Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у школьника

Гимранов Ринат Фазылжанович
Невролог, нейрофизиолог,  стаж – 33 года;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.
Об авторе

Дата публикации: 9 августа, 2019

Обновлено: 23 ноября, 2020

СДВГ – один из самых распространенных синдромов нарушения поведения у детей. В мире, им страдают от 8 до 10 %. Распространено мнение, что это исключительно детская болезнь, якобы, к 12-13 годам ребенок ее перерастает. Однако это не так.

СДВГ обусловлен изменениями в строении головного мозга, поэтому избавиться раз и навсегда от симптомов, без постоянной работы над собой, не получится.

Гормональный взрыв, случающийся в подростковом возрасте, на фоне дефицита йода, усиливает основные симптомы СДВГ: тревожность, сложности с концентрацией внимания. При этом заболевание проявляет новые признаки, незамеченные ранее.

Признаки СДВГ у подростков

У подростков условно выделяют два вида СДВГ в зависимости от симптомов: синдром дефицита внимания и синдром гиперактивности, со своими симптомами у каждого.

При этом признаки каждого вида проявляются в большом количестве.

Нельзя поставить диагноз только по одному или двум симптомам. Врачи считают, что необходимо выявить минимум 6 признаков, для того, чтобы утверждать, что ребенок не здоров.

Признаки гиперактивности у подростка:

  • Забывчивость.
  • Рассеянность. Из-за этого такие дети часто теряют важные мелочи: ключи, очки, сменную обувь или вещи в школе, телефоны.
  • Легко отвлекаются от важной задачи.
  • Невнимательность к деталям, небрежность, из-за которой допускается множество ошибок.
  • Сложности с концентрацией внимания на условиях игры или задании, особенно командного.
  • Не завершают начатое.
  • Постоянно меняющиеся увлечения. При этом ни в одном нет значимых достижений.
  • Неорганизованность.
  • Постоянные опоздания.
  • Стараются избегать сложных задач, требующих продолжительного сосредоточения. Не любят выполнять большие творческие задания, составлять графики и таблицы.

Уклоняются от любой деятельности, которая требует сосредоточения и продуманности. Потому что такими навыками не владеют, освоить их трудно.

Вторая разновидность заболевания – гиперактивность, подростки неконтролируемо много двигаются, импульсивны, грубы.

Этот диагноз можно ставить, если у ребенка есть минимум 6 признаков из следующего списка:

  • Постоянные движения рук и ног, даже в моменты относительного покоя (например, дергает ногой во время урока или выполнения домашнего задания).
  • Непоседливость, желание вскакивать и менять место дислокации в неподходящий момент.
  • Тяжело заниматься работой, требующей усидчивости. Это касается как интеллектуального труда, так и физического.
  • Чрезмерная болтливость. Подростку сложно молчать даже в неподходящей для разговоров ситуации.
  • Привычка высказываться, не дослушав собеседника. Например, отвечать на вопрос учителя, не дослушав его до конца.
  • Часто перебивает собеседников. Не слушает и не запоминает обращенную к нему информацию.
  • Встревает в чужие разговоры и игры.
  • Импульсивность, переходящая в обидчивость и даже агрессивность.

Эти симптомы значительно осложняют жизнь подростка, мешают ему интегрироваться в социум, достигать успехов в делах и учебе.

Интеллект у больных ребят, как правило, средний или выше среднего. Но учатся они плохо и постоянно конфликтуют с одноклассниками.  Им гораздо труднее дается то, что считается простым для сверстников, им приходится постоянно контролировать свои действия, чтобы выстраивать отношения с другими людьми.

Часто следствием гиперактивности в подростковом возрасте становится депрессия.

Причины СДВГ у подростков

Причиной возникновения СДВГ у детей и в подростковом возрасте является изменения объемов некоторых отделов головного мозга. Базальные ядра и префронтальная кора у таких ребят занимают меньший объем, чем у среднестатистических. Эта аномалия проявляется из-за:

  • Генетической предрасположенности. Изменения в строении мозга передаются по наследству от близких родственников.
  • Образа жизни матери во время беременности. Если женщина пьет алкогольные напитки, курит, часто нервничает и питается неправильно, вынашивая плод, то шанс рождения ребенка с СДВГ резко увеличивается.

Травмы при рождении или в раннем детстве, перенесенные в первые месяцы жизни инфекции, также влияют на развитие структуры головного мозга впоследствии.

В редких случаях симптомы заболевания остаются незамеченными в детстве, активизируясь в подростковом возрасте, после полового созревания.

Кроме того, у детей с подобными изменениями, часто бывают сопутствующие проблемы, мешающие вести нормальную жизнь:

  • Плохие способности к учебе при достаточно высоком уровне интеллекта. Часто сопровождается повышенным беспокойством и истеричностью.
  • Плохие способности к учебе при достаточно высоком уровне интеллекта.
  • У трети детей наблюдается оппозиционно-вызывающее или кондуктивное расстройство.
  • Каждому пятому ставят еще какое-либо серьезное расстройство нервной системы или психики. Чаще всего это депрессия или биполярное расстройство.

Плохие способности к учебе при достаточно высоком уровне интеллекта.

Лечение СДВГ у подростков

Многие оставляют синдром дефицита внимания без необходимого лечения, надеясь, что с возрастом ребенок перерастёт проявления и станет «нормальным».

С годами действительно, большинство научатся контролировать проявления синдрома, однако это не значит, что симптомы пропадают. Лечение и коррекционная работа необходима ребенку для того, чтобы вписаться в социум, стать его полноценной частью.

Читайте также:  Диагностика острого коронарного синдрома экг

Если у подростка наблюдаются симптомы СДВГ, врач решит, как именно лечить проблему, какие методы коррекции использовать.

Абсолютное большинство медиков считает эффективным комплексный подход, сочетающий медикаментозные, психологические и воспитательно-коррекционные меры.

Узнайте подробнее о комплексном лечение СДВГ с индивидуальным подход  у подростков

  • Препараты, стимуляторы и не стимулирующие средства, позволяющие активировать работу мозга, помогающие лучше держать под контролем порывы, улучшающие внимательность и память. Подобрать идеально подходящий препарат сложно. Они назначаются в зависимости от возраста, пола, веса, особенностей гормонального фона человека. Многие обладают пролонгированным действием, принимать их допускается реже, что облегчает терапию. Не доверяйте подростку самому принимать лекарства, так как из-за особенностей заболевания, он будет забывать это делать вовремя.
  • Диета усиливает внимание, а также снижает нервозность. Составьте рацион так, чтобы давать больше богатой белком, сложными углеводами и полезными жирами, еды. Исключите вредные продукты, искусственного и химического происхождения.

Психотерапия – наиболее полезная часть лечения, так как хороший психотерапевт поможет ребенку разобраться с тем, что с ним происходит, понять особенности своего организма, научит с ними жить.

  • Контролируйте жизнь ребенка, составьте график со списком дел и отведенным на это временем на каждый день. Приучите жить по расписанию, не откладывать дела на потом.
  • Дополнительные спортивные занятия помогут обрести покой и избавиться от лишней энергии.

Подросток с СДВГ не виноват в особенностях своего характера и поведения, но он должен понимать, что они отличаются от нормы и стараться контролировать себя, работать над собой. Только так получится преодолеть проблемы, интегрироваться в общество, избежать проблем в взрослом возрасте.

Список использованной литературы

  1. Post hoc analyses of response rates to pharmacological treatments in children and adolescents with attention-deficit/hyperactivitydisorder. Coghill DR, Newcorn JH, Chen J, Werner-Kiechle T, Banaschewski T. J Psychopharmacol. 2020 Feb 11:269881120904949. doi: 10.1177/0269881120904949.
  2. Комлач И.Л. Новые подходы к диагностике и терапии детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, профилактика ранних форм девиантного поведения // Молодое поколение XXI века: Актуальные проблемы социально-психологического здоровья: материалы V Междунар. конгр., Москва, 24-27 сент. 2013 года / под ред. А.А. Северного, Ю.С. Шевченко. С. 176.
  3. Norvilitis J.M., Fang P. Perceptions of ADHD in China and the United States: A Preliminary Study // J. Atten. 2005. Vol. 9, № 2. Р. 413-424.
  4. Барденштейн Л.М., Можгинский Ю.Б. Патологическое гетероагрессивное поведение у подростков. М., 2000. 240 с.
  5. Cognitive correlates of attention-deficithyperactivity disorder in children and adolescents with high intellectual ability. Cadenas M, Hartman, Faraone S, Antshel K, Borges Á, Hoogeveen L, Rommelse N. J Neurodev Disord. 2020 Feb 10;12(1):6. doi: 10.1186/s11689-020-9307-8.

Источник

Клиника DocDeti, 4 декабря 2019

СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности. Такой диагноз ставят детям, чаще мальчикам старше 4 лет. Это расстройство работы нервной системы, которое проявляется характерным поведением ребенка и требует коррекции.

Суть расстройства

В основе СДВГ лежит волнообразная и не соответствующая ситуации выработка веществ, с помощью которых по нейронным цепям передается информация, происходит это в зонах мозга, ответственных за удержание внимания, принятия решений. 

При СДВГ возникают трудности с:

  • удерживанием внимания на определенном объекте, которым может быть предмет, движение или ситуация;
  • принятием решений (например, в процессе выбора игрушек);
  • усидчивостью;
  • участием в разных видах деятельности;
  • поведением, соответствующим возрастным нормам и социальным правилам.

СДВГ проявляется в детском возрасте. Синдром сохраняется на долгие годы, затрудняя процесс обучения и социализации ребенка.

Распознаем синдром самостоятельно

О наличии устойчивых нарушений можно говорить только после достижения ребенком 4-5-летнего возраста. Все отклонения, которые возникают раньше, принято считать поведенческими реакциями, которые поддаются коррекции и не требуют специфического лечения.

Следует подозревать СДВГ, если родители замечают следующие симптомы (один или несколько):

  • Проблемы внимательности. Малыш не может сконцентрироваться на выполнении одного действия даже короткое время, ко всему в считанные минуты теряет интерес, забывчив, рассеян.
  • Поведенческие проблемы. Ребенок не способен принимать осознанные решения, выполняет действия бездумно, не оценивая ситуацию и не принимая во внимание ее последствия, игнорирует нормы поведения.
  • Проблемы активности. Малыш не может играть в игры, требующие концентрации внимания и выполнения заранее оговоренных правил.

На СДВГ указывает сочетание перечисленных симптомов со следующими критериями:

  • расстройства присутствуют дольше 6 месяцев и оказывают значительное влияние на общение с другими людьми;
  • симптомы сохраняются в различных ситуациях, не зависят от окружения;
  • проблемное поведение сохраняется таким в школе и дома, на площадке, в других общественных местах;
  • ребенку менее 12 лет.
Читайте также:  Астено невротический синдром у беременных

Подозрения или диагноз?

Родители чрезмерно активного ребенка могут заподозрить у него СДВГ. Подкрепить или опровергнуть подозрения помогут опросники (Виндербильта или Коннорса), которые можно найти в интернете. Однако самостоятельно делать выводы не стоит. Прояснить ситуацию поможет врач-невролог.

Диагноз СДВГ ставят на основании:

  • жалоб;
  • анамнеза (сведений о жизни, развитии, заболеваниях);
  • беседы с родителями и маленьким пациентом.

Специалист поможет подобрать правильный подход к ребенку, расскажет об АВА (прикладном анализе поведения), а при необходимости назначит медикаментозное лечение.

Какие лекарства назначают

Для коррекции СДВГ важно урегулировать выработку нейромедиаторов, чтобы поддерживать их уровень стабильным. В РФ зарегистрирован только 1 препарат с нужным эффектом – атомоксетин (психостимулятор).

Если средство недоступно или у пациента обнаружены сопутствующие патологии, в индивидуальном порядке подбирают препараты из группы антидепрессантов. Седативные и ноотропные препараты при СДВГ не используются.

Нужны ли консультации с другими специалистами?

При любой проблеме неврологического профиля помощь должна соответствовать проблеме. Например, если ребенок предрасположен к тревожным состояниям или страхам, требуется работа с психологом.

Базовым методом лечения СДВГ выступает АВА-терапия, на которой специализируются АВА-тераписты. Это неврологи, психиатры, психотерапевты и психологи, прошедшие соответствующую специализацию. Родителям детей с СДВГ стоит пройти специальные курсы, которые помогут внедрить поведенческую АВА-терапию в образ жизни семьи.

Заниматься этим методом дважды в неделю по часу не получится, поскольку синдром требует постоянного правильного взаимодействия с пациентом. Не стоит терять связь со специалистом, может потребоваться помощь специалиста в решении некоторых вопросов.

Нужен ли нейропсихолог

Нейропсихологи занимаются топической диагностикой нарушений высших корковых функций, что в будущем поможет более дифференцировано подходить к их коррекции. 

Для терапии СДВГ в услугах нейропсихолога необходимости нет, достаточно помощи невролога и психотерапевта. Врачи подберут рациональные методы АВА-терапии для тренировки нарушенных функций, а при необходимости назначат психостимуляторы.

На сегодняшний день других терапевтических подходов, доказавших результативность и неопасность, к синдрому дефицита внимания и гиперактивности не существует.

Автор: Ольга Шемятовская, врач-невролог, член Российского межрегионального общества по изучению боли, член Общества специалистов доказательной медицины.

Оригинал статьи: https://docdeti.ru/baza-znaniy/788/

Клиника DocDeti

Детская клиника доказательной медицины

Источник

Лечение гиперактивности у детей школьного возраста

Гиперактивность (СДВГ) является весьма распространенной проблемой в детском возрасте. Особенно часто она диагностируется у школьников, поскольку учебные задачи и разные домашние поручения в возрасте старше 7 лет требуют от ребенка внимательности, самоорганизованности, усидчивости, умения доводить дела до конца. А если у ребенка имеется синдром гиперактивности, именно таких качеств ему не хватает, что вызывает проблемы с обучением и в быту.

Кроме того, СДВГ мешает школьникам общаться со своими одноклассниками, поэтому коррекция такой проблемы важна для социальной адаптации ребенка.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у школьника

Причины гиперактивности

Исследования показали, что у многих детей появление синдрома дефицита внимания с гиперактивностью обусловлено генетическим фактором. Другими провоцирующими факторами СДВГ считают:

  • Проблемы с протеканием беременности. Если у мамы была угроза прерывания, она неполноценно питалась, испытывала стресс, курила, а плод испытывал гипоксию или у него появились дефекты развития, это способствует появлению у ребенка проблем с нервной деятельностью, среди которых будет и СДВГ.
  • Проблемы с протеканием родов. Появлению гиперактивности у деток способствуют как стремительные, так и затяжные роды, а также слишком раннее начало родовой деятельности и стимуляция родов.
  • Недочеты воспитания. Если родители относятся к ребенку слишком строго либо малыш выступает свидетелем постоянных конфликтов в семье, это сказывается на его нервной системе.
  • Недостаток питательных веществ или отравление, например, тяжелыми металлами. Такие факторы ухудшают работу ЦНС.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у школьника

Симптомы СДВГ в школьном возрасте

Первые признаки гиперактивности у многих деток проявляются еще в младенчестве. Груднички с СДВГ плохо спят, много двигаются, слишком бурно реагируют на любые перемены, очень привязаны к матери и быстро теряют интерес к игрушкам и играм. В дошкольном возрасте такие малыши не могут усидеть на занятиях в детском саду, часто проявляют агрессию к другим детям, много бегают, отрицают любые запреты.

У школьников СДВГ проявляется такими симптомами:

  • На уроках ребенок невнимателен и быстро отвлекается.
  • У него отмечаются беспокойные движения. Такой школьник часто вертится на уроке, не может усидеть на стуле спокойно, а в ситуации, требующей пребывания на одном месте, может встать и уйти.
  • Ребенок бегает и прыгает в ситуациях, когда этого не нужно делать.
  • У него не получается долго заниматься чем-либо спокойно и тихо.
  • Ребенок часто не заканчивает домашние дела или уроки.
  • Ему трудно дождаться очереди.
  • У него не получается самостоятельно себя организовать.
  • Ребенок старается избегать любых задач, при которых нужно быть внимательным.
  • Он часто теряет собственные вещи и забывает что-то важное.
  • У ребенка отмечается повышенная разговорчивость. Он нередко перебивает других и не дает людям закончить фразу или вопрос.
  • Ребенок не может найти общий язык с одноклассниками и часто с ними конфликтует. Он пытается вмешаться в чужие игры и не придерживается правил.
  • Школьник часто ведет себя импульсивно и не оценивает последствия собственных поступков. Он может что-то сломать, а потом отрицать собственную причастность.
  • Ребенок спит беспокойно, постоянно переворачиваясь, комкая постельное белье и сбрасывая одеяло.
  • Учителю в разговоре с ребенком кажется, будто он его совсем не слышит.
Читайте также:  Синдром туретта лечение в екатеринбурге

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у школьника

Какой врач лечит

Заподозрив у школьника синдром гиперактивности, с ним следует отправиться на консультацию к:

  • Детскому неврологу.
  • Детскому психиатру.
  • Детскому психологу.

Любой из этих специалистов проведет осмотр ребенка, даст ему выполнить тестовые задания, а также пообщается с родителями и назначит дополнительные обследования нервной системы. На основе результатов ребенку выставят диагноз «СДВГ» и назначат правильное лечение.

В каком возрасте чаще всего СДВГ проходит

Наиболее ярко признаки гиперактивности проявляются у дошкольников, посещающих детский сад, а также у младших школьников в возрасте 8-10 лет. Это связано с особенностями развития ЦНС в такие возрастные периоды и необходимостью выполнять задания, при которых важно быть внимательным.

Следующий пик проявлений СДВГ отмечают в период половой перестройки у 12-14-летних детей. В возрасте старше 14 лет у многих подростков симптомы гиперактивности сглаживаются и могут исчезнуть самостоятельно, что связывают с компенсацией недостающих функций ЦНС. Однако у некоторых детей СДВГ сохраняется, что приводит к формированию поведения «трудного подростка» и асоциальным наклонностям.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у школьника

Как и чем лечить

Подход к лечению гиперактивности у школьника должен быть комплексным и включать как медикаментозные средства, так и немедикаментозную терапию. При СДВГ нужно:

  1. Заниматься с психологом. Врач будет применять методики для снижения тревожности и улучшения коммуникативных навыков ребенка, давать упражнения для внимания и памяти. Если имеются нарушения речи, показаны также занятия с логопедом. Кроме того, к психологу стоит ходить не только гиперактивному ребенку, но и его родителям, поскольку у них нередко появляются раздражительность, депрессия, нетерпимость, импульсивность. Во время посещений врача родители поймут, почему детям с гиперактивностью противопоказаны запреты и как строить отношения с гиперактивным школьником.
  2. Обеспечить ребенку правильную двигательную активность. Для школьника следует подобрать спортивную секцию, в которой не будет соревновательной деятельности, так как она может усугубить гиперактивность. Также ребенку с СДВГ не подходят статические нагрузки и спорт, в котором есть показательные выступления. Лучшим выбором можно назвать плавание, езду на велосипеде, лыжный спорт и другие аэробные нагрузки.
  3. Давать ребенку назначенные врачом препараты и лекарства. За рубежом детям с гиперактивностью назначают психостимулирующие средства, а у нас отдают предпочтение ноотропным препаратам, а также выписывают успокаивающие лекарства. Конкретный препарат и его дозировку должен подбирать врач.
  4. Применять народные средства. Поскольку медикаментозное лечение при СДВГ назначают на длительный период, время от времени синтетические лекарства заменяют травяными чаями, например, из мяты, валерианы, мелиссы и других растений с положительным действием на нервную систему.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у школьника

Советы родителям

  • Постарайтесь построить со школьником взаимоотношения, основой которых будет доверие и взаимопонимание.
  • Помогите сыну или дочке организовать свой режим дня, а также место для игр и выполнения уроков.
  • Уделите внимание режиму сна ребенка. Пусть он засыпает и просыпается в одинаковое время каждый день, даже в выходные.
  • Обеспечьте ребенку сбалансированный вкусный рацион, в котором будут ограничены рафинированные и синтетические продукты.
  • Запрещайте ребенку лишь то, что действительно ему вредит или представляет для него опасность.
  • Чаще проявляйте свою любовь к ребенку.
  • Избегайте в общении приказов, чаще используйте просьбы.
  • Откажитесь от физического наказания.
  • Часто хвалите ребенка, отмечая все положительные стороны и поступки.
  • Не ссорьтесь при ребенке.
  • Старайтесь организовывать совместный досуг, например, семейные вылазки на природу.
  • Давайте ребенку посильные ежедневные задачи по дому и не выполняйте их вместо него.
  • Заведите тетрадь, в которую вечером вместе с ребенком записывайте все успехи и позитивные моменты за день.
  • Старайтесь не посещать с ребенком очень людные места, например, рынок или торговый центр.
  • Следите, чтобы ребенок не переутомлялся. Контролируйте время у телевизора или компьютера.
  • Сохраняйте спокойствие и невозмутимость, ведь вы являетесь примером для своего ребенка.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у школьника

В следующем видеоролике доктор Комаровский расскажет о том, каких правил нужно придерживаться в воспитании гиперактивного ребенка.

Очень важная роль в коррекции поведения ребенка отводится родителям. Как нужно себя вести, смотрите в следующем видео клинического психолога Вероники Степановой.

Источник