Синдром брошенного ребенка у взрослого

Синдром брошенного ребенка у взрослого thumbnail

Брошенный ребенок стоит у окна

Каждый маленький ребёнок нуждается в безусловной родительской любви, а также постоянной опеке, заботе и защите. В большинстве нормальных семей так и происходит: родители любят своего малыша и оберегают его от любых жизненных неприятностей. Но, к сожалению, не все родители хорошо выполняют свои родительские функции. Например, в асоциальных семьях, где мать и отец пьют или употребляют наркотики, дети очень страдают от отсутствия заботы, часто бывают вынуждены бороться за выживание и самостоятельно преодолевать тяжелые жизненные проблемы.

style=”display:inline-block;width:300px;height:250px”
data-ad-client=”ca-pub-1988978294092243″
data-ad-slot=”2944866122″>

Впрочем, и в нормальных семьях далеко не всегда ребёнок получает от родителей столько внимания, сколько нужно. Бывают и отцы, и матери, которые настолько заняты работой и карьерой, что собственных детей почти не замечают. В результате ребёнок чувствует себя ненужным, беззащитным и получает тяжелейшую психологическую травму, под влиянием которой у него формируется так называемый комплекс или синдром брошенного ребёнка.

Варианты проявления комплекса во взрослой жизни

Данная проблема сопровождает человека не только в детстве, но и во взрослом возрасте, и выражается в виде тяжёлых нарушений эмоциональной сферы. Человек, страдающий комплексом брошенного ребёнка, эмоционально закрыт от других людей, никому не доверяет и видит окружающий мир враждебным и неприветливым. Он не верит в то, что кто-то может его по-настоящему любить, а поэтому его отношения с окружающими людьми складываются очень непросто. В зависимости от того, насколько силён дух у такого человека, и есть ли у него сила воли, проявление синдрома возможно в двух вариантах.

Первый вариант Если это человек волевой, и если жизненные обстоятельства позволили ему выбиться в люди, комплекс может сделать его жестоким, бесчувственным и недоверчивым. Такой человек никого не пускает в душу, а надеется только на себя и на свои силы. В работе и в карьере он может достигнуть многого, так как движется к успеху напролом. Он никогда не позволяет себе быть слабым, но каких бы он высот не достиг, в душе у него постоянно живёт пережитый в детстве страх перед собственной беспомощностью. В любви и в браке закомплексованный человек держит партнёра на большой психологической дистанции и пытается доминировать. Настоящих, глубоких чувств он боится и избегает, поэтому отталкивает потенциальных брачных партнёров своей холодностью и жесткостью. Второй вариант Если воли маловато, и если жизнь сложилась не очень хорошо, то под влиянием синдрома брошенного ребёнка, человек может сломаться психологически. В худшем случае, пытаясь убежать от действительности и избавиться от внутренних страхов, он становится алкоголиком или наркоманом. В личных отношениях проявляются болезненная привязчивость и навязчивость, которые являются следствием сильнейшего страха перед одиночеством и никому ненужностью.

Как видим, что первый, что второй вариант чреваты для человека серьёзными жизненными проблемами. Поэтому от этого комплекса обязательно нужно избавиться. Обратиться за психологической помощью к опытному психологу — самый правильный вариант в подобной ситуации. Но, к сожалению, не у всех есть деньги и время, чтобы ходить по психологам. Впрочем, с этой задачей, при желании и старании, можно избавиться и самостоятельно.

Психологические рекомендации для работы над собой

  • Поверьте в то, что мир относится к вам дружественно, а не враждебно. Жизнь прекрасна — и чем быстрее вы сумеете почувствовать это и переключиться с негативного восприятия действительности на позитивное, тем легче вам будет жить.
  • Научитесь доверять людям. Если ваши родители оказались не очень хорошими людьми, которые вас часто оставляли одного, это вовсе не означает, что все люди плохие. Поймите, что вокруг вас есть много замечательных людей, которые стоят того, чтобы с ними дружить, и на которых можно положиться в трудную минуту.
  • Полюбите себя. Очень часто дети, которых недолюбили родители, страдают от низкой самооценки и нелюбви к себе. Научитесь любить и принимать себя — в интернете можно найти много тренингов, которые помогут вам этому научиться.
  • Позвольте себе любить и быть любимыми. Не бойтесь любви и поверьте в то, что на свете есть предназначенный вам человек, который вас не бросит и не предаст, и рядом с которым вы сможете стать по-настоящему счастливыми.

Источник

От автора: Публикация доклада “Синдром брошенности” в Московском Институте Психоанализа

Синдром брошенного ребенка у взрослого

Синдром брошенности

«Без любви ребенка можно вскормить, но воспитание, лишенное любви и человеческого тепла, никогда не преуспеет в том, чтобы сделать из него самостоятельного человека»

Дональд Винникотт (1886-1971)

Введение

Покинутость это состояние, в котором мы чувствуем себя одинокими, несчастными и изолированными. 

Чувство покинутости возникает когда есть реальная  ситуация покинутости- смерть близких, отъезд из дома, при расставаниях, таких как развод, или дети начинают жить отдельно, когда мы хотим с кем-то общаться, а с нами не хотят, при неудачах, после завершения каких-то проектов (окончанив школы, института) и т.п.

Бывает так, что люди чувствуют себя брошенными, когда для этого нет видимого повода.

Читайте также:  Призрак в доспехах синдром одиночки мультсериал

Одно из объяснений такого чувства это покинутость в раннем детстве. Эмоциональная или физическая или то и другое вместе. Большинство людей не осознают связи чувства покинутости в взрослом возрасте с переживанием покинутости в детстве. Им нужен анализ для того, чтобы их ранний травмирующий опыт был переработан в ходе терапии.О том, какие проблемы возникают в результате покинутости и как с ними справиться,  я расскажу в этой лекции.

Человек, переживший потерю или покинутость в раннем детстве, становится крайне чувствительным к любому отказу или потере, часто он пытается как бы вернуть потерянное, стараясь услужить другим людям или приобретать вещи, еду, все, что он «потерял» или недополучил в детстве, при этом забывая о себе и о своих потребностях. Как будто хочет заполнить бездонную дыру. Брошенный ребенок, лишенный любящего присутствия хорошей матери, не способен развиваться и становиться самостоятельным,  осознавать свою самоценность. Такой человек отстранен от себя, всю жизнь переживает то, что никем не любим, склонен к депрессивным состояниям, в поведении руководствуется ожиданиями и оценками других людей. Нарушения такого рода называются нарциссическими нарушениями и означают в первую очередь искажение любви к себе и самоценности.

1. Объективная покинутость ребенка

Страдающие от покинутости дети, были действительно брошены. Это дети, чьи матери уходили на работу, те, кто потерял родителей или от кого отказались, дети, которых положили в больницу без матери и т.п.  Таких детей я буду называть «брошенными». Брошенные дети не способны переживать покинутость. Брошенность просто присутствует, ребенок живет с ней и формируется под ее влиянием. Чувство потери, страх потери, накладывает отпечаток на то, как брошенный ребенок функционирует. 

Когда такой ребенок вырастает, будучи взрослым, он бессознательно стремится удержать жизнь в привычных рамках, чтобы избежать соприкосновение с не излеченными травмами. Насколько возможно, он приспосабливается к ожиданиям других, он избегает ситуаций, где бы он переживал отказ или непринятость. Либо наоборот, воссоздает сценарии брошенности в детстве и клонирует ситуации покинутости. 

ПРИМЕР:  Мжчина 43 года, запрос в терапии-депрессия, потеря жизненной энергии. Он приехал в Москву 1 год назад до этого жил в другом городе. Преуспевающий предприниматель, молодая жена, сын от второго брака. Внешне все хорошо.С его слов, главные причины его беспокойства в том, что его партнеры по бизнесу не платят вовремя, он вынужден ждать платежи и из-за отсутствия средств не может расплатиться со своими сотрудниками, которые выполняли работу заказчика. В детстве клиент мало видел родителей. Оба родителя постоянно были на работе и эмоционально холодны с ним. Летом на все три месяца отправляли его в лагеря. Он с улыбкой рассказывает о своих приключениях в лагерях, как он налаживал отношения. Он поменял три школы из-за переездов и везде адаптировался к новым условиям. Хорошо учился, говорит, его все любили. 

Клиент пока не связывает свою брошенность в детстве с тем, что отыгрывается в его жизни в настоящее время.  Однако, мы понимаем, что он компульсивно находит себе партнеров, которые не платят (не любят), что он постоянно кому-то должен, ждет, подстраивается под других. По сути это то же, что происходило с ним в детстве.

Через несколько сессий он сказал, что к нему хорошо относились, но считали хитрым и не дружили с ним. Т.е. налицо прогресс в терапии, признал, что кто-то его не любит. При этом он просто рассказывал, про детство и отношения, без чувств.

На этом примере, мы видим, что травмирующие переживания «уходят под лед и замораживаются», человек становится к ним не восприимчив. 

Воспоминания могут всплыть десятилетия спустя и в терапии мы восстанавливаем связь с чувствами в настоящее время и в детстве. Важно, чтобы эти чувства были выражены другому человеку-аналитику. В контрпереносе чувства аналитика с брошенными особенно сильны, и к ним следует особенно прислушиваться, для того, чтобы добраться до непризнанных чувств клиента. 

2. Эмоциональная покинутость

Покинутость может быть в «хороших» семьях, когда ребенка никуда не отправляю, а наоборот «воспитывают». Покидают эмоционально. Когда чувства ребенка не замечают или не принимают, ребенок переживает недостаток безопасности и чувствует себя эмоционально брошенным. 

Типичные примеры поведения брошенности

Пример: клиентка 33 года не замужем, без работы, с ощущением, что она хуже других. Эпизод из детства, демонстрирующий эмоциональное покидание: когда ей было 5 лет, папа очень хотел, чтобы она занималась гимнастикой и ее отдали в гимнастическую секцию. У нее плохо получалось по сравнению с другими девочками. В ту же секцию ходили девочки очень способные к гимнастике и на их фоне она была особенно неуклюжа. Тренер ее ругал, но отец настойчиво водил ее в секцию, до тех пор , пока ее оттуда не выгнали.  

У клиентки сформировалось ощущение себя как некрасивой, неспособной девушки, хуже других и у нее нет подруг, или есть такие «подруги», которые сами не выражают желание дружить с ней. Объективно, она привлекательная, умная женщина.

  • Это и есть отказ от себя, от признания своей ценности как личности.
  • Тенденция к отстранению. Люди с нарушенной способностью любить себя отстраняются от окружающих и склонны к затворничеству (нет подруг). 
  • Отказ от своих чувств-типичный пример поведения брошенности. Эмоциональная брошенность ребенка закладывает у него неуверенность по поводу собственных чувств, неуверенность в том, что они нужны и что они у него есть. Брошенные дети в раннем возрасте научились игнорировать свои чувства. Его чувства  не отзеркаливали и он не утвердился в своих чувствах. Если в семье какие-то чувства не принимаются, то ребенок также отказывается от этих чувств. 
  • Когда он становится взрослым он либо перестает чувствовать, либо не имеет права чувствовать. Таким образом люди с травмой покинутости не способны чувствовать свои чувства и чувства других. 
Читайте также:  Сколько может длиться астенический синдром

Пример: Клиентка 32 года, устав от приближений-отдалений родителей (они постоянно скандалили, дрались, отец ее часто наказывал, а мать не защищала), решила вообще больше ни о чем не мечтать, ничего не хотеть, не ждать. А главное — ни к кому больше не привязываться сердцем. 

  • При отказе от своих чувств развивается рациональность , интеллект, ориентация на общепринятые ценности. Люди уходят в интеллектуализацию и рационализацию. Это другой вид стереотипного поведения брошенности.  С помощью этого механизма функционирования, они вытесняют болезненные ситуации.

Пример: Клиентка 53 года. Запрос- хочу анализировать себя. Рассказывает сны, свои мысли, анализирует слова и словосочетания, которые возникают в ассоциациях на образы, но ни слова про чувства, у нее все хорошо, она анализирует свои мысли. В контрпереносе с такой клиенткой я чувствую подавленность, страх сказать хоть слово про чувства. Это то, что скрывает клиентка за интеллектуальными изысками.

  • Наличие гнева неадекватного ситуации. Даже ярость с возмущением. Пример: та же клиентка 32 года: «да что вы понимаете, вы же ограничены только своим знанием, а мир гораздо шире, я это чувствую на уровне энергий и т.п» . Такое впадение в ярость имеет причиной оскорбление величия-ложной самости. Гнев также можно рассматривать как плач по близости.
  • Психосоматическое заболевания-Подавленный гнев может не осознаваться и проявляться в виде головной боли или психосоматических заболеваний.Гнев направляется внутрь.
  • Депрессия, еще один симптом брошенности. Чувства подавленности, печали, уныния, безжизненности. С помощью депрессии неконтролируемый гнев держится под контролем, нет соприкосновения с другими неприятными чувствами. Депрессия свидетельствует о снижении самоценности. Нарушение самоценности в результате утраты матери. Утрата связей.
  • Грандиозность можно рассматривать как защиту от депрессии.

Человек, чувствующий себя брошенным. стремиться положить этому конец. Тот, кто ребенком чувствовал себя брошенным замкнул боль в себе и приспособился к ней с помощью адаптационных защит.Боль, которую он пережил в детстве перестает осознаваться, но 

  • жажда утверждения себя осталась. 

Пример: мужчина хочет найти себе друзей и придумывает разные трюки, чтобы добиться расположения тех, кто как ему кажется, был бы ему хорошим другом. Организовал абонементы в спортклуб для потенциальных друзей. Они пришли несколько раз и бросили, он тоже перестал туда ходить, ему там скушно, подобных ситуаций было много. С другой стороны, люди, которые ему не нужны и как бы ниже его по статусу, хотят с ним дружить, а он их отвергает. 

У этого мужчины нет и не было в детстве поддерживающей среды. Он стремится получить подтверждение своей значимости извне, со стороны других людей.

  • Фантазии о рае: ребенок нуждается в любящей матери и принимает ее безусловную любовь. Для взрослого невозможно найти такого человека, который одарил бы его безусловной любовью.Тем не менее эта жажда безусловной любви не уходит и становится бессознательной побудительной слой фантазий о рае. 
  • Амнезия детства  также может считаться стереотипным поведением брошенного. Забывание помогает оградиться от боли прошлого. 

3. Покинутость в результате госпитализации и депривации

Проведены исследования влияния на детей госпитализации и деривации ( лишение).  Эти исследования были предприняты после второй мировой войны, особенно в Англии, Анной Фрейд «Дети без семьи»; Джон Боулби «Материнский уход и психическое здоровье» (1951); «Привязанность», «Разделение, беспокойство и гнев», «Утрата,печаль и депрессия».

Рене Шпиц ввел понятие «синдром госпитализации». В этом случае отлучение от матери приводит не только к эмоциональному умиранию, но и происходят двигательные нарушения, падает уровень интеллекта, повышается смертность.

в 1958-1961 г. в Цюрихском приюте были проведены исследования и был описан острый и хронический синдром покинутости у самых маленьких детей: Острый СП: сначала ребенок привлекает к себе внимание, плачет, далее возникают проблемы с питанием, плохой сон, усиленное сосание и восприимчивость к инфекционным болезням. Если фрустрация продолжается и ребенок не получает достаточно внимания, то постепенно развивается хронический синдром покинутости. Ребенок защищается от боли уходом в себя. Он сдается и ограничивает свои потребности до минимума или удовлетворяет их компенсаторной активностью.  При этом он остается пассивным и желания уменьшаются до того уровня, что он даже и не пытается осваивать новое, замедляется развитие. Замедляется развитие речи вплоть до полного отказа от речи. Если мать отсутсвует более года, следующий этап-эмоциональная и интеллектуальная недоразвитость.

Читайте также:  Синдром хронической усталости куда обратиться

Михаэль Балинт в книге «Базисный дефект» ввел понятие «базисное нарушение» в доэдиповой стадии развития. Нарушения возникают в результате несовпадения матери и ребенка.  Акцент на нарушении, а не на конфликте. Нарушение причинено кем-то, обманувшим и покинувшем его. С этим связан страх клиента быть обманутым аналитиком.

Пример: Клиентка 33 года, не замужем. Мать в 1.5 года отдала ее бабушке в другой город. Бабушка была отстраненной. В терапии клиентка неожиданно для меня выражает из контекста слова и начинает нападать на меня со словами: «зачем вы это сказали? вы хотите меня обесценить?» , зачем вы предлагаете мне ходить два раза? вы хотите меня использовать для денег? При этом в контрпереносе я чувствую холод, покинутость, бессилие. Это непризнанные чувства клиента и говорит о тоске по близости

В нашей стране психоаналитически с детьми работала  пациентка Юнга, потом Фрейда-Сабина Шпильрейн, в 1942 ее расстреляли фашисты. В настоящее время в МИПе декан факультета психоанализа Аранова Н.К. развивает психоаналитическую психотерапию с детьми. Одна из работ группы специалистов под руководством Асановой Н.К. : «ПСИХОСОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДЕНЦЕВ  И ДЕТЕЙ ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ»

Истинная самость и ложная самость

Дональд Винникот ввел понятие «достаточно хорошая мать», которая закладывает фундамент развития здорового ребенка. И понятие «холдинг». Мать держит своего ребенка. В понятии Винникота, 

быть брошенным означает покинутость до установления близости. Неблагополучные отношения матери и ребенка подготавливают почву для психических заболеваний и изменений в структуре эго, формируется две самости-истинная и фальшивая. Для выживания человеку необходимо чувствовать безопасность. Он вынужден отказываться от удовлетворения некоторых своих потребностей чтобы соответствовать требованиям общества. Если ребенок слишком сильно приспосабливается, то он подавляет свою витальность. И ложная самость скрывает истинную, и в конце концов оказывается, что истинная самость может выражать себя только через ложную. Если ребенку доступна только ложная самость, то он отказывается от присущих ему жестов, поз, выражений агрессии и т.п. Т.е. происходит отказ от себя-самоотчуждение. Это природа нарциссизма.

Винникот в статье «Истинная самость и ложная самость» пишет, что в случае близком к здоровью, ложное Я нацелено на завоевание условий, где истинное Я может реализоваться. В норме ложное Я помогает адаптироваться в обществе: быть вежливым, сдержанным, учиться, работать, налаживать связи с окружающим, строить семью и т.п. Ложное Я имеет защитную природу.

Для понимания природы формирования истинного и ложного Я, нужно рассматривать ребенка вместе с матерью. В статье изучается роль матери в развитии ребенка. 

Вводится понятие «достаточно хорошая мать». Это мать, которая отвечает на всемогущество ребенка и в некотором смысле придает значение детскому всемогуществу. Истинное Я  с слабой психике младенца, начинает жить и развиваться, с опорой на силу, которая исходит от подтверждения его всемогущества.

Мать, не являющаяся достаточно хорошей, не способна сделать эффективным всемогущество ребенка и замещает уход подчинением поведения ребенка своей воле.Мать не способна чувствовать потребности ребенка. Это первый шаг формирования ложного Я.

Если мать Достаточно хорошая, то ребенок начинает верить во внешнюю реальность и постепенно отказывается от всемогущества.

Если мать не достаточно хороша, то это может привести к психологической смерти ребенка, младенец остается изолированным. Он подчиняется желаниям матери и живет ложным образом. Формируется ложное Я. Ложное Я является защитой истинного Я и в норме невозможно обойтись без ложного Я. Оно сдерживает удары снаружи и изнутри. 

Под влиянием брошенности акцентуируеются в первую очередь следующие типы организации личности по Н. Мак Вильямс: нарциссические личности, депрессивные и маниакальные, мазохистические.

Как лечить? 

К каждому типу организации личности нужно применять соответствующие подходы. Но в общем каждому клиенту необходимо психологически воссоздать и восполнить развитие в детстве. Высвободить ощущения тоски, потребностей, печали, отчаяния от покинутости, хронической фрустрации, боли, помочь клиенту идентифицировать эти чувства и проживать. Соединить чувства в настоящем с подавленными чувствами в детстве . Проработать чувство ярости от покинутости. Соединить с чувством любви к объекту привязанности. Укрепить в ассертивности, агрессивности, независимости.   

Заключение

В своем докладе я ввела понятие брошенности, описала некоторые характерные проявления синдрома брошенности, источники возникновения и некоторые терапевтические цели.

Литература:

  1. К.Аспер «Психопатология нарциссичской личности, внутренний ребенок и самооценка»
  2. Н. Мак-Вильямс «Психоаналитическая диагностика»
  3. С.М. Джонсон «Психотерапия характера»

Фильмы про брошенностиь:

Поговори с ней Педро Альмадовар

Джульетта Педро Альмодовар

Великий Гэтсби

Осенняя соната

Зеркало Тарковский

Сказки: Золушка, гуси-лебеди, морозко

Источник