Синдром фиксированности внимания на своем дефекте характерен при заикании

Синдром фиксированности внимания на своем дефекте характерен при заикании thumbnail

Исследователи заикания в понятие фиксированности на дефекте вкладывают разное содержание: особое свойство внимания (устойчивое, застревающее, навязчивое, концентрированное), осознание дефекта, представление о нем, разное эмоциональное отношение к нему (переживание, тревожность, боязливость, страх).

Можно представить психологическую модель возникновения и развития феномена фиксированности с позиции интегрального взаимодействия психических процессов, состояний, свойств и действий у заикающихся. Различие между заикающимися и свободно говорящими выражается не в степени продуктивности той или иной деятельности, а в специфике ее протекания. От первого непроизвольного эмоционального реагирования на дефект у заикающихся детей постепенно формируется свое отношение к нему, связанное с эмоциональными переживаниями и отражаемое в волевых усилиях (действиях и поступках) в самостоятельной и безуспешной борьбе с заиканием. Понятие феномена фиксированности в данном случае можно определить так: это есть отражение объективно существующего речевого дефекта (речевых судорог) во всей психической деятельности заикающегося человека. Это результат процессов получения и переработки информации о речевых трудностях (или помехах) и связанных с ними неприятностях, трансформированных в психических процессах, состояниях и свойствах заикающегося и проявляющихся в его взаимодействии с окружающей социальной средой.

Важно найти критерии, которые характеризуют нарастающую сложность разных уровней (степеней) фиксированности на дефекте. В качестве такого критерия могут быть использованы 3 варианта эмоционального отношения заикающихся к своему дефекту (безразличное, умеренно-сдержанное и безнадежно-отчаянное) и 3 варианта волевых усилий в борьбе с ним (их отсутствие, наличие и перерастание в навязчивые действия и состояния). В связи с этим оправдано введение рабочего термина «болезненная фиксация» для выделения соответственно трех групп заикающихся:

  • 1. Нулевая степень болезненной фиксации: дети не испытывают ущемления от сознания дефекта либо вовсе не замечают его. Отсутствуют элементы стеснения, обидчивости за свою неправильную речь, какие-либо попытки к преодолению дефекта.
  • 2. Умеренная степень болезненной фиксации: старшие школьники и подростки переживают свой дефект, стесняются его, скрывают, прибегают к различным уловкам, стараются меньше общаться. Они знают о своем заикании, испытывают от этого ряд неудобств, стараются замаскировать свой недостаток. На этой стадии может возникнуть первые признаки логофобии.
  • 3. Выраженная степень болезненной фиксации: у заикающихся переживания по поводу дефекта выливаются в постоянно тягостное чувство неполноценности, когда каждый поступок осмысливается через призму речевой неполноценности. Это чаще всего подростки. Они концентрируют внимание на речевых неудачах, глубоко переживают их, для них характерен уход в болезнь, болезненная мнительность, выраженная логофобия, страх перед людьми, ситуациями и пр.

Изучение феномена фиксированности заикающихся на своем дефекте позволило установить следующее: фиксированность является одним из основных факторов, усложняющих структуру дефекта и эффективность его преодоления.

Отмечается связь с усложняющимся характером моторных нарушений. Тоническая судорога иногда может рассматриваться как попытка заикающегося бороться со своим недугом. Характер моторных нарушений у заикающихся обычно связан с эмоциональным отношением к своему дефекту.

Эффективность логопедической работы с заикающимися детьми находится в обратной зависимости от разной степени их фиксированности на дефекте.

Также имеется прямая зависимость фиксированности на дефекте от возраста детей (или стажа заикания). Это объясняется наличием неблагоприятных факторов окружающей среды, совершенствованием и усложнением психической деятельности в связи с формированием личности детей, появлением сдвигов в нервной и эндокринной системах, связанных с пубертатным периодом.

Осознание речевого дефекта, неудачные попытки избавиться от него или хотя бы замаскировать порождают у заикающихся различные психологические особенности: уязвимость, беззащитность, боязливость, робость, внушаемость и др.

В зависимости от благоприятных или неблагоприятных социальных условий, в которых растет и воспитывается ребенок, а также от его преморбидных особенностей психические явления могут в разной степени и кратковременно проявляться или закрепляться и перерастать в стойкие психические состояния и свойства личности, определяя в целом уже психологические особенности заикающихся.

Попытки замаскировать речевые трудности порождают у заикающихся различные неречевые и речевые уловки, которые наблюдаются в общей моторике (движения руками, ногами, корпусом, головой и др.); реже — в речевой моторике (покусывания кончика языка, нижней губы, облизываиие губ, причмокивание, беззвучное артикулирование звуков и т. д.) в виде вспомогательных звуков, их сочетаний или слов (эмболы): э, и, ну, вот, да и т. д.

Источник

В одних случаях заикание рассматривается как сложное невротическое расстройство в результате «сшибки» нервных процессов в коре головного мозга и нарушения коркового, подкоркового взаимодействия.В других случаях, заикание рассматривается как сложное невротическое расстройство, но возникающее по типу зафиксированного патологического рефлекса при речевых затруднениях и нарушениях другого характера.

В третьих заикание как сложное функциональное расстройство речи, возникающее вследствии общего или речевого дизонтогенеза или деформации личностного развития. В четвертых механизм заикания объясняется на основе органических изменений ЦНС.

При разных подходах к объяснению механизмов заикания необходимо учитывать наличие нарушений физиологического и психологического характера, которые составляют единство и выступают как совокупность ее проявлений. В настоящее время выделяют 2 группы причин: предрасполагающие и производственные.

Предрасполагающие:

К предрасполагающим причинам относятся:

1. Общая физическая ослабленность.

2. Причины невротического характера: невротическая отягащенность родителей (нервные, соматические, инфекционные и другие хронические заболевания, влияющие на функции ЦНС); невротические особенности самого ребенка (ночные страхи, эмоциональная неустойчивость, энурез); наследственная отягощенность (врожденная слабость речевого аппарата); конституциональная предрасположенность (слабость и ранимость высшей нервной деятельности); заболевания вегетативной НС.

3. Возрастные особенности формирования мозговогой структуры (большие полушария мозга, их ассиметрия формирование в основном завершается к 5 годам и формируется речевая система, которая оказывается наиболее ранимой.

4. Ускоренное развитие речи (3-4 года) (под влиянием общения со взрослыми у ребенка усиленно развиваются коммуникативная, когнитивнорегулируемая функция речи.

5. Неблагоприятное психическое состояние, обусловленное ненормативными нервными и другими отношениями с окружающими.

6. Недостаточность положительных эмоций из-за трудности контактов на фоне перечисленных условий достаточно сильного раздражитель – нервного срыва.

Указанные причины приводят к сдвигам в соматических и психических сферах и могут быть причиной возникновения различных нарушений речи.

Читайте также:  Лечение спастического синдрома при панкреатите

Производственные причины:

1. Анатофизиологические: травмы различного периода развития (ушибы, сотрясения мозга), органические нарушения мозга с повреждением подкорковых образований, различные заболевания, источающие нервную систему, несовершенство речевого аппарата.

2. Психосоциальные причины: одномоментная психотравма, острая тяжелая психотравма, длительная психотравма (неадекватное воспитание (избалованность, гиперопека), длительные стрессовые состояния (эмоциональные переживания, психическое перенапряжение, конфликтные ситуации), неправильное формирование речи в детстве (быстрая речь родителей, собственная быстрая речь, речь на вдохе, нарушение звукопроизношения), перегрузка дошкольным сложным речевым материалом и соответственно мышлением, многоязычие в семье, овладение несколькими языками в раннем детстве, подражание заикающимся, переучивание леворукости и др.

В настоящее время выделяют 2 группы симптомов: физиологические и психологические

Физиологические симптомы, на основе которых формируются психологические особенности личности, что усугубляет картину заикания.

1. Речевые судороги. Наблюдаются в переферическом отделе речевого аппарата и являются основным симптомом заикания. Различаются по характеру проявления, по степени выраженности, по локализации. По характеру проявления: тонические (одномоментный сильный спазм мышц), кланические (частое однотипное повторение спазма мышц), смешанные

Степень выраженности: тяжелая, средняя, легкая.

По локализации: дыхательная (экспериторное (на выдохе), инсператорное (на вдохе), смешанная, голосовые (которые возникают в мышцах голосовго аппарата и цаще в самих голосовых складках), артикуляционные: судороги губ, языка, мягкого неба (возникают на смычных согласных); губные судороги (отдельные уголки губ и т.д.); язычные (кончик язык, корень языка)

2. Недостаточность и нарушения ЦНС. Мозговая недостаточность нарушения головного мозга, заболевания нервной систем.

3.Несформированность общей и речевой моторики. Общая моторика обычно страдает в виде скованности движения, неуклюжести, неловкости. Недостаточность ручной моторики, кистей пальцев рук, движения, которые имеют аналогичную характеристику. Для речевой моторики характерны в первую очередь судороги. На этом фоне может появляться насильственные движения в мышцах лица, подергивания, тики..

Психологические симптомы:

 Речевые запинки (обусловленные речевыми судорогами): тонические – остановки в речевом процессе на трудных звуках; кланические – повторы звуков и слогов; смешанные.

Психологические особенности

Для заикающихся характерно наличие таких особенностей как: уход в себя – негативизм; испытания чувства ущемленности; самоуничижение; напускнаная дерзость; озлобленность; логофобии. Выраженные особенности эмоционально-волевой сферы, для которой характерно тревожность, беспокойство, страх (логофобии).

Для заикающихся характерно болезненное фиксирование на своем дефекте (Селеверстов)

С этой точки зрения детей подразделяют на 3 группы:

– с нулевой степенью болезненной фиксированности (дошкольники, младшие школьники, олигофрены), т.к. дети не обращаются особого внимания на вой дефект

– дети с умеренной степенью болезненной фиксированности, которые обращают внимание на свой речевой дефект, немного переживают, но не предают особого знаничения;

– дети и подростки с выраженной степенью болезненной фиксированности. Когда кажется, что все что не делается вкоруг заикающегося связано с его дефектом (сказали, посмотрели и т.д.). Болезненная и отрицательная реакция. Последняя группа характеризуется возникновением и развитием психопаталогических черт личности.

Степень проявления:

1. Легкая. Судороги в речевом аппарате проявляются лишь в возбужденном состоянии. Пытается быстро высказаться, торопится захлебывается в результате чего и возникают судороги в речевом аппарате, заикания, запинки в речи. В таких случаях нормализуется за счет темпа речи, характера поведения и различных видов деятельности.

2. Средняя. Заикание не проявляется или слабо проявляется в спокойном состоянии ребенка, а также в привычной для него обстановке. В условиях повышенных эмоций начинает возникать сильное заикание, которое значительно сложнее поддается коррекции, чем при слабой степени.

3. Тяжелая. Судороги в речевом аппарате возникают постоянно в любых ситуациях, при различных речевых материалах и часто сопровождаются сопутствующими движениями, двигательными уловками и другими проявлениями.

Возникновение судорог и степень их проявления обусловлена двумя факторами: сложностью речевой деятельности и сложностью речевого поведения.

1. Сложность речевой деятельности.

Выделяют: степень самостоятельности (на сколько ребенок может говорить без посторонней помощи самостоятельно); наличие ритма в речи (стихотворная речь, ритмически организована в меньшей степени) структурная сложность речи (на гласных, щелевых согласных, на слогах с нетрудными звуками, простые слова и фразы запинок меньше, при усложнении проявляется заикание) громкость речи (чем громче речь, тем сильнее заикание – шепот меньше)

2. Сложность речевого поведения, ситуации. Различают: окружающую обстановку, окружающие люди, форма деятельности (если фиксируется на речь, то ребенок начинает заикаться; если влечен делом, то запинок меньше)

Рассматривая симптоматику в целом, можно говорить об ее течении во времени, т.е. в проявлениях, в различных конкретных случаях.

Отсюда выделяют следующие типы течения заикания:

1. Постоянный. Возникшее заикание проявляется относительно постоянно, при любых ситуациях, при различных видах и формах речи;

2. Волнообразный. Заикание то усиливается, то ослабевает, но не в каком случае не исчезает.

3. Рецидирующий. Однажды устраненное заикание через некоторое время снова возникает, т.е. наступает рецидив, возврат, который обычно сильнее прежнего.

На основе симптоматики классифицируются формы заикания: тоническая, клиническая, смешанная.

Комплексный подход к преодолению заикания, его сущность, направления, задачи, содержание и формы работы.

Многоплановость лечебного воздействия по И.М. Сикорскому впервые стала комплексной системой преодоления заикания. Опираясь на материалистическое учение отечественных физиологов И.М. Сеченова, И.П. Павлова и их последователей, советские учёные, отобрав из разработанных ранее приёмов всё лучшее, рациональное, создали современный комплексный метод преодоления заикания.

Под современным комплексным методом преодоления заикания понимают лечебно-педагогическое воздействие на разные стороны психофизического состояния заикающегося разными средствами и разными специалистами.

Опыт работы с заикающимися многими авторами позволяет заключить, что весь лечебно-педагогический комплекс по характеру его воздействия условно можно разделить на две составные части: лечебно – оздоровительную и коррекционно-воспитательную.

1. В первом случае – это лечебные меры (терапевтические, хирургические, ортопедические, психотерапевтические),

2. во втором – меры педагогические (дидактические)

3. в третьем – различные сочетания лечебного и педагогического воздействия на заикающихся.

Весь лечебно-педагогический комплекс похарактеру воздействия на заикающихся можно условно разделить на две составные части: лечебно – оздоровительную и коррекционно-педагогическую.

Читайте также:  Синдром артериальной гипертензии при заболеваниях почек

Дальнейшем развитием комплексного подхода занимались многие десятки ученых и практиков, разрабатывая каждое из направлений комплексного подхода.

На сегодняшний день под комплексным методом преодоления заикания понимается воздействие на разные стороны речи, личности и организма заикания разными средствами и специалистами.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник

Логопед, первая страница сайта логопед.info

Консультационный центр “Логопед”

127221, Москва, пр. Шокальского, 11. Тел.: +7 (495) 748-97-95

В.И. Селиверстов
О фиксированности заикающихся на своем речевом дефекте

(Краткие выдержки из работы)

Опираясь на общие принципы системного подхода в психологии… и наши собственные наблюдения, мы делаем попытку рассмотреть модель возникновения и развития феномена фиксированности с позиции интегрального взаимодействия психических процессов, состояний, свойств и действий у заикающихся.

С названных позиций психологическая модель возникновения и развития фиксированности у заикающихся (как вторичного явления) на своих речевых запинках (как первичного явления) в сложном и едином взаимодействии всех основных психических процессов просматривается следующим образом.
Ощущения. Возникшие у ребенка речевые запинки, спотыкания (несудорожного или судорожного характера) первоначально становятся объектом его ощущения как первичного познавательного процесса, посредством которого человек получает информацию от внешней или внутренней среды. Речевые запинки отражаются мозгом ребенка в виде кинестетического, тактильного или слухового образа.
Среди главнейших особенностей этого психического процесса важную роль играет порог ощущений, определяющий наименьшую силу раздражителя, вызывающего осознанное ощущение. В связи с этим можно предполагать, что первоначальное возникновение речевых запинок или их слабое проявление находятся у ребенка сначала ниже порога ощущений («подпороговое ощущение»). Поэтому первые реакции на дефект у ребенка неосознанные, не носят эмоциональной окраски, сопровождаются непроизвольным вниманием, т.е. без поставленной цели и волевых усилий; действия по их преодолению находятся на уровне бессознательных движений охранительного или корректирующего характера.
В результате многократного повторения случаев запинок в речи ребенка их восприятие становится более отчетливым и целостным. Восприятие запинок сопровождается у ребенка развитием понимания, что он говорит не так, как все (неплавно, прерывисто, с запинками), что раньше этого у него не было, что ему сейчас что-то мешает говорить свободно (двигать языком, губами и т.д.).

Восприятие. В отличие от ощущений восприятие всегда целостно и предметно и объединяет ощущения, идущие от ряда анализаторов. Важнейшей особенностью восприятий является их избирательность, целостность и константность.
Избирательность восприятия в данном случае определяется осознанным вниманием заикающегося именно к своим речевым запинкам, периодически возникающим в его речи. Именно речевые запинки — предмет его первоначального восприятия: они отличают его речь от речи сверстников и окружающих людей; проявляются в результате каких-то досадных помех и затруднений; возникают для ребенка внезапно, необъяснимо отчего; являются предметом внимания окружающих; не поддаются сразу преодолению и не исчезают самостоятельно и т.д. Постепенно восприятие заикающимся ребенком запинок в собственной речи расширяется за счет внутреннего и внешнего восприятия всего, что связано с проявлением этих запинок.
В понятие целостности восприятия заикающимся своих речевых запинок должна быть включена не только совокупность его кинестетических, тактильных, слуховых, зрительных ощущений этих запинок, но и осознание, что они проявляются в определенных случаях речевой деятельности (в начале фраз, на определенных звуках или в сочетаниях звуков) и в определенных условиях (в разной обстановке, с разными людьми, в разной деятельности). Ребенок воспринимает отношение окружающих к своей неправильной речи (насмешливое, порицающее, сочувствующее, жалостливое, обеспокоенное и т.д.); дополняет свои восприятия ощущениями собственных неудачных усилий по преодолению запинок и неприятными переживаниями по этому поводу.
На константность (постоянство) восприятия заикающимся своей дефектной речи влияет его представления о ней, уже сложившиеся в результате прошлого опыта. Представление (как образ, хранящийся в памяти) складывается на основе бывших восприятий, осознания и осмысления случаев своей неправильной речи. Известно, что влияние стойко сложившегося представления иногда бывает так велико, что может подавлять детали непосредственного восприятия. Этим можно объяснить, как возникшие представления о случаях речевых запинок у заикающегося могут опережать само их появление и выступать в данном случае уже как их предвидение и ожидание.

Представления. Память. Представления (как наглядные образы воспринимавшихся ранее предметов и явлений) возникают у человека на основе ощущений и восприятий. Представления не так ярки, как непосредственные восприятия, изменчивы, но они дают обобщенный образ, помогают выделить в нем главное. У заикающихся представления о своей неправильной речи могут быть связаны как собственно с дефектной речью (трудностями ее порождения, частотой и формой выражения речевых запинок, их зависимостью от видов речевой деятельности или окружающих условий и т.д.), так и с последствиями этой дефектной речи (особым отношением окружающих, отношением к окружающим, самооценкой и т.д.).
Память как психический процесс, заключающийся в запоминании, сохранении с последующим воспроизведением ранее воспринятого, пережитого или сделанного, играет важную роль в психологической модели фиксированности заикающихся на своем дефекте. В отличие от восприятий, которые всегда имеют место в настоящем времени, память хранит следы информации прошлого: прошлых ощущений, восприятий, представлений, понятий.

Представления о своих речевых запинках и о том, что связано с ними, запечатлеваются у заикающихся первоначально и преимущественно в непроизвольной (непреднамеренной) памяти. По мере возрастания потребностей и усилий в преодолении своих речевых запинок возрастает роль произвольной (преднамеренной) памяти. Последняя, в частности, позволяет заикающимся запоминать и использовать в своей речевой деятельности облегчающие или скрывающие дефект вспомогательные звукосочетания, слова, действия и т.д., известные в литературе как речевые эмболы или двигательные уловки заикающихся.
Мышление. Понятия. Воображение. Мышление участвует в каждом процессе познавательной деятельности. Мыслительная оценка ощущаемого и воспринимаемого предполагает их соотнесение с имеющимся опытом, знаниями. Таким образом, мышление связывает у заикающихся отдельные ощущения в обобщенные восприятия речевых запинок, формирует представления и понятия о своей дефектной речи, об особенностях ее проявлений, о влиянии на положение заикающегося в обществе и т.д.

Воображение, рассматриваемое как форма мышления, это создание в процессе мышления новых образов на основе прошлых восприятий и имеющихся понятий. Если восприятия — образы настоящего, память — прошлого, то воображение как форма мышления позволяет это сделать в отношении будущего.
Неблагоприятный опыт прошлого порождает у заикающихся не только определенные представления и понятия о своей дефектной речи, о себе как носителе этого дефекта и о своем положении в коллективе, но и формирует образы предстоящих речевых ситуаций, предвидение своих речевых запинок, ожидание их в определенных ситуациях или видах речевой деятельности.
Предвидение, ожидание пароксизмов заикания — симптом, можно сказать, характерный для заикающихся. Он и порождает неуверенность в своих речевых возможностях и по механизму самовнушения обычно и провоцирует эти пароксизмы.

Эмоции. Чувства. Волевые усилия. Заикание (как никакое другое речевое нарушение) вызывает особенно острое эмоциональное реагирование индивидуума на свой дефект. Можно полагать, что это связано с отсутствием ясных, понятных и конкретных причин его возникновения. И действительно, помимо речевых трудностей, заикающийся человек не испытывает каких-то физических или интеллектуальных недостатков. Интересы, потребности и разнообразные способности заикающихся детей ничуть не ниже, чем у их сверстников. Среди заикающихся можно назвать и много одаренных людей. И в то же время, самостоятельные попытки преодолеть свои речевые трудности приводят, как правило, не к облегчению, а к еще более видимым затруднениям и переживаниям.

Переживания как форма выражения эмоций и чувств связываются у заикающихся с наличием речевого дефекта, с трудностями в речевом процессе, с неблагополучием в речевом общении с окружающими, с обидным отношением со стороны окружающих, с неудовлетворенности собой, своей речью, своими поступками и пр. Более или менее выраженные неприятные переживания, связанные у заикающихся с нереализованной потребностью свободного речевого общения с окружающими, могут сопровождаться эмоциями, чувствами и состояниями неудовольствия, угнетенности, подавленности, апатии, тревожности, опасения, страха, напряженности, раздражительности, угрюмости, гнева, злобности, частой и сильной сменой настроения и др.
Эмоции и чувства — это непосредственное переживание действительности, для которых характерна сравнительно небольшая продолжительность и интенсивность. Но они же могут перерастать и в более длительно и сильно протекающие психические состояния. Эмоции (как психический процесс) очень близки первичному познавательному процессу — ощущению: ощущение сигнализирует о самом факте того или иного внешнего или внутреннего раздражителя, а неразрывно связанное с ощущением переживание (эмоция) дает оценку полезности или вредности, приятности или неприятности данного воздействия.
В то же время оценивающая функция эмоций неразрывно слита с функцией побуждения к действию, к волевому усилию. Как указывалось выше, первые действия по преодолению появившихся речевых запинок у ребенка находятся на уровне бессознательных движений охранительного или корректирующего характера. С осознанием своего дефекта связываются впоследствии попытки силой (как естественное и простое реагирование) преодолеть возникшую трудность или помеху в речевом процессе, потом — поиски средства и приемов как-то облегчить свою трудную речь либо как-то скрыть, замаскировать ее от окружающих. Все это может порождать многообразные речевые эмболы и двигательные уловки (вспомогательные произвольные движения). При этом может создаваться парадоксальность положения заикающегося: пытаясь при помощи вспомогательных движений и речевых эмболов скрыть, замаскировать свою неправильную речь от окружающих, он тем самым еще больше обращает на нее внимание окружающих, конфузится, переживает, отчего проявления заикания принимают более сложный характер.

Заключение и выводы. Воссоздание психологической модели фиксированности заикающихся на дефекте позволяет увидеть ее развитие в определенной нарастающей последовательности сначала на уровне психических процессов: от первых ощущений и эмоционального реагирования на свои речевые запинки к целостному осознанному восприятию и образованию представлений, понятий, запоминающихся картин с случаев своей трудной речи и связанных с этим неприятностей, развитие картин воображаемых трудностей с предвидением и ожиданием пароксизмов заикания. Одновременно от первого непроизвольного эмоционального реагирования на свой дефект у заикающихся детей постепенно формируется свое отношение к нему, связанное с эмоциональными переживаниями и отражаемое в волевых усилиях (действиях и поступках) в самостоятельной и безуспешной борьбе с заиканием.
В зависимости от благоприятных или неблагоприятных социальных условий, в которых растет и воспитывается ребенок, названные психические явления могут в разной степени или проявляться кратковременно или закрепляться и перерастать в стойкие психические состояния и свойства личности, определяя в целом уже психологические особенности заикающихся. Таким образом, фиксированность на своем дефекте можно считать основополагающим фактором, определяющим характер и сложность психологических особенностей заикающихся и тем самым, входящим в сложную структуру этого речевогорасстройства.
Такое понимание модели развития у заикающихся феномена фиксированности на своем дефекте согласуется с постулатами философской теории отражения. И следовательно, понятие феномена фиксированности можно определить так: это есть отражение объективно существующего речевого дефекта (речевых запинок) во всей психической деятельности заикающегося человека. Это результат процессов получения и переработки информации о речевых трудностях (или помехах) и связанных с ними неприятностях, трансформированных в психических процессах, состояниях и свойствах личности заикающегося и проявляющихся в его взаимодействии с окружающей социальной средой.

Положительные результаты логопедической работы с заикающимися закономерно находятся в обратной зависимости от сложности их фиксированности на своем дефекте (чем больше фиксированность, тем ниже результат). Именно разная степень этой фиксированности (а не стаж заикания, не наличие второго речевого дефекта и не тяжесть моторных нарушений сами по себе) определяет прежде всего разные результаты логопедической работы…
Исходя из сделанных наблюдений, можно полагать, что степень тяжести заикания у детей адекватна степени их фиксированности на своем дефекте.

Читайте также:  Лечебные клиники по болевым синдромам

Селиверстов Н.М., О психологической модели феномена фиксированности заикающихся на своем речевом дефекте, Учитель-дефектолог. Проблемы подготовки (отв. ред. В.А. Лапшин), — М., 1989
(полный текст можно найти в книжных магазинах и библиотеках)

Источник