Синдром дауна и работа психолога с ними

Синдром дауна и работа психолога с ними thumbnail

Коррекционная работа с детьми с синдромом Дауна

Одна из примет нашего времени – удивительный прогресс в разработке и практическом применении новых методов обучения детей с отставанием в умственном развитии. Родители и педагоги стали осознавать потребность таких детей в любви, внимании, поощрении; они поняли, что эти дети могут так же как и другие, учиться в школе, активно отдыхать и участвовать в жизни общества.

Одно из следствий такого прогресса в цивилизованных странах то, что все дети с синдромом Дауна воспитываются в семьях, а не в специальных учреждениях вне дома.

Многие из них посещают обычные детские сады и школы, где учатся читать и писать, находясь среди обычно развитых сверстников, такой ребенок получает примеры нормального, соответствующего возрасту поведения. В нашей стране тоже создаются центры, ранней педагогической помощи и начинаются попытки интегрированного образования таких детей.

Уже известны случаи психолого-педагогической реабилитации детей с синдромом Дауна, когда в результате огромных усилий психологов, дефектологов и педагогов они становились полноценными людьми, обучались в обычных школах и даже могли получить высшее образование.

Это говорит о том, что работа с такими детьми – дело не безнадежное, но требующее специальных знаний и больших душевных и физических затрат.

Во всем мире людей с синдромом Дауна называют ” солнечными” – настолько они дружелюбны, открыты, добры и беззащитны. Они просто не способны кого-либо обидеть, поскольку лишены агрессии. Они не умеют обижаться и злиться. И как все дети, они любят шалить, играть, читать, танцевать, узнавать что-то новое.

Но жить, учиться и проявлять свои таланты, развиваться дети с синдромом Дауна способны лишь в атмосфере любви. Им нужно чуть больше помощи, внимания и понимания – как со стороны семьи, так и всего общества.

Большая практика в воспитании детей в специальных учреждениях и жизни в семье показала, что многие из них способны к жизненно-практическому и элементарному трудовому обучению.

Некоторые осваивают элементы грамоты и конкретного счета. Эти дети при правильном обучении и воспитании могут приспособиться к жизни в семье и обществе.

Поведение детей с синдромом Дауна в основном характеризуется послушанием, добродушием, ласковостью.

В эмоциях преобладает положительный тонус – это хорошая основа для воспитательной работы. Такой ребенок, как правило, не сопротивляется указаниям взрослого и выполняет их в меру своих возможностей.

Детям с синдромом Дауна доступны некоторые виды элементарной ручной деятельности. У них сохранено восприятие пространственных отношений, они различают цвета. Многие из них соотносят предметы по форме и величине. Все это может служить основой для обучения детей с синдромом Дауна простейшим видам игровой и учебной деятельности.

Существует большое количество методик, которые позволяют эффективно обучать и развивать детей с синдромом Дауна. Но этот процесс более труден и занимает больше времени, чем усвоение аналогичных умений и знаний обычным ребенком. Основным дидактическим принципом в обучении таких детей является задействование разных каналов восприятия, то есть разных органов чувств. В первую очередь необходимо обеспечить наглядность обучения, а для улучшения результата подключить осязание, слух и кинестетические ощущения. Процесс усвоения новых знаний должен идти мелкими шагами, целесообразно разбивать одно задание на несколько частей. Для решения вопроса о степени интеллектуального развития ребенка с синдромом Дауна и разработки плана коррекционных мероприятий необходимо помнить об особенностях психического развития этих детей постоянно соотнося их с возрастными нормативами.

Для достижения максимально возможных успехов в развитии познавательных способностей, обучении и социальной адаптации детей с болезнью Дауна взрослым необходимо ежедневно делать с ними различные упражнения по развитию слуха и зрения. Но надо помнить, что главным недостатком этих детей является нарушение обобщенности восприятия. Им требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картину, текст и т.д.). Они часто путают графически сходные предметы, звуки, слова и т. д.

Дети с синдромом Дауна не умеют самостоятельно рассматривать, вглядываться. Для них характерны трудности восприятия времени и пространства, что мешает им ориентироваться в окружающем мире. Такие дети часто не различают правую и левую стороны, не могут найти в помещении школы столовую, туалет или свой класс. Могут ошибаться при определении времени на часах, дней недели, времен года.

Эти дети часто болеют. Трудности в освоении речи у детей с синдромом Дауна связаны с частыми инфекционными заболеваниями среднего уха, снижением остроты слуха, пониженным мышечным тонусом, маленькой полостью рта, задержкой в интеллектуальном развитии. Кроме того, у таких детей маленькие и узкие ушные каналы. Все это отрицательно влияет на слуховое восприятие и умение слушать, то есть слышать последовательные звуки окружающей среды, концентрировать на них внимание и узнавать их.

Дети с синдромом Дауна не умеют и не могут интегрировать свои ощущения – одновременно концентрировать внимание, слушать, смотреть и реагировать, а, следовательно, не имеют возможности в отдельно взятый момент времени обработать сигналы более чем от одного раздражителя. Детям с синдромом Дауна свойственны трудности в освоении грамматического строя речи, а так же семантики, то есть значений слов. Они долго не дифференцируют звуки окружающей речи, плохо усваивают новые слова и словосочетания.

Из всего вышесказанного, можно определить особенности речи детей с синдромом Дауна, подлежащим коррекции:

– дети с синдромом Дауна часто говорят быстро или отдельными словами без пауз между ними, так, что слова набегают друг на друга;

– в возрасте 11-13лет у этих детей может возникнуть заикание;

-слабое развитие фонематического слуха, медленный темп усвоения речи окружающих;

– замедленный темп артикуляции;

Читайте также:  Что кушать при синдром жильбера

– дизартрия.

Детям с дизартрией сложно не только произносить звуки, но жевать, глотать, управлять голосом, обеспечивать нужные резонансные характеристики и плавность речи; словарный запас очень мал, пассивный словарь превышает активный.

Таким образом, глубокие ограничения возможностей, естественно, сопровождаются значительным снижением качества жизни. Тяжелые заболевания ребенка отражаются на общении со сверстниками, обучении, трудовой деятельности, способности к самообслуживанию.

Все это определяет значимость проблемы, социальной адаптации и коррекции соответствующих контингентов детей.

Цель коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна это их социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество. Необходимо, используя все познавательные способности детей, и учитывая специфику развития психических процессов, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, повысить качество их жизни и жизни их родителей.

Достижением поставленных целей обеспечивается решение следующих основных задач:

– развитие психических функций детей в процессе работы и как можно более ранняя коррекция их недостатков;

– воспитание детей с синдромом Дауна, формирование у них правильного поведения (Основное внимание направлено на воспитание привычек. Они должны уметь выражать просьбу, уметь защитить себя или избежать опасности. Больше необходимо уделить внешним формам поведения);

– трудовое обучение (Выработка навыков самообслуживания и подготовка к посильным видам хозяйственно- бытового труда);

– сенсорное воспитание является одним из направлений коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна. Сенсорное восприятие развивает у ребенка ориентировочную деятельную деятельность в окружающем мире, так как ребенок знакомится с признаками, а именно эта деятельность нарушается у детей с синдромом Дауна. В рамках сенсорного воспитания осуществляется первый этап адаптации ребенка с синдромом Дауна в социум.

Коррекционная работа в рамках сенсорного воспитания ведется по нескольким направлениям – формирование различных эталонных систем.

I направление. Формирование представления о цвете предметов. Задача этого этапа – глобальное отождествление ребенком предметов. Данная работа проходит в 7 этапов:

1. Идентификация предметов по признаку цвета.

2. Соотношение цвета предмета с эталоном цвета.

3.Выбор предмета определенного цвета по словесной инструкции взрослого.

4. Формирование словесного обозначения цвета предмета.

5. Обучение обобщению и классификации предметов по признаку цвета.

6. Обучение передаче цвета предмета продуктивной деятельности.

7. Формирование представления о форме предмета.

II. Формирование представлений о форме предметов проходит те же этапы, что и формирование представлений о цвете:

1. Идентификация предметов в целом.

2. Идентификация предметов по форме.

3. Соотношение формы предмета с эталоном формы.

4. Выбор геометрической фигуры по словесной инструкции.

5. Формирование умения словесно обозначить форму предмета.

6. Обобщение разноцветных геометрических фигур.

7. Классификация по форме, без контурных эталонов.

8. Нахождение в окружающем мире предметов определенной формы.

9. Изготовление аппликаций из геометрических фигур.

III. Формирование представлений о величине:

1. Формирование представлений о больших и маленьких предметах.

2. Формирование представлений о длине предмета: “длинный – короткий “.

3. Формирование представлений о ширине: ” широкий – узкий”.

4. Формирование представлений о высоте ” высокий – низкий”.

IV. Формирование пространственных представлений:

1. Формирование ориентации в пространственном окружении на себе:

” Я – точка отсчета”

2. Формирование ориентации в пространственном окружении другого человека

3. Ориентировка по основным пространственным направлениям ( лицо, туловище, грудь, голова – находятся вверху, ноги -внизу, животик – спереди, спинка – сзади)

4. Ориентация на листе бумаги.

V. Формирование представлений о времени:

1. Формирование представления «сутки».

2. Формирование представлений о временах года.

3. Формирование временных понятий: ” вчера – сегодня – завтра”.

4. Формирование временных понятий: ” дни недели”.

VI. Формирование тактильно двигательного восприятия:

1. Ориентация в тактильных ощущениях.

2. Развитие зрительно двигательной координации.

3. Развитие стереогнозиса (это узнавание предмета и фактуры материала на ощупь).

VII. Коррекция слухового восприятия – имеет первостепенное значение для развития речи:

1. Слуховое восприятие неречевых звуков.

2. Слуховое восприятие речевых звуков.

3. Развитие ритмического слуха.

VIII. Коррекция мышления.

Мышление обеспечивает не только мышление ребенка, но и его социализацию. Коррекционное обучение детей с синдромом Дауна может привести к значительным сдвигам в развитии ребенка, что должно повлиять на качество его жизни и его дальнейшую судьбу.

С такими детьми нужно постоянно, упорно заниматься, повторять, закреплять изученный материал. При таких условиях обязательно вырастет ребенок, который не будет отставать в развитии от сверстников.

Главное правило реабилитации детей с синдромом Дауна – не лечение или коррекция в специальных учреждениях, а вовлеченность в ” обычную жизнь” – общение с близкими и сверстниками, учеба и занятия в кружках.

Обделенный здоровьем и некоторыми способностями ребенок с синдромом Дауна получил от природы очень ценный подарок – прекрасные душевные качества. Подобные дети очень ласковы, добры и нежны. Они тонко чувствуют чужую боль и страдания, не умеют лгать и лицемерить, натягивать маску равнодушия. У них огромное количество друзей и друзей настоящих, которые никогда не предадут. Даунята безошибочно определяют сущность человека, срывая с него фальшивую маску.

Дети с синдромом Дауна учат людей любить друг друга такими , как есть, без всяких прикрас и уловок. Они учат нас ценить каждый день, радоваться даже самым маленьким победам, любить жизнь во всем её многообразии.

Список литературы

1. Булкина Т.В. В объятиях ласкового «дауна»: о детях с синдромом Дауна // Фактор. 1998. №8 С. 69-71.

2. Ворсанова С.Г., Юров Ю.Б., Демидова И.А., Берешева А.К. Хромосомные синдромы, выявляемые в первые годы жизни ребенка; данные клинических, цитогенетических и молекулярно-цитогенетических исследований // Дефектология.- 2001.-№1.-С.9.

Читайте также:  Склеродермия и синдром рейно инвалидность

3. Маллер А.Р. Родителям о детях с глубокой умственной отсталостью // Дефектология. 1991. № 5. С. 69-74.

4. Семяго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития // Дефектология. 2000. № 1. С.66-75.

5. Таточенко В. Если у малыша синдром Дауна // Семья и школа. 1994. № 10 С. 26-28.

Источник

От автора: Интервью для телеканала «Свое ТВ» в передаче «Актуальное интервью».

Интервью для телеканала «Свое ТВ» в передаче «Актуальное интервью».

Ведущая – Анастасия Ивановская.

Гость: руководитель центра психологической коррекции – Тютичкина Оксана Викторовна.

 Эта дата вошла в календарь в 2005 году, чтобы повышать уровень информированности общественности. Генеральная ассамблея ООН объявила 21 марта всемирным днем людей с синдромом Дауна.

У меня в гостях руководитель центра психологической коррекции «Надежда» Оксана Викторовна Тютичкина.

– Сколько сейчас людей живет с синдромом Дауна, в Ставропольском крае, или по вашему опыту в цифрах в центре?

– Если говорить действительно о цифрах тех ребят, тех родителей, тех семей которые дошли до реабилитации, то это наверное каждый 13-14 из особенной категории ребят. Многие ребята не доходят, потому  что родители продолжают заниматься именно медицинской реабилитацией.

– Вы говорите медицинская реабилитация, а неужели не должно быть всё это вместе,  и психологическая и медицинская реабилитация? Неужели одно другое не заменяет,  или всё-таки стоит сначала ребёнком заниматься именно с медицинской точки зрения и потом уже обращаться в центр?

– Нет конечно,  вы абсолютно правы,  нужно заниматься единовременно всем. Но страх за жизнь ребенка намного выше и родителя этот страх часто не отпускает. Поэтому он  забывает про всё, и  работает больше именно со здоровьем ребёнка.

-Расскажите о вашем центре, какие специалисты есть,  какие ребята к вам приходят?  Какие направления в реабилитации?

-Ну я тогда уже буду говорить скорее больше про ребят синдромом Дауна, раз уж этому посвящена передача. О реабилитации ребят с синдромом Дауна, в первую очередь мы говорим на реабилитации в двигательной сферы, моторной сферы и работы с навыками. Не только в нашем центре всюду конечно нужно заниматься ЛФК, массажем, помимо этого в нашем центре это сенсо-ритмическая координация,  социально-бытовые навыки, это группы контактно-соматической осведомлённости,  базальной стимуляции,  развитие речи,  это следующая очередь, о чём нужно позаботиться родителю. У нас работает логопед-дефектолог,  это логоритмика,  это развитие речи.

-Что такое развитие бытовых навыков? Что это за занятие?

– Это занятия по социально-бытовым навыкам. Дело в что, что у ребенка с синдромам Дауна по всем сферам идет запоздание.  Это не значит, что это не разовьется, но оно запаздывает. Но она также и умение ребенка одеваться самостоятельно,  взять печенье и скушать,  воспользоваться самостоятельно туалетом, оно запаздывает от  5 месяцев до 2 лет. И для того чтобы помочь ребенку освоить эти навыки, и освоить их быстрее, существует целый комплекс мероприятий, упражнений, заданий, которые научают этому ребенка быстрее.

-Какие еще есть занятия,  вы говорите такие общие направления. А  тактильные навыки?  Как проходят эти занятия? Дети там рисуют, лепят из пластилина?

– Конечно, мы не учим их как учеников. Если мы говорим  двигательной сфер, то мы работаем с их телом, мы научаем их чувствовать, мы научаем их  отвечать на некоторые физические посылы, научим их различать многие ощущения, многие представление, только потом научаем их  мыслить об этом.

– Со скольки лет ребята к вам приходят в центр?

– К нам в центр приходят наверное с  2 лет, но если вы бы спросили мои рекомендации, то я бы говорила – команду специалистов можно подключать с полутора лет,  а дома можно начинать коррекционное воздействие как только родитель вышел состояние тревоги – сразу можно начинать.

– Это же так сложно, даже здоровые детки полтора-два года с ними сложно управиться психологом даже профессиональным. А как с ребятами  с синдромом Дауна вы справляетесь?

– Вы знаете ,они не сильно отличаются от обычных ребят. Они ненамного капризнее, не намного сложнее,  они просто несколько иные. Они более улыбчивые, они более чувствительны, они хрупкие своей чувствительности.  Больше сложностей с ними нет.

-Сколько сейчас ребят в центре обучается?  И как как правильнее это центр коррекции или как группы пребывания?  Как часто вот эти у вас находится в центре? Сколько занятий ежедневно подряд? Сколько ребят сейчас у вас в центре?

-Реабилитации как мы с вами уже говорили, затрагивает все сферы т.е. двигательная, речевая, интеллектуальная, социальная сферы и так далее. Это очень много сфер и одним занятием тут никак не обойтись,  поэтому это некий комплекс который простроен реабилитологом,  психологом, и ребята посещают можно так сказать, группы дневного пребывания. На самом деле сейчас у нас центре пять ребят. Есть ребята которые приезжают,  на некоторое время курсивами, а наших Ставропольских пятеро малышей. У нас есть уже выпускники, а вот малышей пятеро.

– Вы говорите о том, что как родители придут в себя, так лучше сразу ребенка уже отдавать на психологическую коррекцию.  А вот как, как раз родителей в первую очередь  встряхнуть и дать понять что это не конец света, что всё решаемо. Есть специалисты которые могут помочь, или  как-то сами общаетесь с родителями?

– Конечно, я являюсь куратором группы сопровождения родителей и автором этих групп. Если мы говори м о родители, он обязательно должен помнить о себе, своем отдыхе, о своих отношениях, о своих увлечениях, потому что ребенок, особенно ребенок с синдромом Дауна, он очень чувствительный. Он дышит вместе с родителем, и если вдруг дыхание родителя станет прерывистым, прерывистым станет и дыхание ребенка.

Читайте также:  Синдром позвоночной артерии причины возникновения

– Можно ли диагностировать эту болезнь синдром Дауна? Возможно это на ранней стадии беременности или поздней стадии беременности?

– Да,  проводится соответствующий скрининг, и это генетическое заболевание выявляется. И скорее появление ребенка с синдромом Дауна,  это желание родителей сохранить этого ребенка. Это любовь родителя к своему дитя.

– Т.е. получая результаты теста ты просто уже решаешь для себя, готов ты или нет. Если готов то соответственно есть какие-то курсы, заранее тоже можешь распланировать, или пока не родится ребёнок не поставят точный диагноз?

– Редко бывают ошибки,  что не ставят диагноз, ребенок рождается с синдромом Дауна. Были такие случаи, но это сразу явно уже при родах, потому что конституция ребенка с этим синдромом она очень четкая классическая.

– Как-то могут догонять в развитии дети синдромом Дауна обычных деток? Может к определенному возрасту, к пятому классу или к старшей школе, когда уже без глаза специалиста не отличишь или в любом случае эти дети будут сильно отличаться друг от друга?

– К 10 годам, мы говорим о качественном сопровождении, о реабилитации, том что здоровье было относительно хорошим у ребенка. К10 годам многие задержки минимизируются, но конституция лица, конституция тела, она конечно видна и ребёнка конечно видно скорее поэтому моменту. И есть некоторые эмоциональные особенности, по которым тоже видно что это ребёнок с синдромом Дауна.

– Но они же могут обучаться в обычной школе общеобразовательной, ходить в садик со всеми детьми, или у них индивидуальные занятия?

– Я думаю, что ребятам скорее всего подойдет инклюзия, потому что задержка всё-таки достаточно большая, и  физическая и интеллектуальная,  потому что в школу идут по уровню интеллектуального развития и они очень часто не успевают к тому времени, когда все остальные ребята к 7-8 годам справиться с этим.

– На Ставрополье сейчас довольно много программ инклюзивного образования, в том числе и высшие учебные заведения принимают детей с инвалидностью. На вашей практике были ли ребята, которые поступили в высшие учебные заведения, пытаются вести обычную жизнь здорового человека?

-В моей практике я не видела качественной инклюзии. Теоретически, да. Есть законы, и мы с родителями их изучаем, чтобы поддержать друг друга, информировать об этом. Но я не видела качественной  инклюзии, и я говорю не только о ребятах с синдромом Дауна.

– Мы будем надеется, что программы которые только появились, что они заработают  и детки смогут получать достойное образование. Что касается взрослых людей с синдромом Дауна,  есть ли у них обычная адаптированная жизнь?

-Обычная адаптированная жизнь? Здесь многое зависит от того как эту жизнь обустроила семья ребенка, уже взрослого ребенка. Если семья поддержала ребенка, то ребёнок получит профессию. Очень часто ребята с синдромом Дауна по крайней мере в нашем крае, работают массажистами, потому что у них великолепные руки, прекрасная координация рук, прекрасное отношение к человеку,  это подкупает они очень часто работают массажистами. Тогда ребята имеет работу, получают пенсию, и  достаточно устроены.

У нас в городе есть общественные организации. Человек-инвалид Николай Максимов создал организацию, поддерживает ребят взрослых, научает их как справляться, как адаптироваться в этом обществе,  он возит их на море, он ищет спонсоров,  возит их семьями, и  я была в одном из таких путешествий. Это прекрасный опыт. И я как раз  общалась со взрослыми людьми с синдромом Дауна. Вы знаете, это тонкие необыкновенные люди, где-то они очень наивны.

– Это уже можно сказать взрослый социализированные люди. А  дети которые сначала долгое время в семье, в том числе врачи, больницы, потом психологический центр.  А когда стоит этих детей социализировать на улице на площадке детской, или пробовать частные детские сады или одновременно надо это делать?  Или вообще не стоит социализировать ребенка, пусть он пока до определенного возраста живет в семье, в таком защищённом  вакууме?

– Ребенка нужно социализировать сразу. Как только обычного ребенка отдают  в детский сад, отдают на занятия. У нас в центре очень много групп. У меня спрашивают, давайте 20 индивидуальных занятий. Нет, другие  ребята в норме, пошли в группы, они научаются друг у друга. Дайте возможность и этим малышам совершить тот же самый путь развития. Поэтому с небольшим опозданием, так же как и другие ребята, они должны пойти на группы, потом в детский сад, в школу.

– В завершении интервью, спрошу о вашем центре. Не только учатся детки с синдромом Дауна, но и с другими отклонениями в развитии и физическом и психологическом.  А какие еще услуги оказываются в центре?

– 70% ребят, этих ребят я называю «Особенным детством». Это ребята с болезнями нервной системы, сюда я отношу и не только аутизм, но и аутический спектр, различные задержки психического развития, и некоторые генетические нарушения которые привели к искажению развития – умственной отсталости, поведенческим расстройствам.

– В психологическом центре помогают ребятам и социализироваться и стать здоровее.

– Мы считаем, что мы должны запустить социализацию. А ребята должны идти туда, где им положено быть – в детский сад и в школу.

Источник