Синдром эмоционального профессионального выгорания у педагогов

Термин «синдром профессионального выгорания» (англ. burnout) впервые использовал американский психиатр Герберт Фрейденберг. Доктор ввел данное понятие для обозначения душевного состояния людей, которые испытывают разочарование, опустошенность, сопровождающиеся нарастающим безразличием к своей работе. «Выгорание» – это, прежде всего, реакция организма человека на непрерывный стресс на работе.

Американские ученые К. Маслак  и  С. Джексон выделили три главные составляющие выгорания: эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция профессиональных достижений.

Эмоциональное истощение – равнодушие ко всему рабочему процессу. Человек чувствует себя опустошенным, приглушенность собственных эмоций создает ощущение вакуумного пространства. Профессиональные обязанности выполняются чисто формально.

Деперсонализация – частичное или полное отстранение от общения с коллегами и другими людьми на работе. Данное явление возникает как защитная реакция на эмоциональную перегруженность и сопровождается внутренним раздражением. Периодически могут возникать резкие вспышки гнева.

Редукция профессиональных достижений возникает в условиях завышенных требований к сотруднику и характеризуется чувством собственной некомпетентности. Нередко человек ощущает глубокую вину при незначительных недочетах. То есть снижается адекватное самовосприятие.

Профессия помогающего

Эмоциональное (профессиональное) выгорание связано с работой в «помогающей» сфере. Учителя, врачи, психологи, священники – те люди, которые находятся в зоне риска. 

Остановимся на профессии учителя. В современном мире сохранение психического здоровья педагога – насущная проблема. Дело в том, что требования к учителям с каждым годом меняются и возрастают. Сейчас педагог это не только хороший специалист, который понимает своих учеников, но и человек, искусно контактирующий с родителями и обладающий компьютерной компетентностью. Учителям ежедневно приходится работать с документацией, электронной отчетностью и  думать о рейтинге школы.

Помимо всего прочего, успешный учитель (а неуспешные обществу не нужны) должен производить впечатление уверенного в себе и своих силах человека, который не стоит на месте, а постоянно повышает свой профессиональный уровень и поднимается по карьерной лестнице. И вот на поддержание данного образа нужны какие-никакие внутренние ресурсы.

Причины профессионального выгорания учителей

Причин моральной усталости учителей может быть великое множество. В первую очередь хочется отметить индивидуальные факторы.

Молодые учителя

Как ни странно, наибольшую склонность к «выгоранию» можно отметить среди молодых педагогов. Объясняется это следующими причинами:

  • недоверие родителей и коллег;
  • несоответствие реальной действительности и ожиданий;
  • отсутствие необходимого опыта общения с учениками;
  • «блуждающие приоритеты».

Молодые учителя часто готовы работать на износ, не понимая, что не всегда это оправдано. Смещая акценты с одного на другое, анализируя ошибки, они слишком поздно понимают, почему дети их не слушают, пишут плохо контрольные работы, а опытные учителя не перестают критиковать.

Молодые специалисты приходят в школу с желанием качественно улучшить уровень своих будущих учеников. Работают 24 часа в сутки, стараются общаться с детьми на равных, быть искренними. Но впоследствии, не получая должной отдачи со стороны учеников, теряют изначальный запал. И недооценка среди руководства, напряжение от необходимости постоянно «держать марку» приводят к еще большим разочарованиям.

Семейное положение

Существуют исследования, которые проводят связь между семейным положением и профессиональным выгоранием. Люди, не состоящие в браке, больше подвержены выгоранию. И если задуматься, то, действительно, семья – это то тепло, та разрядка, которые так необходимы учителю, чтобы переключаться.

Личность учителя

В.В. Бойко выделяет следующие факторы личностного характер, которые влияют на стрессоустойчивость: сниженное чувство собственного достоинства и склонность к интроверсии. Профессор В.В. Бойко считает, что по большей части из низкой самооценки вытекает «трудоголизм». То есть на желание сравняться с «лучшими» человек может тратить все свои энергоресурсы. Кроме того, по мнению профессора, наиболее подвержены выгоранию учителя-интроверты из-за эмоциональной холодности, закрытости и сосредоточенности на своем собственном внутреннем мире.

Внешние причины

К внешним причинам можно отнести следующее:

  • временной дефицит, напряженный ритм работы;
  • некомфортные условия работы: отсутствие своего кабинета или должного технического оснащения; 
  • неэффективный стиль руководства: отсутствие четких задач, необоснованная критика;
  • плохая обратная связь;
  • разобщенность коллектива;
  • однообразие выполняемых действий.

Стадии эмоционального выгорания учителей

Как правило, психологи выделяют три  стадии эмоционального выгорания учителей:

Первая стадия  

Изначально у учителя могут прослеживаться периодические сбои в выполнении определенных задач: на уроке преподаватель может перескакивать с темы на тему, задавать вопросы ученикам в хаотичном порядке. Вследствие чего возникает повышенный самоконтроль, боязнь ошибиться на фоне общего эмоционального напряжения.

Вторая стадия

Вторая стадия характеризуется состоянием апатии: работа становится неинтересна, снижается потребность в общении. Появляется ощущение хронической усталости. Кроме того, раздраженность и постоянное напряжение начинают сказываться на физическом здоровье.

Третья стадия

На последней стадии происходит потеря интереса не только к работе, но и к жизни. Человек в таком состоянии может проявлять отчуждение даже к близким людям.

Псевдометоды

Не желая кардинально и системно подходить к вопросу реабилитации, многие учителя выбирают своего рода «глушилки» пограничных состояний. Например, метод абстрагирования, при котором педагог устанавливает дистанцию между собой и учеником. Другие же находят отдушину во временных стимуляторах (сигареты, алкоголь и т.п.). И, конечно же, это не решает проблему, а приводит к еще более серьезным последствиям как в отношении психического, так и физического здоровья.

Читайте также:  Синдром верхней глазничной щели мкб 10

Профилактика и лечение

Личное пространство

Начнем с простого, и казалось бы, незначительного. На самом деле немаловажную роль играет организация рабочего пространства. Если у педагога нет личного кабинета, то это обстоятельство нужно с течением времени обязательно решить с руководством.

Класс учителя – это его второй дом, поэтому следует уделить  внимание  его благоустройству. Кабинет должен быть хорошо технически оснащен и соответствовать определенным нормам (удобная мебель, освещение).

Организация времени

Педагогу непременно нужны  перерывы в течение рабочего дня. Это может быть общение с коллегами, дыхательная гимнастика, прослушивание любимой музыки,  погружение в воспоминания о приятных моментах.

Очень важно, как учитель проводит свои выходные дни. Обязательным условием профилактики выгорания является организация досуга. Следует подумать о том, что действительно приносит вам удовольствие, а что только отвлекает. 

Хорошей альтернативой интеллектуальной нагрузке может послужить физическая: занятия спортом или танцами (например, парными, где человек может ощутить связь с другим, не используя вербальные методы общения).

Помимо всего прочего, как ни странно, снять одну нагрузку может помочь другая нагрузка. Например, изучение нового языка или занятия музыкой, или же – интересные образовательные курсы.

Альтернативное мышление

Одним из факторов профессионального выгорания является неумение педагогов подстраиваться под изменившиеся обстоятельства. Существуют различные тренинги по развитию альтернативного мышления, направленного на разрешение конфликтных ситуаций и переоценку ценностей. Решающим в этих занятиях должен стать отказ от привычного поведения и стереотипов мышления.

Психотерапия

Многие могут скептически относиться к сеансам психотерапии, ссылаясь на то, что «психология – псевдонаука», но для некоторых врач-психотерапевт может оказаться настоящим спасением.

В целом, каждый учитель находит свой метод выхода из сложной ситуации, кто-то просто уходит из школы, а кто-то находит силы остаться  и вновь обретает себя.

Больше интересных статей Вы можете найти на нашем сайте.

Источник

6ðX™ð±2Ë=íZÞý%·§û¯ì>žÚ]§–¨£?°ÏÖáëü·O‰ô!ýÇ{¬NP¯aþ‘–úìäÿ¹i%òÿü*ìǍŸÐÞ?î#õ ú±ú‰ú©ú™ú¹úõõË¿Ñ®´øþ:“ú#yýOZú0õ_ÚÚôNÌZwþò¶eK[—,^ÔrêÂÍM
õµóç͝3{VUepzÅ´ò©S&OšX6¡tü¸’â¢Â±c£O5rD~Þða¹9²ûgefôöõr”8ì¶X‹9Æd4èuªÂYÿb_Iµ’”YÒeúƏÏi_
5’8ªC¸J¾[&ä©ÖŠy¾[2€’’•PÉÀ±’ÜîÅFe÷÷û«¼zc‘¯Ê:¨éIšÖej‰X$¼^Ôð’7yB¼ÚS*9­¹£¸ºíuZ̅¾ÂsvÖi¶@Z BY¾ÖNž5škBÉ*Ñ©0S¬xlHÍ(®©M-¯,.ry½Ušjm……!£Ö–gè3»ÐÓÙÿᎋºì¬¶Úo­÷Õ×Ì©©5¨Ô¡wt¬9ü¡¾¾¢PßUï&cÈ
¡þ¾¢âß‡Æʦ{ é3ì>OǗ÷ü軞šˆÇaÿ’ )†xlš/5CßÐCŒÏë}¹°+Àj‘µ—WRÚÃj]aÈñW…”j‘ó°ÌqEN»Ì9V½ÚçKUù>­99Ô^ëÉîÙ×¾3ð|OHͬ®­kÓÐá+*¢y›^
Aj”c-ò5ÕÄ1
啡_k(Á7–
Àák° ¢R«©J(±êºH­PNq‘è—§¸£ºˆ:(Úò•WîbCºßéêqm†²*яPb!%³¸£²¾1ä®vÕc6z*]ÞP 
ÓWå«l¨«ä³‡ú¾ƒÇyµ’jµ0¶“JËÂbäƓ§Rq©Ubµàð”àÃ7v2ìX.-)Vtì(O%w1YO‰”ê;í ¡fŽYª¨Z8Þå­ò’ýH—‘>é3B¦Ú²Ãq¬Oôœì•êë)n(:¡ƒßiTé`¤µï倫æ”ò`Ô0‰å/³Ôœø4£¹Ä*&{Blª§Ò×à«òa¦VŠ±‰¹ÖÖ·¬ÂWV>«R[íÈ.™þåçQ*ļȖ ¥{°Äï’˪¥ÇiécÉñ’e—ÊlŸèWGG}’S3ÄVvurMè/¬
MñWùBµ~ŸWô3»§‰Y½Ó«qVKî|%5>ÝSÒQÓÕÝ^ÛÑt´W7À¹èð•Öwø**G¹´ÎO«ãZ%žÏÊxÙô±hJac;}|Cyg€o¨˜U¹ËΘgÃôʰ•Âê±U½‘W¹ËÃX@ó*Â+œ”á ÑÒ4$LZy×® cíZ®Nshéº.Î4ŸIú8«ëRÈg§ej
àÍW×¥£œ€,­ƒÏD¾v*)mBŽ]äìfŠ¸Ï‰L²N&&8`ÖL˜€U‰U0¥Â†g7ÊÆp¶ÝÊc¹«mNÓÜ]¼½3&àÚ¥µ4-R²%…¯ý˜=ÅNhÏ£ 8«r»•¡}í%Æ
Ã.LnÆÂû¤ØS/ößêªæŽê*=X”ö*¾yˆûF³â¬!³¯alÈâ+üÂ_@~ƒð±óy”Çb‹ ÛQíC Ɖ©d.NgMMzºº»§WzŸu¬òâ,ÍfU†büx¹é3& Ü8j¸Ç…ÚëjD?X°RÔ5f”ÖUáÊQ¤4ƒb”- D‰VGœ7TªÃ^«ñin„ŽöªP•_ñ¾ÁZðÁY7g¬ƒ¾±ŠJò¸Äêh’ŒVô¼Î‡¬ºjí‘
œezY˜]äi@Ì×e6h0»”™LKͰĚC1Ð ¾…¶1GŸa¬ª¢Îk©õ‘x¶=dA2O˜ÊH̲JE_ð½]E͔w±i¾Ó:E§µ–ŒÈÅf”ÖàíFõ-ðøòde“‚–H{Ék#·bÞºº·úÎðž`ˆâí’ösíÂAeU’;B³ýÙýM'{c5wG‡)öû+Ð|™b±æT2êÄ[,6œ¶ßDÉÀEGÅññzê«D)tyªË~°?¡xMkwØGʏ¤h1;BMßM6K–à2˜1€îŠˆµØ+]¡ìLYD¬ˆ§Ãc÷ð‰­ò8j,Ò±cí]’M{§²›
–Tw”tˆ+j]MdÚ”O
-ö§IœŽÍƒ†ÄpBíS=ÕUžjMyy¥×ëÂi{qOõՈWÁTÏÔYÚU¥¦Clq†›J•+dċ©±¦ÁçÅ$$”;è£.rl˜«£Ã×ÒÎm
£ùL»RAønõûjĺQÜ ´º%è®6;¢5W±g¹nm.1q}µâ£®CÐçVû1ŽŽøO~Bð¼=t™u3ªñªo$¶Ô5.¤0 ¥”U…†¨`L†(HG@ôf‘¿s®1ã¸Gû^â§Â&­UôlZehª,¢’!–úCJR2Åàù´Y•2N©”»ÓÀ®r‰Úž2½2²

ŒªÁ£½C”ç«3ƒo˜zâ»iNÈY6m¶‹Lù*’/©9š¿3FS¡T~~üj„_ÿ¼üøEðà‡À‚ ïaA¦S^gCé€zLÕ·û=;-qfA}ΔGYP,®ô(û ònC‹œy”óvÄ$ó XÔµRœ+Å9R´Kq¶gI±FŠÕRœ)Å*)ΐât)VJqš+¤X.E›K¥h•b‰‹¥X$E‹§J±PŠR4KÑ$E£
RÔKQ’E­5RTK1_ŠyR̕bŽ³¥˜%E••R̔b†A)¦KQ!Å4)Ê¥˜*Å)&K1IŠ‰R”I1AŠR)ÆK1NŠ)Š¥(’¢PŠ±RŒ‘” E£¥8EŠQRŒ”b„ùRäI1ŠaRäJ1TŠ!R–b¥È‘b€ÙRô—Â/E?)úJ‘%E)2¥È¢·>)zIá•Â#…[Št)Ò¤è)…KŠT)R¤H–”IŠD)œR$HÑCŠx)RØ¥°I’E¬V),R˜¥ˆ‘Â$…Q
ƒz)tR¨R(Rp)XDðn)ŽJqDŠo¥øFŠÃR|-ÅWRüUŠCR|)ÅRüEŠÏ¥øLŠO¥øDŠ¥8(ÅGR|(ş¥ø@Š÷¥ø“ïIñG)ޕâRü^ŠR¼#ÅÛR¼%śR¼!ÅëR¼&Åï¤xUŠW¤xYŠßJ±_Š—¤xQŠ¤x^Šç¤Ø’ųR¤Ø#ÅýRì–b—]Rì”â>)î•b‡Û¥KÑ)EHŠ{¤¸[Š»¤¸SŠmRüJŠ_Jq‡[¥Ø”ÅíRÜ&Å­RÜ”ÅÍRl–â&)n”â)®—â:)~!Å&)®•â)®–â*)®”â
).—â2).•â).–b£Iq¡R Å)ÖK±NŠó¥×.¯=^{¸¼öpyíáòÚÃ嵇Ëk—×.¯=^{¸¼öpyíáòÚÃ嵇Ëk—×.¯=|™òþÃåý‡Ëû—÷.ï?Þ¸¼ÿpyÿáòþÃåý‡Ëû—÷.ï?Þ¸¼ÿpyÿáòþÃåý‡Ëû—÷.ï?Þ¸¼ÿpyÿáòþÃåý‡Ëû—÷.ï?Þ¸¼ÿpyÿáòÚÃ嵇Ëk—·.o;Þv¸¼ípyÛáò¶Ãåm‡Ëۗ·^¸]ˆ.å¼púh7îÌát’èJNj§ÔÙDg…Ó­ 5”ZMt&Ñ*¢3Âic@§‡Ó
A+‰N#ZAyË)ÕF´ŒœKÃicA­DKˆS‘ED-D§†{ƒ- j&j”j÷,5Pªž¨Ž¨–¨†¨šh>ÑÍ”ª”ª$šI4ƒ(H4¨‚hQ9ÑT¢)D“‰&M$*#šv•‚J‰Æ‡]@ãˆJ®2PqØ5TDTH4–òÆP½ QÕMt
Ñ(*9’hUÏ’Ê#N4Œ(—J4„ZL4ˆh 5–C4€êeõ’òõ#êK”EԇšÎ$Ê 6{ùˆzQÓ^”Õs¥¥õ$r¥†S’ƒRˆ’éS@ID‰ät%³QÅY)ÏBd&Š¡‘‘ÈN™
҇SÊA:”•œ
¥8ӈwՊð#”ú–è¢Ã”÷5¥¾”ú+Ñ!¢/ÃÉÓA_„“+@¡ÔçDŸ}JyŸPêc¢ƒDQއD&çDïý‰è=*òGJ½K©?Pê÷DˆÞ¡¼·‰Þ”ç›Do½Nôù¥^%z%œ4ôr8iè·DûÉùыD/=OEž#ÚGÎg‰ž!zšè)*ò¢’ÉùÑãDí%ú5•|”R=Lôå=Hô 9÷ÝO´›hQ•ÜI©ûˆî%ÚA´=œX
‡gƒ:‰BD÷ÝMtѝDۈ~ND¼æ¿¤Vî ÚJy[ˆn’ºèV¢[ˆn&ÚLt5v#µrÑõ”wÑ/ˆ6]K®¡ÔÕDW]IyWP+—]Fy—]Bt1ÑF¢‹¨ä…”ê º€hÑz¢uag
èü°³tÑÚ°³t.Ñ9agÔv”ó³ÃÎa ³ˆÖPõÕTïL¢Uag=èª~:ÑJ¢ÓˆV-‘j£¦—Qõ¥D­agh 5¶˜J.”j!:•h!Ѫ×LÔD=k¤ê
DõT²Ž¨–¨†¨šh>ÑôêÙ¢Ù4èYÔt=¨’h&uw=(H­L’ª šFTN€¦†Ä¦„ÄöžNXšNÈM¤”eD ¸ðRJ’GΒpÂY âpÂzPQ8álPa8¡46_C * ŽÇûŸB©QaGh$ш°Cl|¢¼°chxØQ vÌåRÞP¢!aGÐ`*9(ìvˆ³™C4€ªgÓúù©±~D}©±,¢>D™Da‡˜¥ÞD>j³µé¥Æõ$r¥¥„ísAÉaû”Hä$J êAOTÁNNQQ,‘•JZ¨¤™œ1D&”#‘JꩤŽœ*‘BĉX ÛVë8j«s±Õ»¿…þ8|
ßWðý8| |ÿ_€Ï‘÷ҟŸ áÿøyFúà}àOÀ{qMî?Æ5»ßþ ü8 ß;ශ·€7‘~ü:ðð;àÕØSݯÄr¿þml‹{l¦û%àEèbýîçç€}Ⱦgb¹Ÿ†~
ú7ÐOÆ.t?»Àýxl³û±Ø&÷^Ôý5Ú{xt?ŒÏ‡€¬KÝ{¬ËÜ÷[ÛÜ»­ËÝ»€.`’ü÷÷”oò¶Ã:på÷ݖUî»,«ÝwZÖ¸·YÎrÿ
ø%p°ØÜnÉvß¾¸uno¶œê¾ úFè€ë¡¯C[¿@[›ÐÖµð]
\ \Žz—¡½K͓ݗ˜§¸/67¹7šow_dÞê>_ÍpŸ§æ¹×ò×ÏÚ¶&hYÃ-kkÊ֜¹fۚ××â
æÕÁUÁ3·­
žkTΌ
ž¶mEP·”aÅòê+ø¶¼h¸‚+l…}…g…j]lÛ¶,ȖM]Ö¾,´L72´ìe
[ÆÍ]Ýo_æJ/V/‹µ—,
. ¶n[ܸ(¸×lÞÖlÌ«6l«ÖåÕkòªƒóóæçm›œ“7+8{Û¬`U^ep&ÊÏțn›¬È+NÛVœ’798þIyeÁ‰ÛʂòÆK·ŽË+ c𬧽§§§j˜Ü=a.>v +àzÇõ©KÇ!×Ã.5ޖêNUúÚRxᔾ$åì”KRT[òsÉJ ¹oÿ[ÒsIo’}’¤ëHê; „%Ú=‰ªSŒ-qÒôŠˆåjcu’ú2KlNnsºJñ’N¾Ž©ÜÃ9ãvjB™Üé.Qàâ—êôŒóKÙtY—‰M+™¦Îñ
¡Œ
ñ(Ÿ2l±à¬Ù•œ_¥ý^B(Aüb‰–>ãF–6¶,”VQV7oN[Uj:Ðt·ÐEªüóÚV´ù+§0Ç;ŽOªó!ûsvÅfã6[·M ØÐy[œ;NÝqj nÐð[¬;Vݱjb 1¾>Ö©ÓKl·E X¦X”€¥ °$`ÉXòßƹ]Œ“žì_>óږûµo¤ªø
‘ô¯øn[Ž´øZ¡¥™ÿGŠæ·Á–Kçò¯õŸnü§îÀÏßè·yÆt+ç±ze-p.pМ
œ¬Vg«€3€Ó•ÀiÀ
`9Ð,Z%Àb`М
, Í@Ð4 õ@PÔ ÕÀ|`0˜ÌfU@%0˜é@0
(¦S€ÉÀ$`”PL JñÀ8 (Š€B`,0 Àhà`0äyÀp`† ƒAÀ@ dý?Ðèd}€L è
ø€^€ð n Hz. H’$ p @ p vÀı€° f 0FÀ èݘn|ª€p€±z?
¾¾____ >>>>>> Þþ¼üxøð{à ðð6ðð&ðð:ðð;àUààeà·À~à%àEààyà9`ð,ðð4ððàIà àqà1`/ðkàQààaà!àAà`p?°Øt;û€{Àv t!àànà.àN`ð+à—ÀÀV`p;pp+pp3°¸ ¸¸¸¸ø° ¸¸¸¸
¸¸¸¸¸¸¸Ø\t €õÀ:à|V?¦ãüsœŽóÏqþ9Î?Çùç8ÿçŸãüsœŽóÏqþ9Î?Çùç8ÿçŸãüsœ¾@àˆ1€#pÄ ŽÀ8b Gàˆ1€#pÄ ŽÀ8b Gàˆ1€#pÄ ŽÀ8b Gàˆ1€#pÄ ŽÀ8b Çùç8ÿçŸãìsœ}Ž³Ïqö9Î>ÇÙç8ûgŸãìsœýŸ:ÿÌ­ê§îÀÏÜX[Û 3aÉóç1ƌ72vôŠïüÕÈT¶µ±v|­cÙì!ö:«ek¡6±Ílû%±GØoØ+ÿȟÊü=C¿ˆY՝ÌÀz0Ö}¸ûàÑ-@—>îÏHõÐyŽ{ºíݟäûøèÝö£]†xfÖêÆ*/Âû~¤û0^¹Hwie=´M«ñ™ñÆ£÷ÝzҔ³Yl6›Ãæ²jVƒñ׳f¶ 3s*ka‹Øb-µyMølDj>J!¼húx©%¬XƖ³ì4|µB·ER”o©–^ÁVâëtv[ÅÎd«ÙšÈçJͳ9«´ôéÀYìl¬Ì9ìMI&ÏZv;«¶žm`ühê‚cªƒ]È.Â:_Ì.ùA½ñ;©Kñu»ûáJv»š]‹}q»þ$ï5šÿìFvöŒÈ»
ž›4%r÷°ÇÙ½ìnv»O›Ë:Ì͈œ—Fm[1«1µ’ô˜æoå±Ù:cc눌ôtøÏ=¡Æi‘y%×¢$µBë ZYsÒLŠ1>>”J]¥ÿ¸÷ÄYù1¯œëO˜™ë´”P'{H_ÍnÀ ¼ŸbV…ºšÔMš>Ñã±²›µô­ì6v;Öb«¦$“gôVvÎö¯Ø6v’¾ŽëñÝì.måB¬“…Ùv¶+yÛɺ4ÿå}Ÿ{Ä>æÙÅv³û±Cd#Ò

Источник

Состояние выгорания является результатом хронического стресса и характеризуется снижением производительности, усталостью, безразличием к окружающему миру. Подавленные отрицательные эмоции накапливаются и влияют на повседневную деятельность. Одной из наиболее важных характеристик выгорания является незаметность, человек с выгоранием не осознает его длительное время. Низкая продуктивность и снижение интереса к работе и жизни воспринимается как усталость. Общее физическое и психологическое состояние оценивается субъективно и неверно. Признаки эмоционального или профессионального выгорания:

  • падение общего тонуса организма;
  • исчезновение интереса к работе и жизни;
  • резкое снижение коммуникации с коллегами (у преподавателей также учениками);
  • безразличное отношение к окружающим;
  • ухудшение качества работы, невозможность увидеть ошибки в работе и невнимательность;
  • неуверенность и чувство профессиональной некомпетентности;
  • неудовлетворенность рабочими задачами и результатами;
  • отсутствие инициативности.

Специалисты выделяют разное количество этапов эмоционального выгорания. Приведем наиболее популярную и простую пятиступенчатую модель Дж. Гринберга, которая поможет самостоятельно определить этап выгорания у себя или близких. Первым этапом («медовый месяц») эмоционального или профессионального выгорания как ни удивительно является полная самоотдачи рабочая деятельность. Трудоголизм сильнейшим образом влияет на появление выгорания. Это не значит, что нужно работать спустя рукава. Однако даже на начальном этапе вступления в трудовую деятельность важно соблюдать баланс работы и отдыха. На первом этапе человек тратит значительное количество энергии на работу, у него высокая мотивация и заинтересованность в результате. По мере увеличения нагрузки профессиональная деятельность начинает приносить работнику все меньше удовольствия.

На втором этапе («недостаток топлива») человек понимает, что его вклад и трудолюбие не равноценно результату. Он начинает разочаровываться в своей деятельности, появляется раздражительность. Уже на этом этапе наблюдаются отдельные сбои в выполнении повседневных функций, забывчивость. Работник многократно проверяет свои действия, не замечая очевидных ошибок. Появляются усталость и апатия. Сотрудники с высоким уровнем мотивации на этом этапе не сбавляют темпов, продолжая работать в полную силу по привычке или ожидая более высоких достижений.

Третий этап («хронические симптомы») эмоционального выгорания характеризуется измождением. Еще сильнее проявляется недовольство, ухудшается иммунитет. У сотрудника обостряется злоба на окружающих и чувство подавленности, он находится в постоянном стрессе из-за нехватки времени и ресурсов. На четвертом этапе («кризис») могут оформиться или начать прогрессировать хронические заболевания, в результате чего сотрудник частично или полностью теряет работоспособность. Он чувствует, как работа утекает у него из рук, качество жизни снижается.

На пятом этапе («пробивание стены») проявляются все ранее описанные признаки эмоционального выгорания. Пятый этап характеризуется полным равнодушием к окружающей действительности. Так организм реагирует на хронический стресс и усталость. Он вырабатывает своеобразный защитный механизм отключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Тем самым организм защищает сам себя, чтобы полностью не остаться без ресурсов.

Читайте также:  Что есть можно при раздраженном кишечнике с болевым синдромом

Источник

Цель: в результате работы Вы

  • Познакомитесь с синдромом «профессионального выгорания»
  • Сможете выявлять наличие или отсутствие этого синдрома у себя и других.
  • Освоите методы профилактики синдрома эмоционального выгорания.
  • Освоите методы и приемы помощи самому себе и своим коллегам в ситуациях профессионального стресса.
  • Узнаете, что делать, когда выгорание уже развивается.

Блок 1. Представление о профессиональном выгорании

Что такое синдром профессионального выгорания.Начнем с традиционных определений. Обычно профессиональное выгорание определяют как синдром, который развивается на фоне хронического стресса и ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов специалиста. Оно считается одной из самых опасных профессиональных «деформаций» тех, кто работает с людьми: педагогов, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, – всех, чья деятельность невозможна без общения. Не случайно первая исследовательница этого явления Кристина Маслач назвала свою книгу: «Эмоциональное сгорание – плата за сочувствие».

Возникает профессиональное выгорание в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей “разрядки” или “освобождения” от них. A.Мороу (Morrow, 1981) предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего профессиональное выгорание: “Запах горящей психологической проводки”.

В соответствии с научной позицией, мы рассмотрим профессиональное выгорание целостно – это глубокая профессиональная деформация личности.

Выгорать – значит терять связь с миром,отчуждаться от себя, других людей, жизни в целом. При этом происходит притупление всех положительных эмоций. На глубоких стадиях выгорание можно назвать «смертью внутри жизни».

Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии, как три лестничных пролета в глубины профессиональной непригодности:

Первая стадия начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний. Специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но… скучно и пусто на душе

Исчезают положительные эмоции. Появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи.

Возникает состояние тревожности, неудовлетворенности. Возвращаясь домой, всё чаще хочется сказать: «Ну, не лезьте ко мне, оставьте в покое!»

На второй стадии возникают недоразумения с учащимися. Профессионал начинает в кругу своих коллег с пренебрежением говорить о некоторых из них. Постепенно неприязнь проявляется в присутствии учащихся. Вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала специалиста – это не осознаваемое им самим проявление самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.

На третьей стадии притупляются представления о ценностях жизни. Эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни.

По привычке такой человек может еще сохранять внешнюю респектабельность, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

Существуют различные методики для диагностики синдрома эмоционального выгорания. Предлагаю заполнить вам анкету (приложение 1).

Блок 2. Внешние и внутренние условия профессионального «выгорания»

Личностный фактор. Это, прежде всего, чувство собственной значимости на рабочем месте, возможность профессионального продвижения, автономия и уровень контроля со стороны руководства (А.Панс, 1982). Если специалист чувствует значимость своей деятельности, то он достаточно неуязвим по отношению к эмоциональному выгоранию. Если же работа выглядит в его собственных глазах незначимой, то синдром развивается быстрее. Его развитию способствуют также неудовлетворенность человека своим профессиональным ростом, излишняя зависимость от мнения окружающих и недостаток автономности, самостоятельности.

Ролевой фактор. Исследования показали, что на развитие «выгорания» существенно влияют конфликт ролей и ролевая неопределенность (Х.Кюйнарпуу), а также профессиональные ситуации, в которых совместные действия сотрудников в значительной степени не согласованы: отсутствует объединение усилий, но при этом присутствует конкуренция (К.Кондо). А вот слаженная, согласованная коллективная работа в ситуации распределенной ответственности как бы предохраняет работника от развития синдрома эмоционального сгорания, несмотря на то, что рабочая нагрузка может быть существенно выше.

Организационный фактор. На развитие «сгорания» влияет многочасовая работа, но не любая, а неопределенная (т.н. не четко определены функциональные обязанности) либо работа не получающая должной оценки. При этом негативно сказывается не раз подвергавшийся критике стиль руководства, при котором «шеф» не позволяет сотруднику проявлять самостоятельность и тем самым лишает его чувства ответственности за свое дело и осознания значимости, важности выполняемой работы.

Рассмотрим качества, помогающие специалисту избежать профессионального выгорания

В первую очередь, это следующие индивидуально-личностные особенности:

  • хорошее здоровье;
  • сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (к примеру, занятия спортом и поддержка здорового образа жизни);
  • высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.

Во-вторых, выгорания избегают люди,

  • имеющие, опыт успешного преодоления профессионального стресса;
  • способные конструктивно меняться в напряженных условиях
  • отличающиеся высокой подвижностью;
  • открытостью;
  • общительностью;
  • самостоятельностью;
  • стремлением опираться на собственные силы.

В-третьих, важной отличительной чертой этих людей являются:

  • способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности, как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.
Читайте также:  Ребенок с синдромом дауна учится в обычной школе

Блок 3. Профилактика и помощь при выгорании. Что делать, если вы заметили признаки выгорания?

Полностью исключить в работе профессиональный стресс и профессиональное выгорание в современных условиях невозможно. Но вполне возможно существенно уменьшить их разрушительное влияние на здоровье работающих людей.Как избежать встречи с синдромом профессионального «выгорания»

  • Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.
  • Любите себя или, по крайней мере, старайтесь себе нравиться.
  • Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.
  • Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
  • Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними.
  • Находите время для себя. Вы имеете право не только на рабочую, но и на частную жизнь.
  • Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.
  • Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за него его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам?

Что делать в ситуации, если вы заметили признаки выгорания?

Прежде всего, признать, что они есть. Трудно признаться самому себе: «я страдаю профессиональным выгоранием». Тем более что в трудных жизненных ситуациях включаются внутренние неосознаваемые механизмы защиты. Среди них – рационализация, вытеснение травматических событий, «окаменение» чувств и тела.

Люди часто оценивают эти проявления неверно – как признак собственной «силы». Некоторые защищаются от своих собственных трудных состояний и проблем при помощи ухода в активность: они стараются не думать о них (помните Скарлет с ее «Я подумаю об этом завтра»?) и полностью отдают себя работе, помощи другим людям. Помощь другим, действительно, на некоторое время может принести облегчение. Однако только на некоторое время. Ведь сверхактивность вредна, если она отвлекает внимание от помощи, в которой вы нуждаетесь сами.

Помните: блокирование своих чувств и активность, выраженные сверх меры, могут замедлить процесс вашего восстановления

Ваше состояние может облегчить, физическая и эмоциональная поддержка от других людей. Не отказывайтесь от нее. Обсудите свою ситуацию с теми, кто, имея подобный опыт, чувствует себя хорошо.

  • Не скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.
  • Не избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.
  • Не позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.
  • Не ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для сгорания, уйдут сами по себе. Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени.
  • Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.
  • Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно говорите о них семье, друзьям и на работе.
  • Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.

Если вы понимаете, что сгорание уже происходит и достигло глубоких стадий помните: необходима специальная работа по отреагированию травматического опыта и возрождению чувств. Настоящее мужество состоит в том, чтобы признать: мне необходима профессиональная помощь.

Сначала идет трудная работа, цель которой – «снять панцирь бесчувствия» и дать разрешение своим чувствам выйти наружу. Это не ведет к утрате самоконтроля, но подавление этих чувств может вести к неврозам и физическим проблемам. При этом важна специальная работа с разрушительными «ядовитыми» чувствами (в частности, агрессивными). Результатом этой подготовительной работы становится “расчистка“ внутреннего пространства, высвобождающая место для прихода нового, возрождение чувств.

Следующий этап профессиональной работы – пересмотр своих жизненных мифов, целей и ценностей, своих представлений и отношения к себе самому, другим людям и к своей работе. Здесь важно принять и укрепить свое “Я”, осознать ценность своей жизни; принять ответственности за свою жизнь и здоровье и занять профессиональную позицию в работе.

И только после этого шаг за шагом изменяются отношения к окружающим людям и способы взаимодействия с ними. Происходит освоение по-новому своей профессиональной роли и других своих жизненных ролей и моделей поведения. Человек обретает уверенность в своих силах. А значит, – он вышел из-под действия синдрома эмоционального сгорания и готов успешно жить и работать.

Существуют мифы тех, кто уже сгорел

Психологи считают: чтобы не стать жертвой синдрома, нужно, прежде всего, правильно относиться к себе, другим людям и своей работе. Чаще всего эмоционально сгорают люди, испытывающие четыре распространенных мифа

Проверьте: не ваша ли это позиция? (Приложение 4)

Приемы антистрессовой защиты приводятся в Приложении 2

Методы саморегуляции эмоциональной сферы приводятся в Приложении 3

На этой приятной ноте, я благодарю Вас за внимание! Надеюсь, что полученная информация оказалась ценной для Вас.

Источник