Синдром головной боли у детей

Синдром головной боли у детей thumbnail

Если у ребенка болит голова, нужно уделить этому пристальное внимание.

  • Во-первых, расспросить о характере и локализации боли.
  • Во-вторых, оценить его состояние и другие жалобы, которые были с самого начала или появились позже.
  • В-третьих, придется проанализировать весь его график в течение недели – с утра до вечера.

Основные причины головной боли

Причин, по которым отмечается головная боль у детей, не менее 50. Условно их разделяют на 3 типа:

Первичные цефалгии – самый частый вид симптома у детей. Сюда относят мигрень, головную боль напряжения, кластерную боль. Т.е. это не опасные причины боли и вызваны чаще всего переутомлением, обезвоживанием, кислородным голоданием, недоеданием или голодом и пр.

Вторичные цефалгии. Их разделяют на 8 групп:

  • травматического характера;
  • заболевания несосудистых структур в полости черепа;
  • инфекционные;
  • вызванные различными веществами, лекарствами, а также прекращением их приема;
  • возникшие из-за нарушения нормального состава крови;
  • вызванные заболеванием лицевых и черепных структур;
  • связанные с психическими нарушениями.

Невралгии черепно-мозговых нервов, лицевые боли, другие цефалгические синдромы.

Чтобы не перегружать вас информацией, мы проведем такую классификацию. Разделим причины, из-за которых у ребенка болит голова, на заболевания:

  • доброкачественные, которые редко приводят к опасным для жизни состояниям.
  • нуждающиеся в срочных мерах помощи, которые могут привести к серьезным осложнениям, если не начать диагностику в течение 24-48 часов.
  • требующие экстренных (в ближайшие минуты) мер – непосредственно угрожающие жизни.

Причины «неопасной» головной боли

Эти заболевания вызывают цефалгию у ребенка чаще всего. Сюда относится:

  • мигрень;
  • головная боль напряжения;
  • кластерная головная боль;
  • цефалгия при интоксикации;
  • прием некоторых сердечных препаратов;
  • головная боль, связанная с воспалением тройничного нерва;
  • боль, вызванная кратковременной интоксикацией (например, при вдыхании запаха некоторых цветов, испарений от древесно-стружечных, пластиковых, ковровых изделий). Как правило, в этом случае голова болит в области лба.

Если ребенок часто жалуется на головную боль, которая не сопровождается подъемом температуры, оцените условия, когда она возникает:

Мигрень – это когда головная боль:

  • проходит после сна;
  • развивается после того, как школьник не успел поесть с утра или в школе;
  • появляется после недосыпа или физической нагрузки;
  • может развиться после употребления шоколада, орехов, сыра, цитрусов;
  • возникает «на погоду»;
  • ощущается в половине головы – в области лба и виска, вокруг глаза, может начинаться в затылочной области, потом переходить на висок и лоб;
  • появляется после приступа слабости, плохого настроения, повышенной чувствительности к звукам и запахам, слабости в конечностях, «мушек», мурашки, искажения формы предметов;
  • совпадает с менструациями.

У младших детей мигрень развивается чаще во второй половине дня, при первых приступах голова болит с двух сторон. После полового созревания приступы развиваются с утра, затрагивают одну половину головы.

Головная боль напряжения – это боль давящего или сжимающего характера, ощущаемая с двух сторон головы. Почувствовав такую боль, ребенок скажет, что ему «как будто на голову надели тугую шапку или каску». Этот симптом появляется:

  • после чрезмерной нагрузки в школе;
  • после долгого пребывания в душном помещении;
  • после эмоционального стресса, например, после контрольной;
  • после длительного сидения за столом или за партой в неудобной позе;
  • после долгого «общения» с гаджетами.

Головная боль напряжения не усиливается от физической нагрузки – только от умственной. Поэтому есть даже отдельный термин «боль 8 сентября»: когда ребенок, отдыхавший на каникулах, возвращается в школу, то к восьмому дню повышенных нагрузок у него начинает болеть голова.

Кластерная головная боль – это еще один диагноз. Ее характеристики – следующие:

  • она сильная;
  • ощущается в одной стороне головы – всегда;
  • повторяется в виде приступов длительностью 15-180 минут – не больше;
  • приступы идут один за одним с определенной периодичностью (от нескольких недель до нескольких месяцев);
  • после серии приступов наступает период затишья;
  • сопровождается беспокойством, агрессией;
  • при этом всегда заложена половина носа или, наоборот, из одной ноздри выделяется много соплей;
  • во время приступа выделяется пот на одной стороне лба и лица;
  • краснеет глаз на стороне головной боли.

Дети, которые страдают этим типом цефалгии, обычно обладают атлетическим телосложением. Врачи отмечают, что у них есть и общая особенность характера: нерешительность при принятии решений.

Краткое видео о причинах головной боли у детей

Видео Комаровского «Почему ребенок часто жалуется на головную боль»

Схема основных причин головной боли в зависимости от локализации

Головная боль у детей и что делать

Причины головной боли в зависимости от локализации. Нажмите 2 раза для увеличения.

Причины головной боли, требующие срочной диагностики

Почему у ребенка часто болит головаСюда мы отнесем такие состояния, как:

  • синусит;
  • глаукома;
  • сколиоз шейного отдела;
  • синдром Арнольда-Киари;
  • истечение ликвора (ликворея) через нос или ухо, когда причиной цефалгии является чересчур низкое внутричерепное давление;
  • идиопатическое (по неустановленным причинам возникшее) повышение внутричерепного давления.
  • См. Болит голова у подростка — не очевидные причины боли.
  • Причины головной боли в висках.
  • Головная боль в затылке
  • Лекарства при головной боли

Когда нельзя терять время на диагностику дома

  1. Инсульт. Все слышали, что он сейчас «помолодел». Это правда: врачи диагностируют кровоизлияния в субарахноидальное пространство и пропитывание кровью вещества мозга даже у грудных младенцев. Иногда это происходит в результате травмы головы, иногда – спонтанно, если внутри черепа есть неправильно соединенные между собой сосуды, а ребенок еще и понервничал.
  2. Менингит. Не менее страшными диагнозами, сопровождающимся цефалгиями, являются менингит и энцефалит. И они чаще не сопровождаются какой-то сыпью на коже.
  3. Опухоли мозга. Довольно редко в детском возрасте, но может развиваться опухоль мозга. Она может расти и сдавливать соседние структуры, вызывая постепенный рост внутричерепного давления. Опухоль может распадаться – тогда возникают симптомы, не отличающиеся особо от инсульта.
  4. Окклюзионная гидроцефалия – состояние, когда спинномозговая жидкость не может нормально выходить за пределы полости черепа, и переполняет желудочки мозга.
  5. Расслоение стенки позвоночной или сонной артерии.
  6. Сосудистые заболевания: тромбоз одного из венозных синусов, болезнь мойя-мойя, сосудистые аномалии, васкулиты.
  7. Артериальная гипертензия, в том числе злокачественная (когда давление почти не снижается под воздействием препаратов).
  8. Гипоксия – состояние, когда в крови не хватает кислорода. Острая гипоксия развивается на фоне острой пневмонии, отравлении тканевыми ядами (в том числе цианидами), сердечных заболеваний. Хроническая – при хронических сердечных и дыхательных заболеваниях, пороках сердца, бронхиальной астме.
  9. Гиперкапния – увеличение количества углекислого газа в крови. Это возможно при отравлении угарным газом, бронхостатусе (тяжелом приступе бронхиальной астмы), панической атаке.
  10. Черепно-мозговая травма.

Все эти заболевания нужно заметить как можно раньше. И сразу же вызвать врача.

Ориентируйтесь на такие симптомы:

  • резкая головная боль (будто кинжалом ударили) или такая, которая набирает максимальную интенсивность меньше, чем за минуту;
  • бред, неадекватность;
  • когда болит голова и тошнит, чаще всего, с повышением температуры, обычно – после простудного заболевания;
  • «мушки» перед глазами;
  • судороги на фоне головной боли, которые могут возникать как при повышенной температуре, так и без нее;
  • сонливость на фоне головной боли;
  • неразборчивая речь;
  • сильная головная боль: ребенок лежит в вынужденной позе, не выказывает энтузиазма от предложений поиграть, посмотреть мультфильмы;
  • асимметрия лица;
  • резкое нарушение слуха или зрения;
  • слабость в конечностях с одной стороны вплоть до их парализации;
  • появление любой сыпи на теле в сочетании с головной болью;
  • цефалгия на фоне таких симптомов, как кашель, одышка, хрипы при дыхании, нарушение сердечного ритма, боли в груди, ощущения, что сердце «переворачивается»;
  • головная боль после травмы головы или стресса;
  • если голова постоянно болит, при этом ребенок беспричинно похудел;
  • цефалгия усиливается в определенной позе, а также при кашле, натуживании, чихании.
Читайте также:  Лечение синдрома раздраженного кишечника с метеоризмом препараты

Определяем причину боли по ведущему симптому

Выделим основной симптом, который даст вам понять, с каким заболеванием вы, вероятнее всего, столкнулись:

Без температурыС температурой

В области лба

При интоксикации.Тогда она возникает на фоне:

  • или простуды;
  • или (если на фоне полного здоровья) – при нахождении в помещении, где есть ДСП, искусственные ковры, пластиковые изделия, цветы с резким запахом
Фронтит: начинает болеть в лобной части на фоне простуды или после нее. Цефалгия усиливается при наклоне вперед

Внутричерепная гипертензия. Очень сильная, распирающего характера, отдает в виски, иногда – в область глаз

Усиливается после бега, кувырканий, длительного пребывания на солнце, наклонов головой вниз

Сопровождается рвотой: вначале после приема пищи, лекарств, жидкости, затем возникающей самой по себе, без тошноты

Болят голова и глаза

Мигрень

Захватывает полголовы, располагается в области лба и виска, вокруг глаза, может начинаться в затылочной области, потом переходить на висок и лоб.

Важно: сторона боли меняется при приступах. Если всегда болит с одной стороны, исключайте опухоль мозга!

Синусит: фронтит, сфено- или этмоидит; возможно воспаление сразу нескольких пазух (пансинусит)

Болевой синдром особенно сильна при пробуждении, усиливается при наклонах, покачиваниях головой, сморкании

Кластерная цефалгия

Сильная, всегда в одной и той же стороне, сопровождается беспокойством, агрессией.

Сопровождается заложенностью носа или насморком, потливостью лба/лица, слезотечением, покраснением глаза. Длится 15-180 минут.

Грипп, реже – другие ОРВИ

Сопровождается ломотой в мышцах, костях, насморком

Пароксизмальная гемикрания

Болевые ощущения локализуются с одной стороны, длятся 2-30 минут, сопровождается покраснением глаза, заложенностью ноздри на стороне боли, потливостью лба и лица – на стороне цефалгии.

От кластерной цефалгии отличается только кратковременностью приступа

Менингит

Это сильная головная боль, сопровождающаяся тошнотой вне приема пищи, иногда – сыпью. Возникает, в основном, после симптомов простуды

Кратковременные односторонние невралгические боли

У них отмечаются те же симптомы – покраснение века, заложенность носа/насморк, отек века со стороны боли – как и при кластерном синдроме, и при пароксизмальной гемикрании.

Отличие от них – все приступы разные по времени

Первичная колющая головная боль

Характеризуется покалывающими ощущениями, длится несколько секунд, может проявляться как один укол, так и несколько уколов

Близорукость

Ребенок плохо видит, что написано на доске. Цефалгия возникает после дня напряженного труда в школе

Воспалительные заболевания глаз

(ирит, иридоциклит, опоясывающий герпес в области тройничного нерва)

Слезотечение, боль при открытии глаза, в связи с чем он постоянно пытается закрыться, отек века

Астенопия

Болеть начинает после длительной нагрузки органа зрения: чтения, просмотра мультфильмов

Приступ глаукомы

Глаз не просто болит, в нем ощущается давление. После этого может начинаться цефалгия, которая сопровождается появлением «мушек», затуманиванием зрения, рвотой, урежением сердцебиения, ознобом

Болит в области висков

Кластерная цефалгия

Гнойный отит

Боль распространяется на ухо, из него отмечаются выделения. Боль стреляющая, колющая, пульсирующая

Пароксизмальная гемикрания

Мастоидит

Боль начиналась в ухе, захватила височную и теменную область. Ниже уха заметен отек и покраснение

Головная боль напряжения

Может сопровождаться болями в сердце, животе, суставов. Сочетается с появлением страха, чувством усталости, нарушение сна и аппетита

Первичная колющая головная боль

Болит затылок

Гипертония

Боль появляется после стресса, перенапряжения, отрицательных эмоций

Может сопровождаться тошнотой, шумом в ушах или голове, появлением «мушек» перед глазами

Менингит, энцефалит

Снижение внутричерепного давления

Локализуется в темени и затылке. Усиливается при прыжках, кашле, ходьбе, нарастает в течение дня

Легче становится при опускании головы вниз, сгибании головы вперед, лежании без подушки

Шейный сколиоз

Голова болит и кружится

Базилярная мигрень

Встречается у девочек старшего школьного возраста. Проявляется как пульсирующая боль с нарушением зрения, шумом в ушах, пошатыванием, мурашками в руках и ногах, головокружением

Менингит

Головная боль сильная, сопровождается тошнотой. Возникает на фоне или после простуды

Головная боль напряженияЛюбое инфекционное заболевание с сильной интоксикацией

Болит голова и тошнит

МигреньЛюбое инфекционное заболевание, сопровождающееся интоксикацией: ангина, пневмония, синусит

Абдоминальная мигрень – пульсирующие приступообразные боли по средней линии живота. Их интенсивность – средняя. Длительность – от 1 ч до 3 дней. Сопровождается тошнотой, рвотой

Наблюдается в возрасте 5-10 лет

Менингит

В этом случае боль очень сильная

Головная боль напряжения

Болит живот и голова

Мигрень

Кишечная инфекция, сопровождающаяся интоксикацией

Скорее всего, должен быть понос и/или рвота

Абдоминальная мигрень

Энтеровирусный менингит

Возникает в августе-сентябре, чаще всего – после поездки на море. Может сопровождаться поносом

Первая помощь детям при головной боли

  • чаще проветривать помещение;
  • класть бутерброд, печенье и яблоко ему в школу;
  • следить, чтобы он не сидел за гаджетами;
  • сразу после пробуждения делать гимнастику, пробежку;
  • следить, чтобы он спал не менее 9 часов в сутки;
  • обязательно ежедневно кормить его свежими овощами и фруктами.

При возникновении приступа воспользуйтесь простым рецептом: сделайте ребенку тихую и затемненную комнату, положите влажную ткань, смоченную в холодной воде, на лоб. Ребенок поспит, и ему станет легче. Только вначале убедитесь, что нет опасных симптомов.

Что можно детям от головной боли? Единственные таблетки детям от головной боли – это «Ибупрофен» и «Парацетамол». Ничего другого без назначения врача принимать нельзя. Даже если вы уверены, что у него мигрень, препараты с алкалоидами спорыньи без врачебного разрешения давать очень опасно!

Источник

Головная боль относится к часто встречающимся жалобам в детском и подростковом возрасте. Согласно данным исследований, частота встречаемости головной боли возрастает от 3–8% среди дошкольников до 57–82% – у подростков [1]. Поэтому в докладе экспертов ВОЗ «Головные боли и общественное здоровье» [2] в качестве одной из приоритетных задач названо «повышение эффективности лечения и профилактики головной боли у детей». При этом первичные головные боли выявляются в педиатрической практике у 18,6–27,9% детей и подростков, преимущественно в виде мигрени и головных болей напряжения (ГБН) [3–5].

У детей и подростков, как и взрослых пациентов, в основе диагноза первичной головной боли лежат критерии Международной классификации головных болей 3–го пересмотра (бета-версия) (МКГБ-IIIb) [6], которые в отношении ГБН однотипны с предыдущей редакцией МКГБ-II [7]. На основании этих критериев от 7 до 10% детей и подростков страдают мигренью, до 15% – вероятной мигренью и 20–25% – ГБН [8–10].
Наиболее распространенными формами первичных головных болей являются мигрень и ГБН. Как мигрень, так и ГБН чаще встречаются у пациентов с отягощенным семейным анамнезом по данным заболеваниям. В большинстве случаев головные боли у детей и подростков имеют благоприятный прогноз, если поставлен точный диагноз и своевременно и правильно назначена соответствующая терапия.

Читайте также:  Мкб 10 астено депрессивный синдром

ГБН – легкая или умеренная повторяющаяся двусторонняя головная боль сжимающего, давящего или ноющего характера, которая имеет значительную продолжительность. Длительность приступа – от 30 мин до нескольких дней (с некоторым колебанием интенсивности боли), но менее недели. ГБН может сопровождаться свето- или звукобоязнью (но не обоими этими признаками сразу), не усиливается под влиянием повседневной физической активности и не сопровождается рвотой. Провоцирующими факторами для появления головной боли обычно являются психическое утомление, зрительное напряжение, особенно связанное с компьютерными играми, стрессовая ситуация, депривация сна, которые часто сегодня встречаются в детском и подростковом возрасте.
В МКГБ-IIIb [6] в зависимости от частоты приступов ГБН делятся на следующие варианты: нечастые эпизодические (менее одного раза в месяц, при наличии не менее 10 ранее перенесенных эпизодов); частые эпизодические (более одного, но не более 15 раз в 1 мес.); хронические (более 15 раз в месяц на протяжении более 3 мес.). В случае недостаточного количества эпизодов головной боли или при неполном соответствии диагностическим критериям ставится диагноз «возможная ГБН». По данным Н.Ю. Будчановой и соавт. [11], которые проводили исследование частоты встречаемости ГБН в школах Москвы, структура ГБН выглядит следующим образом: нечастая ГБН отмечалась у 21,8% пациентов детского и подросткового возраста, частая ГБН – у 53,3%, хроническая ГБН – у 15,2%, возможная ГБН – у 9,7%.

Патогенез ГБН до конца не выяснен и включает комплекс взаимосвязанных механизмов. Ранее принятыми обозначениями ГБН были «головная боль мышечного напряжения», «психомиогенная головная боль», «стрессорная головная боль», «простая головная боль», что отражает представления о ведущей роли психологических факторов в патогенезе ГБН. Значимым фактором риска развития ГБН является семейная предрасположенность к головной боли, особенно со стороны матери. ГБН провоцируются хроническими психоэмоциональными перегрузками, стрессами, конфликтными ситуациями. Патогенетической особенностью ГБН у детей является незрелость механизмов психологической защиты, что обусловливает проявление заболевания при воздействии незначительных с точки зрения взрослых стрессовых факторов. Под влиянием психотравмирующих ситуаций формируются тревожные расстройства (фобическое тревожное расстройство, генерализованные тревожные расстройства, школьная фобия, социальная фобия). У некоторых пациентов тревога в виде тревожной реакции, тревожного расстройства или тревожно-педантической акцентуации личности являются первичными. Эти ситуации приводят к неконтролируемым миофасциальным феноменам, обозначаемым как повышенная чувствительность перикраниальной мускулатуры. Влияние психологического статуса у пациентов с ГБН реализуется через изменения состояния лимбико-ретикулярного комплекса, задействованного в регуляции вегетативных функций, мышечного тонуса, восприятия боли через общие нейромедиаторные механизмы. Центральные механизмы патогенеза ГБН связаны с диз­афферентацией антиноцицептивных релейных систем.
Боль при ГБН описывается как постоянная, давящая. В большинстве случаев она локализуется в области лба, висков с иррадиацией в затылочную область и заднюю поверхность шеи, затем может становиться диффузной и описывается как ощущение сжатия головы обручем, симптом «шлема, каски». Хотя боль обычно бывает двусторонней и диффузной, локализация ее наибольшей интенсивности в течение дня может попеременно переходить с одной половины головы на другую. Стойкая односторонняя головная боль (геми­крания), как правило, связана с повышенной чувствительностью перикраниальной мускулатуры. Обычно боль появляется днем (после 2–3 урока) или во второй половине дня и продолжается до вечера. Может возникать утром, после пробуждения, если головная боль отмечалась накануне вечером. Головная боль не усиливается при обычной ежедневной физической нагрузке. У больных могут отмечаться различные временные пат­терны течения головных болей – от редких, кратковременных эпизодических приступов с длительными ремиссиями до волнообразного течения, характеризующегося длительными периодами ежедневных болей, чередующимися с кратковременными ремиссиями. Транзиторные неврологические симптомы не характерны.

Характерные клинические проявления ГБН и мигрени, позволяющие дифференцировать эти формы первичных головных болей у детей и подростков, представлены в таблице 1.
«Немигренозные» признаки головной боли, такие как ее характер (давящий или стягивающий), интенсивность (легкая и умеренная) и отсутствие сопутствующих симптомов являются более специфичными для ГБН у детей (по сравнению с мигренью), чем локализация или продолжительность.
Диагностические критерии эпизодических ГБН:
А. По меньшей мере 10 эпизодов, отвечающих критериям В–D.
В. Продолжительность головной боли от 30 мин до 7 дней.
С. Головная боль имеет как минимум две из следующих характеристик:
• двусторонняя локализация;
•  сжимающий/давящий (непульсирующий) характер;
• интенсивность боли от легкой до умеренной;
•  головная боль не усиливается от обычной физической нагрузки.
D. Оба симптома из нижеперечисленных:
•  отсутствие тошноты или рвоты (возможно снижение аппетита);
• только фотофобия или только фонофобия.
Нечастые эпизодические ГБН – головная боль возникает с частотой не более 1 дня в месяц (не более 12 дней в год).
Частые эпизодические ГБН – головная боль возникает с частотой от 1 до 15 дней в месяц (от 12 до 180 дней в год).
Диагностические критерии хронических ГБН:
А. Головная боль, возникающая не менее 15 дней в месяц на протяжении в среднем более 3 мес. (не менее 180 дней в год) и отвечающая критериям В–D.
В. Головная боль продолжается в течение нескольких часов или имеет постоянный характер.
С. Головная боль имеет как минимум две из следующих характеристик:
• двусторонняя локализация;
•  сжимающий/давящий (непульсирующий) характер;
• интенсивность боли от легкой до умеренной;
•  головная боль не усиливается от обычной физической нагрузки.
D. Оба симптома из нижеперечисленных:
•  только один симптом из трех: фотофобия или фонофобия или легкая тошнота;
•  головная боль не сопровождается ни умеренной или сильной тошнотой, ни рвотой.
Следует отметить предрасполагающие к развитию ГБН особенности личности: эмоциональные нарушения различной степени выраженности (повышенная возбудимость, тревожность, склонность к депрессии), демонстративные проявления, ипохондрический синдром (фиксация на своих болевых ощущениях), пассивность и снижение стремления к преодолению трудностей. Дети с жалобами на ГБН стеснительны, плохо адаптируются к новой обстановке. У них могут отмечаться вспышки упрямства, капризы, которые чаще носят характер защитных реакций на фоне недовольства собой.
В межприступном периоде, в отличие от мигрени, большинство пациентов предъявляют жалобы на боли и чувство дискомфорта в других органах соматоформного типа (боли в ногах, кардиалгии, затруднения дыхания при вдохе, затруднения при глотании, дискомфорт в животе), характеризующиеся непостоянством и достаточно неопределенным характером, однако при обследовании патологических изменений не определяется. Для больных ГБН характерны нарушения сна: трудности засыпания, поверхностный сон с множеством сновидений, частыми пробуждениями, снижается общая длительность сна и особенно глубокой его фазы, наблюдаются раннее окончательное пробуждение, отсутствие ощущения бодрости после ночного сна и дневная сонливость.
В современных публикациях обращается внимание на высокую частоту встречаемости у пациентов с ГБН церебрастенических (и/или неврастенических) расстройств и когнитивных нарушений [12]. Проявления церебрастенического синдрома встречаются у многих детей и подростков с ГБН. Одним из его основных признаков считается так называемая «раздражительная слабость». К числу причин церебрастенического синдрома относятся патологическое течение беременности и родов, перенесенные соматические заболевания, черепно-мозговые травмы, нейроинфекции. С одной стороны, для этих детей характерны общая пассивность, вялость, медлительность в мышлении и движениях, даже при незначительных нервно-психических нагрузках наблюдаются повышенная утомляемость, истощаемость, снижение фона настроения. Истощаемость внимания и мышления сопровождается довольно выраженным и длительным снижением психической работоспособности, особенно при интеллектуальных нагрузках у детей школьного возраста. Нередко отмечается снижение памяти. С другой стороны, наблюдаются повышенная раздражительность, склонность к аффективным вспышкам, недостаточная критичность.

Читайте также:  Рождались ли дети с синдромом дауна при хорошем узи

По нашим наблюдениям, сочетание ГБН с церебрастеническим синдромом у детей и подростков способствует утяжелению течения головных болей. Присоединяются болевые синдромы функционального характера: миалгии различной локализации, кардиалгии, боли в животе. Более выраженными становятся жалобы на метеочувствительность, непереносимость вестибулярных нагрузок, периодические кратковременные эпизоды несистемного головокружения. Усиливаются такие проявления вегетативных нарушений, как нестабильность артериального давления с преимущественной склонностью к снижению, связанные с этим ортостатические феномены, чувство похолодания дистальных отделов рук и ног. У некоторых пациентов присоединяются симптомы нарушения центральной терморегуляции в виде периодической субфебрильной гипертермии или гипотермии.

Среди предикторов головных болей в детском возрасте указываются нарушения концентрации внимания, медленный темп когнитивной деятельности, эмоциональная нестабильность, гиперактивность, напряженные отношения в школе [13]. По данным популяционного исследования T.W. Strine и соавт. [14], которое охватывало детей и подростков 4–17 лет, у тех из них, которые страдали частыми головными болями, в 2,6 раза чаще отмечались нарушения внимания и гиперактивность.
Рассматривая вопросы терапии ГБН у детей, подчеркнем, что на первом этапе необходимо выявить наличие психотравмирующей ситуации для ребенка, что не всегда удается сделать сразу. При обнаружении такой ситуации (развод родителей, физическое насилие, конфликтная ситуация в школе) лечение головной боли должно начинаться с устранения или минимизации психотравмирующей ситуации с помощью занятий с квалифицированными психологами или психотерапевтами.

Эффективным является сочетание лекарственной терапии с различными методами психотерапии и релаксации с применением модели биологической обратной связи (БОС). Такое лечение требует профессионального опыта и индивидуального подхода, что может ограничивать его доступность. Тренинги с использованием БОС вполне применимы для пациентов детского и подросткового возраста. Показана эффективность при ГБН электромиографического БОС-тренинга фронтальной мышечной группы [15].
Согласно современным Европейским рекомендациям [16], в лекарственной терапии ГБН применяются средства как для купирования головной боли, так и для ее профилактики. Симптоматическое лечение безрецептурными анальгетиками может применяться у пациентов с эпизодической ГБН при частоте болевых эпизодов не более 2 раз в неделю. Использование анальгетиков должно быть однократным или проводиться короткими курсами. При этом необходимо помнить о недопустимости злоупотребления данными препаратами. Анальгетики рекомендуется употреблять не более 8–10 раз в месяц. Применение более сильных анальгетиков или комбинации анальгетиков с мышечными релаксантами в детском возрасте значительной эффективностью не обладает, однако вызывает нежелательные симптомы со стороны желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы. Детям для обезболивания рекомендуется использовать парацетамол (разовая доза – 10–15 мг/кг, максимальная суточная доза – не более 60 мг/кг  массы тела) или ибупрофен (разовая доза – 5–10 мг/кг, максимальная суточная доза – не более 30 мг/кг, интервал между приемами – 6–8 ч).
При эпизодической ГБН с частотой более 2 дней в неделю более предпочтительным по сравнению с купированием приступов является профилактическое лечение. При хронической ГБН обезболивающие препараты обладают сомнительной эффективностью и повышают риск развития лекарственно-индуцированной головной боли [16].

Профилактическую терапию при нечастых или частых эпизодических  ГБН следует начинать с растительных препаратов седативного действия в комбинации с витаминами группы В и препаратами магния, которые снижают уровень возбудимости ЦНС и повышают резерв нейропластичности. При неэффективности растительных препаратов и преобладании в клинической картине тревожных расстройств, эмоциональных нарушений рекомендовано применение анксиолитиков и легких нейролептиков, разрешенных к применению в детском возрасте.
Хронические ГБН не обязательно лишают пациентов возможности повседневной активности, но приносят им эмоциональный дискомфорт, хроническое чувство усталости, «разбитости». Оптимальный подход к лечению данной формы головной боли заключается в применении средств, влияющих на психоэмоциональную сферу и хроническое мышечное напряжение. При хронических ГБН применяются профилактические курсы амитриптилина – неселективного антидепрессанта, теоретически обладающего анальгезирующим эффектом. Рекомендуется начинать терапию с малых доз (5–10 мг) перед сном. Необходимость в повышении дозы возникает редко, что обусловлено в первую очередь дневной сонливостью и затруднением усвоения учебного материала. В исследовании L. Grazzi et al. [17] сравнивалась эффективность 3-месячных курсов лечения пациентов с ГБН в возрасте 8–16 лет с эффективностью расслабляющих тренингов и фармакотерапии амитриптилином, назначавшимся ежедневно по 10 мг/сут. Клиническое улучшение было достигнуто в обеих группах. В группе лечившихся амитриптилином исходная частота ГБН составляла 17±11 приступов в месяц и через 3 мес. снизилась до 5,6±6,7 в месяц. Эти результаты сопоставимы с результатами группы, в которой проводились расслабляющие тренинги: первоначальная частота приступов 12,1±10,1 в месяц уменьшилась до 6,4±9,6 в месяц.

Традиционно для профилактических курсов ГБН с целью снятия мышечного напряжения в перикраниальных и затылочных мышцах назначаются миорелаксанты (толперизон, тизанидин).
Часто у детей с ГБН наблюдаются проявления церебрастенического синдрома. Утомляемость может быть выражена настолько, что детям противопоказано длительное пребывание в коллективе сверстников. Главное, о чем должны помнить взрослые: эти дети нуждаются в помощи, нельзя считать их вредными, упрямыми, ленивыми и вести борьбу с этими качествами. Появление церебрастении способствует утяжелению течения головных болей.

Поэтому дополнительное направление профилактической терапии ГБН у детей и подростков, особенно в сочетании с астеническими проявлениями и снижением школьной успеваемости, заключается в назначении препаратов метаболического действия, которые улучшают обменные процессы в ЦНС и положительно влияют на показатели когнитивных функций, повышают «уровень бодрствования» и устойчивость ЦНС к нагрузкам. К числу таких препаратов относятся рибофлавин (витамин В), коэнзим Q10, препараты магния [1], препараты ноотропного ряда.
К данной группе лекарственных средств относится препарат Нооклерин (деанола ацеглумат). Это ноотропный препарат, по химической структуре близкий к естественным метаболитам головного мозга (ГАМК, глутаминовая кислота). Оказывает нейропротекторное действие, способствует улучшению памяти и процесса обучения, оказывает положительное влияние при астенических и адинамических расстройствах, повышая двигательную и психическую активность пациентов. Препарат разрешен к применению у детей с 10-летнего возраста. Лечебная суточная доза у детей 10–12 лет должна составлять 0,5–1,0 г (1/2–1 чайная ложка) Нооклерина, у детей старше 12 лет – 1–2 г (1–2 чайных ложки). Продолжительность курса лечения – 1,5–2 мес. 2–3 раза в год.
Высокая терапевтическая эффективность приема Нооклерина у подростков 14–17 лет с неврастенией была доказана Л.С.Чутко и соавт. [18]: отмечались отчетливое уменьшение проявлений общей, физической и психической астении, а также повышение концентрации внимания.
Купирование симптомов астении при ГБН способствует повышению устойчивости к нагрузкам и формированию более правильных адаптационных реакций организма на стрессовые факторы, которые лежат в основе возникновения ГБН.

Источник