Синдром дефицита внимания у ребенка 12 лет

Бытует мнение, что к 12 годам, СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) исчезает. Но это не соответствует реальности, ведь основные симптомы сохраняются и в зрелом возрасте. СДВГ у подростков не обязательно проявляется гиперактивностью и повышенной возбудимостью, как это часто происходит у детей.
О подростках могут отзываться как о ленивых, невнимательных и рассеянных людях. Они больше остальных склонны к прокрастинации (откладыванию важных дел на потом), ранимы и мало думают о том, как их слова и поступки, совершенные импульсивно, повлияют на дальнейшие отношения с окружающими.
Симптомы СДВГ у подростков
Убеждение некоторых родителей в том, что дефицит внимания у подростка пройдет с возрастом, грозит переходом симптоматики и во взрослую жизнь. Необходимо вовремя выявить синдром и обратиться за квалифицированной помощью.
Дело в том, что в период полового созревания происходит гормональный всплеск, влияющий абсолютно на все сферы жизни ребенка. И даже если в детском возрасте симптоматика СДВГ не была обнаружена, в 12-13 лет она может проявить себя очень ярко.
Принято выделять симптомы первого и второго типа.
Первый – это гиперактивность.
Второй представлен признаками рассеянности. Но могут быть и сопутствующие проявления. Ниже детальнее описаны признаки синдрома дефицита внимания у подростков.
Как СДВГ проявляет себя в подростковом возрасте
Как СДВГ проявляет себя в подростковом возрасте | |
Признак | Описание |
Импульсивность | Ребенок может осуществлять необдуманные действия, за которые ему позже бывает стыдно. Иногда возможны слишком эмоциональные проявления, вплоть до агрессивности. Как правило, конфликты в школе и семье усиливаются. Подросток становится замкнутым, неуверенным в себе. Его легко вывести из себя. Также присутствуют постоянные движения рук и ног, неугомонность, своеобразное «недержание речи». |
Неспособность сосредоточения и концентрации внимания | Может складываться впечатление, что ребенок не слышит, как вы к нему обращаетесь. Он небрежно относиться к мелочам, выполняет задания и любые действия некачественно, с упущением нужных этапов. Также при СДВГ подросток часто теряет ключи, тетради, очки. Плюс, он забывает позвонить или прийти на встречу. Задачи, в которых требуется большая концентрация внимания, такими детьми избегаются. |
Беспокойство, депрессивные расстройства | Это не обязательные признаки, но очень распространенные. Ребенок может стать апатичным, иметь усталый вид. Появляется меланхоличность, плаксивость, острое реагирование даже на малые трудности. |
Ухудшение успеваемости в учебе | Несмотря на то, что такая проблема наблюдается практически у всех подростков, даже абсолютно здоровых, при СДВГ данное проявление может только усугубиться. |
Стоит отметить влияние тревожно-депрессивных расстройств на протекание СДВГ. Они могут стать причиной появления алкоголизма и наркомании. Поэтому не стоит затягивать с походом к врачу для своевременной диагностики синдрома и определения курса лечения.
Признаки СДВГ у мальчиков и девочек: есть ли различия?
Синдром дефицита внимания и гиперактивности у подростков разного пола может проявляться по-разному. Как показывает практика, появлению синдрома больше подвержены мальчики.
Диагностировать синдром у парней в разы проще, ведь симптоматика проявляется ярче, и именно так, как ее представляют обычные люди.
Так, они скорее гиперактивны, импульсивны, имеют признаки первого типа. Именно поэтому мамы вовремя отводят сыновей на диагностику, сетуя на плохое поведение и съехавшую успеваемость.
СДВГ у девочек школьного возраста проявляется несколько по-другому. Они не будут утомлять родителей своей постоянной неусидчивостью и сверхвозбудимостью. Однако, утеря ключей, бесконечные разговоры и неспособность нормально сконцентрироваться, могут выдать наличие синдрома.
Отзывы родителей подростков с СДВГ
Каждый ребенок индивидуален. Это касается и проявлений СДВГ. Так, синдром может проявиться себя по-разному, в каждом отдельном случае. Ниже представлены отзывы мам, столкнувшись с подобной проблемой.
Ирина | Поначалу считала, что просто переходной период пошёл (постоянная невнимательность, обман, ухудшение успеваемости, неаккуратность, неспособность сидеть на месте больше 20 минут). Если читать нотации — идет агрессия. Думала, что проблема во мне как родителе, что не наладить контакт с сыном. |
Кира | Ребенок умненький, все, что привлекает внимание — сразу запоминает. А вот то, что нет -проходит мимо него. Но школа для нас — это настоящая каторга. |
Гость | Мы с мужем дочку называем «настоящий живой ребенок». Причем порой создается впечатление, что остальные дети какие-то необычайно малахольные. Просто мамочки, которые жалуются от активности ребенка, задумайтесь, а что было бы, если бы ваши дети хоть на неделю стали «обычными»?. Не факт, что это лучше. Любите своих деток такими, какие они есть. |
Гость | На учебе ребенок ужасно себя ведет. Постоянные проблемы в отношениях с одноклассниками. При этом учится неплохо, но ужасно невнимательный и рассеянный. |
Гость | Я переживаю, что не самостоятельный, безответственный сын растет. Без контроля сам уроки не сделает, будет увиливать от выполнения домашнего задания. Или просто сядет, и уткнется в одну точку или телефон. Плюс, ему как будто все равно как выглядеть. |
Детальнее с отзывами можно ознакомиться на сайтах woman.ru и forum.materinstvo.ru.
Вывод
Как показывает практика, симптомы СДВГ у подростков проявляются либо по одному из двух типов признаков, либо в смешанном порядке. Однако диагностировать синдром не сложно, если внимательно отнестись к своему чаду.
Именно здоровые отношения в семье, забота и желание помочь и услышать своего ребенка будут способствовать скорому выздоровлению. Главное – это быстрое оказание необходимой помощи не зависимо от проявляемой симптоматики.
Синдром дефицита внимания у подростков (Видео)
Источник
Гимранов Ринат Фазылжанович
Невролог, нейрофизиолог, стаж – 33 года;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.
Об авторе
Дата публикации: 9 августа, 2019
Обновлено: 23 ноября, 2020
СДВГ – один из самых распространенных синдромов нарушения поведения у детей. В мире, им страдают от 8 до 10 %. Распространено мнение, что это исключительно детская болезнь, якобы, к 12-13 годам ребенок ее перерастает. Однако это не так.
СДВГ обусловлен изменениями в строении головного мозга, поэтому избавиться раз и навсегда от симптомов, без постоянной работы над собой, не получится.
Гормональный взрыв, случающийся в подростковом возрасте, на фоне дефицита йода, усиливает основные симптомы СДВГ: тревожность, сложности с концентрацией внимания. При этом заболевание проявляет новые признаки, незамеченные ранее.
Признаки СДВГ у подростков
У подростков условно выделяют два вида СДВГ в зависимости от симптомов: синдром дефицита внимания и синдром гиперактивности, со своими симптомами у каждого.
При этом признаки каждого вида проявляются в большом количестве.
Нельзя поставить диагноз только по одному или двум симптомам. Врачи считают, что необходимо выявить минимум 6 признаков, для того, чтобы утверждать, что ребенок не здоров.
Признаки гиперактивности у подростка:
- Забывчивость.
- Рассеянность. Из-за этого такие дети часто теряют важные мелочи: ключи, очки, сменную обувь или вещи в школе, телефоны.
- Легко отвлекаются от важной задачи.
- Невнимательность к деталям, небрежность, из-за которой допускается множество ошибок.
- Сложности с концентрацией внимания на условиях игры или задании, особенно командного.
- Не завершают начатое.
- Постоянно меняющиеся увлечения. При этом ни в одном нет значимых достижений.
- Неорганизованность.
- Постоянные опоздания.
- Стараются избегать сложных задач, требующих продолжительного сосредоточения. Не любят выполнять большие творческие задания, составлять графики и таблицы.
Уклоняются от любой деятельности, которая требует сосредоточения и продуманности. Потому что такими навыками не владеют, освоить их трудно.
Вторая разновидность заболевания – гиперактивность, подростки неконтролируемо много двигаются, импульсивны, грубы.
Этот диагноз можно ставить, если у ребенка есть минимум 6 признаков из следующего списка:
- Постоянные движения рук и ног, даже в моменты относительного покоя (например, дергает ногой во время урока или выполнения домашнего задания).
- Непоседливость, желание вскакивать и менять место дислокации в неподходящий момент.
- Тяжело заниматься работой, требующей усидчивости. Это касается как интеллектуального труда, так и физического.
- Чрезмерная болтливость. Подростку сложно молчать даже в неподходящей для разговоров ситуации.
- Привычка высказываться, не дослушав собеседника. Например, отвечать на вопрос учителя, не дослушав его до конца.
- Часто перебивает собеседников. Не слушает и не запоминает обращенную к нему информацию.
- Встревает в чужие разговоры и игры.
- Импульсивность, переходящая в обидчивость и даже агрессивность.
Эти симптомы значительно осложняют жизнь подростка, мешают ему интегрироваться в социум, достигать успехов в делах и учебе.
Интеллект у больных ребят, как правило, средний или выше среднего. Но учатся они плохо и постоянно конфликтуют с одноклассниками. Им гораздо труднее дается то, что считается простым для сверстников, им приходится постоянно контролировать свои действия, чтобы выстраивать отношения с другими людьми.
Часто следствием гиперактивности в подростковом возрасте становится депрессия.
Причины СДВГ у подростков
Причиной возникновения СДВГ у детей и в подростковом возрасте является изменения объемов некоторых отделов головного мозга. Базальные ядра и префронтальная кора у таких ребят занимают меньший объем, чем у среднестатистических. Эта аномалия проявляется из-за:
- Генетической предрасположенности. Изменения в строении мозга передаются по наследству от близких родственников.
- Образа жизни матери во время беременности. Если женщина пьет алкогольные напитки, курит, часто нервничает и питается неправильно, вынашивая плод, то шанс рождения ребенка с СДВГ резко увеличивается.
Травмы при рождении или в раннем детстве, перенесенные в первые месяцы жизни инфекции, также влияют на развитие структуры головного мозга впоследствии.
В редких случаях симптомы заболевания остаются незамеченными в детстве, активизируясь в подростковом возрасте, после полового созревания.
Кроме того, у детей с подобными изменениями, часто бывают сопутствующие проблемы, мешающие вести нормальную жизнь:
- Плохие способности к учебе при достаточно высоком уровне интеллекта. Часто сопровождается повышенным беспокойством и истеричностью.
- Плохие способности к учебе при достаточно высоком уровне интеллекта.
- У трети детей наблюдается оппозиционно-вызывающее или кондуктивное расстройство.
- Каждому пятому ставят еще какое-либо серьезное расстройство нервной системы или психики. Чаще всего это депрессия или биполярное расстройство.
Плохие способности к учебе при достаточно высоком уровне интеллекта.
Лечение СДВГ у подростков
Многие оставляют синдром дефицита внимания без необходимого лечения, надеясь, что с возрастом ребенок перерастёт проявления и станет «нормальным».
С годами действительно, большинство научатся контролировать проявления синдрома, однако это не значит, что симптомы пропадают. Лечение и коррекционная работа необходима ребенку для того, чтобы вписаться в социум, стать его полноценной частью.
Если у подростка наблюдаются симптомы СДВГ, врач решит, как именно лечить проблему, какие методы коррекции использовать.
Абсолютное большинство медиков считает эффективным комплексный подход, сочетающий медикаментозные, психологические и воспитательно-коррекционные меры.
Узнайте подробнее о комплексном лечение СДВГ с индивидуальным подход у подростков
- Препараты, стимуляторы и не стимулирующие средства, позволяющие активировать работу мозга, помогающие лучше держать под контролем порывы, улучшающие внимательность и память. Подобрать идеально подходящий препарат сложно. Они назначаются в зависимости от возраста, пола, веса, особенностей гормонального фона человека. Многие обладают пролонгированным действием, принимать их допускается реже, что облегчает терапию. Не доверяйте подростку самому принимать лекарства, так как из-за особенностей заболевания, он будет забывать это делать вовремя.
- Диета усиливает внимание, а также снижает нервозность. Составьте рацион так, чтобы давать больше богатой белком, сложными углеводами и полезными жирами, еды. Исключите вредные продукты, искусственного и химического происхождения.
Психотерапия – наиболее полезная часть лечения, так как хороший психотерапевт поможет ребенку разобраться с тем, что с ним происходит, понять особенности своего организма, научит с ними жить.
- Контролируйте жизнь ребенка, составьте график со списком дел и отведенным на это временем на каждый день. Приучите жить по расписанию, не откладывать дела на потом.
- Дополнительные спортивные занятия помогут обрести покой и избавиться от лишней энергии.
Подросток с СДВГ не виноват в особенностях своего характера и поведения, но он должен понимать, что они отличаются от нормы и стараться контролировать себя, работать над собой. Только так получится преодолеть проблемы, интегрироваться в общество, избежать проблем в взрослом возрасте.
Список использованной литературы
- Post hoc analyses of response rates to pharmacological treatments in children and adolescents with attention-deficit/hyperactivitydisorder. Coghill DR, Newcorn JH, Chen J, Werner-Kiechle T, Banaschewski T. J Psychopharmacol. 2020 Feb 11:269881120904949. doi: 10.1177/0269881120904949.
- Комлач И.Л. Новые подходы к диагностике и терапии детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, профилактика ранних форм девиантного поведения // Молодое поколение XXI века: Актуальные проблемы социально-психологического здоровья: материалы V Междунар. конгр., Москва, 24-27 сент. 2013 года / под ред. А.А. Северного, Ю.С. Шевченко. С. 176.
- Norvilitis J.M., Fang P. Perceptions of ADHD in China and the United States: A Preliminary Study // J. Atten. 2005. Vol. 9, № 2. Р. 413-424.
- Барденштейн Л.М., Можгинский Ю.Б. Патологическое гетероагрессивное поведение у подростков. М., 2000. 240 с.
- Cognitive correlates of attention-deficithyperactivity disorder in children and adolescents with high intellectual ability. Cadenas M, Hartman, Faraone S, Antshel K, Borges Á, Hoogeveen L, Rommelse N. J Neurodev Disord. 2020 Feb 10;12(1):6. doi: 10.1186/s11689-020-9307-8.
Источник
Синдром дефицита внимания является самым распространенным неврологическим и поведенческим расстройством. Диагностируется это отклонение у 5% детей. Чаще всего встречается у мальчиков. Заболевание считается неизлечимым, в большинстве случаев ребенок его просто перерастает. Но бесследно патология не исчезает. Она проявляется асоциальным поведением, депрессиями, биполярными и другими расстройствами. Чтобы этого избежать, важно вовремя диагностировать дефицит внимания у детей, признаки которого проявляются еще в дошкольном возрасте.
Очень сложно разграничить обычное баловство или невоспитанность от действительно серьезных нарушений в психическом развитии. Проблема еще и в том, что многие родители не хотят признавать, что их ребенок болен. Они считают, что нежелательное поведение пройдет с возрастом. Но такой поход может привести к серьезным последствиям для здоровья и психики ребенка.
Характеристика синдрома дефицита внимания
Данное неврологическое отклонение в развитии стали изучать 150 лет назад. Педагоги и психологи заметили общие симптомы у детей с поведенческими проблемами и отставанием в обучении. Особенно это заметно в коллективе, где ребенку с такой патологией избежать неприятностей просто невозможно, ведь он эмоционально нестабилен и не может себя контролировать.
Ученые выделили такие проблемы в отдельную группу. Патологии присвоили название – “дефицит внимания у детей”. Признаки, лечение, причины появления и последствия до сих пор изучаются. Врачи, педагоги и психологи стараются помочь таким детям. Но пока заболевание считается неизлечимым. Одинаково ли проявляется дефицит внимания у детей? Признаки его позволяют выделить три вида патологии:
- Просто дефицит внимания. Ребенок рассеян, медлителен, неспособен концентрироваться на чем-то.
- Гиперактивность. Она проявляется вспыльчивостью, импульсивностью и повышенной двигательной активностью.
- Смешанный вид. Он встречается чаще всего, поэтому нарушение часто называют синдромом дефицита внимания и гиперактивности – СДВГ.
Почему появляется такая патология?
Ученые до сих пор не могут точно установить причины развития этого заболевания. По многолетним наблюдениям установлено, что появление СДВГ провоцируют следующие факторы:
- Генетическая предрасположенность.
- Индивидуальные особенности нервной системы.
- Плохая экология: загрязненный воздух, вода, бытовые предметы. Особенно вреден свинец.
- Воздействие токсичных веществ на организм беременной женщины: алкоголя, лекарственных средств, загрязненных пестицидами продуктов.
- Осложнения и патологии во время вынашивания плода и родовой деятельности.
- Травмы или инфекционные поражения головного мозга в раннем детстве.
Кстати, иногда патологию может вызвать неблагоприятная психологическая обстановка в семье или неправильный подход к воспитанию.
Как диагностировать СДВГ?
Очень сложно вовремя поставить диагноз “дефицит внимания у детей”. Признаки и симптомы патологии явно заметны, когда уже проявляются проблемы в обучении или поведении ребенка. Чаще всего о наличии расстройства начинают подозревать педагоги или психологи. Многие родители такие отклонения в поведении списывают на переходный возраст. Но после обследования у психолога можно диагностировать дефицит внимания у детей. Признаки, методы лечения и особенности поведения с таким ребенком родителям лучше подробно изучить. Только так можно откорректировать поведение и предотвратить более серьезные последствия патологии во взрослом возрасте.
Но для подтверждения диагноза необходимо провести полное обследование. Кроме того, следует наблюдать за ребенком не менее полугода. Ведь симптомы могут совпадать при различных патологиях. Прежде всего, стоит исключить расстройства зрения и слуха, наличие поражения головного мозга, судорог, отставаний в развитии, воздействие гормональных препаратов или отравление токсичными средствами. Для этого в обследовании ребенка должны участвовать психологи, педиатры, неврологи, гастроэнтерологи, терапевты, логопеды. Кроме того, расстройства в поведении могут быть ситуативными. Поэтому диагноз ставится только при стойких и регулярных нарушениях, проявляющихся длительное время.
Дефицит внимания у детей: признаки
Как его лечить, ученые еще не до конца выяснили. Сложность в том, что патологию сложно диагностировать. Ведь ее симптомы часто совпадают с обычными отставаниями в развитии и неправильным воспитанием, возможно, избалованностью ребенка. Но есть и определенные критерии, по которым можно выявить патологию. Различают такие признаки синдрома дефицита внимания у детей:
- Постоянная забывчивость, невыполнение обещаний и незаконченные дела.
- Неспособность концентрировать внимание.
- Эмоциональная неустойчивость.
- Отсутствующий взгляд, погружение в себя.
- Рассеянность, которая проявляется в том, что ребенок все время что-то теряет.
- Такие дети не способны сосредоточиться на каком-то одном занятии. Они не справляются с делами, в которых требуются умственные усилия.
- Ребенок часто отвлекается.
- У него проявляются нарушение памяти и отставание в умственном развитии.
Гиперактивность у детей
Часто синдром дефицита внимания сопровождается повышенной двигательной активностью и импульсивностью. В этом случае еще сложнее поставить диагноз, так как такие малыши обычно не отстают в развитии, а их поведение принимается за невоспитанность. Как же в этом случае проявляется дефицит внимания у детей? Признаки гиперактивности такие:
- Чрезмерная болтливость, неспособность выслушать собеседника.
- Постоянные беспокойные движения стопами и кистями.
- Ребенок не может спокойно сидеть, часто вскакивает.
- Бесцельные движения в ситуациях, когда они неуместны. Речь идет о беготне, прыжках.
- Бесцеремонное вмешательство в чужие игры, разговоры, занятия.
- Двигательная активность продолжается даже во время сна.
Такие дети импульсивные, упрямые, капризные и неуравновешенные. У них отсутствует самодисциплина. Они не могут себя контролировать.
Нарушения в состоянии здоровья
Не только в поведении проявляется дефицит внимания у детей. Признаки его заметны в различных нарушениях психического и физического здоровья. Чаще всего это заметно по появлению депрессий, страхов, маниакального поведения или нервного тика. Последствиями такого расстройства являются заикание или энурез. У детей с дефицитом внимания снижет аппетит или наблюдаться расстройства сна. Они жалуются на частые головные боли, утомляемость.
Последствия патологии
У детей с таким диагнозом неизбежны проблемы в общении, обучении, а часто и в состоянии здоровья. Окружающие осуждают такого ребенка, считая его отклонения в поведении капризами и невоспитанностью. Это часто приводит к низкой самооценке и озлобленности. Такие дети рано начинают употреблять алкоголь, наркотики, курить. В подростковом возрасте у них проявляется асоциальное поведение. Они часто получают травмы, вступают в драки. Такие подростки могут быть жестоки с животными и даже с людьми. Иногда они готовы даже убить. Кроме того, у них часто проявляются психические расстройства.
Как синдром проявляется у взрослых?
С возрастом симптомы патологии немного стихают. Многим удается адаптироваться к обычной жизни. Но чаще всего признаки патологии сохраняются. Остается суетливость, постоянная тревожность и беспокойство, раздражительность и пониженная самооценка. Отношения с людьми ухудшаются, часто больные находятся в постоянной депрессии. Иногда наблюдаются маниакальные расстройства, которые могут перерасти в шизофрению. Многие больные находят успокоение в алкоголе или наркотиках. Поэтому часто заболевание приводит к полной деградации человека.
Как лечить дефицит внимания у детей?
Признаки патологии могут быть выражены по-разному. Иногда ребенок приспосабливается, и расстройство становится менее заметным. Но в большинстве случаев рекомендуется заболевание лечить, чтобы улучшить жизнь не только больному, но и окружающим. Хотя патология считается неизлечимой, определенные меры все же принимаются. Каждому ребенку они выбираются индивидуально. Чаще всего это такие методы:
- Медикаментозное лечение.
- Коррекция поведения.
- Психотерапия.
- Особая диета, исключающая искусственные добавки, красители, аллергены и кофеин.
- Физиотерапевтические процедуры – магнитотерапия или транскраниальная микротоковая стимуляция.
- Альтернативные методы лечения – йога, медитация.
Коррекция поведения
Сейчас все чаще встречается дефицит внимания у детей. Признаки и коррекция этой патологии должны быть известны всем взрослым, которые общаются с больным ребенком. Считается, что полностью вылечить заболевание невозможно, но можно скорректировать поведение детей, облегчить им адаптацию в обществе. Для этого необходимо участие всех людей, окружающих ребенка, особенно родителей и учителей.
Эффективны регулярные занятия с психологом. Они помогут ребенку преодолевать желание действовать импульсивно, держать себя в руках и правильно реагировать на обиду. Для этого используются различные упражнения, моделируются коммуникативные ситуации. Очень полезна релаксационная методика, которая помогает снять напряжение. Родителям и педагогам необходимо постоянно поощрять правильное поведение таких детей. Только положительная реакция поможет им надолго запомнить, как нужно действовать.
Медикаментозное лечение
Большинство препаратов, которые могут помочь ребенку с дефицитом внимания, имеют множество побочных действий. Поэтому такое лечение применяется нечасто, в основном в запущенных случаях, при сильных неврологических и поведенческих отклонениях. Чаще всего назначаются психостимуляторы и ноотропные средства, которые воздействуют на головной мозг, способствуют нормализации внимания и улучшают кровоснабжение. Применяются также антидепрессанты и успокоительные средства, чтобы снизить гиперактивность. Самыми распространенными лекарствами для лечения СДВГ являются следующие препараты: “Метилфенидат”, “Имипрамин”, “Ноотропин”, “Фокалин”, “Церебролизин”, “Декседрин”, “Страттера”.
Советы для родителей
Совместными усилиями педагогов, психологов и других специалистов можно помочь ребенку. Но основная работа ложится на плечи родителей ребенка. Только так можно преодолеть дефицит внимания у детей. Признаки и лечение патологии взрослым обязательно нужно изучить. А в общении с ребенком соблюдать определенные правила:
- Проводить больше времени с малышом, играть и заниматься с ним.
- Показывать, как сильно его любят.
- Не давать ребенку сложных и непосильных заданий. Объяснения должны быть четкими и понятными, а задачи – быстро выполнимыми.
- Постоянно повышать самооценку ребенка.
- Детям с гиперактивностью необходимо заниматься спортом.
- Нужно соблюдать строгий режим дня.
- Нежелательное поведение ребенка нужно мягко пресекать, а правильные поступки поощрять.
- Нельзя допускать переутомления. Дети обязательно должны достаточно отдыхать.
- Родителям необходимо сохранять спокойствие в любых ситуациях, чтобы быть примером для малыша.
- Для обучения лучше найти такую школу, где возможен индивидуальный подход. В некоторых случаях возможно домашнее обучение.
Только комплексный подход к воспитанию поможет ребенку адаптироваться к взрослой жизни и преодолеть последствия патологии.
Источник