Синдром дефицита внимания с гиперактивностью в доу

         
         Психолого-педагогическая деятельность с детьми в ДОУ
         с Синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
     

Беляева Е.В., МБОУ ЦПМСС№5 «Сознание», г. Красноярск, тел. (8-3912) 43-27-66, педагог-психолог.  

Кузьмина Е.М., МБДОУ № 243, г. Красноярск, тел. (8-3912)247-44-46, воспитатель.

Возникновение симптомов Синдрома дефицита внимания и гиперактивности (в дальнейшем, СДВГ) относят к началу посещения детского сада (3года), а первое ухудшение – к началу обучения в школе. Подобная закономерность объясняется неспособностью центральной нервной системы (в дальнейшем, ЦНС) ребенка, страдающим этим заболеванием, справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ему в условиях увеличения психических  и физических нагрузок. Максимальная выраженность проявления СДВГ совпадает с критическими периодами становления ЦНС детей. 3 года – начало активного развития внимания, памяти и речи. Повышение нагрузок может привести не только к нарушениям поведения в виде упрямства и непослушания, но и к отставанию в нервно-психическом развитии. Возраст 6-7 лет – критический период  для становления письменной речи, произвольного внимания, памяти, целенаправленного поведения и др. функций высшей нервной деятельности.

  В дошкольном возрасте среди детей с СДВГ преобладают гипервозбудимость, двигательная расторможенность, моторная неловкость, рассеянность, повышенная утомляемость, импульсивность, Поведение детей с  СДВГ определяется факторами внешней среды, потому главный способ влияния на поведение такого ребенка – соответствующая организация воспитателем благоприятной внешней среды.

Понятие организации среды выходит за пределы сугубо физического пространства и должно отвечать следующим требованиям:

• среда должна быть четко структурированной, понятной и предсказуемой для ребенка и функционировать согласно четким правилам;

• в среде должны присутствовать четкие указательные знаки и напоминания ребенку о необходимом поведении;

• в благоприятной среде то, что важно, должно быть максимально интересным – и таким образом способствовать уменьшению проблем с вниманием;

• в благоприятной среде желательное поведение должно поддерживаться немедленными, частыми и значимыми для ребенка поощрениями, а проблемное – приводить к таким же негативным последствиям;

• среда должна быть организована по принципу предусмотрения и опережения проблем.

Важно, чтобы принципы организации среды были понятны ребенку, основные правила поведения были четкими, видимыми, наглядно воплощенными; чтобы ребенок хорошо понимал, почему эти правила важны и знал последствия их соблюдения или нарушения.

Наличие четких пунктов распорядка  дня в детском саду также может значительно облегчить функционирование ребенка. Поскольку ребенок с СДВГ нуждается во внешних знаках, подсказках и сигналах, направляющих его поведение, важно, чтобы эти знаки присутствовали в достаточном количестве, а воспитатель мог быть эффективным «регулировщиком». Физическое приближение к ребенку (зрительный контакт, жесты) дает воспитателю возможность направлять его к желательному поведению без лишних слов. Чтобы эффективно влиять на поведение детей, воспитатель должен быть мобильным, использовать различные стратегии уменьшения проблем с вниманием.

Во время организации занятий, основным способом уменьшения невнимательности – сделать занятия интересными, захватывающим. Проблемы с вниманием у детей с СДВГ возникают  потому,  что им тяжело удержать внимание на чем-то неинтересном.        

Когда ребенок смотрит мультфильм, он сконцентрирован. И мы понимаем, почему: яркие картинки, интересный сюжет, частая смена кадров, музыкальное сопровождение и т.д. Чтобы ребенок был сосредоточен на работе, занятие должно строиться, как мультфильм, – быть структурированным, наглядным, с интересным сюжетом и последовательным развертыванием событий, с частой сменой занятий, возможностью активного привлечения детей. Важно выдерживать четкие правила поведения на занятии и часто поощрять (похвалой, улыбкой, жестом) за хорошее поведение, внимательность и активность.

В процессе проведения занятий воспитатель может использовать маленькие «хитрости»: интриговать детей открытыми вопросами, использовать юмор, рассказывать истории и приводить интересные примеры.

Полезно использовать аудио- и визуальные«собиратели внимания»: зазвонить в колокольчик, хлопнуть в ладони, поднять вверх руку, включить/выключить свет и т.п. Рекомендуется также менять виды деятельности – от тех, где внимание сосредоточено на материале и лице воспитателя, к работе в группах, парах и т.п. Короткая физкультминутка в середине занятия также может оказаться чрезвычайно полезной. Альтернативой могут быть также музыкальная минутка, упражнения на воображение и т.п. Когда видно, что гиперактивный ребенок устал и находится «на грани», можно дать ему какое-то «особое» индивидуaльное задание, которое предусматривает возможность подвигаться и переключиться, отдохнуть: что-то раздать, принести и т.п.

Читайте также:  Предменструальный синдром лечение народными средствами

Еще один важный способ поддержания внимания – мультисенсорная  подача материала. Часть детей лучше воспринимает информацию зрительно, часть – на слух; а для других (в частности, большая часть детей с СДВГ)  оптимален тактильно-кинестетический способ восприятия. Поэтому целесообразно использовать разные формы подачи учебного материала и работы с ним: и вербальные (рассказ, песня, стихотворение), и зрительные (рисунки, фильмы), и тактильно-кинестетические (наглядность, конструкторы, подвижные игры, драматизации, эксперименты  и т.п.).

Воспитатель может учитывать индивидуальные особенности детей и соответственно группировать их для выполнения определенных заданий.

Нельзя забывать и об индивидуальном подборе заданий для ребенка с СДВГ: иногда они могут быть несколько меньше по объему, предлагать их следует поочередно или же на выбор. Важно часто поощрять ребенка за внимательность, активность, в случае же отвлечения – жестом или словом перенаправить на работу.

При управлении поведением ребенка с СДВГ  в детском саду работают те же принципы, что и дома. Воспитатель должен понимать: такой ребенок нуждается в большем индивидуальном внимании, в более интенсивном наблюдении и регулировании поведения. Отсюда четкие, выразительные указания и правила; отсюда частый зрительный контакт. Как и дома, в детском саду важен проактивный подход – то есть действие на опережение проблемного поведения, и частые, немедленные и эффективные действия в ответ на желательное/проблемное поведение.

Разумеется, далеко не всегда воспитатель может предоставить необходимое количество внимания и помощи одному ребенку с СДВГ, ведь в группе много других детей, и все они тоже имеют свои потребности. Поэтому воспитатель должен использовать такие методы и приемы, которые  не только помогают уменьшить проблемное поведение ребенка с СДВГ, но будут применимы и ко всем детям, улучшая качество педагогического процесса в целом.

          Неотъемлемой частью в решении проблем поведения ребенка с СДВГ является сотрудничество с родителями, которое оказывает существенное влияние на ребенка. Близким родственникам(в частности, матери) нужно объяснить, что улучшение состояния ребенка зависит не только от назначаемого специального лечения,  если таковое нужно, но в значительной мере от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему.

 При воспитании гиперактивного ребенка мать (и другие близкие) должна избегать двух крайностей:

– с одной стороны, проявления чрезмерной жалости и вседозволенности;

– с другой – постановки завышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и наказаниями.

          Частое изменение указаний и колебания настроений родителей оказывают на таких детей гораздо более глубокое негативное воздействие, чем на других. В беседах с родителями важно подчеркивать, что сопутствующие нарушения в поведении поддаются коррекции, но процесс улучшения состояний ребенка занимает  длительное время и наступает не сразу.  Воспитателю  важно сотрудничать с родителями и быть уверенным, что замечания помогают решить поведенческие проблемы, а не усиливают их; что родители применяют методы управления поведением дома. Патологические формы наказания(отвержение, осуждение ребенка и др.) приносят больше вреда, чем пользы, поэтому воспитателям и родителям важно быть партнерами и совместно применять единые подходы к воспитанию. Если родители испытывают трудности, педагоги ДОУ могут консультировать их или же направлять на специализированные программы помощи детям с поведенческими расстройствами.

Список литературы.

  1. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В.Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.
  2. Веракса Н.Е., Комарова Т.С.,Васильева М.А.От рождения до школы-М: Мозаика-синтез,2010.

Источник

пилюкова анжелика
Консультация для педагогов ДОУ «СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей»

Консультация для педагогов ДОУ «СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей».

Консультацию подготовила:

воспитатель МБДОУ

№37 «Радуга», р. п. Монино

Пилюкова Анжелика Сергеевна

Воспитывать ребенка с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) нелегко. Вас может сердить и расстраивать поведение и плохая учеба Вашего ребенка, у Вас может сложиться впечатление, что Вы – плохой родитель. Эти чувства вполне понятны, но неоправданны. СДВГ – это заболевание, и оно не является следствием плохого воспитания. СДВГ можно эффективно лечить, и, понимая состояние Вашего ребенка, Вы можете помочь ему!

Что такое СДВГ у детей?

Дети с СДВГ испытывают трудности в концентрации внимания и в связи с этим не всегда могут справлять с учебными заданиями. Они делают ошибки по невнимательности, не обращают внимания и не слушают объяснений. Иногда они могут проявлять чрезмерную подвижность, вертеться, вставать, совершать много ненужных действий, вместо того, чтобы сидеть спокойно и сосредоточиться на учебе или других занятиях. Такое поведение бывает неприемлемым в классе и создает проблемы как в школе, так и дома. Такие дети часто имеют низкую успеваемость и часто считаются озорными, непослушными, «терроризирующими» семью и сверстников в школе. При этом, они сами могут страдать от низкой самооценки, им трудно заводить друзей и дружить с другими детьми.

Читайте также:  Синдром утомляемости после перенесенной вирусной болезни

На самом деле причиной вышеуказанного поведения является недостаток определенных биологически активных веществ в некоторых отделах головного мозга.

Чем поведение детей с СДВГ отличается от поведения других детей?

Особенности поведения при СДВГделятся на три категории:

1. Симптомы невнимательности. Такие дети легко отвлекаются, забывчивы, с трудом сосредотачивают свое внимание. У них возникают проблемы с выполнением заданий, организаци5екй и соблюдением инструкций. Складывается вп5чатление, что они не слушают, когда им что-то говорят. Они часто делают ошибки из-за невнимательности, теряют свои школьные принадлежности и прочие вещи.

2. Симптомы гиперактивности. Дети кажутся нетерпеливыми, избыточно общительными, суетливыми, не могут долго усидеть на месте. В классе они стремятся сорваться с места в неподходящее время. Говоря образно, они все время в движении, как будто заведенные.

3. Симптомы импульсивности. Очень часто на занятиях в классе дети с СДВГ выкрикивают ответ до того, как учитель закончит свой вопрос, постоянно перебивают, когда говорят другие, им трудно дождаться своей очереди. Они не в состоянии отложить получение удовольствия. Если они чего-то хотят, то они должны получить это в тот же момент, не поддаваясь не разнообразные уговоры.

Ваш лечащий врач обладает всей необходимой информацией об СДВГ и может поставить правильный диагноз, основываясь на имеющихся в его распоряжении диагностических критериях.

Как выявляют СДВГ?

Все дети иногда могут быть невнимательными или гиперактивными, так что же отличает детей с СДВГ?

СДВГ выявляется, если поведение ребенка отличается от поведения других детей того же возраста и уровня развития в течении достаточно длительного времени, как минимум 6 месяцев. Эти особенности поведения возникают до 7 лет, в дальнейшем они проявляются в различных социальных ситуациях и отрицательно сказываются на внутрисемейных отношениях. Если симптомы СДВГ выражены значительно, это приводит к социальной дезадаптации ребенка в школе и дома. Ребенок должен быть тщательно обследован врачом для исключения других заболеваний, которые также могут обуславливать эти нарушения поведения.

В зависимости от основных нарушений, врачи могут диагностировать СДВГ с преобладанием невнимательности, гиперактивности и импульсивности или комбинированный тип.

Каковы причины СДВГ?

Точная причина СДВГ до настоящего времени не ясна. Однако специалисты считают, что симптомы СДВГ могут быть обусловлены комплексом факторов.Вот некоторые из них:

СДВГ имеет тенденцию передаваться по наследству, что указывает на генетическую природу этого заболевания.

– Есть основания предполагать, что употребление алкоголя и курение во время беременности, преждевременные роды и недоношенность могут также увеличивать вероятность развития у ребенка СДВГ (4, 5).

– Травмы головного мозга и инфекционные заболевания мозга в раннем детстве также создают предрасположенность к развитию СДВГ.

В основе механизма развития СДВГ лежит дефицит определенных химических веществ (дофамина и норадреналина) в некоторых областях головного мозга. Эти данные подчеркивают тот факт, что СДВГ – это заболевание, требующее соответствующей диагностики и правильного лечения.

Проходит ли СДВГ с течением времени?

Симптомы гиперактивности и импульсивности у взрослых отходят на второй план. Во взрослом возрасте СДВГ может проявлять отсутствием рационального планирования своего времени, плохой памятью, низкой академической успеваемостью и, как следствие, низким уровнем достижений в профессиональной сфере. Взрослые с СДВГ могут также страдать зависимостью от психоактивных веществ, наркоманией, депрессией.

Я очень устаю от того, как ведет себя ребенок. Это моя вина?

Поведение ребенка при СДВГ может быть крайне невыносимым. Оно часто заставляет родителей испытывать вину и стыд. Наличие у ребенка СДВГ не означает, что Вы плохо его воспитали. СДВГ – это заболевание, требующее надлежащей диагностики и правильного лечения. При эффективном лечении можно нормализовать поведение в школе и дома, повысить самооценку ребенка, облегчить ему социальное взаимодействие с другими детьми и взрослыми, т. е. помочь ребенку раскрыть свой потенциал и вернуть его к полноценной жизни.

Читайте также:  Орви с обструктивным синдромом комаровский

Чем я могу помочь своему ребенку, если он страдает СДВГ?

Вооружитесь знаниями и правильным пониманием СДВГ! Существует достаточно много источников, из которых Вы можете почерпнуть полезную информацию. Ребенок с СДВГ нуждается в соответствующем наблюдении врача. Одной из сторон лечения является психологическая помощь и поддержка ребенка.

Поговорите с учителями Вашего ребенка о его поведении. Убедитесь, что они понимают, что происходит, и так Вы поможете своему ребенку.

Как лечить СДВГ?

Наиболее оптимальным является комбинированное лечение, заключающееся в сочетании лекарственной терапии и психологической коррекции.

Как мне вести себя с ребенком с СДВГ?

1. Вырабатывайте позитивное отношение.

Дети с СДВГ болезненно реагируют на критику. Вместо того, чтобы критиковать ребенка и говорить ему, что он НЕ должен делать, обратите свои замечания в более позитивную сторону и скажите ребенку, что ему СЛЕДУЕТ делать. Например,вместо: «Не бросай свою одежду на пол», –попробуйте сказать: «Давай я помогу тебе убрать одежду».

Помогите своему ребенку развивать привычку к позитивным мыслям. Например,вместо мысли: «Я не могу это сделать», помогите ему настроиться на то,что ему сделать по силам: «Я могу сделать это!»

2. Не скупитесь на похвалу.

Дети расцветают, когда родители их хвалят.Например: «Ты сегодня сделал домашнюю работу хорошо и быстро»,или: «Я горжусь тобой».

Все мы иногда совершаем ошибки и небольшие проступки. Вместо того, чтобы сердиться, когда Ваш ребенок что-то испортил,скажите что-нибудь вроде: «Не переживай, это можно починить».

3. Помогите своему ребенку не волноваться.

Такие занятия, как спокойные игры, прослушивание приятной музыки, принятие ванны, помогут Вашему ребенку успокоиться, когда он раздражен или разочарован.

4. Составьте для ребенка простые и ясные правила. Детям нужен определенный распорядок. С его помощью они знают, когда и что им нужно сделать, и чувствуют себя спокойнее. Выполняйте ежедневные дела в одно и то же время дня.

– Обедайте и ужинайте в одно и то же время.

– Помогите ребенку не откладывать дела, которые обязательно нужно сделать.

– Ведите список важных дел.

– Учите ребенка планировать свой день. Начните с того, чтобы собирать школьные принадлежности заранее.

5. Больше общайтесь.

Разговаривайте со своим ребенком. Обсуждайте с ним разные темы, – что случилось в школе, что он видел в кино или по телевизору. Узнайте, что думает ребенок. Задавайте открытые вопросы, которые предполагают рассказ, а не односложный ответ. Когда Вы задаете ребенку вопрос, дайте ему время подумать и ответить. Не отвечайте за него! Слушайте, когда он говорит с Вами, и давайте позитивные комментарии. Пусть Ваш ребенок почувствует, что он и его дела Вам интересны.

6. Ограничьте количество отвлекающих факторов и контролируйте работу ребенка. Когда Вашему ребенку необходимо сосредоточиться на выполнении задания, ему необходимы особые условия. Уменьшение отвлекающих факторов поможет лучше сконцентрироваться.

– Убедитесь, что у Вашего ребенка достаточно возможности «выпустить пар». Часто детям требуется передышка между школой и домашней работой.

– Удостоверьтесь, что ребенок понимает, что от него требуется при выполнении задания.

– Некоторые задания нужно разбить на несколько частей, чтобы сделать их выполнимыми.

– При необходимости контролируйте занятия и домашние дела.

– Регулярные перерывы позволят ребенку отдохнуть и затем снова сосредоточиться.

7. Правильно реагируйте на плохое поведение.

-Объясните, что именно Вас рассердило в его поведении.

– Избегайте обобщений (например,вместо: «Ты никогда меня не слушаешь»,скажите: «Я сержусь, потому что ты сейчас меня не слушал»).

– Наказание должно быть справедливым и соответствовать по своей строгости совершенному проступку.

– Не вступайте в споры с ребенком.

– Будьте непреклонны в своих решениях, но не прибегайте к тактике угроз.

Ясные правила и определенный распорядок дня облегчат принятие ребенком норм поведения.

8. Отдыхайте сами. Иногда Вам тоже нужен отдых и время для себя. Пригласите кого-нибудь посидеть с ребенком или отправьте ребенка к заслуживающему доверия другу.

9. Если Вы чувствуете, что не справляетесь, поговорите с врачом, который даст необходимый совет.

Источник