Синдром гиперактивности с дефицитом внимания у детей с зпр

Синдром гиперактивности с дефицитом внимания у детей с зпр thumbnail

Иларионова В. С.

учитель ИЗО

МОБУ СОШ №12

Недостатки внимания как сосредоточения деятельности субъекта, на каком – либо объекте отличаются всеми исследователями в качестве характерного признака задержки психического развития (ЗПР). Американские психологи и клицинисты описывают «синдром дефицита внимания», часто сочетающийся с гиперактивностью (СДВГ), как характерный для детей с минимальными мозговыми дисфункциями (ММД) и многих детей с трудностями в обучении. Существует группа детей, у которых потребность в движениях достигает патологического уровня. Таких детей называют гиперактивными, т.е. сверхподвижными.

Актуальность проблемы.В настоящее время данная проблема приобретает не только психологическую, но и социальную значимость, т.к. психомоторное беспокойство, расторможенность, повышенная раздражительность мешает таким детям адаптироваться в жизни, усваивать школьную программу. При неблагоприятных обстоятельствах в подростоковом возрасте поведение гиперактивных детей может стать девиантным. В последнее время вследствие широкой распространенности СДВГ является объектом исследования специалистов в области медицины, психологии и педагогики.

Цель исследования:изучение синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей с ЗПР.

Задачи:

1) изучение литературы по данной проблеме;

2) изучение и подбор методик, направленных на выявление СДВГ у детей младшего школьного возраста с ЗПР;

3) Выявить синдром дефицита внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР;

Объект исследования:изучение синдрома дефицита внимания с гиперактивностью;

Предмет исследования: синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития;

Гипотеза: наличие СДВГ у детей с ЗПР с сочетанием расстройства внимания приводит к выраженной школьной и общесоциальной дезадаптации.

Теоретические положения:

– Заваденко Н.Н. «Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания».

– Кучма В.Р., Брязгунов И.П. «СДВГ у детей (вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики лечения, профилактики и прогноза)».

Методы исследования:наблюдение, беседы, архивный метод, тесты, анализ литературы, констатирующий эксперимент.

Экспериментальная база: изучение синдрома дефицита внимания проводилась на базе средней образовательной школы № 12 г. Нефтекамска в 2 «Г» классе. В группу вошли 10 человек с диагнозом: задержка психического развития.

Важность проблемы исследования детей с задержкой психического развития определяется ее теоретическим и практическим значением. Изучение детей с ЗПР подчиняется общим законам научного анализа структуры личности, но не исключает специфического подхода в рассмотрении особенностей формирования и развития детей с ЗПР. ЗПР – это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально – средовых и психологических факторов

Первоначально проблему задержки психического развития в отечественных исследованиях обосновали клицинисты. Термин «задержка психического развития» предложен Г.Е. Сухаревой.

Комплексное изучение ЗПР как специфической аномалии детского развития развернулось в отечественной дефектологии в 60-е г.г. 20 века. Острейшая необходимость разработки теоретических аспектов проблем особенностей психического развития детей с ЗПР в сравнении с другими аномалиями развития, а также в сравнении с полноценно развивающимися детьми была обусловлена главным образом нуждами образования и педагогической практики (М.С. Певзнер).

Важным этапом в изучении детей с ЗПР стали исследования К.С. Лебединской и сотрудников ее лаборатории в 70-80-е гг. исходя из этиологического принципа, она выделила четыре основных варианта задержки психического развития, которые и сегодня используются наиболее продуктивно в оказании коррекционной помощи детям в специальных учреждениях:

1) задержка психического развития конституционального происхождения;

2) задержка психического развития соматогенного происхождения;

3) задержка психического развития психогенного происхождения;

4) задержка психического развития церебрально – органического генеза;

В клинико–психологической структуре каждого из перечисленных вариантов задержки психического развития имеется специфическое сочетание незрелости эмоциональной и интеллектуальной сферы.[19;9]

Изучением проблем аномального психического развития занимались и зарубежные исследователи. Работа А. Штрауса и Л. Лейтинен явилась началом рассмотрения отставания в развитии детей как следствия минимальных органических повреждений мозга. Характеризуя этих детей, авторы отмечали стойкие трудности в обучении в обычной школе и не совсем адекватное поведение. По результатам тестирования эти дети часто давали относительно хорошие показатели, лежащие в пределах нормы.

Такой подход привел к трактовке отставания в развитии, вызванного минимальной мозговой дисфункцией (ММД).

Этот термин с 60-х гг. используется для обозначения различных клинических проявлений, обусловленных легкими резидуальными мозговыми повреждениями (Р. Пейн, А. Гезел). Среди разнообразных проявлений ММД указаны состояния школьной неадаптации, гипер- и гиподинамический синдром, расстройства эмоций и поведения, слабая познавательная деятельность и др. В англо – американской психологической литературе введен термин «дефицит активного внимания», распространяющийся и на состояния, относимые ранее к ММД

В настоящее время применяется термин «синдром дефицита внимания с гиперактивностью», который является наиболее частым нарушением поведения у детей…[7;332]

§.1.2 Клинические проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления СДВГ: гиперактивность, нарушение внимания, импульсивность (Ю.С. Шевченко, Н.Н. Заваденко и др.). Гиперактивностьпроявляется избыточной двигательной активностью, беспокойством и суетливостью, многочисленными посторонними движениями, которых ребенок часто не замечает. Для детей с этим синдромом характерны чрезмерная болтливость, неспособность усидеть на одном месте, продолжительность сна всегда меньше нормы. В двигательной сфере у них обычно обнаруживаются нарушения двигательной координации, несформированности мелкой моторки и праксиса. Это неумение завязывать шнурки, застегивать пуговицы, использовать ножницы и иголку, несформированный почерк. Исследования польских ученых показывают, что двигательная активность у детей с СДВГ на 25 – 30 % выше нормы. Они двигаются даже во сне.

Вместе с тем гиперактивных часто обладают неординарными способностями в разных областях, сообразительны и проявляют живой интерес к окружающему. Результаты многочисленных исследований показывают хороший общий интеллект таких детей, но перечисленные особенности их статуса не способствуют его развитию. Среди гиперактивных детей могут быть и одаренные.

Анализ возрастной динамики СДВГ показал два всплеска проявления синдрома. Первый отмечается в 5-10 лет и приходится на период подготовки к школе и начало обучения, второй – в 12-15 лет. Это обусловлено динамикой развития высшей нервной деятельности. Возраст 5, 5-7 и 9-10 лет – критические периоды для формирования систем мозга, отвечающих за мыслительную деятельность, внимание, память. Д.А. Фарбер отмечает, что к 7 годам происходит смена стадий интеллектуального развития, формируются условия для становления абстрактного мышления произвольной регуляции деятельности. Активизация СДВГ в 12-15 лет совпадает с периодом полового созревания. Гормональный всплеск отражается на особенностях поведения и отношениях к учебе.

А.Д. Гонеев выделяет комплекс клинических проявлений дефицита внимания у детей:[24;60]

1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребенок корчится, извивается.

2. Неумение спокойно сидеть на месте, когда это требуется.

3. Легкая отвлекаемость на посторонние стимулы.

4. Нетерпение, неумение дождаться своей очереди во время игр и в различных ситуациях, возникающих в коллективе (занятия в школе, экскурсии и т.д.).

5. Неумение сосредоточиться: на вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав их до конца.

6. Сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания) при выполнении предложенных заданий.

7. С трудом сохраняемое внимание при выполнении заданий или во время игр.

8. Частые переходы от одного незавершенного действия к другому.

9. Неумение играть тихо, спокойно.

10. Болтливость.

11. Мешают другим, пристают к окружающим (например, вмешиваются в игры других детей).

12. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.

13. Частая потеря вещей, необходимых в школе и дома (например, игрушек, карандашей, книг и т.д.). Могут совершать опасные действия, не задумываясь о последствиях. При этом ребенок не ищет специально приключений или острых ощущений (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).

Читайте также:  Коронарный синдром с подъемом st

Наличие у ребенка, по крайней мере, 8 из перечисленных выше 14 симптомов, которые постоянно наблюдаются в течение как минимум 6 месяцев, являются основанием для диагноза «синдром дефицита внимания» (Н.Н. Заваденко, Т.Ю. Успенская, 1994г.)

Вывод.

· У 6-8% детей симптомы расстройства приводят к задержке психического развития, а в подростковом возрасте способствует возникновению психопатологических расстройств и асоциальных состояний.

· Синдром гиперактивности нередко включает в себя церебрастенические, неврозоподобные, интеллектуально-мнестические нарушения, а также такие психопатоподобные проявления, как повышенная двигательная активность, импульсивность, дефицит внимания, агрессивность.

· Таким образом, гиперактивность ребенка является лишь внешним проявлением нарушений его нейропсихологического развития и может возникнуть по причине несформированности или дефицитарности мозговых структур. Прежде всего, возникновение СДВГ связано с недостаточной зрелостью лобных отделов коры головного мозга, особенно левого полушария. Изучение механизмов возникновения СДВГ – актуальная задача, которая требует дальнейших междисциплинарных исследований.



Источник

Существуют типичные особенности, свойственные всем детям с задержкой психического развития

  1. Ребенок с ЗПР часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований, но в то же время он прекрасно чувствует себя в игре, прибегая к ней в тех случаях, когда возникает необходимость уйти от трудной для него учебной деятельности, хотя высшие формы игры со строгими правилами (например, сюжетно- ролевые игры) детям с ЗПР недоступны и вызывают страх или отказ играть.

  2. Не осознавая себя учеником и не понимая мотивов учебной деятельности и ее целей, такой ребенок затрудняется в организации собственной целенаправленной деятельности.

  3. Информацию, идущую от учителя, ученик воспринимает замедленно и так же ее перерабатывает, а для более полного восприятия он нуждается в наглядно- практической опоре и в предельной развернутости инструкции. Словесно- логическое мышление недоразвито, поэтому ребенок долго не может освоить сложные мыслительные операции.

  4. У детей с ЗПР низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость, объем и темп работы ниже, чем у нормального ребенка.

  5. В школе такой ребенок может начать осозновать свою несостоятельность как ученика, у него может возникнуть чувство неуверенности в себе, страх перед наказанием и уход в более доступную деятельность.

По отношению к детям, у которых на первое место выходят исключительно нарушение внимание, осложненное повышенной двигательной и речевой активностью, стали использовать термин «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ)

Для постановки данного диагноза (СДВГ) необходимо наличие следующих симптомов (как минимум шести симптомов и проявляющиеся на протяжении как минимум шести месяцев), ниже приведенных в разделе:

Дефицит внимания

  • Часто не способен удерживать внимание на деталях; из- за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемых заданиях и других видах деятельности;

  • Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игры;

  • Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.

  • Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков или домашней работы (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).

  • Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.

  • Обычно избегает, выражает недовольство и сопротивляется выполнению заданий, которые требуют длительного сохранения внимания.

  • Часто теряет вещи (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).

  • Легко отвлекается.

  • Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.

Гиперактивность

  • Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, ребенок крутится, вертится.

  • Часто встает со своего места во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.

  • Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда- то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлимо.

  • Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем- либо на досуге.

  • Часто ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор».

  • Часто бывает болтливым.

Импульсивность

  • Часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца.

  • Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.

  • Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).

Рекомендации взрослым в общении с детьми с ЗПР и с гиперактивными детьми

  • В своих отношениях с ребенком необходимо придерживаться «позитивной модели», хвалить его в каждом случае, когда он это заслужил, подчеркивать успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах. Дети с ЗПР обучаются на успехе. Хвалите ребенка, когда у него получилось то, что раньше у него не получалось.

  • К разбору неудач и ошибок приступайте лишь после похвалы и, по возможности, сразу намечайте, как можно их исправить и избежать в дальнейшем.

  • Избегать частых повторений слов «нет» и «нельзя».

  • Стараться говорить сдержанно, спокойно и мягко. Очень важна интонация, эмоциональная окраска высказывания, обращенного к ребенку. Дети реагируют не только на содержание высказывания взрослого, но и на эмоциональную окраску, в которой заключено отношение к ребенку.

  • Необходимо давать ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его обязательно завершить.

  • Для подкрепления устных инструкций полезно использовать зрительную стимуляцию (наглядный материал).

  • Поощрять ребенка за все виды деятельности, где требуется повышенная концентрация внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение и т. д.).

  • По возможности избегать скоплений людей. Пребывание, например, в крупных магазинах, на рынках и т. п. оказывает на ребенка, особенно гиперактивного, чрезмерно стимулирующее воздействие.

  • Во время игр ограничивать ребенка лишь одним партнером. Избегать слишком беспокойных, шумных приятелей.

  • Оберегать ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

  • Гиперактивному ребенку необходимо давать возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: прогулки, бег, спортивные секции, подвижные игры и т. д.

  • Следует по возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка с синдромом дефицита внимания и поощрять его хорошее поведение. Недопустимо сравнивать ребенка (его дела и поступки) с кем- то другим, его нельзя с кем-то противопоставлять, такие сравнения являются, с одной стороны, психотравмирующими, а, с другой, они формируют негативизм, эгоизм и зависть. Если сравнивать, то только с ним самим, с его собственными ошибками и победами.

  • Педагоги должны создать такую систему взаимоотношений с ребенком, в которой он будет воспринимать себя только благоприятно (как норму). Лишь в этом случае он сможет нормально реагировать на чужие успехи без снижения самооценки.

  • Взрослым необходимо постоянно помнить и учитывать имеющиеся нарушения в развитии и недостатки поведения своих детей. Улучшение состояния ребенка в значительной мере зависит от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему.

Дети с задержкой психического развития, гиперактивные дети, дети с нарушениями внимания – это трудные дети. Но Вы, педагоги, можете им помочь адаптироваться к школьной жизни и найти свое место во взрослой жизни.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья г. Белая Холуница Кировской области»

Каждый наш поступок, который видят или слышат дети, каждое наше слово и даже более того – интонация, с которой оно произносится, являются капельками, падающими в тот поток, который мы называем жизнью ребенка, формированием его личности.

Читайте также:  Синдром фелти при ревматоидном артрите лечение

Всеволод Кащенко.

hello_html_m38341cdd.jpg

г. Белая Холуница

Источник

sindrom-deficita-vnimaniya-v-shkoleМногие психические расстройства начинают развиваться в раннем детском возрасте, но диагностировать их можно лишь после того, как ребенку исполнится 5 лет. Диагноз СДВГ чаще всего, определяется в младшем дошкольном возрасте, хотя симптомы расстройства могут проявляться раньше. Это связано с тем, что постановка диагноза «синдром дефицита внимания и гиперактивности» требует оценки способности ребенка к обучению, его социальных функций, а также анализа поведения в разных условиях (дома и в школе).

Синдром дефицита внимания является одним из самых спорных диагнозов. Среди многих обывателей бытует мнение, что это очередное «модное» расстройство, оправдывающее лень и плохое воспитание. Но это далеко не так. Еще в начале ХХ века появились научные труды, в которых описывались несколько детей с повышенной импульсивностью, гиперреактивностью и невнимательностью. На сегодняшний день СДВГ симптомы проявляются примерно у 6 % населения, но за квалифицированной медицинской помощью обращаются лишь 2% людей. Это психологическое расстройство чаще диагностируется у мальчиков. Среди девочек оно встречается реже, но его лечение требует более серьезного подхода. К тому же симптомы СДВГ у представительниц слабого пола менее выражены, а гиперактивность может отсутствовать вовсе.

Заниматься воспитанием и обучением детей, имеющих синдром, очень непросто. Многие родители не могут смириться с мыслью о том, что их ребенок может иметь психическое расстройство. Они винят в поведении своего чада окружающих, школу и, несколько реже, самих себя. Но если вовремя принять необходимые меры, то можно заметно улучшить состояние ребенка. Для этого, прежде всего, необходимо понять, что же такое синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Основные симптомы

Дети, страдающие синдромом дефицита внимания, очень плохо учатся. Им сложно концентрироваться на объяснении учителя и выполнении задания. Это связано не с прихотью или капризами. Усваивать информацию и концентрироваться на учебе они не могут вследствие недостатка биологически активных веществ в определенных отделах головного мозга.

СДВГ симптомы проявляются в поведении детей, оно заметно отличается от действий и поступков их здоровых сверстников:

  1. Невнимательность. Ребенок очень легко отвлекается, страдает забывчивостью. При выполнении заданий возникают сложности, он не организован, не выполняет инструкции. Во время объяснения нового материала или задания может сложиться впечатление, что ребенок не слушает взрослого. Большое количество ошибок обусловлено повышенной невнимательностью. Такие детки часто теряют свои вещи и школьные принадлежности.
  2. Гиперактивность. Для расстройства характерно постоянное нахождение в движении. Ребенок попросту не может усидеть на месте. Во время занятий в классе он может вставать с места в самое неподходящее для этого время. Ребенок кажется суетливым, нетерпеливым, чрезмерно общительным.
  3. Импульсивность. Желание достичь удовольствие у таких детей намного выше, они не в состоянии ждать своей очереди. Часто они выкрикивают с места, перебивают собеседника или учителя. Если такой ребенок чего-то хочет, то он будет требовать это сейчас же, уговорить его не получится.

Такие симптомы расстройства являются основными, но даже здоровые дети иногда могут быть невнимательны или слишком активны. Чтобы иметь возможность говорить о наличии данной патологии, необходимо провести тщательное исследование. Врач наблюдает маленького пациента в течение длительного времени, не меньше шести месяцев. Чтобы анализ поведения ребенка был полным и всесторонним, потребуется дать оценку его поведения в разных условиях.

Причины возникновения синдрома дефицита внимания

prichiny-sdvg

На сегодняшний день точно сказать, почему у ребенка возникают СДВГ симптомы, не может никто. Среди факторов, дающих толчок к развитию синдрома дефицита внимания, можно выделить:

  • наследственность. Исследователями было отмечено, что наличие данного расстройства у родителей в несколько раз повышает вероятность развития его у детей. Синдром дефицита внимания часто имеет генетическую природу, поэтому способен передаваться по наследству;
  • употребление алкоголя и табакокурение во время беременности может привести к нарушению мозговых функций у плода, что влечет за собой появления СДВГ симптомов у ребенка будущем;
  • сложная беременность, перенесенные в это время женщиной инфекционные заболевания также могут привести к тому, что у ребенка возникнет синдром дефицита внимания. Риск развития этого психического расстройства в несколько раз повышается среди детей, рожденных раньше срока;
  • предрасположенность к развитию расстройства повышают травмы головного мозга различной тяжести, перенесенные ребенком в раннем возрасте, а также заболевания инфекционной природы.

В некоторых случаях синдром дефицита внимания возникает как симптом другого психического расстройства, например, задержка речевого или психоречевого развития. Некоторые жизненные обстоятельства или патологические процессы в организме могут проявляться так же, как и симптомы СДВГ. Среди них можно отметить:

  1. Резкая перемена образа жизни, переезд, развод родителей или смерть близкого человека.
  2. Сбой в работе щитовидной железы.
  3. Отравление тяжелыми металлами, в частности свинцом.
  4. Депрессия и расстройства сна.

Специалисты считают, что полностью устранить симптомы СДВГ невозможно. Это расстройство относят к неизлечимым патологиям. Но помочь ребенку все-таки возможно. Грамотно организованная терапия позволит пациенту лучше учиться, получить необходимые социальные навыки и адаптироваться в обществе.

Типы СДВГ

Высококвалифицированные специалисты практикуют индивидуальный подход к лечению синдрома. Это связано, прежде всего, с тем, что для успешного выздоровления требуется устранить причины патологии. На сегодняшний день выявлено несколько типов данного расстройства, требующих разного подхода к проведению терапии:

  • классический вид связан с нарушениями в работе коры лобных долей. В этом случае будут проявляться классические СДВГ симптомы, это и неустойчивость внимания, и рассеянность, и дезориентация и т.д. Для достижения устойчивых результатов может быть применена медикаментозная терапия, способная повысить уровень дофамина в головном мозге. Пациентам рекомендуется снизить употребление в пищу простых углеводов, а продукты с высоким содержанием белка ввести в рацион;
  • невнимательный тип. Основные симптомы СДВГ будут дополнены склонностью зацикливаться на себе, упадком сил, отстраненностью и отсутствием мотивации. Данная разновидность расстройства обычно диагностируется в старшем возрасте, чаще встречается у девочек. Развитие невнимательного типа СДВГ обусловлено снижением мозговой активности в мозжечке и лобной коре;
  • синдром дефицита внимания с чрезмерной фиксацией. Классические СДВГ симптомы в этом случае сочетаются со склонностью зацикливаться на мыслях негативного содержания, навязчивым поведением. Больные с таким типом заболневания чрезмерно обидчивы и беспокойны, часто спорят и идут наперекор наставникам;
  • при нарушениях в работе височных долей СДВГ симптомы будут включать в себя повышенную вспыльчивость. Больной может испытывать чувство тревоги, его мучают головные боли и дискомфорт в области живота. Характерно появление мрачных мыслей, проблемы с памятью, затруднения при чтении текстов, а также неправильная интерпретация замечаний, обращенных к больному;
  • лимбический тип. Первичные СДВГ симптомы сопровождаются меланхолией, желанием оградиться от окружающих, пониженной самооценкой, расстройствами сна и отсутствием аппетита. Для лечения этого типа синдрома нельзя применять стимуляторы, так как они могут привести к развитию депрессии.

Также основные симптомы рсстройства могут сопровождать вспышки гнева и капризность, желание всегда быть в оппозиции и повышенная болтливость, гиперчувствительность к громким звукам и яркому свету, а также поспешность мышления.

Диагностика

sdvg-u-vzroslykh

Многие люди ошибочно полагают, что синдром дефицита внимания является заболеванием мальчиков с избыточной активностью. Но среди больных встречаются те, которым не присуща гиперактивность. В этом случае симптомы расстройства бывают смазанными, и выявить их еще сложнее. Часто на заболевание у таких детей не обращают должного внимания, их постоянно упрекают в лени, своенравности, отсутствии мотивации, а также называют глупыми.

Читайте также:  Иглоукалывание при синдроме грушевидной мышцы

Главным отличием данного синдрома от других видов психических расстройств является полное отсутствие четких лабораторных или инструментальных методов диагностики. Специалисты в диагностическом процессе, в основном, полагаются на рассказы родственников, учителей и других людей из близкого окружения ребенка.

Постановке диагноза СДВГ предшествует кропотливая работа. На протяжении длительного периода времени осуществляется наблюдение за ребенком, поведение которого вызывает опасения. Педиатр или детский психолог проводит сбор информации, опрашивает учителей и других наставников, интересуется мнением родителей, опекунов или других членов семьи. Также на этапе диагностики проводится полный медицинский осмотр ребенка, это позволяет СДВГ симптомы дифференцировать от других психологических расстройств или заболеваний, способных привести к изменению поведения.

Во время проведения бесед с целью сбора информации о пациенте, врач уделяет большое внимание ситуации в его семье. Родители также заполняют анкеты и опросники в отношении себя и близких родственников. Это позволяет определить наличие проблем в семейных отношениях, которые могут привести к тому, что у ребенка будут проявляться симптомы СДВГ. Также оценивается психическое здоровье других членов семьи, ведь, как упоминалось, наличие синдрома обусловлено генетической предрасположенностью.

Завершающим этапом диагностики является анализ полученной информации. Диагноз может быть поставлен в том случае, если будут подтверждены такие утверждения:

  • основные симптомы СДВГ (невнимательность, импульсивность и т.д.) интенсивно выражены, степень их проявления не соответствует возрасту пациента. Проявления расстройства наблюдаются длительное время;
  • проявления расстройства проникают во все сферы жизни, приводя к значительным осложнениям. Дети могут капризничать могут в разных ситуациях, когда устанут, не выспятся, хотят есть и т.д. Но для постановки диагноза необходимо найти подтверждение того, что поведение ребенка создает проблемы окружающим и ему самому;
  • признаки СДВГ появляются в раннем возрасте и проявляются постоянно. Если признаки патологии демонстрируют себя время от времени, то они, скорее всего, обусловлены другими причинами;
  • СДВГсимптомы не связаны с наличием у ребенка других соматических, психосоматических или психических расстройств. Для выявления такой взаимосвязи проводится тщательнее медицинское обследование пациента.

Несмотря на то, что специалисты в своей работе используют некоторые диагностические критерии, все же конечный диагноз ставится исключительно из субъективного мнения врача, которое, в свою очередь, также основывается на субъективных мнениях учителей и родственников. Поэтому велик риск ошибки. Чтобы избежать этого, необходимо подходить к проведению диагностики синдрома дефицита внимания с особой тщательностью.

Лечение

lechenie-sdvg

При лечении часто применяют медикаменты, позволяющие купировать СДВГ симптомы. К ним относятся различные стимуляторы, чаще всего назначается метилфенидад, ноотропные препараты, а также антипсихотические средства, способные снизить возбудимость ребенка и его гиперактивность.

Медикаментозное лечение направлено на устранение физической проблемы, приведшей к развитию расстройства. Основные СДВГ симптомы становятся менее выраженными благодаря нормализации кровообращения во всех отделах головного мозга и коррекции патологий в шейном отделе позвоночника, часто возникающих на фоне родовых травм.

Но большинство специалистов считает, что использование медикаментов оправдано лишь в единичных случаях, многих детей можно вылечить, используя методы психокоррекции. Наиболее успешными при устранении симптомов СДВГ является прикладной поведенческий анализ, его используют при работе с маленькими детьми, а также когнитивно-поведенческая терапия, которая применима при проведении коррекции психики у молодых людей и подростков.

Рекомендации для родителей детей с СДВГ

Провести диагностику, поставить диагноз и назначить грамотное лечение симптома дефицита внимания может только квалифицированный врач. Но выздоровление ребенка во многом зависит от его родителей. Прежде всего, они должны принять своего малыша и осознать, что его поведение является не результатом воспитания, а следствием болезни.

Чтобы устранить СДВГ симптомы, специалисты рекомендуют в домашних условиях придерживаться таких поведенческих стратегий:

  1. Составить режим дня и строго ему следовать. Очень важно, чтобы ребенок спал достаточное количество времени. Не выспавшийся ребенок становится более капризным, агрессивным, утрачивает способность к концентрации внимания.
  2. Следить за питанием ребенка. Многие исследователи утверждаются, что СДВГ симптомы зависят от того, что включено в ежедневный рацион малыша. Дети, страдающие синдромом дефицита внимания, часто испытывают недостаток в омега-3 кислотах. Поэтому морская рыба должна быть обязательной частью детского меню. Можно давать ребенку рыбий жир или поливитаминные комплексы, содержащие магний и витамины группы В. Эти микроэлементы также снижают симптомы СДВГ. Кроме того, необходимо исключить из рациона продукты с высоким содержанием глютена (злаковые культуры), казеина (молоко) и полисахаридов. Углеводы должны поступать в организм из фруктов и овощей, а от употребления конфет, картофеля, риса и мучных блюд лучше всего отказаться. Диета малыша с синдромом дефицита внимания должна включать большое количество мяса, яйца, бобовые, орехи и сыр.
  3. Организуйте пространство детской комнаты таким образом, чтобы все вещи ребенка имели определенные места. Малыш будет реже их терять. В разных источниках описываются СДВГ симптомы, и одним из наиболее устойчивых называется неспособность к организации. Это очень осложняет процесс социальной адаптации ребенка. Четкая организация пространства немного облегчит малышу жизнь.
  4. Во время проведения занятий следует устранить все отвлекающие факторы. Обязательно выключите телевизор, компьютер, радио и т.д. Ребенку, у которого проявляются основные симптомы СДВГ, сложно концентрироваться. Поэтому родители должны позаботиться о том, чтобы ему ничего не мешало.
  5. Давайте ребенку право выбора. Когда он одевается, предложите два комплекта одежды, во время приема пищи – несколько видов блюд. Но количество вариантов не должно быть слишком большим – в противном случае это может привести к развитию эмоциональной и сенсорной перегрузки.
  6. Во время беседы с ребенком старайтесь давать точные указания. Все инструкции должны содержать минимум информации. Необходимо воздерживаться от уговоров и угроз.
  7. Ставьте перед малышом реалистичные задачи, чтобы он смог с ними справиться. За успехи ребенка обязательно нужно поощрять. Используйте наглядные материалы для отображения его достижений.
  8. Помогите малышу найти занятие, в котором он мог бы достичь успеха. Это позволит развивать навыки социального общения, а также повысит самооценку вашего ребенка.

Преодолеть ребенку симптомы СДВГ могут помочь его родители – без их участия даже самая хорошая терапия будет малоэффективной. Лучшим средством от большинства психологических расстройств у детей является любовь, поддержка и понимание самых близких людей – мамы и папы!

Как проявляется синдром у взрослых

сдвг у взрослыхУ взрослых людей СДВГ симптомы встречаются нечасто. Многие из них прошли курс терапии в детстве, другие просто приспособились к жизни в современном обществе, а некоторые из них вовсе не догадываются о наличии психического расстройства.

Чаще всего взрослые люди обнаруживают у себя признаки СДВГ в тот момент, когда этот диагноз ставится их детям. Тогда они понимают, что депрессии, беспокойство и отсутствие концентрации внимания связаны именно с этим расстройством.

Для взрослых пациентов наиболее характерными будут такие СДВГ симптомы:

  • одним из основных симптомов СДВГ является неустойчивость внимания, но у взрослых людей он проявляется не во всех сферах. Больному сложно концентрироваться на выполнении рутинных делах. Он будет забывать вовремя оплачивать счета, принимать лекарственные препараты, производить уборку в доме и т.д. Но если речь зайдет о чем-то новом и необычном, то ч