Синдром целостности нарушения восприятия тела в

Синдром целостности нарушения восприятия тела в thumbnail
18+
Редакция журнала «НОЖ» утверждает, что настоящая статья не пропагандирует ампутацию, а имеет исключительно художественную и культурную ценность, предназначена для использования в научных или медицинских целях либо в образовательной деятельности.

Мишель Фуко и его последователи, занимавшиеся анализом культуры, показали, что знания и политические практики, связанные с контролем тела, взаимообусловлены. Вслед за этим в постколониальном и феминистском дискурсе впервые в истории европейской мысли был сформулирован острый вопрос: может ли угнетенный говорить? Так появились ругательные в современном цивилизованном обществе понятия «эйджизм», «лукизм» и другие. Непоследнее место в этом ряду занимает «эйблизм», о котором и пойдет речь.

Интерес социальных наук к теме принятия/непринятия инвалидности постоянно растет. Однако смежная проблема традиционно остается без внимания: часть людей добровольно желает лишиться некоторых частей своего тела — и не в связи с психическим расстройством, а из-за врожденной ошибки так называемой телесной карты, что вызывает негативную реакцию окружающих.

Это отклонение называется «синдром нарушения целостности восприятия собственного тела» (body integrity identity disorder, сокращенно BIID). По словам нидерландского нейробиолога и популяризатора науки Дика Свааба, такие люди «с детства испытывают чувство, что некая часть их тела им не принадлежит, и любой ценой хотят от нее избавиться». Будучи психически и физически абсолютно здоровым, человек с BIID уже с малых лет «хирургически» точно идентифицирует одну из своих конечностей как чужеродную: он может даже начертить линию, по которой хотел бы ампутировать себе руку или ногу. (Эта особенность роднит синдром с транссексуальностью.)

Синдром целостности нарушения восприятия тела в

Психотерапия и медикаменты не помогают. Единственный способ «лечения» — ампутация, но и после нее не все пациенты чувствуют стопроцентное облегчение. Синдром до сих пор плохо изучен, это отклонение не принято публично обсуждать, а больные вынуждены всю жизнь искать хирургов, готовых преступить закон и лишить их здоровой части тела.

Впервые BIID как отклонение, не связанное с сумасшествием, определил Майкл Ферст, профессор клинической психиатрии из Колумбийского университета. Широкая общественность узнала о проблеме после публикации книги «Мы — это наш мозг» Дика Свааба, посвятившего ей отдельную главу, а на телеканалах вышло несколько сюжетов, посвященных больным.

Герой одного из них пытался самостоятельно ампутировать ногу, которую всю жизнь ощущал будто бы лишней, «пятой конечностью»: он делал инъекции медицинского спирта и даже бросался под поезд. Позднее его обманул человек, назвавшийся хирургом и выманивший у несчастного 20 000 фунтов за подпольную операцию. В итоге мужчина стал притворяться инвалидом, подвязывая ногу эластичным бинтом.

В другом ролике женщина рассказывает, как всю жизнь чувствовала, что глаза принадлежат не ее телу, — и ослепила себя под наблюдением психолога дренажным очистителем.

Персонаж сериала «Части тела» пытается заставить хирурга ампутировать ему ногу, однако тот отказывается. Тогда он сам замораживает ненавистную конечность сухим льдом и отрубает гильотиной. Эта история в деталях скопирована с реального случая, описанного в фильме Мелоди Гилберт «Целиком». В нем группа ампутантов рассказывает, как они сумели лишить себя здоровой конечности, а другие больные BIID — как планируют сделать то же самое.

В России, в отличие от Запада, голос таких людей едва слышен. О проблемах с ментальной картой тела чаще упоминают на «Дваче», форумах или в личных блогах, чем в СМИ. В единственном профессиональном расследовании на эту тему, проведенном Сашей Сулим в 2017 году, рассказывается о двух мужчинах, желающих избавиться от конечностей и испытывающих сексуальное наслаждение от мысли, что у них нет ноги. Один из героев не решается ни на откровенный разговор с родными, ни на ампутацию — ведь тогда придется поставить под удар работу, благополучие семьи и кардинально изменить образ жизни.

Третий герой расследования — женщина, которая смогла добиться удаления ноги в небольшом российском городе, предварительно самостоятельно повредив конечность.

Вероятно, общество не уделяет проблеме должного внимания не в последнюю очередь из-за того, что культурных образов, отсылающих к этому заболеванию, не очень много. Возможно, одно из древнейших упоминаний о нем — реплика об инородности собственных частей тела в речи Диотимы в диалоге Платона «Пир»:

«Некоторые утверждают… что любить — значит искать свою половину. А я утверждаю, что ни половина, ни целое не вызовет любви, если не представляет собой, друг мой, какого-то блага. Люди хотят, чтобы им отрезали руки и ноги, если эти части собственного их тела покажутся им негодными [выделено автором. — Прим. ред.]. Ведь ценят люди вовсе не свое (если, конечно, не называть всё хорошее своим и родственным себе, а всё дурное — чужим), нет, любят они только хорошее».

Приведенное сравнение Платон, несомненно, использует в риторических целях, усиливая впечатление от высказывания Диотимы, включенного в общую драматическую структуру диалога. Однако не исключено, что оно могло отсылать к исторической реалии, а именно — к случаям BIID, зафиксированным уже в те времена. Первое же документальное свидетельство такого рода датируется 1785 годом: тогда один англичанин заставил сопротивляющегося хирурга под дулом пистолета удалить ему здоровую ногу — правда, сделал он это якобы ради любви к девушке-ампутантке.

Синдром целостности нарушения восприятия тела в

В современной массовой культуре BIID может ассоциироваться с историей болезни Ван Гога, отрезавшего себе мочку уха. Но есть ли между ними связь? Случай знаменитого художника и другие похожие истории рассматривает Жорж Батай в статье «Жертвенное самокалечение и отрезанное ухо Винсента Ван Гога» в свете своей знаменитой теории о смысле одного архаичного ритуала.

Некий Гастон Ф., 30 лет, рисовальщик узоров для вышивки, отгрыз себе палец после того, как «взглянул на солнце и получил от его лучей повелительное приказание». Батай сравнивает этого человека с Ван Гогом, неоднократно изображавшим на картинах до и сразу после своего самокалечения образ небесного светила и его Ersatz — подсолнух.

Философ приходит к выводу, что в архаических культурах «разрыв персональной гомогенности, вышвыривание вовне себя некой части самого себя… представляются… неразрывно связанными с искуплением, трауром или разгулом, что открыто сопровождают обряды вступления во взрослое общество». В иносказательном смысле такой человек выступает одновременно в роли жертвователя и жертвы, он «свободен отдать самого себя… то есть свободен одним махом вышвырнуть себя за свои пределы».

Читайте также:  Синдром впв и его ограничения

Хотя акты спонтанного самокалечения напоминают тягу больных BIID к ампутации конечностей, типологически это два абсолютно разных расстройства. Если участники историй, подобных случаю Ван Гога, описываются как психически нестабильные, душевнобольные и пребывающие в состоянии аффекта (иногда они забывали, как всё происходило) — то люди с BIID, как правило, боятся ампутации и всегда решаются на нее в сознании, а потребность в этом ощущают еще в раннем детстве. Ученые также подчеркивают, что интерпретировать подобное стремление в свете психоаналитических теорий Фрейда или Лакана нет никаких оснований.

Аутоапотемнофилия — эротическое желание отсечения собственных конечностей — может быть сексуальным отклонением при BIID, но возникает далеко не у всех больных. Не менее монструозным термином аллоапотемнофилия ученые обозначают влечение людей без инвалидности к ампутантам. Практикующие эти фетиши различают три состояния: ампути (те, кто отважились на удаление части тела), девоти (желают заняться сексом с человеком с ограниченными возможностями) и ваннабе, или претендеры. Последние хотят ощущать, что лишились конечности, но не решаются на столь смелый шаг, а потому привязывают к телу здоровую ногу или руку так, чтобы она казалась отрезанной.

Упомянутые явления нашли отражение в массовой культуре. В 1974 году вышел короткометражный фильм Дэвида Линча «Ампутантка», в котором повторяется одна и та же сцена: безногая женщина пишет письмо, где сообщает о своих не самых ярких любовных переживаниях. Героиня не обращает никакого внимания на медсестру, делающую ей процедуру на недавно ампутированных конечностях (кровь из них попадает на бумагу — но женщина словно не замечает этого).

В 1993 году дочь знаменитого режиссера, Дженнифер Линч, выпускает фильм «Елена в ящике», где герой-хирург намеренно лишает беспомощную девушку рук.

В общественном сознании «синдром Ван Гога» и BIID смешиваются, отчего формируется негативное отношение к людям с такими «придуманными», «несуществующими» недугами и «блажью в голове». В массовой культуре постсоветского пространства это отклонение чаще всего трактуется как курьез. А эпизодическое внимание прессы становится для больных скорее неприятным напоминанием об их неполноценности, чем реальной помощью, зачастую провоцируя волны ненависти на почве ксенофобии. Стандартная реакция русскоязычного сегмента интернета на видео о BIID в ютубе или «ВКонтакте» — оскорбление: «Пускай на войну ****** [уходят], если им так по кайфу ******* [калечить] себя», «У него уже в детстве крыша съехала», «Вот уж действительно „горе от ума“», «Ну как, как, **** [чёрт], быть толерантным в обществе, где есть даже ТАКИЕ ******** [дятлы]?!»

Кажется, одна из причин подобной реакции — отсутствие больных BIID в позитивных образных рядах массовой культуры: им там просто неоткуда взяться, пока этой проблемой не занимаются всерьез ученые и социальные инстанции. В западных странах уже давно действуют масштабные программы, направленные на интеграцию в общество людей с ограниченными умственными возможностями или особенностями психики, в том числе лиц, страдающих синдромом Дауна или Аспергера. Однако обсуждение проблем тех, кто желает отсечь часть своего тела, до сих пор в значительной степени табуировано.

Синдром целостности нарушения восприятия тела в

На это есть несколько причин. В первую очередь — архаичная логика симпатической магии, до сих пор работающая в общественном сознании. Ее механизм «тождества через смежность» один из основоположников культурной антропологии Джеймс Фрезер описал так: «Благодаря тайной симпатии вещи воздействуют друг на друга на расстоянии». Человек не хочет «переносить на себя» возможное желание отъять часть тела, проговаривая его во время обсуждения.

Боязнь ампутации из-за ее «вербализации» воплощается, к примеру, в распространенном суеверии, согласно которому нельзя показывать ранение на себе.

Говорящие о BIID люди, таким образом, испытывают культурно обусловленный страх, что сами «подхватят» эту болезнь, как если бы она была заразной. По схожим причинам в некоторых странах запрещают демонстрацию передач о гомо- или транссексуалах. Даже в научном дискурсе долгое время не обсуждалась проблематика смерти, сумасшествия, заключения и т. д.

Если личная, обусловленная архаичными культурными паттернами фобия может стать причиной табу на упоминание BIID среди обывателей, то тот же страх на уровне государства блокирует обсуждение проблемы в сообществе ученых и правозащитников. Важно, что весь этот дискурс связан с незаконным желанием отрезать часть собственного тела самостоятельно или с помощью врача. Во многих странах предусмотрена уголовная ответственность, которую хирург понесет после совершения такой операции, да и не каждый больной решится рассказать о своем отклонении специалисту.

Также в неприятии публичного обсуждения BIID можно увидеть подспудное стремление государства сохранить совокупность частей своего «тела» через воспроизводство образов цельности, слаженности и здоровья, формирующих модель «идеального гражданина».

Так табуируются любые теории и практики отъединения, будь то сепаратизм или проблемы людей, страдающих BIID. В США, где христианская этика во многом влияет на общественную жизнь, синдром может восприниматься негативно из-за того, что больной, добровольно ампутируя себе конечность, нарушает целостность Церкви, аллегорически представляемой как Тело Христово.

Исследовалось и обратное явление. Брайан Аксель в своей работе «Диаспоральное воображаемое» показывает, как демонстрация в интернете практик расчленения и отъединения частей тела у индийских сикхов становится аллегорией раздробленного Халистана, их родины. Это воинственный выпад врагов, которые с помощью медиации и метафор бьют по больному месту национального самосознания, напоминая, что у сикхов нет собственного государства.

Читайте также:  Эпилепсия и эпилептический синдром разница

В постсоветской и даже западной массовой культуре образы больного BIID и «нормального гражданина», включенного в «тело государства», всегда противопоставлены. Официально провозглашаемые идеи единства, поглощения и накопления, с одной стороны, и ценности, декларируемые «чудаками с „лишними“ конечностями», с другой, оказываются несовместимы. И до включения потребностей таких людей в общую этическую норму или хотя бы в медицинское законодательство еще далеко.

Источник

Расстройство схемы тела – это нарушение сенсомоторного синтеза, которое проявляется искаженным восприятием размера, массы и формы собственного тела. Ключевые симптомы – невозможность определить границы тела, расположение и величину его частей, кажущееся их раздвоение, игнорирование отдельных функциональных единиц. Для диагностики расстройства используются клинические методы, функциональные двигательные пробы. Единого лечения нет, терапия зависит от основного заболевания.

Общие сведения

Термин «расстройство схемы тела», или аутометаморфопсия, был введен в медицину в начале XX века. Первыми пациентами были больные с черепно-мозговыми травмами, контузиями, параличами. Несмотря на длительную историю исследований, физиологические механизмы синдрома полностью не выяснены. Схема тела формируется к 9-12 годам, ее расстройства редко встречаются в подростковом возрасте. Распространенность высока серди пациентов 20-60 лет с неврологическими заболеваниями и психическими нарушениями.

Расстройство схемы тела

Расстройство схемы тела

Причины

Схема тела, являясь интегральным образованием психики, необходима для выполнения ряда функций. Она формирует представление о теле как о едином целом, определяет его границы, позволяет воспринимать положение и последовательность звеньев, осуществлять управление движениями. Расстройство схемы тела может быть результатом следующих патологических процессов:

  1. Органическое поражение мозга. Поражение корковых зон может произойти вследствие травм, инсультов, опухолей. Если задета правая теменная доля, то изменяются представления о размере, форме, принадлежности частей тела. При повреждении теменно-височного соединения возникает феномен «выхода души» из туловища. Поражение правых областей мозга ведет к игнорированию левой половины тела и наоборот.
  2. Утрата конечности. После ампутации конечности более 90% пациентов испытывают фантомные боли, так как отнятая конечность все еще присутствует в психической схеме. Реже этот феномен наблюдается при врожденном отсутствии ноги или руки. У некоторых людей сохраняется иллюзия возможности двигать утраченной конечностью (ее образ включается больным в процесс планирования действия).
  3. Периферические параличи. После поражения периферических нервов и расстройства двигательных функций конечности в схеме тела какое-то время сохраняется привычный здоровый образ (отличающийся от реального). Нарушение целостности спинного мозга может вызвать чувство отчуждения частей, лежащих ниже области поражения, но постепенно цельная схема восстанавливается.
  4. Психозы. При шизофрении расстройство схемы тела − часть более широкого нарушения психосенсорного восприятия, включающего также деперсонализацию, дереализацию. У больного возникают образы изменения формы, перемещения, трансформации частей тела. Менее яркие расстройства возможны при биполярном аффективном расстройстве.
  5. Измененные состояния сознания. Во сне, в условиях сенсорной депривации, под действием наркотиков, гипноза изменяется образ тела. Он трансформируется причудливым образом – части удлиняются, отдаляются, движутся. Также психосенсорные расстройства возникают на фоне нарушения ясности сознания вследствие тяжелых инфекций, лихорадок, шоковых состояний. Характерно восприятие отчужденности, раздельности, смещения частей головы, рук или ног.

Патогенез

Модель схемы тела формируется в результате синтеза сенсорной информации различных модальностей (тактильной, зрительной, проприоцептивной). Поэтому при утрате зрительного образа общее представление о строении тела сохраняется. Чтобы поддерживать позу, контролировать положение в пространстве, выполняется регуляция отдельных сегментов относительно друг друга или внешней среды. То есть единая модель сконструирована на основе промежуточных репрезентаций отдельных частей.

Расстройство схемы тела продолжает исследоваться, его патогенетические механизмы до конца не известны. Но клинический анализ и воспроизведение синдрома в эксперименте позволило определить локализацию нарушения в центральных аппаратах. Преимущественное значение имеет сенсорная кора, теменно-затылочная область коры и зрительные бугры. Данные структуры ответственны за синтез разномодальной информации, пространственную ориентацию, двигательную организацию, сознание.

Симптомы

Расстройство схемы тела выражается в нарушении представлений, касающихся его размеров, формы, расположения частей. Например, пациенту кажется, что голова увеличилась и не помещается на кровати, туловище сжалось, исчезло, а ноги начинаются от шеи. В зависимости от причины синдрома его симптомы исчезают при подключении зрительного контроля, реже – сохраняются.

Фантомная конечность

Существует множество частных случаев расстройства схемы тела. Наиболее популярен феномен фантомной конечности, который представлен ощущением наличия утраченной части руки или ноги (реже – молочной железы, гениталий, глаза). Как правило, пациенты чувствуют, что ампутированная конечность болит. Симптом возникает сразу после процедуры ампутации, постепенно исчезает, но иногда проявляется на протяжении многих лет.

Унилатеральное отсутствие осознания собственного тела

Синдром унилатерального отсутствия осознания пораженной стороны – неврологически обусловленное расстройство перцепции, развивающееся при поражении теменной доли коры головного мозга. Больной игнорирует половину тела: бреет одну половину лица, обувает один ботинок, причесывает волосы с одной стороны головы. Сделанных ошибок не замечает, если окружающие не обращают внимания.

Читайте также:  Психовегетативный синдром мкб 10 код

Искаженное восприятие частей тела

Искажение восприятия формы и/или размера частей тела возможно при мигрени, шизофрении, развитии эпилептической ауры, приеме ЛСД. Больной может ощущать, что нога увеличивается либо деформируется, нос вытягивается, ступни сжимаются. Подобные симптомы могут изредка возникать у здоровых людей во время засыпания, пробуждения, усталости. Все искажения тела осознаются как нереальные, за исключением случаев, вызванных шизофренией.

Прочие расстройства схемы тела

При феномене удвоения возникает чувство раздвоенности тела либо какой-то его части (две левых руки, две головы). Сенестопатические состояния характеризуются локализованными искажениями соматического осознания, например, нос ощущается как сделанный из ваты.

Гемисоматогнозис относится к редким вариантам расстройства, проявляется чувством утраты конечности. Симптом развивается при гемипарезе, иногда больные отрицают наличие руки/ноги, даже если видят ее.

Соматоагнозия при гемиплегии характеризуется неспособностью больного осознать, что половина тела парализована. В образе схемы тела пораженные рука и нога не утрачивают функций, поэтому пациент отрицает наличие болезни, даже когда кто-то из окружающих указывает на неспособность двигать конечностями. При аутотопагнозии возникает невозможность распознавать, называть и указывать (согласно просьбе) части своего/чужого тела.

Осложнения

Расстройство схемы тела способствует ухудшению двигательной активности. Без проведения реабилитационных мероприятий утрачиваются навыки, требующие координации и согласованности моторики: письмо, использование ручных инструментов, спортивного инвентаря. В тяжелых случаях нарушается способность ходить, удерживать равновесие в статических позах.

Основным осложнением для психической сферы является утрата возможности идентифицировать себя со своим телом. Образ «Я», как совокупность физических и психологических характеристик, становится неустойчивым. Это вызывает тревогу, депрессию, стремление к уединению. Больной начинает ощущать себя другим человеком, замечает, что изменилось его мироощущение, эмоции, отношение к близким. Нередко развивается социальная дезадаптация с отказом от общения, увольнением с работы.

Диагностика

При подозрении на расстройство схемы тела больного обследуют врач-невролог и психиатр. В процессе диагностики определяется искажение представлений о принадлежности, форме, размерах и положении частей тела, ложное ощущение измененности движений. С помощью комплексного психоневрологического исследования оценивается характер расстройства, его выраженность и причины. Используемые методы:

  • Первичный опрос. Психиатр и невролог собирают данные анамнеза, что позволяет предположить причину расстройства. Выясняют характер симптомов, продолжительность, сохранность критического отношения к ним.
  • Неврологический осмотр. В ходе обследования врач получает информацию о сохранности чувствительности и рефлексов, состоянии тонуса мышц, координации движений. Определяет наличие признаков очагового или диффузного поражения мозга.
  • Функциональные пробы. Расстройства образа тела неврологического характера диагностируют при помощи двигательных и речевых тестов. Например, пациента просят указывать на называемые части, поднять руку, чтобы определить, присутствует ли игнорирование.
  • Клиническая беседа. Психиатр оценивает сохранность мышления и интеллекта, наличие симптомов психоза или измененного сознания. Выявляет такие феномены как чувство отчужденности, раздвоенности конечности, измененное восприятие окружающего пространства, синдром дереализации и деперсонализации.

Дифференциальная диагностика

Предполагает различение расстройств схемы тела с иллюзиями и галлюцинациями. Отличительная особенность иллюзорного восприятия в том, что один объект представляется как нечто другое (например, вместо ладони с пальцами – паук). При нарушении схемы тела присутствует относительная адекватность отражения действительности (рука изменяется внешне, но остается рукой). При галлюцинациях формируются образы не существующих объектов, и пациент не может отличить их от реальности.

Лечение расстройства схемы тела

Специфического лечения не существует. Терапия определяется основным заболеванием, по причине которого изменилось восприятие человека. Так, у больных шизофренией положительный эффект дает лечение нейролептиками – препаратами антипсихотического действия. При эпилепсии помогает адекватный подбор антиконвульсантов: чем меньше приступов, тем реже проявляется симптом.

У людей с травматическими, геморрагическими, ишемическими и иными поражениями ЦНС при общей редукции органической симптоматики происходит постепенное угасание нарушений схемы тела. Чтобы ускорить процесс восстановления, используются программы реабилитации, в которые включены занятия лечебной физической культурой, массажи. Выполнение упражнений происходит при участии визуального контроля, с целенаправленным осознаванием выполняемых действий.

Прогноз и профилактика

При отсутствии лечения расстройство схемы тела чаще всего приводит к осложнениям: утрате двигательных навыков, психической и социальной дезадаптации. В случаях, когда основное заболевание не прогрессирует, происходит постепенная редукция всех симптомов. Например, феномен ампутированной конечности часто проходит самостоятельно в течение 1 года после операции.

Профилактика сводится к правильному лечению заболевания, вызвавшего расстройство восприятия. К другим мерам относится отказ от употребления наркотиков, алкоголя, психотропных препаратов (без назначения врача).

Источник