Синдром дефицита внимания и гиперактивности и аутизм

Синдром дефицита внимания и гиперактивности и аутизм thumbnail

Гимранов Ринат Фазылжанович
Невролог, нейрофизиолог,  стаж – 33 года;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.
Об авторе

Дата публикации: 20 июля, 2019

Обновлено: 20 февраля, 2020

Дети с аутизмом и СДВГ видят иначе

Синдром дефицита внимания и аутизм (РАС – расстройства аутистического спектра) – «модные» диагнозы, которые любят раздавать детям, чье поведение кажется окружающим взрослым странным. При том, что обыватели не способны установить, есть ли подобные проблемы у ребенка в принципе, и о каком нарушении конкретно идет речь.

И СДВГ, и аутизм, характеризуются набором схожих симптомов, однако и различия между ними выражены. Даже одинаковое внешнее проявление, часто обусловлено различными причинами.

Чем отличается аутизм от СДВГ?

Несмотря на то, что оба синдрома классифицируются как расстройства психоэмоционального развития, гиперактивность и аутизм у детей – в корне отличающиеся состояния.

Если СДВГ с аутическими чертами считается неврологическим расстройством, влияющим на поведение ребенка, то аутизм вызван отсутствием зеркальных нейронов в головном мозгу.

Некоторые схожие черты у двух расстройств есть, но эти патологии отличаются друг от друга. Первая из них поддается коррекции, вот вторая – нет.

Ребенок научится жить с аутизмом, интегрируется в общество, но избавиться от особенностей восприятия мира не сумеет.

Наиболее явные отличия аутизма от СДВГ или особенности:

Кричащий ребенок с СДВГ
  • Аутичный ребенок зацикливается на одном действии изо дня в день. Он старается выбирать постоянный маршрут прогулки, одинаковую одежду, может проводить часы за выполнением монотонного, не несущего какой-то пользы действия: переливает воду из одного сосудов другой, или переставляет предмет с места на место. Гиперактивному малышу напротив, необходима постоянная смена впечатлений, монотонность для них невыносима. Поэтому им сложно долго заниматься одним делом или каждый день ходить по одной дороге.
  • Понимание новой информации через конкретную схему, рисунок или таблицу. Аутист разберется в любой информации, если получится ее систематизировать, у носителей СДВГ не хватает на это терпения, концентрации.
  • Бедная мимика. Аутисты не склонны посылать окружающему миру сигналы о своих переживаниях. В то время как гиперактивные дети активно выражают эмоции, часто строят рожицы.
Интеллект на фоне СДВГ и аутизма не страдает
  • Ребята с СДВГ любят перемены в мире вокруг них. А вот аутист может впасть в настоящую панику, даже если просто переставить в его комнате мебель или изменить привычный ему распорядок дня. Им комфортно находиться в максимально неизменных условиях.
  • Аутизм чаще встречается у мальчиков. У девочек он редок и слабо выражен.
  • Интеллектуальный уровень. Интеллект аутистов, как правило сохранен, но слабо реализуется из-за особенностей заболевания. Более того, они часто показывают очень высокие результаты на тестах IQ, но не могут демонстрировать ум на людях. Различия СДВГ и аутизма кроются в особенностях нервных систем, но обе патологии вызывают у ребят проблемы с развитием, приобретением социальных навыков. Ребенок с СДВГ сложно осваивает новое из-за необходимости постоянно переключаться на другой вид деятельности и проблем с вниманием, а не из-за того, что ему неинтересно.
  • Гиперактивность и аутизм у детей приводят к проблемам с общением. Но аутисту просто не нужно и даже неприятно контактировать с другими людьми, даже близкими, они часто плохо реагируют даже на объятия родителей. А гиперактивный сорванец просто не умеет заводить отношения, но с удовольствием играет с теми, кто его понимает и принимает, проявляет заботу, ласку.
  • Рассеянное внимание. Аутичному ребенку неинтересно происходящее вокруг, он погружен в свой мир, а гиперактивный отвлекается на любой вид деятельности.

Несмотря на схожесть некоторых внешних проявления, дети с этими синдромами по-разному воспринимают мир и себя, им необходима различная помощь.

Крайне важно, чтобы при постановке диагноза врач видел не только вершину айсберга в виде внешних проявлений, но и понял причины, вызывающие те или иные реакции.

Чем похожи РАС и СДВГ?

Несмотря на такое количество коренных различий, эти два диагноза часто путают, особенно у маленьких детей, так как сходных черт у обеих патологий также предостаточно.  Однако схожесть их только внешняя: причины поведенческих реакций различаются психологически и физиологически.

Поведение детей с аутизмом и СДВГ похоже

Важно распознать, что конкретно движет ребенком при совершении той или иной деятельности, чтобы подобрать правильную терапию и не упустить время для коррекции синдрома и социальной адаптации маленького члена общества.

Спутать СДВГ с аутичными чертами и истинный аутизм у ребенка, довольно просто из-за схожих симптомов:

  • Неуклюжесть движений.
  • Проблемы со сном, беспокойство, приступы бессонницы, совсем маленькие способны плакать от того, что хотят спать, но уснуть не могут.
  • Сложность при установлении социальных контактов, как со сверстниками, так и со взрослыми. Но если аутисту просто неинтересно, то гиперактивные дети будут пытаться. Просто их часто не принимают в компанию из-за неумения вести диалог, вслушиваться в слова собеседника.
  • Неумение понимать эмоции, чувства, плохая способность ориентироваться в человеческой мимике.
  • Дословное понимание метафор, любых идиоматических фраз. Детям сложно осмыслить понятие многозначности слова.
  • Повторение каких-либо действий на протяжении долгого времени, зацикливание на словах и фразах.
  • Неприятие смены режима или перемен в окружающей обстановке.
Читайте также:  Диета при астено невротическом синдроме
Одиночество аутистичного ребенка
  • Страх нового: вещей, людей, мест или занятий.
  • Проблемы с обучением новым навыкам.
  • Задержки в развитии речи, используемой для коммуникации. Больные легко учат слова и выражения, которые им нравятся и регулярно их повторяют, но изучать конструкции, необходимые для создания диалога не стремятся.
  • Полностью сохраненный интеллект, часто выше среднего. Однако это не обеспечивает успеха при обучении, часто даже наоборот. Так как из-за проблем с концентрацией внимания, ребенок не может вникнуть в суть нового материала или запомнить его надолго.
  1. Тиганов А.С., Башина В.М. Современные подходы к пониманию аутизма в детстве // Журнал неврологии и психиатрии. 2005. Т. 105. С. 4-13.
  2. . Bruce B., Kirkland S., Waschbusch D. The relationship between childhood behaviour disorders and unintentional injury events. Paediatrics & Child Health. 2007; 12 (9): 749-754.
  3. Красноперова М.Г. Клиника и психопатология процессуального детского аутизма, протекающего с манифестными психозами и задержкой психического развития: Автореф. дисс. … канд. мед. наук: 14.00.18. Науч. центр псих. здоровья РАМН. М., 2003. 24 с.
  4. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или Все о гиперактивных детях. М., 2001. 96 с.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:

Приносим извинения!

Как можно улучшить эту статью?

Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

Перейти на форум

ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ

Гимранов Ринат Фазылжанович

Записаться к специалисту

×

Источник

Как сочетаются, и сочетаются ли вообще, аутизм, АЧ и СДВГ?

Чтобы разобраться в этой теме, придется начать с самого начала. А конкретнее с того, что в медицине сосуществуют и дополняют друг друга два подхода синдромальный и нозологический.

Синдромальный подход – это такой,  который позволяет описать состояние человека с помощью «наборов» признаков (симптомов). Например:  депрессивный синдром, включает в себя в такие симптомы как сниженное настроение,  ангедония, чувство вины и проч.  или галлюцинаторно-бредовый синдром  с присущим ему ощущением «голосов» и попытками объяснить их появление воздействием «невидимых шпионских лучей»  или «действием внеземного разума».

Но умный доктор, который мыслит нозологически  ( пытается докопаться до сути) всегда спросит себя (или коллегу) – а в рамках какого заболевания проявляется этот синдром?  Может это депрессия в рамках биполярного расстройства, а может просто реактивная (то есть обусловленная очень серьезной психотравмой)? Или это вообще депрессивное состояние у больного шизофренией, который вышел из психоза и осознал тяжесть своего положения?

Важно и ответить на эти вопросы? Конечно! Ведь от этого зависит прогноз и стратегия  лечения…

 Иными словами, когда речь идет о синдроме, до диагноза еще далеко,  это скорее констатация факта – вот мы видим вот это, а еще вот это и это…

Достаточно запутанно. Но на самом деле, мы же помним, что, во-первых,  медицина не наука, а искусство, а во-вторых, практически всегда один и тот же психиатрический диагноз можно сформулировать немного по-разному (о вопиющих случаях, когда детский аутизм принимают, например,  за депрессию, речь не идет).  Однако, как правило, разными словами описывается общий круг состояний, причем суть от этого не меняется…

Теперь про аутизм и СДВГ. Аутизм – это синдром. И СДВГ – синдром. Но и их, при желании, можно разделить на кучу синдромчиков.  И слепить вместе. Например, аутизм, можно описать как: расстройство развития речи + гиперкинетическое расстройство + синдром двигательных стереотипий. Формально, это будет более-менее соответствовать реальности, но это не будет адекватным диагнозом.

Но, тут мы вспомним про традиции. Традиции современной зарубежной психиатрии таковы, что  благодаря (или «из-за») страховой медицины и сложных взаимоотношений с судебными инстанциями, врачам удобнее описывать психические заболевания синдромологически. «Что вижу, то пою». И подход к лечению соответствующий – могут назначить кучу лекарств от соответствующей кучи синдромов.  И даже так иногда бывает: к примеру, у врача  есть подозрение, что за двигательной расторможенностью скрывается психотическое состояние. И при этом, назначив  психостимуляторы – страттеру или риталин, можно этот психоз простимулировать. Но не каждый доктор (особенно западный) остановится перед этим. Он скажет «ОК! Если это произойдет – мы начнем  лечить галлюцинации!». Он будет действовать по протоколу и будет совершенно защищен юридически.  Поэтому, слыша о необходимости равнения на стандарты западной психиатрии, как эталона всего-всего,  можно только тихо улыбаться…  Отечественная психиатрия, порицаемая за кондовость и ригидность, в смысле диагностики иногда гораздо тоньше.  Ее слабое место – закрытость, плохая организация и отвратительное социальное обеспечение людей с особыми потребностями.  Но это уже совсем другая история.

Читайте также:  Человек с синдромом дауна дееспособность

Поэтому, с точки зрения нозологического подхода – аутизм и СДВГ – несовместимы. А двигательная расторможенность при аутизме или у детей с АЧ – имеет совершенно иную природу.

И хотя, некоторые маститые специалисты считают, что при СДВГ могут быть аутичные черты ( т.е. отдельные элементы аутистического поведения).

Другие специалисты – возможность сочетания этих двух диагнозов, отрицают, закономерно считая, что они взаимоисключают друг друга.
Вот что, к примеру, пишет Роберт Гудман:
И в МКБ-10 и в DSM-IV (классификации психических заболеваний, принятые в Европе и CША) – расстройства аутистического спектра (устойчивые расстройства развития ) имеют превосходство над гиперактивными расстройствами. И хотя дети с расстройствами аутистического спектра могут быть беспокойными и невнимательными, они не получают второго диагноза гиперкинеза или СДВГ. Диагноз гиперактивности не ставят, когда беспокойность и плохая концентрация внимания обусловлены расстройством настроения, тревожным расстройством или шизофренией.
Т.е такой подход предполагает, что наличие аутичных черт (даже если их очень сложно увидеть на настоящий момент, но они были в анамнезе), исключает попадание таких детей в категорию СДВГ.  Иногда пишут “нарушение развития” иногда добавляют “аутистического спектра” и “гипердинамическое расстройство”. Потом, когда ребенок  с АЧ подрастает, ему ставят синдром Аспергера,  шизотипическое расстройство или, если появляется соответствующая симптоматика (бред, галлюцинации) – шизофрения.
Однако, хотя в раннем детстве природа и проявления этих нарушений могут быть сходны – прогнозы могут быть разными. Подрастая, (причем независимо от того, велась или не велась коррекционная работа в этом направлении), некоторые дети с легкими аутичными чертами, становятся способны на адекватное социальное взаимодействие, коммуникацию и символическое мышление (т.е. вся знаменитая «триада нарушений», которая позволяет однозначно диагностировать аутизм – отсутствует).  Остается только легкая «инаковость», «чудаковатость». Иногда изначально незначительно выраженные  «аутичные черты» усугубляются, ребенок ведет себе все более и более неадекватно.  Сказать заранее, в три-четыре года, каким может быть прогноз – мало кто возьмется.

Дело в том, что мозг, в отличие от любого другого органа, не выполняет только одну функцию (как, например, печень или легкие). И если речь идет о нарушении развития (к этой категории можно отнести и СДВГ и аутизм), то здесь не может быть абсолютно точного диагноза, и даже определенной, универсальной схемы лечения или коррекции.  Поэтому медикаментозное лечение назначается порой методом «подбора», что иногда пугает «неопытных»  родителей.

То есть, сочетание симптомов  тоже может быть самым замысловатым. А гиперактивность (а точнее – расторможенность) явление очень частое. Потому что сопровождает очень многие заболевания.

Вот поэтому, возникает такая путаница…  И поэтому возникает искушение найти того доктора, который поставит самый «приятный» диагноз, который легко воспринять как самый-самый точный.  Но, чем бегать по замкнутому кругу, выслушивая «авторитетные» мнения  очередных профессоров – 10-го или 100-го, лучше найти своего доктора, которому интуитивно доверяешь и просто выполнять его назначения.  И заниматься-заниматься-заниматься. Учить бытовым навыкам (это самое главное!), учить самостоятельности.

 Хотя очень заманчиво, чтобы аутизм диагностировался «по двум полоскам», такого в ближайшем будущем не произойдет.  Ведь это целый континуум состояний – с разным набором признаков и симптомов. И никакая машина, никакие анализы, лучше, чем опытный взгляд специалиста это не проанализирует и не оценит.

Ну а если, по каким-то причинам, к врачу обратиться проблематично?

Тогда, вспоминаем –  главный и основной критерий –  отсутствие негативной динамики, то есть ухудшения состояния. Если вы видите, что ребенок пусть замедленно, в своем темпе, но уверенно развивается – набираем побольше воздуха и учим всему: складывать пирамиду, завязывать шнурки, делать бутерброд. Самый простой, но действенный способ – берете карту развития ребенка в норме (типа: в 22 месяца должен уметь вытряхивать предмет из бутылочки) и учите тому, где есть отставание. Если состояние ребенка ухудшается: усиливаются стереотипии, пропадает речь, нарушается сон, возникают новые и новые страхи – то  тогда, независимо от того, насколько далеко и сложно добраться к врачу, сделать это будет необходимо.

В итоге, могу сказать, что формально, теоретически, правы и те, кто считает, что СДВГ может сочетаться с АЧ и аутизмом и те, кто считает – что это неправильно. Просто в первом случае – это синдромальный подход, во втором – нозологический.  Но, учитывая, что нозология – это категория более высокого порядка,  при разработке стратегии терапии и реабилитации, стоит отдавать предпочтение ей.
Поэтому пугаться не нужно, и фанатично бегать за однозначным и самым-самым точным диагнозом, тоже не стоит, а нужно постепенно избавляться от проблем. Если обычные дети многому учатся сами, то проблемных приходится этому учить.

Источник

У аутизма и синдрома дефицита внимания и гиперактивности (далее – СДВГ) есть немало общих симптомов. Существует весомая доказательная база, которая позволяет утверждать, что две эти патологии могут быть связаны между собой.

Читайте также:  Стельки для синдрома диабетической стопы

Связь между аутизмом и СДВГ

 Статистика

Многим людям с диагнозом «аутизм» также приходиться бороться с дефицитом внимания и гиперактивностью. Это состояние характеризуется выраженными проблемами с концентрацией и контролем за внезапными импульсами.

Согласно проведенному в 2015 году исследованию, от 37 до 85 % детей с РАС также страдают и СДВГ.

Исследование 2014 года, в рамках которого были изучены 17 тысяч пар близнецов, показало, что от 28 до 44 % людей с РАС также отвечают диагностическим критерием СДВГ.

 Чем похожи РАС и СДВГ

Хотя эти заболевания не одинаковы, у них есть общие места. Что интересно, дети с диагнозом СДВГ чаще всего не демонстрируют особенностей поведения, характерных для аутизма, тогда как многие дети с РАС имеют перечисленные ниже черты, присущие СДВГ:

  • Невнимательность: фундаментальные требования для постановки диагноза СДВГ – это неспособность к сосредоточению, которая проявляется в самых разных ситуациях.
  • Гиперактивность: она часто присуща и детям с РАС, и с СДВГ, хотя не является необходимым критерием для постановки таких диагнозов.
  • Импульсивность: еще один важный аспект СДВГ включает в себя внезапные, импульсивные действия, часто – без полного осознания текущей ситуации. Это так же присуще и людям с РАС.
  • Невозможность планирования и организации: и детям с РАС, и малышам с СДВГ трудно планировать и организовывать свои действия.

Мальчики чаще, чем девочки

Мальчики чаще девочек получают диагноз СДВГ. Точно такая же картина наблюдается и в случае РАС.

  • Согласно государственной статистике США, СДВГ наблюдается примерно у 13,5 % всех мальчиков в возрасте от 3 до 17 лет.
  • Для девочек аналогичного возраста заболеваемость СДВГ составляет лишь 5,4 %. Таким образом, мальчики болеют СДВГ в 2,5  раза чаще девочек.
  • Для аутизма гендерная разница еще более выражена: мальчики получают диагноз РАС почти в 5 раз чаще девочек.

Возраст диагностики

Обычно аутизм диагностируется в более раннем возрасте, чем СДВГ, хотя это зависит от выраженности расстройства.

Например, в США в среднем случае диагноз СДВГ ставят в 7 лет, а высокофункциональный аутизм – в 6 лет и 2 месяца.

Для низкофункционального аутизма этот возраст существенно ниже – четыре года. Здесь важно то, что при аутизме отсутствие прогресса в развитии более заметно, чем при СДВГ.

Кроме того, нередки ситуации, когда поставленный в раннем возрасте диагноз СДВГ приводит к тому, что дополнительный диагноз – аутизм – ставится ребенку с существенной задержкой. Время такой задержки составляет до 3-х  лет (!) и часто не зависит от выраженности симптомов аутизма.

Как избежать задержки диагноза

Не останавливайтесь на единственном диагнозе: следуйте своим родительским инстинктам и старайтесь узнать, нет ли у вашего малыша другого заболевания.

Поскольку существует риск, что диагноз СДВГ будет «маскировать» аутизм, важно обратиться к нескольким врачам и услышать несколько мнений, если вам кажется, что малыш страдает не одним, а сразу двумя недугами.

Чем раньше будет начата терапия аутизма, тем большего эффекта от нее можно ждать!

Влияние РАС и СДВГ на обучаемость

Все дети учатся по-своему, но и СДВГ, и аутизм оказывают огромное влияние на успехи малыша в школе.

Старайтесь определить, что именно помогает ребенку сохранять концентрацию и узнавать новое. Возможно, нужно следовать тактике избегания и свести отвлечения к минимуму? Может быть, ребенка нужно усадить максимально близко к учителю?

Обобщайте собственный опыт и опыт всех, кто общается с ребенком, записывайте свои замечания, идеи и делитесь этой информацией с новыми преподавателями.

Медицинские возможности

Существуют определенные лекарственные средства, которые позволяют сгладить некоторые симптомы СДВГ. Однако нужно понимать, что они не являются панацеей. Если у вашего ребенка есть и РАС, и СДВГ, то реакция на препараты может быть непредсказуемой.

Перед приемом любых медикаментов посоветуйтесь с врачом и старайтесь заранее узнать обо всех возможных побочных действиях лекарств.

Каждый случай аутизма – отдельная болезнь, когда же к ней присоединяется еще и СДВГ, уникальность расстройства возрастает.

От редакции: Отметим два важных момента.

Во-первых, биомедицинская школа делает особый упор на:

  • Излечение воспалительных процессов в организме
  • Выявление всех аллергических реакций
  • Поддержание специальной индивидуально подобранной диеты
  • Насыщение нехватки питательных веществ и антиоксидантов.

Хотя не все выводы DAN!-врачей поддерживаются официальной медициной, многие дети с РАС и СДВГ испытывают реальное облегчение от такой терапии.

Во-вторых, НЕ ЖДИТЕ ДИАГНОЗА, чтобы начать педагогическую коррекцию и лечение (!). Многие физиологические подоплёки при РАС и СДВГ одинаковы по причинам и патогенезу.

А методы коррекционной работы с речью, коммуникацией и сенсорными проблемами должны опираться на клиническую картину конкретного случая, т.е. на видимые дефициты именно вашего ребенка.

Таким образом, для начала качественной работы по развитию малыша вам не требуется строгий ярлычок с названием. ПОМОЩЬ МОЖЕТ и ДОЛЖНА БЫТЬ ОКАЗАНА и без окончательной аббревиатуры (или сразу двух, что тоже не редкость).

Перевод. Источник: https://autism.lovetoknow.com/autism-research-studies/connection-between-adhd-autism

Источник