Синдром аспергера и аутизм одно и тоже

Синдром аспергера и аутизм одно и тоже thumbnail

Синдром Аспергера – это одно из расстройств аутистического спектра. Его симптомы проявляются в более легкой форме, чем симптомы аутизма. Причины синдрома Аспергера точно неизвестны, но предполагается, что как и в случае с аутизмом, они кроются в генетической предрасположенности и влиянии внешних факторов на пренатальное развитие человека. При обоих расстройствах отмечаются изменения в мозге, однако как именно они появляются и развиваются – до конца неизвестно. Коррекция симптомов данного расстройства происходит с помощью тех же методик, что и при лечении детского аутизма.

Основные симптомы расстройств аутистического спектра – это проблемы в социальном взаимодействии с окружающими, нежелание идти на контакт, отсутствие эмпатии и неадекватное восприятие общепринятых норм и понятий. Однако при синдроме Аспергера человек значительно лучше функционирует в обществе, чем при аутизме. Проблемы с речью и обучаемостью у такого человека выражены в меньшей степени. Люди с синдромом Аспергера могут неправильно реагировать на социальные взаимодействия и часто создавать впечатление бесчувственных. Они способны теоретически понимать эмоции других людей и научиться сопереживанию, но обычно им сложно реализовать свои знания на практике.

Ребенок с синдромом Аспергера может преуспеть в занятиях, которые требуют внимания к деталям, например, в математике, музыке или рисовании.

Часто больные синдромом Аспергера проявляют ограниченные интересы в очень конкретных областях, не видя и не понимая более широкий контекст. В значительной степени это свойственно и аутистам. Они также могут фокусироваться в основном на каких-то узких темах. Например, смотреть только определенную передачу по телевизору или играть только в одну игрушку. У этой особенности может быть и положительная сторона. Ребенок с синдромом Аспергера может преуспеть в занятиях, которые требуют внимания к деталям, например, в математике, музыке или рисовании.

Предполагается, что среди известных людей прошлого расстройствами аутистического спектра страдали музыкант Вольфганг Амадей Моцарт и физик Альберт Эйнштейн. Среди наших современников можно выделить защитницу окружающей среды Грету Тунберг, которая считает свой диагноз «синдром Аспергера» даром, определяющим ее видение мира «в очень черно-белом цвете». Еще один яркий пример человека с таким заболеванием – писатель, математик и специалист в области информатики Дэниел Таммет. Он поставил перед собой задачу объяснить здоровым людям, как устроен внутренний мир человека, страдающего расстройством аутистического спектра.

И в случае аутизма, и в случае синдрома Аспергера, лечение направлено на улучшение симптомов и функционирования в социуме.

Синдром Аспергера и аутизм обычно диагностируют у детей в возрасте 1,5-2 лет. Иногда видно сразу, что у ребенка есть некоторые проблемы в социализации, но в общем и целом он общается с окружающими адекватно. Однако с большей вероятностью синдром Аспергера можно выявить именно в динамике, через несколько лет лечения, предварительно диагностировав у ребенка аутизм. Постановка диагноза при аутизме и синдроме Аспергера обычно происходит после проведения встречи психиатра, детского психолога, эрготерапевта и логопеда с ребенком и его родителями.

Аутизм лечится исключительно с помощью поведенческой терапии. В случае синдрома Аспергера, начиная со старшего подросткового возраста, пациенту назначается лечение методом когнитивно-поведенческой терапии. И в случае аутизма, и в случае синдрома Аспергера, лечение направлено на улучшение симптомов и функционирования в социуме. Специалисты стараются обучить ребенка тем социальным навыкам, которые соответствуют его возрасту, и которые ему не удалось приобрести самостоятельно. Пациентам, страдающим заболеваниями аутистического спектра, часто прописывают медикаментозное лечение для снижения симптомов. Однако в случае синдрома Аспергера действующие лекарственные препараты менее очевидны, чем при аутизме.

Обычно с возрастом симптомы у детей с синдромом Аспергера уменьшаются, хотя трудности в социальном взаимодействии с другими могут сохраняться. Именно понимание того, как развивается заболевание и действует лечение, помогает определить, что ждет ребенка, больного расстройством аутистического спектра, в будущем, и во что могут развиться его симптомы.

  • Аутизм

Источник

Про аутизм ходит много слухов, сплетен и представлений. Особенно забавно слушать обывателей, которые либо никогда не сталкивались с такими детьми, либо сталкивались очень поверхностно: там мнения разнятся от “Это гении и новая формация” до “Умственно отсталый – смирись и плачь“.

На самом деле аутизм многогранен. Да, многие дети с этим расстройством в той или иной форме имеют сопутствующую умственную отсталость. Но кто-то может обладать и нормальным интеллектом, или даже одарённостью. Именно из-за огромного разнообразия способностей аутистов и невозможности чётко подогнать всех под определённый стандарт, разработали обобщающее определение – “расстройства аутистического спектра” (РАС), где слово “спектр” по сути и означает большую вариативность. О некоторых вариантах РАС и пойдёт ниже речь.

Отмечу, что в этой статье я опираюсь на критерии действующей МКБ-10.

1 января 2022 года в силу вступит МКБ-11. В ней такие наименования, как “Синдром Каннера”, “Синдром Аспергера” и прочие будут упразднены. Создатели МКБ-11 предпочли не плодить вагон диагнозов, в которых иногда путаются даже сами врачи, а просто сделали список подтипов РАС с указанием наличия или отсутствия интеллектуальных нарушений, а также способности ребёнка к использованию речи.

Синдром Аспергера

Этот диагноз ставят ребёнку не младше 3, даже скорее 4, лет. Почему? Потому, что долгое время развитие малыша не вызывает вопросов у взрослых.

Дети с с синдромом Аспергера имеют нормальное интеллектуальное и речевое развитие: для установления этого диагноза первые слова должны появиться до 2 лет, а фразы – до 3. Не отстаёт самообслуживание, не пропадает интерес к окружающему миру.

Вместе с тем, однако, после 3 лет наблюдается аутистическая “классика жанра” – значительные проблемы в социальном взаимодействии и стереотипные, ограниченные интересы. Стереотипные интересы тут идут не в значении стимов (потрясти руками, побегать кругами и прочее), а сильная увлечённость чем-либо: бабочками, поездами, цифрами, космическими кораблями и т.д. Часто, но необязательно, встречается физическая неуклюжесть (более характерна для мальчиков).

фото из открытых источников

На первый план, как и со всеми РАС, выходят проблемы с социальным взаимодействием. Такие дети, хоть и хорошо говорят, тяжело заводят друзей. Это может быть как связано с тем, что ребёнок сам не стремится к общению, так и с тем, что он просто не улавливает норм человеческого взаимодействия, а значит ему трудно строить близкие отношения, не ломая дров.

Для успешного общения с другими людьми важно пытаться находить компромиссы, проявлять тактичность и внимание к чужим интересам и действиям, читать “подтекст” мимики и интонаций и самому адекватно их использовать, сопереживать, соблюдать очевидные нормы поведения.

Казалось бы, это вещи, которые человек усваивает сам по себе, по мере взросления. Однако, именно это ахиллесова пята людей с Синдромом Аспергера. Я находила информацию о том, что только пяти процентам взрослых с этим диагнозом удаётся полностью избавится от видимых социальных нарушений (как правило, это те, кто “нашёл себя” в своей области), однако нарушения даже здесь всё равно обнаруживаются при специальном психологическом тестировании.

Читайте также:  Синдром люмбоишиалгии справа что это и как лечить

Многие взрослые с установленным синдромом Аспергера не считают своё состояние болезнью, не видят смысла в том, чтобы лечиться, а воспринимают его неким альтернативным вариантом психического развития.

Высокофункциональный аутизм

Это понятие по МКБ-10 не является диагнозом. Тем не менее, иногда специалисты, осматривающие ребёнка, пишут именно эту формулировку, поэтому я хочу остановиться на этом немного подробнее.

Термин “высокофункциональный аутизм” часто воспринимается так, словно речь об одарённости. На самом деле таковыми считают детей и взрослых, у которых диагностируют РАС, однако при этом не обнаруживают умственную отсталость (коэффициент IQ более 70). То есть, под высокофункциональностью тут подразумевается потенциальная возможность вести полноценную жизнь: выучится, жить и работать, обходясь без посторонней помощи.

Высокофункциональный аутизм иногда объединяют с синдромом Аспергера, что неудивительно – к подростковому возрасту эти два состояния становятся практически неотличимы друг от друга. Тем не менее, до подросткового возраста некоторые отличия есть. В частности:

  • При высокофункциональном аутизме у ребёнка, как правило, отмечается выраженная задержка развития речи;
  • Расстройство и его симптомы заметны до 3 лет;
  • Хуже способности к овладению речью;
  • Ребёнок с этим диагнозом более ловок и в плане крупной, и в плане мелкой моторики;
  • Лучше справляется со зрительно-пространственными задачами (лабиринты, ориентировка лево-право) и заданиями на зрительно-моторную координацию (рисование, прописи);
  • Хуже понимает чувства и эмоции других людей;
  • Может иметь больше интересов и не так зацикливаться.

Атипичный аутизм

Первые два расстройства развития не имеют нарушений интеллекта, а вот отличие атипичного аутизма в том, что при нём ребёнок может иметь как нормальный интеллект, так и умственную отсталость.

Проявления во многом совпадают с аутизмом, но имеются некоторые отличия:

???? Атипичный возраст появления расстройства.

Симптомы РАС появляются после 3 лет. В отличие от синдрома Аспергера, который тоже диагностируют только после 3 лет, есть задержка психического или речевого развития. А иногда и того, и другого;

???? Атипичное отсутствие некоторых важных симптомов.

Расстройство появляется до 3 лет, но для постановки диагноза “Аутизм” не хватает симптомов. Например, у ребенка может сохраняться нормальная коммуникация и социальное взаимодействие, однако могут быть стимы и ограниченные интересы.

Эта форма более характерна, когда у ребёнка есть умственная отсталость, из-за которой он вынужденно “застревает” на устаревших формах поведения и познания и из-за этого, например, крутит колёса, как это мог бы делать нормально развивающийся ребёнок 6-8 месяцев, вместо катания машинки. То есть, атипичный аутизм здесь не столько аутизм, сколько умственная отсталость, которую сопровождают аутичные черты.

Каким здесь будет исход настолько же сложно предсказать, как и при классических формах РАС. Если интеллект не затронут, возможно обучение речевой либо другой приемлемой форме коммуникации, то можно надеяться на то, что ребенок будет выведен на самостоятельный уровень функционирования. Если нет, то прогноз уже не такой радужный.

Спасибо, всем, кто дочитал до конца!

Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше интересных материалов в ленте!

Вам могут быть интересны другие статьи по теме:

“Он был обычным ребенком до 1,5 лет” или почему у детей возникает аутизм и другие нарушения развития

Когда аутизм и другие нарушения развития всего лишь фантазия

Генетические болезни, умело маскирующиеся под аутизм, речевые нарушения и ЗПР

Источник

Высокофункциональный аутизм и синдром Аспергера являются частью аутистического спектра (спектра аутизма). Основное различие между ними, предположительно, пролегает в области языка: как правило, у людей с синдромом Аспергера в детстве не было задержки развития речи.

checklist

Признаки высокофункционального аутизма и синдрома Аспергера

Гиллберг и Эйлерс (1998) выделяют четыре основные области, в которых до сих пор ведётся полемика о различии в диагностике.

Уровень когнитивного (интеллектуального) функционирования

Взгляд на синдром Аспергера как на аутизм без нарушений обучаемости (в том числе умственной отсталости) с точки зрения диагностики может быть полезен, так как по такому основанию довольно легко выявлять разницу. Но следует учитывать, что Аспергер отмечал возможные необычные обстоятельства, в которых человек с синдромом Аспергера проявляет признаки нарушения обучаемости. В целом признано, что высокофункциональный аутизм не может быть у лиц с IQ ниже 65—70.

Двигательные умения и навыки

В последние годы усилилось мнение о связи синдрома Аспергера и дополнительных трудностей с моторикой. Аспергер был хорошо осведомлён о распространённости проблемы двигательных навыков у группы людей, которых пытался описать. Вполне вероятно, что большинство детей с синдромом Аспергера имеют плохую координацию и трудности с мелкой моторикой. Тем не менее дети с высокофункциональным аутизмом также имеют трудности в этих областях.

Речевое развитие

Данная область, похоже, содержит больше всего противоречий. МКБ-10 и DSM-IV устанавливают для диагностики синдрома Аспергера нормальное речевое развитие. А у детей с высокофункциональным аутизмом может наблюдаться значительная задержка развития речи. Тем не менее в оригинальных записях Аспергера утверждается, что язык и речь являются ключевыми особенностями описываемого им состояния. Часто синдром Аспергера диагностируется у подросшего ребёнка, при этом ни он, ни его родители не могут вспомнить, каким было речевое развитие.

Возраст обнаружения

Человеку на разных стадиях развития могут диагностировать как высокофункциональный аутизм, так и синдром Аспергера. Иногда в раннем детстве ребёнку ставят ВФА, а когда он идёт в школу, заменяют диагноз на синдром Аспергера. Некоторые диагносты считают, что синдром Аспергера нельзя диагностировать до поступления в школу. Это обусловлено тем, что дефицит социальных навыков не очевиден, пока ребёнок не находится много времени в социальном взаимодействии.

Резюмируя:

  • У людей с высокофункциональным аутизмом и у людей с синдромом Аспергера присутствует “триада нарушений”, являющаяся общей для всех людей с аутизмом.
  • Уровень интеллекта в обеих группах, скорее всего, средний или выше среднего.
  • Дебаты о необходимости двух терминов продолжаются.
  • Тем не менее у двух состояний есть отличия: дефицит двигательных навыков и возраст обнаружения.

Хотя постановка диагноза, который ещё предстоит чётко определить, может расстраивать, важно при этом помнить, что проявления двух состояний во многом похожи. Это означает общий подход к терапии, лечению и образованию. В то же время, все люди с аутизмом или с синдромом Аспергера уникальны и имеют собственные особые навыки и способности. И они заслуживают помощи в тех областях, где у них трудности.

Если вам или вашему ребёнку недавно поставили диагноз “высокофункциональный аутизм” или “синдром Аспергера”, то стоит узнать, какие критерии использует диагност.

Читайте также:  Статьи по синдрому сухого глаза

Источник

Название для синдрома Аспергера – “лёгкий аутизм” – неофициальное, используется иногда родителями. Так сложилось по причине того, что при синдроме Аспергера у ребёнка сохраняются когнитивные функции, развивается речь (иногда развитие речи не по возрасту).

При этом у всех детей, страдающих синдромом Аспергера, есть определённые общие черты:

  • серьёзные трудности в социальном взаимодействии,
  • ограниченный стереотипный репертуар действий и занятий,
  • часто выраженная неуклюжесть и другие неврологические симптомы.

Причина данной разновидности аутизма обычно та же, что и в других случаях. Это результат повреждения ЦНС ребёнка. По наблюдениям Центра, при синдроме Аспергера это повреждение более поверхностное, не затрагивает глубинные слои головного мозга.

Дети с синдромом Аспергера очень разные по своим проявлениям и способностям, но все имеют одно общее свойство – они способны обучаться, в отличие от детей с синдромом Каннера. Обучение таких детей – задача сложная. Процесс должен быть организован специальным образом, требующим от образовательного учреждения и педагогов определённых условий и знаний. В обычном классе таким детям обучаться очень трудно. Дети с синдромом Аспергера очень часто имеют параллельно синдром гиперактивности.

При этом виде аутизма часто возникают сопутствующие неврологические проявления: хождение на цыпочках, резкая реакция на раздражители. Это смех без причины, тряска, крик. Часто наблюдается сильное искажение стопы, плоскостопие. Иногда стопа деформирована настолько, что ребёнок испытывает боли при ходьбе. Также у многих детей наблюдается нарушение осанки. Из тех детей с синдромом Аспергера, что видели мы, нарушение осанки присутствовало у каждого.

Эти дети не понимают невербальную коммуникацию. Поэтому они не могут вписаться в коллектив. Им необходимо постоянное сопровождение, т.к. даже дорога до школы может вызывать сильные затруднения.

Если принять в расчёт все нестандартные реакции такого ребёнка на все возможные ситуации, то надо признать, что обучение таких детей требует специальных классов, специальных педагогов, сопровождения.

Эти дети часто очень болезненно воспринимают своё отличие от других детей. В силу сохранения когнитивных способностей эти дети однажды осознают, что они не такие как все, и никогда не станут нормальными. Это часто приводит к депрессии. Дети теряют мотивацию к учёбе, появляются суицидальные мысли. Родным становится очень тяжело.

На наш взгляд, название “лёгкий аутизм” для синдрома Аспергера ошибочное, вводит в заблуждение. Это состояние может оказаться хуже, чем при других видах аутизма, т.к. ребёнок имеет сохранный интеллект и в состоянии оценить своё отличие от окружающих, увидеть свои перспективы. Такие дети могут очень сильно душевно страдать.

В Израиле есть социальные проекты, направленные на социализацию таких детей. Например, в Израильской армии. Если есть хоть какой-то талант, то человека обязательно приспосабливают к чему-то полезному.

Вообще, в Израиле очень много различных проектов, сообществ, цель которых – интегрировать людей с разными проблемами в общество, не дать им остаться в изоляции. Существуют молодёжные движения, которые организуют для детей с инвалидностью встречи, пикники, вечеринки. Главное – не оставлять человека наедине со своей проблемой.

НАШ САЙТ:

BEER DAVID ЦЕНТР ЕВРЕЙСКОЙ МЕДИЦИНЫ

****************************************************************

Группа в Facebook

Группа в ОК

Группа ВК

Станица в ЖЖ

Блог в Яндекс.Дзен

ЮТУБ-КАНАЛ BEER DAVID Центр Еврейской Медицины

Источник

Аутизм — “расстройство спектра”, и это означает, что у людей с аутизмом наблюдается широкий диапазон лёгких, умеренных и тяжёлых симптомов. Но все ли люди с диагнозом “расстройство аутистического спектра” имеют одно и то же расстройство, независимо от их симптомов?

Как менялся диагноз “аутизм” в последние годы?

В “Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам” IV версии (1994 г. — май 2013 г.) аутизм был представлен пятью различными диагнозами: “синдром Аспергера”, “первазивное расстройство развития без дополнительных уточнений” (PDD-NOS), “аутистическое расстройство”, “детское дезинтегративное расстройство” и “синдром Ретта”.

К сожалению, эти диагнозы сбивали с толку. Имелись не только трудности с их определением — разные врачи выбирали различные диагнозы для одних и тех же пациентов. Чтобы пояснить диагноз, практикующие специалисты (а также учителя и терапевты) использовали такие термины, как “тяжёлый аутизм”, “лёгкий аутизм” и “высокофункциональный аутизм”. Однако эти термины вовсе не являются диагнозами, это просто описания. И хотя они предназначались для лучшего понимания родителями и учителями статуса ребёнка в спектре аутизма, каждый специалист имел своё собственное представление о том, как может выглядеть “лёгкий” или “тяжёлый” аутизм.

Что понимается под аутизмом в настоящее время?

В 2013 году была опубликована пятая версия “Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам”. В нём имеется только одно “расстройство аутистического спектра”.

Теперь, независимо от симптомов, каждый человек с диагнозом “аутизм” подпадает под этот единственный диагноз. Три уровня аутизма вместе с такими дескрипторами, как “невербальный”, призваны сделать диагностику проще и понятнее.

Но это не означает, что мы перестали использовать старые или неформальные термины — некоторые из них яснее, чем “расстройство аутистического спектра, уровень II”. Действительно, даже врачи и другие специалисты могут в речи использовать такие термины, как “синдром Аспергера”, а новый код спектра аутизма — для выставления счетов.

Добро пожаловать в сложный мир многих аутизмов.

autism

Что такое “спектр аутизма”?

Спектр аутизма описывает диапазон нарушений развития и расстройств, влияющих на социальные и коммуникативные навыки и, в большей или меньшей степени, на двигательные и речевые навыки. Этот диагноз настолько широк, что включает и людей с высоким IQ, и с интеллектуальной инвалидностью. Люди с аутизмом бывают болтливыми или молчаливыми, нежными или холодными, любящими порядок или неорганизованными.

До мая 2013 года официальные диагнозы в спектре аутизма включали “аутистическое расстройство”, “первазивное расстройство развития без дополнительных уточнений”, “синдром Аспергера”, “детское дезинтегративное расстройство” и “синдром Ретта”.

Сегодня существует только одно расстройство аутистического спектра с тремя уровнями тяжести, но многие терапевты, клинические специалисты, родители и организации продолжают использовать такие термины как PDD-NOS и синдром Аспергера.

Что такое “первазивные расстройства развития”?

Первазивное расстройство развития — это формальный термин, означавший между 1994 и 2013 годами то же самое, что и “расстройство аутистического спектра”. Если ваш ребёнок диагностирован до 2013 года, вы могли слышать данный термин от специалиста или врача, однако в настоящее время он не используется.

Основные моменты:

  • Термин “первазивное расстройство развития” больше не используется.
  • Термин был синонимом “расстройства аутистического спектра”.
  • Различия в развитии могут варьироваться по степени тяжести: от лёгкой до тяжёлой.

Что такое “синдром Аспергера”?

Синдром Аспергера описывает людей, находящихся на самом высокофункциональном конце аутистического спектра. Этот термин, как и диагноз, удалён из “Диагностического руководства” в 2013 году, но практически все в аутичном сообществе продолжают его использовать, так как этот термин полезен при описании конкретной группы людей.

Читайте также:  Читать не родись богатой или синдром бодливой коровы

У людей с синдромом Аспергера речь, как правило, развивается так же как и у типично развивающихся детей, однако у них присутствуют значительные трудности в социальном взаимодействии.

Эти трудности становятся всё более очевидными по мере взросления и роста социальных ожиданий. Поскольку люди с синдромом Аспергера зачастую довольно умны, но при этом “с причудами”, расстройство иногда называют “синдромом гика” “или “синдром маленького профессора”.

Основные моменты:

  • Синдром Аспергера больше не является валидным диагнозом.
  • Термин “синдром Аспергера” использовался и до сих пор часто используется для описания людей с “высокофункциональным аутизмом”.
  • У большинства людей с симптомами синдрома Аспергера интеллект нормальный или выше среднего, сильные вербальные навыки и значительные трудности в социальном взаимодействии.
  • У многих людей с синдромом Аспергера значительные сенсорные проблемы.
  • Симптомы синдрома Аспергера теперь обозначаются как “расстройство аутистического спектра, уровень I”.

Что такое “лёгкий аутизм”?

Термин “лёгкий аутизм” не обозначает официальный диагноз. Это просто более широкий описательный термин, чем “синдром Аспергера” или “аутизм”. Когда используют термин “лёгкий аутизм”, подразумевают тех людей, чьи симптомы соответствуют диагнозу РАС, но при этом у них имеются развитые вербальные навыки и мало поведенческих проблем.

Однако у этих людей могут наблюдаться серьёзные проблемы с социальным взаимодействием. Также у них могут быть проблемы со слишком большим количеством сенсорных стимулов (громкий шум, яркий свет и т.д.).

Основные моменты:

  • Лёгкий аутизм по сути аналогичен или идентичен синдрому Аспергера.
  • Людей с лёгким аутизмом трудно распознать, пока они не окажутся в стрессе или не “провалятся” в сложных социальных ситуациях.
  • Большинство людей с лёгким аутизмом теперь считаются имеющими “расстройство аутистического спектра, уровень I”.

Что такое “высокофункциональный аутизм”?

Как и “лёгкий аутизм”, высокофункциональный (иногда сокращают до ВФА) — это широко распространённый придуманный термин, а не официальный диагноз. В определённый момент (до 2013 года) этот термин использовался для отличия “аутизма” от “синдрома Аспергера”.

До 2013 года специалисты проводили различие так: у людей с ВФА присутствовала задержка речевого развития, а у людей с синдромом Аспергера речевое развитие шло нормально. В настоящее время диагноза “синдром Аспергера” нет, что делает различие спорным.

Основные моменты:

  • Высокофункциональный аутизм, как и лёгкий аутизм, похож на синдром Аспергера и теперь именуется “расстройством аутистического спектра уровня I”.
  • В отличие от тех, кому был поставлен диагноз “синдром Аспергера”, речь у людей с ВФА развивается медленно и своеобразно.
  • Высокофункциональный аутизм (как и синдром Аспергера, и лёгкий аутизм) — явная и значительная инвалидность, порождающая проблемы в социальном взаимодействии, сложности с соответствием требованиям образовательных учреждений и ожиданий в рабочем коллективе, и даже с проведением досуга.

Что такое “первазивное расстройство развития без дополнительных уточнений”?

Первазивное расстройство развития без дополнительных уточнений — это труднопроизносимое название до 2013 года использовалось для описания людей, которые не полностью соответствовали критериям других диагнозов, но при этом были аутичными. Так как симптомы PDD-NOS сложно определить и они варьируются от очень лёгких до очень тяжёлых, эта диагностическая категория более не существует. Однако новый диагноз “социально-прагматическое расстройство” может стать новой всеобъемлющей диагностической категорией.

Основные моменты:

  • Первазивное расстройство развития без дополнительных уточнений c 2013 года не является диагнозом.
  • PDD-NOS был некой диагностической свалкой для расстройств с аутичными симптомами, не соответствующих полностью критериям аутизма.
  • У людей с PDD-NOS бывают как лёгкие, так и тяжёлые симптомы.
  • Люди, которым диагноз PDD-NOS был поставлен до DSM-5, получили диагноз “расстройство аутистического спектра” уровня I, II или III в зависимости от тяжести симптомов.

Что такое “тяжёлый аутизм”?

Тяжелый аутизм — это не официальный диагноз, а описательный термин, аналогичный глубокому аутизму, низкофункциональному аутизму и классическому аутизму.

Люди с “тяжёлым аутизмом” часто невербальны и имеют интеллектуальную инвалидность, у них большие сложности с поведением.

Основные моменты:

  • Тяжёлый аутизм обычно диагностируется как “расстройство аутистического спектра, уровень III”.
  • Тяжёлый аутизм чрезвычайно сложен, при нём бывает агрессия и другие сложные формы поведения.
  • Большинство людей с тяжёлым аутизмом не владеют разговорной речью.
  • Некоторые люди с тяжёлым аутизмом умеют общаться с помощью карточек, визуальных досок или других подобных средств.

Что такое “синдром Ретта”?

Синдром Ретта — генетическое заболевание, сцепленное с женским полом. Это единственное из бывших расстройств аутистического спектра, которое можно диагностировать медицинскими тестами. С мая 2013 года синдром Ретта не входит в аутистический спектр.

У девочек с синдромом Ретта присутствуют тяжёлые симптомы, включая характерные для аутизма проблемы социальной коммуникации. Кроме того, при синдроме Ретта серьёзно нарушено функциональное использование рук.

Основные моменты:

  • Синдром Ретта больше не входит в спектр аутизма.
  • Синдром Ретта — генетическое заболевание, которое можно диагностировать медицинскими тестами.
  • Синдром Ретта бывает только у девочек.
  • Симптомы синдрома Ретта включают проблемы социальной коммуникации и нарушение функционального использования рук.

Что такое “расширенный фенотип аутизма”?

Термин “расширенный фенотип аутизма” применяется в отношении людей, у которых нет полного набора симптомов аутизма и имеющиеся проявляются лишь в небольшой степени. Иногда их называют “теневыми симптомами”. Эти субклинические симптомы могут включать: социальную неловкость, тревогу, потребность в однообразии и рутине, необычную степень дискомфорта из-за ярких огней, громкого шума и других сенсорных “атак”.

Такие лёгкие симптомы заметны, но существенно не ухудшают повседневную жизнедеятельность. Они распространены среди членов семьи, где есть люди с аутизмом. Аутизм ли это? Или просто тип личности? Как и во многих связанных с аутизмом вопросах, ответ зависит от того, кого вы спрашиваете. В любом случае людям с данными симптомами полезно обращение за помощью в развитии навыков социального взаимодействия и совладании с сенсорными проблемами.

Основные моменты:

  • Существует “расширенный фенотип аутизма”, включающий людей с лёгкими симптомами аутизма.
  • У многих людей с такими симптомами есть дети или другие родственники в спектре аутизма.
  • Многие методы терапии при аутизме могут оказаться полезными для людей с лёгкими вариантами симптомов аутизма.

Не всегда полезно опираться на термины аутизма

Хотя некоторые связанные с аутизмом термины достаточно наглядны, они не всегда полезны. Каждый человек в спектре аутизма уникален. Даже если вы считаете, что вам известно значение определённого термина, всегда важно узнать побольше о сильных сторонах и проблемах конкретного человека.

Представленный выше материал — перевод текста “What Are the Different Types of Autism?”.

Источник