Синдром головной боли у детей и подростков

Головная боль относится к часто встречающимся жалобам в детском и подростковом возрасте. Согласно данным исследований, частота встречаемости головной боли возрастает от 3–8% среди дошкольников до 57–82% – у подростков [1]. Поэтому в докладе экспертов ВОЗ «Головные боли и общественное здоровье» [2] в качестве одной из приоритетных задач названо «повышение эффективности лечения и профилактики головной боли у детей». При этом первичные головные боли выявляются в педиатрической практике у 18,6–27,9% детей и подростков, преимущественно в виде мигрени и головных болей напряжения (ГБН) [3–5].

У детей и подростков, как и взрослых пациентов, в основе диагноза первичной головной боли лежат критерии Международной классификации головных болей 3–го пересмотра (бета-версия) (МКГБ-IIIb) [6], которые в отношении ГБН однотипны с предыдущей редакцией МКГБ-II [7]. На основании этих критериев от 7 до 10% детей и подростков страдают мигренью, до 15% – вероятной мигренью и 20–25% – ГБН [8–10].
Наиболее распространенными формами первичных головных болей являются мигрень и ГБН. Как мигрень, так и ГБН чаще встречаются у пациентов с отягощенным семейным анамнезом по данным заболеваниям. В большинстве случаев головные боли у детей и подростков имеют благоприятный прогноз, если поставлен точный диагноз и своевременно и правильно назначена соответствующая терапия.

ГБН – легкая или умеренная повторяющаяся двусторонняя головная боль сжимающего, давящего или ноющего характера, которая имеет значительную продолжительность. Длительность приступа – от 30 мин до нескольких дней (с некоторым колебанием интенсивности боли), но менее недели. ГБН может сопровождаться свето- или звукобоязнью (но не обоими этими признаками сразу), не усиливается под влиянием повседневной физической активности и не сопровождается рвотой. Провоцирующими факторами для появления головной боли обычно являются психическое утомление, зрительное напряжение, особенно связанное с компьютерными играми, стрессовая ситуация, депривация сна, которые часто сегодня встречаются в детском и подростковом возрасте.
В МКГБ-IIIb [6] в зависимости от частоты приступов ГБН делятся на следующие варианты: нечастые эпизодические (менее одного раза в месяц, при наличии не менее 10 ранее перенесенных эпизодов); частые эпизодические (более одного, но не более 15 раз в 1 мес.); хронические (более 15 раз в месяц на протяжении более 3 мес.). В случае недостаточного количества эпизодов головной боли или при неполном соответствии диагностическим критериям ставится диагноз «возможная ГБН». По данным Н.Ю. Будчановой и соавт. [11], которые проводили исследование частоты встречаемости ГБН в школах Москвы, структура ГБН выглядит следующим образом: нечастая ГБН отмечалась у 21,8% пациентов детского и подросткового возраста, частая ГБН – у 53,3%, хроническая ГБН – у 15,2%, возможная ГБН – у 9,7%.

Патогенез ГБН до конца не выяснен и включает комплекс взаимосвязанных механизмов. Ранее принятыми обозначениями ГБН были «головная боль мышечного напряжения», «психомиогенная головная боль», «стрессорная головная боль», «простая головная боль», что отражает представления о ведущей роли психологических факторов в патогенезе ГБН. Значимым фактором риска развития ГБН является семейная предрасположенность к головной боли, особенно со стороны матери. ГБН провоцируются хроническими психоэмоциональными перегрузками, стрессами, конфликтными ситуациями. Патогенетической особенностью ГБН у детей является незрелость механизмов психологической защиты, что обусловливает проявление заболевания при воздействии незначительных с точки зрения взрослых стрессовых факторов. Под влиянием психотравмирующих ситуаций формируются тревожные расстройства (фобическое тревожное расстройство, генерализованные тревожные расстройства, школьная фобия, социальная фобия). У некоторых пациентов тревога в виде тревожной реакции, тревожного расстройства или тревожно-педантической акцентуации личности являются первичными. Эти ситуации приводят к неконтролируемым миофасциальным феноменам, обозначаемым как повышенная чувствительность перикраниальной мускулатуры. Влияние психологического статуса у пациентов с ГБН реализуется через изменения состояния лимбико-ретикулярного комплекса, задействованного в регуляции вегетативных функций, мышечного тонуса, восприятия боли через общие нейромедиаторные механизмы. Центральные механизмы патогенеза ГБН связаны с диз­афферентацией антиноцицептивных релейных систем.
Боль при ГБН описывается как постоянная, давящая. В большинстве случаев она локализуется в области лба, висков с иррадиацией в затылочную область и заднюю поверхность шеи, затем может становиться диффузной и описывается как ощущение сжатия головы обручем, симптом «шлема, каски». Хотя боль обычно бывает двусторонней и диффузной, локализация ее наибольшей интенсивности в течение дня может попеременно переходить с одной половины головы на другую. Стойкая односторонняя головная боль (геми­крания), как правило, связана с повышенной чувствительностью перикраниальной мускулатуры. Обычно боль появляется днем (после 2–3 урока) или во второй половине дня и продолжается до вечера. Может возникать утром, после пробуждения, если головная боль отмечалась накануне вечером. Головная боль не усиливается при обычной ежедневной физической нагрузке. У больных могут отмечаться различные временные пат­терны течения головных болей – от редких, кратковременных эпизодических приступов с длительными ремиссиями до волнообразного течения, характеризующегося длительными периодами ежедневных болей, чередующимися с кратковременными ремиссиями. Транзиторные неврологические симптомы не характерны.

Характерные клинические проявления ГБН и мигрени, позволяющие дифференцировать эти формы первичных головных болей у детей и подростков, представлены в таблице 1.
«Немигренозные» признаки головной боли, такие как ее характер (давящий или стягивающий), интенсивность (легкая и умеренная) и отсутствие сопутствующих симптомов являются более специфичными для ГБН у детей (по сравнению с мигренью), чем локализация или продолжительность.
Диагностические критерии эпизодических ГБН:
А. По меньшей мере 10 эпизодов, отвечающих критериям В–D.
В. Продолжительность головной боли от 30 мин до 7 дней.
С. Головная боль имеет как минимум две из следующих характеристик:
• двусторонняя локализация;
•  сжимающий/давящий (непульсирующий) характер;
• интенсивность боли от легкой до умеренной;
•  головная боль не усиливается от обычной физической нагрузки.
D. Оба симптома из нижеперечисленных:
•  отсутствие тошноты или рвоты (возможно снижение аппетита);
• только фотофобия или только фонофобия.
Нечастые эпизодические ГБН – головная боль возникает с частотой не более 1 дня в месяц (не более 12 дней в год).
Частые эпизодические ГБН – головная боль возникает с частотой от 1 до 15 дней в месяц (от 12 до 180 дней в год).
Диагностические критерии хронических ГБН:
А. Головная боль, возникающая не менее 15 дней в месяц на протяжении в среднем более 3 мес. (не менее 180 дней в год) и отвечающая критериям В–D.
В. Головная боль продолжается в течение нескольких часов или имеет постоянный характер.
С. Головная боль имеет как минимум две из следующих характеристик:
• двусторонняя локализация;
•  сжимающий/давящий (непульсирующий) характер;
• интенсивность боли от легкой до умеренной;
•  головная боль не усиливается от обычной физической нагрузки.
D. Оба симптома из нижеперечисленных:
•  только один симптом из трех: фотофобия или фонофобия или легкая тошнота;
•  головная боль не сопровождается ни умеренной или сильной тошнотой, ни рвотой.
Следует отметить предрасполагающие к развитию ГБН особенности личности: эмоциональные нарушения различной степени выраженности (повышенная возбудимость, тревожность, склонность к депрессии), демонстративные проявления, ипохондрический синдром (фиксация на своих болевых ощущениях), пассивность и снижение стремления к преодолению трудностей. Дети с жалобами на ГБН стеснительны, плохо адаптируются к новой обстановке. У них могут отмечаться вспышки упрямства, капризы, которые чаще носят характер защитных реакций на фоне недовольства собой.
В межприступном периоде, в отличие от мигрени, большинство пациентов предъявляют жалобы на боли и чувство дискомфорта в других органах соматоформного типа (боли в ногах, кардиалгии, затруднения дыхания при вдохе, затруднения при глотании, дискомфорт в животе), характеризующиеся непостоянством и достаточно неопределенным характером, однако при обследовании патологических изменений не определяется. Для больных ГБН характерны нарушения сна: трудности засыпания, поверхностный сон с множеством сновидений, частыми пробуждениями, снижается общая длительность сна и особенно глубокой его фазы, наблюдаются раннее окончательное пробуждение, отсутствие ощущения бодрости после ночного сна и дневная сонливость.
В современных публикациях обращается внимание на высокую частоту встречаемости у пациентов с ГБН церебрастенических (и/или неврастенических) расстройств и когнитивных нарушений [12]. Проявления церебрастенического синдрома встречаются у многих детей и подростков с ГБН. Одним из его основных признаков считается так называемая «раздражительная слабость». К числу причин церебрастенического синдрома относятся патологическое течение беременности и родов, перенесенные соматические заболевания, черепно-мозговые травмы, нейроинфекции. С одной стороны, для этих детей характерны общая пассивность, вялость, медлительность в мышлении и движениях, даже при незначительных нервно-психических нагрузках наблюдаются повышенная утомляемость, истощаемость, снижение фона настроения. Истощаемость внимания и мышления сопровождается довольно выраженным и длительным снижением психической работоспособности, особенно при интеллектуальных нагрузках у детей школьного возраста. Нередко отмечается снижение памяти. С другой стороны, наблюдаются повышенная раздражительность, склонность к аффективным вспышкам, недостаточная критичность.

Читайте также:  Призрак в доспехах синдром одиночки сериал 2002 года

По нашим наблюдениям, сочетание ГБН с церебрастеническим синдромом у детей и подростков способствует утяжелению течения головных болей. Присоединяются болевые синдромы функционального характера: миалгии различной локализации, кардиалгии, боли в животе. Более выраженными становятся жалобы на метеочувствительность, непереносимость вестибулярных нагрузок, периодические кратковременные эпизоды несистемного головокружения. Усиливаются такие проявления вегетативных нарушений, как нестабильность артериального давления с преимущественной склонностью к снижению, связанные с этим ортостатические феномены, чувство похолодания дистальных отделов рук и ног. У некоторых пациентов присоединяются симптомы нарушения центральной терморегуляции в виде периодической субфебрильной гипертермии или гипотермии.

Среди предикторов головных болей в детском возрасте указываются нарушения концентрации внимания, медленный темп когнитивной деятельности, эмоциональная нестабильность, гиперактивность, напряженные отношения в школе [13]. По данным популяционного исследования T.W. Strine и соавт. [14], которое охватывало детей и подростков 4–17 лет, у тех из них, которые страдали частыми головными болями, в 2,6 раза чаще отмечались нарушения внимания и гиперактивность.
Рассматривая вопросы терапии ГБН у детей, подчеркнем, что на первом этапе необходимо выявить наличие психотравмирующей ситуации для ребенка, что не всегда удается сделать сразу. При обнаружении такой ситуации (развод родителей, физическое насилие, конфликтная ситуация в школе) лечение головной боли должно начинаться с устранения или минимизации психотравмирующей ситуации с помощью занятий с квалифицированными психологами или психотерапевтами.

Эффективным является сочетание лекарственной терапии с различными методами психотерапии и релаксации с применением модели биологической обратной связи (БОС). Такое лечение требует профессионального опыта и индивидуального подхода, что может ограничивать его доступность. Тренинги с использованием БОС вполне применимы для пациентов детского и подросткового возраста. Показана эффективность при ГБН электромиографического БОС-тренинга фронтальной мышечной группы [15].
Согласно современным Европейским рекомендациям [16], в лекарственной терапии ГБН применяются средства как для купирования головной боли, так и для ее профилактики. Симптоматическое лечение безрецептурными анальгетиками может применяться у пациентов с эпизодической ГБН при частоте болевых эпизодов не более 2 раз в неделю. Использование анальгетиков должно быть однократным или проводиться короткими курсами. При этом необходимо помнить о недопустимости злоупотребления данными препаратами. Анальгетики рекомендуется употреблять не более 8–10 раз в месяц. Применение более сильных анальгетиков или комбинации анальгетиков с мышечными релаксантами в детском возрасте значительной эффективностью не обладает, однако вызывает нежелательные симптомы со стороны желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы. Детям для обезболивания рекомендуется использовать парацетамол (разовая доза – 10–15 мг/кг, максимальная суточная доза – не более 60 мг/кг  массы тела) или ибупрофен (разовая доза – 5–10 мг/кг, максимальная суточная доза – не более 30 мг/кг, интервал между приемами – 6–8 ч).
При эпизодической ГБН с частотой более 2 дней в неделю более предпочтительным по сравнению с купированием приступов является профилактическое лечение. При хронической ГБН обезболивающие препараты обладают сомнительной эффективностью и повышают риск развития лекарственно-индуцированной головной боли [16].

Профилактическую терапию при нечастых или частых эпизодических  ГБН следует начинать с растительных препаратов седативного действия в комбинации с витаминами группы В и препаратами магния, которые снижают уровень возбудимости ЦНС и повышают резерв нейропластичности. При неэффективности растительных препаратов и преобладании в клинической картине тревожных расстройств, эмоциональных нарушений рекомендовано применение анксиолитиков и легких нейролептиков, разрешенных к применению в детском возрасте.
Хронические ГБН не обязательно лишают пациентов возможности повседневной активности, но приносят им эмоциональный дискомфорт, хроническое чувство усталости, «разбитости». Оптимальный подход к лечению данной формы головной боли заключается в применении средств, влияющих на психоэмоциональную сферу и хроническое мышечное напряжение. При хронических ГБН применяются профилактические курсы амитриптилина – неселективного антидепрессанта, теоретически обладающего анальгезирующим эффектом. Рекомендуется начинать терапию с малых доз (5–10 мг) перед сном. Необходимость в повышении дозы возникает редко, что обусловлено в первую очередь дневной сонливостью и затруднением усвоения учебного материала. В исследовании L. Grazzi et al. [17] сравнивалась эффективность 3-месячных курсов лечения пациентов с ГБН в возрасте 8–16 лет с эффективностью расслабляющих тренингов и фармакотерапии амитриптилином, назначавшимся ежедневно по 10 мг/сут. Клиническое улучшение было достигнуто в обеих группах. В группе лечившихся амитриптилином исходная частота ГБН составляла 17±11 приступов в месяц и через 3 мес. снизилась до 5,6±6,7 в месяц. Эти результаты сопоставимы с результатами группы, в которой проводились расслабляющие тренинги: первоначальная частота приступов 12,1±10,1 в месяц уменьшилась до 6,4±9,6 в месяц.

Традиционно для профилактических курсов ГБН с целью снятия мышечного напряжения в перикраниальных и затылочных мышцах назначаются миорелаксанты (толперизон, тизанидин).
Часто у детей с ГБН наблюдаются проявления церебрастенического синдрома. Утомляемость может быть выражена настолько, что детям противопоказано длительное пребывание в коллективе сверстников. Главное, о чем должны помнить взрослые: эти дети нуждаются в помощи, нельзя считать их вредными, упрямыми, ленивыми и вести борьбу с этими качествами. Появление церебрастении способствует утяжелению течения головных болей.

Поэтому дополнительное направление профилактической терапии ГБН у детей и подростков, особенно в сочетании с астеническими проявлениями и снижением школьной успеваемости, заключается в назначении препаратов метаболического действия, которые улучшают обменные процессы в ЦНС и положительно влияют на показатели когнитивных функций, повышают «уровень бодрствования» и устойчивость ЦНС к нагрузкам. К числу таких препаратов относятся рибофлавин (витамин В), коэнзим Q10, препараты магния [1], препараты ноотропного ряда.
К данной группе лекарственных средств относится препарат Нооклерин (деанола ацеглумат). Это ноотропный препарат, по химической структуре близкий к естественным метаболитам головного мозга (ГАМК, глутаминовая кислота). Оказывает нейропротекторное действие, способствует улучшению памяти и процесса обучения, оказывает положительное влияние при астенических и адинамических расстройствах, повышая двигательную и психическую активность пациентов. Препарат разрешен к применению у детей с 10-летнего возраста. Лечебная суточная доза у детей 10–12 лет должна составлять 0,5–1,0 г (1/2–1 чайная ложка) Нооклерина, у детей старше 12 лет – 1–2 г (1–2 чайных ложки). Продолжительность курса лечения – 1,5–2 мес. 2–3 раза в год.
Высокая терапевтическая эффективность приема Нооклерина у подростков 14–17 лет с неврастенией была доказана Л.С.Чутко и соавт. [18]: отмечались отчетливое уменьшение проявлений общей, физической и психической астении, а также повышение концентрации внимания.
Купирование симптомов астении при ГБН способствует повышению устойчивости к нагрузкам и формированию более правильных адаптационных реакций организма на стрессовые факторы, которые лежат в основе возникновения ГБН.

Читайте также:  Что такое синдром немого легкого

Источник

Головная боль у ребенка — это не редкость. Подобные симптомы могут проявляться у пациентов любого возраста, в том числе у новорожденных. Основная задача родителей — вовремя распознать первые признаки и обратиться за медицинской помощью, поскольку болезненность может возникать по разным причинам. Врачи Клинического института мозга проведут полное обследование и назначат максимально эффективную схему терапии, с учетом всех особенностей детского организма. Попытки подобрать лечение самостоятельно могут приводить к опасным последствиям, поэтому здоровье ребенка стоит доверить профильным специалистам.

Как распознать головную боль у ребенка?

Диагностика головной боли у ребенка младшего возраста и у новорожденных проводится профильным специалистом. В домашних условиях определить ее сложно, поскольку дети еще не могут точно описать, что их беспокоит. Существуют косвенные признаки, которые позволят родителям понять, что у ребенка болит голова, но они практически не отличаются от боли любой другой локализации. К ним относятся:

  • беспокойство, нарушения сна, частый плач;
  • отказ от еды, потеря в весе;
  • некоторые дети постоянно дотрагиваются руками к голове, могут тянуть себя за волосы и вырывать их, что сопровождается повышенной возбудимостью.

Дети дошкольного и младшего школьного возраста уже могут пожаловаться на головную боль и указать, в каком участке ощущается дискомфорт. У пациентов данной возрастной категории хронические боли возникают не более, чем в 3—8% случаев, а у подростков этот показатель может достигать 50 и даже 80%.

Причины головной боли у детей

Головная боль может проявляться в любом возрасте. Острая или хроническая, она может возникать в определенном участке либо распространяться на всю поверхность головы. Ее точная локализация, а также время возникновения и условия, при которых она обостряется, имеют важное диагностическое значение. Один из первых критериев — расположение головной боли, в зависимости от этого можно предварительно предполагать, что стало ее причиной.

  • Боли в затылочной части головы часто возникают из-за напряжения в течение дня. Также их причиной могут становиться патологии в области шейного отдела позвоночника и различные нарушения осанки.
  • Дискомфорт в височной доле — часто указывает на вегетативные нарушения. Еще одна причина болей в висках — заболевания сосудистой системы.
  • Боль в области лба — одно из проявлений гипертонии. Также она диагностируется при повышенном внутричерепном или внутриглазном давлении.
  • Односторонняя боль, которая полностью охватывает половину головы — признак мигрени. Она острая и возникает внезапно, вне зависимости от времени суток и других факторов.

Врачи Клинического Института Мозга специализируются на диагностике и лечении детей любого возраста, в том числе новорожденных, у которых наблюдаются признаки головной боли. Методики подбираются индивидуально, с учетом особенностей каждого пациента.

Головная боль у новорожденного

Головные боли могут быть причиной родовой травмы или нарушениями развития плода непосредственно перед родами. Они возникают при недостаточном поступлении кислорода в головной мозг новорожденного, из-за чего наблюдается повреждение отдельных клеток и крупных нервных структур. Даже если развитие плода происходит нормально в течение всей беременности, во время родов и в первые несколько месяцев жизни могут наблюдаться следующие нарушения:

  • обвитие пуповиной — частое осложнение;
  • инфекционные заболевания матери, перенесенные во время беременности;
  • травмы и смещения позвонков в шейном отделе;
  • врожденные заболевания сердечно-сосудистой системы.

Одна из опасных причин головной боли у новорожденных — это гидроцефалия, или водянка головного мозга. Болезнь представляет собой нарушение циркуляции ликвора (спинномозговой жидкости) и приводит к повышению внутричерепного давления, а также постоянному сдавливанию тканей центральной нервной системы.

Бытовые причины

Голова может болеть и у здорового ребенка. Постоянная усталость, высокие нагрузки в школе и на дополнительных занятиях, стрессы и неправильный образ жизни — это частые причины хронической головной боли. Несмотря на то, что головной мозг ребенка способен усваивать и обрабатывать огромное количество информации, процесс обучения должен проходить в комфортном темпе. Для того, чтоб исключить наиболее простые факторы, которые могут вызывать головную боль, следует придерживаться основных правил:

  • поддерживать режим сна, предоставлять ребенку свободное время для игр;
  • проводить время на свежем воздухе;
  • обеспечить регулярное здоровое питание с необходимым запасом витаминов, в том числе в холодное время года;
  • минимизировать времяпровождение за монитором.

Головная боль напряжения — одна из наиболее распространенных ее разновидностей. Она возникает не только у взрослых, но и у детей в любом возрасте. Наиболее часто подвержены первоклассники (во время адаптации к новому графику), а также подростки 13—15 лет. Ее причинами становятся нервное напряжение, а также длительное пребывание в малоподвижном положении. Сидячий образ жизни и недостаток физических нагрузок также могут спровоцировать постоянный дискомфорт.

Нарушения показателей давления

Хроническая, давящая боль, которая часто возникает в передней части головы, часто свидетельствует о нарушении различных видов давления. Эти показатели отражают сопротивление всех видов жидкостей, которые присутствуют в организме человека, в том числе крови, спинномозгового ликвора, водянистой влаги глаз. Если их баланс нарушается, это приводит к постоянному дискомфорту и сдавливанию окружающих тканей.

При выявлении признаков головной боли проводится обследование с определением следующих показателей:

  • артериальное давление;
  • внутричерепное давление;
  • внутриглазное давление.

Гипертония — повышение артериального давления. Если показатели изменяются незначительно, это редко приводит к острой головной боли и другим клиническим проявлениям. Однако, от 13 до 15% случаев болей в области головы являются следствием гипертонического криза, который может возникать в том числе у детей. Постоянное наполнение артерий кровью приводит к нарушению механизмов регуляции мозгового кровообращения. У пациента развивается гиперемия (усиленное кровенаполнение) головного мозга, в результате чего возникают головная боль, тошнота, ухудшение остроты зрения и даже потери сознания. Приступы обычно завершаются в течение суток, но они опасны сдавливанием нервных тканей и снижением поступления к ним кислорода.

Читайте также:  Похмельный синдром у алкоголика в домашних условиях

Повышенное внутричерепное давление диагностируется у большей части населения, в том числе у детей любого возраста. Этот показатель представлен сопротивлением нескольких веществ: крови мозговых артерий, ликвора желудочков и собственно тканей головного мозга. Измерить его в домашних условиях невозможно, а точные данные получают только при строгой необходимости, с помощью инвазивной процедуры определения скорости тока спинномозговой жидкости. Стоит понимать, что незначительные колебания внутричерепного давления не представляют опасности.

Глазная гипертензия у детей может быть следствием врожденных или приобретенных заболеваний зрительного аппарата, а также травм или неправильного подбора очков и линз. Боль возникает непосредственно в глазах, а затем распространяется по ходу тройничного нерва, на височную и лобную области. Также проявляются другие симптомы: слезотечение, снижение остроты зрения, которые особенно заметны при ярком освещении. При подозрении на глазную гипертензию у ребенка следует обратиться к офтальмологу.

Мигрени у детей

Мигрень — это острая головная боль, которая особенно часто возникает у подростков. Установить ее причины сложно, а лечение заключается в своевременном использовании системных анальгетиков. Она возникает в форме приступа и может усиливаться в любое время суток. Определить ее можно по основным признакам:

  • резкая головная боль, чаще односторонняя, но может распространяться на всю голову или на отдельные участки;
  • длительность приступа от 5—30 минут до нескольких часов;
  • головокружение, побледнение кожи;
  • в некоторых случаях — тошнота и слезотечение.

Приступы мигрени сложно отличить от других проявлений головной боли. Если они возникают часто и длятся более 60 минут, следует обратиться за медицинской помощью. Мигрень может начинаться в подростковом возрасте и часто прекращается со временем. Единственный способ борьбы с ухудшением самочувствия во время приступов — это прием обезболивающих препаратов. Выбрать подходящее средство, максимально эффективное и одновременно безопасное для ребенка, сможет только врач.

Сосудистые патологии

Заболевания сердца и сосудов у детей младшего возраста часто имеют врожденный характер. У подростков они уже могут быть связаны с неправильным образом жизни и питания, дефицитом физическом активности и избыточным весом. При диагностике головной боли в Клиническом институте мозга обязательно проводятся исследования дл исключения следующих патологий:

  • пороки сердца, различные виды аритмии, сердечная недостаточность;
  • аномалии развития сосудов, которые участвуют в кровообращении в головном мозге;
  • ишемия (недостаточное кровоснабжение) головного мозга;
  • аневризмы и другие нарушения строения сосудов;
  • мозговые кровоизлияния.

В нашей клинике есть все условия для полноценной диагностики заболеваний сердечно-сосудистой системы, в том числе у новорожденных и детей младшего дошкольного возраста. Следует понимать, что таким пациентам показан ряд ограничений в повседневной жизни, которые позволят болезням не прогрессировать, поэтому их важно обнаружить на ранней стадии.

Психогенные головные боли у ребенка

Психогенные головные боли чаще встречаются у детей старше 8—10 лет, но могут возникать и в более раннем возрасте. Они связаны с эмоциональным напряжением, конфликтной обстановкой в семье либо коллективе, психологическим давлением и любыми другими стрессовыми ситуациями, часто в сочетании с недостаточной физической активностью. Дети жалуются на давящую головную боль и дискомфорт, в некоторых случаях — тошноту или нарушения зрения. Приступы могут продолжаться от нескольких часов до нескольких дней, выделяют также хроническую психогенную головную боль. Они менее интенсивные, чем мигрень, но могут продолжаться сутками. Наблюдается четкая взаимосвязь между головной болью и обострением стрессовой ситуации, которая ее провоцирует.

Заболевания позвоночника

Шейный отдел позвоночника — подвижная и одновременно уязвимая структура. Здесь проходят артерии, которые несут в головной мозг кровь, насыщенную кислородом и питательными веществами. Они частично защищены костными фрагментами позвонков, и ток крови возможен только при условии сохранения их целостности и правильного расположения. При нарушении одного из этих условий сосуды сдавливаются, и ток крови замедляется, что приводит к острой или хронической ишемии. Боль, которая возникает в затылочной части и может распространяться на всю поверхность головы, может быть спровоцирована одним из следующих изменений:

  • остеохондроз — истончение и снижение эластичности межпозвоночных дисков (болезнь связывают с пожилым возрастом, но на практике она диагностируется в том числе у детей и подростков);
  • искривление шейного отдела позвоночника;
  • протрузии межпозвоночных дисков — нарушение их расположения, начальная стадия грыжи;
  • нарушения осанки, длительное нахождение в неестественном положении без движения;
  • воспаление или спазмы мышц шейного отдела.

Диагностика шейного отдела позвоночника входит в обязательную схему обследования при головной боли. Также в Клиническом институте мозга есть возможность проанализировать уровень кровообращения в сосудах, которые проходят на этом уровне.

Другие причины

Важно определить причину головной боли у ребенка, поскольку от этого будет зависеть назначенная схема лечения. В домашних условиях сделать это невозможно, но врачи нашей клиники всегда готовы провести полную информативную консультацию для родителей. Болезненные ощущения не всегда являются показателем серьезных нарушений и периодически возникают и у здоровых детей. Их причинами могут становиться:

  • неправильный подбор очков или линз;
  • недостаточное освещение во время чтения или выполнения домашних заданий;
  • несоблюдение рекомендуемого расстояния от глаз до книги либо монитора;
  • нарушения сна;
  • вегетативная дисфункция — синдром, который может проявляться во время интенсивного роста ребенка.

Постоянные головные боли также могут указывать и на опасные проблемы, которые требуют немедленного лечения. Опухоли и гематомы в тканях головного мозга, повреждение сосудов, травмы либо инфекционные заболевания (менингит) — эти состояния диагностируются редко, но также учитываются во время обследования.

Методы диагностики и лечения

Диагностика головных болей у ребенка в Клиническом институте мозга — это современное оборудование и команда профильных специалистов. При появлении первых симптомов стоит обратиться к педиатру, а далее может понадобиться консультация офтальмолога, невролога, хирурга, отоларинголога. Для постановки точного диагноза проводится ряд обследований:

  • ультразвуковая диагностика сосудов головного мозга;
  • рентгенография шейного отдела позвоночника;
  • МРТ головы — один из наиболее информативных методов;
  • электроэнцефалография — оценка работы различных нервных структур.

Лечение подбирается индивидуально. В большинстве случаев головная боль проходит с возрастом, но у некоторых пациентов она сохраняется в течение всей жизни. В домашних условиях следует предоставить ребенку полноценный отдых и необходимый уровень физической активности, минимизировать провождение времени за монитором, обеспечить полноценное питание. Медикаментозное лечение включает прием анальгетиков (обезболивающих препаратов), спазмолитиков, витаминов и средств для коррекции мозгового кровообращения. В нашей клинике можно получить более подробные рекомендации по лечению головной боли у детей разного возраста, в зависимости от результатов обследования.

Источник: https://www.neuro-ural.ru/patient/dictonary/ru/g/golovnaya-bol-u-detej.html

Если у Вас есть вопросы по проблеме, Вы можете задать их нашим специалистам онлайн: https://www.neuro-ural.ru/patient/consulting/

Источник