Синдром человека в футляре психология

Синдром человека в футляре психология thumbnail

Признаемся сразу, что официально такого синдрома в психиатрии не существует. Но вполне возможно, что он появится после написания этой статьи.

Агрессивная боязливость

Герой рассказа Антона Чехова «Человек в футляре», учитель греческого языка Беликов, не столько смешон своим тревожно-мнительным характером и боязнью, «как бы чего не вышло», сколько странен и непонятен.

Этот чудак из чудаков «даже в очень хорошую погоду выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле… и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник. Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой…» Ставший нарицательным, образ чудика при ближайшем рассмотрении оказывается не так и прост.

Окружающий мир вызывал у Беликова тревожное ожидание какой-либо неприятности. Но его осторожность порой приобретала даже агрессивный характер.

Можно говорить о некоторой степени демонизма чеховского персонажа, который в реальной жизни практически подмял под себя всех коллег и жителей провинциального городка. Он угнетал всех «своею осторожностью, мнительностью», вспомните – учителя греческого языка «даже директор боялся». Жители не решались веселиться, не устраивали домашних спектаклей, боясь, как бы он не узнал об этом.

Под влиянием внешне спокойного и тихого человека в городе «стали бояться всего. Боятся громко говорить, посылать письма, знакомиться, читать книги…»

Кого боялся сам человек в футляре

Все боялись этого странного учителя, а сам Беликов, в свою очередь, страшился, как бы с ним, бесценным, чего не случилось.

Спальня у него была «маленькая, точно ящик, кровать была с пологом». И хоть он, ложась спать, укрывался с головой, но «ему было страшно под одеялом». Беликов воображал, что его ночью может зарезать слуга, в квартиру могут забраться воры. Да мало ли что может произойти?!

«Добрые отношения» с коллегами он поддерживал весьма своеобразно, так, как это часто делают больные шизофренией: «придет…, сядет и молчит… Посидит, этак, молча, час-другой и уйдет». Непонятное и не очень адекватное поведение повторялось во всех случаях без исключения.

Учителя-коллеги как-то уговорили его посвататься к молодой и красивой женщине. Учитель согласился, но быстро рассудил, что надо подумать, «чего доброго, попадешь в какую-нибудь историю».

«Туп, как дерево, и хрупок, как стекло»

Чехов рисует образ амбивалентного человека: с одной стороны, черствого и почти жестокого, с другой – излишне чувствительного ко всему происходящему.

У психиатров есть такой симптом для выражения амбивалентной эмоциональной сферы больного шизофренией под названием «дерево и стекло». И наш герой полностью оправдывает такое определение своего психического состояния.

Будучи тупым в эмоциональной (дружеской, коллегиальной, сексуальной) сфере, он с чрезвычайной эмоциональностью «хрупко» среагировал на конфузную ситуацию, в которой очутился не по своей вине. Брат несостоявшейся невесты в раздражении спустил его с лестницы, а сама Варвара Саввишна, оказавшись свидетельницей такого казуса, «не удержалась и захохотала».

Переживавший эту позорную ситуацию Беликов слег, впал в тяжелую депрессию и через месяц, не вставая с постели, скончался.

Предположительный диагноз «человека в футляре»

Нашему герою можно поставить такой диагноз – шизоидное расстройство личности.

Как можно распознать это расстройство?

За таким диагнозом скрывается:

  • неспособность проявлять эмпатию и симпатию по отношению к другим людям;
  • сниженный интерес к сексуальным контактам;
  • почти неизменное предпочтение уединения;
  • пренебрежение доминирующими социальными нормами;
  • отсутствие близких друзей и нежелание иметь их.

В качестве патологического бонуса к этому диагнозу можно добавить целый букет социальных фобий, которыми страдал герой Чехова.

Источник: Чехов А. П. Человек в футляре // Полное собрание сочинений и писем в 30 томах. Т. 10. М. : Наука, 1986. С. 42–54.

Александр Шувалов

С 1987 г. и по 2017 год работал заведующим Психоневрологическим диспансерным отделением Центральной городской больницы им. М.В. Гольца в г. Фрязино (Подмосковье).

Источник

Как формируется человек в футляре Анализ психотипа личности

Известно, что А.П. Чехов «писал» своих персонажей «с натуры». И действительно, по сей день, среди нас можно встретить много «футлярных» личностей. Главное, что мучает «футлярного» человека – множество комплексов (как явных, так и надуманных). Комплексы человека говорят о том, что он ощущает презрение к самому себе, не принимает и не любит себя таким, какой он есть, стыдится себя и при этом не спешит делать то, что сможет его от этих комплексов избавить. Например, человек страдает от избыточной полноты, он ненавидит свой жир, но при этом обижается, когда ему предлагают похудеть, тут же включая защиту и говоря: «Полюбить стройных все могут, а ты полюби меня таким, какой я есть». Соответственно, подавленное недовольство собой, непроходящее чувство фрустрации он проецирует во вне, что сильно влияет на качество его жизни.

Отличительные черты человека “в футляре”:

  • Полное отсутствие инициативы, спонтанности, жизнь по правилам доведена до абсурда.
  • Поскольку такой человек яркий формалист, он обожает учить других, если видит, что поведение людей в чём-то отклоняется от привычного ему видения мира. Такой человек чувствует себя более-менее спокойно, когда всё вокруг предсказуемо и понятно, когда он контролирует ситуацию. Часто такие люди выбирают профессию преподавателя, методиста, завуча, консультанта, могут также выбирать профессию юриста, бухгалтера, чиновника.
  • Человек в «футляре» в своей карьере «звёзд с неба не хватает». Обычно это середнячок, который в результате многолетнего упорного труда занимает свою статусную «серединку» ближе к пенсионному возрасту.
  • Среди людей «в футляре» много ОКР-щиков с тревожно-фобическими расстройствами, депрессиями – они панически боятся микробов, не любят ездить в общественном транспорте, здороваться за руку с людьми, панически боятся смерти, темноты, публичного порицания. Дома у них либо всё разложено по полочкам, либо, как у Плюшкина, ни одна вещь не выбрасывается и ждёт своего часа в пыльном чуланчике.
  • Он очень боится и стыдится выражать свои эмоции. Его редко можно увидеть, смеющимся от души. Поэтому смех и эмоциональность окружающих его людей воспринимается как дурной тон.
  • Часто такой человек занудлив, ходит в плохом настроении, может донимать домочадцев своими придирками, поэтому совместная жизнь с ним очень сложна в эмоциональном плане.
  • Он скуп, тратит деньги очень осторожно, покупает всё по списку, любит выражение: «Деньги достаются кровью и потом! Поэтому грех тратить их необдуманно». Любит копить «на чёрный день», отказываясь получать удовольствие от дня настоящего.
  • Так как этот человек сам имеет очень низкую самооценку, то обесценивает и своих близких, подчинённых.
  • Он боится радоваться жизни, т.к. опасается возмездия за свою радость, боится, что кто-то «сглазит» его. На природе, например, его одолевают комары, когда нет комаров, то погода плохая – всегда найдётся повод поворчать. В жизни для него нет чуда – всё обыденно и предсказуемо.
  • Человек «в футляре» всегда берёт на себя роль жертвы обстоятельств, очень раним, т.к. всё воспринимает на свой счёт.
  • Ему как очень сложно просить кого-то об одолжении, так и сложно благодарить.
  • Этот человек молчалив, замкнут, не любит шумных компаний. Может создаться впечатление, что он как рак – отшельник – всё время ищет раковину, куда быстрее можно спрятаться от мира.
  • Часто такой человек лишён своего мнения и в жизни руководствуется правилом: «Как бы чего не вышло!».
Читайте также:  Корешковый синдром поясничного отдела массаж

   Синдром человека в футляре психология

Скорее всего, личность данного индивида формировалась в строгой, педантичной семье, в которой родители постоянно его обесценивали, были глухи к нему, пугали («не бери снег, там куча микробов», «будешь плакать, оставим тебя в лесу или отдадим в детдом», «вокруг не люди, а одни аферисты», «куда тебе со свиным рылом в калашный ряд?» и т.п.). Либо атмосфера, окружавшая его в детстве, казалась ему враждебной и опасной, в которой часто приходилось «затаиваться», сидеть тихо, не высовываться, не подавать голоса (например, родители часто кричали на него: “Не ори!”, “Тебя не спрашивали” и т.д.). А потому, во взрослую жизнь такой человек входит, уже имея богатый набор установок, которые ограничивают его, сужая восприятие до того самого футляра.

Чехов так описывал в своём рассказе учителя греческого языка Беликова:

«…у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний. Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть может, для того, чтобы оправдать эту свою робость, свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было; и древние языки, которые он преподавал…

… на педагогических советах он просто угнетал нас своею осторожностью, мнительностью и своими чисто футлярными соображениями насчет того, что вот-де в мужской и женской гимназиях молодежь ведет себя дурно, очень шумит в классах, — ах, как бы не дошло до начальства, ах, как бы чего не вышло, — и что если б из второго класса исключить Петрова, а из четвертого — Егорова, то было бы очень хорошо. И что же? Своими вздохами, нытьем, своими темными очками на бледном, маленьком лице, — знаете, маленьком лице, как у хорька, — он давил нас всех, и мы уступали, сбавляли Петрову и Егорову балл по поведению, сажали их под арест и в конце концов исключали и Петрова, и Егорова.

… И мысль свою Беликов также старался запрятать в футляр. Для него были ясны только циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь…

В разрешении же и позволении скрывался для него всегда элемент сомнительный, что-то недосказанное и смутное. Когда в городе разрешали драматический кружок, или читальню, или чайную, то он покачивал головой и говорил тихо:

– Оно, конечно, так-то так, всё это прекрасно, да как бы чего не вышло».

Дорогие читатели, Вы всегда можете записаться ко мне на консультацию, перейдя по ссылке.

Источник

Когда я в Школе-студии МХАТ преподавала, мы со студентами брали произведение и я давала им задание для этюдов: придумать, что сделал бы этот персонаж в ситуации, которой нет в романе. Например, что сделал бы Ноздрев, если бы он один остался дома. Такой ситуации в «Мертвых душах» нет. И вот один очень талантливый мальчик сказал, что он лежал бы на диване и стрелял бы из пистолета в мух. Вот это попадание в психологию характера.

Читайте также:  Шегрена синдром к какому врачу обращаться

Достоевского обсуждаем, конечно. У него у всех женских персонажей истерия как на ладони. Одна Настасья Филипповна чего стоит. Есть разные степени истерии. Бывает демонстративность, истероидность — она нужна всем лекторам, артистам. Это драйв, понимаете? Нужно энергетику иметь, чтобы заразить другого. А есть истерия, так сказать, ядерная, когда суициды шантажно-демонстративные. Вообще, психология — наука описательная. Есть психотики, есть пограничники, а есть норма. Вот если на одном конце шкалы норма, а на противоположном большая психиатрия — шизофрения, эпилепсия, маниакально-депрессивный психоз, то к психозам ближе пограничники-психопаты, посередине неврозы, а рядом с нормой будут акцентуации личности. Настасья Филипповна вот пограничная. Да мы все в той или иной мере акцентуанты, конечно, граница зыбкая. И наша психиатрия, к сожалению, всю жизнь была карательной, с перегибами, с гипердиагностикой. Мы, клинические психологи, в этом отношении стараемся быть потоньше.

Параноидное расстройство — тут все ясно, главный параноик у нас Сталин. Акакий Акакиевич — шизоид. Почему? Он не контактирует с трудящимися. Шизотипический тип; обязательно должна быть какая-то демонстративность, вычурность. Хлестаков — нарцисс. «Человек в футляре» — ну, это тревожное расстройство. Созависимость изучаем на примере чеховской «Душечки». У нее нет своей личности фактически. Диффузия идентичности, нарушаются границы у человека. Она существует фактически как зеркало другого. Знаете, как ребенок формируется? Сначала мать и он — это одно целое, а потом должна происходить сепарация, индивидуация. Он должен себя ощутить самостоятельной личностью. А вот в патологии бывает, допустим, при раннем детском аутизме, что сепарации не происходит, а продолжается симбиоз с мамой или близким взрослым, и этот симбиоз — искаженный, ребенок другого не воспринимает как отдельный объект, он считает его продолжением себя, понимаете? Поэтому он совершенно не учитывает другого, он эгоцентричен и делает только то, что ему интересно.

Параноидное расстройство — тут все ясно, главный параноик у нас Сталин. Акакий Акакиевич — шизоид. Почему? Он не контактирует с трудящимися

Западная литература много семейной тематики поднимает: как может повлиять на человека дисфункциональная семья. «Дом на краю света» Каннингема, мы обсуждаем — как депрессивная мать определяет дальнейшее развитие мальчика. «Пятый ребенок» Дорис Лессинг вообще шедевр. «Девятая жизнь Луи Дракса» книжку читаем, сейчас фильм вышел — все мои побежали смотреть, обсуждаем, тоже семейный дисфункционал. На этих моделях очень хорошо видно, что может привести к изменению законов развития.

У меня есть глубокое убеждение, что русская литература — ну вот XIX век, начало XX — она глубже брала психологические характеры, психологические типы, мотивации поступков. А современная западная литература больше интересна именно культурной феноменологией, культурной патологией. Например, она затрагивает проблемы идентичности. Там авторы очень любят играть, погружая человека в ситуацию неопределенности или в конфликт. Очень часто появляется тема личной ответственности, в то время как у нас, в России, она наоборот считается чересчур дидактической. Вот Макьюэна сейчас последний роман я купила, аж десять штук, студентам всем раздала. Там проблема этическая — врач должен принять решение, давать ли капельницу безнадежному больному, если семья против. Проблема границ, как у Кутзее в «Бесчестии». Там отношения «преподаватель — студент», и речь идет о дистанции и границах. У Кутзее такого много, фактически центральная тема, можно сказать. И у Кундеры это есть.

Нормально ли идентифицироваться с героями, когда читаешь книжку? Конечно, обязательно. Разве как-то еще можно книжку читать? И такая идентификация обслуживает множество психологических потребностей. Нет нужды мастурбировать, онанировать, убивать кого-то в своих фантазиях, персонаж за тебя все сделает. Замещение, переработка собственных страхов. Сопереживание. Масса функций. Необходимо себя с кем-то идентифицировать, хочешь ты этого или нет, это закон развития. Раньше идентификация происходила за счет фигур отца и матери, потом близких родственников, соседей. Сейчас, когда изменился институт детства, изменился весь мир, — столько факторов влияет. Ребенок предоставлен сам себе, матери работают, он сидит в интернете с трех лет. И разные типы личности на разные субкультуры подсаживаются. Кто на телесные модификации — кроят себя, кто на анимешки, кто на скинхедов; личность выбирает себе из культурного поля что-то близкое и идентифицируется. Вот, например, все депрессивные девки, которые у меня лежат (я в психбольнице еще консультирую, естественно), все заточены под аниме. Только и остается думать про этого маленького Филипка: что он в этом поле возьмет?

Источник

Н.А. Добролюбов однажды сказал: «Человек, который не страдал и не ошибался, никогда не сможет познать истинного счастья». Но есть такие люди, которым просто не под силу принимать непредвиденные события. Вот кто такие «футлярные люди» и о них пойдет речь.

Читайте также:  Синдром раздраженного кишечника чем лечиться

Особенности

Наверняка каждый человек хотя бы раз в жизни встречал человека в футляре. Кто-то познакомился с ним в рассказах Чехова, а кому-то пришлось столкнуться с таким персонажем в реальной жизни. Как же можно охарактеризовать такой тип людей? Первое что они вызывают при встрече, это чувство жалости и желание помочь.

кто такие футлярные люди

Кто такие «футлярные люди»? Это те, которые боятся правил, реальности и ошибок. Им очень трудно сделать выбор, даже если речь заходит о самых простых вещах. Такие люди всегда опасаются «как бы чего не вышло». Человек в футляре постоянно беспокоится о мнении окружающих, а это не дает ему возможности полноценно развиваться. Его дни пустые и безжизненные, он не получает удовольствия от прогулки, чтения книг или общения. Такие люди постоянно придерживаются стандартов, загоняя тем самым себя в узкие рамки, из-за которых не видно красоты мира.

С точки зрения психологии

В литературе человеком в футляре был Беликов – главный герой одноименной повести Чехова. А в реальной жизни таким эпитетом обычно называют людей с астеническим психотипом личности. Психологи обозначают таких людей как слишком восприимчивых. Они отлично понимают и чувствуют переживания окружающих, поэтому легко заводят новые знакомства и завоевывают доверие. Вот только представителям этого психотипа не всегда просто живется. Их основная эмоция – тревожность.

Такие люди переживают обо всех аспектах жизнедеятельности, остро реагируя на любые изменения. Если утром что-то пошло не так, то и весь день пройдет насмарку, а то и вся неделя. Если хоть что-то выходит за рамки обыденности, это уже веская причина испытывать панику. Естественно, каждый человек склонен к тревоге, но обычно такие ощущения связаны с конкретными событиями.

человек в футляре

Детство человека в футляре

Кто такие «футлярные люди»? Это те, кто уже родился с чувством повышенной тревожности. Дети-астеники очень бояться незнакомцев, пауков, жуков, темноты и многих других вещей. Они часто прячутся за спинами родителей. Для этих детей характерными являются мысли такого содержания:

  1. «Вдруг сломается кроватка, на которой я сплю».
  2. «Что будет, если упадет потолок?».
  3. «А вдруг двери комнаты не откроются, и я никогда не смогу выйти» и т. д.

Такие дети больше времени проводят в окружении взрослых или тех, кто старше. Поведение сверстников зачастую их пугает, ведь шумные одногодки могут ударить, забрать игрушку или толкнуть. Однако несмотря на все это, дети-астеники подвижные и общительные, но только с теми людьми, к которым привыкли. Со временем они учатся контролировать свою тревожность, то есть не проявляют внешней обеспокоенности, хотя в душе очень переживают из-за пустяков.

Причины беспокойства

Психологи уверяют, что у «футлярных людей» быстро истощается нервная система. Такому человеку очень важно высыпаться, вовремя кушать, не перетруждаться. В противном случае он сразу станет вялым. Таким людям противопоказана напряженная, долгосрочная работа. Они могут устать от общения с незнакомцами, а еще не могут долго ждать, вот кто такие «футлярные люди».

чем опасны для общества футлярные люди

Из-за того, что что-то идет не так, человек-астеник устал или ему приходится очень долго чего-то ждать, он может стать раздражительным. Для таких людей характерны внезапные вспышки гнева, а это то, чем опасны для общества «футлярные люди». Их поведение оказывает деструктивное влияние на общество, внося недопонимание в человеческие взаимоотношения. Физически человек в футляре не может нанести никакого урона окружающим, но его странное поведение остается непонятным. Эти люди живут в собственном мирке, из-за чего и вызывают у других подозрения.

Вопрос счастья

Каждый человек имеет право на жизнь, и даже тот, кто живет в футляре. Но счастливы ли «футлярные люди»? Скорее нет, чем да. У таких людей очень низкая самооценка, и они запросто могут принести свою жизнь кому-то в жертву. Постоянное чувство тревоги скрадывает все краски жизни. Вряд ли это можно назвать счастьем.

Сложно изменить тип характера, но не нужно переставать работать над собой. Необходимо научится быть независимым от мнения окружающих и начать воплощать самые маленькие и незначительные желания. Мир прекрасен, вопреки всему, но если опасаться всего, что окружает, то это невозможно будет заметить. Человеку в футляре нужно научиться выражать свои эмоции, отстаивать свое мнение и говорить твердое «нет».

счастливы ли футлярные люди

Неважно сколько было неудач и поражений. Человек и его жизнь бесценны, поэтому нужно гордиться собой немножко больше. Ошибки – это не цепи, что не дают двигаться вперед, это всего лишь очередная ступень на тропе жизни. Каждый из нас живет в первый раз, и никто достоверно не знает, как поступать правильно. Так что ошибки – это нормально, а в некоторых случаях даже хорошо.

Жизнь невозможно предугадать, но нельзя принимать все как данность. За счастье нужно бороться. Конечно, на словах все кажется простым, но пока не попробуешь, не узнаешь.

Источник