Синдром аспергера симптомы у девочек

Синдром аспергера симптомы у девочек thumbnail

Короткая лекция Тони Эттвуда по особенностям синдрома Аспергера у девочек и женщин (https://vimeo.com/122940958). Несколько грубых набросков по лекции:
– Когда мы думаем об аутизме, мы склонны представлять себе мальчика. Стандартное изображение аутизма – мальчик, который делает что-то характерное. Базовая суть РАС – это трудности с пониманием людей. Это включает способность заводить друзей, понимать выражения лиц и самые разные социальные навыки, которые есть у остальных детей с рождения. Типичные новорожденные дети гораздо больше смотрят на человеческие лица, чем на любую другую фигуру или предмет. Мы заранее запрограммированны взаимодействовать с другими людьми. Однако есть дети, у которых это предварительное программирование отсутствует. Некоторым детям с более тяжелыми формами аутизма другие люди кажутся совершенно непонятными – что это такое, лучше держаться от них подальше. Люди же синдромом Аспергера расспрашивают меня: Как мне найти друзей? Как мне дружить с кем-то?
– Если мы посмотрим на стандартное гендерное соотношение, то обычно встречается цифра 4:1, 4 мальчика на 1 девочку. Однако на самом деле это 2:1, потому что девочки с синдромом Аспергера гораздо хитрее и креативнее в том, как скрыть свое социальное замешательство.
– Во время диагностики мы оцениваем так называемую социальную взаимность. В этом отношении мы наблюдаем две крайности. У нас есть ребенок с РАС, который играет со своими лего, рядом играет группа детей. Ребенок думает: «Не понимаю этого, мне это не нравится, лего лучше. Я предпочитаю одиночество, я один, но мне не одиноко. Если они подойдут ближе, я накричу на них, и они уйдут, и это хорошо». Или ребенок увидит детей, подойдет к ним и начнет: «Ладно, ты делай это, ты иди туда, я скажу воспитательнице, нет, ты не то делаешь». Они начинают командовать, таким образом, они получают контроль над ситуацией. Так что одна группа детей с синдромом Аспергера – застенчивая, интровертная и замкнутая, а другая группа в плане взаимности – навязчивая и раздражающая, я их называю «итальянскими водителями». Я был в Италии, кстати, когда я был в Италии несколько лет назад с группой взрослых с Аспергером, я их спросил: «Каково жить с Аспергером в Италии?» Они ответили: «Это ад! Во время приветствия вечно поцелуи, объятья, и даже во время разговора тебя все время трогают. Мы хотели бы жить в Японии – поклон и все». Так что «итальянские водители» не обращают внимания на красный свет, они не видят сигналов, которые говорят о том, что надо притормозить, и поэтому постоянно вторгаются в ваше личное пространство. Однако это не единственные варианты, которые могут быть характерны для социальной взаимности. Помимо варианта вторжения в личное пространство, потому что человек не воспринимает социальные сигналы, и он очень расстроится, если ошибется, есть еще и третья группа. Эта группа не описана в диагностических критериях, и именно к ней обычно относятся девочки.
– Девочки реагируют так: «Ух ты! Я ничего не понимаю, я ничего об этом не знаю. Но кто тут самый популярный? Рейчел! Хорошо, и как она говорит? Я буду говорить так же, как и она! Я буду двигаться как Рейчел! Что популярно? Розовое! Мне обязательно нужно надеть розовое! Во что они играют? В Барби! Мне нужны 100 Барби!» Она будет наблюдать, анализировать и имитировать, «притворяйся, пока это не станет правдой». У нее появится маска, фасад, который поможет ей добиться успеха, но это фальшивка, созданная интеллектом, а не интуицией.
– Если мы посмотрим на диагностические критерии, кстати, раньше мы говорили «синдром Аспергера», теперь, после принятия DSM-5, мы говорим: расстройство аутистического спектра, первый уровень, без задержки интеллектуального и речевого развития – ну разве так не удобнее? Зачем говорить два слова, если вместо них можно сказать десять? Короче, РАС первого уровня и так далее – это то же самое, что и синдром Аспергера, и девочки с ним – это невидимая часть спектра аутизма. Эти девочки находятся в спектре, но они делают все возможное, чтобы этого не заметили. У меня есть коллега-терапевт, Рут Бейкер, мы с ней работали в Новой Зеландии, и однажды она сказала, когда мы были одни: «Тони, мне кажется, у меня есть синдром Аспергера», на что я ответил: «Да, Рут, он у тебя есть». Кстати, из аспи получаются хорошие врачи, потому что один из залогов успеха в медицине – это феноменальная память на факты, и люди с синдромом Аспергера обладают просто невероятной способностью запоминать и вспоминать факты с удивительной дотошностью. Если я пойду к врачу, то я хочу попасть к аспи! Плевать мне на теплые отношения и понимание, я просто хочу узнать, что со мной не так, и как это лечится!
– Девочки выпадают из поля зрения специалистов, потому что в качестве копингового механизма и камуфляжа они используют наблюдение и имитацию. Они всегда сначала наблюдают, прежде чем сделать первый шаг в социальной ситуации. Для них характерен патологический страх социальной ошибки. Так что в нашем примере девочка будет на периферии игры, но она будет очень внимательно наблюдать.
– Один из важнейших компонентов РАС – это трудности с пониманием мыслей и чувств других людей, чтением языка тела. Но если вы не можете понять чужие мысли и чувства, то как же вы соберете необходимую информацию? С помощью художественной литературы! Потому что в тексте описывается, что каждый персонаж думает и чувствует. Вот, например, если вы читаете Гарри Поттера, особенно про Гермиону, то там напрямую говорится, что Гермиона думает и чувствует. Гермиона вообще очень похожа на девочку-аспи. В Хогватсе у нее совсем нет подруг, она девочка-сорванец. Интересно, что Роулинг говорила, что Гермиона напоминает ее саму в детстве. Одна из способностей девочек-аспи – убегать в воображаемый, альтернативный мир, где их будут ценить и понимать. И Хогвартс с Гарри Поттером становится для вас таким средством побега.
– И что еще может девочка, у которой нет своей группы и с ней никто не хочет общаться? Как ей узнать больше о людях? С помощью мыльных опер! В сериале можно снова проиграть диалог, можно остановить его в любой момент или пересмотреть серию, а потом можно и попытаться стать одной из главных героинь. Общаясь с такой девочкой, вы понимаете, что вся ее речь, манера поведения и жесты – это готовые фразы, которые она скопировала из телевизора. И когда она имитирует телегероинь, она будет точно имитировать даже тот акцент, с которым говорит героиня. Многие девочки с синдромом Аспергера обладают идеальным музыкальным слухом, и у них также может развиться талант к иностранным языкам. При этом когда эти девочки говорят на иностранном языке, у них никак не проявляется акцент их родного языка. Из них могут выйти отличные шпионки, но это уже другая история.
– Либо у этой девочки может быть 100 Барби, которые она раскладывает строго по порядку в зависимости от стрижки. Она не будет играть в то, что Барби выходит замуж, она будет играть, что вот эта Барби учительница, эта – она сама, а вот это – другие ученики. И в своей игре она будет декодировать и анализировать те социальные события, которые происходят в ее жизни. Или она будет использовать Барби, чтобы отрепетировать, что она скажет и что сделает завтра. Мальчики при этом играют с грузовиками и динозаврами – это никак не поможет разобраться в людях. Но у девочки может быть множество кукол, и все будут считать ее игру «типично девочковой», но при этом она использует эту игру для понимания реальности.
– Девочки с синдромом Аспергера извиняются и соглашаются. Люди с РАС то и дело допускают социальные оплошности и ошибки. Дети часто «берут на себя обязанность» сообщать окружающим правду. Они заметят вашу ошибку и укажут на нее, и вы должны быть за это благодарны. Если мальчик допускает социальную ошибку, то он тут же взрывается, ведет себя агрессивно, раздражается и возмущается. Но если ошибку допустит девочка, то она тут же: «Ой, простите. Извините, тетя, что заговорила про ваш вес, я, конечно, понимаю, что вам нужна диета, но когда я решила с вами поговорить, у вас покраснело лицо, и я не знала, это смущение или у вас началась менопауза и т.д.» Однако поскольку она постоянно извиняется, мы прощаем и забываем об этих случаях, но смысл в том, что она на самом деле не знает, в чем состоит ее ошибка, просто у нее есть отработанный способ ее исправления. Или она может во всем соглашаться с другими людьми, чтобы им угодить, например, ее мама говорит: «Мы устроим тебе вечеринку на день рождения и позовем твоих двоюродных братьев, последний раз ты их видела много лет назад и вряд ли их вспомнишь, ты согласна?» Девочка ответит: «Да!» «Ты уверена, потому что мне придется оставить тебя дома, мне нужно отвести твоего брата на футбольную тренировку, ты будешь дома вместе с ними часа три, ты будешь в порядке?» «Да!» Но вы только посмотрите, какой неприкрытый ужас в ее глазах! Но она будет храбриться и постарается справиться с ужасом. Мальчики в такой ситуации будут проявлять оппозиционное расстройство неповиновения, что всего лишь вычурный способ сказать «он не делает так, как ему говорят», просто психиатры и психологи так не скажут, потому что такую фразу люди смогут понять.
– Итак, она извиняется, соглашается, либо она как хамелеон. Она создает персону для конкретной ситуации. У девочки обычно есть две персоны – для школы и для дома. Очень часто в школе она умная, послушная, учительнице она нравится, потому что она стучит на всех других детей, делясь с ней ценной информацией об их поведении. Но вот это девочка приходит домой со всем отчаянием и смятением, которые она подавляла в школе, и выплескивает их на маму. На этой неделе у меня была консультация с ребенком, ее мама говорит: «Как только она садится в машину, она просто взрывается, чего только она не говорит и не делает, но в классе она сущий ангел, а дома – дьявол».
– Она носит маску, и эта маска успешная, очень привлекательная, «ты притворяешься, пока это не станет правдой». На публике она носит маску, но как только она покинет ситуацию, с ней случится истерика, доктор Джекил и мистер Хайд. С диагностической точки зрения это значит, что когда вы говорите с ней, она знает, что делать. Но если вы присмотритесь к ее движениям, то заметите, что они стилизованы, неестественны. Одна девочка, которую я консультировал, делала такие потрясающие и экспрессивные жесты, но это был один и тот же жест все время, вне зависимости от конкретной ситуации.
– У девочек меньше проблемного поведения, и они привлекают к себе меньше внимания. «Мы думаем, что если будем очень-очень-очень хорошими, то мы будем нравиться другим людям и все будет хорошо».
– Девочка научилась, что если ты будешь хорошей – тебя оставят в покое.
– У девочек есть специальные интересы, что является частью синдрома. Основа синдрома – социальное замешательство, но не только, мое личное определение синдрома Аспергера – «это описание того, кто нашел в жизни нечто намного более интересное, чем общение, но он живет в окружении социально одержимых». Итак, характеристики синдрома – социальное замешательство, повторяющееся поведение, высокий уровень тревожности, что приводит к формированию жесткой рутины и ритуалов. Специальные интересы при этом есть всегда. Эти интересы могут продолжаться несколько часов или несколько десятилетий, и с мальчиками, да, это поезда и тому подобное, но у девочек это могут быть лошади, например. Кто-нибудь скажет: «Да ладно, многие девочки обожают лошадей!» Но только эта девочка в июле принесла на конюшню раскладушку. И этот интерес полностью доминирует, она думает только об одном: лошади, лошади, лошади. К слову, недавно я принимал одну пару, я консультировал их сына, у которого синдром Аспергера, и я вспомнил, что пару лет назад принимал их дочь и спросил про нее. Они ответили: «Да, вы еще сказали, что ее лечение будет самым дорогим, какое только можно представить», я ответил: «Неужели я так сказал?», а они: «Да! Вы сказали, что ей нужна лошадь! Вот, кстати ее фотография – она чемпионка штата по выездке, и она прекрасно ладит с лошадьми, они ее лучшие друзья». Это всегда или машины, или животные, но не люди.
– Что еще делает девочка? Если у тебя нет настоящих друзей, ты заводишь себе воображаемых друзей, и ты говоришь с воображаемыми друзьями, и ты устраиваешь для них чаепития. У тебя появляется сложная система взаимоотношений в воображаемом мире, потому что если тебя не ценят и не принимают в реальном мире, то это воображаемый мир. У мальчиков это могут быть «Звездные войны» или «Звездный путь», это может быть другая планета, где угодно, только не здесь. Некоторые девочки убегают в мир воображения, начиная читать и писать художественную литературу.
– Девочки часто наслаждаются занятиями по актерскому мастерству и ораторскому искусству, потому что они позволяют прятать настоящую тебя. Настоящая ты всегда должна быть спрятана, потому что настоящая ты может не понравиться окружающим, но ты создала персону, и проблема в том, что теперь ее приходится постоянно поддерживать. На прошлой неделе я говорил с девочкой-подростком с синдромом Аспергера, она сказала: «У меня есть эта фальшивая я, но нужно ли пускать других людей в мой настоящий мир и показывать, кто я есть, потому что ведь я могу им и не понравиться? Нужно ли и дальше притворяться?» Я ответил: «Если будешь притворяться, то у тебя может развиться депрессия. Потому что энергия, которую ты тратишь на поддержание фальшивой личности, разрушит тебя, как и чувство того, что настоящая ты слишком ужасна, и ее надо прятать».
Попытка стать другим человеком при этом основана на наблюдении и анализе. Она пытается понять других людей, у нее высокий интеллект, и она поступает в университет. И куда она поступает? На факультет психологии! Да! Не так уж и мало моих коллег-психологов имеют синдром Аспергера! Логика здесь такая: мне нужно анализировать людей, а наука, изучающая людей – это психология. Не так давно я написал предисловие для книги начинающего психолога с Аспергером, и он говорит, что стал психологом, когда ему было три года, и он начал анализировать и изучать людей. Хотелось бы мне, чтобы появилась психотерапия, созданная аспи для аспи, которой бы занимались аспи. Потому что их главная проблема: «Что ты чувствовал в тот момент?» «Не знаю!» «Что ты чувствуешь сейчас?» «Не знаю!»
– Копирование других людей – это способ справиться, способ убежать от синдрома Аспергера, но за это приходится платить истощением. Первая автобиография человека синдромом Аспергера, Лиан Холлидей, называлась «Притворяясь нормальной», она пишет: «Я так много работала над тем, чтобы притворяться нормальной, что теперь никто не верит, что у меня синдром Аспергера». Когда вы встречаете такого человека в клинике, то вы думаете: «Ага! Она так хорошо общается! Она так вовлечена, такой отличный контакт глазами!» Но потом вы говорите с родителями и просите ее подождать в коридоре, и она тут же отключается и засыпает беспробудным сном прямо на стуле, потому что она совершенно выжата. Или через какое-то время маска спадает, и вы понимаете, что она больше не выдерживает – настоящая она начинает проявляться.

Читайте также:  Синильный синдром что это такое

Текст данной публикации скопирован из Интернета или других открытых источников.

Источник

Синдром аспергера симптомы у девочек

Краткая информация о высокофункциональном аутизме/синдроме Аспергера у девочек, подготовленная клиническими психологами Мишелль Гарнетт и Джошуа Кингом.

Аутизм – это состояние, для которого характерны социальные, сенсорные и коммуникативные отличия, а также ригидное и повторяющееся поведение, а иногда также особые, всепоглощающие интересы. Отличия в сенсорном восприятии могут выражаться в повышенной или пониженной чувствительности к определенным или громким звукам, тактильным ощущениям, запахам, вкусам, освещению или сниженной чувствительности к боли и/или температуре. На данный момент предполагается, что аутизм есть примерно у 1 из 100 людей.

У многих людей с аутизмом нормальный или высокий уровень интеллекта. Такую форму аутизма обычно называют «высокофункциональный аутизм» или «синдром Аспергера». Большинство людей, которые проходят обследование в связи с подозрением на синдром Аспергера, мужского пола. Тем не менее, мы знаем, что значительная часть, до 50%, людей в спектре аутизма, которые упускаются в процессе диагностики – это девочки и женщины.

Признаки аутизма у девочек

Многие девочки с аутизмом остаются без верного диагноза, потому что признаки аутизма у них могут быть не такими заметными, как у мальчиков. У девочек может быть выше мотивация «вписаться» в социальные ситуации, так что девочки с аутизмом в целом могут лучше себя вести, у них реже встречается тяжелое проблемное поведение и на них с меньшей вероятностью обращают внимание. Они могут привыкнуть к тому, что если они не привлекают внимания и ведут себя тихо, то их просто игнорируют и не замечают, а потому они реже оказываются в поле зрения своих учителей.

В отличие от нейротипичных ровесниц девочки с аутизмом не могут интуитивно понять, как вести себя в социальных ситуациях, а потому они могут внимательно наблюдать и анализировать социальный мир, прежде чем решаются на первый шаг. Очень часто такие девочки используют различные механизмы для камуфляжа своих симптомов, в том числе, они могут имитировать поведение других девочек и «играть роль», чтобы скрыть свою растерянность и непонимание во время общения с другими людьми.

Читайте также:  Яжборовская парсаданова россия и польша синдром войны 1920

Что важно знать о девочках с аутизмом

Каждая девочка в спектре аутизма уникальна и к ней нужен свой подход. Школы должны проявлять осторожность и избегать чрезмерных обобщений, так как ученики с аутизмом могут быть очень разными, точно так же, как и все остальные ученики.

В отличие от большинства мальчиков с аутизмом девочки гораздо чаще верно интерпретируют чужие вопросы и отвечают на них во время общения. Тем не менее, для них характерна низкая скорость обработки информации, и они полагаются скорее на интеллект, чем на интуицию. Из-за этого они могут отвечать с задержкой или их речь может казаться неестественной, из-за чего у них возникают сложности в группе или при разговоре с ровесницами. Некоторым девочкам с аутизмом бывает проще общаться с мальчиками, так как динамика дружбы у мальчиков гораздо проще, и девочкам в спектре аутизма может быть легче понять их разговоры.

Девочки с аутизмом, как правило, строго следуют правилам и привычному распорядку дня. С раннего возраста девочки с аутизмом могут осознанно анализировать социальное взаимодействие, так что они гораздо чаще, чем мальчики с синдромом Аспергера, увлечены и активно обсуждают проблематичные аспекты социальных норм или беспокоятся о вопросах социальной справедливости (например, о неравенстве и т. д.).

Склонность придерживаться существующих правил, а также предрасположенность к сильной застенчивости и социальная наивность часто приводят к тому, что таких девочек легко игнорировать в целом классе шумных детей. Девочки с аутизмом могут никогда не просить о помощи, чтобы не привлекать к себе внимания, они также могут быть склонны к перфекционизму и могут очень бояться, что учитель заметит их ошибку.

Поскольку девочки могут направлять основную интеллектуальную энергию на изучение социального мира, их специальные интересы могут быть связаны с другими людьми или заботой. Например, типичные интересы девочек в спектре аутизма – это животные, лошади, знаменитости, художественная литература, фэнтези.

Читайте также:  Синдром укачивания у младенцев комаровский

Девочек с аутизмом отличает не столько тема их интересов, сколько необычно сильная интенсивность. Очень часто у них есть богатый воображаемый мир, и они могут играть в куклы и другие игрушки, воспроизводя очень сложные сценарии. Иногда такие сценарии игр копируют случаи из реальной жизни, и это их способ расшифровывать социальный мир.

Их трудности со спонтанным общением и склонность придерживаться социальных сценариев и правил, а также недостаточные реакции на других детей во время игр и разговоров, могут приводить к тому, что ровесники начинают их сторониться. Другие дети могут не понимать сценария такой девочки, или они могут просто отказываться ему следовать, кроме того, они могут посчитать ее слишком контролирующей. Она не может считывать социальные сигналы, а потому она, как правило, не знает, что делать, и не может предсказать поведение других людей. Из-за этого такие девочки с трудом распознают конфликты и справляются с ними, а потому им может быть сложно поддерживать или восстановить дружбу.

Несмотря на то, что девочки в спектре аутизма нередко обладают более развитыми социальными навыками, по сравнению с мальчиками, а также могут умело маскировать свои социальные сложности, они испытывают очень серьезные социальные трудности, которые вызывают у них огромный стресс и замешательство. Социальные и сенсорные проблемы девочек с аутизмом могут оказывать огромное влияние на их качество жизни. Девочки с аутизмом часто страдают от повышенного уровня тревожности в классе и на игровой площадке. Девочки с аутизмом могут:

— испытывать сильную перегрузку в социальных ситуациях

— избегать участия в занятиях и совместной деятельности класса

— полностью или частично терять способность к устной речи в стрессовой ситуации

— чувствовать, что ровесники плохо к ним относятся

— избегать любого социального взаимодействия

Несмотря на это, из-за развитых механизмов камуфляжа и имитации чужого поведения девочки с синдромом Аспергера нередко кажутся такими же, как и девочки с типичным развитием, и они могут успешно «держаться» в школе. Девочка с аутизмом может настолько преуспеть в ношении маски, что нередки случаи, когда педагоги не верят ее родителям, когда те говорят о ее трудностях и диагнозе. Тем не менее, девочка тратит огромные усилия на то, чтобы скрыть свои симптомы, это приводит к очень быстрой утомляемости и эмоциональному истощению. Девочки с синдромом Аспергера часто приходят домой на грани полного истощения, крайне раздраженными, «на взводе». При этом родители таких девочек нередко жалуются, что учителя и директор школы выражают сомнения в диагнозе.

Ниже приводятся типичные трудности девочек с аутизмом в школе.

Типичные трудности девочек с синдромом Аспергера в школе

— Низкая скорость обработки информации, в первую очередь, социальной и эмоциональной информации.

— «Слишком тихое» и «слишком хорошее» поведение, но при этом внутренние проблемы из-за огромной перегрузки из-за социального замешательства, сенсорных проблем и нарушений исполнительной функции. Потребность в помощи, которая не озвучивается.

— Элективный или селективный мутизм: временная утрата способности к устной речи из-за сильной тревожности или непонимания социальной ситуации, иногда из-за потребности в разгрузке.

— Трудности с восприятием невербальной коммуникации (языка тела, выражений лица) учителей и ровесников, что приводит к неуместным ответам и реакциям.

— Алекситимия: трудности со словесным описанием своих мыслей и эмоций. Например, девочка не отвечает на вопрос о том, что она думает или чувствует, и это не сопротивление, а реальное непонимание того, что сказать.

— Трудности с выражением того, что она хочет или в чем нуждается.

— Нарушения исполнительной функции: проблемы с планированием своих действий, самоорганизаций, инициацией действий, определением приоритетов.

— Сенсорные трудности, например, повышенная чувствительность к яркому освещению, определенным звукам, запаху духов или освежителей воздуха и т. д.

— Трудности с концентрацией внимания (девочка легко отвлекается), повышенная утомляемость и быстрое истощение, «отключение» и отсутствие реакций, повышенная раздражительность.

— Легко выходит из себя или переживает очень сильный стресс в случае перемен или переключения на другую деятельность.

— Большие сложности утром и во время школьных перемен из-за отсутствия четкой структуры в эти периоды.

Источник: Attwoodandgarnettevents.com

Источник