Синдром эмоционального выгорания для студентов

Уже на первом курсе студенты нередко чувствуют разочарование и упадок сил. Подобное эмоциональное выгорание у «новобранцев» может вызвать масса обстоятельств: обилие заданий, новый коллектив, «не те» предметы и даже комментарии однокашников в соцсетях. С собственной резкой реакцией на эти ситуации могут справиться не все.

В результате к старшим курсам такие учащиеся хуже осваивают специальность, а часть из них и вовсе отсеивается. «Из-за проблем с адаптацией можно потерять способных студентов с приличными достижениями», — отметила Елена Кудрявцева в докладе «Новые образовательные возможности и выгорание субъектов образовательного процесса»*. Первокурсникам нужно помогать влиться в университетскую жизнь. Изучение их психологических особенностей позволит предупредить эмоциональное истощение.

От «выгоревшего» студента — к плохому профессионалу

Эмоциональное выгорание (от английского «burn out» — выжечь, перегореть, выдохнуться) проявляется в чувстве растерянности, опустошенности и бессилия. Прежние цели и ценности разочаровали, новые пока не появились. В таком состоянии сложно учиться и работать, становиться специалистом в своей области. Оно может привести и к профессиональному выгоранию, когда человек теряет интерес к своей специальности, отметила Елена Кудрявцева.

В группе риска — прежде всего врачи, преподаватели, сотрудники социальных служб, психологи и менеджеры.

Представители этих социальных профессий работают с людьми и их проблемами, что отнимает много душевных сил. Исследования эмоционального выгорания, собственно, и начались с изучения самочувствия социальных работников. Американский психиатр Герберт Фройденбергер, понаблюдав за волонтерами, в 1970-е годы впервые описал синдром эмоционального истощения. Он обнаружил у своих «пациентов» и профессиональный кризис.

У врачей, учителей, психологов такая же нервная работа. Гнет чужих проблем изматывает их. Представителям этих специальностей необходим запас эмоциональной прочности, стрессоустойчивость. Если ее нет, то человек может «выгореть» уже на стадии учебы. Это и происходит нередко у студентов социальных специальностей из-за интенсивного переживания «чужого негатива».

Причины эмоционального истощения

У взрослых людей эмоциональное выгорание могут провоцировать напряженная и нелюбимая работа, конфликты с близкими, разочарование в себе, честолюбивое желание преуспеть во всем и прочее. Чаще «выдыхаются» максималисты и перфекционисты — из-за собственного подхода к делу.

У студентов есть специфические причины эмоционального выгорания. Среди них — большая учебная нагрузка (в том числе онлайн-курсы и проекты) и очень широкий круг взаимодействий (с преподавателями, сокурсниками и пр.). Елена Кудрявцева выделила и такой риск как избыток общения в соцсетях, в том числе, с учебными целями. Учащийся постоянно находится в центре внимания, видит комментарии о своих действиях. Это тоже усиливает напряжение, считает эксперт.

«Концентрация коммуникаций в учебной среде сгущает образовательный контекст», добавила исследователь, и это «сгущение» составляет основу эмоционального выгорания.

Как не «сгореть» от напряжения

Стресс от учебы можно снимать разными способами — например, с помощью психологических тренингов. Нужно научиться регулировать собственное душевное состояние. Полезно чередовать виды деятельности — кроме занятий должны быть и интересные хобби.

Что помогает студентам бороться с эмоциональным дефицитом:

  • поддержка педагогов. Их эмоциональная устойчивость хорошо влияет и на студентов;
  • участие в научных исследованиях, то есть активное включение в “академический контекст”. Это помогает учащимся почувствовать себя нужными, ощутить «вкус» науки и преимущества коллективной работы;
  • дополнительная социальная активность, например, участие в студенческом самоуправлении (оно тоже помогает молодежи понять свою значимость);
  •  сплоченность студенческой группы, чувство локтя.

Как развивается выгорание

Для самочувствия студентов решающими оказались первый и четвертый курс, выяснила исследователь. На первом курсе у половины учащихся нет признаков эмоционального выгорания (они спокойны и открыты). В то же время, примерно у трети есть первые симптомы этого тревожного состояния. На втором курсе оно нарастает — идет «ухудшение ситуации». На третьем курсе ощущения ребят стабилизируются. А к четвертому курсу происходит развязка сюжета. «Часть студентов избавляется от эмоционального выгорания, а часть развивает негативное состояние», — пояснила эксперт.

Изменения психологического самочувствия Елена Кудрявцева отразила в индивидуальных картах учащихся, которые обновляются раз в год. Создание таких карт позволило ей проследить «треки» эмоционального выгорания младшекурсников. В «треке» 3 фазы, которые набирают силу постепенно:

  •  Напряжение. Человек переживает «психотравмирующие обстоятельства», недоволен собой, «загнан в клетку», встревожен.
  •  Резистенция. Идет эмоционально-нравственная дезориентация, человеку сложно выполнять профессиональные обязанности.
Читайте также:  Синдромы при дисфункции сфинктера одди

– Истощение. Развивается эмоциональный дефицит, возникают проблемы со здоровьем.

Адресная поддержка проблемных студентов

Анализ индивидуальных карт учащихся показал:

– трек эмоционального выгорания не зависит от направлений подготовки и образовательных возможностей студентов. Разочаровываются и студенты вузов, и студенты колледжей;

– индивидуальные карты помогают выбрать наилучшую стратегию помощи студентам — например, не переусердствовать в работе с отстающими. При повышении требований они могут сопротивляться активнее. В целом нужно учитывать, что «чем сильнее у студента эмоциональное выгорание, тем менее конструктивна его реакция на любую обратную связь», подчеркнула эксперт;

– с помощью карт легче прогнозировать академическую активность студентов: включенность в разные учебные форматы, ответственность за выполнение заданий и готовность к дополнительным усилиям. Еще задолго до зимней сессии становится ясно, кто среди первокурсников рискует отсеяться.

В конечном счете, индивидуальные карты учащихся помогают объяснить их образовательные достижения и предупредить отсев, заключила исследователь.

Исследование опирается на наблюдения за психологическим состоянием студентов департамента менеджмента НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге (2015-2016 год), а также на анализ самоощущений студентов педагогического и менеджерского профиля, обучающихся в Приамурском государственном университете.

Источник

Студенты, которые едут учиться за границу — особенные люди. Они выбирают не только знания, но и другой язык, новую страну, незнакомый контекст. Все это ужасно увлекательно, но вызывает много стресса, к которому надо быть готовым.

На эмоциональное состояние студента могут повлиять не только контрольные и изнурительная сессия, но и высокие ожидания родителей, большие требования от профессоров и от самого себя. Все в комплексе может привести к выгоранию.

Термин «выгорание» еще не изучен до конца: впервые его ввел Герберт Фройденбергер в своей книге «Выгорание: высокая цена высоких достижений» в 1974 году. Однако, уже сегодня исследователи выделяют основные симптомы, которые могут проявляться у каждого человека индивидуально. Чаще всего, люди в состоянии выгорания испытывают следующее:

— сложность в концентрировании внимания

— умственная и физическая усталость

— снижение продуктивности

— чувство депрессии и отчужденности

— отсутствие мотивации

Особенно внимательно к выгоранию должны относится студенты-achievers, которые постоянно стремятся к высоким оценкам и ставят для себя недостижимую планку. Но это не значит, что выгорание не может произойти и с обычным студентом, кто прилежно учится и точно также подвергается стрессу из-за больших объемов информации, новой среды, большой конкуренции.

Известны случаи, когда люди, у кого произошло выгорание, не отдавали себе в этом отчет и не понимали, почему вдруг в один прекрасный день им очень сложно встать с кровати. В крайних случаях, у пациентов с выгоранием возникают и физические проявления стресса: боли в голове и животе, кожные высыпания и экземы, приступ аппендицита. Такие случаи выгорания уже носят клинический характер и тут нужно обратиться к врачу.

Физическая активность

Что же делать, если выгорание уже случилось? Здесь ответ дают не только психологи, но и нейрофизиологи. В свежей книге Эмилии и Эмили Нагоски «Burnout: The Secret to Solving the Stress Cycle» описывают стресс и реакцию организма на него как один из древнейших процессов, переживаемых человеком.

Изначально стресс представлял собой хищника в лесу, сегодня — это дедлайн или критический комментарий профессора. Однако организм, а в частности мозг, не успел эволюционировать так быстро и не различает стресс, вызванный внезапной встречей со львом от стресса перед контрольным тестированием. В связи с этим, реакция тела на стресс «бей или беги» не изменилась. Именно поэтому, ученые рекомендуют не останавливать организм и чаще заниматься физическими активностями, то есть дать своему телу бежать, плавать, танцевать, быть активным в течение 20-60 минут.

Читайте также: «Как справиться с тоской по дому, находясь за рубежом»

Позитивные отношения

Когда мы в стрессе, нам кажется, что будет лучше, если люди вокруг оставят нас в покое. На самом деле это не так. Организму в стрессе нужно ощущение безопасности, а позитивный интерактив с окружающими, пусть даже короткий small talk с продавцом или пассажиром в автобусе, помогает создать это ощущение и успокоить мозг.

Читайте также:  Какой врач лечит синдром пиквика

А вот с близкими людьми, друзьями, и теми, кому вы доверяете нейрофизиологи советуют побольше обниматься. Пользу объятьев и поцелуев описывает психолог в сфере отношений Джон Готманн. Обниматься следует 20 секунд — это достаточно долго по сравнению с быстрым поверхностным объятьем, и 20 секунд хватает, чтобы успокоить сердечный ритм, понизить давление, дать организму понять, что он находится под защитой. Сразу после объятий, ученые зафиксировали смену «гормона стресса» кортизола на окситоцин, «гормон счастья».

Обниматься по 20 секунд, конечно, сложно, когда вы далеко от дома, но даже объятья с однокурсниками, которые находятся в таком же стрессе, как и вы, могут помочь организму физически успокоиться.

Письма благодарности

Еще один эффективный способ борьбы с выгоранием — письма благодарности. Это распространенная практика среди психологов, которые чаще всего рекомендуют писать письма благодарности себе или просто обстоятельствам: «спасибо, что у меня есть крыша над головой, еда на столе, спасибо, что я нахожусь в этой интересной стране».

Однако Нагоски рекомендуют писать письма благодарности людям, которым вы на самом деле благодарны. Более того, такое письмо лучше зачитать вслух этому человеку. Подобное «празднование» достижений и всех к ним причастных людей дает большой заряд энергии и чувство уверенности.

Читайте также:«10 вариантов для отдыха после сдачи всех экзаменов»

Вовлечение во что-то важное

Это более абстрактный совет, но он как нельзя актуален для студентов. Чувство собственной значимости повышается, когда вы приобщаетесь к чему-то большому и важному: это может быть научное достижение, к которому вы стремитесь; борьба с глобальным потеплением; волонтерство в приюте для собак; медитация и духовные практики. Главное, не просто восхищаться большой красивой целью, но принимать в ней непосредственное участие. И самое важное, что нужно понимать — смысл своей деятельности, да и жизни, невозможно найти, его нужно сделать самостоятельно.

Итак, главное, что нужно запомнить в борьбе с выгоранием — нельзя игнорировать тело и его ощущения. Физическая активность, отношения с близкими, позитивное общение, все это помогает успокоить инстинкты, которые свойственны нам еще из древних времен. Помните, что вы находитесь в увлекательном путешествии, которое в любом случае приведет вас к полезному и важному результату. Но, как и любое путешествие, учеба за рубежом — это временный процесс, не зацикливайтесь на текущих проблемах слишком долго — вас ждет еще так много всего впереди.

Источник

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

Социальные и психологические изменения, происходящие в обществе, в разных сферах деятельности, в частности учебной, привели к тому, что будущие специалисты чаще стали подвержены стрессовым ситуациям. Учебный вузовский процесс представляет собой «…систему организации учебно-воспитательной деятельности, в основу которой положено органическое единство и взаимосвязь преподавания (деятельность преподавателя) и учения (деятельность студента), направленных на достижение целей обучения, развития личности студента, его подготовки к профессиональной деятельности.»[2, с.34-35] Учебный процесс в вузе требует большой отдачи, всё это ведет к эмоциональной нестабильности. Студенты практически «живут» в вузе, к тому же постоянно заняты учебной деятельностью. Постепенно это может привести к эмоциональному выгоранию.

В связи с этим, рассмотрение вопроса о синдроме эмоционального выгорания у студентов, на наш взгляд, не оставляет сомнения в своей актуальности, т.к. внутренний мир ощущает дисгармонию, снижается память, студент начинает неконструктивно мыслить. Столкнуться с симптомом эмоционального выгорания может любой студент.

Понятие “эмоциональное выгорание” было введено американским психиатром Гербертом Фрейденбергом в 1974 году. Исследователь определял данное явление как “…нарастающее эмоциональное истощение, ответную реакцию на продолжительные сферы межличностного общения”.[4, с.163] В дальнейшем феномен “эмоциональное выгорание” был детализирован К. Маслач и Х. Хартманом в 1982 году, которые выделили три главных его компонента: эмоциональное (или физическое) истощение; деперсонализация; сниженная рабочая продуктивность [3, с. 29-30] Впервые тема студенческого выгорания была затронута Г.С. Никифоровым. В его исследовании принимали участие студенты педагогических специальностей, обучавшиеся в Зеленогурском университете. Г.С. Никифоров использовал «Опросник поведения и переживания, связанного с работой», разработанный У. Шааршмидтом и А. Фишером в Институте психологии Постдамского университета. Тогда Никифоров впервые выявил, что не только работающие люди, но и студенты склонны к возникновению эмоционального выгорания.

Читайте также:  Почему абстинентный синдром возникает не у всех

В рамках работы студенческого научного клуба по психологии «Инсайт» мы измерили риск синдрома эмоционального выгорания у студентов педагогического факультета с 1 по 5 курсы, согласно методике Б. Поттера. Анализ результатов исследования показал, что, в целом, у 48% студентов высокий уровень риска возникновения синдрома эмоционального выгорания, у 30% – умеренный и у 22,5% – низкий уровень. Приведённые данные показывают о преобладании у студентов высокого уровня риска эмоционального выгорания, т.е. это студенты, подверженные стрессовым ситуациям, находящиеся в неустойчивом эмоционально-психологическом состоянии.

По курсам результаты таковы: на 1 курсе у студентов преобладает низкий риск возникновения синдрома эмоционального выгорания – 48%, у 34% – умеренный и у 18% – высокий уровень синдрома. На 2 курсе мы получили следующие результаты: у 14% студентов низкий уровень риска, 37% имеют умеренный уровень и 49% студентов с высоким уровнем риска возникновенияию синдрома. У студентов 3 курса мы наблюдаем преобладание умеренного уровня – 52%, у 14 – низкий уровень и 34% имеют высокий уровень. На 4 курсе результаты следующие: преобладание высокого уровня – 67% студентов, у 19% – умеренный уровень и 14% – низкий уровень. Студенты 5 курса наиболее подвержены высокому уровню – 68%, 16% – низкий и 16% – умеренный уровень риска.

Проанализировав результаты исследования, мы наблюдаем высокий уровень риска возникновения синдрома эмоционального выгорания на 2,4 и 5 курсах. Уже на втором курсе студенты нередко чувствуют разочарование и упадок сил. Подобное эмоциональное выгорание у них может вызвать масса обстоятельств: обилие заданий, новый коллектив, “не те” предметы. С собственной резкой реакцией на эти ситуации могут справиться не все. Второкурсники уже во всю вовлечены в учебный процесс – зачастую, это самый сложный курс для студента. Именно на втором курсе происходит самое интенсивное обучение общим знаниям и формирование культурных запросов. Период обучения на 4-5 курсах связан с прохождением студентами педагогической практики, интенсивным взаимодействие с учащимися, близким знакомством с будущей профессией. Студент вступает в этап выраженного профессионального самоопределения, сопровождающегося формированием уверенности и готовности к активной самостоятельной деятельности в выбранной профессиональной сфере, либо разочарование в профессии, неуверенностью в выборе. Следовательно весь процесс обучения потенциально содержит в себе опасность возникновения эмоционального выгорания. На младших курсах, прежде всего из-за стрессов, вызванных переходом от учебной деятельности к учебно-профессиональной , на старших – в процессе интенсивной профессионализации у студентов может возникнуть неуверенность в выборе пррфессии, в возможностях дальнейшей самореализации. Всё это, несомненно, может служить факторами, приводящими к состоянию эмоционального выгорания. [4, с.81]

Завершающий период обучения в вузе вполне уместно назвать начальным этапом профессиональной адаптации студентов – будущих педагогов, который неизбежно связан с осознанием молодым специалистом некоторой недостаточности своих знаний и умений требованиям практической деятельности. Это проявляется в довольно невысокой оценке своих педагогических способностей, коммуникативных навыков и умений, низкой самооценке, которая проявляется опосредованно – лишь при анализе уровня своей компетентности, а не оценке личности в целом[1, с.273].

Таким образом, наличие высокого показателя у студентов возникновения риска синдрома эмоционального выгорания позволяет обратить внимание к данной проблематике как самого студента, так и педагогического состава преподавателей. Прежде всего, на наш взгляд, необходима просветительская работа среди студентов в сфере профилактики данного состояния и гармонизации собственного внутреннего мира, т.к. успешность в учебном процессе напрямую связана с благоприятным данным состоянием.

Список литературы

Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика. 2-е изд.-СПб.:Питер,2009. С.336.

Никифоров Г.С. Психология здоровья: Учебник для вузов.-СПб.Питер, 2006. С.607.

Орёл В.Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии/В.Е. Орёл. Перераб. и доп.Ярославль: 1999. С.76-97.

Maslach C., Jackson//Journal of Occupational Behavior. 1981. c.26-34

Freudenberger H.J. Staff burn-out//Journal of Social Issues. 1974. c.159-165

Источник