Синдром дефицита внимания с гиперактивностью лечение отзывы

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью лечение отзывы thumbnail

Rina Lev

А до сада, пока дома был с вами, такой же? Кто такой вам диагноз поставил и как давно?

Мира

не спит , ест выборочно и младшего лупит — это не СДВГ! СДВГ — это когда школьнику за партой сидеть тяжело, внимание тяжело сосредотачивать на учебе. До 4-5 лет такого диагноза и не бывает, потому что в три года ни один ребенок не должен спокойно сидеть на попе и заниматься. Некоторые могут — но от всех такого требовать нельзя.У вашего ребенка — либо психологическое неблагополучие (в плане того что например брат родился — не может смирится и выдает кренделя) либо распущенность банальная.

Жууу)))

Присоединюсь!!! Екатерина Мурашова вам в помощь. У нее несколько книг на эту тему. Мне в 1,4 сказали что доченька моя гиперактивна. На Мурашову наткнулась случайно. Сразу все в голове на свои места встало. У нее написано и как себя вести с такими детьми и причины такого поведения. Нам очень помогло. Сейчас Диане 2,2 НИКАКИХ истерик и кризисов не наблюдаем. Просто все мы разные. Раз ребенок может смотреть мультики по часу, значит он МОЖЕТ быть внимательным. Просто ищите подход. Бог вам в помощь. Все получится. Кстати мне подруга сказала что у них в Израиле дефицит внимания до 15 – 16 лет вообще не ставят. Вот. Книги можно скачать на koob. Ru

Наталья

Знакомо мне это, нам бассейн советовали, занятия на внимание коротенькие, режим, побольше любви (хотя иногда и ремня на помешает). Пили тенотен, эфекта не заметила, пили пантогам только хуже было, просто невминяемой становилась. Я все таки пришла к выводу что таблетки не буду больше давать, разное читала, но придерживаюсь мнения что просто это темперамент такой у ребенка, все не могут подходить под одни параметры. Сложно бывает в транспорте например, люиди ж у нас “умные” все начинают про невопитанность и тд.

Алина Матвеева

К неврологу нужно. Вас к нему не направляли еще? У нас гиперактивность и повышенная возбудимость. Было очень тяжело, я была честно не готова, что ребенку придется уделять не просто 100% своего времени, но еще и столько сил… В итоге мы записались в бассейн, на айкидо, стараемся побольше гулять, причем уже на самокате катаемся, пытаюсь занимать его активными занятиями (типа зарядки, прыжков) + конечно не забываю и об интеллектуальном развитии. Нам невролог прописывал курс детского тенотена, ну вот после курса стало чуть легче, у ребенка повысилась концентрация внимания (и в те же интеллектуальные игры он стал играть дольше, раньше минут на 5 хватало его, не мог на месте усидеть), прошла общая нервозность, плюс стало легче его укладывать спать (сейчас он минут за десять засыпает, раньше вечером его уложить было тяжко очень, по полтора часа на это дело уходило). Так что имхо идите к неврологу и с ним обговариваете, что делать и как будет лучше. 

Светлана

Могу сказать точно, ваша болезнь – это по  настоящему серьезно, и вы ее не перерастете.
Он
все равно будет отличаться от здоровых людей, и будет сталкиваться с
трудностями там, где другие их с легкостью преодолевают. Показаться надо
обязательно не одному врачу, а нескольким. Вспомните как протекала ваша
беременность, роды. Сделайте рентген шейных позвонков – возможна родовая
травма, нарушено кровообращение головного мозга, сделайте ЭЭГ, оно покажет
насколько мозг вашего ребенка соответствует возрастным нормам, если есть
проблемы вам сразу же укажут, скорее всего они будут в стволе головного мозга.
Самое информативное это МРТ, но ребенок спокойно не улежит в томографе, надо
вводить наркоз – а это очень вредно – я бы не стала. После рентгена, посещение
ортопеда с этим рентгеном, ЭЭГ, надо снять допплерографию сосудов головного
мозга, чтобы убедиться, что дело не в недостаточном кровообращении. И уже со
всеми этими исследованиями идти к неврологу. Не могу ничего сказать про
нейролептики и транквилизаторы, лично моему ребенку из них назначали только
Адоптол и Хлорпротиксен. От последнего я отказалась, так как он больше
модулятор поведения просто, а как раз у нас больше дефицит внимания и меньше
гиперактивности.  А Адоптол он довольно
мягкий и обладает ноотропными свойствами. Очень часто на первых порах назначают
Фенибут, Пантогам, Пантокальцин. Глицин, Кортексин, Когитум, Мексидол, Магне
В6. Все это безобидно, так как являются аналогами естественных нейромедиаторов,
гипоксантов и нормализуют работу мозга. И обязательна большая педагогическая
работа с ребенком – больше с ним играйте, занимайтесь развитием речи, мелкой моторикой.
Есть такое направление – нейропсихология. Эти специалисты как раз свои занятия
выстраивают таким образом чтобы стимулировать именно ту зону головного мозга,
которая отвечает за тот или иной синдром. Есть еще системы Томатис, электронное
ухо, как описывают, он помогает мозгу вслушиваться в информацию. Также очень
эффективна мозжечковая стимуляция, но это вы в принципе можете обеспечить и дома:
качели, батуты, горки, прыжки на мече, самокаты, велосипеды. Ползание по-пластунски
очень полезно для таких детей, но надо обязательно следить чтобы попа высоко не
поднималась, и самое главное, чтобы чередовались движения – правая нога, левая
рука — левая рука, правая нога – это хорошая тренировка для создания новых
связей в мозолистом теле между полушариями и координацией движений. Вообще
больше игр на координацию движений, отрабатывайте, чтобы ребенок хорошо
различал вперед –назад, вправо-влево. Вы скажете, как это связано с развитием
умственных способностей, концентрацией внимания и гиперактивностью? Самым непосредственным
образом. У гиперактивного ребенка очень сильно нарушен контроль над своей
деятельностью, зачастую он сам не знает, чего хочет. Ему трудно контролировать
свои эмоции, он бывает, то агрессивен, то плаксив. Эти упражнения способствуют
развитию мозга, и симптомы гиперактивности сглаживаются. Более подробно, про
занятия с  особыми детьми можно почитать
на сайте «Тверские дети». Это очень хорошие тверские нейропсихологи, у них на
сайте есть много полезных статей, и конечно упражнений.  Еще есть конечно остеопаты. Верить в них или
нет ваше право. Стоят они дорого. Кому-то, говорят, прекрасно помогают, кто-то
говорит, что вытягивают деньги. Можете в интернете про них почитать. Что-то
вроде мануальных терапевтов, но с настолько мягкими практиками, что вы просто увидите,
как вашему ребенку там помассировали, тут нажали и все. Но как диагносты, мне
очень понравились.

Мария

Всем доброго времени суток. Решила поделиться мнением об успокаивающем сиропе «Зайчонок» от Страны Здравландия для детей с синдромом дефицита внимания. Мнение мое положительное – сироп действительно успокаивающе действует на мою дочь первоклашку.
Что ребенок очень активный было заметно еще до года, но большого значения не придавала, наоборот казалось, что развивается быстро. Потом капризы начались, но дочка единственная, думали, что просто разбаловали. В садик не ходили, а на детской площадке все ок, с ребятишками бегала, прыгала, все как обычно. С серьезными проблемами столкнулись, когда в группу дошкольной подготовки отдали – там учительница настаивала, что у ребенка гиперактивность, посоветовала обратиться к врачу (к слову педиатр такого диагноза не ставила). Не обратились, но когда проходили медосмотр перед школой никаких отклонений не выявилось. Зато потом я уже сама заметила неладное – домашнее задание выполняли со слезами и криками, больше десяти минут на месте не сидится, а если стих учить надо – вообще ужас.
Пошли уже целенаправленно к узкому специалисту и невролог поставил диагноз «синдром дефицита внимания», то есть мозг работает слишком активно, а отсюда импульсивное и капризное поведение. Сироп Зайчонок нам выписал именно врач, как натуральное успокаивающее средство с биоактивным магнием – он снижает возбудимость нейронов. Еще тут целый комплекс травяных экстрактов, которые успокаивают, устраняют нервозность, помогают расслабляться и быстро засыпать.

Читайте также:  Синдром кандинского клерамбо бывает при

Искать долго не пришлось – сироп купила в аптеке прямо возле дома за 238 рублей. Одной бутылочки 100 мл хватает на неделю – пить надо по чайной ложке 3 раза в день, а весь курс длится 2 недели, то есть на курс нужно два пузырька. Не знаю что подействовало, магний или травы, но доча стала намного спокойней и это прямо видно. Уже в первые дни стала быстро засыпать, а после недели появилась усидчивость – уроки стала делать сама, без моего строгого контроля. Сейчас уже 4 курса прошли (после каждого делаем перерыв в месяц) и постепенно даже классная руководительница начала хвалить за учебу и поведение. Вобщем, я очень довольна и если у кого-то такая же проблема – рекомендую Зайчонка, как эффективное проверенное средство.

Настена

У нас тоже хороший опыт использования Зайчонка – поили сына, использовали в качестве натурального травяного успокоительного после испуга – животное неожиданно выскочило, когда на велобеге ехал, плакал сильно. За неделю ситуация наладилась и сын снова стал не таким нервным, перевозбужденным. Спокойсствие в доме))

Валери Глосс

Хочу высказаться в поддержку успокаивающего сиропа «Зайчонок» от Страны Здравландии. Невролог регулярно включает его в состав терапии СДВГ, и наблюдаю лично, что положительный результат есть. Лечение, конечно, комплексное и нельзя утверждать, что именно сироп помогает, но просто так врачи ничего не назначают.

Сыну 6 лет, от гиперактивности лечимся медикаментозно с 4х лет – курс терапии каждые полгода: ноотропные таблетки «Пантогам», сироп «Зайчонок» и поливитамины «Мульти-Табс Малыш».

С удовольствием бы отказалась от таблеток, но у нас все серьезно – одним мягким успокоительным не обойдешься. Тем не менее, «Зайчонок» хоть и БАД, но имеет подтвержденное лечебное действие. Врач говорил, что были клинические испытания, и он сам наблюдал эффективность.

Состав явно лечебный:

1). Магний снижает возбудимость нейронов, а СДВГ это еще та возбудимость!

2). Витамин B6 помогает магнию усваиваться, витамин C полезен для иммунитета.

3). Экстракты лекарственных трав обладают мягким седативным действием.

Как лечимся:

Принимаем «Зайчонка» курсом 2 недели по 2 чайных ложки 3 раза в день во время еды. Разбавляем в чае, с ложки не хочет, начинает головой мотать. Но это из вредности, потому что сироп не противный – вкус сладкий фруктовый, сама пробовала.

Сколько стоит:

На курс уходит 750 рублей – 3 пузырька по 250 рублей. Это недорого, для сравнения упаковка Пантогама стоит 450 рублей, а витамины 600 рублей и у них курс по 2 месяца. Хотя касаемо ребенка траты на последнем плане.

Обязательное дополнение к лечению – «ласковая строгость», на таком общении наш врач категорически настаивает. Обязательно надо упорядочить день: еда, игры, телевизор, прогулка, сон – все в свое время. Когда не хочет вовремя (а он никогда не хочет, причем бурно протестует) надо без крика – настойчивым убеждением. Кстати, когда «Зайчонок» пьем, после вечернего приема не приходится долго упрашивать идти спать и засыпает довольно-таки быстро.

Мой вывод: для нас сироп хорош. Но все индивидуально, уточняйте у своего врача.

Снежинка

Нам с гиперактивностью Пантокальцин назначили. Ничего такие таблетки, понравились. Прогресс явный замечаем – сын и спокойнее становится, как начал таблетки эти принимать, и уравновешеннее.

Читать

все

61
комментарий

Источник

Может быть, добавить диагностические критерии DSN IV

A. Или 1 или 2
1) 6 или более симптомов нарушения внимания, сохраняющихся по крайней мере 6 месяцев и имеющих степень выраженности, которая приводит к нарушению адаптации и не соттветствует уровню развития

Нарушения внимания:
1. Часто неспособен удерживать внимание на деталях; из-за невнимательности допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.
2. Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
3. Зачастую создается впечатление, что не слушает обращенную к нему речь.
4. Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, повседневных заданий или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестнымповедением, неспособностью понять задание).
5. Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.
6. Обычно избегает, не любит и с неохотой выполняет задания, требующие длительного умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы).
7. Часто теряет вещи, необходимые для выполнения заданий или какой-либо деятельности (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).
8. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
9. Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.

2) 6 или более симптомов гиперактивности и импульсивности, сохраняющихся по крайней мере 6 месяцев и имеющих степень выраженности, которая приводит к нарушению адаптации и не соттветствует уровню развития

Гиперактивность:

1. Часто беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.
2. Часто встает со своего места в классе во время уроков или в других
ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
3. Часто бегает, пытается куда-то залезть, в ситуациях, когда это неприемлемо (у подростков и у взрослых это может проявляться чувством беспокойства)
4. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо в свободное время.
5. Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, “как заведенный моторчиком”.
6. Часто бывает болтливым.

Импульсивность:
7. Часто отвечает на вопросы немедленно, не выслушав их до конца.
8. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
9. Часто мешает перебивает других, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).

B. Некоторые симптомы нарушения внимания, гиперактивности и импульсивности, отмечались до 7 лет.
С. Симптомы отмечаются в двух и более сферах (например, в школе (или на работе) и дома)
D. Должны быть четкие доказательства клинически значимого ухудшений в социализации, обучении и профессиональной деятельности.
E. Эти симптомы не являются проявлением расстройств развития, шизофрении и других психических расстройств.

СДВГ с преобладанием невнимательности (по крайней мере, 6 из 9 симптомов нарушения внимания)
СДВГ с преобладанием гиперактивности и импульсивности (по крайне мере, 6 из 9 симптомов гиперактивности и невнимательности)
Комбинированный тип СДВГ (по крайне мере, 6 из 9 симптомов и невнимательности, и гиперактивности-импульсивности)

[Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям ]
Да, и еще единственным препаратом, который зарегистрирован в России по показанию СДВГ, является атомоксетин.
Да, имеет ли смысл указывать побочные эффекты препаратов? А если указывать, то тогда все, например, для того же атомоксетина, так наскидку, я вижу только треть

Читайте также:  Синдром истощенных яичников лечение народными средствами

__________________
С уважением

Источник

Дата публикации 1 августа 2018Обновлено 16 декабря 2020

Определение болезни. Причины заболевания

Синдром дефицита внимания и/или гиперактивности (СДВГ) — неврологическо-поведенческое расстройство развития, которое возникает в детском возрасте.

Проявление синдрома дефицита внимания

При данном расстройстве нарушается функционирование центральной нервной системы (преимущественно в области ретикулярной формации головного мозга), которое приводит к трудностям с концентрацией и поддержанием внимания, нарушениям памяти и способности к обучению, а также сложностям в обработке информации.[1][3]

Ретикулярная формация головного мозга

Актуальность проблемы связана с высокой частотой этого синдрома в педиатрии (2,2-18 %).

СДВГ у взрослых

Синдром дефицита внимания встречается как у детей, так и у взрослых.[4] Если СДВГ не выявлен в детском возрасте, то заболевание может переходить во взрослую стадию. Признаки СДВГ взрослых людей:

  • частая забывчивость;
  • плохая ориентация в продолжительности времени, частые опоздания;
  • постоянный беспорядок на рабочем месте;
  • неорганизованность в делах, много начатых, но незавершённых дел.[3]

Причины СДВГ

Основным этиологическим фактором синдрома дефицита внимания и гиперактивности является минимальная дисфункция мозга, возникшая в перинатальный период развития. Значимую роль в возникновении заболевания играют патологии беременности и родов, инфекции и интоксикации первых лет жизни. Также доказана влияние алиментарного фактора — недоедание беременной и ребёнка в раннем детстве, генетическая обусловленность.[2] С точки зрения неврологии основу СДВГ составляют мелкие, резидуальные (остаточные) повреждения мозга гипоксического генеза (в связи с нехваткой кислорода), которые классифицируются у детей как энцефалопатия.[4]

При обнаружении схожих симптомов проконсультируйтесь у врача. Не занимайтесь самолечением – это опасно для вашего здоровья!

Симптомы синдрома дефицита внимания

  • гиперактивность;
  • нарушение внимания — трудно сосредоточиться и поддерживать концентрацию внимания в течение времени, характерного возрасту, не получается абстрагироваться от воздействия различных раздражителей внешней среды;
  • лёгкие неврологические нарушения — подергивание мышц лица, дрожание пальцев рук (тремор), непроизвольные сокращения мышц (гиперкинезы), нарушение координации движений и сухожильных рефлексов, изменение ассоциативных движений;
  • эмоциональная лабильность — частые смены настроения, повышенная раздражительность, тревожность, чувство страха, повышенная плаксивость, беспокойство;
  • нарушение восприятия — чаще всего поражается зрительный анализатор, дети не могут обвести контуры рисунка, нарисовать предметы, различать размеры и направления, плохо ориентируются в пространстве, не могут отличить часть от целого, неправильно читают буквы, на слух плохо различают отдельные согласные звуки, неверно воспроизводят ритм;
  • повышенная импульсивность;
  • повышенная утомляемость (психическая и физическая);
  • нарушения речи и произношения.

Вследствие дисфункции мозга у детей уже в раннем возрасте начинается вторичная невротизация.

Нарушения, сопутствующие СДВГ:

  • невротические привычки — обкусывание ногтей (онихофагия), сосание большого пальца, многочисленные стереотипные движения (кивание головой, наклоны туловища, постоянное сжимание пальцев и т. п.). Всё это свидетельствует о состоянии внутреннего напряжения;
  • нарушение сна с первых дней после рождения ребёнка. Нарушается ритма сна — сонливость днём и бодрствование ночью, в более старшем возрасте — позднее засыпание с тяжёлым подъёмом утром;
  • боязливость;
  • повышенная психическая утомляемость, которая проявляется как быстрая усталость и частые головные боли;
  • нарушение аппетита;
  • навязчивые тики — в большинстве случаев возникают на лице, но иногда на туловище и шее;
  • заикание.

Тики и заикание являются проявлением недостаточной координации и повышенной возбудимости.[1][2][3][6]

Патогенез синдрома дефицита внимания

В основе патогенеза синдрома дефицита внимания и гиперактивности лежит задержка формирования биоритмов в коре головного мозга. Основное значение придаётся нарушению морфофункциональной зрелости структур центральной нервной системы и в первую очередь лобных отделов коры.

Основные причины, приводящие к этим нарушениям — быстро развивающиеся в пренатальном онтогенезе (внутриутробном развитии) первично-органические дефекты функциональных систем ствола мозга: ретикулярной формации, подкорковых образований, структур лимбической системы, нарушение обмена катехоламинов, частичная потеря тормозных синапсов, нарушение образования функциональной специализации полушарий головного мозга.

Вследствие этого ослабевает контроль ретикулярной формации ствола мозга над таламическими неспецифическими структурами, которые играют главную роль в согласованности функционирования между различными отделами головного мозга, принимающими участие в формировании памяти и обеспечивающими сохранность интеллекта у больного СДВГ.

Связь ретикулярной формации ствола мозга с таламическими структурами

Повреждения в стволовых и лимбических системах при СДВГ ведут к угнетению синтеза белков нейронов, разрежению клеточных слоёв и нарушению дифференцировки нейронов. Наблюдаются нарушения обмена катехоламинов с развитием характерной гиперактивности.

Нарушение обмена катехоламинов

Гиперактивность выступает в роли своеобразного защитного механизма, который поддерживает определённое функциональное взаимодействие между структурами мозга, обеспечивающими его нормальное развитие.[2][3][4][7]

Классификация и стадии развития синдрома дефицита внимания

Согласно данным диагностического и статистического руководства по психическим заболеваниям Американской ассоциации психиатров (1994 год), выделяют три типа СДВГ:

  • СДВГ с преобладанием дефицита внимания;
  • СДВГ с преобладанием гиперактивности;
  • смешанный вариант.[2][3][4]

Осложнения синдрома дефицита внимания

  • плохая успеваемость в школе;
  • эмоциональные проблемы (низкая самооценка, тревога, депрессия);
  • социальные проблемы (отсутствие друзей);
  • риск травмы;
  • восприимчивость к злоупотреблению психоактивных веществ.

Диагностика синдрома дефицита внимания

В большинстве случаев первые клинические проявления резидуально-неврологических расстройств проявляются до 5-6 лет, а иногда уже на первом году жизни — в этот период лечение может быть особо эффективным. По данным разных авторов, СДВГ наблюдается у 8-68 % осмотренных детей. Такие показатели свидетельствуют о высокой актуальности этой темы.

Диагностические критерии DSM-5 для СДВГ

В DSM-5 выделяется три типа основных расстройств и два дополнительных (“другое уточнённое” и “неуточнённое”):

  • расстройство дефицита внимания / гиперактивности: преобладание дефицита внимания;
  • расстройство дефицита внимания / гиперактивности: преобладание гиперактивности и импульсивности;
  • расстройство дефицита внимания / гиперактивности: смешанный тип;
  • другое уточнённое расстройство дефицита внимания / гиперактивности;
  • неуточнённое расстройство дефицита внимания / гиперактивности.

Для постановки диагноза СДВГ с преобладанием дефицита внимания для детей до 16 лет достаточно шести симптомов, для подростков старше 16 лет и взрослых — пяти. Ребёнок или взрослый с СДВГ:

  • не уделяет внимания деталям, допускает небрежные ошибки в учёбе, работе или при других занятиях;
  • испытывает трудности с удержанием внимания на задачах или играх;
  • кажется, что не слушает, когда к нему обращаются напрямую;
  • не выполняет инструкции и не успевает закончить учёбу, домашние дела или рабочие обязанности из-за того, что отвлекается;
  • испытывает проблемы с распорядком дня;
  • избегает, не любит или неохотно выполняет задачи, требующие продолжительных умственных усилий (например, домашние задания в школе);
  • теряет свои вещи (например, школьные принадлежности, карандаши, книги, деньги, ключи, документы, очки, мобильные телефоны);
  • легко отвлекается;
  • забывчив в повседневной деятельности;

Для постановки диагноза СДВГ с преобладанием гиперактивности для детей до 16 лет достаточно шести симптомов, для подростков старше 16 лет и взрослых — пяти. Ребёнок или взрослый с СДВГ:

  • ёрзает на стуле, хлопает руками или ногами;
  • покидает своё место за партой или рабочее место в ситуациях, когда это неуместно;
  • не может спокойно играть или работать;
  • активно двигается в ситуациях, когда это неуместно;
  • слишком много говорит;
  • отвечает до того, как вопрос завершен;
  • при игре или общении не может дождаться своей очереди, часто перебивает других, вмешивается в разговоры или игры.

Симптомы дефицита внимания или гиперактивности должны присутствовать регулярно не менее шести месяцев.

Также должны быть соблюдены следующие условия:

  • несколько симптомов дефицита внимания или гиперактивности наблюдались в возрасте до 12 лет;
  • несколько симптомов присутствуют в двух или более условиях (например, дома и в школе или на работе и с друзьями);
  • симптомы мешают или снижают качество учёбы или рабочей деятельности;
  • симптомы не объясняются другими психическими расстройствами (например, тревожным, диссоциативным или расстройством личности) [12].
Читайте также:  Ребенку 3 года судорожный синдром

Клиническое обследование детей с СДВГ проводится, как правило, врачом-неврологом. Осуществляется опрос родителей: выясняют особенности перинатального периода развития. Врач уточняет, когда начались первые проявления заболевания, особенности симптомов у данного ребёнка, динамику развития патологических симптомов, выясняет эмоциональный фон пациента, его отношения с окружающими, изучает проведённые лечебные мероприятия и их эффективность. При обследовании важно обращать внимание на поведение ребёнка в различной обстановке (во время беседы, при осмотре, в момент тестирования).

Подробно исследуется неврологический статус:

  • поведение ребёнка, его внешний вид;
  • оценивается состояние черепно-мозговых нервов — глазные симптомы (ширина зрачков, их реакция на свет, объём движений глазными яблоками, ширина глазных щелей), степень симметрии мимической мускулатуры, наличие или отсутствие девиации языка, фонация;
  • оценивается двигательная сфера — объём движений, мышечная сила, сухожильные рефлексы, наличие или отсутствие патологических рефлексов, гиперкинезов, координаторные пробы и чувствительность, тонкая моторика.

Далее используются объективные методы обследования (электроэнцефалография, ЭХО-ЭГ, нейросонограмма, компьютерная томография, допплерография и другие исследования по показаниям).

Как правило, в независимой экспертизе оценки состояния больного принимают участие несколько специалистов (невролог, нейрохирург, психотерапевт, нейропсихолог).

Нейропсихологическое исследование: подробно изучается анамнез для выявления психогений (острых или хронических), исследуется уровень стресса, при помощи опросника определяется степень эмоционально-социальной поддержки. С целью выявления гиперактивности у ребёнка применяются критерии по классификации DSM-IV.

В результате комплексного обследования у 90% больных СДВГ обнаруживаются какие-либо нарушения в перинатальном периоде развития.

Главные факторы, оказывающие влияние на развитие СДВГ: 

  • токсикозы при беременности у матери больного;
  • угроза прерывания беременности;
  • хронические заболевания матери;
  • резус-конфликт и конфликт по системе ABO плода и матери;
  • патологические роды;
  • родовые травмы;
  • инфекционные болезни ребёнка (грипп и другие);
  • фебрильные судороги;
  • черепно-мозговые травмы;
  • менингеальные симптомы при гипертермии;
  • наркозы в анамнезе.

Наиболее частые жалобы: избыточная возбудимость, импульсивность, раздражительность, частая смена настроения, невозможность длительного сосредоточения.

Во время осмотра у больных детей выявляются нарушения координации, дизритмия, статико-моторная неловкость, много синкинезий, повышенная двигательная возбудимость, быстрая утомляемость, капризность, нарушение поведения, трудности школьного обучения, дизграфия, дислексия.

Объективными методами обследования выявляются следующие нарушения:

  • стёртые формы гидроцефалии (водянки головного мозга), косвенные признаки внутричерепной гипертензии, врождённые пороки развития, нейроортопедическая патология;
  • нарушения мышечного тонуса;
  • вегето-сосудистая дизрегуляция, слабость вестибулярного аппарата;
  • экстрапирамидная недостаточность (снижение двигательной системы).

Как правило, неврологическая патология обнаруживается практически у 90% детей с диагнозом СДВГ.

Психологический анализ показывает большую роль психогенных факторов в формировании СДВГ у детей, к которым относится конфликтная обстановка в семье, злоупотребление родителей алкоголем. Важной причиной развития СДВГ является нарушение эмоционального контакта с родителями, одноклассниками, преподавателями.

Дифференциальная диагностика СДВГ проводится с астеническими синдромами на фоне интеркуррентных заболеваний, специфическими нарушениями обучения (дискалькулия, дислексия и другие), заболеваниями щитовидной железы, олигофренией лёгкой степени и шизофренией. Однако при данном способе диагностики могут возникнуть затруднения в связи с возможностью сочетания СДВГ с другими заболеваниями и состояниями — психиатрической патологией (депрессиями, паническими атаками или навязчивыми мыслями).[2][3][4][6][9]

Лечение синдрома дефицита внимания

Наибольшего эффекта лечения удаётся достичь при сочетании разнообразных методик психологической работы (как с самим ребенком, так и с его родителями).

Психотерапевтические методики

Психотерапевтическое лечение заключается в системной семейной и групповой игровой психотерапии, индивидуальной патогенетической психотерапии и различных методах суггестии (прямой, косвенной, гипнотерапии).

Управление поведением. Когнитивно-поведенческая терапия способствует социализации детей с СДВГ. С помощью игровых методик детей обучают самоконтролю и целеполаганию. Поведение ребёнка часто нормализуется при контроле окружающего шума и визуальной стимуляции, новизне или индивидуальных занятиях с репетитором [11].

Медикаментозная терапия 

Медикаментозная терапия целесообразна, если немедикаментозные методы коррекции не оказали должного эффекта: возможно назначение психостимуляторов, транквилизаторов, трициклических антидепрессантов и ноотропных препаратов.

Стимулирующие лекарственные препараты

Наиболее популярный во всём мире препарат для лечения детей и подростков c СДВГ — метилфенидат (известный как “Риталин”) [13]. После приёма препарата увеличивается уровень дофамина и норадреналина в ЦНС. Это увеличение приводит к повышению активности в префронтальной коре и подавлению импульсивности, характерной для СДВГ [14][15]. Препарат разрешён в США, Канаде, Великобритании, Германии, Франции, Швеции и ряде других европейских стран. В России метилфенидат запрещён как психостимулятор.

Нестимулирующие препараты

При лечении СДВГ используется атомоксетин (“Страттера”) — селективный ингибитор обратного захвата норадреналина. Препарат эффективен, но в некоторых случаях может приводить к развитию побочных эффектов: тошноте, сонливости, раздражительности, приступам гнева, реже — токсическому поражению печени и суицидальным мыслям.

Антидепрессанты (бупропион, клонидин и гуанфацин) и другие психоактивные препараты иногда применяют в случае неэффективности стимуляторов или тяжести побочных эффектов при их приёме, но они менее эффективны и не рекомендуются как препараты первой линии [11].

БОС-терапия (метод биологической обратной связи)

БОС-терапия позволяет безопасно и мягко скорректировать неврологические нарушения. Выполняя специальные задания в игровой форме, ребёнок учится регулировать свою активность и поведение.

БОС-терапия

Физиотерапия и массаж при СДВГ

Физическими методами реабилитации являются:

  • массаж;
  • физические упражнения;
  • упражнения в воде — рефлекторные, пассивные, активные, подводный массаж, ванны с травяными настоями и отварами);
  • кинезиотерапия;
  • физиотерапевтические процедуры — тепловые процедуры, электрофорез шейного отдела или позвоночника (чаще всего со спазмолитиками) по методике А.Ю. Ратнера;
  • общее ультрафиолетовое облучение;
  • электросон.

Реабилитация детей с СДВГ при помощи физических упражнений

Также многочисленными исследованиями доказан лечебный эффект акупунктуры (иглоукалывания). Китайская чжень-цзю терапия в западной медицине используется сравнительно недавно (несколько десятилетий), но уже зарекомендовала себя как действенный метод в лечении различных заболеваний, в том числе и СДВГ.

Массаж активных точек вызывает релаксацию мышц и усиливает эффективность других лечебных методов.[3][5][7]

Педагогические меры

Педагогам следует учитывать индивидуальные особенности детей со СДВГ и уделять особое внимание гиперактивному ребёнку с самого начала обучения. Важно подобрать подходящую длительность заданий и по возможности контролировать окружающий шум. В некоторых случаях могут потребоваться индивидуальные занятия с репетитором.

Советы родителям

При СДВГ необходим строгий распорядок дня, также важно оберегать ребёнка от переутомления. Родителям следует чаще хвалить ребёнка и подчёркивать его успехи, чтобы укрепить уверенность в собственных силах.

Можно ли вылечить СДВГ полностью

Вылечить СДВГ полностью невозможно. Системный подход к лечению позволит устранить ведущий синдром и предотвратить рецидив в будущем.

Прогноз. Профилактика

Прогноз болезни относительно благоприятный: у большинства детей симптомы исчезают в подростковом возрасте. По мере роста ребёнка компенсируются нарушения в медиаторной системе мозга и часть симптомов регрессирует. Но в 30-70% случаев симптомы СДВГ (вспыльчивость, рассеянность, чрезмерная импульсивность, забывчивость, непоседливость, нетерпеливость, непредсказуемые частые и быстрые смены настроения) могут наблюдаться и у взрослых.

При сочетании СДВГ с психическими заболеваниями, наличии психопатологии у матери, симптомах импульсивности у ребёнка прогноз заболевания становится неблагоприятным.[10]

Возможность предотвращения СДВГ не доказана, однако существуют способы помочь детям добиться наилучших результатов в борьбе с этим синдромом:

  • качественное дородовое наблюдение;
  • сбалансированная диета;
  • оптимальный объём физических нагрузок и активности;
  • соблюдение чёткого распорядка дня;
  • управление поведением ребёнка (построение положительных отношений между родителями и ребёнком).

Источник