. В процессе семиотического исследования используется знаковая система как естественного, так и искусственных формальных языков. Естественный язык медицинских терминов, понятий включает и их систематизацию, классификацию, графическое изображение. В медицинской классификации насчитываются многочисленные наименования, что иногда вызывает затруднения в правильном обозначении симптома, синдрома, нозологии. При этом возникают терминологические трудности. С одной стороны, некоторые симптомы или синдромы имеют несколько наименований — синонимов, с другой — одинаковые наименования получают различающиеся симптомы — омонимы. Перегруженность мед. словаря, отсутствие единых классификаций нозологий создает ряд затруднений, в частности в статистической обработке мед. документации. Отсюда необходимость упорядочения и стандартизации медицинской терминологии (см. Терминология медицинская), стремление к упрощениям схем, классификаций и т. д. Кроме того, существуют объективные трудности в раскрытии содержания таких понятий, как болезнь, здоровье, норма и др. Искусственные формальные языки (логико-математические, информационно-поисковые, языки программирования и др.) современная медицина использует прежде всего с необходимостью запоминания, хранения и воспроизведения огромной мед. информации, ее упорядочения. Выполнению этих задач способствует применение ЭВМ. Использование в медицине кибернетики, в частности с диагностическими целями, встретило ряд трудностей, из к-рых основными стали трудность формализации мед. понятий и невозможность свести процесс научно-исследовательского поиска к построению однозначно действующего алгоритма. По своему познавательному содержанию этот поиск богаче и сложнее соответствующих алгоритмов (см.). До настоящего времени не удалось формализовать узловые моменты врачебной деятельности и на этой базе построить алгоритмы обследования больного, обработки полученных сведений и принятия решений. Не поддаются описанию на математическом языке некоторые симптомы болезней, многие морфологические и функциональные изменения, реакция личности на болезнь и некоторые другие элементы, учитываемые врачебным мышлением.
Библиография: Субботин Ю. К. Методологические вопросы медицинской семиотики, Вестн. АМН СССР, № 5, с. 76, 1979; он же, Семиотическое обеспечение машинного диагноза, там же, № 4, с. 84, 1980.
Е. И. Соколов; Т. А. Полосова.
Источник: Большая Медицинская Энциклопедия (БМЭ), под редакцией Петровского Б.В., 3-е издание
Рекомендуемые статьи
Источник
Семиотика в стоматологии. Симптомы и синдромы стоматологических заболеваний
«Семиотика — это учение о симптомах болезни и их диагностическом значении». Симптомами болезни считаются те или иные отклонения от принятой нормы в структуре или функции органов/тканей либо организма в целом. Таким образом, одной из основных для семиотики являются проблемы нормы и отклонений от нее.
Симптомы болезни, которые содержатся уже в жалобах пациентов, квалифицируют как субъективные. Наиболее важные признаки заболевания — объективные симптомы — врач выявляет при обследовании пациента.
Различают явные и скрытые симптомы. Для выявления первых достаточно органов чувств врача, для выявления вторых необходимо применение инструментальных и лабораторных методов исследования.
По мере накопления массива информации о проявлениях (признаках, симптомах) заболевания необходим анализ полученных данных обследования, их классификация и интерпретация, в ходе чего формируется упорядочивание и организация системы симптомов в картину конкретного заболевания и определяется их соотношение с патогенезом заболевания. В этом свете говорят о симптомах неспецифических, специфических и патогномоничных.
Субъективные симптомы отражаются в жалобах пациентов. Как правило, это жалобы на кровоточивость десен и болевые или другого рода ощущения в них, неприятный запах изо рта, подвижность зубов или изменение их положения.
Наличие явлений гиперемии и отечности десневого края, обнажения шеек зубов, веерообразного расхождения зубов, диастем и трем, иногда — ихорозного запаха изо рта определяется без специального инструментального обследования. Это — явные симптомы. При последующем зондировании, пальпации и т. д. выявляются скрытые симптомы.
По принципу разделения симптомов на неспецифические, специфические и патогномоничные высокоспецифическими для пародонтологии являются кровоточивость десен и подвижность зубов. Эти симптомы пациенты называют и в качестве жалоб, но, как правило, лишь в тех случаях, когда они ярко выражены. К сожалению, незначительную их выраженность большинство пациентов оставляют без внимания, хотя именно в этом случае перечисленные симптомы имеют особое значение для выявления ранних форм заболевания пародонта.
Именно поэтому большое значение имеет индексная оценка состояния пародонта, особенно определение индекса кровоточивости, которая относится к высокоспецифичным симптомам воспалительных заболеваний пародонта.
Совокупность часто наблюдаемых симптомов, объединенных общим патогенезом, обозначается как синдром. В зависимости от того, каким изменениям соответствуют данные симптомы — морфологическим или функциональным, синдромы подразделяют на анатомические и функциональные. Однако это разделение весьма условно, поскольку в любом организме структура и функция тесно взаимосвязаны. Синдромы могут характеризовать поражение как отдельных органов, так и систем органов и всего организма в целом. В соответствии с этим они подразделяются на простые и сложные синдромы. Последние характеризуют нарушения, охватывающие весь организм в целом, их называют еще большими синдромами.
Проблема синдромов в пародонтологии довольно актуальна, поскольку именно врач-пародонтолог в своей практике сталкивается с указанными формами патологии.
Это синдромы Папийона—Лефевра, Иценко—Кушинга, Элерса—Данло, Чедиака—Хигаси, болезнь Дауна, которые сопровождаются прогрессирующим лизисом костной ткани альвеолярного отростка и, в свою очередь, являются симптомокомплексом более общего заболевания.
Ранее такой тип патологических изменений обозначали как идиопатические заболевания пародонта, в настоящее время — как синдромы, проявляющиеся в тканях пародонта.
– Также рекомендуем “Клиническая диагностика заболеваний пародонта. Стоматологический анамнез”
Оглавление темы “Основы диагностики в стоматологии”:
1. Проблемы отечественной литературы по стоматологии. Этапы стоматологического обследования
2. Эффективность диагностики в стоматологии. Ступени диагностического процесса
3. Семиотика в стоматологии. Симптомы и синдромы стоматологических заболеваний
4. Клиническая диагностика заболеваний пародонта. Стоматологический анамнез
5. Пародонтологический статус. Стадии воспаления пародонта
6. Измерение пародонтального кармана. Эксудат пародонтального кармана (ПК)
7. Рентгенологические методы в стоматологии. Задачи стоматологической рентгенографии
8. Компьютерная томография в стоматологии. Прицельная рентгенография при пародонтите
9. Рентгенологические стадии пародонтита. Оценка прогрессирования пародонтита
10. Микробиологическое исследование в стоматологии. Микроскопия зубной бляшки
Источник
Явление, с которым имеет дело медицина, — болезнь — особое образование. По мнению А.Ш. Тхостова[1], общим и в медицине, и в психологии является утверждение о том, что болезнь как субъективная реальность и феномен культуры не сводится к натуральным функциям организма. Недаром даже для описания жизни используют понятия «симптом» и «синдром».
Симптом — элементарное проявление болезни, которое ощущает человек как изменение самочувствия.
И психолог, и врач никогда не работают с одним симптомом. Исключение бывает в случаях диагностических симптомов, которые свойственны единственной нозологической, болезненной форме. В этой ситуации предполагаемый диагноз сразу становится окончательным. Такие симптомы чаще всего связаны с физиологическими показателями работы организма, например с уровнем гликемии.
Специфические симптомы встречаются при ограниченном круге болезней, например жажда при заболевании сердца и почек, при диабете, сонливость при синдроме Клейна-Левина, летаргии при функциональном заболевании центральной нервной системы.
Неспецифические симптомы, например общая слабость, утомляемость, снижение уровня внимания, встречаются при широком круге болезней. Нехарактерные симптомы никогда не встречаются при предполагаемом заболевания. Чаще всего симптом может быть охарактеризован по частоте его появления в связи с тем или иным заболеванием как частый (редкий) или как неспецифический частый (редкий).
Симптомокомплекс представляет собой сочетание симптомов, которых объединяет единый принцип образования. Так, симптомокомплекс, отражающий повышенное теплообразование (потливость, хорошая переносимость холода и плохая — жары и др.), бывает при тиреотоксикозе.
Синдром — симптомокомплекс, который специфичен для определенной болезненной формы, имеющий единое обозначение и название в соответствии с принятой медицинской терминологией.
Как и для симптома, для синдрома можно указывать степень его специфичности относительно нозологической формы. Иногда синдром исчерпывает описание болезни, и это равносильно установлению медицинского диагноза. Чаще всего синдром составляет только часть клинической картины, но его обнаружение повышает вероятность постановки верного диагноза, что является важнейшей задачей в работе врача.
Обычно синдромы носят имена людей, открывших их: синдром Шмидта, синдром Каннера и т.п. Человек, описавший синдром, берет на себя ответственность за его нозологическое содержание и возможное воздействие на его проявления.
Донозологическая диагностика, которую проводит врач в виде опросов и осмотров, предполагает выявление специфических и диагностических признаков каких-либо из известных ему нозологических форм, что позволяет сформулировать предварительный диагноз. Затем осуществляется нозологическая диагностика — обследование, предполагающее выявление специфических и диагностических признаков предполагаемой болезни, уточнение предварительного диагноза.
Врач, работающий с жалобами больного и результатами обследования, попадает под влияние таких обстоятельств, как собственная внушаемость, настойчивость жалующегося человека, «чувствительность» врача.
От диагностического поиска, выраженности неспецифических признаков болезни и можно установить наличие специфических симптомов. Именно на этапе диагностики врач и встречается с теми свойствами болезни, которые позволяют говорить о ней как о семиотической системе, т.е. о системе, содержащей означаемое, означающее и знак. В болезни телесный конструкт (орган или функциональная система) — означаемое, чувственное ощущение человека, выраженное в жалобе, — означающее, а знак — те конкретные слова и жесты, которыми устанавливаются отношения между чувственным ощущением и органом или функциональной системой, что уже является психологическим симптомом.
Симптом становится знаком (означенное телесное ощущение), который отражает связь ощущения человека и органа, обращая эту связь вовне — для другого человека, прежде всего врача. Как отмечает А.Ш. Тхостов, став симптомом, ощущение только внешне не меняется, на самом деле оно подчиняется уже другим законам и содержит в себе то, что не присутствует в нем как свойство организма человека.
Симптом как психологическое содержание не только означает болезненное ощущение человека, но и становится его знаком. Как отражение ощущений человека он имеет телесную реальность с ценностью для самого человека и для окружающих. Ведь больной — это страдающий человек.
В то же время психологический симптом становится мифом. Миф порожден самим существованием идеи или концепта болезни, так как любое обозначение состояния («болеет», «ноет», «плохо», «не получается» и т.п.), включенное в более общее понятие болезни, выраженное в диагнозе (например, ДЦП, ОРЗ и т.п.), создает особые отношения собственных ощущений больного человекам его знаний о болезни, механизме ее возникновения, закономерностях протекания. Эти знания и будут преобразовывать мир ощущений человека, его чувственные телесные ощущения. В этом смысле мысли об ОРЗ и о раке по-разному будут влиять на самочувствие человека.
Синдром — закономерное сочетание симптомов, или симпто- мокомплекс. Под ним также понимают сочетание нарушений или несформированность психических процессов, основой которого является нейропсихологический фактор (определенные физиологические закономерности работы участков мозга, нарушение которых является причиной возникновения нейропсихологических синдромов).
Изменение психических функций при болезни рассматривают в двух планах: 1) дефицитарная симптоматика и 2) продуктивная симптоматика (новообразования, не имеющие адаптивного значения, — галлюцинации и т.п.). Нейропсихологический синдром — закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, связанный с выпадением одного или нескольких факторов.
Синдромный анализ — анализ нейропсихологических симптомов с целью обнаружения общего фактора, объясняющего происхождение различных нейропсихологических симптомов. Нейропсихологический фактор — понятие, обозначающее принцип физиологической деятельности определенной мозговой структуры участка мозга, нарушение работы которого ведет к появлению нейропсихо- логического синдрома.
Симптом — внешние проявления болезни. Нейропсихологический симптом — нарушение психической функции вследствие локального поражения головного мозга. При этом выделяют первичный нейропсихологический симптом как нарушение непосредственной связи с нарушением определенного фактора и вторичный, который возникает как системное следствие первичного нейропси- хологического по зонам системной взаимосвязи с первичным. Нейропсихологический синдром — закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, связанных с выпадением одного или нескольких факторов.
Фактор — это, с одной стороны, принцип физиологической деятельности определенной мозговой структуры, нарушение которого приводит к появлению нейропсихологического синдрома, а с другой — продукт деятельности дифференцированных зон мозга, которые одновременно являются составляющей частью различных психических процессов.
Типы факторов:
- • произвольная регуляция деятельности — мотивация, построение образа результата деятельности, контроль, коррекция;
- • кинетический — движение души и тела;
- • кинестетический — обратная афферентация (предметные движения, который ориентированны на свойства предметов);
- • пространственный анализ и синтез;
- • зрительный анализ и зрительная память;
- • слуховой анализ и синтез;
- • энергетическое обеспечение активности — функциональные состояния (отдельные стволовые структуры);
- • нейродинамика — смена и баланс возбуждения и торможения;
- • межполушарное взаимодействие.
Миф болезни как принятая человеком идея ее существования деформирует природную сторону телесного ощущения, не уничтожая ее, а как бы отодвигая, отчуждая. В сознании больного человека постоянно присутствует (через обозначение в словах) ощущение симптома, который воспринимается то разумом, то чувствами, возникает то непроизвольно, то произвольно. Человек, как бы не желая думать о симптоме, думает о нем. И хотел бы от него избавиться, но он возникает в сознании снова.
Миф болезни нуждается в подтверждении (он так устроен), поэтому человек реагирует на соответствующие мифу телесные ощущения. У него начинает болеть там, где «должно» болеть. Всем известен симптом 3 курса у студентов-медиков, когда они обнаруживают у себя все изучаемые болезни или явления ятрогении, когда человек «специально» чувствует необходимую для диагноза боль.
Богатейшие варианты вторичного порождения телесных ощущений в рамках сверхценных идей и первичного ипохондрического бреда описаны в психопатологии[2]. Яркие случаи встречаются и у психически здоровых людей. Так, один из авторов настоящего издания был свидетелем нескольких случаев реакции матери на боль ее ребенка. Все они характеризовались появлением у матери видимых признаков боли (покраснение) в местах ушибов ребенка.
Особую роль миф болезни играет в ситуации лечения. Идея болезни начинает очень быстро наполняться конкретным содержанием. Лекарство выступает как знак. Независимо от его содержания, оно может быть заменено плацебо-агентом, ритуалом или любым другим предметом, который сможет сыграть его роль. Лечебный миф, как и миф болезни, не имеет четкой структуры и подвержен влиянию извне.
Ритуальное лечение демонстрирует влияние символического действия, объективно не связанного с причинно-следственными характеристиками заболевания, оно объединено с ними лишь в сознании человека. Эффект ритуального лечения как объективный, так и субъективный, часто очевиден. Понять его можно на психологическом уровне, если признать, что болезнь человека —не просто дефект какого-то органа, а прежде всего феномен сознания.
В логике ее развития есть две стороны: объективная и субъективная. Объективная подчиняется законам природы, законам организма человека. Субъективная подчиняется закономерностям психического и семиотического (знакового). В реальности эти стороны могут весьма значительно расходиться. Как замечает А.Ш. Тхостов, «объективная верность мифа, лежащая в основе метода лечения, не имеет принципиального значения. Самые фантастические и нелепые лечебные приемы находят своих убежденных последователей. Именно это и есть неспецифический фактор, обеспечивающий любой терапевтической тактике определенный успех, особенно в плане ближайших результатов»[3].
Слава целителя также может быть мифом, способствующим лечению. Большое значение имеет и готовность людей определенной группы или целой нации к восприятию мифов определенного содержания. Сегодня, например, можно говорить о том, что в США и Европе появился «психоаналитический пациент» — человек, умеющий заявить о своих жалобах в психоаналитических терминах (это связано с развитием и упрочением психоанализа как научно обоснованного метода лечения).
Врач попадает в сложное положение, если принимает миф за реальность, или наоборот. Это связано как с пониманием врачом своих терапевтических возможностей, своей способности исцелять тем или иным методом, так и с оценкой реального состояния пациента. С виду невинное заблуждение врача в своих качествах как целителя может привести к потере больными времени, сил и средств для осуществления настоящего патогенетического лечения.
Современная мифология болезней весьма разнообразна. Она основана на том, что болезнь — неуправляемое явление, обладающее не зависимой от человека активностью.
Главное свойство переживания болезни состоит в том, что болезнь делает тело человека неуправляемым, плотным, тяжелым. В состоянии здоровья тело полностью подчиняется человеку, оно осознается лишь на уровне его границ. Болезнь ставит задачу объяснения неуправляемости, чуждости тела в соответствии с картиной мира, в которой живет человек.
Каждое историческое время каждый человек создает мифы о болезнях, в которых отражаются прежде всего знания людей о свойствах их организма, свойствах и происхождении болезни, об особенностях взаимосвязи сознания и тела.
Как отмечает А.Ш. Тхостов, в сознании современного человека мифы болезни воплощаются в разные образы. Среди наиболее распространенных можно назвать биополе, карму, чакры, жизненные силы, которые понимаются чаще всего в мифологически- механическом духе. Очень популярна аналогия организма с роботом, компьютером и другой новой техникой, которая порождает и аналогичные методы воздействия на организм, и психику человека, — кодирование, программирование, зомбирование и т.п.
Развитие в XIX—XX вв. микробиологии (Р. Вирхов, Л. Пастер) привело в обыденном сознании людей к созданию модели избавления от болезней, основанной на стерилизации организма, — избавлении от микробов и бактерий. Понятия «нормальной», «патогенной» или «условно патогенной» среды крайне непопулярны и воспринимаются только специалистами.
Таким образом, лечащий врач встречается прежде всего не только с симптомами и синдромами болезни, которые человек предъявляет в виде жалоб, состояния или поведения. Каждый из участников ситуации лечения приносит в нее свой миф болезни, свое сознание, наполненное переживаниями о ее ценности, роли в жизни, о ее происхождении и возможном исходе конкретного лечения и лечения вообще. С этой точки зрения работа целителя, врача похожа на встречу с химерами. К ней надо готовиться, изучая процессы и законы психической жизни человека.
Источник