Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей педагогика

          Синдромом дефицита внимания с гиперактивностью у детей,

           основные проявления

     Родители часто сталкиваются с проблемой «трудных» детей. Но взрослые не всегда понимают сложности этих детей, чтобы вовремя придти им на помощь.

    Наиболее распространенной формой хронических нарушений поведения в детском возрасте является синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). По данным большинства зарубежных эпидемиологических исследований, его частота среди детей дошкольного и школьного возраста составляет от 4,0% до 9,5%.

     Проявляется синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)

– расстройствами внимания,

– двигательной расторможенностью (гиперактивностью),

– импульсивностью поведения.

     Кроме того,  для большинства детей с этим синдромом характерна двигательная неловкость, неуклюжесть. Окружающие ребенка взрослые всегда отмечают симптомы  СДВГ  начиная с четырех лет. А когда ребенок становится старше, поступает в школу, у него возникают новые сложности:

– трудности освоения школьных навыков и слабая успеваемость,

– неуверенность в себе и заниженная самооценка,

– проблемы во взаимоотношениях с окружающими (одноклассниками и учителями),

– усиливаются нарушения поведения.

    Именно в школьный период обнаруживаются чаще всего нарушения внимания в связи с повышением требований к данной функции в процессе обучения.

    Дети с СДВГ чрезвычайно подвижны, все время бегают, крутятся, пытаются куда-то забраться, но эта их активность бывает бесцельной, не соответствующей требованиям конкретной обстановки. Гиперактивность проявляется не просто избыточной двигательной активностью (может проявляться даже во время сна), но также беспокойством, посторонними движениями во время выполнения заданий, требующих усидчивости (ребенок ерзает на стуле, не в состоянии удержать неподвижные руки и ноги). У таких детей возможно сочетание чрезмерной двигательной активности и деструктивного поведения.

    Но следует отметить, что оказавшись в новой обстановке, при встрече с незнакомыми людьми, такой ребенок обычно не проявляет свойственной ему гиперактивности, которая на какое-то время исчезает, «тормозится» на фоне волнения. И это обстоятельство может затруднить выявление гиперактивности во время консультации специалистом при первой встрече с ребенком и родителями.

    Наряду с гиперактивностью в двигательной сфере у таких детей обычно обнаруживаются нарушения координации движений, несформированность мелкой моторики и праксиса ( способности осуществлять достаточно сложные целенаправленные движения и действия). У них возникают сложности при завязывании шнурков, застегивании пуговиц, использовании ножниц, освоении навыков рисования и письма. Недостаточная сформированность координации движений ведет к моторной неловкости, неспособности к спортивным занятиям и повышенному риску травматизма.

    Дефекты концентрации внимания являются причиной плохого выполнения заданий на уроках в школе. По описанию учителей, гиперактивные дети способны сохранять внимание не более нескольких минут. Они склонны постоянно забывать то, что им нужно сделать, терять свои вещи, необходимые в школе и дома. Дефицит внимания бывает особенно очевидным в новых для ребенка ситуациях, когда ему необходимо действовать без посторонней помощи.

     Однако показатели внимания таких детей также подвержены существенным колебаниям. Родители часто сообщают о том, что их дети могут удерживать внимание до нескольких часов во время игр и занятий, с которыми им удается успешно справляться. Такая избирательность внимания связана с заинтересованностью, увлеченностью и удовольствием от этой деятельности.  Хуже всего гиперактивные дети выполняют задания, кажущиеся им скучными, неоднократно повторяющимися, трудными, не приносящими удовлетворения и не подкрепляемые поощрениями.

Таким образом, нарушения внимания проявляются в трудностях его удержания (ребенок несобран, не может самостоятельно довести выполнение задания до конца), в снижении избирательности внимания ( не способен надолго сосредоточиться на определенной деятельности), выраженной отвлекаемости с частыми переключениями с одного занятия на другое.

    После поступления в школу проблемы детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, как правило, значительно усиливаются. Требования к обучению в школе таковы, что ребенок не в состоянии их выполнить в полной мере. Его поведение не соответствует возрастной норме, поэтому в школе ему не удается достичь результатов, соответствующих его способностям. При этом большинство таких детей имеют хороший общий уровень интеллектуального развития, о чем свидетельствуют результаты специальных исследований. Тем не менее во время уроков им сложно справиться с предлагаемыми заданиями, так как они испытывают трудности в организации и завершении работы. Письменные работы таких детей выглядят неряшливо и характеризуются ошибками, которые могут быть результатом невнимательности, невыполнения указаний учителя, при этом дети не склонны прислушиваться к советам и рекомендациям взрослых.

    У детей с СДВГ постоянно возникают проблемы во взаимоотношениях с окружающими (со сверстниками, педагогами, родителями, братьями, сестрами).

В школе такие дети более разговорчивы по сравнению с одноклассниками, но невнимательность во время игр и других занятий в сочетании с отвлекаемостью, импульсивностью, желанием заняться чем-то другим приводит к тому, что эти дети оказываются не слишком хорошими партнерами. В их действиях прослеживается избыточное реагирование, не соответствующее содержанию ситуаций, поведение ребенка отличается непредсказуемостью. В результате ребенок не может долго играть, успешно общаться и устанавливать дружеские отношения со сверстниками. В коллективе он служит источником постоянного беспокойства: шумит, не задумываясь берет чужие вещи, мешает окружающим. Все это приводит к конфликтам, и ребенок становится нежеланным и отвергнутым в коллективе. Сталкиваясь с подобным отношением, он часто сознательно выбирает для себя роль классного шута, надеясь наладить таким образом отношения со сверстниками. Но общаться с ним готовы лишь дети более младшего возраста или сверстники с такими же поведенческими проблемами.

    Дома дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью обычно страдают от постоянных сравнений с братьями и сестрами, которые хорошо себя ведут и хорошо учатся. Родителей раздражает, что они беспокойны, навязчивы, эмоционально неустойчивы, непослушны, неаккуратны. При этом замечания и наказания не дают желаемых результатов.

    Таким образом, если в дошкольном возрасте у этих детей преобладают гипервозбудимость, двигательная расторможенность, моторная неловкость, непоседливость, отвлекаемость, а так же набдюдаются особенности развития речи, то в школьный период у них на первый план выступают трудности в учебе и поведении.

Читайте также:  Резидуальная энцефалопатия с гипертензионным синдромом у детей

    К подростковому периоду гиперактивность у детей с синдромом дефицита внимания значительно уменьшается или исчезает. Но нарушения внимания и импульсивность чаще всего продолжают сохраняться  вплоть до взрослого возраста. При этом возможно нарастание нарушений поведения, агрессивности, трудностей во взаимоотношениях в семье и школе, ухудшение успеваемости.

    По данным некоторых исследований, нарушения познавательных функций и поведения продолжают сохраняться почти у 70% подростков и более чем у 50%  взрослых, которым в детстве ставился диагноз «синдром дефицита внимания с гиперактивностью».

                     Рекомендации для родителей по воспитанию детей

                     с синдромом дефицита внимания  с гиперактивностью.

  1. В своих отношениях с ребенком поддерживайте позитивную установку. Хвалите               его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
  2. Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».
  3. Говорите сдержанно, спокойно, мягко.
  4. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
  5. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
  6. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).
  7. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнение домашних заданий и сна ежедневно должно соответствовать этому распорядку.
  8. Избегайте по возможности скопления людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, а ресторанах и т.п. оказывает на ребенка чрезмерное стимулирующее действие.
  9. Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.
  10. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
  11. Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе – длительные прогулки, бег, спортивные занятия.
  12. Помните о том, что присущая детям с синдромом дефицита внимания гиперактивность хотя и неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.

                       Рекомендации для учителей, обучающих детей

                       с синдромом дефицита внимания  с гиперактивностью.

1. Ознакомьтесь с информацией о природе и симптомах синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, обратите внимание на особенности его проявления во время пребывания ребенка в школе.

2. Вместе с ребенком и его родителями обратите внимание на особенности его проявлений во время пребывания ребенка в школе.

3. Для улучшения организации учебной деятельности ребенка используйте простые средства – планы занятий в виде пиктограмм, списки, графики, часы со звонком.

4. Поощряйте ребенка. Например, если ребенок с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью хорошо себя вел на перемене, разрешите ему с одноклассниками дополнительно погулять еще несколько минут.

5. Обеспечьте для ученика с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью возможность быстрого обращения за помощью. Выполняя задание, такие дети часто не понимают, что и как они делают. Не ждите, пока деятельность ребенка станет хаотичной, вовремя помогите ему правильно организовать работу.

6. При каждом подходящем случае давайте ребенку возможность принимать на себя ответственность. Например, ребенок должен убирать за собой посуду после еды. Если он этого не сделал, то пусть продолжит убирать со стола, пока его одноклассники играют.

7. Придерживайтесь позитивной модели поведения. Не стесняйтесь хвалить ребенка. Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью более других нуждаются в похвале.

8. При необходимости посоветуйте родителям пригласить ребенку педагога для дополнительных занятий  и выполнения школьных уроков. Сами родители в этих ситуациях часто становятся надсмотрщиками.

9.  Обеспечивайте для ребенка индивидуальные условия, которые помогают ему быть более организованным. Например, через 20-минутные интервалы разрешайте ему вставать и ходить в конце класса. Некоторые дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью лучше концентрируют внимание, одевая наушники. Используйте все, что помогает (если это приемлемо и не опасно).

10. Всегда помните: необходимо договариваться, а не стараться сломить.

Источник

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) относится к неврологическо-поведенческим расстройствам развития и нередко встречается детей, особенно у мальчиков. Данное заболевание считается неизлечимым, как правило, ребенок с течением времени его просто перерастает.

Однако далеко не во всех случаях указанный синдром исчезает бесследно. Впоследствии он способен приводить к асоциальному поведению, депрессиям, биполярным и другим расстройствам. Своевременное выявление признаков заболевания и принятие необходимых мер по их коррекции позволит избежать серьезных последствий для здоровья и психики маленького непоседы.

Что такое СДВГ?

Это неврологическое отклонение чаще всего начинает развиваться в дошкольном возрасте. Будучи школьником, ребенок с таким заболеванием испытывает большие сложности с социализацией в среде сверстников. Помимо этого гиперактивные школьники имеют низкую успеваемость, связанную с невнимательностью и неспособностью вникнуть в объяснения учителя.

Синдром дефицита внимания у детей проявляется в виде чрезмерной подвижности, эмоциональной нестабильности, совершении большого количества ненужных действий, неусидчивости и невозможности сосредоточиться на учебе или других занятиях. Подобное поведение создает серьезные проблемы как в школе, так и дома.

Зачастую учителя и сверстники негативно относятся к таким детям, считая их избалованными и невоспитанными. По этой причине СДВГ у детей может приводить к заниженной самооценке и появлению комплекса неполноценности. По мере взросления малыши могут испытывать большие трудности с заведением новых друзей, они становятся одинокими и нелюдимыми.

Многие родители путают синдром дефицита внимания с обычным баловством. Однако эти понятия необходимо четко разграничивать, поскольку в первом случае речь идет не о безобидных шалостях, а о действительно серьезных нарушениях психики, требующих обязательной коррекции.

Проблема также заключается в том, что большинство родителей отказывается признавать, что их ребенок серьезно болен. Они считают, что такое поведение пройдет само с течением времени. Однако этот подход может лишь усугубить состояние ребенка, поскольку синдром дефицита внимания требует комплексной медицинской помощи, особенно у детей школьного возраста.

Читайте также:  Синдрому интерпретативного бреда свойственно все перечисленное кроме

Признаки, причины и методы лечения СДВГ изучаются и по сей день. Специалисты различных профилей стараются помочь маленьким непоседам, однако до сих пор заболевание считается неизлечимым. На основании симптомов СДВГ классифицируют на 3 типа:

  1. Простой дефицит внимания, характеризующийся рассеянностью, медлительностью, неспособностью концентрироваться на чем-либо.
  2. Гиперактивность, проявляющаяся в виде вспыльчивости, импульсивности и повышенной двигательной активности.
  3. Смешанный тип. Встречается чаще всего и объединяет в себе первые две формы отклонения.

Причины заболевания

Специалисты не могут точно установить все факторы, провоцирующие у детей развитие синдрома дефицита внимания. Однако установлен ряд явлений, вызывающих это заболевание. К причинам возникновения СДВГ относятся:

  • Генетическая предрасположенность. При выявлении у одного из родителей в детстве дефицита внимания велика вероятность того, что эта патология будет обнаружена и у ребенка.
  • Сложная беременность и тяжелые роды. Малыши, рожденные неестественным образом, чаще всего в будущем подвержены гиперактивности.
  • Индивидуальные особенности центральной нервной системы.
  • Интоксикация организма женщины во время вынашивания плода. К токсичным веществам относятся алкоголь, медикаментозные препараты, запрещенные к использованию в период беременности, загрязненные пестицидами продукты питания.
  • Проживание в неблагоприятных экологических условиях. Особенно губительным для нервной системы является вдыхание испарений свинца.
  • Повреждения или инфекционные поражения головного мозга в раннем детстве.
  • Хронические заболевания.
  • Серьезная психоэмоциональная травма. К развитию СДВГ нередко приводят какие-либо сильные потрясения, пережитые ребенком.

Наряду с этим считается, что возникновению описываемого синдрома более всего подвержены дети, постоянно испытывающие дефицит внимания со стороны занятых родителей. Именно таким образом детский организм реагирует на недостаток ласки и родительской заботы.

Проявления СДВГ

К симптомам дефицита внимания и гиперактивности относятся:

  1. Излишняя активность. Ребенок находится в постоянном движении и без какой-либо цели прыгает или бегает. Его поведение характеризуется суетливостью, неусидчивостью, торопливостью. Во время времяпрепровождения со сверстниками он ведет себя беспокойно и не может долго играть в одну игру.
  2. Невнимательность. Маленькому непоседе крайне трудно сконцентрироваться на чем-либо. Он часто переключает внимание с одного предмета на другой, при этом его интересы постоянно меняются.
  3. Импульсивность. Дети с таким заболеванием порывисты. Они отвечают на вопрос, не дослушав его, часто перебивают сверстников или взрослых, слишком болтливы и утомительны в общении.
  4. Низкая успеваемость в школе. Этот признак вытекает из предыдущего. Неспособность школьника концентрировать внимание во время выполнения школьных заданий, а также в процессе объяснения учителем новых тем приводит к плохим отметкам и отставанию по многим предметам.
  5. Непослушание. Дети с СДВГ зачастую игнорируют замечания родителей и учителей. При этом они склонны совершать плохие поступки, словно в отместку постоянно одергивающим их взрослым.
  6. Агрессивное поведение.

СДВГ в каждом возрасте проявляется по-разному. В зависимости от возрастной группы симптомы заболевания выглядят следующим образом.

У дошкольников

В дошкольном возрасте признаки отклонения определить достаточно сложно. С трехлетнего возраста внимательные родители могут заметить у малыша нетипичные суетливые движения. Он не может найти себе занятие, постоянно перебивает и перекрикивает взрослых. Такие дети часто ломают игрушки, обижают сверстников, задирают ребят постарше. Они шумные, драчливые и непослушные. Их мозг практически не контролирует действия. У таких малышей нередко наблюдается отставание в развитии.

У школьников

При достижении школьного возраста у детей с СДВГ проблемы лишь усугубляются. Их умственные способности значительно уступают интеллекту сверстников. На уроках такие дети ведут себя несдержанно и не реагируют на замечания учителя. В возрасте 7-14 лет указанное расстройство у ребенка проявляется четче, особенности его поведения на фоне здоровых сверстников хорошо заметны даже человеку без медицинского образования. Такие дети всячески пытаются помешать учебе одноклассников: срывают уроки, подначивают их к невыполнению школьных заданий, спорят и грубят учителю. Для педагогов такой ученик — настоящее испытание.

У подростков

В подростковом возрасте проявления заболевания несколько стихают. На смену импульсивности приходит суетливость и чувство беспричинного внутреннего беспокойства. Подростки с СДВГ безответственны и несамостоятельны. Они не способны организовать распорядок своего дня. При этом их отношения с одноклассниками и учителями ухудшаются из-за чрезмерной грубости и несдержанности в высказываниях, а также несоблюдения субординации со взрослыми. Перечисленные сложности приводят к тому, что у подростков нередко возникают суицидальные мысли.

Последствия заболевания

У детей с таким диагнозом неизбежно появляются проблемы в общении со сверстниками, а также в отношениях с родителями и учителями. В этом случае СДВГ зачастую отражается на учебе и состоянии здоровья. В окружении принято осуждать такого ребенка, считая его поведение следствием огрехов в воспитании и капризами. В результате этого у детей с данным синдромом развивается низкая самооценка, которая часто сопровождается озлобленностью.

Подростки с таким неврологическим отклонением могут рано пристраститься к табакокурению, употреблению алкоголя и наркотикам. У них нередко проявляется асоциальное поведение. Среди детей с СДВГ немало хулиганов и драчунов. Кроме того, такие подростки могут проявлять особую жестокость по отношению к животным и людям. По мнению специалистов, из них нередко вырастают преступники и убийцы.

Наряду с этим запущенные формы заболевания могут приводить к тяжелым расстройствам психики и неоднократным попыткам самоубийства. Избежать перечисленных последствий поможет своевременная диагностика и незамедлительное принятие мер по коррекции СДВГ.

К какому специалисту обращаться?

В современной медицине указанную проблему решают специалисты различных профилей. В данном случае поставить диагноз может:

  • невролог;
  • психолог;
  • психиатр;
  • социальный работник.

Если была диагностирована гиперактивность у детей школьного возраста, лечение должен назначать только невролог. Психологи и соцработники, находящиеся в штате практически каждой школы, не имеют права прописывать детям с СДВГ какие-либо лекарства.

Диагностика СДВГ

При постановке диагноза СДВГ важную роль играет возраст. Определить симптомы этого заболевания у малышей младше 3 лет не представляется возможным, поскольку рассеянность для них — признак нормы. Отклонения зачастую становятся явными лишь в школьном возрасте. В большинстве случаев о наличии заболевания начинают подозревать школьные педагоги или психологи, родители же особенности развития склонны списывать на переходный возраст ребенка.

Читайте также:  Дети с даун синдромом в красноярске

При подозрении на СДВГ маленького пациента нужно показать одному из перечисленных выше специалистов. Врач должен обладать достаточной квалификацией и опытом работы. Согласно утвержденным критериям, указанный диагноз ставится ребенку в том случае, когда у него сохраняется 6 признаков невнимательности, гиперактивности и импульсивности в течение 6 месяцев. При первичном обращении к врачу проводится наблюдение и обследование маленького непоседы, которое включает такие методы, как:

  • интервью;
  • беседа;
  • непосредственное наблюдение;
  • получение информации от воспитателей, учителей и родителей с помощью диагностических опросников;
  • нейропсихологическое тестирование.

Необходимость применения указанных мер обусловлена тем, что за СДВГ могут скрываться различные заболевания соматической и неврологической природы, например, гипертиреоз, анемия, эпилепсия, хорея. Для уточнения диагноза врач назначает консультацию узких детских специалистов:

  • эндокринолога;
  • лор-врача;
  • офтальмолога;
  • эпилептолога;
  • логопеда.

Кроме того, для подтверждения заключения может понадобиться лабораторное обследование, к методам которого относятся:

  • электроэнцефалография (ЭЭГ);
  • магнитно-резонансная томография (МРТ);
  • ультразвуковая допплерография (УЗДГ);
  • общий и биохимический анализ крови.

При нарушении мелкой моторики в программу исследования включается методика NESS.

Наряду с этим, врачи для выяснения фактора, спровоцировавшего заболевание, нередко прибегают к генетическому обследованию родителей.

Методы лечения СДВГ

СДВГ требует обязательного лечения. Это предотвратит возможные осложнения в будущем и поможет маленькому непоседе адаптироваться в обществе. По мнению небезызвестного детского врача Е. О. Комаровского, коррекция симптомов заболевания возможна лишь в случае комплексного подхода к решению проблемы. Лечение синдрома дефицита внимания включает использование медикаментозных препаратов, коррекцию поведения и применение средств народной медицины.

Наряду с этим, к рациону питания ребенка предъявляются особые требования. Из меню следует исключить искусственные добавки, красители, аллергенные продукты и кофеин. Дефицит витаминов может усугубить состояние пациента, поэтому рекомендуется прием витаминных комплексов.

Лекарственные препараты

При лечении СДВГ к использованию лекарственных препаратов прибегают в исключительных случаях. Это объясняется тем, что большинство лекарств, способных помочь ребенку с таким синдромом, имеют множество побочных эффектов.

В данном случае могут назначаться психостимуляторы и ноотропные препараты, которые направлены на улучшение кровоснабжения головного мозга и нормализацию внимания. Наряду с этим, используются антидепрессанты и средства с успокаивающими свойствами. К наиболее эффективным и безопасным для детского здоровья препаратам, выпускаемым в виде таблеток, относятся:

  • Метилфенидат;
  • Имипрамин;
  • Ноотропин;
  • Фокалин;
  • Церебролизин;
  • Декседрин;
  • Страттера;
  • Виванс.

Лекарственные средства назначает врач. Самостоятельное применение медикаментозных препаратов при СДВГ способно усугубить состояние ребенка и спровоцировать необратимые последствия для его здоровья.

Коррекция поведения

Как уже отмечалось ранее, полностью вылечить описываемую патологию невозможно, однако каждому родителю под силу скорректировать поведение ребенка, облегчив тем самым его адаптацию в обществе. Данная мера требует участия всех людей, окружающих малыша, особенно родителей, воспитателей и педагогов.

Коррекция в этом случае подразумевает следующие методы:

  1. Регулярное посещение детского психолога. Это поможет ребенку справиться с привычкой действовать импульсивно, вовремя пресекать желание нагрубить сверстникам и взрослым, а также достойно реагировать на критику родителей и учителей. Во время этих занятий применяются различные упражнения и моделируются коммуникативные ситуации.
  2. Релаксация, направленная на устранение эмоционального напряжения. Специалисты рекомендуют родителям и педагогам постоянно поощрять правильное поведение ребят с СДВГ. Похвала и связанные с этим положительные эмоции отложатся в подсознании ребенка и позволят ему в дальнейшем действовать правильно.
  3. Физиотерапевтические процедуры.
  4. Альтернативные способы терапии – йога, медитация.

Наряду с этим, коррекции также подвергается образ жизни маленького пациента. Родители должны следить за тем, чтобы их непоседы вовремя отходили ко сну и вставали утром в одно и то же время. Вечерние прогулки на свежем воздухе благотворно действует не только на концентрацию внимания ребенка, но и на всю его нервную систему.

Для правильного расходования избыточной энергии гиперактивных ребят необходимо увлечь каким-либо видом спорта.

Рецепты народной медицины

Для приверженцев народной медицины существует немало способов лечения указанного заболевания, основанных на использовании натуральных компонентов. Для успокоения маленького непоседы, нормализации его сна, концентрации внимания и улучшения памяти можно применять следующие средства:

  1. Настои ромашки лекарственной, шалфея или календулы. Готовятся они по такому же принципу, как обычный зеленый, черный или травяной чай.
  2. Отвар корня дягиля. 1 ст. л. высушенного и измельченного сырья заливается 1 стаканом кипятка, смесь настаивается на водяной бане в течение 20 минут. Остуженный и процеженный раствор принимается трижды в день по 2 ст. л.
  3. Настой зверобоя. 1 ст. л. растения заливается 500 мл воды, после чего средство проваривается на медленном огне в течение 5 минут. Готовая процеженная жидкость применяется трижды в день по 1-2 ст. л. натощак.

Снизить проявления СДВГ помогают ванны с эфирными маслами. Хорошим успокаивающим эффектом обладает теплое молоко с медом, выпитое перед сном. При применении перечисленных способов лечения нужно понимать, что они эффективны лишь в качестве дополнения к основным методам терапии.

Советы родителям

Для устранения СДВГ родителям рекомендуется соблюдать следующие правила:

  1. Больше времени уделять маленькому непоседе, окружив его при этом заботой и лаской.
  2. Записать малыша в развивающие кружки, способствующие развитию сосредоточенности. Можно также отдать ребенка в специализированное учреждение, которое посещают дети с гиперактивностью. Подобные центры находятся в каждом крупном городе.
  3. Больше заниматься со школьником. В нем нужно воспитывать усидчивость, постоянно следить за оценками. При этом специалисты категорически не рекомендуют ругать или наказывать малыша за плохие отметки.
  4. Записать непоседу в спортивную секцию. Занятия спортом в данном случае являются оптимальным вариантом расходования накопившейся в избытке энергии.
  5. Всячески поощрять и поддерживать увлечения сына или дочери. Не следует подавлять их стремление к познанию мира, даже если оно порой слишком активное.

При соблюдении этих простых правил велика вероятность пусть не излечения заболевания, но значительного облегчения его проявлений. При этом нужно быть готовым к длительной коррекции, иногда на нее может уходить несколько лет.

Врач-педиатр, врач аллерголог-иммунолог, окончила Самарский государственный медицинский университет по специальности «Педиатрия». Подробнее »

Источник