Синдром дефицита внимания у детей профилактика

Сегодняшняя статья для тех мам и пап, которые опустили руки из-за справедливых замечаний от педагогов и воспитателей по причине импульсивного поведения их чада.
Такие несдержанные проявления принято называть гиперактивностью.
Чем оказать помощь такому ребенку? Как построить процесс обучения и воспитания для него? Об этом и пойдет речь сегодня.
СДВГ – или «Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности» достаточно редко ставится врачами.
Точнее, таких детей только 3% во всем мире.
Причем подобный диагноз может подтвердить только специалист после многих диагностических тестов и обследований. Дети с подобным отклонением в развитии могут проявлять первые симптомы до семилетнего возраста. У некоторых они могут появиться только к 10-11 годам.
Малыши с дефицитом внимания:
- суетливы;
- слишком подвижные;
- очень много разговаривают;
- не в состоянии сосредоточиться на важных делах;
- имеют низкий уровень концентрации внимания;
- выказывают проблемы с функцией самоконтроля;
- поступки их импульсивны;
- склонны забывать общепринятые правила.
10 важных советов для родителей и учителей
1. Не стоит сразу вываливать на малыша большой объем информации, он не в состоянии все сразу запомнить и выполнить.
Психологи рекомендуют новый материал озвучивать дробно, а задания давать поэтапно.
2. Такой ребенок не понимает последствий своих поступков. Если он разбил чашку, бросая в комнате мяч, то он этого точно не хотел. Просто не понимал, к чему такое поведение может привести.
Стройте процесс коммуникации с опорой на близкую перспективу. Не «Если ты сейчас не сделаешь уроки, вечером тебе не видать компьютера», а «Прочитай этот параграф и я сразу же дам тебе твое любимое пирожное».
Гиперактивным детям очень сложно учиться в школе. Только представьте, контрольную он написал сегодня на уроке, а отметку за нее поставят только завтра. Для него желательно награду получить уже сейчас.
3. Сформируйте правильную систему поощрений. Проблемному малышу идеально подойдет прием с жетонами или поощрительными карточками. За каждое хорошо выполненное дело он должен получить жетон-поощрение. Несколько собранных жетонов обмениваются на приятный бонус.
4. Используйте часы, лучше песочные. С их помощью ребенку проще контролировать, когда заканчивается выделенное на уроки или домашние обязанности время.
5. Когда вы планируете поход в больницу или в другое общественное место, важно заранее продумать, чем будет занят ваш отпрыск в очереди. Если не занять непоседу, то проблемы вам точно обеспечены.
6. Обратитесь за помощью к психологу. Найдите такого, который сможет постоянно работать с вашим чадом. Учите соблюдать границы в общении с окружающими.
7. Не пренебрегайте режимом дня. Он поможет дозировать отдых и нагрузку. Больше привлекайте его творческой деятельности. Это успокаивает шалопая.
8. Исключите физические наказания. Подобные методы только усугубляют ситуацию и провоцируют агрессию малыша. Используйте поощрения!
9. За партой лучше такого школяра усаживать одного. Для него важно иметь рядом с собой хотя бы метр свободного места.
10. Педагогу необходимо принять особенности такого обучающегося и следить за собственной речью. Своим личным примером учитель научит принимать людей вокруг и проблемного малыша.
ВНИМАНИЕ! Приглашаем в наш интернет-магазин детских товаров с доставкой по всей России. Огромный ассортимент, кэшбек на баланс аккаунта, персональные скидки, подарочные сертификаты.
«МОЙ МАЛЕНЬКИЙ МАЛЫШ» Приятных покупок!
Источник
Причиной психологических и поведенческих расстройств у ребенка может выступать синдром дефицита внимания, который часто сопровождается гиперактивностью. По статистике нарушения работы ЦНС, провоцирующие чрезмерную подвижность, невнимательность и раздражительность детей, диагностируются у мальчиков в 5-6 раз чаще, чем у девочек. Патологические изменения в поведении поддаются терапии, а методы психологической коррекции способствуют успешной адаптации ребенка в обществе.
Причины появления у детей СДВГ и его симптомы
Проведенные научные исследования позволяют выделить несколько причин и факторов, провоцирующих появление у детей СДВГ:
- Наследственность — генетическая предрасположенность в 50% случаев;
- Полученные микротравмы и повреждения ЦНС эмбриона вследствие патологий беременности и внутриутробных инфекций;
- Осложненные и преждевременные роды;
- Алкогольный синдром плода, курение и употребление будущей матерью токсичных веществ;
- Перинатальная гипоксия новорожденного;
- Прием в пищу еды, выращенной с применением пестицидов;
- Окружение и воспитание малыша — нездоровая остановка в семье: частые скандалы, крики, демонстрация близкими примеров нетерпимости в отношении других людей;
- Наличие у ребенка астмы, аллергии, хронических заболеваний, которые усиливают внутренний дисбаланс и отрицательно влияют на его поведение и социализацию.
За проявление эмоций, оценку ситуации и прогнозирование последствий своих поступков отвечают лобные доли головного мозга. Контроль движений, обучение, а также развитие и функционирование речи, памяти, мышления и внимания обеспечивается работой базальных ядер. У детей с СДВГ функционирование данных областей мозга нарушено. Это происходит из-за блокировки поступающими в организм вместе с едой пестицидами важного для нервной системы фермента — ацетилхолинэстеразы. Следствием нарушений также является ослабление действий нейромедиаторов, отвечающих за передачу информации между различными структурами головного мозга.
Видео синдром гиперактивности у детей
Основные симптомы СДВГ у ребенка
- Повышенная речевая и двигательная активность. Малыш чрезмерно болтлив, постоянно издает нечленораздельные звуки (хмыкает, хрюкает, покашливает, тяжело и громко вздыхает), говорит резко, прерывисто и часто заикается. Ребенок не может спокойно усидеть на месте даже в короткий промежуток времени — он крутится на стуле, совершает непроизвольные движениями плечами, кистями рук и стопами ног, хлопает в ладоши.
- Импульсивность поведения. Ребенок беспричинно совершает хаотичные движения, постоянно пытается куда-то убежать, залезть, запрыгнуть, а также плохо и мало спит. Во время школьного урока дети с СДВГ часто встают со своего места и бесцельно ходят по классу, отвечают на вопросы учителя, не задумываясь и не дослушав до конца.
- Дефицит внимания — отсутствие возможности сконцентрироваться на чем-либо, как следствие — плохая успеваемость в школе. Гиперактивные дети не в состоянии совершать цепочку из последовательно идущих действий, соблюдать правила, придерживаться инструкций, они не владеют навыками самоорганизации.
- Неуравновешенность, вспыльчивость и агрессивное поведение в отношении окружающих людей из-за запоздалого эмоционального развития в возрасте 5-6 лет.
- Нервный тик (подергивание мышц лица и тела, мигание глазами), головные боли, наличие беспричинных страхов и фобий.
Насторожить родителей должна небольшая задержка в развитии у малыша 1-3 лет речи, наличие неловкости и неуклюжести на фоне ровесников, которые уже овладели положенными для этого возраста моторными навыками. Из-за известного периода развития детей, именуемого кризисом 3-х лет, особенности поведения малыша списываются на нигилизм, строптивость и негативизм переломного возрастного момента. Однако часто расторможенность и неуправляемость являются симптомами гиперактивности и СДВГ. При наличии нервного тика самым ранним нарушением является постоянное откашливание, не спровоцированное физиологическим дискомфортом и болями в горле. Непроизвольные, регулярно повторяющиеся движения мышц лица и тела со временем становятся более сложными — ребенок начинает постоянно теребить нос, поправлять челку, похлопывать себя по животу или дуть на ладони.
У детей может наблюдаться гиперактивность без СДВГ. Такой малыш часто суетлив, легкомысленен, многословен, желает все время находиться в центре внимания. Эти черты характера и поведения провоцируют тягу к авантюрам и неоправданному риску, что приводит к созданию опасных для жизни и здоровья ситуации.
Синдром дефицита внимания не всегда сопровождается гиперактивностью. В этом случае у детей не наблюдается явно выраженного поведенческого расстройства, однако ребенок с таким диагнозом не слушает собеседника, не реагирует на замечания, не может сосредоточиться и выполнить задание, быстро забывает смысл услышанного.
Лечение и профилактика синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей
Вовремя не диагностированный СДВГ может спровоцировать у ребенка появление в будущем негативных особенностей психики, которые не будут поддаваться коррекции. От 25% до 45% детей с синдромом очень рано начинают употреблять алкоголь, принимать наркотики, совершают попытки к суициду, а 20% демонстрируют физическую агрессию в адрес окружающих. Гиперактивный ребенок имеет сложности с социальной адаптацией, во взрослом возрасте у человека с СДВГ часто не складывается личная жизнь.
Диагностика синдрома происходит в процессе наблюдения неврологом, детским психологом или психиатром за поведением юного пациента. Врач делает выводы после бесед с родителями, которые высказывают свои опасения и мнение о развитии малыша, а также на основе результатов МРТ головного мозга, электроэнцефалограммы и анализов крови:
- На гормоны щитовидной железы;
- Наличие свинца при вероятности интоксикации организма;
- Определения уровня железа для исключения развития анемии.
Врач выясняет детали течения беременности и родов, уточняет список перенесенных малышом заболеваний. С ребенком проводится специальное психологическое тестирование.
После постановки диагноза назначается медикаментозное лечение с применением трициклических антидепрессантов, психостимуляторов и препаратов, содержащих атомоксетина (томоксетина) гидрохлорид.
Психологическая коррекция как часть лечения и профилактики появления синдрома включает в себя применение различных педагогических мер, направленных на преодоление ребенком сложностей общения с окружающими. Детей с СДВГ необходимо чаще хвалить и обращать внимание на положительные черты их характера. Малыша с 2-х лет нужно приучать к распорядку дня, а к 5 годам организовать ему личное жизненное пространство (уголок или отдельную комнату). Гиперактивым детям рекомендуют чаще гулять на улице, ходить на занятия в спортивные секции, чередовать спокойные настольные игры с подвижными.
СДВГ часто встречается у современных детей и не должны пугать родителей. Эти синдромы давно изучены учеными и хорошо поддаются коррекции и терапии.
Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.
Источник
Очень нелегко быть родителем ребенка с СДВГ, требуется много терпения и понимания ребенка и ситуации, много собственных сил, чтобы воспитывать своего неугомонного малыша правильно. В предыдущей статье о СДВГ у ребенка мы обговорили 4 важных условий воспитания ребенка с таким синдромом, сегодня хочется остановиться еще на 10 важных рекомендациях родителям ребенка с СДВГ.
ПОДПИШИТЕСЬ на канал, КОММЕНТИРУЙТЕ, делайте РЕПОСТЫ, делитесь с ДРУЗЬЯМИ!
Приветствую вас, уважаемые читатели! Заходите, присоединяйтесь к беседе. Обратите внимание на следующие рекомендации, они могут вам пригодиться.
1. Примите своего ребенка таким, какой он есть. Будьте с ним настойчивы и последовательны в своих требованиях и установленных правилах: отклонение от них может свести ваши усилия к нулю. Используйте меньше запретов, но если вы запрещаете что-то, то запрет должен действовать всегда, вне зависимости от обстоятельств.
2. В случае непослушания повторяйте свою просьбу до тех пор, пока ребенок ее не выполнит, одними и теми же словами, одним и тем же ровным тоном. Не помогло? Встаньте или сядьте на уровень ребенка так, чтобы смотреть ему в глаза, обнимите его за плечи и повторите просьбу. Это работает почти всегда. В случае провинности не ругайте, а попробуйте отреагировать неожиданным образом: пошутите, сфотографируйте его, шутливо передразните его действия. Всегда выслушивайте ребенка.
3. Вы считаете, что уделяете ребенку все свое внимание? Знайте: ребенку с СДВГ внимания нужно ровно в два раза больше. Это можно сравнить с важным телефонным звонком, на который не ответить нельзя, что бы вы ни делали в данный момент. Если ребенок просит, помогайте ему в любых начинаниях: рисовании, изготовлении поделки или выполнение домашнего задания. Устраивайте регулярный отдых на природе вместо походов в торгово-развлекательные центры или в места с большим скоплением народа. Не выясняйте отношений в присутствии ребенка.
4. Гиперактивного малыша легче организовать, если у него установлен строгий режим дня: подъем, водные процедуры, приемы пищи, выполнение домашних заданий и отход ко сну в одно и то же время. Организуйте место для занятий в комнате, где нет отвлекающих факторов типа телевизора, компьютера, магнитофона, игрушек и т.д. Контролируйте выполнение домашних заданий, мягко, но уверенно пресекая попытки отвлекаться.
5. Придумайте поощрения за сделанное задание и наказание за плохое поведение. Некоторые родители заводят дневник самоконтроля. Можно рисовать в специальной тетрадке веселые смайлики за хорошие поступки за день, а грустные – за плохие. В конце дня ребенок наглядно видит, какое поведение преобладало, побеседуйте с ним на эту тему, вместе найдите выход из сложившейся ситуации.
6. Никогда не применяйте агрессию и физическое наказание. Если поведение ребенка вышло из-под контроля, отправьте его одного спокойно посидеть в комнате, лишите любимого лакомства или удовольствия на определенный срок. Помогает также простое крепкое удерживание ребенка в своих объятиях или счет до трех. Например: «Считаю до трех, если ты не перестанешь прыгать на диване, то о походе в парк можешь забыть! Рааааз.. Дваааа.. » и т.д. Будьте последовательны и всегда выполняйте то, что обещали, будь то поощрение или наказание.
7. Дети с СДВГ особенно зависимы от похвалы и поощрений. Нежелательное поведение полезно игнорировать, если оно потенциально не опасно для него самого или не причиняет неудобств окружающим.
8. Доверьте ребенку несложные обязанности соответственно его возрасту и постепенно их расширяйте. Самое трудное для него – это начать выполнение задания, помогите ему с этим. У ребенка нарушено внимание, поэтому задания должны быть односложными и контролироваться в процессе выполнения. Заведите семейные традиции, что также хорошо дисциплинирует.
9. Не вините ребенка в плохом поведении, потому что его плохое поведение неумышленно. Лучше вовремя обращаться к специалистам, которые могут оказать психологическую, медицинскую и педагогическую помощь. Лучший возраст для коррекции – 5 – 10 лет, только не ждите, что симптомы пройдут сами собой за пару месяцев или лет.
10. Снимать излишний мышечный тонус и нервное напряжение поможет правильно подобранные физические занятия: полезны этим деткам йога и плавание, которые хорошо успокаивают физически и психически, улучшают показатели успеваемости.
Любовь, терпение и мягкая настойчивость родителей может творить чудеса: изменить атмосферу в семье и облегчить состояние ребенка, от которого страдает в первую очередь он, выполняя ежедневно все условия и рекомендации.
Будьте здоровы и успешны вы и ваши дети!
Источник
Профилактика возникновения СДВГ
Не существует свидетельств того, что СДВГ можно предотвратить. Тем не менее, существуют способы помочь детям добиваться наилучших результатов, как дома, так и в школе.
Может ли качественное дородовое наблюдение помочь в предотвращении СДВГ?
Плохое дородовое наблюдение ассоциируется с СДВГ. Поэтому, если Вы ожидаете ребёнка, Вы можете сами повысить вероятность рождения малыша без СДВГ, следя за своим здоровьем во время беременности. Правильное питание и регулярные осмотры у врача очень важны, также как избегание употребления алкоголя и наркотических веществ.
У детей, матери которых курили во время беременности, риск возникновения СДВГ в два раза выше. Некоторые исследования прослеживают взаимосвязь между влиянием свинца на беременную женщину или на маленького ребёнка и возникновением СДВГ. Другие фокусируются на исследовании связи между СДВГ и преждевременными родами. При этом все вышеперечисленные исследования акцентируют внимание на правильном наблюдении беременности.
Играет ли питание роль в предотвращении СДВГ?
Обеспечение хорошего, здорового питания ребёнку с самого раннего возраста привьёт ему привычку правильно питаться. Сбалансированная диета, достаточное количество физических нагрузок и активности может помочь всем детям, даже тем, кому уже поставлен диагноз СДВГ.
Не существует научных подтверждений взаимосвязи между возникновением СДВГ и употреблением сахара. Но многие эксперты сходятся во мнении, что изменение рациона ребёнка может снизить уровень гиперактивности. Бен Файнхолд разработал популярную диету для лечения гиперактивности. Это исключающая диета, при которой из рациона выводятся искусственные красители, усилители вкуса и консерванты. Медицинское сообщество не приняло эту диету, а некоторые исследования даже опровергли её эффективность, но всё же многие родители, испробовавшие её применение, отмечали улучшения в поведении их детей.
Переработанный сахар и карбогидраты (углеводы) могут могут влиять на уровень активности ребёнка. Это происходит из-за резкого повышения уровня глюкозы в крови, который происходит благодаря быстрому поступлению этих веществ в кровеносную систему. Такой резкий выброс сахара в кровь может спровоцировать скачок адреналина, повышающий активность ребёнка. После чего активность снижается и могут наблюдаться перепады настроения, когда уровень адреналина снижается.
Родителей поощряют исключить некоторые продукты из рациона детей, если им кажется, что эта пища плохо влияет на поведение ребёнка с СДВГ. В то же время некоторые эксперты считают, что у детей могут наблюдаться определённые перемены в поведении после исключающей диеты из-за того, что члены семьи немного меняют своё поведение, пока придерживаются диетических ограничений. Поведение ребёнка может улучшиться, но не благодаря диете, а как результат получения ребёнком большего количества внимания родителей.
Очень важно не перестараться с ограничивающей диетой для ребёнка. Главным образом для того, чтобы не создать недостаток получаемых с пищей питательных веществ. Диетологи и доктора могут помочь Вам в составлении здорового плана питания для Ваших детей.
Может ли соблюдение чёткого распорядка дня помочь в предотвращении СДВГ?
Все дети получают только пользу от соблюдения распорядка дня и чёткости поставленных задач, но особенно это важно для детей с СДВГ. Если вы повесите расписание занятий на день на заметном для ребёнка месте, ему будет гораздо проще понять, чего от него ожидают. Такие расписания должны составляться с указанием времени для конкретной деятельности, например:
Пробуждение.
Приём пищи.
Время для игор.
Выполнение домашнего задания.
Выполнение обязанностей по дому.
Просмотр телепередач.
Принятие участия во внеплановой деятельности.
Сон.
Как только расписание составлено, рутинные обязанности должны ежедневно выполняться максимально приближено к расписанию. Если планируются какие-либо отклонения от расписания, Вы должны зарание объяснить их ребёнку. И, хотя вывешивание расписания не предупреждает возникновения СДВГ, оно поможет Вашему ребёнку лучше справляться с повседневными обязанностями.
Для детей постарше, независимо от того, есть у них СДВГ или нет, важно придерживаться расписания в выполнении домашних заданий. Также важно, чтобы у ребёнка было специальное место для выполнения домашних заданий, где его ничего не отвлекало бы. Существенным элементом при этом являются небольшие перерывы в работе. Особенно это важно для гиперактивных детей, которым сложно подолгу сидеть на месте и сосредотачиваться.
Каким образом управление поведением помогает в предотвращении возникновения СДВГ?
Многие врачи полагают, что можно контролировать поведение ребёнка при помощи управления поведением. А некоторые эксперты даже считают его действенным в предотвращении СДВГ, и для контроля поведения ребёнка с СДВГ.
Первым шагом в управлении поведением будет построение положительных отношений между родителями и ребёнком, основанных на желании ребёнка сделать приятно родителям. Специалисты утверждают, что этого можно достичь, ежедневно проводя некоторое количество времени с ребёнком. Это время должно выделяться, как «специальное время», во время которого право выбора деятельности должно принадлежать ребёнку. Ваша задача при этом – помогать Вашему сыну и дочери получать приятные впечатления. Целью такого время препровождения является установление хороших отношений между Вами и Вашими детьми. Когда эта методика даст результат, Ваш ребёнок сам будет заинтересован в том, чтобы Вам угодить.
Следующим шагом в управлении поведением станет использование положительного закрепления результата, когда Ваш ребёнок ведёт себя хорошо. Хвалите его, когда он придерживается хорошего поведения, таким образом Вы сможете поощрить ребёнка чаще весть себя хорошо. Очень важно при этом, чтобы поощрение было не только материальным, но и социального характера. Материальным вознаграждением может быть разрешение посмотреть телевизор или получение символической награды, которая должна что-то символизировать.
Эксперты поощряют родителей отмечать хорошее поведение ребёнка как минимум пять раз за день, при этом как-то символично его награждать. Желание ребёнка хорошо себя вести часто увеличивается, когда он начинает понимать, что родители ценят это и замечают.
Важно выставлять разумные требования к детям, основываясь на том, что нормально для их возраста, и ставить больший акцент на новую деятельность. Убедитесь в том, что дети понимают, что именно Вы от них ожидаете. Если Вы позволите ребёнку самому выбирать материальные поощрения, которые он или она получает, Вы тем самым несколько усиливаете позицию Вашего ребёнка в этой программе. Это повысит шансы на успех.
Важно переубедиться, что ребёнок понимает Ваши ожидания. Один из способов это сделать – это добиться внимания ребёнка, внимательно посмотрев в его/её глаза. Все указания делайте простыми, чёткими, лаконичными и объясняйте их спокойным голосом. Вы также можете попросить Вашего ребёнка повторить задание, чтобы убедиться, что он его действительно понял.
И, наконец, очень важно оставаться последовательным в таком подходе. Если Вы не наградите ребёнка за хорошее поведение, Вы сами перепутаете его ощущения, дадите ему понять противоречивость подхода.
Изменит ли применение наказаний поведение?
Последним шагом управления поведение является применение негативных последствий за нежелательное поведение. Случаи плохого поведения ребёнка должны уменьшиться, если его за это регулярно наказывать.
И опять же, очень важно чётко объяснить ребёнку, какого именно поведения Вы от него ожидаете. Таким образом Вы достигнете понимания ребёнком Ваших ожиданий.
Начните с пояснения того, как надо себя вести и какое поощрение ожидает ребёнка за такое правильное поведение. Потом объясните ему, какие будут негативные последствия за невыполнение Ваших просьб.
Последовательность очень важна. Если Вы последовательны, ребёнок поймёт, что его плохое поведение не пройдёт незамеченным. Также важно быть умеренно строгим. Чрезмерная строгость может дать обратный эффект. В медицинской сфере неоднозначно относятся к наказаниям за плохое поведение. Медики сходятся в одном мнении – наказание не должно быть жестоким и не должно быть физическим, равно как и не должно применяться с целью отомстить.
Может ли поведенческая терапия помочь детям с СДВГ?
Для того, чтобы поведенческая терапия принесла положительный результат, ребёнку с СДВГ надо постоянно напоминать о том, чего именно Вы от него ожидаете и каков будет результат непослушания. Одним из методов такого напоминания может быть составление списка ожиданий, возможных наказаний и поощрений, и помещение такого списка в заметном для ребёнка месте.
Детям с СДВГ также нужно часто говорить об их успехах. Им гораздо легче справляться с краткосрочными целями. Можно несколько разнообразить эту программу регулярной сменой поощрений, чтобы ребёнку не было скучно.
Могут ли родители помочь предотвратить СДВГ, если они научат ребёнка концентрации внимания?
Если вовлекать ребёнка дошкольного возраста в разнообразную деятельность, такую как активные игры, игра в кубики, головоломки, Вы сможете научить его концентрации внимания. Одним из приемов также является чтение для ребёнка, как и использование техник воспитания. Частый физический контакт и эмоциональность – тоже очень важные инструменты.
Не все эксперты соглашаются с этим мнением, но многие считают, что телевизор может плохо повлиять на способность ребёнка к обучению и концентрации внимания. Независимо от того, влияет ли телевидение на способность ребёнка сосредотачиваться, специалисты Американской академии педиатрии считают, что у детей до двух лет должен быть ограниченный доступ к телевизору, а дети старше двух лет не должны смотреть телевизор больше 1-2 часов в день.
Некоторые исследования показывают, что обучение детей с СДВГ концентрации внимания может существенно улучшить их способность удерживать внимание на конкретной деятельности. В одном из исследований детям с СДВГ и без СДВГ давались визуальные и звуковые задания на внимательность. Сначала задания были относительно простыми. Потом их постепенно усложняли. Многие из этих заданий были повторяющимися и неинтересными, что обычно вызывает трудности у детей с СДВГ. Этот тренинг включал повторяющиеся задания на внимательность, анализ плохого выполнения этих заданий и постановку новых целей; а также стратегии создания, оценки и пересмотра для достижения поставленных целей.
После программы всем участникам были даны визуальные и звуковые задания на внимательность. Результаты выполнения этих заданий сравнивались с показателями до прохождения тренинга. Предтренинговые результаты детей с СДВГ были хуже результатов детей без СДВГ. Пост тренинговые результаты показали, что дети с СДВГ выполняли задания на том же уровне, что и здоровые дети, а также лучше, чем дети с СДВГ, не проходившие тренинг.
Источник